Устройство системы смазки показано на рисунке. Маслонасос, размещенный
на коленвале двигателя, всасывает масло из поддона для смазки и подает
его в фильтр. Профильтрованное масло подается к двум каналам,
расположенным в корпусе. По одному каналу масло поступает к коренным
подшипникам, а также разбрызгивается на поршни, кольца и поверхности
цилиндров. Второй канал подает масло в головку и через отверстия в осях
толкателей смазывает толкатели, клапаны и распредвал.
Составными частями насоса являются две шестерни:
с'наружными и внутренними зубьями, сцепленными между собой. Шестерня с
наружными зубьями посажена на колевал и ее зубья имеют несколько меньшую
высоту, чем у шестерни с внутренними зубьями. Во время вращения
сцепленные зубья шестерен создают разрежение с одной стороны, куда
всасывается масло, и избыточное давление с другой строены, откуда масло
подается в выходной канал.
Элементы системы смазки двигателя
1 - маслонасос,
2 - маслозаборник,
3 - поддон для масла,
4 - маслофильтр,
5 - канал подачи масла,
6 - пробка маслоналивной горловины.
Составные части маслонасоса 1 - корпус, 2 -
шестерня с наружными зубьями,
После пробега первых 1000 км, а затем каждые 10000 км следует заменять
масло в системе смазки двигателя и маслофильтр. Давление масла
проверяется (см. описание ниже) по сигнальной лампочке. Рекомендуемое
производителем автомобиля всесезонное масло SAE 10W-30 может
использоваться зимой, при температуре не ниже -20°С. В случае слишком
морозной зимы следует применять масло SAE 5W-30.
Замена масла и маслофильтра
Масло и маслофильтр следует заменять после пробега первой тысячи, а в
дальнейшем каждые 10000 км. Очередность действий при этом следующая:
• Снять заливную пробку.
• Вывернуть сливную пробку в поддоне и слить масло в приготовленную
емкость.
• Вывернуть маслофильтр с помощью соответствующего инструмента (как
показано на рисунке). Резиновую прокладку • нового фильтра смазать
маслом, вкрутить фильтр и, пользуясь тем же инструментом, затянуть его с
усилием 12... 16 Нм.
• Ввернуть сливную пробку в поддон для масла и затянуть ее с усилием
30...40 Нм.
• Влить свежее масло в количестве 2,7 дм3, установить заливную пробку.
• Запустить двигатель, выждать три минуты, заглушить двигатель, снова
подождать три минуты и проверить щупом уровень масла.
Проверить, нет ли течи масла на сливной пробке и маслофильтре.
Проверка давления масла
Перед тем, как приступить к проверке давления масла в системе смазки
двигателя, следует убедиться, что уровень масла в двигателе отвечает
требованиям, состояние масла хорошее (цвет, густота) и система
герметична. Проверка давления масла проводится следующим образом.
• Вывернуть датчик давления масла из гнезда в корпусе двигателя.
• На место датчика ввернуть наконечник манометра.
• Запустить двигатель и прогреть его.
Увеличить число оборотов коленвала до 2000 об/мин и
снять показания манометра.
Давление должно находиться в пределах 0,25...0,3 МПа.
После измерения давления вывернуть наконечник манометр, обернуть паклей
датчик и ввернуть его в гнездо с усилием 12...16 Нм.
Запустить двигатель и убедиться в отсутствии течи под датчиком давления.