Вагон — это транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов
или пассажиров по рельсовым путям.
Все вагоны независимо от их назначения и конструкции состоят из ходовых
частей, кузова, ударно-тяговых устройств и тормоза [5].
К ходовым частям относятся колесные пары, буксы, рессорное подвешивание
и в целом тележки, являющиеся наиболее ответственными узлами, которые
должны обеспечить безопасность движения вагона по рельсовому пути.
Кузов вагона предназначен для размещения в нем
груза или пассажиров. Конструкция кузова зависит от типа вагона и его
назначения. Основанием кузова является рама, состоящая из продольных и
поперечных балок, жестко соединенных между собой. На раме размещаются
ударно-тяговые устройства и часть тормозного оборудования. Рама через
пятники опирается на подпятники тележек, а у нетележечных вагонов — на
упругие элементы рессорного подвешивания.
Ударно-тяговые устройства служат для сцепления вагонов между собой и
локомотивом, для восприятия, передачи и амортизации растягивающих и
.сжимающих усилий от локомотива, от одного вагона к другому и для
удержания их на определенном расстоянии друг от друга. Ударно-тяговые
устройства состоят из автосцепного устройства, выполняющего функции
ударных и тяговых устройств.
Тормоз представляет собой устройство, с помощью которого создается
искусственное сопротивление движению поезда или его остановка, а также
для удержания его на месте.
1.3. Характеристика вагонного парка
Основным условием успешной работы магистрального и промышленного
железнодорожного транспорта по выполнению государственных планов
перевозок грузов является наличие соответствующего количественного и
качественного состава вагонного парка.
Современный парк вагонов представляет собой большое многообразие типов и
конструкций, обеспечивающих сохранность перевозимых грузов и защиту их
от атмосферных осадков.
Рациональность конструкции вагонов и их технико-экономические показатели
имеют большое значение, так как определяют провозную способность
же-лезных дорог, возможность широкого внедрении комплексной механизации
и автоматизации при постройке, ремонте, эксплуатации вагонов и
выполнении но* грузочно-разгрузочных операций.
Вагонный парк промышленных предприятий состоит из вагонов общего
назначения, используемых на магистральных железных дорогах Министерства
путей сообщения, и специализированных грузовых вагонов различных типов и
конструкций, предназначенных для эксплуатации на внутризаводских путях
промышленных предприятий.
На металлургических заводах широко применяется так называемый
технологический подвижной состав: тран-сферкары, чугуновозы, шлаковозы,
кок-сотушительные вагоны, вагоны-весы, тележки для изложниц, мульд и
другие транспортные агрегаты.
Надежность и долговечность конструкций вагонов, обеспечение безопасности
движения — важнейшие требования к устройству и содержанию вагонов.