Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 8

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 8

 

 

 
58 

не  выполняется  то  необходимо  немедленно  остановить  двигатель, 

найти  и  устранить  неисправность,  при  необходимости  отрегулиро-

вать давление в системе. В момент переключения передач допускается 

кратковременное  падение  давления  масла  в  гидросистеме  до  0,45-         

0,65 МПа (4,5-6,5 кгс/см

2

).  

На  тракторе  с  четырехдиапазонной  коробкой  передач  при  нахожде-

нии  рычага  переключения  передач  в  нейтральном  положении  указатель 
давление не показывает давления масла в гидравлической системе короб-
ки передач; 

– давление в гидросистеме редуктора ВОМ должно быть 1,0-1,2 МПа 

(10-12 кгс/см

2

); 

- давление воздуха в пневмосистеме должно быть 0,65- 0,8 МПа (6,5-  

8  кгс/см

2

).  Допускается  начинать  движение  при  давлении  не  менее 

0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

); 

- напряжение в стартерной сети должно быть в пределах 26-28,5 В; 
- рабочая частота вращении коленчатого вала двигателя должна быть 

в пределах 1500-2100 об/мин. 

При  отклонении  показаний  контрольно-измерительных  приборов  от 

допустимых, загорании контрольных ламп минимально-допустимого дав-
ления  воздуха  в  пневмосистеме  6  (см.  рисунок  9),  минимально-
допустимого давления масла в системе смазки двигателя 2,  максимально-
допустимой температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения 
двигателя 3 и контроля работы генераторной установки 7, появления те-
чей ГСМ, ненормальных стуков и шумов в двигателе и трансмиссии не-
медленно остановите трактор и двигатель, устраните неисправность. 

При загорании светодиода 12 контроля засоренности воздухоочисти-

теля на тахометре 11 и контрольной лампы 4 засоренности фильтра гру-
бой  очистки  масла,  допускается  работа  трактора  до  окончания  сменного 
задания. 

Перед остановкой двигатель должен поработать 3-5 мин без нагрузки 

с постепенным снижением частоты вращения коленчатого вала до мини-
мальной. Для остановки двигателя установите рукоятку останова двигате-
ля в крайнее заднее положение, "на себя". 

 

3.4 Движение на тракторе и остановка 

 

Допускается начинать движение при давлении воздуха в пневмоси-

стеме не менее 0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

) и контрольная лампа аварий-

ного давления воздуха в пневмосистеме не должна гореть.  

ВНИМАНИЕ!  При  давлении  воздуха  в  пневмосистеме  ниже 

0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

) трактор заторможен стояночным тормо-

зом. 

Перед началом движения заторможенного трактора ровном 

участке местности (после пуска двигателя): 

 

 

59 

- включите первую передачу; 
- выжмите до упора педаль муфты сцепления и включите требуемый 

диапазон скоростей; 

- выключите стояночный тормоз,

 

контрольная лампа включения сто-

яночного тормоза должна погаснуть; 

- дайте сигнал, плавно, но быстро отпустите педали управления муф-

той  сцепления,  одновременно  плавно  нажимая  на  управления  подачей 
топлива, увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя. 

Перед началом движения заторможенного трактора на подъеме 

(после пуска двигателя): 

- включите первую передачу; 
- выжмите до упора педаль муфты сцепления и включите требуемый 

диапазон скоростей; 

- ручным приводом управления подачей топлива установите сред-

нюю рабочую частоту вращения коленчатого вала двигателя; 

- выжмите до упора педаль управления тормозным краном и выклю-

чите стояночный тормоз,

 

контрольная лампа включения стояночного тор-

моза должна погаснуть; 

- дайте сигнал, плавно, но быстро отпустите педали управления муф-

той сцепления и тормозным краном, при необходимости увеличьте пода-
чу топлива. 

