Шлаковоз объемом 16 м3 с винтовым механизмом разгрузки постройки УЗТМ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Вагоны промышленного железнодорожного транспорта (Шевченко П.В., Горбенко А.П.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Назначение и устройство шлаковозов - часть 2

 

Шлаковоз объемом 16 м3 с винтовым механизмом разгрузки постройки УЗТМ (рис. 9.4) по конструкции аналогичен шлаковозу объемом 11 м3. Особенности конструкции шлаковоза заключаются в следующем.

Для повышения стойкости и уменьшения температурных деформаций наружная поверхность чаши усилена вертикальными ребрами жесткости /. С целью усиления циркуляции воздуха для лучшего охлаждения стенок чаши в опорном кольце предусмотрены увеличенные овальные отверстия 2 (окна).
В механизме опрокидывания чаши для большей эксплуатационной надежности его установлены два приводных винта и, следовательно, две гайки, которые соединены со специальной траверсой, насажденной на цапфу опорного кольца. Таким образом, при вращении винтов гайки совместно с траверсой перемещаются. При этом опорное кольцо с чашей одновременно поворачивается и перемещается в сторону от оси железнодорожного пути. Лафеты рамы связаны между собой одной соединительной балкой изогнутой конфигурации. Ширина ее 1050 мм, высота в средней части 320 мм, а по концам — 360 мм, толщина вертикальных листов 20 мм, горизонтальных накладок — 38 мм. Длина лафета 1360 мм, ширина 2400 мм. Лафеты и соединительная балка сварены из углеродистой стали марки Ст16С.

Ходовые части шлаковоза состоят из двух специальных тележек с базой 1300 мм. Предельная нагрузка на ось тележки 372 кН (38 тс).

Шлаковоз объемом 16,5 м3 с винтовым механизмом разгрузки постройки УЗТМ предназначен для перевозки доменного шлака. Он отличается от шлаковоза объемом 16 м3 только конструкцией чаши. Если чаши объемом 11 и 16 м3 имеют круглое поперечное сечение, то чаша объемом 16,5 м3 — овальное. Это обусловлено стремлением повысить объем чаш при сохранении железнодорожного габарита.

С 1970 г. Днепропетровский завод металлургического оборудования серийно выпускает шлаковозы новой конструкции — с безвинтовым механизмом опрокидывания чаши. Созданные заводом унифицированные шлаковозы этого типа с объемом чаш 11; 16 и 16,5 м3 имеют одинаковые ходовые части, рамы и механизмы опрокидывания и отличаются только чашами и опорными кольцами. В связи с этим

при изготовлении шлаковозов достигаются широкая взаимозаменяемость целых узлов и деталей, однотипность технологической оснастки, уменьшается число технологических операций и снижаются трудовые затраты.

 

Унифицированный шлаковоз с без-винтовым механизмом опрокидывания (рис. 9.5) состоит из двух специальных тележек 14 с базой 1300 мм, двух лафетов 1, связанных соединительной балкой 13 изогнутой формы, двух опор 2 для опорного кольца 3, чаши 4 и без-винтового механизма опрокидывания чаши, включающего в себя электродвигатель 11, редуктор 10, зубчатый сектор 9, шестерню 8 с катком (бегунком) 7 и зубчатый сегмент 6. В верхней части чаши 4 имеются четыре прилива 5 с впадинами, в которые заходят соответствующие выступы опорного кольца при установке чаши на шлаковоз. В нижней части чаши выполнено четыре прилива-упора Т-образной формы для запирания ее в опорном кольце. Шлаковозы объемом 11 и 16 м3 выпускаются с чашами как для доменного, так и для мартеновского шлаков. Чаша объемом 16,5 м3 предназначена для доменного шлака.

