Двигатель Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7). Руководство - часть 7

 

  Главная      Автомобили - Chevrolet     Двигатель Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Двигатель Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7). Руководство - часть 7

 

 

25

сель ной зас лон ки.

Схе ма ра бо ты РХХ по ка за на на рис. 1.7 05. Для уве ли че -

ния  обо ро тов  хо лос то го  хо да  конт рол лер  отк ры ва ет  кла пан

РХХ, уве ли чи вая по да чу воз ду ха в об ход дрос сель ной зас лон -

ки. Для по ни же ния обо ро тов он зак ры ва ет кла пан, умень шая

ко ли че ст во воз ду ха, по да ва е мо го в об ход дрос сель ной зас лон -

ки.

При пол ностью выд ви ну том до сед ла по ло же нии за пор ной

иг лы (что со от ве т ству ет ну лю ша гов ШД) кла пан пе рек ры ва ет

по да чу воз ду ха в об ход дрос сель ной зас лон ки. Ког да иг ла кла -

па на втя ги ва ет ся, обес пе чи ва ет ся рас ход воз ду ха, про пор ци о -

наль ный ко ли че ст ву ша гов ШД от пол ностью выд ви ну то го по -

ло же ния иг лы.

Ди аг нос ти чес кий при бор счи ты ва ет из конт рол ле ра сос то -

я ние РХХ в ви де ко ли че ст ва ша гов.

РХХ под уп рав ле ни ем конт рол ле ра обес пе чи ва ет уве ли че -

ние или умень ше ние обо ро тов хо лос то го хо да в за ви си мос ти от

ус ло вий ра бо ты дви га те ля.

По ми мо уп рав ле ния час то той вра ще ния ко лен ча то го ва ла

на  ре жи ме  хо лос то го  хо да,  про из во дит ся  уп рав ле ние  РХХ,

спо со б ству ю щее сни же нию ток сич нос ти от ра бо тав ших га зов.

Ког да дрос сель ная зас лон ка рез ко зак ры ва ет ся при тор мо же -

нии дви га те лем, РХХ уве ли чи ва ет ко ли че ст во воз ду ха, по да -

ва е мо го в об ход дрос сель ной зас лон ки, обес пе чи вая обед не ние

топ ли во воз душ ной сме си. Это сни жа ет выб ро сы уг ле во до ро дов

и оки си уг ле ро да, про ис хо дя щие при быст ром зак ры тии дрос -

сель ной зас лон ки.

Сня тие ре гу ля то ра хо лос то го хо да

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить про во да от ре гу ля то ра хо лос то го хо да.

3. От вер нуть вин ты креп ле ния ре гу ля то ра и снять его.

ВНИ МА НИЕ.  Зап ре ща ет ся  тя нуть  или  да вить  на

кла пан ре гу ля то ра хо лос то го хо да. Это уси лие мо жет пов -

ре дить зубья чер вяч но го при во да.

Зап ре ща ет ся  опус кать  ре гу ля тор  в  чис тя щую  жид -

кость или раст во ри тель.

Очист ка и конт роль ре гу ля то ра хо лос то го хо да

Очис тить  уп лот ня ю щую  по ве рх ность  уп лот ни тель но го

коль ца ре гу ля то ра хо лос то го хо да, сед ло кла па на и воз душ ный

ка нал.

Для уда ле ния от ло же ний ис поль зо вать жид кость для чист -

ки кар бю ра то ров и щет ку. В слу чае на ли чия боль ших от ло же -

ний в воз душ ном ка на ле снять дрос сель ный пат ру бок для пол -

ной очист ки.

Зап ре ща ет ся ис поль зо вать чис тя щую жид кость, со дер жа -

щую ме ти лэ тил ке тон. Это силь ный раст во ри тель, ко то рый не

под хо дит для это го ти па заг ряз не ний.

Убе дить ся в от су т ствии по ре зов, тре щин или де фор ма ции

уп лот ни тель но го коль ца. При на ли чии пов реж де ний за ме нить

коль цо.

Ус та нов ка ре гу ля то ра хо лос то го хо да

В слу чае ус та нов ки но во го ре гу ля то ра хо лос то го хо да за ме -

рить рас сто я ние А (см. рис. 1.7 04) меж ду кон цом за пор ной иг -

лы кла па на ре гу ля то ра хо лос то го хо да и мон таж ным флан цем.