Во время движения трактора: 
-  переключайте  передачи  только  на  смежные,  не  выжимая  педаль 

привода  управления  муфтой  сцепления  (при  перемещении  рычага  пере-
ключения передач от себя – скорость трактора возрастает, при перемеще-
нии  назад  на  себя  соответственно  уменьшается).  На  тракторе  с  четырех 
диапазонной  коробкой  передач  для  включения  передачи  заднего  хода 
необходимо остановить трактор, выжать до упора педаль муфтой сцепле-
ния и отвести рычаг от нейтрального положения влево, а затем перевести 
рычаг в положение заднего хода; 

- переключайте диапазоны, включайте передний мост при полностью 

выжатой педали муфты сцепления. При переходе с низшего диапазона на 
вышей, перед переключением диапазона, включите первую передачу ; 

- включайте задний ход после остановки трактора и при полностью 

выжатой педали муфты сцепления; 

Передний мост включайте только при выполнении сельскохозяй-

ственных работ, движения по бездорожью и повышенном буксовании 
задних  колес.  На  дорогах  с  твердым  покрытием  допускается  только 
кратковременное включение переднего моста для преодоления тяже-
лых участков дороги. 

Включайте привод ВОМ и насос гидросистемы навесного 

устройства только при неработающем двигателе.  

Для остановки трактора: 

 
60 

- выжмите до отказа педаль муфты сцепления и затормозите трактор, 

нажав на педаль управления тормозным краном до упора; 

- на тракторе с трехдиапазонной коробкой передач включите первую 

передачу, а тракторе с четырехдиапазонной коробкой передач установите 
рычаг переключения передач в нейтральное положение; 

- установите рычаг переключения диапазонов в нейтральное положе-

ние; 

-  затормозите  трактор  стояночным  тормозом  и  отпустите  педаль 

управления тормозным краном; 

-  уменьшите  частоту  вращения  коленчатого  вала  двигателя  до  сред-

ней частоты и дайте ему поработать в течение 3-5 мин, а затем уменьшите 
частоту  вращения  коленчатого  вала  двигателя  до  минимально-
устойчивой,  переведя  рычаг  ручного  управления  топливным  насосом  в 
крайнее заднее положение на себя; 

- остановите двигатель, потянув рукоятку останова двигателя "на се-

бя"  до  упора,  после  остановки  двигателя  рукоятку  верните  в  исходное 
положение. 

Немедленно останавливать двигатель после снятия нагрузки не 

рекомендуется. 

Для  экстренной  остановки  трактора  и  двигателя  выключите  муфту 

сцепления,  выжмите  до  упора  педаль  управления  тормозным  краном  и 
потяните  до  отказа  "на  себя"  рукоятку  останова  двигателя,  установите 
рычаг диапазонов в нейтральное положение, а на тракторе с четырехдиа-
пазонной коробкой передач перед установкой рычага переключения диа-
пазонов  в  нейтральное  положение  установите  в  нейтральное  положение 
рычаг переключения передач; 

Остановив двигатель, выключите включатель "массы". 

 

3.5 Обкатка трактора 

 

Подготовьте новый трактор эксплуатации, ознакомьтесь с особенно-

стями эксплуатации. Обкатайте трактор в течение 50 моточасов на легких 
работах, в соответствии с таблицами 2 или 3. 

 

 

Рекомендации по обкатке трактора с трехдиапазонной 

коробкой передач 

ъ 

Таблица 2 

 

Этап 

обкатки 

Нагрузка на 

крюке, Н 

(кгс) 

Время работы на передачах, ч 

Всего, ч 

I диапазон 

II диапазон 

III диапазон 

1 

2 

3 

4 

1 

2 

3 

4 

1 

2 

3 

4 

Холостой 

ход 

 

по 10-15 мин на каждой передаче 

2,5 

I 

5000-6000 

(500-600) 

0,5  0,5  0,5  0,5  1,5  1,5  1,5  1,5  1,5  1,5  1,5  1,5 

14 

 

 

61 

II 

12000-15000 

(1200-1500) 

0,5  0,5  

1  2,5  2,5  2,5  2,5  2 

21 

III 

20000-21000 

(2000-2100) 

