ГРУЗОВИКИ «ЦЗЕФАН» СЕРИИ CA1031K2L. Руководство - часть 13

 

  Главная      Автомобили - FAW     ГРУЗОВИКИ FAW «ЦЗЕФАН» СЕРИИ CA1031K2L - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

ГРУЗОВИКИ «ЦЗЕФАН» СЕРИИ CA1031K2L. Руководство - часть 13

 

 

ГЛАВА 6. РЕМОНТ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
Система рулевого управления представляет собой совокупность механизмов, с помощью 
которой водитель управляет направлением движения автомобиля, поворачивая передние 
колеса на определенный угол с помощью колеса рулевого управления. Рабочие 
характеристики этой системы и ее надежность непосредственно влияют на безопасность 
движения автомобиля. Поэтому необходимо строго в соответствии с технологическими 
требованиями выполнять проверку и ремонт системы рулевого управления, особенно – ее 
наиболее важных деталей и узлов. 
 
Система рулевого управления состоит из двух основных компонентов – рулевого 
механизма в сборе и механизма рулевой трансмиссии. Рулевой механизм в сборе, в свою 
очередь, состоит из колеса рулевого управления, поворотного вала, червяка и корпуса 
рулевого механизма. Механизм рулевой трансмиссии состоит из сошки рулевого 
управления, продольной рулевой тяги, рычага поворотной цапфы, поперечной рулевой 
тяги, а также левого и правого ступенчатых рычагов. Повышенный износ, повреждения и 
нарушение регулировки указанных деталей и узлов приводят к возникновению 
неисправностей. Серьезные неисправности системы могут привести к автотранспортным 
происшествиям. 
 
К основным проявлениям неисправностей системы рулевого управления относятся: 
затрудненное вращение колеса рулевого управления, слишком большой люфт колеса 
рулевого управления, вибрация колеса рулевого управления, неточное возвращение 
колеса в исходное положение, нестабильность рулевого колеса и др. 
 
Для обеспечения нормального вождения автомобиля и исключения автотранспортных 
происшествий, связанных с неисправностями системы рулевого управления необходимо 
выполнять периодическую проверку всех деталей и узлов системы, а также своевременно 
устранять все обнаруженные неисправности. 
 
Системы рулевого управления в основном делятся на механические системы и системы с 
гидравлическим усилителем. На легких автомобилях, как правило, устанавливаются 
механические системы рулевого управления, конструкция которых показана на рисунке. 
 
Рисунок на стр. 21. 
 
Схема конструкции системы рулевого управления автомобиля. 
1. Колесо рулевого управления. 2. Поворотный вал. 3. Червяк. 4. Зубчатый веер. 5. Сошка 
рулевого управления. 6. Продольная рулевая тяга. 7. Рычаг поворотной цапфы. 8. 
Шкворень. 9, 12. Ступенчатый рычаг. 10. Поперечная рулевая тяга. 11. Передний мост. 13. 
поворотная цапфа. 
 
РАЗДЕЛ 1. РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМА РУЛЕВОГО 
УПРАВЛЕНИЯ 
 
1. КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ. 
 
Конструктивно система рулевого управления состоит из двух основных частей – рулевого 
механизма в сборе и механизма рулевой трансмиссии, а также включает поворотный 
механизм. 
 
Общее описание конструкции. 

 
(1) Рулевой механизм в сборе. Рулевой механизм легких автомобилей представляет собой 
конструкцию механического типа и является циклическим шаровым рулевым механизмом, 
как показано на рисунках. Основными деталями и узлами конструкции циклического 
шарового рулевого механизма являются червяк поворотного устройства, гайка, стальные 
шарики, ось поворотного рычага и корпус. С обеих сторон червяка поворотного 
устройства установлены конические подшипники 7304E (или большие конические 
угловые однонаправленные выталкивающие шариковые подшипники 9168404). Внешние 
обоймы подшипников устанавливается на нижнем торце корпуса и в отверстии для 
подшипника в верхней крышке. Внутренние обоймы подшипников устанавливаются на 
опорном вале подшипника червяка поворотного устройства. Между корпусом рулевого 
механизма и верхней крышкой устанавливается регулировочная прокладка, 
предназначенная для регулировки затяжки подшипника. 
 
Гайка поворотного устройства и направляющая трубка образуют циклический канал 
качения, в котором всего находится 64 стальных шарика. Направляющая трубка крепится 
на гайке поворотного устройства с помощью зажима и трех винтов. Расположенная на 
гайке поворотного устройства зубчатая рейка входит в зацепление с зубчатым веером на 
оси поворотного рычага. 
 