Ес ли рас сто я ние боль ше 23 мм, с по мощью тес те ра ре гу ля -

то ра хо лос то го хо да втя нуть за пор ную иг лу.

Цель ре гу ли ров ки рас сто я ния 23 мм   не до пус тить упи ра -

ния кла па на в сед ло, а так же обес пе чить нор маль ный хо лос той

ход при пов тор ном пус ке.

1. Сма зать уп лот ни тель ное коль цо мо тор ным мас лом.

2.  Ус та но вить  ре гу ля тор  хо лос то го  хо да  на  дрос сель ный

пат ру бок и зак ре пить его вин та ми, за вер нув их мо мен том 3...4

Н.м.

ВНИ МА НИЕ. Ни ка кой ре гу ли ров ки ре гу ля то ра хо лос -

то го хо да пос ле ус та нов ки не тре бу ет ся.

1.8. Сис те ма улав ли ва ния па ров 

бен зи на

Сис те ма  улав ли ва ния  па ров  бен зи на  (СУПБ)  сос то ит  из

уголь но го  ад сор бе ра,    элект ро маг нит ного  кла па на  про дув ки

адсорбера и со е ди ни тель ных тру боп ро во дов. 

Па ры бен зи на из топ лив но го ба ка по да ют ся в улав ли ва ю -

щую ем кость (ад сор бер с ак ти ви ро ван ным уг лем) для удер жа -

ния  их  при  не ра бо та ю щем  дви га те ле.  Па ры  пос ту па ют  че рез

пат ру бок, обоз на чен ный над писью “TANK” (рис. 1.8 01).

Конт рол лер, уп рав ляя элект ро маг нит ным кла па ном, осу -

ще с твля ет про дув ку ад сор бе ра пос ле то го, как дви га тель про -

ра бо та ет за дан ный пе ри од вре ме ни. Воз дух под во дит ся в ад сор -

бер че рез пат ру бок “AIR” (рис. 1.8 01), где сме ши ва ет ся с па ра -

ми бен зи на. Об ра зо вав ша я ся та ким об ра зом смесь за са сы ва ет -

ся во впуск ную тру бу дви га те ля для сжи га ния в хо де ра бо че го

про цес са.

Конт рол лер ре гу ли ру ет сте пень про дув ки ад сор бе ра в за ви -

си мос ти от ре жи ма ра бо ты дви га те ля, по да вая на кла пан сиг -

нал с из ме ня е мой час то той им пуль са (16 Гц, 32 Гц).

Ди аг нос ти чес кий при бор  отоб ра жа ет ко эф фи ци ент за пол -

не ния уп рав ля ю ще го сиг на ла. Ко эф фи ци ент 0% оз на ча ет, что

про дув ка  ад сор бе ра  не  осу ще с твля ет ся.  Ко эф фи ци ент  100%

оз на ча ет, что про ис хо дит мак си маль ная про дув ка. 

Конт рол лер  вклю ча ет  элект ро маг нит ный  кла пан  про дув -

ки ког да:

 тем пе ра ту ра ох лаж да ю щей жид кос ти вы ше оп ре де лен но -

го зна че ния;

 сис те ма ра бо та ет в ре жи ме об рат ной свя зи по сиг на лу дат -

чи ка кис ло ро да;

 сис те ма исп рав на.

Рис. 1.705. Схе ма ре гу ли ров ки по да чи воз ду ха РХХ; 1  ша го вый

дви га тель ре гу ля то ра хо ло с то го хо да; 2  дрос сель ный па т ру бок; 3

дрос сель ная за слон ка; 4  за пор ная иг ла кла па на РХХ; 5  эле к т ри -

че с кий разъ ем; А  по сту па ю щий воз дух

Рис. 1.801. Адсорбер

Подвод

разрежения

Подвод воздуха продувки

(патрубок “AIR”)

Подвод

паров из

бензобака

(патрубок

“TANK”)

26

Не исп рав нос ти и их при чи ны

Нес та биль ность хо лос то го хо да, по вы шен ная ток сич ность

и ухуд ше ние ез до вых ка честв мо гут быть выз ва ны сле ду ю щи -

ми при чи на ми:

 не исп рав ность элект ро маг нит но го кла па на про дув ки;

 пов реж де ние ад сор бе ра;

 пе ре пол не ние ад сор бе ра;

 пов реж де ния или неп ра виль ные со е ди не ния шлан гов;

 пе ре жа тие или за со ре ние шлан гов. 