- 

- 

- 

- 

2  2,5  2 

2 

12,5 

Всего: 

50 

 
 
 

Р

еком

енд

ац

и

и

 п

о о

бк

ат

к

е т

ра

к

то

ра

 с 

чет

ы

ре

хди

ап

аз

он

н

ой

 к

оро

бк

ой

 п

е-

редач

 

 

     

 Та

бли

ца

  3

 

 

 

 

4

  

  

В

се

го, ч

 

 

 

3,5

 

16

 

19

 

9,5

 

50

 

В

ре

м

я ра

бот

ы н

а п

ере

да

ча

х, ч

 

IV

 ди

ап

аз

он

 

З.Х

 

По 10

-15 м

ин

 н

а к

аждой

 п

ер

еда

че

 

                  

Вс

его    

 

3

 

2

 

2

 

2

 

1

 

1

 

2,5

 

II

I ди

ап

аз

он

 

3.Х

 

3

 

2

 

2,5

 

2

 

2

 

2

 

2,5

 

2,5

 

1

 

1

 

2,5

 

2

 

II

 ди

ап

аз

он

 

З.Х

 

 

 

 

3

 

1

 

1,5

 

1

 

2

 

1

 

1,5

 

1

 

1

 

1

 

1,5

 

0,5

 

I ди

ап

аз

он

 

З.Х

 

3

 

1

 

1,5

 

1

 

2

 

1

 

1,5

 

1

 

1

 

1

 

1,5

 

0,5

 

 
62 

На

груз

ка

 н

а к

рю

ке

Н (

кгс

Холос

той

 ход

 

5000

-6000 (

500

-600)

 

12000

-15000 (

1200

-150

0)

 

20000

-21

000 (

2000

-210

0)

 

 

 
 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (БОЛЕЕ 15 МИН) 

НЕОБКАТАННОГО  ДВИГАТЕЛЯ НА РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО 

ХОДА ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 

СВЫШЕ  95 °С. 

В период обкатки ежесменно выполняйте техническое обслуживание 

в объеме ежедневного технического обслуживания. 

По окончании обкатки выполните следующие операции: 
- осмотрите и обмойте трактор; 
-  выполните  техническое  обслуживание  двигателя  (см.  руководство 

по эксплуатации двигателя); 

- слейте конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы;  
- замените фильтрующие элементы гидросистем рулевого управления 

и гидросистемы трактора. Промойте корпуса фильтров; 

- замените масло в коробке передач и фильтрующий элемент фильтра 

нагнетания.  Промойте  заборный  и  заправочный  фильтры.  Сливаемое  из 

коробки масло используйте повторно после отстоя и фильтрации; 

-  проверьте  и  отрегулируйте  натяжение  приводных  ремней,  муфту 

сцепления,  тормозок  муфты  сцепления,  тормоза  колес  и  их  привод,  дав-

ление воздуха в шинах колес; 

-  проверьте  уровень  охлаждающей  жидкости  в  системе  охлаждения 

двигателя и, при необходимости, дозаправьте; 

- проверьте уровень масла в ведущих мостах, промежуточной опоре и 

редукторе ВОМ, баках гидросистем рулевого управления и гидросистемы 

трактора, при необходимости, дозаправьте; 

- смажьте все точки трактора (см. таблицу 1); 
-  проверьте  и,  при  необходимости,  подтяните  наружные  крепления 

узлов  и  агрегатов  трактора (воздухоочистителя,  глушителя,  силового 

агрегата  трактора,  муфты  сцепления  и  коробки  передач,  фланцев кар-

данов,    колес,    бугелей    заднего    моста,  редуктора  ВОМ,  навесного 

устройства и т.п.). 

- проверьте исправность систем и агрегатов, герметичность впускной 

и выпускной систем двигателя, отсутствие течей ГСМ и утечек сжатого 

воздуха. 

 

 

63 

После обкатки и технического обслуживания сделайте отметку в сер-

висной книжке (паспорте) трактора. 