Один конец оси поворотного рычага проходит через опору с порошковой втулкой на 
боковой крышке, а второй – через опору с порошковой втулкой на корпусе. Между 
боковой крышкой и корпусом установлена уплотнительная прокладка. 
 
В нарезном отверстии боковой крышки установлен регулировочный винт. Его торец 
заходит в отверстие в оси поворотного рычага. Осевой зазор между торцом и осью рычага 
регулируется с помощью регулировочной прокладки. С помощью винта регулировки 
поворота можно регулировать зазор зацепления между зубчатой рейкой на гайке 
поворотного устройства и зубчатым веером поворотного рычага. 
 
На корпусе рулевого механизма установлена резьбовая пробка (которая закрывает 
отверстие для заливки масла). Дренаж воздуха из внутренней полости рулевого механизма 
осуществляется через рулевую колонку. 
 
Вал рулевого управления соединяется с червяком поворотного устройства посредством 
карданного шарнира (имеются также варианты конструкции, предусматривающие сварное 
соединение вала рулевого управления и червяка поворотного устройства). На вале 
рулевого управления приварен шкворень, предназначенный для блокировки вала рулевого 
управления во время стоянки автомобиля. 
 
При повороте рулевого колеса через вал рулевого управления приводится в движение 
червяк поворотного устройства, начинают вращаться шарики двух циклических каналов 
качения, начинается осевое движение гайки поворотного устройства вдоль червяка 
поворотного устройства. В это время зубчатая рейка приводит в движение зубчатый веер 
оси поворотного рычага, в результате чего происходит маятниковое движение 
поворотного рычага, установленного на этом вале. Посредством продольной рулевой тяги 
и поворотного шарнира приводится в движение поперечная рулевая тяга, которая 
поворачивает колесо автомобиля на соответствующий угол, как показано на рисунке 4-2. 
 
Максимальный угол поворота оси поворотного рычага определяется максимальной 
величиной хода гайки поворотного устройства, которая, в свою очередь, ограничивается 

внутренними обоймами подшипников по обеим сторонам вала червяка поворотного 
устройства, которые не допускают расцепления зубьев зубчатого веера и зубчатой рейки. 
 
(2) Механизм рулевой трансмиссии. Механизм рулевой трансмиссии состоит из рулевой 
сошки, продольной тяги рулевого управления, рычага поворотной цапфы, поперечной 
тяги рулевого управления, а также левого и правого ступенчатых рычагов, как показано на 
рисунке. 
 
(3) Поворотный механизм. Поворотный механизм состоит из механизма рулевого 
управления, опоры колонки рулевого управления в сборе и колеса рулевого управления, 
как показано на рисунке. Рулевое колесо выполнено из пластмассы на металлическом 
каркасе и соединяется с поворотным валом посредством шлица, установленного внутри 
ступицы колеса рулевого управления. Фиксация выполняется с помощью гайки. 
Поворотный вал с другого конца соединяется с червяком поворотного устройства 
посредством внутреннего шлица карданного шарнира. Фиксация выполняется с помощью 
болта. 
 
Опора колонки рулевого управления выполнена из тонкостенной прессованной стали, и 
крепится посредством резиновой втулки и зажимного хомута на колонке рулевого 
управления. Фиксация выполняется с помощью болта. Кроме того, опора крепится 
болтами к приборной панели кабины водителя. 
 
Рисунок 1 на стр. 2. Рулевой механизм в сборе. 
1. Корпус рулевого механизма. 2. Выталкивающий шариковый подшипник. 3. Червяк 
поворотного устройства. 4. Гайка поворотного устройства. 5. Стальные шарики. 6. Зажим 
направляющей трубки со стальными шариками. 7. Направляющая трубка со стальными 
шариками. 8. Резьбовая пробка с конической шестигранной головкой. 9. Регулировочная 
прокладка. 10. Верхняя крышка. 11. Рулевая колонка в сборе. 12. Поворотный вал. 13. 
Манжета боковой крышки рулевого механизма. 14. Регулировочный винт. 15. Гайка. 16. 
Боковая крышка. 17. Пружинное стопорное кольцо для отверстий. 18. Прокладка. 19. 
Втулка вала поворотного рычага. 20. Вал поворотного рычага. 21. Сальник. 22. Карданный 
шарнир. 
 
