|
|
2.3. Силы и средства разведки и РЭБ воздушного противника и способы их применения
По взглядам военного командования США и НАТО, разведка и радиоэлектронная борьба играют большую роль в достижении победы над противником. Военные теоретики Запада подчеркивают, что при равенстве вооружений сторона, имеющая превосходство в силах и средствах разведки и РЭБ, может рассчитывать на более полное использование всех видов своего оружия и боевой техники, на надежное поражение противника, предупреждение и срыв его ударов. Теоретические концепции находят практическое воплощение в форсированном оснащении армий, в том числе и ВВС иностранных государств, новейшими системами управления, разведки и РЭБ, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на содержание воздушных операций, оперативное построение авиационных группировок, количество эшелонов в массированных ударах, их боевые порядки, место СВН в оперативном построении и в боевых порядках. Опыт войн показывает, что при хорошей организации и тщательном планировании разведки и РЭБ потери самолетов, вертолетов от средств ПВО противника могут быть уменьшены в 3-4 раза и более.
2.3.1. Силы и средства разведки ОВВС НАТО В соответствии с требованиями командования НАТО, разведка должна охватывать территорию ТВД на всю глубину операции. Она должна своевременно обеспечивать достоверными данными все заинтересованные командные инстанции о состоянии и возможностях противостоящей группировки войск противника, о их подготовке к войне, вероятном замысле и характере действий, а также об объектах, подлежащих поражению или радиоэлектронному подавлению. Воздушная разведка ведется штатными самолетами-разведчиками стратегической, тактической и армейской авиации, самолетами ДРЛО и управления АВАКС, а также беспилотными летательными аппаратами. Воздушная разведка ведется также каждым экипажем ударных самолетов и вертолетов. В мирное время возможно ведение разведки с борта самолетов иностранных авиакомпаний. Стратегические самолеты-разведчики ВВС США Такими самолетами оснащено только стратегическое авиационное командование (САК) ВВС США. Как в мирное, так и в военное время стратегические самолеты-разведчики будут находиться в ведении этого командования и использоваться по заявкам главнокомандующего ОВС и командующего ОВВС НАТО на ТВД, а также командующих группами армий. Их основными задачами будут являться: вскрытие базирования ракетных частей и подразделений стратегического назначения, фронтовой и дальней авиации, системы ПВО; определение районов сосредоточения и развертывания главной группировки сухопутных войск и расположения стратегических резервов. На вооружении САК ВВС США состоят следующие самолеты-разведчики: RС-135, U-2 и ТR-1. В мирное время из этого состава сил до 50% самолетов-разведчиков базируются на передовых авиабазах Европейской и Тихоокеанской зон и зоны Аляски. К 2010 г. предполагается вариант состава сил стратегических самолетов-разведчиков ВВС США, приведенный в табл. 2.9. Таблица 2.9 Состав сил стратегических самолетов-разведчиков САК ВВС США на 2010 г. и их возможности по вскрытию целей 1.0
1.5 Самолет RС-135 является основным средством стратегической воздушной разведки США, используется, главным образом для ведения радио- и радиотехнической разведки, а также для оценки результатов нанесения ядерных ударов по объектам противника. Самолет U-2 состоит на вооружении САК ВВС США с 1956 г. Основу его разведоборудования составляют оптико-электронные средства, имеется также аппаратура РРТР. Недостатком этого самолета является невысокая скорость полета и большая его сложность пилотирования. Самолет ТR-1А состоит на вооружении САК ВВС с 1981 г. Конструкция самолета ТR-1 - результат модернизации самолета U-2. Предназначен в основном для ведения радио- и радиотехнической разведки в диапазонах частот соответственно 500-1450 и 500- 18000 МГц