 

3.6  Особенности  эксплуатации  в  различных  климатических 

условиях 

 

Приурочивайте  сезонные  технические  обслуживания  к  плановым 

(номерным) техническим обслуживаниям. 

При  установлении  температуры  окружающего  воздуха  ниже 

плюс 5°С (осенне-зимний период): 

-  заправьте  картер  двигателя  маслом  зимних  марок  (согласно  руко-

водству по эксплуатации двигателя); 

- если гидросистема коробки передач была заправлена летним масло, 

масло  слейте  и  заправьте  всесезонным  маслом  с  заменой фильтрующего 

элемента  фильтра  нагнетания,  промывкой  заправочного  и  заборного 

фильтров; 

-  проверьте  плотность  низкозамерзающей  охлаждающей  жидкостью 

в  системе  охлаждения  двигателя.  Если  плотность    низкозамерзающей 

охлаждающей  жидкостью  не  соответствует  требованиям  нормативно-

технической документации на её изготовление и поставку, то охлаждаю-

щую жидкость заменить. 

В случае использования в системе охлаждения воды, воду из системы 

слить,  промыть  систему  охлаждения  и  заправить  низкозамерзающей 

охлаждающей жидкостью; 

- слейте летнее топливо и заправьте топливный бак трактора зимним 

дизельным топливом; 

- установите утеплительные чехлы; 
- замените жидкость в бачке стеклоомывателя; 
- подготовьте к зимней эксплуатации систему микроклимата кабины; 
- подготовьте к сезону аккумуляторные батареи (см. раздел 5.3.13). 

В период зимней эксплуатации:  
- выполняйте требования руководства по эксплуатации двигателя по 

применению ГСМ; 

- применяйте зимние (всесезонные) марки ГСМ (см. таблицу 1 и ру-

ководство по эксплуатации двигателя); 

- ежедневно сливайте отстой из топливных фильтров и бака, по окон-

чании работы полностью заправляйте топливный бак. 

При установлении температуры окружающего воздуха  плюс 5°С 

(весенне-летний период): 

-  заправьте  картер  двигателя  маслом  летних  или  всесезонных  марок 

(согласно руководству по эксплуатации двигателя); 

- снимите утеплительные чехлы; 
- на переходной период для регулировки температуры воздуха пода-

ваемого  в  кабину  заверните  на  2-3  оборота  кран  подачи  охлаждающей 

жидкости  к  кондиционеру  (отопительно-вентиляционному  блоку)  перво-

 
64 

начально  полностью  открытого  положения.  В  летний  период  эксплуата-

ции кран полностью закройте; 

- подготовьте к сезону аккумуляторные батареи (см. раздел 5.3.13). 
- подготовьте к летней эксплуатации систему микроклимата кабины; 
При  высокой  (выше  плюс  20°С)  температуре  и  запыленности 

воздуха, на песчаных почвах и в пустыне: 

- снимите боковины капота; 
- ежесменно очищайте трактор от песка и пыли, обратив особое вни-

мание на сапуны и пробки заправочных горловин; 

-  обслуживайте  двигатель  согласно  руководства  по  эксплуатации 

двигателя; 

-  через  500  моточасов  очищайте  все  сапуны  агрегатов  и  пробки  за-

правочных горловин трактора; 

- заправляйте ГСМ закрытым способом. 
При работе на болотистой местности и в глубокой грязи: 
-  ежесменно  очищайте  все  сапуны  и  пробки  заправочных  горловин, 

агрегаты трактора от грязи; 

-  после преодоления  водных  препятствий  проверяйте отсутствие  во-

ды в ведущих мостах (при наличии воды замените масло); 

-  в  период  заморозков  после  работы  в  глубокой  грязи  очищайте  по-

лости колесных тормозов и тормозные камеры; 

-  смазывайте  сопрягаемые  поверхности  осей  колодок  и  разжимных 

кулаков колесных тормозов; 

-  через  500  моточасов  очищайте  все  сапуны  агрегатов  и  пробки  за-

правочных трактора. 

