Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 18

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 18

 

 

 
138 

При  проверке  герметичности  пневматической  системы  помните,  что 

падение  давления  воздуха  при  неработающем  компрессоре  допускается 
не более 0,05 МПа (0,5 кгс/см

2

) значения нижнего предела, определяемого 

регулятором давления: 

- при свободном положении органов управления – в течение 30 мин; 
-  при  полном  приведении  в  действие  органов  управления,  исключая 

падение давления за счет  заполнения  тормозной магистрали – в течение 
15 мин. 

В  холодное  время  года  проверяйте  герметичность  пневматической 

системы  в  теплом помещении,  чтобы  оттаяла  замерзшая в  системе  вода. 
Нельзя  подогревать  элементы  системы  открытым  огнем  (паяльной  лам-
пой, факелом и пр.). 

В случае неисправности тормозного крана 13 снимите его с трактора, 

разберите, промойте трущиеся детали в бензине, протрите мягкой тряпкой 
и  смажьте  их  тонким  слоем  смазки  №  158  или  ЦИАТИМ-201.  Соберите 
тормозной кран, проверьте легкость хода диафрагм, штока, пружин и ры-
чагов и отрегулируйте его. 

Разборку,  чистку  и  регулировку  тормозного  крана  должен  произво-

дить квалифицированный механик в условиях мастерской на специальном 
стенде. 

Снимите тормозные камеры 16, 17 и 19, разберите, очистите от пыли 

и грязи, проверьте состояние диафрагмы 1 (см. рисунок 51) и пружины 2. 
После  сборки  проверьте  мыльной  эмульсией  герметичность  тормозных 
камер,  наполнив  их  сжатым  воздухом  давлением  1,0  МПа  (10  кгс/см

2

). 

Утечка воздуха не допускается. 

 

 

1 - диафрагма; 2 - пружина; 3 - крышка 
корпуса;  4 – хомутик; 5 - корпус; 6 - шток; 
7 - вилка;  
А – размер 
 

Рисунок 51 - Тормозная камера 

 

После  разборки  или  установки  новой  тормозной  камеры  размер  А 

должен быть 74-75 мм. 

Продуйте все стальные воздухопроводы и проверьте мыльной эмуль-

сией герметичность соединений и гибких шлангов. Обнаруженные утечки 

устраните. Поврежденные трубопроводы и гибкие шланги замените. Сле-

дите, чтобы воздухопроводы были закреплены и не были деформированы. 

При  замене  пластиковых  трубопроводов  в  кабине  следите,  чтобы 

часть  трубки,  устанавливаемая  в  фитинг,  не  имела  повреждений  в  виде 

 

 

139 

порезов, вмятин и заусенцев на длине 11мм от торца. Пластиковые трубки 

установить в фитинги до упора в гильзу на всю монтажную длину 21мм. 

Для  контроля  рекомендуется  нанесение  на  трубку  контрольной  метки. 

Для демонтажа трубки необходимо нажать на защитную манжету фитин-

га, используя специальный ключ модели DRK12, и извлечь трубку из фи-

тинга. 

Не допускается демонтаж труб, находящихся под давлением. 

5.3.8 Обслуживание рулевого управления 
 

Рулевое управление – гидрообъемное, служит для поворота трактора 

путем изменения взаимного углового положения полурам в горизонталь-

ной плоскости, осуществляемого гидравлическими цилиндрами поворота. 

Рулевое  управление  (см.  рисунок  52)  состоит  из  насоса-дозатора  1, 

рулевой колонки 2, шестеренного насоса 10, клапана предохранительного 

9, двух гидроцилиндров и бака 4. 

Чтобы  обеспечить  четкую  и  бесперебойную  работу  гидрообъемного 

рулевого управления, выполняйте следующее: 

-  регулярно  следите  за  креплением  агрегатов  рулевого  управле-

ния и соединением трубопроводов и, при необходимости, подтягивай-
те их;
 

-  при  ежедневном  техническом  облуживании  проверяйте  уровень 

масла  в  баке  и,  при  необходимости,  дозаправляйте бак  маслом.  Уровень 
масла  в  баке  должен  быть  в  пределах  центрального  отверстия  экрана 
смотрового окна; 

 

 
140 

 

 

 

1 – насос-дозатор; 2 – рулевая колонка; 3 – рулевое колесо; 4 – бак; 5 – 

сапун;          6 – фильтр заправочный; 7 – фильтр тонкой очистки; 8 – 

фильтр заборный;                9 – предохранительный клапан; 10 – насос;  
11,12 – цилиндр гидравлический;         С  – слив; П – к полостям ци-

линдра правого поворота; Л – к полостям цилиндра левого поворота; 

Н – нагнетающая магистраль 

 

