Автомобили BAW. Руководство - часть 6

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобили BAW - руководство по эксплуатации и ремонту

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Автомобили BAW. Руководство - часть 6

 

 

Антиблокировочная система тормозов на автомобиле BJ1065

.

Инструкция по эксплуатации 

 

 
 
 
 

Содержание: 

1.  Общие сведения. 
2.  Принцип работы. 
3.  Устройство. 
4.  Особенности монтажа. 
5.  Диагностика. 
6.  Устранение неисправностей. 
7.  Требования безопасности и предупреждения. 

1. Общие сведения 

 
Водителям  при  управлении  автомобилями  с  АБС  необходимо  помнить 
следующее: 

Работа ABS сопровождается импульсивными толчками на педали тормоза (их сила 
зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком «трещетки», который исходит 
из  модуляторов

 

 

Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью «ABS») на 
приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и гаснет через 2-3 
секунды после пуска двигателя. Если сигнал подается при работающем двигателе - есть 
повод для беспокойства, нужно ехать на СТО диагностировать и, возможно, 
ремонтировать систему.  
Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть 
многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со 
значительным усилием во время процесса торможения - система сама обеспечит 
наименьший тормозной путь. 
То есть, если есть ABS - просто давите на педаль тормоза и все!  
Чтобы сделать такой простой вывод в США, например, потребовалось провести изучение 
причин достаточно большого количества автомобильных аварий в 1986-95 годах, в период 
массового внедрения ABS на американских автомобилях. Специалисты Страхового 
Института Безопасности Движения на Автострадах (Insurance Institute for Highway Safety) 
сначала не верили полученной статистике: вероятность гибели пассажиров при 
столкновении двух автомобилей, двигавшихся по сухому асфальту, оснащенных ABS 
была на 42% (а на влажном - даже на 65%) выше, чем при авариях машин без ABS. 
Оказалось, что во всех случаях водители, пересевшие с автомобилей, оснащенных 
обычными тормозными системами на модели с ABS допускали ошибку: они по 
привычке импульсивно нажимали на педаль при торможении и этим 
дезинформировали электронный блок управления, что и приводило к снижению 
эффективности торможения в ряде случаев до опасной черты. 

 
 

И всё же ABS не панацея  
Специалисты считают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию 
безопасности, в результате чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой 
- это прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS 
предотвратит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой 
устойчивостью и поворачиваемостью, но она не гарантирует уменьшения тормозного 

пути. Когда речь идет о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот - 
тормозной путь оказывается больше, чем у обычного автомобиля, но понимание этого 
приходит, к сожалению, слишком поздно.  
Другой вопрос - могут ли ABS всегда достоверно распознавать ситуацию? Помнится, 
журналисты World Off Road во время испытаний внедорожников моделировали 
неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути вверх, сильное нажатие на педаль 
тормоза, чтобы удержать машину на склоне, включение задней передачи - и мягкий спуск 
с горы, используя торможение двигателем.  
Все шло нормально, пока не пришел черед Ford Explorer, а затем и Mitsubishi Pajero, 
оснащенных ABS. Джипы упрямо скатывались с холма, несмотря на то, что испытатели 
выжимали педаль тормоза до упора: система воспринимала небольшое скольжение вниз 
на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз в этот момент как команду разблокировать 
колеса. В результате и Ford, и Mitsubishi не могли удержаться на склоне без применения 
«ручника». Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если 
склон достаточно длинный, коллизия приключилась ближе к вершине, водитель 
растерялся (или не действует стояночный тормоз), а сзади уже пристроилась какая-нибудь 
машина. Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности 
автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически 
осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности своего «железного друга».  
 
Проблемы эксплуатации ABS  
Будем считать приведенный пример не более чем «лирическим» отступлением и вернемся 
к рассмотрению сугубо практических вещей, например, неисправностей, с которыми 
могут столкнуться владельцы автомобилей с ABS.  
Заметим, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут 
длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают 
крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая 
неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями 
правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже. Самыми же уязвимыми в схеме 
ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы 
или полуосей.  
Место расположения этих датчиков благополучным никак не назовешь: различные 
загрязнения или даже слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны 
вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками 
неполадок в работе ABS.  
Кроме того, на работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами 
аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может 
самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок.  
Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и 
всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтобы этого не случилось, вот обещанные 
рекомендации: нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и 
работающем двигателе, не желательно заводить двигатель методом «прикуривания» от 
постороннего аккумулятора либо предоставлять для этой цели в качестве «донора» 
собственный автомобиль и, кроме того, необходимо строго следить за состоянием 
контактных соединений на генераторе. Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с 
применением сварки, то перед началом работ следует отсоединить проводку от 
электронного блока управления ABS. Кроме того, этот блок не рекомендуется подвергать 
нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более двух часов. Это к тому, если автомобиль 
предполагается красить, а затем сушить горячим методом в специальной камере.  
О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели 
приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не 

останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует.  
Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить 
автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами 
аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение, а при 
первой возможности зарядить аккумулятор. Если лампочка ABS периодически загорается 
и гаснет, то, скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS. 
Автомобиль следует загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить 
электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то 
дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном 
автосервисе.  
 
