Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 27

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  25  26  27  28   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 27

 

 

 
210 

Для  работы  по  трехточечной  схеме  наладки  навесного  устройства, 

требующей  жесткой  связи  нижних  тяг  в  поперечной  плоскости,  присо-

едините  ограничительные  растяжки  передними  концами  накрест  к  проу-

шинам,  которые приварены  к  нижним тягам,  и  натяните растяжки  стяж-

ными муфтами. 

При  работе  с  навесными  машинами  и  орудиями  для  ограничения 

опускания  навесного  устройства  и  подсоединения  орудия  в  рабочем  по-

ложении применяется регулируемый ограничитель 5, который крепится к 

стремянке нижней тяги, а другим концом к проушине кронштейна рамы. 

Это  позволяет  догрузить  задние  колеса  трактора  за  счет  массы  сельхоз-

машины и вертикальной составляющей силы заглубления орудия, снизить 

буксование и повысить производительность агрегата. 

При ТО-2, а также при увеличении усилия во время вращения муфт 

(изменения длины) верхней тяги и раскосов, необходимо смазать резьбы 

винтов и муфт, для чего, вращая муфты из одного крайнего положения в 

другое,  удалите  с  винтов  чистой  ветошью,  смоченной дизельным  топли-

вом, загрязнение и старую смазку, а затем нанесите на винты кистью тон-

кий слой смазки Литол-24.  

 
5.4.19 Обслуживание и переналадка тягово-сцепных устройств 

типа ТСУ-2 и ТСУ-3 

 

Для  работы  с  прицепами,  полуприцепами,  машинами  для  внесения 

удобрений и  другими  агрегатами  к  трактору  по  дополнительному  заказу 

может  прилагаться  гидрофицированное  тягово-сцепное  устройство  типа 

ТСУ-2 с вращающимся крюком 12 (см. рисунок 99) и резиновым аморти-

затором  16  двухстороннего  действия.  Подъем  и  опускание  устройства 

осуществляется рукояткой распределителя при снятых растяжках 7. 

 

 

 

211 

 

 

1,19 - крышка; 2 - гайка; 3,17 - кронштейн; 4,8,15 - палец; 5 – контргайка; 6 – раскос 

навесного устройства; 7 - растяжка; 9 - серьга; 10 - стопор; 11 - защелка; 12 - крюк; 
13 - корпус; 14 - шайба упорная; 16 - амортизатор; 18 - болт; I,II – положение ТСУ; 

А,Б - поверхность 

 

Рисунок  99  -  Установка  тягово-сцепного  устройства  типа  ТСУ-2  на 

трактор  с  навесным  устройством  с  крюковым  захватом 

верхней тяги 

Конструкция  ТСУ-2  позволяет  устанавливать  его  по  высоте  в  двух 

положениях:  

I  -  для  прицепов  и  сельскохозяйственных  машин,  требующих    ниж-

него положения крюка (высота точки прицепа над поверхностью грунта  - 
560 мм) или работы с ВОМ;  

II - для прицепов (высота точки прицепа над поверхностью грунта  - 

730 мм), требующих верхнего положения крюка. 

На заводе крюк 11 собран с кронштейнами 3 и 17 для установки тя-

гово-сцепного устройства в нижнее положение I. Чтобы установить его в 
верхнее  положение  II,  отверните  гайки,  крепящие  пальцы  15,  отверните 
болты  18  и  отсоедините  корпус  13  от  кронштейнов  3  и  17.  Установите 
корпус 13 в положение II и закрепите его пальцами 15 и гайками с пру-
жинными шайбами. Болты 18 заверните в резьбовые отверстия корпуса. 

Установка  тягово-сцепного  устройства  в  рабочее  положение  на 

трактор. 

 
212 

Чтобы  установить  тягово-сцепное  устройство  на  трактор,  оборудо-

ванный  навесным  устройством  с  крюковым  захватом  центральной  тяги, 
выполните следующее: 

- поднимите навесное устройство в верхнее положение; 
- снимите растяжки 9, (см. рисунок 97), 25 и 26, нижние тяги 20 и 28 

навесного устройства; 

-  установите  раскосы  18  и  38  навесного  устройства,  максимально 

удлинив их, с внутренней стороны относительно подъемных рычагов 5 и 
11; 

- снимите упоры 35 головок нижних тяг и закрепите их: с левой сто-

роны на крайнюю лыску, с правой - на третью лыску нижней оси 37, рас-
полагая головки нижних тяг с внутренней стороны по отношению к упо-
рам; 

-  соедините  кронштейны  3  (см.  рисунок  99)  и  17  тягово-сцепного 

устройства с головками нижних тяг; 

- соедините серьги 9 с раскосами 6 навесного устройства; 
- совместите отверстия на растяжках 7 и проушинах 42 (см. рисунок 

97) кронштейнов рамы, отрегулировав длину раскосов 18 и 38. Соедините 
растяжки 7 (см. рисунок 99) и кронштейны рамы пальцами 4 и зафикси-
руйте пальцы пружинными шплинтами. 