на дальности до 500 км, а также для радиолокационной разведки. На самолете, кроме того, сохранена возможность применения АФА, возможна и установка длиннофокусного АФА типа "Лороп". Основные ЛТХ стратегических самолетов-разведчиков и состав их разведоборудования приведены в табл. 2.10. Тактические самолеты разведчики ОВВС НАТО Основным средством ведения воздушной разведки на ТВД являются тактические самолеты-разведчики (ТСР), действующие на всю его глубину. Эти самолеты будут вести разведку в интересах командующего ОВВС НАТО на ТВД, а также по заявкам объединений, частей и подразделений сухопутных войск. В мирное время ТСР находятся в подчинении национальных командований. Основными задачами, решаемыми ТСР, будут: установление непосредственной подготовки противника к нападению, состава его группировки и направления главного удара; выявление мест расположения и координат РЛС дальнего обнаружения, огневых позиций ЗРК и ЗА, тактических ракет; выявление пунктов складирования ядерных, химических и обычных боеприпасов; выявление аэродромов и мест базирования истребительной и армейской авиации; вскрытие системы управления войсками и оружием; установление мест сосредоточения резервов войск и путей их переброски; выявление оборонительных рубежей и степени их инженерного оборудования. Таблица 2.10 Основные летно-технические характеристики стратегических самолетов-разведчиков США 1.0
1.5 Основными ТСР стран НАТО являются: RF-4С (США); RF-4Е (ФРГ); "Ягуар"GR.1 (Великобритания); "Мираж"F.1СR (Франция) и RF-16 (Нидерланды). Оперативно-тактическая воздушная разведка ВС США основывается на базе самолета RF-4С. Данный самолет оснащен аэрофотоаппаратами, ИК-станциями со строчной разверткой и РЛС боевого обзора (БО). В последние годы самолеты RF-4С прошли очередную модернизацию разведывательного радиоэлектронного оборудования: был создан новый разведывательный комплекс в рамках программы "Быстрая боевая разведка", который способен осуществлять передачу разведсведений с самолета на наземный пункт приема в масштабе времени, близком к реальному; часть самолетов была переоборудована для ведения РТР. С этой целью вместо РЛС БО и части АФА была установлена аппаратура АN/АLQ-125 "Терек". По составу разведывательной аппаратуры самолет RF-4Е ВВС ФРГ имеет некоторые отличия от самолета RF-4С американских ВВС. Часть его оборудования производится западногерманскими фирмами. Самолет "Ягуар"GR.1 английских ВВС оснащен подвесным контейнером с разведоборудованием. В зависимости от решаемых задач, предусмотрена установка 2-х вариантов разведаппаратуры - для малых и средних высот. Самолет "Мираж"F.1СR (Франция) выпущен для замены самолетов "Мираж"3R и "Мираж"3RD. Самолет оснащен современным разведоборудованием, в том числе ИК-станцией SСМ-2400 "Супер Циклоп", с передачей данных по радиоканалу в реальном масштабе времени, длиннофокусным АФА "Омера АА 3.38.100" типа "Лороп", подвесным контейнером с РЛС БО, которая обеспечивает разрешение 3 м на дальности 120 км. На вооружение ТАК Нидерландов вместо самолета RF-104G поступил самолет RF-16. Для ведения разведки на нем используется подвесной контейнер с разведоборудованием "Орфей" фирмы "Олделфт". Основные тактико-технические характеристики ТСР стран НАТО приведены в табл. 2.11. 1.45 Разведывательные самолеты и вертолеты армейской авиации ОВС НАТО Самолеты и вертолеты армейской авиации будут занимать важное место среди других средств воздушной разведки. Самолеты АА входят в состав бригады разведки и РЭБ АК США. Организационно бригада состоит из трех батальонов: оперативно-штабного; разведки и РЭБ; воздушной разведки и РЭБ. Самолеты стоят на вооружении в батальоне воздушной разведки и РЭБ. Силы и средства воздушной видовой разведки сведены в роту воздушной разведки, на вооружении роты стоят самолеты OV-1D "Мохаук", оснащенные РЛС бокового обзора AN/APS-94 E, F, ИК-станцией