Ви зу аль ный конт роль ад сор бе ра и кла па на про дув ки 

ад сор бе ра

Ос мот реть шлан ги, ад сор бер и электромагнитный клапан

(рис.  1.8 02,  1.8 03).  При  на ли чии  тре щин  или  пов реж де ний

кор пу са узел за ме нить.

При на ли чии те чи топ ли ва про ве рить гер ме тич ность под -

со е ди не ния шлан гов. В слу чае под те ка ния топ ли ва из ад сор бе -

ра за ме нить его.

Про ве рить  пра виль ность  ус та нов ки  элект ро маг нит но го

кла па на и со е ди не ния шлан гов под во да раз ре же ния.

Сня тие ад сор бе ра

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить шлан ги ад сор бе ра.

3. От вер нув болт, ос ла бить хо мут и снять ад сор бер.

Ус та нов ка ад сор бе ра

1. Зак ре пить ад сор бер хо му том.

2. При со е ди нить к ад сор бе ру шлан ги.

Сня тие клапана продувки адсорбера

1. Вык лю чить за жи га ние.

2. От со е ди нить ко лод ку жгу та про во дов от кла па на про дув -

ки.

3. От со е ди нить шлан ги.

4. Отжать фиксатор кронштейна и снять клапан продувки

адсорбера.

Ус та нов ка клапана продувки ад сор бе ра

1. Зак ре пить клапан продувки на кронштейне.

2. При со е ди нить шлан ги.

3. При со е ди нить ко лод ку жгу та про во дов.

Рис. 1.803. Рас по ло же ние клапана продувки адсорбера

Рис. 1.802. Рас по ло же ние ад сор бе ра сис те мы улав ли ва ния па ров

бен зи на

27

1.9. Ка та ли ти чес кий нейт ра ли за тор

Для вы пол не ния норм Ев ро 3 и Евро-4 на со дер жа ние вред -

ных ве ществ в от ра бо тав ших га зах не об хо ди мо при ме не ние ка -

та ли ти чес ко го нейт ра ли за то ра в сис те ме вы пус ка.

Для выполнения норм токсичности Евро-3 на автомобилях

применяется глушитель дополнительный 21230-1200018-30 с

нейтрализатором 21230-1206026-30.

Для выполнения более жестких норм токсичности Евро-4

на автомобилях применяется глушитель дополнительный

21230-1200018-40  с нейтрализатором 21230-1206026-40.

При ме не ние ка та ли ти чес ко го нейт ра ли за то ра да ет зна чи -

тель ное  сни же ние  выб ро сов  уг ле во до ро дов,  оки си  уг ле ро да  и

окис лов азо та с от ра бо тав ши ми га за ми при ус ло вии точ но го уп -

рав ле ния про цес сом сго ра ния в дви га те ле. 

Для  ус ко ре ния  про цес са  пре об ра зо ва ния  уг ле во до ро дов,

оки си  уг ле ро да  и  окис лов  азо та  в  не ток сич ные  со е ди не ния

нейт ра ли за тор име ет окис ли тель ный и вос ста но ви тель ный ка -

та ли за то ры. 

Окис ли тель ным  ка та ли за то ром  яв ля ет ся  пла ти на.  Она

спо со б ству ет  окис ле нию  уг ле во до ро дов  и  оки си  уг ле ро да,  со -

дер жа щих ся в от ра бо тав ших га зах, в во дя ной пар и дву о кись

уг ле ро да.

Вос ста но ви тель ным ка та ли за то ром яв ля ет ся ро дий. Он ус -

ко ря ет хи ми чес кую ре ак цию вос ста нов ле ния окис лов азо та в

безв ред ный азот, яв ля ю щий ся од ной из сос тав ля ю щих воз ду -

ха.

Для нейт ра ли за ции уг ле во до ро дов и оки си уг ле ро да тре бу -

ет ся  кис ло род.  Од нов ре мен но  про ис хо дит  вос ста нов ле ние

окис лов азо та. По э то му для эф фек тив ной ра бо ты нейт ра ли за -

то ра  не об хо ди мо  точ ное  под дер жа ние  ба лан са  по да ва е мой  в

дви га тель топ ли во воз душ ной сме си.

