Усталостные трещины также развиваются от газовых пузырей,
неметаллических включений и резко выраженной ликвации –
неравномерного по сечению распределения входящих в состав стали химических
элементов. Если поперечная трещина не вышла на поверхность
головки, то в месте
излома имеется светлое пятно (сталь не окислена), если же вышла,
то - темное пятно. При своем развитии до размера, превышающего
критический (14-16 мм по высоте или 25-30%
поперечного сечения головки при температуре выше -20°С
и от 15% при температуре ниже -20°С)
поперечные трещины могут привести к излому всего рельса
(деф.71.1-2).
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
Ультразвуковое дефектоскопирование.
УКАЗАНИЯ ПО
ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рельс с поперечной трещиной в головке является остродефектным (ОДР)
и подлежит замене без промедления.
Для подтверждения причины возникновения дефекта из рельса должна
быть вырезана проба длиной (1,2+0,1) м с дефектом посредине и
испытана на гидропрессе до излома для вскрытия дефекта. Обломки
пробы с дефектом и цифровая фотография излома, или проба без
испытаний должны быть отправлены в аккредитованную лабораторию
для вскрытия дефекта и выполнения металлографического
исследования.
При подтверждении наличия флокенов, газовых пузырей и др. все
рельсы данной плавки подлежат изъятию из эксплуатации. В
этом случае следует предъявить в соответствии с гарантийными
обязательствами рекламации металлургическому
комбинату-изготовителю рельсов.
|