и несколькими АФА. Силы и средства радио- и радиотехнической разведки входят в состав роты воздушной разведки и РЭБ. На вооружении роты имеется шесть самолетов RU-21H, оборудованных комплексом радиоразведки "Гардрейл-5" и шесть самолетов RV-1D с аппаратурой комплекса радиотехнической разведки "Квик Лук-2". Каждый самолет RU-21H способен вести радиоразведку в диапазоне 1,7-500 МГц и определять местоположение 15-18 радиостанций за 1 ч полета. При высоте полета самолетов разведчиков 3000-3500 м глубина радиоразведки может составлять 200-250 км. Для ведения РТР используются самолеты RV-1D с комплексом AN/ALQ-133 "Квик Лук-2". Комплекс обеспечивает периодическое наблюдение за 24 РЛС, определяет в течение часа полета местоположение и характеристики 8-10 РЛС в диапазоне 500-18000 МГц. Дальность радиотехнической разведки при высоте полета 1500-3000 м составляет от 160 до 200 км. К 2000 г. на вооружение батальона воздушной разведки и РЭБ возможно поступление комплекса разведки радио- и радиорелейной (РРЛ) связи "Лефокс Грей", работающего в диапазоне 20-5000 МГц и комплекса РЭБ радиорелейной связи "Сефайр Тайгер", работающего в диапазоне 2000 МГц. В состав комплекса "Лефокс Грей" войдут 12 самолетов RU-21. Одновременно в воздухе будут нести дежурство до трех самолетов, что обеспечит периодическое наблюдение за работой 42-84 каналов радио- и радиорелейной связи. Комплекс РЭП "Сефайр Тайгер" размещается на трех самолетах RU-21 и может обеспечить подавление до четырех направлений радиорелейной связи. 1.5 Вертолеты разведки и РЭБ по программе "Армия-90" планируется иметь в роте разведки и РЭБ вертолетного батальона общей поддержки, входящего в состав бригады АА дивизии США. Данная рота будет оперативно подчиняться командиру батальона разведки и РЭБ. Предполагается иметь 12 вертолетов ЕН-60А, из них 6 вертолетов с комплексом радиоразведки и помех радиосвязи AN/ALQ-151 "Квик Фикс" и 6 вертолетов с комплексом РТР и помех РЛС AN/ALQ-143 "Малтьюз". Комплекс Р и РЭП радиосвязи AN/ALQ-151 может вести разведку в диапазоне 1,5-80 МГц и создавать помехи в диапазоне 20-80 МГц. При высоте полета вертолетов 60-180 м глубина разведки составляет 40-60 км, а дальность подавления линий УКВ-радиосвязи составляет 20-40 км. Комплекс РТР и РЭП AN/ALQ-143 "Малтьюз" осуществляет обнаружение, пеленгацию и подавление наземных РЛС войсковой ПВО, полевой артиллерии и разведки наземных движущихся целей в диапазоне 8000-18000 МГц. При дежурстве в воздухе трех вертолетов обеспечивается радиоэлектронное подавление 12-18 РЛС на дальности 30- 40 км. Разведывательный самолет АА "Мохаук" предлагается заменить новым самолетом. Его разведывательная аппаратура будет включать средства Р и РТР и РЛС БО, обеспечивая ведение разведки со своей территории на удалении 25-100 км от линии фронта. Возможный состав вертолетных сил СВ ОВС НАТО на ЦЕ ТВД в 2010 г. на М10-М30 и их возможности приведены в табл. 2.12. На вертолетах в качестве бортовой разведывательной аппаратуры могут использоваться телевизионные камеры, ИК-станции переднего обзора, лазерные дальномеры-целеуказатели и средства Р и РТР. Телевизионная камера обладает высокой разрешающей способностью (0,1-0,2 м) обеспечивает передачу данных на наземные пункты приема. Дальность обнаружения незамаскированного объекта составляет до 15 км (замаскированного - до 10 км) при благоприятных метеоусловиях днем. ИК-станция переднего обзора (типа "Флир") позволяет обнаружить и распознать цели, тип танка по тепловому контрасту на расстоянии до 9 км. Таблица 2.12 Состав вертолетных сил СВ ОВС НАТО на ЦЕ ТВД в 2010 г. на М10-М30 и их возможности по вскрытию целей 1.0