Рисунок 52 - Схема рулевого управления 

-  своевременно  заменяйте  сменный  фильтрующий  элемент  маги-

стрального  фильтра  тонкой  очистки,  промывайте  заправочный  фильтр  и 

сапун бака; 

Для  замены  сменного  фильтрующего  элемента  фильтра  тонкой 

очистки масла: 

-  отверните  четыре  болта  крепления  крышки  11  (см.  рисунок  53) 

фильтра тонкой очистки; 

- снимите крышку 11 с прокладкой и пружину 12; 
- выньте ограничитель 10, предохранительный клапан 13, фильтрую-

щий элемент 8 и корпус 7 фильтра с уплотнительными кольцами 9, 14, 17; 

-  промойте  все  детали,  кроме  фильтрующего  элемента  и  резиновых 

колец, в дизельном топливе; 

- замените фильтрующий элемент и соберите все в обратной последо-

вательности. 

 

 

141 

Для промывки заправочного фильтра: 
- отверните  болты,  снимите  крышку 4  и выньте заправочный 

фильтр 3; 

-  промойте  фильтр  в  дизельном  топливе  и  установите  на  место.  За-

правочный фильтр, имеющий повреждения сетки замените. 

Для промывки сапуна: 
- разберите сапун 2, сняв две его защелки и крышку; 
-  промойте  детали  сапуна  в дизельном  топливе,  соберите  его  и  уста-

новите на место. 

 

 

 

1 - корпус бака; 2 - сапун; 3 - фильтр заправочный;4 - крышка горлови-

ны;               5,6 – пробки; 7 - корпус фильтра; 8 - элемент фильтрующий; 
9,14,17 - кольца уплотнительные; 10 - ограничитель; 11 – крышка  филь-

тра; 12 - пружина; 13 - клапан предохранительный; 15 - окно смотровое; 
16 - фильтр заборный; 18 – пробка сливная 

 

Рисунок 53 - Бак 

Масло заливайте в бак через заправочный фильтр с помощью запра-

вочного  агрегата  (ведра  и  воронки),  отвернув  большую  пробку  5  или  с 
помощью нагнетателя масла, отвернув малую пробку 6. Уровень масла в 
баке должен быть в пределах центрального отверстия экрана смотрового 
окна 15. 

Для  удаления  воздуха  из  гидравлической  системы  запустите  двига-

тель  и  произведите  десятикратный поворот  трактора  из одного  крайнего 
положения  в  другое.  Остановите  двигатель,  проверьте  уровень  масла  в 
баке и, при необходимости, дозаправьте. 

 

 
142 

5.3.9 Порядок использования и обслуживание гидравлической 

системы трактора 

 
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой. 

Расположение агрегатов гидросистемы на тракторе показаны на рисунке 
54, схема гидравлической системы навесного устройства – на рисунке 55. 

 

 

 

1  - рычаг  управления распределителем;  2  - распределитель;  3  -  масло-
провод сливной от распределителя к баку; 4  - маслопровод от распре-
делителя к силовому цилиндру; 5 - маслопровод от насоса к распреде-
лителю; 6 - маслопровод от распределителя к соединительной муфте; 7 
- муфта соединительная; 8 - кронштейн; 9 - цилиндр силовой; 10 - бак 
гидросистемы; 11 - маслопровод от бака к насосу; 12 - насос шестерен-
ный; 13 - механизм включения насоса. 

 

Рисунок 54 - Гидравлическая система трактора 

 

 

 

143 

 

 
 
Б – бак; Гр – гидрораспределитель; К1,К2,К3,К4К5,К6, ,К9,К10 – муф-
та  соединительная;  К7,К8  –  клапан  замедлительный;  Н  –  насос;  С  – 
сапун;  Ф1  –  фильтр  с  предохранительным  клапаном;  Ц1,Ц2  -  гидро-
цилиндры навесного устройства 
Обозначение  каналов:  А1,А2,А3,А4,А5  –  опускание;  В1,В2,В3,В4,В5 
– подъем; 
М1 – для подключения манометра при диагностировании распредели-
теля; Р – напор; Т - слив 

 

Рисунок 55 - Схема гидравлической системы трактора 

 
В гидросистеме трактора применен пятисекционный пропорциональ-

ный  гидрораспределитель  типа  5РПС100  с  механическим  управлением. 
Особенностью  конструкции  пропорционального  секционного  гидрорас-
пределителя с обратной связью по нагрузке является возможность управ-
ления скоростью гидравлических исполнительных механизмов пропорци-
онально  изменению  величины  входного  управляющего  воздействия  (пе-
ремещению рычага управления от нейтрального положения), в том числе 
при параллельной работе нескольких механизмов, посредством изменения 
направления, пуска, или останова потока рабочей жидкости в гидравличе-
ских системах. 