После  разборки  ТСУ-2  поверхности  А  и  Б  перед  сборкой  смажьте 

смазкой (см. таблицу 1) и в заднюю крышку 1 заложите 50 г смазки. 

Переналадка  и  установка  тягово-сцепного  устройства  на  трактор, 

оборудованный  навесным  устройством  с  шаровым  шарниром  централь-
ной тяги выполняется аналогичным образом и приведена на рис. 100. 

Порядок  подсоединения  к  тягово-сцепному  устройству  ТСУ-2  при-

цепов,  полуприцепов,  машин  для  внесения  удобрений  и  других  машин 
приведен в подразделах 4.6.1 и 4.7. 

 

 

 

213 

 

 

1  -  крышка;  2  -  гайка;  3,15  -  кронштейн;  4,6,13  -  палец;  5  -  растяжка;  7  -  серьга;         
8 - стопор; 9 - защелка; 10 - крюк; 11 - корпус; 12 - шайба упорная; 14 - амортизатор; 
16 - болт; 17 – крышка; I,II – положение ТСУ; А,Б - поверхность 

 

Рисунок  100  -  Установка  тягово-сцепного  устройства  типа  ТСУ-2  на 

трактор  с  навесным  устройством  с  шаровым  шарниром 

верхней тяги 

 

Кроме  тягово-сцепного  устройства  типа  ТСУ-2  на  тракторе  по  от-

дельному  заказу  на  задней  части  рамы  может  устанавливаться  тягово-

сцепное  устройство  типа  ТСУ-3  с  вращающемся  крюком  и  резиновым 

амортизатором  двухстороннего  действия  конструкция  которого  приведе-

но на рисунок 101. 

Тягово-сцепное устройство типа ТСУ-3 устанавливается в отверстие 

задней балки рамы и крепится к ней болтами 7. 

Тягово-сцепное устройство состоит из тягового крюка 13 со скобой 

11 и защелкой 10, упорной шайбы 4, амортизатора 5, гайки 3 и фланца 6. 

Для  исключения  самопроизвольного  открывания  скобы  при  букси-

ровке  прицепов  в  отверстия  скобы  и  защелки  вставляется  стопор,  при-

крепленный  к  защелке  10  тросиком.  Чтобы  открыть  скобу,  необходимо 

вынуть  стопор  и  приподнять  защелку.  В  открытом  положении  скоба 

удерживается защелкой, выступ которой заходит за выступ крюка. Поря-

 
214 

док подсоединения к тягово-сцепному устройству ТСУ-3 прицепов и по-

луприцепов приведен в подразделе 4.6.2. 

 

 

 

1 – колпак; 2-прокладка; 3 – гайка; 4 – упорная шайба; 5 – амортизатор; 6 – фланец; 
7,9  –  болт;  8  –  кольцо  уплотнительное;  10  –  защелка;  11  –  скоба;  12  –  пружина;         
13 – тяговый крюк; 14 – стопорная шайба; 15 – кольцо стопорное; А – поверхность;  

Б - полость 

 

Рисунок 101 - Тягово-сцепное устройство типа ТСУ-3  

 

После разборки ТСУ-3 поверхности А перед сборкой смажьте смаз-

кой (см. таблицу 1), полость Б заполните смазкой и в заднюю крышку 1 
заложите 50 г смазки. 

 

5.4.20 Установка тягово-сцепного устройства типа ТСУ-1Ж  

 

Тягово-сцепное  устройство  ТСУ-1Ж  устанавливается  на  трактора  с 

навесным устройством и состоит из прицепной скобы 3 (см. рисунок 102) 

и устанавливаемой на ней упряжной скобы 5, соединенных пальцем 8. 

Упряжная  скоба  5  может  устанавливаться  на  прицепной  скобе  3  в 

жестком или в маятниковом положении. Для этого на упряжной скобе 5 

имеются  два  установочных  отверстия  и  выступ  в  зеве,  а  на  прицепной 

скобе 3 ряд отверстий и, расположенных против них на торце скобы, лу-

нок. 

 

 

 

215 

 

 

1 - бугель  прицепной левый;  2  -  болт;  3  - скоба прицепная;  4  -  шкворень;  5  - скоба 

упряжная; 6,8 - палец; 7 - бугель прицепной правый 

 

Рисунок 102 - Тягово-сцепное устройство ТСУ-1Ж  

При жестком соединении скоб выступ упряжной скобы входит в за-

цепление с лункой на прицепной скобе, а при маятниковом положении 
выведен из зацепления с лункой путем установки упряжной скобы на со-
ответствующее установочное отверстие. 

