Ремонт цистерн (грузовые вагоны)

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Руководящий документ «Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов» - 2011 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

8  Ремонт цистерн (грузовые вагоны)

 

8.1  Требования к ремонту.

8.1.1 У поступивших в ремонт цистерн котлы снимают с рамы при необходимости, или невозможности устранения  дефектов котла без демонтажа последнего с рамы. Котлы цистерн до поступления в ремонт должны быть пропарены,  промыты, дегазированы, и очищены, обмыты снаружи в соответствии с требованиями действующих Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава и Правил по охране труда при ремонте подвижного состава и производству запасных частей на вагоноремонтных заводах и иметь акт о годности цистерны для ремонта формы     ВУ-19, подписанное пропарщиком, мастером и лаборантом с постановкой штампа. Снаружи котел цистерны при постановке в ремонт очищают от грязи, ржавчины и отслаивающейся краски, перед окраской, при необходимости подвергают пескоструйной, дробеструйной или дробеметной обработке. Перед началом сварочных работ на цистернах следует проверить газо-воздушную среду котла газоанализатором на взрывобезопасность и на отсутствие токсичных выделений.

8.1.2 При входном неразрушающем контроле котлов цистерн допускается использовать акустические, магнитные, вихретоковые методы контроля при наличии методик неразрушающего контроля, разработанных в соответствии с требованиями руководящих документов утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества.

8.1.3   При ремонте котлов разрешается:

- заварка трещин в котле независимо от их расположения, но не более одной на площади  1м2;

- заварка трещин в продольных и кольцевых швах обечайки котла;

- заварка трещин в котле, уходящих под фасонную лапу, которая должна производиться при срезанной фасонной лапе. После заварки следует установить и приварить фасонную лапу;

- заварка пробоин вставками. Площадь вставки котла должна быть не более 1,5 м2кроме вставок броневого листа, и количеством не более двух на обечайке. Площадь вставок на каждом днище не более 0,5 м2, а количество не более двух. Допускается полная замена днищ;

заварка трещин в броневом листе, не доходящих до сливного прибора или поддона не ближе 300 мм;

- заварка трещин в патрубке сливного прибора, не переходящих на седло клапана;

- ремонт вмятин котла цистерны.

8.1.4 При ремонте колпака или обечайки люка-лаза (горловины) производится:

- заварка трещин в колпаке или обечайке;

- вварка вставок в верхний лист котла под весь колпак, если глубина поражения коррозией более 0,5 толщины от чертежных размеров;

-заварка трещин в сварном соединении котла с колпаком.

8.1.5 При ремонте крышек производится:

-заварка трещин в крышке;

-заварка трещин в местах крепления запоров и шарниров крышки;

-заварка вставок в местах пробоин или пораженных коррозией на глубину более 0,5 толщины листа от чертежных размеров;

- заварка трещин и других дефектов в кронштейне ригеля;

приварка упоров и скоб-ручек, а также других элементов крепления.

Нетиповые валики шарниров заменяют. У валиков откидного шарнира шайбы приваривают. Отсутствующие откидные болты, шайбы, шплинты и приспособления для опломбирования заменяют новыми.

8.1.6 При ремонте внутренней и наружной лестниц производится:

-    вварка вставок в тетиву в местах изломов, заварка трещин;

-    заварка трещин в сварном соединении лестницы с обечайкой люка-лаза или колпака или с нижним листом котла;

-    приварка новых ступенек.

8.1.7 При ремонте узла крепления котла к хребтовой балке допускается:

- заварка трещин в сварном шве соединения лапы котла с котлом;

-срезание дефектной фасонной лапы и приварка новой с перекрытием старых швов на величину не менее 50 мм. Запрещается заварка трещин в фасонных лапах котла независимо от их длины и расположения;

- заварка отверстий лап и планок крепления котла цистерны к хребтовой балке с последующей рассверловкой.

Допускается устранение ослабления и износа болтовых соединений котла и рамы проводить в соответствии с проектом  М 1629 ПКБ ЦВ.

8.1.8 Все сварочные работы на обечайке котла цистерны производятся в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 29-30 мая 2008 года г. Худжанд.

8.1.9 Не соответствующие конструкторской документации завода изготовителя крышки, кольца, горловины люка заменяют типовыми, или  изготовленными по проекту М 1321 ПКБ ЦВ, при этом должно обеспечиваться плотное прилегание крышек люков к кольцам с обязательной установкой приспособления для ЗПУ по проекту М 1691 ПКБ ЦВ. При удалении лапы котла подрезы материала котла не допускаются. Удаление лапы котла или рамы допускается производить любым механическим или электродуговым способом, исключая подрезы материалов котла или рамы с последующей механической зачисткой до основного металла».

