Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 4

 

 

 
26 

трактор.  Схема  положений  рукоятки  рычага  при  переключении  диапазо-

нов показано на рисунке 6; 

 

 

 

для трактора с трехдиапазонной 

коробкой передач  

для трактора с четырехдиапазонной 

коробкой передач 

 

N  -  нейтральное  положение;  IД  -  первый  диапазон;  IIД  -  второй  диапазон;          

IIIД - третий диапазон;  IVД – четвертый диапазон; З.Х. – диапазон заднего хода 

 

Рисунок 6 - Схема положений рукоятки рычага переключения  

диапазонов коробки передач: 

 

19 - педаль для откидывания рулевой колонки при посадке и высадке; 
20  - педаль  управления  муфтой  сцепления. Педаль  имеет связь  с  ме-

ханизмом блокировки переключения диапазонов коробки передач, что не 

позволяет переключать диапазоны при включенной муфте сцепления; 

21 - ось для регулировки угла наклона рулевой колонки; 
22 - рычаг переключения передач. На тракторе с трехдиапазонной ко-

робкой  передач  рычаг  рычагом  распределителя  переключения  передач 

имеет  четыре  фиксированных  положения  (см.  рисунок  7),  которые  соот-

ветствуют четырем передачам переднего или заднего хода, а на тракторе с 

четырехдиапазонной  коробкой  передач  –  пять  фиксированных  положе-

ний, которые соответствуют трем передачам переднего хода, нейтрально-

му положению и одной передаче заднего хода. Для включения передачи 

заднего хода необходимо отвести рычаг от нейтрального положения вле-

во, а затем перевести рычаг в положение заднего хода.  

 

 

 

для трактора с трехдиапазонной  

коробкой 

для трактора с четырехдиапазонной  

коробкой 

 

1

,2,3,4 – передачи переднего хода; З.Х. – передача заднего хода; N – нейтральное 

положение

 

 

Рисунок 7 - Схема положений рукоятки рычага переключения  

передач коробки передач: 

 

 

27 

23 – панель приборов водителя; 
24, 25, 26, 27 и 28 – рычаги управления распределителем гидравличе-

ской системы трактора. 

Рычаг  24  предназначен  для  управления  задним  навесным  устрой-

ством,  рычаги  25,  26,  27  и  28  –  для  управления  гидравлическими 
устройствами агрегатируемых с трактором машин. 

Распределитель удовлетворительно работает в интервале температур 

рабочей  жидкости  от  плюс  20°С  до  плюс  85°С.  Рекомендуемая 
температура  рабочей  жидкости  при  работе  распределителя  -  плюс  50°С. 
При  повышении  или  понижении  температуры  рабочей  жидкости 
относительно  указанного  предела  может  не  срабатывать  автоматическое 
устройство возврата золотников в нейтральное положение. Поэтому после 
пуска  двигателя  перед  использованием  распределителя  при  температуре 
окружающего  воздуха  ниже  0°С  необходимо  предварительно  прогревать 
рабочую жидкость в гидросистеме на холостом ходу. 

Рычаги  управления  распределителем  могут  занимать  четыре 

фиксированных  положения:  "Подъем",  "Нейтральное",  "Опускание 
принудительное"
  и  "Плавающее".  Схема  положения  рычагов 
управления приведена на рисунке 8. 

 

 

 

Рисунок 8 - Схема положения рычага управления распределителем 

 

При  перемещении  рычагов  крайне  верхнее  положение  происходит 

подъем  машины;  среднее  положение  соответствует  нейтральному 

положению,  при  котором  машина  будет  удерживаться  в  заданном 

положении;  при  перемещении  рычагов  вниз  от  нейтрального  положения  

навесное  устройство  (гидроцилиндры)  с  навешенной  машиной 

переводятся  в  положение  принудительного  опускания  машины,  при 

дальнейшем  перемещении  до  упора  вниз  -  в  плавающее  положение,  при 

котором  машина  свободно  перемещается  под  действием  силы  тяжести  и 

копирует неровности почвы. 

Все рычаги  из положения  "Подъем", а рычаги 24, 25 и 26 также  из 

положения  "Опускание  принудительное"  возвращаются  в  нейтральное 

положение  автоматически  при  достижении  величины  рабочего  давления 

заданной  величины  (по  окончанию  рабочего  хода  поршня  силового 

цилиндра).  Из  положения  "Плавающее"  все  рычаги  необходимо 

возвращать  вручную,  без  задержки  в  положении  "Опускание 

принудительное. 

 
28 

Во  время  работы  необходимо  следить  за  тем,  чтобы  рычаги 

управления  распределителем  сразу  же  после  окончания  подъема  или 

принудительного опускания были отпущены и переведены в нейтральное 

или  плавающее  положение.  Длительная  задержка  рычагов  управления 

распределителем  в  положении  "Подъем"  или  "Опускание  принуди-

тельное"  после  окончания  рабочего  хода  поршня  гидроцилиндра 

вызывает  работу  распределителя  на  предохранительный    клапан,  что 

может привести  к перегреву масла, подтеканию его в соединениях и даже 

к выходу гидронасоса гидросистемы из строя. 

Работать  с  навесными  машинами  разрешается  только  при 

нахождении  рычагов  управления  распределителем  в  плавающем 

положении.  При  опускании  навесных  машин  рычаги  управления 

распределителем  следует  переводить  из  нейтрального  положения  в 

плавающее положение. 

ОПУСКАТЬ  НАВЕСНЫЕ  МАШИНЫ  УСТАНОВКОЙ  РЫЧА-

ГОВ  УПРАВЛЕНИЯ  РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕМ  В  ПОЛОЖЕНИЕ 
"ОПУСКАНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ "ЗАПРЕЩАЕТСЯ"

В  транспортном  положении  и  при  хранении  трактора  рычаги 

управления  распределителем  должны  находиться  в  нейтральном 

положении. 