  

2.Принцип работы АБС. 

Время от времени мы можем наблюдать, как автомобиль неуправляемо скользит по 

скользкой, или даже сухой дороге во время резкого торможения, если на нем не стоит 
система АБС. Если в то время пока вы держите педаль тормоза, колеса заблокированы, 
то  вы  теряете  способность  управлять  автомобилем,  что  может  привести  к  таким 
опасным ситуациям, как  заносы.  
        Научные  исследования  показали,  что  когда  во  время  торможения  колеса 
полностью  заблокированы,  сила  трения  между  колесом  и  дорогой  значительно 
снижена, что приводит к заносу или потере управления. Если скорость движения колес 
(производная  угловой  скорости  и  радиуса  качения  колеса)  можно  сохранить  в 
пределах  75%-90%  от  скорости  движения,  или,  проще  говоря,  сделать  так  чтобы 
колесо  находилось  наполовину  во  вращающемся,  наполовину  в  тормозящем 
положении,  то  трение  между  колесом  и  дорогой  будет  наилучшим  для  обеспечения  
хорошей  устойчивости  и  управления  рулем  автомобиля.  Вращение  колеса  обычно 
измеряется  в    автомобилестроении  коэффициентом  скольжения,  который  определен 
ниже: 

коэффициент  скольжения  =  (скорость  автомобиля  –  скорость  колеса)  /  скорость 
автомобиля 

Из данного уравнения видно, что если сохранить коэффициент скольжения колеса от 

10%  до  30%  во  время  торможения,  то  можно  оптимизировать  устойчивость  и 
управление  рулем,  а  также  тормозной  путь.  Вот  какие  размышления  стоят  за 
действием АБС. 

Действие АБС можно кратко описать следующим образом: 
Во  время  торможения  электронный  блок  управления  одновременно  отслеживает  и 

сравнивает  сигналы  датчиков  скорости  колеса  и  поддерживает  его  скорость.  На 
основании  этих  сигналов  электронный  блок  управления  обнаружит,  когда  колесо 
будет  заблокировано  и  проанализирует  тормозную  силу.  Затем  блок  управления 
давлением  воздуха  откорректирует  и  отрегулирует  тормозную  силу  воздействия  на 
каждое  колесо,  для  того,  чтобы  сохранить  коэффициент  скольжения  в  оптимальных 
пределах.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Устройство АБС 

 
                                                                                                        1.Кольцо 
                                                                                                        2.Электромагнитная катушка  
                                                                                                        3.Камера тормозная 
                                                                                                        4.Модулятор  
                                                                                                        5.Клапан растормаживания  
                                                                                                           передний 
                                                                                                         6.Клапан растормаживания 
                                                                                                             задний 
                                                                                                         7.Главный тормозной кран 
                                                                                                         8.Блок управления 
                                                                                                         9.Ресивер 
                                                                                                         10.Сигнализатор 
                                                                                                                                  
 
 

Рис.3.1 Принципиальная схема АБ 
 
 АБС состоит из следующих деталей:
 

Четырех  датчиков  скорости  колеса    (кольцо(1)  и  электромагнитная  катушка(2))

электронного  блока  управления(8),  четырех  модуляторов(4),    сигнализатора  и 
соединительного кабеля. 

        
 3.1  Датчик скорости колеса.
 

Датчик  скорости  колеса  служит  для  определения  скорости  колеса  в  любой 

промежуток времени.  

Датчик    скорости  колеса  состоит  из  кольца  (постоянный  магнит)  и 

электромагнитной  катушки  с  сердечником.  Кольцо  находится  на  ступице  колеса  и 
движется  вместе  со  ступицей.  Катушка  установлена  на  стационарной  части 
трансмиссии.  При  вращении  колеса  кольцо  создает  магнитное  поле  определенной 
мощности.  Зазор  между  сердечником  катушки  и  плоскостью  кольца  должен  быть        
0,3….0,7мм.    Изменения  скорости  колеса  вызывает  соответствующий  сигнал 
электрического напряжения в катушке. Величина напряжения прямо пропорциональна 
скорости колеса.  

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..