По вы шен ное  ос та точ ное  со дер жа ние  кис ло ро да  в  от ра бо -

тав ших га зах (при сго ра нии бед ных сме сей) зат руд ня ет вос ста -

нов ле ние окис лов азо та. По ни жен ное со дер жа ние кис ло ро да в

от ра бо тав ших га зах (при сго ра нии бо га тых сме сей) зат руд ня ет

окис ле ние оки си уг ле ро да и уг ле во до ро дов. Толь ко точ ный ба -

ланс  топ ли во воз душ ной  сме си  обес пе чи ва ет  эф фек тив ную

нейт ра ли за цию всех трех ток сич ных ком по нен тов. 

На и бо лее пол ное сго ра ние топ ли во воз душ ной сме си и мак -

си маль но эф фек тив ная нейт ра ли за ция вы ше у по мя ну тых ток -

сич ных ком по нен тов от ра бо тав ших га зов обес пе чи ва ют ся при

от но ше нии воз ду ха к топ ли ву 14,5...14,6:1, т.е. 14,5...14,6 кг

воз ду ха на 1 кг топ ли ва. 

При эксплу а та ции не исп рав но го дви га те ля нейт ра ли за тор

мо жет вый ти из строя из за теп ло вых нап ря же ний (вы ше 970

°С), ко то рым он под вер га ет ся при окис ле нии из бы точ ных ко -

ли честв уг ле во до ро дов. При теп ло вых нап ря же ни ях ке ра ми -

чес кие бло ки нейт ра ли за то ра мо гут раз ру шить ся (за ку по рить -

ся), выз вав по вы ше ние про ти во дав ле ния.

Воз мож ной при чи ной вы хо да из строя нейт ра ли за то ра яв -

ля ет ся при ме не ние эти ли ро ван но го бен зи на. Со дер жа щий ся в

нем  тет ра э ти лс ви нец  за  ко рот кое  вре мя  при во дит  к  от рав ле -

нию нейт ра ли за то ра, что зна чи тель но сни жа ет эф фек тив ность

его действия.

Так же при чи ной вы хо да из строя нейт ра ли за то ра яв ля ет ся

при ме не ние  прок ла док,  со дер жа щик  си ли кон,  и  ис поль зо ва -

ние  не ре ко мен до ван ных  ти пов  мо тор ных  ма сел  с  по вы шен -

ным со дер жа ни ем се ры и фос фо ра.

1.10. Стар тер

В дан ной сис те ме уп рав ле ния дви га те ля пи та ние на об мот -

ку втя ги ва ю ще го ре ле стар те ра пос ту па ет че рез кон так ты до -

пол ни тель но го ре ле (рис. 1.10 01). 

Конт рол лер уп рав ля ет вклю че ни ем/вык лю че ни ем до пол -

ни тель но го ре ле стар те ра в за ви си мос ти от час то ты вра ще ния

ко лен ча то го ва ла и вре ме ни прок рут ки дви га те ля стар те ром.

Контроллер  включает  дополнительное  реле  стартера  при

включении  зажигания,  при  ус ло вии,  что  по лу чен  “пра виль -

ный” па роль от им мо би ли за то ра, и выключает после запуска

двигателя  (час то та  вра ще ния  ко лен ва ла  уве ли чи лась  до  500

мин

1

) или через 20 се кунд после начала прокрутки стартера.

Контроллер 

запрещает 

вклю че ние 

стар те ра 

при

работающем дви га те ле.

Рис. 1.1001. Схема включения стартера

ВЫХОД УПРАВЛЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ

РЕЛЕ СТАРТЕРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

РЕЛЕ СТАРТЕРА

КОНТРОЛЛЕР

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ

ЗАЖИГАНИЯ

К СТАРТЕРУ

К АККУМУЛЯТОРНОЙ

БАТАРЕЕ

МОНТАЖНЫЙ БЛОК

28

1.11. Система кондиционирования

автомобиля

Схе ма 

со е ди не ний 

сис те мы 

кондиционирования

автомобиля по ка за на на рис. 1.11 01.

В  данной  системе  кондиционирования  применяется

датчик  давления  аналогового  типа.  Датчик  давления

устанавлен на трубопроводе высокого давления.

На  датчик  давления  подается  напряжение  питания  5  В.