Рисунок 1 на стр. 2. Поворотный механизм в сборе. 
1. Направляющая трубка. 2. Корпус. 3. Болт. 4. Пробка заливного отверстия. 5. Прокладка. 
6. Верхняя крышка. 7. Колонка. 8. Гайка поворотного устройства. 9. Поворотный рычаг. 
10. Разъемный шплинт. 11. Уплотнительная прокладка. 12. Резиновая втулка. 13. 
Резиновая втулка. 14. Винт. 15. Вытяжное колесо. 16. Колесо рулевого управления. 17. 
Манжета. 18. Боковая крышка. 19. Опорная прокладка. 20. Стопорное кольцо. 21. Гайка. 
22. Регулировочный винт. 23. Регулировочная прокладка. 24. Опора. 25. Ось поворотного 
рычага. 26. Сальник. 27. Шайба. 28. Гайка. 29. Универсальный переключатель. 30. 
Карданный шарнир. 31. Опора колонки рулевого управления. 32. Зажимной хомут. 
 
СТЫКОВОЧНЫЕ ЗАЗОРЫ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ 
 
Единица измерения: мм 

№ п/п 

Наименование детали 

Стыковочный размер 

Характеристика  
стыка 

Стыковочный  
зазор 

Червяк поворотного устройства, 
диаметр 
Стопорный выталкивающий 
подшипник, внутренний 
диаметр 

25K6 (+0,015/+0,002) 

 

25K (0/-001) 

Натяг  

-0,002…-0,0025 

Установочное отверстие для 
подшипника в корпусе, диаметр 
Стопорный выталкивающий 
подшипник, внешний диаметр 

62K8 (0,014/-0,032) 

 

62 (0/-0,019) 

Переход  

+0,032…-0.033 

Установочное отверстие для 
подшипника в верхней крышке, 
диаметр 
Стопорный выталкивающий 
подшипник, внешний диаметр 

62K7 (+0,009/-0,011) 

 
 

62 (0/-001) 

Переход  

+0.021…-0.028 

Стыковочное отверстие верхней 
крышки и корпуса, диаметр 
Соединительный вал верхней 
крышки и корпуса, диаметр 

76H8 (+0,016/0) 

 

76K7 (0/-0,03) 

Зазор  

0…0.076 

Вал поворотного рычага, 
диаметр 
Втулка, внутренний диаметр 

32f7 (-0,025/-0,05) 

 

32H7 (+0,025/0) 

Зазор  

0.025…0.075 

Стыковочное отверстие 
боковой крышки и корпуса, 
диаметр 
Втулка, внешний диаметр 

36H7 (+0,025/0) 

 
 

36S7 (+0,068/+0,043) 

Натяг  

-0.018…-0.068 

 
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ БОЛТОВ И ГАЕК 
 

№ п/п 

Наименование 

Размер  

Момент 
затяжки (Н*м) 

Количество  

Гайка фиксации рулевого механизма 

M12 

70…110 

Гайка фиксации боковой крышки рулевого 
механизма 

M10 

36…63 

Гайка фиксации верхней крышки рулевого 
механизма 

M10 

36…63 

Затяжная гайка поворотного рычага 

M22X1.5 

196…245 

Затяжная гайка колеса рулевого управления 

M16X1.5 

78,5…98 

 
2. СБОРКА И РЕГУЛИРОВКА ПОВОРОТНОГО МЕХАНИЗМА 
 
1. Установка гайки червяка поворотного устройства в сборе. 
 
Накрутить поворотную гайку на червяк поворотного устройства. Вращая червяк, 
одновременно вставлять стальные шарики вдоль каналов качения поворотной гайки 
(вставлять одновременно в оба канала качения). В каждый из каналов необходимо 
вставить по 24 шарика. Остальные 16 шариков распределить по двум направляющим 
трубкам, как показано на рисунке. В направляющие трубки нанести небольшое 
количество консистентной смазки для предотвращения выпадения. Вставить 
направляющие трубки в каналы качения гайки поворотного устройства и закрепить их 
тремя винтами, как показано на рисунке. 
 
Рисунок 1 на стр. 4. 
Надписи на рисунке (слева направо):  
- вставить стальные шарики.  
- вкрутить винты. 
 
Стальные шарики подбираются соответственно размерам червяка поворотного устройства 
и каналов качения поворотной гайки. Они не взаимозаменяемые. После сборки червяка 
поворотного устройства с поворотной гайкой в сборе осевой и диаметральный зазоры не 
должны превышать 0,02 мм. При вращении червяка рукой движение на всем протяжении 
каналов качения должно происходить свободно, не должно быть ощущения заклинивания. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..