ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11 - ЧАСТЬ 4

  Главная      Учебники - Электровозы     Руководство по ремонту тяговых электродвигателей ТЛ-2К1 электровозов ВЛ10, ВЛ11 - 2009 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14 

 

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11 - ЧАСТЬ 4

 

 


    1. Ремонт букс моторно-осевых подшипников

      1. Осмотреть буксы моторно-осевых подшипников на наличие или отсутствие трещин при помощи лупы. Буксы моторно-осевых подшипников с трещинами, ведущими к отколу привалочной части, а также с трещинами, занимающими более 20% сечения, заменить.

Забоины и задиры на привалочных и посадочных поверхностях зачистить.

      1. Проверить непроницаемость стенок масляных камер букс моторноосевых подшипников, для чего необходимо:

          • установить буксы моторно-осевых подшипников на специальный стеллаж и плотно закрепить их в рабочем положении;

          • заглушить выходное отверстие ниппеля (трубки), находящегося внутри буксы, навернув на наружную резьбу трубки специальную пробку.

          • залить в камеру буксы керосин или мыльный раствор через трубку из шланга со специальным наконечником под давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2).

          • обстучать молотком и тщательно осмотреть наружную стенку камеры буксы. Если керосин или мыльный раствор протекает, то в местах подтёков имеются трещины, раковины или неплотности. Неплотности или трещины обнаруживают по по-

явлению пузырей на обмыленных снаружи проверяемых поверхностях. Места появления мыльных пузырей или керосина отметить мелом для последующего устранения дефекта.

Испытание непроницаемости стенок камеры можно также производить, заполняя ее вместо керосина или мыльного раствора, сжатым воздухом давлением 0,20,3 МПа (2-3 кгс/см2).

      1. Вырубить и заварить, при необходимости, дефектные места стенок камеры в буксе. Заварку производить согласно Инструкции по сварочным и наплавочным работам ЦТ-336. После заварки обнаруженных трещин, буксу испытать повторно в соответствии с п.16.7.2.

Если обнаруженные в буксе неплотности, трещины или другие дефекты устранить не представляется возможным, то такую буксу заменить исправной.

      1. Проверить правильность установки ниппеля в буксе моторно-осевого подшипника.

Правильность установки ниппеля следует контролировать измерением расстояния от нижней посадочной поверхности буксы до уровня нижней кромки ниппеля.

Кроме того, следует проконтролировать в рабочем положении буксы МОП расстояние между верхней кромкой «порожка» буксы и нижним краем ниппеля. Нижний край ниппеля должен находиться ниже высоты «порожка» в рабочем положении буксы на (4-5) мм.

Если выявлено, что ниппель установлен неправильно, то сварные швы срубить и приварить ниппель заново согласно заданным размерам.

Ниппель, во избежание вытекания смазки, устанавливать на сурике железном МА-015 ГОСТ 8292-85.

      1. Проверить конические резьбовые отверстия калибром, прочность крепления трубки и плотность подгонки пробок к соответствующим отверстиям. Отверстия с забитой и сорванной резьбой прогнать коническим метчиком соответствующего размера с последующей проверкой резьбовым калибром.

Если таким образом восстановить резьбу невозможно, то восстановление резьбы в дефектных отверстиях производить заваркой отверстий с последующей их рассверловкой и нарезанием резьбы.

Трубку и пробки так же, как и ниппель, устанавливать на сурике МА-015.

      1. Измерить расстояние между гранями буксы, а также определить конусность под посадку в остов при помощи специальной микрометрической скобы. Проконтролировать взаимную перпендикулярность посадочной и привалочной поверхностей при помощи шаблона.

Допуск конусности посадочных поверхностей по всей длине не должен превышать 0,08 мм. При превышении величины допуска конусности посадочных поверхностей буксы или остова, его доводят до нормы опиливанием изношенных поверхностей.

      1. По результатам измерений определить величины натягов при посадке в остов букс МОП и соответствие их установленным нормам. При необходимости доведения натяга букс в остове до нормы должно обеспечиваться электронаплавкой или нанесением полимерной плёнки сопрягаемых с проточенными поверхностями остова и букс.

Электронаплавка и ее режимы должны соответствовать Инструкции по сварочным и наплавочным работам ЦТ-336. Полимерное покрытие при восстановлении слоя должно быть толщиной не более 0,2 мм.

      1. Измерить диаметры отверстий у буксы под болты для их крепления к остову и толщину прилива буксы по оси отверстий болтов, крепящих буксу к остову.

