Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 33

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 33

 

 

132 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

6 . 2 7 При выставлении ВМТ метки (2) 

шкива коленчатого вала и метки (1) 

зубчатого колеса привода ГРМ 

д о л ж н ы совпадать (двигатель Z16SE) 

Д в и г а т е л ь Z16SE 
25 Снимите крышку клинового ремня 

(см. Раздел 5). 

26 Выверните 3 болта и снимите вер-

хнюю крышку привода ГРМ (см. Раз-

дел 8). 

27 Поверните шкив коленчатого вала 

в направлении вращения двигателя (по 

часовой стрелке) так, чтобы совпали 

метки на шкиве и нижней крышке ГРМ 

(см. сопр. иллюстрацию) - при этом 

также должны совпасть метки на зуб-

чатом колесе распределительного вала 

и задней крышке ГРМ. Теперь поршень 

первого цилиндра находится в ВМТ 

такта сжатия. Замечание:

 Если метка 

распределительного вала находится на 

нижней стороне зубчатого колеса, про-

верните коленчатый вал еще на один 

оборот. При несовпадении меток зуб-

чатых колес ГРМ требуется провести 

регулировку фаз распределения для 

чего необходимо снять зубчатый ре-

мень (см. Раздел 8). 

Д в и г а т е л ь Z13DT 

28 Снимите крышку мультиреберного 

ремня, (см. Раздел 5). 

29 Снимите топливораспределитель-

ную магистраль (см. Главу 4). 

30 Рассоедините разъемы электро-

проводки свечей накаливания, форсу-

6.31а Пробки корпуса распредели-

тельных валов (двигатель Z13DT) 

6.31 Ь Установка  ф и к с и р у ю щ и х  ш п и л е к 

Opel-EN-46781 (двигатель Z13DT) -

с т р е л к а м и указано  п о л о ж е н и е  л ы с о к 

Д в и г а т е л и Y17DT(L)/Z17DTH 

Замечание:

 Ниже приводится описа-

ние процедуры установки первого ци-

линдра в положение ВМТ такта сжатия 

на примере двигателя Y17DT. При вы-

полнении данной процедуры на других 

двигателях потребуется выполнить не-

которые дополнительные операции. 
34 Ослабьте хомуты крепления и сни-

мите гибкий рукав и промежуточный 

патрубок системы питания двигателя 

воздухом (см. Главу 4). 

35 Снимите правое переднее колесо 

(см. Главу «Введение»), установите вы-

вешенный автомобиль на подставки. 

36 Ослабьте хомуты крепления и сни-

мите нижний промежуточный патрубок 

впускного воздуховода (см. Главу 4). 

37 Снимите мультиреберный ремень 

(см. Раздел 7). 

38 Отсоедините электропроводку ге-

нератора (см. Главу 5). 

39 Отделите короб кабельного канала 

и вакуумные линии от верхней пере-

дней крышки привода ГРМ. Выверни-

те крепежные болты и снимите верх-

нюю крышку зубчатого ремня. Заме-

чание:

 Для крепления крышки исполь-

зуются болты различной длины, запом-

ните или пометьте их установочное 

положение маркером. 
40 Проверните коленчатый вал до со-

6.33 Установка приспособления Opel-

EN-46785 (двигатель Z13DT) 

нок и датчика распределительного 

вала. Выверните 3 болта крепления 

короба кабельного канала и отведите 

его в сторону. 

31 Выверните 2 пробки из корпуса 

распределительных валов

 (см. иллю-

страцию 6.31а). Очистите резьбу и 

вверните в отверстия фиксирующие 

шпильки (Opel-EN-46781)

 (см. иллю-

страцию 6.31Ь) - по окончании уста-

новки лыски на наружной стороне шпи-

лек должны располагались горизон-

тально. При необходимости нанесите 

на шпильки метки. 
32 Проверните коленчатый вал по ча-

совой стрелке, чтобы подпружиненные 

фиксирующие шпильки зафиксирова-

лись. Внимание:

 При проворачивании 

коленчатого вала ассистент должен 

следить за тем, чтобы фиксирующие 

шпильки не проворачивались! 

