КАБИНА АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531,
БелАЗ-531Г
Кабина автомобиля — цельнометаллическая, одноместная со звуко- и
шумоизоляцией, установлена на резиновых амортизаторах, что уменьшает
вибрацию ее при работающем двигателе. Ветровое и боковые стекла
обеспечивают хорошую обзорность из кабины, освещение внутри.
Кабина оборудована вентиляционным люком в крыше, вентилятором,
стеклоочистителем, отопителем для обдува ветрового стекла, зеркалом
заднего вида, противосолнечным козырьком и вешалками для одежды.
Сиденье водителя регулируется в продольном направлении и по высоте;
можно также изменять наклон подушки и спинки.
Замок двери открывается как снаружи, так и изнутри кабины. С внутренней
стороны двери замок может быть установлен на предохранитель.
Стеклоочиститель (рис. 168)—пневматический, однощеточный, марки СЛ21-Г,
приводится в действие энергией сжатого воздуха тормозной системы. Воздух
в цилиндр стеклоочистителя подается через пусковой вентиль-редуктор
(рис. 169), поддерживающий давление в пределах 2—4 кГ/см2.
Частота перемещения щетки обусловлена положением головки
вентиля-редуктора, а также давлением воздуха в тормозной системе и
техническим состоянием стеклоочистителя.
Ненормальная работа стеклоочистителя может быть следствием загрязнения
фетрового фильтра, скопления смолистых отложений на деталях клапанного
механизма, нарушения герметичности в сопряжениях клапан — седло,
срезания стопорного винта крепления сектора к валу, износа рабочей
поверхности цилиндра и манжет.
Герметичность сопряжений клапан-седло проверяют при помощи резинового
шланга диаметром 5—7 мм и длиной 20—30 мм с ровно срезанными торцами.
Для проверки герметичности переместить скобу 20 (см. рис. 168) до упора
в кронштейн 9 и появления щелчка в клапанном механизме. Прижать один
торец трубки к отверстию для подвода воздуха, а второй торец
присоединить к источнику сжатого воздуха под давлением 2 кГ/см2 и
убедиться, что воздух проходит свободно.
При перемещении скобы в обратном направлении воздух проходить не должен
— клапаны герметичны.
Малое сопротивление повороту рычага щеткодержателя рукой является
признаком износа или высыхания кожаных манжет, а неравномерный ход
стеклоочистителя объясняется износом только одной манжеты.
Новые манжеты должны иметь такую же толщину, как и заменяемые.
Если при перемещении рычага щеткодержателя рукой в
обе стороны не слышно щелчков в клапанном механизме, а при подаче
воздуха стеклоочиститель не работает, это является признаком срезания
стопорного винта крепления сектора к валу.
При обнаружении на деталях клапанного механизма смолистых отложений
разобрать механизм и промыть все детали в ацетоне.
Перед сборкой стеклоочистителя нанести тонким слоем смазку ЦИЛТИМ-201 на
рабочую поверхность цилиндра и манжет, на зубья рейки и сектора.
Регулировка хода стеклоочистителя:
медленно повернуть рычаг щеткодержателя влево до появления щелчка в
клапанном механизме и остановить рычаг в этом положении. Завернуть
регулировочный винт до упора в сектор. Так же установить и правый
регулировочный винт;
проверить правильность установки винтов. Если при повороте рычага вправо
или влево слышен щелчок, а рычаг еще можно повернуть в том же
управлении, завернуть регулировочные винты
настолько, чтобы щелчки были слышны в момент
изменения направления вращения рычага.
Убедившись в правильности установки регулировочных винтов, закрепить их
контргайками.
Рис. 169. Вентиль-редуктор стеклоочистителя:
1 — винт-втулка; 2 — гайки крепления вентиля; 3 — шток; 4 — пружина; 5 —
манжета; 6 —- корпус; 7 — гайка крепления манжеты; 8 — уплотнительная
прокладка; 9 — седло клапана; 10 — тройник; 11 — штуцер отбора воздуха к
цилиндру стеклоочистителя; 12 — распорная шайба; 13 — шайба; 14 — штифт;
/5 — головка;
I — рабочая полость; II — канал отвода воздуха к манометру системы,
тормозов; III —канал подвода воздуха из системы
Отопитель кабины — водяной, включен в
систему охлаждения двигателя. Горячая вода из левого блока двигателя по
шлангу подается в радиатор.
Отводящий шланг соединяет нижнюю часть радиатора со всасывающим
патрубком водяного насоса.
Правила пользования отопителем. При низкой температуре окружающего
воздуха вентилятор отопителя можно включать только после того, как
охлаждающая жидкость в системе охлаждения нагревается до температуры
+60° С.
При температуре окружающего воздуха ниже минус 15° С перед заправкой
системы охлаждения двигателя жидкостью перекрыть запорный кран. Таким
образом система отопления окажется закрытой для доступа непрогретой
жидкости. Открывать запорный кран можно только после того, как
температура в двигателе достигнет + 60° С. Это условие соблюдать
обязательно, так как в противном случае охлаждающая жидкость может
замерзнуть в системе отопления.
Если возникает необходимость, чтобы горячий воздух поступал только на
ветровое стекло, закрыть заслонкой отверстие, чтобы теплый воздух не
поступал непосредственно на водителя.