Болты, крепящие буксы к остову проверить дефектоскопом на наличие скрытых дефектов. Использовать при этом следует ультразвуковой дефектоскоп.

      1. Осмотреть и проверить исправность крышек и плотность их прилегания к корпусу буксы.

Погнутые крышки снять и выправить.

Пружину, потерявшую свои упругие свойства, негодные крепежные детали, порванное и устаревшее войлочное уплотнение заменить.

      1. Произвести окраску внутренних камер буксы моторно-осевого подшипника.



    1. Сборка и контрольные измерения тяговых двигателей

      1. Измерить радиальные зазоры подшипников в свободном состоянии. Для этого надеть внешние кольца подшипников на внутренние кольца на валу якоря. Подшипники должны вращаться от руки легко, без заеданий и торможения.

Измерения выполнять щупом пластинчатым путем установки пластин щупа между нижним роликом и дорожкой качения внутреннего кольца. За величину радиального зазора подшипника принимать среднеарифметическое значение трех измерений при повороте наружного кольца на 120о. Новые и бывшие в эксплуатации после осмотра и ремонта роликовые подшипники, имеющие радиальный зазор, выходящий за пределы допустимой величины, к монтажу не допускаются.

Разность радиальных зазоров у подшипников с обеих сторон тягового двигателя допускается не более 0,12 мм. После измерений и подбора подшипников по радиальному зазору снять подшипники с внутренних колец и передать их для запрессовки в подшипниковые щиты.

      1. Выполнить сборку тягового двигателя в последовательности, обратной разборке. Каждый подшипник, подшипниковые камеры и масляные трубки заполнить смазкой БУКСОЛ.

      2. Проверить вращение якоря в подшипниках и измерить радиальные зазоры подшипников в собранном тяговом двигателе.

Якорь в подшипниках должен вращаться без заеданий и стопорения. При обнаружении заеданий или постороннего шума проверить наличие перекосов в подшипниковых узлах. Разность радиальных зазоров у подшипников с обеих сторон тягового двигателя допускается не более 0,12 мм.

В случае, если радиальный зазор больше или меньше допустимой нормы, тяговый двигатель разобрать и заменить подшипник.

      1. Измерить осевой разбег роликовых подшипников якоря в собранном тяговом двигателе.

При осевом разбеге якоря больше или меньше нормы, следует добиться нормального разбега якоря подборкой уплотнительных или упорных колец.

      1. Измерить биение коллектора якоря в собранном тяговом двигателе. Биение коллектора, измеренное по рабочей поверхности в холодном состоянии, допускается не более 0,05 мм при выпуске из ремонта.

      2. Измерить зазоры между якорем и полюсами тягового двигателя. Измерения выполнять шаблоном через смотровые люки. Зазоры между якорем и полюсами (главными и добавочными) допускаются в пределах, указанных в Приложении А, п.105.

      3. Отрегулировать установку щеткодержателей по отношению к коллек-

тору.



Расстояние от нижней плоскости корпуса щеткодержателя до рабочей поверх-

ности коллектора должно быть в пределах, указанных в Приложениях А, п.112 и Б, п.96.

Минимальное расстояние между корпусом щеткодержателя и петушками коллектора (при крайнем положении якоря в сторону щеткодержателя) допускается в пределах, указанных в Приложениях А, п.113 и Б, п.95.

Крепление щеткодержателей на траверсе должно быть плотным и прочным.

      1. Установить щетки в щеткодержатели и закрепить их болтами с шайбами. Запрещается устанавливать в одном тяговом двигателе щетки разных марок.

Произвести притирку щёток к коллектору и измерение зазоров между щёткой и щеткодержателем по толщине и ширине щёток. Зазоры меду щеткой и гнездом щеткодержателя должны быть при выпуске из ТР-3 должны соответствовать данным Приложения А, п.106.

      1. Установить траверсу со щеткодержателем на нейтраль и зафиксировать ее накладками и фиксатором.

    1. Испытания тяговых двигателей

Каждый выпускаемый из ремонта тяговый двигатель по окончании всех работ подвергается приёмо-сдаточным испытаниям в соответствии с требованиями настоящего Руководства и положениями ГОСТ 2582-81.

Испытания тягового двигателя после производства ТР-3 включают в себя:

        • визуальный осмотр и проверку качества сборки тягового двигателя;

        • измерение активного сопротивления обмоток;

        • измерение сопротивления изоляции обмоток тягового двигателя в холодном состоянии;

        • испытание тягового двигателя на холостом ходу с проверкой его вибрации;

        • испытание тягового двигателя на нагревание под нагрузкой;

        • проверку частоты вращения и температуры нагрева обмоток;

        • проверку коммутации тягового двигателя;

        • испытание на повышенную частоту вращения в течение 2 мин.;

        • измерение сопротивления изоляции обмоток тягового двигателя в нагретом состоянии;

        • испытание электрической прочности изоляции обмоток тягового двигателя.