33 Вставьте в специальное отверстие 

на РКПП штифт Opel-EN-46785

 (см. 

сопр. иллюстрацию), слегка вращая 

вперед-назад коленчатый вал, чтобы 

штифт вошел в отверстие на махови-

ке. Если штифт не вставляется в махо-

вик, необходимо произвести регули-

ровку фаз газораспределения. 

133 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

7 . 4 Ослабление натяжения мультире-

берного ремня (на примере двигателя 

Z10XEP с К/В) 

7 . 7  К р е п е ж н ы е болты (1)  з а к л е п к а (2) 

к р ы ш к и мультиреберного ремня и 

винты (указаны стрелками) крепления 

в о з д у х о н а п р а в л я ю щ е г о рукава на 

двигателе Z18XE 

6.40 Выставление ВМТ на двигателе 

Y17DT 

1 Шкив коленчатого вала 

2 Метка шкива коленчатого вала 

3 Штифт на корпусе масляного насоса 

4 Установочный болт зубчатого колеса 

ТНВД (М8) 

5 Установочный болт зубчатого колеса 

распределительного вала (Мб) 

вмещения отверстий на зубчатых ко-

лесах распределительного вала и ТНВД 

с отверстиями на корпусе двигателя 

и вверните установочные болты

 (см. 

сопр. иллюстрацию) Мб в соответ-

ствующее отверстие колеса распреде-

лительного вала и М8 в колесо приво-

да ТНВД. Проверьте совмещение ме-

ток - при ввернутых установочных бол-

тах метка на шкиве коленчатого вала 

должна совпадать со штифтом на 

крышке масляного насоса. Замеча-

ние:

 При снятом шкиве коленчатого 

вала метка на зубчатом шкиве должна 

совпадать с приливом на крышке мас-

ляного насоса. Если метки не совпада-

ют, необходимо выполнить регулировку 

фаз распределения (см. Раздел 8) -

предварительно снимите зубчатый ре-

мень. 

7 Снятие и установка 

мультиреберного ремня 

привода вспомогательных 

агрегатов 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

1 Операции по снятия и установке 

мультиреберного приводного ремня в 

большинстве случаев схожи у всех дви-

гателей, отличия определяются, лишь 

вариантами компоновки натяжных ро-

ликов и связанными с этим особенно-

стями. Замечание:

 Описание опера-

ции по демонтажу натяжного устрой-

ства/ролика приведено в Разделе 8. 

2 Мультиреберный ремень предназ-

начен для привода вспомогательных 

агрегатов, таких как генератор, водяной 

насос и насосный узел кондиционера 

воздуха. В зависимости от модели дви-

гателя и комплектации количество при-

водных агрегатов может быть разным, 

и соответственно будет различной дли-

на ремней - будьте внимательны при 

покупке нового ремня для свого авто-

мобиля. Перед снятием ремня реко-

мендуется зарисовать схему его натя-

жения. 
3 Если ремень будет использоваться 

повторно, прежде чем снимать его со 

шкивов нанесите маркером метку (в 

виде стрелки) для определения направ-

ления вращения мультиреберного рем-

ня при последующей установке. Заме-

чание:

 Ремень вращается по часовой 

стрелке, если смотреть на двигатель со 

стороны ременного привода. Если ра-

нее использовавшийся ремень устано-

вить без соблюдения направления вра-

щения, он будет подвергаться повы-

шенному износу и быстро выйдет из 

строя. 

Д в и г а т е л и  Z 1 0 X E / Z 1 0 X E P / 

Z12XE/Z14XEP 

1 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Главу 5), снимите воздухоочисти-

тель (см. Главу 4) и правое переднее 

колесо (см. Главу «Введение»). 

2 Снимите крышку мультиреберного 

ремня,

 на моделях Corsa-Eco, кроме 

того, необходимо снять защиту карте-

ра двигателя (см. Раздел 5). 

3 Снимите правую опору двигателя 

(см. Раздел 5). 

4 Для ослабления мультиреберного 

ремня используется центральный 

болт натяжного ролика

 (см. сопр. ил-

люстрацию), для чего при помощи 

специального ключа  K M - 6 1 3 1 ото-

жмите ролик в направлении стрелки 

и зафиксируйте стопорным стержнем 

КМ-6130. Затем снимите ремень. 