8.1.10 Предохранительно-впускные клапаны цистерн независимо от технического состояния снимают, разбирают, проверяют, ремонтируют узлы и детали с дефектами, восстанавливают до чертежных размеров или заменяют новыми, испытывают на герметичность и плотность на стенде давлением 2,5кгс/см², перед снятием клапана необходимо срезать гайки, вынуть болты, снять хомут, предохраняющий от хищения грузов и заменить на новые по проекту М1691 ГЖБ ЦВ (для цистерн, на которые они были установлены). Ремонт предохранительно-запорной арматуры производить в соответствии с ТК-251. После сборки клапан испытывают в соответствий с технологией ремонта, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Клапан должен легко, без заеданий перемещаться в корпусе. После ремонта и испытания предохранительный клапан пломбируют.

8.1.11 Котлы нефтебензиновых цистерн с нижним сливом оборудуют унифицированными сливными устройствами с присоединительными размерами сливного устройства по ГОСТ 18194 и предохранительно-впускными клапанами в соответствии с ТУ завода изготовителя.

8.1.12 Сливные приборы разбирают (за исключением приваренных патрубков нижних частей приборов), осматривают и ремонтируют или заменяют ранее отремонтированными или новыми. В сливных приборах все прокладки заменяют на новые, в не зависимости от их состояния.

Клапан ремонтируют при наличии вмятин, раковин, задиров на поверхности прилегания, срыве, износе резьбы. У цистерн с универсальным сливным прибором под крышки люков ставят новые уплотнительные прокладки. Погнутые стойки откидного шарнира, коромысла и упоры крышек выправляют, имеющиеся трещины восстанавливают заваркой, выработки ремонтируются наплавкой или заменяют новыми. Крышки со скобой снимают с котла, детали с дефектами ремонтируют сваркой или заменяют новыми. Крышки должны крепиться перпендикулярно продольной оси цистерны согласно проекта М 1660 ПКБ ЦВ.

8.1.13 Бруски шкворневых опор неисправные, имеющие дефекты, не соответствующие чертежным размерам заменяют на новые, антисептированные в соответствии с ГОСТ 3191, соответствующие чертежам завода-изготовителя данной модели цистерны. Бруски плотно пригоняют к котлу по всей плоскости соприкосновения и перед постановкой окрашивают. Допускается клиновой зазор между брусками и котлом не более 3мм, а со стороны торцев до 5 мм на длине не более 50 мм.

8.1.14 Котлы в местах шкворневых опор укрепляют стяжными хомутами, хвостовики которых крепят муфтами с контргайками. Хвостовики, муфты и контргайки стяжных хомутов с неисправной резьбой заменяют. Хомуты с трещинами, изломами ремонтируют сваркой в соответствии с инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32]. Хомуты с приварными наконечниками или прошедшие ремонт подвергнуть испытанию на растяжение в соответствии с инструкцией 656-200 ПКБ ЦВ нагрузкой (16 кг/мм2) поперечного сечения хомута, при этом не должно быть остаточных удлинений. Допускается замена двух широкопоясных стяжных хомутов одним хомутом с тарельчатыми пружинами. После затяжки хомута с тарельчатыми пружинами толщиной 7мм  высота пружинного комплекта  должна быть 36±1 мм, а с тарельчатыми пружинами толщиной 6 мм - 30±2 мм.

8.1.15      Модернизированные котлы 4-х осных цистерн с усилением шпангоутами осматривают. Сварные швы закрепляющие шпангоуты с трещинами независимо от длины разделывают и заваривают. Поперечные, продольные  трещины и излом шпангоутов устраняют сваркой с последующей постановкой профильной накладки, причем накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 50 мм в обе стороны. Допускается ремонтировать дефектные места в шпангоуте путем вырезки и постановки вставки с последующим перекрытием мест стыковки накладками.Длина вставки должна быть не менее 500мм, толщина накладки должна быть не менее 8мм.

8.1.16 Все цистерны, оборудованные переходными площадками, должны быть восстановлены в соответствии с требованиями чертежей завода-изготовителя. В случае, если переходные площадки ранее не были восстановлены они должны быть восстановлены в соответствии с чертежами завода на данную модель цистерны.