Наличие пяти отверстий на прицепной скобе 3 позволяет устанавли-

вать упряжную скобу либо по оси трактора, либо со смещением на 80 мм 
и 160 мм влево и вправо от оси. 

Переворачиванием прицепной скобы 3 упряжная скоба 5 может уста-

навливаться на высоту 369 мм или 404 мм от поверхности земли. 

Перед установкой прицепной скобы поднимите навесное устройство 

в крайнее верхнее положение и во избежание поломки ее при случайном 
включении рычага распределителя  убедитесь,  что рычаг штока гидроци-
линдра и подъемный рычаг не сблокированы пальцем. 

 

5.4.21 Седельное устройство 

 

На тракторе по отдельному заказу на задней полураме может устанав-

ливаться седельное устройство автомобильного типа (см. рисунок 103) в 
комплекте  с  редуктором  ВОМ,  имеющим  конструктивные  от  серийного 
редуктора. 

 

 
216 

 

 

 

1 - основание седла; 2 - предохранитель саморасцепки; 3, 15, 19 - масленка;  4 - рычаг 

управления расцепкой;  5 - ось балансира; 6, 16, 17 - пружина; 7 - защелка; 8 - кулак 

запорный; 9 - палец кулака направляющий; 10  - ось захвата; 11  - седло; 12, 13 - за-

хват;  14-лонжерон;  18  -  ограничитель  бокового  наклона  седла;  20  -  кронштейн;        
21 - балансир; 22 - ось рычага  управления;  23  - кронштейн седла; 24 - клин оси ба-

лансира; 25 - гайка клина 

 

Рисунок 103 - Седельное устройство 

Седельное  устройство  из  состоит  из  основания  седла  с  двумя  крон-

штейнами 20, в которых на балансиру 21 подвешено седло 11 со свободой 
качания в продольной и поперечной плоскостях. На нижней поверхности 
седла крепятся регулируемые ограничители 18 бокового наклона. 

В  кронштейне  23  седла  расположен  сцепной  механизм,  обеспечива-

ющий соединение со шкворнем полуприцепа. Он состоит из двух захватов 
12 и 13, установленных на осях 10, запорного кулака 8 со штоком и пру-
жиной, защелки 7. Запорный кулак имеет два положения: заднее  - замок 
закрыт, переднее - открыт. В переднее положение кулак отводится рыча-
гом 4 управления расцепкой и фиксируется защелкой 7. В заднее положе-
ние кулак возвращается автоматически после сцепки, когда шкворень по-
луприцепа  раздвигает  захваты,  защелка  поворачивается  на  оси  и  осво-
бождает запорный кулак. Под действием пружины 6 кулак возвращается в 
заднее положение и запирает захваты. Для предохранения от самопроиз-
вольной  расцепки  служит  предохранитель  2.  Для  перемещения  кулака  в 
переднее  положение  необходимо  поднять  предохранитель  саморасцепки, 
повернув его на оси.

 

 

 

217 

Порядок  подсоединения  к  седельному  устройству  полуприцепов 

приведен в подразделе 4.6.3. 

 
5.4.21 Регулировка и использование автосцепки  

 

Для снижения трудоемкости агрегатирования с навесными орудиями 

и  сельскохозяйственными  машинами  на  тракторе  по  заказу  потребителя 
может устанавливаться автосцепка с механизмом управления и фиксато-
ром  рамки.  Управление  автосцепкой  осуществляется  с  места  водителя 
рычагом 17 (см. рисунок 104), имеющем два положения – верхнее и ниж-
нее. 

Соединение  трактора  с  навесной  машиной  производите  с  помощью 

автосцепки  трактора  и  замка  2  навешиваемой  машины.  Выставленный 
трактор  относительно  присоединяемой  машины  подайте  задним  ходом, 
чтобы автосцепка вошла в проем замка. Рычаг гидрораспределителя уста-
новите в положение "Подъем" и, поднимая навесное устройство, соеди-
ните автосцепку с замком. При полном соединении рамы с замком фикса-
тор  5  пружиной  возвращается  в  исходное  положение  и  стопорит  авто-
сцепку с замком. 

Для предупреждения несчастных случаев запрещается: 
поворачивать  рычаг  11  управления  фиксатором  5  для  отсоеди-

нения автосцепки от замка, находясь в непосредственной близости от 
сцепки и тяг механизма навески трактора; 

оставлять  сцепку,  вставленную  в  замок  сельхозмашины,  отсо-

единенной от трактора, без фиксации носка фиксатора 5 пружинным 
шплинтом. 

Для  рассоединения  трактора  и  машины  рычаг  17  управления  авто-

сцепкой ставят в крайнее верхнее положение, рычагом гидрораспредели-
теля  опускают  навесную  машину  и  после  полного  опускания  отъезжают 
от нее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  25  26  27  28   ..