Безвинтовой механизм опрокидывания чаши работает в следующей последовательности. От электродвигателя 11 вращение передается через редуктор 10 на вал-шестерню, который находится в зацеплении с зубчатым сектором 9, насаженным на цапфу опорного кольца 3 и, следовательно, передает вращение ему и шестерне 8 с катком 7. Шестерня взаимодействует с зубчатым сегментом 6, жестко укрепленным на опоре 2, преобразуя вращательное движение зубчатого сектора во вращательно-поступательное опорного кольца с чашей. Угол поворота чаши до полного ее опорожнения 118°. Возврат чаши в исходное положение происходит за счет реверсирования электродвигателя. От-сутствие винта и гайки (пары трения), работающих в сильно запыленной среде, резко повысило надежность механизма опрокидывания. Помимо того, безвинтовой механизм разгрузки значительно проще по конструкции, прост в обслуживании и ремонте. По данным Днепропетровского завода металлургического оборудования эксплуатационные и ремонтные расходы на шлаковозы с этим механизмом в 10 раз меньше. Шлаковоз с безвинтовым механизмом опрокидывания оборудован автосцепкой СА-3 и клещевыми захватами 12 для прикрепления к рельсам при разгрузке.

В настоящее время на отечественных предприятиях работают новые мартеновские печи, объем которых достигает 600 и 900 т.

Нормальная работа таких печей может быть обеспечена при наличии шлаковых ковшей повышенного объема.

 

 

 

Опытный шлаковоз объемом 24 м3 с безвинтовым механизмом разгрузки

 

создан (рис. 9.6) на ДЗМО. Характерная особенность конструкции этого шлаковоза — существенно пониженный центр тяжести ее, что повышает устойчивость шлаковоза. С этой целью предельно опущенная соединительная балка 5 рамы имеет прямолинейную форму и изогнута только по концам в местах соединения с лафетами. Снижение центра тяжести достигнуто также благодаря тому, что опорное кольцо 4 расположено па низком уровне. На опорном кольце вдоль поперечной оси шлаковоза предусмотрены две диаметрально расположенные вогнутые опоры, куда входят мощные приливы 3 чаши.

По направлению продольной оси шлаковоза опорное кольцо имеет две мощные вертикальные стойки 2 с цапфами, на которые насажены шестерни с катками механизма опрокидывания. Верхние части стоек 2 оканчиваются П-образными выемками, в которые входят прямоугольные выступы чаши.

 

Дополнительным фиксатором опорного кольца, удерживающим его на опоре, является поворотная траверса 1, шарнирно связанная нижним концом с опорой, а верхним — с цапфой кольца.

Основные технические характеристики шлаковозов приведены в табл. 9.1.

 

Таблица 9.Основные технические характеристики шлаковозов

,

 

Шлаковоз с механизмом опрокидывания

 

Параметр

 

винтовым

 

безвинтовым

Объем чаши, м3

11

16

16,5

11

16

16,5

Тара, т: с доменной чашей

46,15

 

64,5

58

64

65

с мартеновской чашей

49,15

69,7

    

61,2

67,3

Максимальная нагрузка от оси на рельсы, кН (тс)

210

294

245

245

304

245

(21,5)

(30)

(25)

(25)

(31)

(25)

Длина но осям сцепления автосцепок, мм

8320

7850

7850

7850

7850

7850

База шлаковоза, мм

4220

4100

4100

4250

4250

4250

Высота от головки рельса до верха чаши, мм

3845

3860

3675

3630

3960

3880

Наибольшая ширина чаши,

мм:

для доменного шлака

3350

 

8350X4270

3350

3800

3350X4270

для мартеновского шлака

3480

3800

    

3480

3800

Наибольшая высота чаши, мм для доменного шлака

2870

 

2860

2870

3300

2860

для мартеновского шлака

2870

3300

    

2870

3300

Максимальная скорость пе­редвижения, км/ч

15

15

20

15

15

15

Время опрокидывания чаши, мин

1,6

1,6

1.6

2,6

2,6

2,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..