ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ
КАМАЗ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические,
крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и
монтажнодемонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой
отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании.
Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной
исправности отдельной сборочной единицы, то ее проверьте специальным
прибором или на стенде.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Техническое обслуживание автомобилей (автопоездов) КамА3 подразделяется
на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации:
— ежедневное техническое обслуживание;
— техническое обслуживание после первых 1000 км (сервис А);
— техническое обслуживание после первых 4000 км (сервис В);
— сервис 1 после первых 8000 км;
— сервис 2 после первых 12000 км.
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации: Таблица 1
Периодичность технического обслуживания автомобилей
Категория и
характеристика условий эксплуатации
Периодичность
технического обслуживания пробега, км
сервис 1
сервис 2
сервис С
1. Автомобильные
дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним
покрытием за пределами пригородной зоны Автомобильные дороги с
асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним
покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с
населением до 100 тыс. жителей)
4000
12000
24000
2. Автомобильные
дороги с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытием в
горной местности. Улицы больших городов Автомобильные дороги с
щебеночным или гравийным покрытием Грунтовые профилированные и
лесовозные дороги
3200
9600
19200
3. Автомобильные
дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности
Непрофилированные дороги и стерня. Карьеры, котлованы и
временные подъездныепути
2400
7200
14400
— ежедневное, техническое обслуживание;
— сервис 1;
— сервис 2;
— сезонное техническое обслуживание (сервис С).
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за
состоянием агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и
поддержание надлежащего внешнего вида.
В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей в
агрегатах автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания в
этот период с особой тщательностью выполняйте профилактические крепежные
и смазочно-очистительные работы.
Техническое обслуживание в начальный период проводится независимо от
условий эксплуатации.
В основной период эксплуатации работы по техническому обслуживанию
выполняются с периодичностью, соответствующей категории условий
эксплуатации (табл. 1).
Сезонное техническое обслуживание включает в себя дополнительные осенние
работы, которые выполняются один раз в год.
Все виды технического обслуживания проводятся в сроки, указанные в
сервисной книжке.
СМАЗЫВАНИЕ
Наименование масел, количество и периодичность смазывания указаны в
химмотологической карте смазывания автомобиля (приложение 4), а
расположение сборочных единиц и агрегатов, требующих периодического
пополнения или замены масла, приведено на рис. 289.
Помните, что применение заменителей существенно снижает долговечность
сборочных единиц автомобиля (например, гидроусилителя рулевого механизма
— в три-четыре раза) и допускается лишь как временная мера.
При переходе с одного рекомендуемого сорта масла на другой промойте
коробку передач смесью из 50 % дизельного топлива и 50 % свежего,
предназначенного для последующей заливки масла, прокручивая двигатель в
течение 5...10 min при нейтрали в коробке передач.
КРЕПЕЖНЫЕ РАБОТЫ
В перечне операций технического обслуживания (см. приложение 2)
предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Для
контроля выполнения крепежных работ в приложении 7 приведена таблица
моментов затяжки резьбовых соединений, затягиваемых при техническом
обслуживании.
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Текущий ремонт автомобиля заключается в устранении возникающих
неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или
технического обслуживания путем ремонтных
операций, связанных с частичной или полной
разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой
отдельных деталей (кроме базовых). Базовой деталью агрегата является
наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т.
д.), к которой крепятся все другие детали.
Перед разборкой агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем
сборочной единицы проверьте общее состояние агрегата (двигателя) с
использованием диагностического оборудования и соберите как можно больше
данных о нем. Это поможет определить причину неисправности.
Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед
осмотром очистите от грязи и вымойте. Снимайте, транспортируйте и
устанавливайте агрегат (двигатель) при помощи подъемно-транспортных
средств, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную
безопасность работ.
При выполнении операций ремонта руководствуйтесь следующими общими
принципами. Разбирайте и собирайте детали любой сборочной единицы или
агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным
инструментом и приспособлениями, перечень которых приведен в приложении
10.
Все сборочные единицы и агрегаты собирайте в последовательности,
обратной разборке. Поэтому при разборке располагайте детали в
определенном порядке.
Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками,
разбирайте только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта.
Вывинчивайте шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям
разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.
Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали)
удалите масло или воду из резьбовых отверстий блока.
Не обезличивайте пары деталей, которые устанавливаются на двигатель
только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с
крышками шатунов, плунжерные пары топливного насоса высокого давления,
поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой
штока топливного насоса низкого давления; ведомую и ведущую шестерни,
главной передачи редукторов ведущих мостов.
Прокладки осторожно отделяйте от плоскостей прилегания с помощью
отвертки; выпрессовывайте детали только с помощью инструментов, при их
отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного
(деревянного) молотка.