Выходной  сигнал  датчика  давления  прямопропорционален

давлению, приложенному к нему, и прямолинейно изменяется

в  пределах  от  0,25  В  до  3,35  В  при  изменении  давления  от

100 кПа до 2400 кПа.

Анализируя  сигнал  датчика  давления,  поступающий  на

контакт «41» контроллера, контроллер рассчитывает давление

хладагента  в  трубопроводе.  На  основании  данных  расчетов

контроллер  принимает  решение  о  разрешении  включения

кондиционера.

При  вклю че нии  во ди те лем  вык лю ча те ля  кон ди ци о не ра,

рас по ло жен но го  на  па не ли  при бо ров,  на  кон такт  «75»  конт -

рол ле ра  ЭСУД  поступает  сигнал  запроса  о  включении

кондиционера. 

При по лу че нии зап ро са конт рол лер кор рек ти ру ет по ло же -

ние ре гу ля то ра хо лос то го хо да для ком пен са ции до пол ни тель -

ной наг руз ки, соз да ва е мой для дви га те ля комп рес со ром кон -

ди ци о не ра. Зна че ние час то ты вра ще ния ко лен ча то го ва ла на

хо лос том хо ду при этом мо жет уве ли чить ся до 1000 мин

1

. Пос -

ле  это го  конт рол лер  че рез  ре ле  вклю ча ет  муф ту  комп рес со ра

кон ди ци о не ра.

Та ким об ра зом, комп рес сор кон ди ци о не ра вклю ча ет ся при

сле ду ю щих ус ло ви ях:

• с мо мен та за пус ка дви га те ля прош ло бо лее 5 сек;

• напряжение бортовой сети не превышает 16,5 В;

• дрос сель ная зас лон ка отк ры та не бо лее, чем на 68%;

• во ди тель вклю чил кон ди ци о нер;

• дав ле ние хла да ген та в трубопроводе высокого давления

не ни же оп ре де лен но го зна че ния.

При  возникновении  неисправности  цепей  датчика

давления контроллер заносит в свою память соответсвующий

код и выключает кондиционер.

При вклю че нии кон ди ци о не ра не за ви си мо от тем пе ра ту ры

ох лаж да ю щей жид кос ти вклю ча ет ся правый элект ровен ти ля -

то р сис те мы ох лаж де ния дви га те ля.

При  работающем  кондиционере  в  случае  неисправности

правого  электровентилятора  левый  электровентилятор

включается если давление хладагента в трубопроводе высокого

давления  превысит  1600  кПа  и  выключается  при  снижении

давления до 1300 кПа. 

Рис. 1.1101. Схема управления кондиционером

ВЫХОД УПРАВЛЕНИЯ

РЕЛЕ КОНДИЦИОНЕРА

РЕЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ

КОМПРЕССОРА

КОНДИЦИОНЕРА

КОНТРОЛЛЕР

ДАТЧИК

ДАВЛЕНИЯ

ПР. 7,5А

ВЫКЛЮЧ

АТЕЛЬ

КОНДИЦИ

ОНЕРА

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ

МУФТА КОМПРЕССОРА

КОНДИЦИОНЕРА

К “+” АКБ

К ПРЕДОХРАНИТЕЛЮ

F19 В МОНТАЖНОМ

БЛОКЕ

РАЗЪЕМ

КОЛОДКИ

ЖГУТА,

ПРИСОЕДИНЯ

ЕМОЙ К

ДАТЧИКУ

ДАВЛЕНИЯ

К РЕЛЕ ВЕНТИЛЯТОРОВ

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

К ДОП. РЕЛЕ

ВЫХОД УПР. РЕЛЕ

ВЕНТИЛЯТОРОВ СИСТ.

ОХЛАЖДЕНИЯ

ВЫХОД УПР. РЕЛЕ

ПРАВОГО ВЕНТИЛЯТОРА

СИСТ. ОХЛАЖДЕНИЯ

ВХОД СИГНАЛА ЗАПРОСА

НА ВКЛЮЧЕНИЕ

КОНДИЦИОНЕРА

ВХОД СИГНАЛА ДАТЧИКА

ДАВЛЕНИЯ

ПИТАНИЕ ДМРВ И

ДАТЧИКА ДАВЛЕНИЯ

МАССА ДПДЗ И ДАТЧИКА

ДАВЛЕНИЯ

К РЕЛЕ

ЗАЖИГАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..