8.1.17  Ремонт и восстановление  защитного экрана на цистернах для перевозки опасных грузов производится  правкой и сваркой до чертежных размеров завода изготовителя.

8.1.18 При монтаже котла цистерны на раму, платформу допускается отклонение продольной оси котла и рамы не более 5мм.

8.1.19 Площадку помоста с трещинами ремонтируют сваркой.

При наличии пробоин, коррозионных мест дефектную часть помоста заменяют с приваркой замененной части встык, при этом шов не должен попадать на отверстие под болты. Допускается сварка помоста из трёх частей. Поверхность помоста снаружи должна быть рифленой.

Погнутые стойки помоста выправляют. Стойки и косынки с трещинами, изломами заменяют.

8.1.20 Сварные швы вставок и накладок (при ремонте сваркой), крепления фасонной лапы к котлу, приварки лестницы – контролируют с использованием ультразвукового и вихретокового методов неразрушающего контроля, магнитопорошковый метод используют для подтверждения результатов вихретокового контроля (в соответствии с требованиями изменения № 1 к РД 32.174-2001).

8.1.21 Все детали вагонов-цистерн которые не могут быть окрашены после сборки, окрашивают перед сборкой.

8.1.22 У цистерны с электроподогревом: трубчатые электронагреватели (далее ТЭНы) осмотреть, проверить состояние оболочки, изоляторов, выводных зажимов, отсутствие обрывов спирали. Сопротивление изоляции относительно корпуса, должно быть не ниже 0,5 МОм при испытании мегомметром на 500 В.

ТЭНы деформированные, с оболочками, имеющими трещины, коррозионные повреждения, разгерметизацию в заделках, трещины и отколы изоляторов, обрыв спирали, заниженное сопротивление изоляции, износ и срыв резьбы выводных зажимов, заменить.

Электрическая проводка и арматура ремонтируются в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и выполняются работниками, аттестованными установленным порядком.

 

8.2 Ремонт цистерн для молока (грузовые вагоны)

8.2.1 Котлы цистерн для перевозки молока, направляемых в ремонт, пропаривают, промывают, очищают (снаружи и внутри), обмывают снаружи. Перед ремонтом котла цистерны кожух и изоляцию котла (пакеты ми-поры и листы рубероида) полностью снимают. Котел цистерны подвергают гидравлическому испытанию давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) в течение 15 минут. Обнаруженные при гидравлическом испытании дефектные места котла цистерны заваривают.

8.2.2 Котлы цистерн для перевозки молока, изготовленные из алюминиевых сплавов марки АД1, АДО толщиной 16мм ремонтируют сваркой: ручной электродуговой - покрытыми электродами; аргонодуговой - неплавящимися электродами; полуавтоматической - в защитных газах. Перед сваркой котлов цистерн, изготовленных из нержавеющих сталей, при толщине листов более 5мм производят V- или U- образную разделку кромок по ГОСТ 5264 для ручной дуговой сварки и по ГОСТ 14771 для полуавтоматической сварки в защитных газах. Кромку шва разделывают механическим способом, электродуговой строжкой плавящимся электродом или воздушно-дуговой строжкой. После строжки электродами проводят механическую обработку кромок на глубину не менее 1мм,

8.2.3 Перед сваркой трещин в котлах, изготовленных из алюминиевых сплавов, производят V- или U- образную разделку кромок согласно ГОСТ 14806  механической рубкой или резкой.

8.2.4      Перед сваркой свариваемые детали обезжиривают техническим ацетоном ГОСТ 2768 или уайт-спиритом ГОСТ 3134. После обезжиривания свариваемые кромки зачищают металлической щеткой или шабером на 30-35мм по обе стороны.

8.2.5      После ремонта, не связанного с изменением объема секции котла, паспортные данные каждой секции, имеющиеся в табличке на крышках люков-лазов, оставляют без изменения.

8.2.6 При ремонте котла, связанном с изменением объема, каждая секция котла должна быть проверена и оттарирована. Значение полного объема секции котла в литрах выбивают на крышках люков и заверяют клеймом ОТК завода. Фактическую вместимость каждой секции котла проверяют объемным, весовым способами или по счетчику с погрешностью +10л.

8.2.7 Места внутренних поверхностей котла и арматуры, соприкасающиеся с молоком и имеющие потемнения, зачищают до металлического блеска.