1.5 Лазерный дальномер-целеуказатель выполняет две функции. Одна из них - определение дальности до цели с точностью + 5 м, другая - целеуказание с последующей подсветкой цели для наведения на нее управляемого оружия. Средства Р и РТР записывают излучения РЭС противника на магнитную ленту и одновременно передают данные на наземные пункты приема, где производится их автоматизированная обработка, которая позволяет распознать характеристики сигнала и определить координаты РЭС с точностью до 10 м. В ряде стран Западной Европы и США ведутся разработки новых типов ЛА, сочетающих в себе преимущества самолетов и вертолетов. Наибольшее внимание уделяется разработке ЛА по концепции V-22 "Оспрей" (с поворотными двигателями). Обобщенные возможности средств технической разведки приведены в табл. 2.13. Таблица 2.13 Возможности средств технической разведки 1.0
1.5 Беспилотные летательные аппараты Иностранными военными специалистами важное место в решении задач разведки отводится беспилотным летательным аппаратам. БЛА решают задачи: наблюдения за полем боя; ведения разведки по обнаружению, распознаванию и определению местоположения целей; нанесения ударов по объекту с применением ПРР; целеуказания артиллерии на поражение целей; корректировки артиллерийского огня; ведения РЭБ (постановки пассивных и активных помех РЭС); оценки результатов нанесения ударов. Применение малоразмерных БЛА дает возможность обеспечить войска простыми, надежными и легко эксплуатируемыми средствами разведки, нанесения ударов, ведения РЭБ и позволяет высвободить часть разведывательных самолетов для решения других боевых задач. В качестве бортовой разведывательной аппаратуры в БЛА используются сменные комплекты телевизионных камер с изменяемым углом поля зрения, ИК-станции, аппаратура Р и РТР и лазерные дальномеры-целеуказатели, размещаемые в отсеках фюзеляжа или в под- 1.43 весных контейнерах. Эта аппаратура позволяет передавать разведсведения о противнике на наземные пункты приема в реальном масштабе времени. По этой причине АФА находят ограниченное применение в БЛА. По оценке командования НАТО, наиболее распространенными являются малоразмерные БЛА тактического назначения типа "Акила" (США) и "Тукан" (ФРГ), дальность действия которых соответствует глубине зоны боевых действий дивизии (70 км). Они составляют около 60% от общего числа БЛА. Сейчас ведутся разработки БЛА оперативно-тактического назначения для ведения разведки в интересах АК (на глубину до 150 км). Например, во Франции создан БЛА S100, предназначенный для ведения разведки и РЭБ. В вооруженных силах Израиля создан БЛА "Мастиф" Мк3, который может вести разведку, постановку помех или использоваться для уничтожения РЛС ПВО. В США разрабатывается многоцелевой БЛА оперативно-тактического назначения, на котором может устанавливаться либо разведывательное оборудование, либо аппаратура РЭБ. Продолжительность полета БЛА составит 2-3 суток без посадки. Разрабатываются также БЛА "Пионер" (испытан в Персидском заливе), "Констант Энджел", Хэв Лемон", в ФРГ - "Пад", "Кдак", в Великобритании - "Монак". 2.3.2. Силы и средства РЭБ ОВВС НАТО Для ведения радиоэлектронной борьбы объединенные ВВС НАТО будут широко использовать силы и средства РЭБ авиационного и наземного базирования, беспилотные летательные аппараты РЭБ и передатчики помех одноразового использования. Радиоэлектронная борьба стала одним из необходимых условий, обеспечивающих эффективность выполнения оперативных (боевых) задач при минимальных потерях и оптимальном составе авиационных группировок. Основными задачами РЭБ в обеспечении боевых действий СВН являются: скрытие от противника замысла действий ОВВС НАТО и маскировка авиационных группировок; снижение потерь своей авиации за счет уничтожения и подавления помехами ЗРК, ЗА и бортового оружия авиации противника; уменьшение дальности радиолокационного обнаружения, срыв сопровождения, увод и подавление ГСН управляемых ракет; создание условий для выхода к объектам ударов и их эффективного поражения. 