Для проверки технического состояния все детали после разборки очистите
от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промойте и
просушите. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в
щелочных растворах.
Контроль деталей, начинайте с внешнего осмотра, для выявления дефектов
на ответственных деталях пользуйтесь лупами или магнитным дефектоскопом.
Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, размагнитить.
При осмотре выбраковывайте:
— детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы
обгорания;
— детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих
при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах
трещины недопустимы);
— крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;
— болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или
сорванными прорезями головок;
— шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;
— резиновые детали, потерявшие эластичность;
— шланги с трещинами и расслоениями;
— трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на
развальцованных концах;
— смятые латунные муфты;
— металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях
вмятины, трещины и пробоины;
— топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытия
или окраски.
Перед сборкой подготовьте все детали следующим образом:
— зачистите забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
— восстановите резьбу, поврежденную в допустимых пределах;
— заварите трещины или раковины в ненагру-женных местах деталей
(например, в стенках водяных рубашек и выпускных газопроводов); после
сварки швы зачистите для придания надлежащего внешнего вида детали;
— плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает
допустимое, исправьте шабровкой;
— проверьте на герметичность водяные и масляные полости деталей и
сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
— удалите антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
— детали и сборочные единицы топливного насоса высокого давления,
ручного насоса и форсунок промойте чистым летним дизельным топливом,
прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и
распылители) — бензином. После промывки обдуйте детали сжатым воздухом.
Не протирайте детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.
Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и
резьбы в сквозных отверстиях смажьте уплотнительной невысыхающей пастой,
а войлочные сальники пропитайте смазкой.
Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы,
подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся
в готовности к сборке. Во время сборочных работ осмотрите каждый
механизм и убедитесь в том, что ничего не было упущено при
восстановлении.
Сборку осуществляйте в условиях, гарантирующих чистоту деталей.
При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не
допускайте больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые
соединения при сборке затягивайте, обеспечив крутящие моменты,
рекомендуемые в приложении 7.
При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в
запрессовываемое кольцо.
При установке сальников и манжет пользуйтесь оправками.
После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле произведите
обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и
правильности их взаимодействия.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При постановке на ремонт автомобиля затормозите его посредством
стояночной тормозной системы, включите низшую передачу, выключите подачу
топлива и подложите упоры (башмаки) под колеса;
— не выполняйте какие-либо работы на автомобиле, вывешенном на одних
подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.);
— не ремонтируйте автомобиль при работающем двигателе, за исключением
проверки работы двигателя и тормозов;
— при пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале
убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном
положении, а впереди автомобиля никого нет; перед пуском двигателя дайте
предупредительный сигнал;
— при замене агрегатов снимайте, транспортируйте и устанавливайте
двигатель, коробку передач, ведущие мосты, редукторы ведущих мостов при
помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями
(захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Не поднимайте (не
вывешивайте) автомобиль за буксирные крюки;
— не снимайте, не устанавливайте и не транспортируйте агрегаты при
зачаливании их тросом и канатом без специальных захватов;
— при снятии двигателя, коробки передач, промежуточного и заднего мостов
предварительно слейте масло в специальную посуду;
— при работе под опрокинутой кабиной автомобиля обязательно зафиксируйте
положение ограничителя защелкой. При опускании кабины убедитесь в
надежности закрывания запорного механизма и правильной установке
предохранительного крюка в пазе опорной балки;
— при снятии и постановке рессор на автомобилях предварительно их
разгрузите от веса автомобиля, подняв его за раму подъемным механизмом
с последующей постановкой на козелки;
— не приступайте к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них;
— накачивайте шины после сборки колеса в специальном ограждении, которое
предохраняет от травмирования при случайном выскакивании замочного
кольца из канавки обода. При накачке шин в дорожных условиях положите
колесо замочным кольцом вниз;
— при необходимости работы под поднятой негруженой платформой
автомобиля-самосвала Ка-мА3-55111 застопорите платформу стопорными
пальцами. Не работайте под поднятой груженой платформой
автомобиля-самосвала;
— при приготовлении электролита, а также перед заливкой электролита в
батареи надевайте защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапога и
фартук из кислотостойкого материала;
— для приготовления электролита применяйте стойкую к действию серной
кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);
— не вливайте воду в концентрированную серную кислоту;
— при случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до
оказания медицинской помощи, снимите кислоту чистой ветошью; промойте
пораженные места струПй воды и затем нейтрализующим раствором
десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;
— при осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания не
пользуйтесь открытым огнем (спичками, свечками и т. д.);
— во время зарядки не наклоняйтесь к аккумуляторным батареям;
— при работе металлическими инструментами не допускайте коротких
замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей;
— не разбирайте тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором без
пресса или специального приспособления.