Участки и цехи, выполняющие ремонт автомобилей БелАЗ, должны быть
оснащены грузоподъемными механизмами, чалочными приспособлениями и
другими устройствами, обеспечивающими возможность снятия, разборки и
установки любого узла и агрегата нд автомобиль, а также установку их на
сборочные стенды и снятие их со стендов после испытаний.
В процессе разборки и ремонта автомобиля рекомендуется организовать,
трехстадийную мойку. Такая мойка включает в себя: наружную мойку
автомобиля перед разборкой; мойку снятых и частично разобранных
агрегатов и узлов и мойку деталей разобранных агрегатов и узлов.
Разборку агрегатов и узлов, снятых с автомобиля, производите на
специальных стендах или подставках, обеспечивающих максимально возможный
доступ к демонтируемым деталям и удобство работы.
При разСорке узлов, имеющих неподвижную посадку в соединении,
используйте съемники, оправки, приспособления, выколотки и молотки из
меди.
При разборке подшипников узлов усилие при выпрессовке подшипников должно
быть приложено к торцу_ наружного кольца в случае выпрессов-ки
подшипника из корпуса и к торцу внутреннего кольца в случае снятия с
вала.
Детали (узлы), которые прошли совместную обработку на
заводе-изго-товителе, не подлежат разукомплектации при разборке.
Кроме этого, помните, что всякая разборка и сборка агрегата, даже, если
деталь не ремонтировали, снижает срок его службы вследствие нарушения
характера посадки и взаиморасположения приработавшихся поверхностей
сопряженных деталей. Поэтому разборку агрегатов и узлов производите
только в том случае, когда это необходимо. Для обеспечения наилучших
условий сборки и установки деталей на свое же место при разборке узла
предусмотрите кернение, отметку краской или нанесение рисок на
сопрягаемых деталях.
При дефектации контроль деталей осуществляйте прежде всего внешним
осмотром, при необходимости — с помощью лупы:
При визуальном осмотре устанавливается наличие видимых повреждений
таких, как трещины, пробоины, обломы, задиры, забоины, риски, царапины,
прогибы, скручиваний, коробление, цвета побежалости, сыпь, рако-
вины, выкрашивание и другие повреждения
механического и коррозийного характера и изменений формы деталей.
Детали рулевого управления, привода тормозов, а также другие
ответственные детали, влияющие на безопасность движения, контролируйте с
помощью специальных дефектоскопов.
Для контроля размеров деталей применяйте специальный мерительный
инструмент — предельные непроходные калибры-пробки, калибры-скобы,
шаблоны. При этом применение полных пробок или калибровых колец
недопустимо.
Наряду со специальным инструментом применяйте универсальный мерительный
инструмент: штангенциркули, штангенглубиномеры, шгангензубо-меры,
микрометры, индикаторные нутромеры. Настройку индикаторных инструментов
производите по эталонным кольцам. Размеры деталей контролируйте в
сечениях и направлениях наибольших износов.
Контроль резьб производите путем осмотра, проверки сопряженной деталью с
годной резьбой или в ответственных случаях резьбовыми непроходными
калибрами.
Все детали, поступающие на сборку, должны быть тщательно промыты и
очищены от нагара, накипи. Антикоррозийное покрытие, применяемое при
хранении деталей, должно быть удалено. Масляные каналы и отверстия в
деталях должны быть прочищены, промыты под давлением и продуты сжатым
воздухом.
Не используйте при сборке крепежные детали (болты, гайки, шплинты,
заклепки) нестандартного размера, болты и гайки с изношенными гранями,
винты с забитыми или сорванными шлицами головок. Крепежные детали не
должны иметь поврежденной резьбы.
В процессе сборки при необходимости сопрягаемые поверхности и
технологические фаски зачистите до устранения дефекта, не нарушая
допустимого размера.
Все полости системы смазки, охлаждения, а также узлов, работающих под
давлением, перед сборкой проверьте на герметичность.
Детали и узлы, подлежащие балансировке, отбалансируйте. Рабочие кромки
сальниковых уплотнений не должны иметь разрывов, трещин, следов
расслоения резины. Резиновые детали, кроме того, не должны иметь
признаков разбухания и следов остаточной деформации.
Сборочные участки должны обеспечивать чистоту сборки узлов и деталей, а
также должны быть оснащены верстаками и специальными сборочными
стендами.
При сборке все трущиеся поверхности деталей смажьте соответствующими
смазочными материалами. Особое внимание при сборке обратите на
обеспечение соосности и недопущение перекосов.
Помните, что при установке подшипника на вал усилие запрессовки должно
быть приложено к внутреннему кольцу, а при монтаже в корпус
- к наружному кольцу. Для запрессовки подшипников используйте
гидравлические, винтовые или другие прессы. В виде исключения
допускается запрессовка подшипников на вал с помощью специальных оправок
и молотка. Удары молотком по кольцу подшипника недопустимы.
При монтаже подшипников на валы допускается их нагрев в масле до 80—90
°С, за исключением закрытых подшипников с одноразовой смазкой. При
выполнении крепежных работ применяйте исправный инструмент для создания
необходимого усилия затяжки, а в требуемых случаях применяйте
динамометрические ключи. При стопорении используйте только новую
шплинтов очную проволоку и шплинты.
Собирая соединения, имеющие резиновые уплотнения (резиновые кольца,
уплотнительные манжеты, сальники), следите за тем, чтобы не было
подрезов, закусываний и скручиваний.