1.5 Для выполнения этих задач ТА ВВС НАТО имеет специальные авиационные и наземные соединения, части и подразделения, предназначенные для групповой защиты авиационных соединений, частей и подразделений. Кроме специальных сил и средств РЭБ групповой защиты авиационных группировок, ОВВС НАТО используют средства РЭБ коллективной и индивидуальной защиты, непосредственно устанавливаемые на самолетах всех родов авиации. Средства РЭБ групповой, коллективной и индивидуальной защиты в операции (бою) будут использоваться комплексно, дополняя друг друга, в тесном сочетании со средствами огневого поражения. Авиационные части РЭБ пилотируемой и беспилотной авиации входят в состав авиационных крыльев или отдельных эскадрилий воздушных армий США, ТАК ВВС ФРГ, Франции, Бельгии и Нидерландов, командований ВВС Великобритании и ВВС других стран НАТО. Возможное количество и типы авиационных частей РЭБ в составе авиационных объединений ОВВС НАТО приведены в табл. 2.14. Таблица 2.14 Авиационные части РЭБ ОВВС НАТО на ЦЕ ТВД 1.0
1.5 Военные специалисты НАТО считают, если вероятность выживания самолета при ведении боевых действий без применения средств РЭБ в зависимости от обстановки составляет 0,01-0,35, то с применением средств РЭБ она значительно возрастает. Использование только средств РЭБ индивидуальной защиты повышает вероятность выживания до 0,44; совместное применение средств РЭБ индивидуальной и коллективной защиты - до 0,85; комплексное применение средств РЭБ индивидуальной, коллективной и групповой защиты - до 0,95. Широкое применение в современном бою и операции найдут передатчики одноразового использования (ПОИ). Эти малогабаритные дешевые средства создания помех планируется в массовом количестве забрасывать (минами, снарядами, ракетами, диверсионными группами, самолетами на парашютах и парашютирующих крыльях) в районы расположения подавляемых РЭС. Имеющиеся в настоящее время ПОИ могут создавать помехи средствам связи и РЛС. В дивизии США имеется около 1000 ПОИ. Одним залпом артиллерии и полковым вылетом ТА может быть заброшено до 500-600 ПОИ. Авиационные части РЭБ ВВС США Для выполнения задач групповой защиты самолетов тактической авиации ОВВС НАТО и огневого поражения объектов ПВО противника в составе воздушной армии ВВС США может быть несколько типов авиационных частей РЭБ, входящих в состав авиационных крыльев. Авиационная эскадрилья РЭБ, вооруженная самолетами РЭБ ЕF-111А или самолетами (типа АТА, АТF), которые могут прийти после 2000-2005 гг. В своем составе может иметь до 12 самолетов. Каждый самолет оснащен комплексом средств разведки и РЭБ, в том числе станциями РЭБ групповой защиты типа АN/АLQ-99Е, индивидуальной защиты типа АN/АLQ-137, аппаратурой отстрела дипольных радиолокационных отражателей и ИК-ложных целей типа АN/АLЕ-28. Основное назначение самолетов РЭБ типа ЕF-111А - подавление помехами РЛС раннего (дальнего) обнаружения, РЛС обнаружения и опознавания, РЛС обнаружения, наведения и целеуказания, УКВ-радиосвязи управления силами ВВС и ПВО противника из зон, находящихся вне досягаемости его ЗУР. Авиационная эскадрилья РЭБ на самолетах ЕС-130Н предназначена для подавления систем УКВ-радиосвязи, радионавигации и опознавания ВВС, а также УКВ- и радиорелейной связи сухопутных войск противника. В составе эскадрильи может быть от 6 до 12 самолетов. На каждом самолете имеется: несколько передатчиков, перекрывающих 1.4 диапазон от 20 до 1000 МГц; станция РЭБ индивидуальной защиты типа АN/АLQ-176; аппаратура отстрела дипольных радиолокационных отражателей, ИК-ложных целей и ПОИ АN/АLЕ-40; станция оповещения ИК-облучении и оптикоэлектронном подавлении типа ААR-44/ААQ-8. Авиационная эскадрилья огневого поражения РЭС и ЗРК системы ПВО противника смешанного состава имеет на вооружении до 12 самолетов типа F-16С/D (ВLОСК-50), оборудованных системой целеуказания для стрельбы ПРР. Эта эскадрилья предназначена для поиска, опознавания, определения местоположения