8.2.8 Тщательно проверяют состояние стяжных хомутов и опор котла, которыми он прикреплен к раме цистерны. Негодные хомуты и опоры ремонтируют или - заменяют. Проверяют состояние лап крепления котла к раме.

8.2.9     Кронштейны помостов, лестниц  с изломами заменяют на новые.

8.2.10   Снятую изоляцию котла цистерны заменяют новой. Для изоляции котлов цистерны должна применяться мипора, завернутая в полимерную пленку, согласно техническим условиям.

Кожух котла цистерны заменяют новым. Отдельные листы кожуха, снятые с цистерны, допускается использовать для постановки на цистерну. Обшивку, поврежденную коррозией более чем на 2 мм предельной толщины, заменяют новой.

 

8.3 Ремонт арматуры котлов цистерн для перевозки молока (грузовые вагоны)

8.3.1 Измерительные приборы снимают, разбирают и осматривают. Неисправные измерительные приборы заменяют новыми. Пробковые краны, клапаны сливного прибора, патрубки с установленным на них приводом сливного прибора, трубы налива и слива снимают, разбирают, ремонтируют, промывают, вытирают насухо техническими салфетками и испытывают.

8.3.2 Пробковый кран испытывают совместно со сливным клапаном  гидравлическим давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2). Краны притирают, указательную риску на квадрате крана восстанавливают. Кран снабжают торцовой заглушкой на цепочке с ключом.

8.3.3 Сливной клапан разбирают, ремонтируют и совместно с кранами испытывают гидравлическим давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2). Резьбу штока расхаживают. Резиновые кольца клапана и резиновые сальники штока заменяют новыми в соответствии  с ТУ  завода изготовителя.

8.3.4 Мерный патрубок снимают, осматривают, неисправные детали (поплавок, колпак) ремонтируют или заменяют новыми. Заливной патрубок снимают и осматривают, забитую резьбу восстанавливают. После ремонта заливной патрубок укомплектовывают крышкой и цепочкой.

8.3.5 Крышки внутреннего люка снимают, проверяют состояние прокладок, крючков для удержания крышки в открытом положении, болтов, фасонных гаек (барашков). Прокладки заменяют новыми. Погнутые, с трещинами, с дефектной резьбой болты и гайки заменяют новыми.

8.3.6 Крышки наружного люка снимают и ремонтируют. Крышки люка крепят по чертежам завода-изготовителя на вагон данного типа. Крышки люка должны быть плотно пригнаны по месту, наличие просветов не допускается. Изоляцию крышек люков восстанавливают.

Крышки сливных кранов ремонтируют или заменяют новыми.

8.4 Ремонт цистерн для вязких нефтепродуктов с паро-обогревательной рубашкой (грузовые вагоны)

 

8.4.1 Котлы цистерн до поступления в ремонт очищают, пропаривают, промывают, дегазируют, обмывают снаружи в соответствии с п. 8.1.1 настоящего руководства.

8.4.2 Кожух котла с толщиной листов менее 2мм заменяют на площади более 1/3 обшивки кожуха, а листы кожуха, имеющие повреждения на меньшей площади, ремонтируют вырезкой и приваркой вставок толщиной от 2,5 до 3 мм, с последующей приваркой по периметру непрерывным швом. На кожухе допускается постановка не более четырех вставок. Кронштейны крепления листов кожуха с коррозией более 1/3 толщины заменяют новыми.

8.4.3 На листах кожуха допускается плавная вмятина глубиной до 10мм на площади 1 м2. При величине вмятины  более 10мм на площади 1м2, листы кожуха выправляют.

При ремонте паровой рубашки котла производится:

-заварка трещин в сварных соединениях листов кожуха паровой рубашки;

-заварка трещин в листах паровой рубашки независимо от длины;

-вварка вставок в местах пробоин. Таких вставок площадью на 100 см2 каждая, должно быть не более четырех  на площади 1м²;

-вварка части кожуха со стороны днища или нижней части листа или имеющих пробоины площадью  более 100 мм²;

-заварка трещин в сварных соединениях кожуха котла с кожухом паровой рубашки сливного прибора;

-заварка трещин в патрубках или приварка новых патрубков для выпуска пара;

-заварка трещин в сварных швах или основном металле уголков арматуры паровой рубашке.

8.4.4 Ремонт котлов сваркой производят согласно действующей ремонтно-технической документации на сварочные работы при ремонте вагонов [32].