5 При установке наденьте мультире-

берный ремень на приводные шкивы. 

При помощи ключа слегка отожмите 

натяжной ролик по направлению стрел-

ки

 (см. иллюстрацию 7.4) и извле-

ките стопорный стержень. Затем мед-

ленно поверните ключ по часовой 

стрелке - мультиреберный ремень на-

тянется. 

6 Установите все снимавшиеся ком-

поненты и опустите автомобиль на ко-

леса. 

Д в и г а т е л и  Z 1 3 D T / Z 1 4 X E / Z 1 6 Х Е / 

Z 1 6 S E / Z 1 7 D T / Z 1 7 D T L / Z 1 7 D T H / 

Z18XE 

З а м е ч а н и е :

 На данных двигателях 

снятие правой опоры двигателя, воз-

духоочистителя и переднего колеса не 

требуется. 

7

 На двигателе Z18XE предвари-

тельно выверните 3 винта и снимите 

водухонаправляющий рукав, а затем и 

крышку мультиреберного ремня

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

8

 На двигателях Z14XE/Z16ХЕ/ 

Z16SE/Z18XE/Z17DT/Z17DTL/ 

Z17DTH для ослабления мультиребер-

ного ремня используется центральный 

болт натяжного ролика

 (см. сопр. ил-

люстрацию), для чего при помощи 

обычного гаечного ключа (15 мм) или 

ключа  К М - 9 1 3 - А отожмите ролик в 

направлении стрелки и зафиксируйте 

стопорным стержнем КМ-6130. Затем 

снимите ремень. Замечание:

 На не-

которых модификациях двигателя с 

рабочим объемом 1.7 л фиксация ро-

лика не предусмотрена. После снятия 

ремня медленно ослабьте натяжение 

134 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

7 . 8 Отжав натяжной  р о л и к при 

п о м о щ и ключа  К М - 9 1 3 - А (2), зафикси-

руйте натяжное  у с т р о й с т в о специаль-

н ы м  п р и с п о с о б л е н и е м  К М - 6 1 3 0 (1) (на 

примере  д в и г а т е л я Z18XE) 

ролика и снимите ключ с натяжного 

устройства. 

9 Снятия мультиреберного ремня

 на 

двигателях Z13DT производится в 

аналогичной манере, но для ослабле-

ния используется другой специальный 

ключ

 (см. иллюстрацию 7.9а). Спо-

соб фиксации ролика при помощи 

стержня КМ-6130 показан

 на иллюс-

трации 7.9Ь. 

10 Порядок установки мультиреберно-

го ремня приведен в параграфах 5 и 6 

(см. выше). 

8 Снятие и установка 

зубчатого  р е м н я / ц е п и 

привода ГРМ 

(регулировка фаз 

газораспределения) 

Общая  и н ф о р м а ц и я 

Главное предназначение зубчатого 

ремня/цепи - осуществление привода 

газораспределительного механизма 

(ГРМ), при этом он обеспечивает со-

гласованное открывание/закрывание 

клапанов в зависимости от текущего 

такта рабочего цикла в каждом из ци-

линдров двигателя. Кроме того, на раз-

личных моделях двигателя посредством 

зубчатого ремня/цепи осуществляется 

привод некоторых вспомогательных 

агрегатов, таких как ТНВД (дизельные 

модели), водяной насос и некоторых 

других агрегатов. 

Проверка и замена зубчатого ремня 

должна производиться в строгом соот-

ветствии с Графиком ТО (см. Главу 1). 

Свист и завывание зубчатого ремня 

при работе двигателя указывают на его 

излишне сильное натяжение, при сла-

бом натяжении ремень бьет по крыш-

ке. Выход из строя зубчатого ремня 

может привести к тяжелым поврежде-

ниям двигателя, поэтому рекомендует-

ся заменять ремень при каждом его 

снятии. Если планируется повторное 

7.9а Ослабление натяжения мультире 

берного ремня (1) дизельного двига-

теля Z13DT 

2 Специальный ключ 

использование ремня, прежде чем сни-

мать его зубчатых колес нанесите мар-

кером метку (в виде стрелки) для оп-

ределения направления вращения при 

последующей установке. Замечание: 

Ремень вращается по часовой стрел-

ке, если смотреть на двигатель со сто-

роны ременного привода. Перед сня-

тием ремня рекомендуется нарисовать 

схему его натяжения. 