и уничтожения РЛС и ЗРК системы ПВО противорадиолокационными ракетами, а также для наведения на объекты ПВО ударных самолетов с управляемыми ракетами типа "Мейверик". Авиационная эскадрилья беспилотных летательных аппаратов РЭБ и огневого поражения радиоэлектронных объектов системы ПВО в зависимости от типа и предназначения в своем составе может иметь от 50 до 100 БЛА. В вооруженных силах США ведутся разработки нового поколения БЛА РЭБ и ударных БЛА ближнего, среднего и большого радиуса действия. Особый интерес представляет летательный аппарат, сочетающий в себе элементы БЛА и крылатой ракеты разрабатываемый по программе "Тэсит Рейнбоу". Данные БЛА после запуска выходят в назначенный район и барражируют в нем до обнаружения излучения РЛС. После обнаружения и опознавания РЛС, БЛА осуществляют самонаведение и уничтожение их. Разрабатываются БЛА разведки и РЭБ как для подавления РЛС, так и для подавления систем радиосвязи. БЛА разведки и РЭБ способны имитировать цели, вести видовую, радио- и радиотехническую разведку; создавать активные и пассивные помехи. БЛА обладают малой и сверхмалой отражающей поверхностью, что значительно затрудняет их обнаружение и поражение. Авиационные части РЭБ ВВС ФРГ К 2010 г. в составе ТАК ВВС ФРГ могут быть три типа авиационных частей, предназначенных для огневого и радиоэлектронного подавления объектов системы ПВО противника. Авиационная эскадрилья РЭБ, вооруженная самолетами НFВ-320, в своем составе может иметь до 15 самолетов. Каждый самолет оснащен двумя станциями радио- и радиотехнической разведки (типа 1.5 RМВ-5А) и тремя станциями радиоэлектронного подавления (6 передатчиков типа ЕLТ/АLQ-1, -2, -3, -4, -5). Самолет предназначен для групповой защиты ударных самолетов из зон барражирования вне досягаемости ЗУР. К 2005 г. самолеты HFB-320 будут заменены самолетами типа "Торнадо"ECR или EFA. Предполагается, что к этому времени будут разработаны новые средства разведки и РЭБ контейнерного типа "Церберус-4", которые можно будет подвешивать на пилонах к самолетам "Торнадо"ECR или EFA вместо ПРР "Харм". В этом случае средства РЭБ групповой защиты можно будет использовать не только из зон барражирования, находящихся вне досягаемости ЗУР, но и из боевых порядков. Авиационная эскадрилья огневого поражения РЛС и ЗРК системы ПВО противника имеет на вооружении до 15 самолетов "Торнадо"ECR. Эти самолеты способны нести до 4 ПРР типа "Харм", станцию радиотехнической разведки. Самолет может действовать на малых высотах одиночно, парами (или в составе групп прорыва ПВО), вести разведку, точно определять местоположение РЛС и ЗРК, наносить по ним удары. Авиационная эскадрилья специального назначения транспортного авиационного командования ВВС, вооруженная самолетами РЭБ "Боинг-707", может использоваться из зон барражирования над своей территорией. Самолет оснащен тремя станциями радио- и радиотехнической разведки и десятью передатчиками помех, работающими в диапазоне от 20 до 1000 МГц. Самолеты РЭБ "Боинг-707" могут вести разведку и подавлять линии УКВ-радиосвязи и РЛС раннего обнаружения системы ПВО. Авиационные части РЭБ командования ВВС Великобритании Для выполнения задач групповой защиты в составе ВВС Великобритании могут быть: 1-2 авиационные эскадры РЭБ в составе 15 самолетов "Канберра"Т.17 (эти самолеты после 2005 г. могут быть заменены самолетами "Торнадо"ECR или EFA); эскадрилья огневого поражения РЛС и ЗРК системы ПВО в составе 18 самолетов "Торнадо"EGR; 1-2 авиационные эскадрильи БЛА разведки, РЭБ и поражения РЛС. Самолеты авиационных эскадрилий РЭБ типа "Канберра"Т.17 могут иметь на своем борту 2-3 станции радио- и радиотехнической разведки, 6-8 передатчиков активных помех, аппаратуру создания пассивных помех и отстрела ИК-ложных целей. Самолеты типа "Торнадо"ECR имеют средства разведки и РЭБ в специальных контейнерах, подвешиваемых на пилонах. К