Расположение электрооборудования электроподвижного состава

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические железные дороги (В.П. Феоктистов) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

 

2.6

Расположение электрооборудования электроподвижного состава

Основные требования к расположению оборудования состоят в следующем: исключение возможности попадания людей под напряжение; обеспечение необходимых изоляционных расстояний между частями электрооборудования, находящимися под высоким напряжением; удобство управления электровозом, его технического обслуживания и ремонта; обеспечение охлаждения и защиты от загрязнения и атмосферных осадков; обеспечение минимальной длины соединительных проводов, воздуховодов

и трубопроводов; равномерное распределение нагрузки от силы тяжести между колесными парами и относительно продольной оси электровоза.

Тяговые электродвигатели на всех типах э.п.с. установлены на тележках. На крыше э.п.с. располагаются токоприемники, разрядники и главные резервуары тормозной системы. На э.п.с. переменного тока там же находится главный выключатель. Выход на крышу электровоза или моторного вагона разрешается только при условии, что с контактного провода снято напряжение и он заземлен.

Рассмотрим расположение оборудования на электровозе (рис. 2.25). Головная часть кузова отведена для кабины управления 1, в которой находится контроллер машиниста, тормозные краны, кнопочные выключатели вспомогательных машин, измерительные приборы и рабочие места для машиниста и его помощника. Основное электрооборудование силовой цепи (контакторы 11, переключатели 10, пусковые резисторы 6 и 7, резисторы ослабления возбуждения 3 и 4) размещены в высоковольтной камере ВВК. Там же находится быстродействующий выключатель 2. При поднятом токоприемнике 5 дверь ВВК блокируется в закрытом положении пневматическим замком, что исключает возможность случайного входа в ВВК, при опущенном токоприемнике дверь может быть открыта для осмотра и технического обслуживания аппаратов. Отделение вспомогательных машин ОВМ обычно расположено в противоположном от кабины конце кузова; это сделано для снижения уровня шума в кабине. В ОВМ установлен мотор-вентилятор 8 с генератором управления для питания низковольтных цепей напряжением 50 В, мотор-компрессор 9 и мотор-генератор 12 для питания обмоток возбуждения в режиме рекуперации. В кузове электровоза предусмотрен коридор для прохода локомотивной бригады из одной кабины управления в другую.

 

 

 

Рис. 2.25. Схема расположения электрооборудования на электровозе постоянного тока ВЛ10



На электровозах переменного тока используют аналогичные принципы размещения оборудования. Отличительной особенностью является наличие трансформатора, который расположен в центре кузова как наиболее тяжелый элемент электрооборудования. В моторных вагонах внутреннее помещение кузова используется в качестве салона для пассажиров, а электрооборудование силовой цепи и вспомогательные машины располагаются под кузовом в специальных ящиках.

Электрооборудование для питания и регулирования тяговых двигателей моторного вагона электропоезда может быть частично размещено на прицепном вагоне, что позволяет несколько снизить массу моторного вагона. Обычно на прицепных вагонах электропоезда располагают и вспомогательные машины поезда. Особые трудности представляет исполнение электропоезда переменного тока, поскольку на моторном вагоне под кузовом приходится размещать трансформатор и выпрямитель (ограничение по высоте около 80 см).

Специфичным является размещение силового оборудования на высокоскоростных электропоездах, которые имеют конструктивную скорость 200-300 км/ч. Здесь необходимо обеспечить небольшие нагрузки колесной пары на ось 110-145 кН/ось. Поэтому в первых скоростных электропоездах, например ЭР200, мощность распределяли равномерно по осям поезда. В поезде ЭР200 только головные вагоны выполнены немоторными. Однако в последующем отошли от «распределенного» варианта и в современных высокоскоростных электропоездах все силовое оборудование концентрируют в головных вагонах, выполняя их как электровозы, т.е. без пассажирских салонов. Все промежуточные вагоны в такой схеме электропоезда - прицепные. По такому «концентрированному» принципу выполнены французские электропоезда TGV и немецкие электропоезда ICE. При этом мощность головного моторного вагона, т.е. фактически электровоза составляет 4000-5000 кВт. Однако окончательно вопрос о целесообразном размещении электрооборудования в скоростном электропоезде еще не может считаться окончательным решенным.

Новые электропоезда выполняют и с распределенным принципом, когда все вагоны являются моторными (немецкий электропоезд ICE-3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..