Цепь практически не требует обслужи-

вания в течение всего срока службы. 

При устранении неисправностей или 

замене агрегатов, приводимых в дви-

жение цепью, может потребоваться сня-

тие, а иногда и замена цепи. После каж-

дого снятия цепи в обязательном по-

рядке выполняется регулировка фаз 

газораспределения. Данные операции 

могут быть выполнены только при по-

мощи специальных инструментов -

заранее позаботьтесь об их приобре-

тении. 

В процессе эксплуатации в результа-

те ослабления ремня/цепи,увеличения 

длинны или при некоторых поврежде-

ниях ремня он/она может перескочить 

на один или несколько зубьев на зуб-

чатых колесах/звездочках распредели-

тельных валов, что приведет к наруше-

нию согласования фаз газораспреде-

ления, снижению эффективности рабо-

ты двигателя, а в некоторых случаях к 

выходу из строя клапанов или порш-

ней цилиндров. Регулировка фаз га-

зораспределения производится при 

снятом зубчатом ремне/цепи путем 

совмещения меток/установки приспо-

соблений при выставлении положения 

ВМТ для соответствующего поршня 

(см. Раздел 6). 
Внимание:

 В момент проворачивания 

распределительных валов при снятом 

зубчатом ремне/цепи ни один из пор-

шней не должен находиться в положе-

нии ВМТ - иначе клапана упрутся в 

7.9Ь  Ф и к с а ц и я натяжного ролика 

мультиреберного ремня  с т о п о р н ы м 

с т е р ж н е м  К М - 6 1 3 0 (3) на двигателе 

Z13DT 

1 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Главу 5) и снимите верхнюю крыш-

ку двигателя (см. Раздел 2). 

2 Снимите воздухоочиститель (см. 

Главу 4) и правое переднее колесо (см. 

Главу «Введение»). 

3 Снимите мультиреберный ремень 

(см. Раздел 7). 

4 Извлеките стопорный стержень и 

ослабьте натяжное устройство мульти-

8 . 4  Д л я снятия натяжного устройства 

извлеките  с т о п о р н ы й стержень (2) и 

выверните  к р е п е ж н ы й болт (1) 

(двигатели Z14XE/Z16XE/Z18ХЕ) 

поршень, что может привести к повреж-

дению клапанов и/или поршней. Необ-

ходимо провернуть коленчатый вал 

двигателя примерно на 60° от положе-

ния ВМТ! Коленчатый вал можно не 

поворачивать, если требуется лишь 

небольшое смещение распределитель-

ных валов, - при этом выбирайте крат-

чайший путь до положения ВМТ. 

Замечание:

 После проведения заме-

ны зубчатого ремня рекомендуется 

наклеить на верхней крышке ГРМ яр-

лык с указанием текущего километра-

жа и датой замены. 

Д в и г а т е л и  Z 1 4 X E / Z 1 6 X E / Z 1 8 X E 

Снятие 

135 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

8.7 Стрелкой указан болт крепления 

нижней  к р ы ш к и ГРМ (двигатели 

Z 1 4 X E / Z 1 6 X E / Z 1 8 Х Е ) 

8.12 Указатель (1) натяжного ролика 

зубчатого ремня (двигатели Z14XE/ 

Z16XE/Z18XE) 

реберного ремня. Выверните крепеж-

ный болт

 (см. сопр. иллюстрацию) 

и снимите устройство с двигателя. 

5 Установите поршень первого ци-

линдра в положение ВМТ такта сжатия 

(см. Раздел 6). 

6 Снимите шкив коленчатого вала 

(см. Раздел 5), после чего вновь уста-

новите крепежный болт на место и зак-

репите им ведущее колесо зубчатого 

ремня. 

7 Выверните крепежный болт

 (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите ниж-

нюю крышку ГРМ. 

8 Снимите правую опору двигателя 

(см. Раздел 5). 