      1. Установить тяговый двигатель на площадку для проверки на холостом ходу. Осмотреть и проверить качество сборки ТЭД, правильность соединений обмоток, состояние и крепление межкатушечных соединений и выводных кабелей, маркировку выводных кабелей.

Провернуть якорь вручную и проверить отсутствие стука, заеданий или касания деталей в подшипниковых узлах.

      1. Измерить активное сопротивление цепей обмоток главных, добавочных полюсов, компенсационных обмоток и обмотки якоря. Допустимые величины активных сопротивлений приведены в Приложении Д, Е.

      2. Измерить сопротивление изоляции обмоток тягового двигателя в холодном состоянии.

Допустимое наименьшее значение сопротивления изоляции должно быть не менее 1,5 МОм. Измерение следует производить мегаомметром на 2500 В.

При этом один щуп мегаомметра присоединить к соединённым между собой выводам начала и конца каждой цепи обмоток (цепь главных полюсов, цепь якоря, добавочных полюсов и компенсационных обмоток), а другой щуп к остову тягового двигателя (к резьбе отверстия в остове).

После измерения сопротивления изоляции снять емкостные заряды с измеряемых цепей изолированным проводником, прикладывая один конец проводника к измеряемой цепи, а другой к «земле».

      1. Произвести испытание тягового двигателя на холостом ходу с проверкой его вибрации.

Проверку работы тягового двигателя осуществлять в течение 10 мин. на холостом ходу при вращении якоря в одну, а затем в другую сторону при номинальной частоте вращения.

Переключение направления вращения осуществлять пересоединением выводов испытуемого ТЭД к источнику питания.

Измерение числа оборотов вращения якоря выполнять дистанционным тахометром. Проверку вибрации выполнять ручным вибрографом. Вибрационное смещение в любой точке остова допускается не более 0,08 мм.

Шумы в подшипниках должны быть ровными без стука и скрежета.



      1. Произвести испытание тягового двигателя на нагревание. Испытание на нагревание должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 2582-81.

Тяговые двигатели могут испытываться попарно, методом взаимной нагрузки, причем один из них должен работать в режиме двигателя, а другой в режиме генератора. Тепловой режим считается действительным для обоих двигателей. Тяговые двигатели испытываются в течение 1 часа при часовом режиме.

Испытание тяговых двигателей пульсирующего тока допускается проводить на постоянном токе при значениях параметров, соответствующих пульсирующему току.



минальном количестве охлаждающего воздуха, указанного в технических характеристиках двигателей. Испытание тяговых двигателей при количестве охлаждающего воздуха меньше номинального или в эквивалентном режиме без охлаждения разрешается проводить по согласованию с ЦТ ОАО «РЖД».

По окончании испытаний на нагревание проверить температуру нагрева обмоток главных полюсов, дополнительных полюсов и якоря.

Температуру нагрева обмоток определять по формуле:



tн Rн Rx (235 tx) tx ; где:

Rx

Rн, Ом………активное сопротивление испытуемой обмотки после часового нагрева;

Rx, Ом………активное сопротивление испытуемой обмотки в холодном состоянии при температуре цеха);

tx, оС…………температура цеха;

235…………..температурный коэффициент меди.

Одновременно с измерением активного сопротивления обмоток цепей тягового двигателя выполнить измерения температуры коллектора и подшипников качения. Температура нагрева подшипников допускается не более 80оС.

Предельные допускаемые превышения температуры частей электрической машины над температурой окружающего воздуха в конце испытания на нагревание при часовом режиме и измерении температуры по методу сопротивления для обмоток и методу термометра для коллектора не должны превышать значений, указанных в табл.1



Таблица 1 Предельные допустимые превышения температуры



Части электрической машины

Предельные допустимые превышения температуры,

ºС, для классов изоляции

A

E

B

F

H

200

220

Якорь

100

105

120

140

160

180

200

Полюсы

100

115

130

155

180

200

220

Коллектор

95

95

95

95

105

110

110



      1. При часовом режиме испытаний на нагревание измерить частоту вращения тягового двигателя.