Гидрораспределитель  состоит  из  напорной  секции  11  (см.  рисунок 

56), четырех рабочих секций 6, 7, 8, 9 и 10, коммутационной секции 5. 

Рабочие секции 6, 7 и 8 имеют автоматическую расфиксацию рычага 

управления при достижении величины рабочего давления заданной вели-
чины (по окончанию рабочего хода поршня гидроцилиндра) в положени-
ях  "Подъем"  и  "Опускание  принудительное",  рабочие  секции  9  и  10 
автоматическую  расфиксацию  рычага  управления  –  только  в  положении 
"Подъем". 

 
144 

Рабочая секция 6 управляет гидрораспределителя управляет гидроци-

линдрами навесного устройства, остальные рабочие секции используются 
для управления гидроприводами агрегатируемой с трактором машины. 

 

 

1  –  пломба;  2  –  винт  регулировочный;            
3  –  клапан  предохранительный;  4  – 

дроссель;  5  -  секция  коммутационная; 
6,7,8,9,10  –  секция  рабочая;  11  –  сек-

ция напорная 
 

Рисунок 56 - Распределитель 

 

 
Напорная секция имеет  канал  Р  (см.  рисунок 55), для подвода рабо-

чей жидкости от насоса, канал М1 - для подключения манометра при диа-
гностировании  распределителя,  вывода  магистрали  обратной  связи 
управления  насосами  с  переменной  подачей,  разгрузки  насосов  в 
нейтральной  позиции  всех  золотников,  защиты  распределителя  от  пере-
грузок и поддержания постоянного установленного расхода при перемен-
ной рабочей Нагрузке, за счет использования действия обратной связи по 
нагрузке,  для  стабилизации  величины  перепада  давления  на  входе  рабо-
чих  секций.  Эти  функции  выполняют  переливной  подпружиненный  зо-
лотник  1  и  предохранительный  клапан  прямого  действия  3  (см.  рисунок 
55). При вращении регулировочного винта 2 предохранительного клапана 
по часовой стрелке величина рабочего давления повышается. 

В  случае  засорения  предохранительного  клапана  3,  следует  его  вы-

крутить  в  направлении  против  часовой  стрелки,  вынуть  две  пружины, 
шайбу  и  конический  клапан,  промыть  рабочей  жидкостью,  и,  соблюдая 
тот же порядок расположения деталей, не нарушая пломбировки регули-
ровочного винта 3, установить обратно. 

Коммутационная  секция  предназначена  для  объединения  всех  слив-

ных гидролиний напорной и рабочих секций и вывода их из распредели-
теля через общий слив. 

 

 

145 

Рабочие секции предназначены для осуществления рабочего переме-

щения и реверса исполнительных механизмов с регулируемой скоростью 
от 2 л/мин до 80 л/мин, пропорциональной смещению золотника от нуле-
вого положения, и их останова. Номинальное значение величины расхода 
каждой из рабочих секций при полном смешении золотника устанавлива-
ется  настройкой  осевого  дросселя  4,  расположенного  со  стороны  меха-
низма управления, от 5 л/мин до 80 л/мин. При вращении дросселя 4 по 
часовой стрелке, величина расхода уменьшается. Это позволяет реализо-
вать  параллельную  работу  нескольких  исполнительных  механизмов  при 
условии,  что  величина  подачи  насоса  будет  больше  суммарного  расхода 
всех работающих секций распределителя. 

Для  подсоединения  гидросистем  агрегатируемых  с  трактором  сель-

скохозяйственных  машин  к  распределителю  гидросистемы  трактора  на 
кронштейне  между  крыльями  трактора  устанавливается  восемь  охваты-
вающих полумуфты 1 (см. рисунок 57) соединительных муфт. В одиноч-
ный комплект ЗИП трактора входит комплект охватываемых полумуфт 2 
и защитных колпачков. 

 

 

 
 

1 - полумуфта  охватывающая HP10-1-X0044; 2 - полумуфта охватывае-

мая HP10-2-X0041; а – втулка; б – канавка  

 

Рисунок 57 - Муфта соединительная 

Для разъединения муфты: 
- сдвиньте рифленую втулку "а" фиксатора охватывающей полумуф-

ты 1 до выхода шариков фиксатора, при этом охватываемая полумуфта 2 
выталкивается пружинами клапанов полумуфт; 

- закройте полумуфты защитными пластмассовыми колпачками. 
Для соединения полумуфт: 
- снимите защитные пластмассовые колпачки с полумуфт; 
- сдвиньте рифленую втулку "а" фиксатора охватывающей полумуф-

ты 1 до  выхода  шариков фиксатора и вставьте охватываемую полумуфту 
2 до захода шариков фиксатора в канавку "б" корпуса охватываемой по-
лумуфты 2. Отпустите рифленую втулку "а"

- соедините между собой пластмассовые колпачки. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..