При работе на каменистом грунте: 
-  ежесменно  проверяйте отсутствие  повреждений  картеров,  сливных 

пробок и других элементов. 

 

3.7  Буксирование трактора 

 

Неисправный трактор буксируйте к месту ремонта на гибкой или 

жесткой сцепке. 

На гибкой сцепке буксируйте трактор со скоростью не выше 15 км/ч 

только  с  работающим  двигателем,  исправными  тормозами  и  рулевым 
управлением.  Перед  буксированием  заправьте  до  необходимого  уровня 
масло в гидросистему коробки передач, ведущие мосты, бак  гидросисте-
мы рулевого управления. 

При  неработающем  двигателе  и  неисправных  тормозах,  пневмо-

системе,  системе  рулевого  управления,  трансмиссии,  а  также  при 
движении  по  крутым  склонам,  буксируйте  трактор  только  на  жест-
кой сцепке. 

 

 

65 

Во  время  буксирования  на  гибкой  сцепке  исправный  двигатель  бук-

сируемого трактора должен работать для питания пневмосистемы и гид-
росистемы рулевого управления. 

При буксировании трактора с неработающим двигателем, для обес-

печения работы стояночного тормоза и тормозной системы, используйте 
пневматическую  систему  буксирующего  транспортного  средства.  Для 
этого к корпусу 4 буксирного клапана 8 (рисунок 13), установленному на 
регуляторе давления с правой стороны буксируемого трактора, а при от-
сутствии буксирного клапана к крану отбора воздуха на воздушном бал-
лоне,  подсоедините  шланг,  снабженный  накидными  гайками  с  резьбой 
М14×1,5.  Другой  конец  шланга  соедините  с  краном  отбора  воздуха  на 
воздушном баллоне  буксирующего  трактора.  Закрепите  шланг  от  прови-
сания на буксируемом тракторе. Откройте кран отбора воздуха. 

После прекращения буксирования  и снятия шланга проверьте нали-

чие и целостность уплотнительной шайбы 2, наверните до плотного упора 
на корпус буксирного клапана гайку-заглушку 1. 

Движение  при  буксировании  начинайте  по  достижении  в  пнев-

мосистеме давления воздуха не менее 0,65 МПа (6,5 кгс/см

2

).  

Буксирование  выполняйте  только  передним  ходом,  установив  рычаг 

переключения  диапазонов  в  нейтральное  положение.  Для  буксирования 
выбирайте маршрут с небольшими уклонами, без крутых поворотов. 

КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  БУКСИРОВАНИЕ  ЗАД-

НИМ ХОДОМ И СО СКОРОСТЬЮ БОЛЕЕ 15 КМ/Ч. 

Останавливайте  тракторы  только  на  горизонтальном  участке  пути, 

постепенно  замедляя  движение.  Не  допускайте  остановок  на  поворотах, 
подъемах и спусках, при боковом крене, а так же на вязком грунте. 

В случае вынужденной остановки на подъеме или спуске оба тракто-

ра  должны  быть  заторможены,  а  под  колеса  подложены  подкладки  из 
подручного  материала.  При  трогании  с  места  после  вынужденной  оста-
новки особую осторожность проявляйте на спусках. 

Перед  буксированием  трактора  при  неисправном  рулевом  управле-

нии - отсоедините шланги от гидроцилиндров рулевого управления и за-
глушите их, при неисправных сборочных единицах трансмиссии - сними-
те карданные валы, выньте полуоси при неисправности главных передач и 
заправьте масло в ведущие мосты. 

 
3.8 Транспортирование и поддомкрачивание 

 

Транспортируются  тракторы  в  основном  железнодорожным  и  авто-

мобильным  транспортом.  Трактор имеет  габариты,  которые  вписываться 
"в  очертания  погрузки"  железных  дорог,  поэтому  приводить  его  к 
"очертаниям погрузки" не требуется.  

Так же для транспортирования тракторов может быть использован 

водный (речной или морской) и воздушный транспорт. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..