8.4.5      Универсальный сливной прибор снимают (за исключением приваренных патрубков нижних частей приборов) с цистерны, разбирают, осматривают и ремонтируют с заменой, неисправных деталей, а так же не типовых для данной конструкции прибора, новыми или отремонтированными.

8.4.6 Двустороннюю наружную лестницу с площадками на котле ремонтируют в соответствии с требованиями чертежей завода-изготовителя. Резьбу болтов крепления лестниц после постановки гаек, заваривают в месте выхода ее из гайки.

8.4.7 Сопрягаемые плоскости металлических и деревянных деталей (не антисептированных) перед соединением их между собой прокрашивают или грунтуют.

8.4.8 После ремонта котел цистерны испытывают гидравлическим давлением 0,04 МПа (4 кгс/см2) в течение 10 минут. При этом сварочные швы тщательно осматривают. Течь не допускается. После ремонта кожух проверяют на плотность давлением воздуха 0,2 МПа (2,0 кгс/см2) с обмыливанием сварных швов. Утечки не допускается. Допускается плотность кожуха проверять водой или паром давлением 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

8.4.9 Сварные соединения теплообменника на цистернах оборудованных системой «ЮНИ-Темп» с котлом цистерны проверяются ультразвуковым дефектоскопом. Сварка дефектных швов и ремонт должны производиться  газовой сваркой с проволокой Св-08 ГА, Св-08Г2С по ГОСТ 2246.

8.4.10 Допускается для монтажа панелей «ЮНИ-ТЕМП» вырезать верхнюю часть днища, отступив от кольцевого шва котла и шва днища не менее 40 мм или по осям сварным швов котла и днища. После монтажа вырезанную часть установить на место и приварить швом С 21 по ГОСТ 14771.

8.4.11 После ремонта верхнюю часть котла испытать гидравлическим давлением 0,46 МПа (4,6 кгс/см2), выдерживая не менее 10 минут. Осмотр производить при давлении 0,35 МПа (3,5 кгс/ см2).

8.4.12 Паропроводные панели и элементы подвода пара испытать на прочность давлением 0,7 ± 0,02 МПа (7±0,2 кгс/см2) в течение 5 минут и на герметичность давлением 0,05-0,1 МПа (0,5-1 кгс/см2) с обмыливанием всех сварных швов элементов паропровода, приваренных с наружной стороны котла.

8.4.13 Междонное пространство испытать на герметичность пневматическим давлением 0,018МПа (0,18 кгс/см2) с обмыливанием сварных швов узлов и деталей. Подача воздуха давлением свыше 0,02 МПа (0,2кгс/см2) в междонное пространство запрещена.

8.4.14 Цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов осматривают на наличие дефектов в котле и подогревателе и определяют объем ремонта. Ремонт котла производят в соответствии с требованиями раздела 8.4 настоящего Руководства.

8.4.15 Трещины, изломы, коррозионные повреждения в трубах подогрева, подвода пара и коллекторе слива конденсата более 10% от толщины стенки трубы ремонтировать путем вырезанием дефектного места и варки новой вставки встык, предварительно разделать свариваемые концы в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».

Вставки труб подогрева изготавливать  из материала по ГОСТ 8732

8.4.16 Трещины, изломы в стойках разделать, заварить, зачистить до основного металла с последующей установкой накладки соответствующего профиля толщиной от 6 мм до 10 мм и обваркой по периметру сплошным швом.

8.4.17 Бобышки, заглушки, болты с сорванной резьбой заменить новыми. Материал для изготовления бобышек, заглушек сталь 10Г2 ГОСТ 4543-71. Прокладки заменить на новые по ТУ 38-005-2004-84 рассчитанные на температуру от -60° С до +130°С.

Фланец с трещинами, отколами заменить новым. Материал для фланца Сталь 09Г2С-13 ГОСТ 5520-79.

8.4.18  После ремонта подогреватель, испытать гидравлическим давлением в соответствии с КД.

8.4.19 После ремонта котел испытывают гидравлическим давлением 0,4 МПа в течении 15 минут. При этом сварные швы тщательно осматриваются. Течь не допускается.

8.4.20 Сварные швы вставок и накладок (при ремонте сваркой), крепления фасонной лапы к котлу, приварки лестницы – контролируют с использованием ультразвукового и вихретокового методов неразрушающего контроля, магнитопорошковый метод используют для подтверждения результатов вихретокового контроля (в соответствии с требованиями изменения № 1 к РД 32.174-2001).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..