Проверку частоты вращения электрической машины следует производить в часовом режиме при номинальных токе и возбуждении приборами класса точности не менее 0,5. Допускаемое отклонение частоты вращения от номинальной (часовой) не должно превышать для тяговых двигателей ±3 %.

Для реверсивных электрических машин разность между частотами вращения в одну и другую сторону, выраженная в процентах от среднего арифметического обеих частот вращения, при токе, соответствующем часовому режиму, и номинальном возбуждении должна быть:

        • для машин без траверс не более 4 %;

        • для машин с траверсами не более 3 %.

Измерение частоты вращения якорей тяговых двигателей выполнять по дистанционному тахометру стенда испытательной станции.

      1. Проверить коммутацию тягового двигателя.

Проверка коммутации производится при режимах, указанных в табл.2. Искрение оценивается визуально в соответствии с ГОСТ 183-74. Рекомендуется для оценки коммутации дополнительно использовать также специальные приборы, отградуированные при визуальной оценке коммутации.

Таблица 2 Условия испытаний при определении степени коммутации тяговых двигателей



Тип электрической машины

Режим испытаний

Условия испытаний



Напряжение

Ток якоря

Частота вращения

Степень возбуждения

Тяговые двигатели согласно ГОСТ 2582-81

1

Максимальное напряжение на коллекторе, соответствующее максимальному напряжению на токоприемнике электроподвижного состава (ЭПС) (ГОСТ 6962-75) постоянного тока или на последней ходовой характеристике ЭПС переменного тока

Номинальный

-

Наименьшая соответствующая последней ступени ослабления возбуждения двигателя

2

То же

-

Наибольшая

То же

3

То же

Наибольший пусковой 1,5 номинального


То же



Для реверсивных электрических машин оценка коммутации в каждом режиме производится в течение 30 с при вращении в обе стороны.

Перед проверкой коммутации при изменении направления вращения производится притирка щеток в течение (10–15) мин.

Коммутация считается удовлетворительной, если при испытании не возникает кругового огня, остаточных деформаций или механических повреждений коллектора и щеткодержателей. Коллектор и щеткодержатели должны быть пригодны для дальнейшей работы без очистки или какого-либо исправления коллекторнощеточного узла, а также, если степень искрения не превышает 1½ балла по ГОСТ 183-74 при испытаниях на постоянном токе.

При неудовлетворительной коммутации, когда степень искрения превышает 1½ бала, круговом огне, механических повреждениях, обнаруженных во время испытания, следует обратить внимание на возможные причины этого:

        • давление щеток на коллектор не соответствует нормам или неравномерное давление щеток;

        • неудовлетворительная шлифовка или полировка коллектора;

        • вибрация щеток в гнездах корпуса щеткодержателей из-за наличия зазоров более допустимых норм;

        • зависание щеток в гнездах щеткодержателей;

        • плохая притирка щеток по коллектору (площадь прилегания щеток по коллектору должна быть не менее 75%);

        • установка щеток разных марок на одном ТЭД;

        • перекос корпуса щеткодержателя относительно коллектора;

        • неравномерное расположение щеток в полюсном делении, т.е. сбита геометрическая нейтраль;

        • зазоры в магнитной системе не соответствуют нормам;

        • слабое крепление траверсы.

При неудовлетворительной коммутации необходимо выявить и устранить неисправность, а тяговый двигатель повторно испытать.

      1. Испытать тяговый двигатель на повышенную частоту вращения. доведя скорость вращения до величины, превышающей на 25% наибольшую частоту вращения для испытуемого двигателя.

При указанной частоте вращения двигатель испытывать в течение 2 мин. После испытаний не должно быть изменений, влияющих на работоспособность машины.

      1. Измерить величину сопротивления изоляции обмоток нагретого тягового двигателя относительно его корпуса и между обмотками, в зависимости от номинального напряжения относительно заземленных частей (см. табл.3).

Таблица 3 Величина сопротивления изоляции электрических машин





Величина номинального напряжения относительно корпуса, В



Величина сопротивления изоляции при ТР-3, МОм

До 400

0,5

Свыше 400 до 1000

1,0

Свыше 1000 до 1500

1,5

Свыше 1500 до 2000

2,0

Свыше 2000 до 3000

3,0



Проверку величины сопротивления изоляции машин с номинальным напряжением относительно корпуса до 100 В производить мегомметром при испытательном напряжении на 500 В, остальных машин (в т.ч. тяговых двигателей) мегомметром при испытательном напряжении 2,5 кВ.

      1. Испытать электрическую прочность изоляции тягового двигателя в течение (605) с напряжением, указанным в Приложении В, Г.

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14