такого типа станциям Р и РЭБ относятся станция ARI-23246, автоматизированная станция "Скайшедоу". Эти станции обеспечивают обнаружение, распознавание целей, установление уровней их приоритетности и выборочное подавление. Самолеты РЭБ типа EFA предполагается оснастить средствами РЭБ нового поколения типа "Зевс", которые будут полностью автоматизированы, объединяя в себе аппаратуру разведки, цифровые процессоры и многорежимные станции радиоэлектронного подавления. Для огневого поражения РЛС и объектов системы ПВО часть самолетов "Торнадо"ECR оборудованы станциями РТР и оснащена противорадиолокационными ракетами ВВС США "Харм", которые в перспективе предполагается заменить на противорадиолокационные ракеты АLARM. В Великобритании, как и в других странах НАТО, разрабатываются различные типы БЛА. В ходе разработки БЛА учитывается опыт США, или они ведутся совместно с ФРГ, Канадой и Францией. В различной стадии разработки и испытаний находятся БЛА разведки "Скит", "Скайлидер", "Спарроу-Хок", "Рэйвен". В интересах ведения разведки в ночных условиях с помощью ИК-аппаратуры испытывается БЛА "Феникс". Для ведения разведки и РЭБ предназначается БЛА "Монарх", "Скай ай", "Тасума" MATS-A, а разведки и поражения РЛС и объектов ПВО - БЛА типа DAR, "Хаумран". 2.3.3. Способы применения сил и средств РЭБ при подавлении РЭС системы ПВО активными помехами Анализ применения сил и средств РЭБ тактической авиацией в локальных войнах и на учениях ВВС США и ОВВС НАТО позволяет выделить четыре основных способа применения средств РЭБ групповой, коллективной и индивидуальной защиты при подавлении РЭС системы ПВО активными помехами: 1.43 "из зон барражирования"; "из боевых порядков" ("сопровождение"); "взаимная поддержка" ("взаимное прикрытие"); "самомаскировка". Способ ведения РЭБ "из зон барражирования" используется для подавления радиолокационных станций разведки воздушных целей и УКВ-радиосвязи системы ПВО и ВВС противника. Имеются 3 его разновидности: "из дальней зоны"; "из ближней зоны"; "из передовой зоны". Дальняя зона барражирования выбирается в 150-200 км и более от линии соприкосновения войск. Такой способ применения самолетов РЭБ используется в целях маскировки полетов самолетов ДРЛОУ Е-3А, самолетов-разведчиков ТR-1, а также в целях маскировки "сил глубокого вторжения". Основными объектами подавления являются РЛС раннего оповещения системы ПВО противника. Ближняя зона барражирования выбирается, как правило, над своими войсками, чтобы самолеты РЭБ находились вне пределов досягаемости ЗРК противника. На средних высотах зона барражирования удалена от линии соприкосновения войск на 80-160 км, на малых и предельно малых высотах - на 20-40 км. Способ ведения РЭБ "из ближней зоны" применяется главным образом для борьбы с РЛС дальнего обнаружения, РЭС управления, с целью не дать возможность противнику обнаружить направление главного удара авиации, определить полосу прорыва системы ПВО и состав групп эшелонов массированного авиационного удара. Для всех самолетов РЭБ, действующих из дальней и ближней зон, характерно использование средств РЭБ групповой защиты, имеющих мощные передатчики помех, которые обеспечивают подавление РЭС на больших дальностях по боковым лепесткам ДНА РЛС. Передовая зона барражирования всегда находится над территорией противника и выбирается, как правило, в районе наиболее важных объектов ПВО. В зоне действуют БЛА РЭБ и ПОИ. Передатчики помех одноразового использования сбрасываются в район цели самолетами ТА, а на небольших дальностях (30-70 км от линии соприкосновения войск) могут доставляться в район цели артиллерийскими и ракетными системами сухопутных войск. Способ ведения РЭБ "из боевых порядков" в значительной степени зависит от выполняемых задач, типа тактических истребителей, построения групп ударной авиации, а также от важности объекта удара. Для сопровождения и поддержки