Все прокладки при сборке необходимо ставить новые, предварительно смазав
их герметизатором.
5.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
При ремонте автомобиля БелАЗ руководствуйтесь существующими в каждой
стране общими требованиями техники безопасности и пожарной безопасности,
действующими при обслуживании, ремонте и испытаниях оборудования, машин
и механизмов. Кроме того, исходя из особенностей конструкции
большегрузных автомобилей БелАЗ, необходимо соблюдать следующие
дополнительные требования:
1. Перед демонтажом колеса на автомобиле выпустите полностью воздух из
шины. Если нужно снять заднее колесо, выпустите воздух из обеих шин, и
только после этого отворачивайте гайки и снимайте прижимы крепления
колес.
2. При монтаже колеса накачайте шину воздухом до давления 0,1 МПа (1,0
кгс/см2) и убедитесь в правильности установки замочного кольца.
Окончательную накачку шин воздухом до требуемого давления производите
только после закрепления колеса на ступице. Рядом с накачиваемой шиной
не должны находиться люди.
3. Прежде чем снять с автомобиля цилиндр подвески, выпустите газ из
обеих полостей цилиндра. Для полного удаления газа из полостей цилиндра
зарядные клапаны открывайте не менее трех раз с интервалом 3—5 мин.
Перед разборкой цилиндра подвески обязательно еще раз убедитесь в
отсутствии газа в его полостях.
На баллоне со сжатым газом должна быть надпись „Азот” желтого цвета и
кольцевая маркировочная полоса коричневого цвета.
Не производите зарядку цилиндров подвески кислородом. Это взрывоопасно.
Цилиндры подвески заправляйте только инертным газом - азотом.
4. Во время подъема платформы нельзя находиться вблизи автомобиля, сбоку
или сзади, во избежание возможных несчастных случаев.
При обслуживании и ремонте автомобиля поднятую платформу обязательно
закрепите двумя шкворнями, шкворни застопорите шплинтами.
Не трогайте автомобиль с места при поднятой
платформе.
5. Не производите обслуживание и ремонтные работы, на автомобиле с
работающим двигателем.
6. При постановке автомобиля на техническое обслуживание и ремонт
затормозите его стояночной тормозной системой и подложите под все колеса
упоры - башмаки.
7. Не выходите из кабины при опускании или подъеме платформы и если
зафиксирована педаль рабочей тормозной системы.
8. Не демонтируйте с автомобиля элементы тормозных систем, если давление
воздуха в ресиверах выше атмосферного — сначала выпустите воздух.
9. При демонтаже цилиндра стояночной тормозной системы с автомобиля
выполните следующие операции:
— затормозите автомобиль и подложите под все колеса упоры;
— растормозите автомобиль, вращая винт цилиндра по часовой стрелке,
сожмите до отказа пружины в цилиндре;
— выпустите воздух из всех ресиверов и снимите цилиндр.
Разборку цилиндра стояночной тормозной системы производите в специальном
приспособлении, обеспечивающем фиксацию пружин в сжатом состоянии и
плавное расжатие их до свободного состояния. Не разбирайте цилиндр без
приспособления — это опасно.
10. Пробку на расширительном баке системы охлаждения двигателя
отворачивайте осторожно, так как пар в бачке может быть под давлением.
11. Контрольную пробку на маслосборнике цилиндра подвески выворачивайте
медленно, так как газ в полости может быть под давлением. Не стойте
против пробки.
12. При обслуживании и ремонте аккумуляторных батарей помните, что
электролит, попав на тело, может вызвать сильные ожоги.
13. При заполнении системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью не
пользуйтесь шлангами. Для заправки применяйте ведро с конусом. Помните,
что жидкость ядовита и при нарушении санитарных норм вызывает
отравление.
14. При работе в ночное время, в случае необходимой дополнительной
подсветки, пользуйтесь переносной лампой, прикладываемой к каждому
автомобилю. Не пользуйтесь переносной лампой с' напряжением выше 36 В.
Переносная лампа должна иметь исправную изоляцию и техническое
ограждение лампочки.
15. При использовании для поднятия автомобиля гидравлических домкратов,
подъемников, а также других подъемных средств обязательно под поднятую
часть автомобиля устанавливайте жесткие металлические подставки. Только
после устойчивой установки автомобиля на подставки приступайте к
ремонтным работам.
16. Не производите прогрев двигателя в закрытом невентилируемом
помещении во избежание отравления отработавшими газами.
17. При выполнении ремонтных работ, пользуйтесь только исправным
инструментом и приспособлениями.
Во избежание пожара на автомобиле при выполнении ремонтных работ
соблюдайте общие правила пожарной безопасности в
обращении с огнем и огнеопасными веществами и выполняйте излагаемые ниже
требования:
1. Постоянно проверяйте герметичность топливной и масляной систем
двигателя, гидравлической систем рулевого управления и подъема
платформы. При выполнении ремонтных работ предохраняйте трубопроводы
этих систем от механических повреждений.
2. При выполнении ремонтных работ не забывайте устанавливать средства
противопожарной защиты в пожароопасных местах (защитные чехлы, экраны).
Не эксплуатируйте автомобиль при снятых или поврежденных элементах
противопожарной защиты.
3. При использовании пускового подогревателя двигателя соблюдайте
следующие меры пожарной безопасности:
- не допускайте подтекания топлива из подогревателя;
- не отходите от автомобиля при работающем предпусковом подогревателе.
4. Для тушения возникшего очага пожара все автомобили должны быть
укомплектованы огнетушителями.