9 Выверните 3 винта крепления вер-

хней крышки ГРМ

 (см. сопр. иллюс-

трацию) и снимите крышку. 

10 Рассоедините разъем электропро-

водки датчика распределительных ва-

лов,

 на двигателе Z16XE выверните 2 

болта и снимите датчик с головки бло-

ка цилиндров. 

11 Проверьте положение ВМТ для пор-

шня первого цилиндра двигателя, про-

верьте совпадение всех меток

 (см. 

иллюстрацию 8.11, I и III) и зафик-

сируйте положение распределительных 

валов при помощи специального при-

способления

 (см. иллюстрацию 

8.11, II). Замечание: Если метки на 

зубчатых колесах не совпали, фикси-

ровать распределительные валы нет 

необходимости. 

8.9 Болты крепления: правой  о п о р ы 

двигателя - 1 и 2, верхней  к р ы ш к и 

ГРМ - указаны  с т р е л к а м и (двигатели 

Z14XE/Z16XE/Z18ХЕ) 

8 . 1 4  К р е п е ж н ы й болт (2) натяжного 

ролика зубчатого ремня (двигатели 

Z14XE/Z16XE/Z18XE) 

12 Ослабьте крепежный болт и при 

помощи шестигранного пруткового 

ключа поворачивайте натяжной ролик 

зубчатого ремня за регулировочный 

эксцентрик по часовой стрелке

 (см. 

сопр. иллюстрацию) до тех пор, пока 

указатель натяжного ролика не будет 

установлен перед левым упором, затя-

ните болт. При необходимости отметь-

те направление вращения ремня и сни-

мите его. Ремень, имеющий характер-

ные следы износа, перегибы и повреж-

дения необходимо заменить в обяза-

тельном порядке. 

13 Если при проверке регулировки 

фаз газораспределения метки на зуб-

чатых колесах распределительного 

механизма не совпали, необходимо 

после снятия ремня, поворачивая рас-

пределительные валы, установить мет-

ки в требуемое положение и зафикси-

ровать их специальным приспособле-

нием

 (см. иллюстрацию 8.11, II). 

Внимание:

 При снятом ремне не ме-

няйте положение коленчатого вала. 

14 В случае необходимости выверни-

те крепежный болт и снимите натяж-

ной ролик зубчатого ремня

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Аналогично снимает-

ся направляющий ролик. 

Установка 

15 Установите (если снимались) на-

8 . 1 1 Проверка положения ВМТ на 

п р и м е р е двигателя Z18XE  ( с т р е л к а м и 

указано  п о л о ж е н и е меток при  с н я т о м 

ш к и в е коленчатого вала) 

II Специальное приспособление 

КМ-852 

8.15 Стопорный рычаг (1) направляю-

щего ролика  д о л ж е н быть установлен 

в  н а п р а в л я ю щ у ю (2) на  к о р п у с е 

масляного насоса (двигатели  Z 1 4 X E / 

Z16XE/Z18XE) 

правляющий и натяжной ролики зуб-

чатого ремня. Стопорный рычаг натяж-

ного ролика должен быть установлен в 

направляющую на корпусе масляного 

насоса

 (см. сопр. иллюстрацию). 

Замечание:

 Крепежный болт натяжно-

го устройства полностью затягивается 

с требуемым усилием только после 

регулировки (см. ниже). 

16 Установите ремень на колеса и ро-

лики так, чтобы тянущая ветвь (правая 

- если смотреть на двигатель со сто-

роны привода ГРМ) была натянута, не 

забудьте проверить направление вра-

щения ремня. Проверьте совмещение 

всех меток ГРМ. 

17 После замены/снятии ремня необ-

ходимо произвести регулировку его 

натяжения, для чего ослабьте болт 

крепления (если ролик не снимался) и 

поверните натяжной ролик зубчатого 

ремня

 (см. сопр. иллюстрацию) за 

регулировочный эксцентрик по направ-

лению стрелки так, чтобы указатель 

натяжного ролика стоял перед правым 

упором, затяните болт. Замечание:

 На 

двигателе Z16XE данная операция 

выполняется из-под двигателя. Для 

проверки положения указателя натяж-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  ..