ударных групп ТА при нанесении ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, назначаются, как правило, однотипные с ударными самолетами самолеты РЭБ со средствами РЭБ групповой защиты. Они могут действовать впереди ударных групп, в их составе, и замыкая ударные группы, на параллельном курсе, осуществляя полет выше или ниже ударных групп. По взглядам специалистов ВВС США и ОВВС НАТО, на каждые шесть тактических истребителей выделяется один самолет РЭБ сопровождения. Способ "из боевых порядков" является универсальным, важнейшим или главным, во-первых, потому, что подавление осуществляется не только по боковым лепесткам, но и по главному лучу диаграммы направленности антенн РЛС, во-вторых, потому, что наряду с подавлением РЛС одновременно на объекте подавляются и линии УКВ-радиосвязи. Способ ведения РЭБ "взаимная поддержка" или "взаимное прикрытие" предусматривает использование средств РЭБ коллективной защиты, которые подвешиваются в контейнерах к пилонам самолетов тактических истребителей ударных групп. Одним из преимуществ этого способа является обеспечение большой суммарной излучаемой мощности помех средств РЭБ коллективной защиты, размещенных на нескольких самолетах ударной группы. Эффективность прикрытия помехами самолетов ударной группы данным способом зависит от согласованных действий тактических истребителей в сложной воздушной и радиоэлектронной обстановке. Способ ведения РЭБ "самомаскировка" предусматривает прикрытие самолетов от управляемого оружия класса "земля-воздух" и "воздух-воздух" средствами РЭБ индивидуальной защиты, которые размещаются внутри фюзеляжа на каждом самолете или могут быть подвешены к нему в контейнерах на пилоны. В этих целях используются средства активных и пассивных помех, оптико-электронного подавления, ловушки и ложные цели. Средства активных помех самолета работают не только в режиме шумовых массированных помех, но и в режимах увода и имитации, поэтому этот способ ведения РЭБ называют также способом "введение в заблуждение" или способом "индивидуальной защиты". Основными объектами РЭБ при данном способе являются РЛС обнаружения целей и наведения ракет, так как они сопряжены с системой оружия, представляющей наибольшую угрозу для самолета. 1.0
Рис. 2.3. Структура боевых свойств СВН .5 Таблица 2.1 Управляемые ракеты класса "воздух-земля", "корабль-берег" 1.0
.5 Таблица 2.2 Летно-технические характеристики, вооружение и оборудование СВН 1.0
.5 Таблица 2.3 Авиационные пушки и их характеристики 1.0 ---------------------------------------------------------------------------------------------- | Тип, |Калибр, мм| Темп |Начальная|Эффективная| Масса | Тип самолета, | | наименование |----------|стрельбы,|скорость | дальность ------------------- вертолета, | | (принадлеж- |количество|выстр/мин|снаряда, | стрельбы, |патрона,|снаряда,| СППУ | | ность) | стволов | | м/с | км | г | г | | 0.8
1.0 |М61 (М61А1), | 20/6 | 6000 | 1030 | 1000 | 260 | 195 |F-4, F-14, F-15| |"Вулкан" (США) | | | | | | |F-16, F-18, A-7| | | | | | | | |F-111 | 0.8
1.0 |GAU-4В/А, | 20/6 | 6000 | 1030 | 1000 | 225 | 100 |СППУ SUU-23/A | |"Вулкан" (США) | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- |GAU-8А (США) | 30/7 | 2100 | 1060 | 3000 | 700 |370-430 | A-10A | | | | 4200 | | | | | | 0.8
1.0 |"Аден" (Велико-| 30/1 | 1350 | 1050 | 2000 | | 360 |"Ягуар"GR.1 | | британия) | | | | | | |"Харриер"GR.5 |
.5 Таблица 2.4 Основные тактико-технические характеристики беспилотных летательных аппаратов 1.0
.5 Таблица 2.5 ТТХ авиационных ракет иностранных государств 1.0
Продолжение табл. 2.5
Продолжение табл. 2.5
Продолжение табл. 2.5
.5 Таблица 2.6 Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" 1.0
1.5 Таблица 2.7 Противотанковые управляемые ракеты 1.0
.5 Таблица 2.11 Основные тактико-технические характеристики тактических самолетов-разведчиков стран НАТО 1.0
|
|
|