Контрольно-измерительные  приборы,  сигнализационная  и  коммута-

ционная аппаратура, размещенная на панели приборов водителя, показана 

на рисунке 9: 

1  -  контрольная  лампа  включения  дальнего  света.  Загорается  синим 

светом при включении дальнего света транспортных фар; 

2  -  контрольная  лампа  аварийного  давления  масла  в  системе  смазки 

двигателя, загорается красным светом при понижении давления масла до 
0,04-0,07 МПа (0,4-0,7 кгс/см

2

). При загорании лампы необходимо остано-

вить двигатель, найти и устранить неисправность; 

 

 

 

Рисунок 9 - Панель приборов оператора 

 

3 - контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидко-

сти.  Загорается  красным  светом  при  температуре  жидкости  в  системе 

 

 

29 

охлаждения  двигателя  98-104°С.  При  загорании  лампы  необходимо  сни-
зить  нагрузку  на  двигатель  и,  если  температура  охлаждающей  жидкости 
не  снизится,  необходимо  остановить  двигатель,  найти  и  устранить  неис-
правность; 

4  –  контрольная  лампа  красного  цвета  контроля  засоренности  филь-

тра грубой очистки масла системы смазки двигателя. При загорании лам-
пы необходимо выполнить техническое обслуживание фильтра;  

5  -  контрольная  лампа  включения  стояночного  тормоза.  Горит  крас-

ным прерывистым светом при нахождении рычага 11 (см. рисунок 3) тор-
мозного крана управления стояночным тормозом в крайнем заднем поло-
жении  (трактор  заторможен  с  помощью  стояночного  тормоза),  а  также 
постоянным  светом  при  давлении    воздуха    в  пневмосистеме  ниже 
0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

) и включенной "массе"; 

6 - контрольная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме. 

Горит  красным  светом  при  давлении  в  воздушных  баллонах  ниже  
0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

). При загорании лампы при работающем дви-

гателе  необходимо  остановить  двигатель,  найти  и  устранить  неисправ-
ность; 

7 - контрольная лампа красного цвета контроля работы генераторной 

установки. При загорании лампы при работающем двигателе необходимо 
остановить двигатель, найти и устранить неисправность; 

8 - контрольная лампа включения указателей поворота трактора. При 

включении указателей загорается мигающим зеленым светом; 

9  -  контрольная  лампа  включения  указателей  поворота  прицепа.  Го-

рит  зеленым  мигающим  светом  при  подключенных  указателях  поворота 
прицепа к электрооборудованию трактора и включении указателей пово-
рота; 

10  -  указатель  давления  воздуха  в  пневматической  системе.  При  от-

пущенной  педали  тормоза  показывает  давление  в  воздушных  баллонах, 
при выжатой  - давление воздуха в тормозных камерах. Во время движе-
ния  трактора  давление  воздуха  в  пневматической  системе  должно  быть 
0,65-0,8  МПа  (6,5-8  кгс/см

2

). Допускается начинать движение при давле-

нии  воздуха  не  менее  0,5±0,05  МПа  (5±5,5  кгс/см

2

).  Минимально-

допустимое давление воздуха в пневмосистеме дополнительно контроли-
руется лампой 6; 

11 – тахометр со счетчиком моточасов и светодиодом 12 контроля за-

соренности  фильтра  воздухоочистителя  двигателя.  Показывает  частоту 
вращения коленчатого вала двигателя (внешняя шкала) и количество мо-
точасов, отработанных двигателем, а также частоту вращения выходного 
вала ВОМ: средняя шкала при настройке ВОМ на 1000 об/мин, внутрен-
няя шкала при настройке  ВОМ на 540 об/мин. При загорании светодиода 
12 необходимо выполнить техническое обслуживание воздухоочистителя; 

13 – включатель звукового сигнала; 

 
30 

14 - указатель температуры охлаждающей жидкости. При включении 

включателя  "массы"  показывает  температуру  жидкости  в  системе  охла-
ждения  двигателя,  которая  после  прогрева  двигателе  должна  быть  80-
95°С.  Допускается  кратковременное  повышение  температуры  до  105°С. 
Максимально-допустимая температура охлаждающей жидкости дополни-
тельно  контролируется  лампой  3.  Не  допускается  длительная  работа 
двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 60°С

15 - включатель стартера; 
16 – крышка блока предохранителей с плавкими вставками на 60А; 
17 - включатель аварийной сигнализации. При нажатии кнопки вклю-

чаются лампы указателей поворота трактора и контрольная лампа 8 вклю-
чения  указателей  поворота  трактора,  а  также  при  подсоединенном  элек-
трооборудовании  прицепа  ламп  указателей  его  поворота  и  контрольная 
лампы 9 работы указателей поворота прицепа; 

18 - указатель давления масла в гидравлической системе коробки пе-

редач.  При  работе  двигателя  с  рабочей  частотой  вращения  коленча-
того  вала  1500-2100  об/мин  давление  в  системе  должно  быть  1,0-       
1,2  МПа  (10-12  кгс/см

2

),  если  данное  требование  не  выполняется  то 

необходимо немедленно остановить двигатель, найти и устранить не-
исправность, при необходимости отрегулировать давление в системе

В  момент  переключения  передач  допускается  кратковременное  падение 
давления масла в гидросистеме до 0,45-0,65 МПа (4,5-6,5 кгс/см

2

)  

На  тракторе  с  четырехдиапазонной  коробкой  передач  при  нахожде-

нии  рычага  переключения  передач  в  нейтральном  положении  указатель 
давления не показывает давления масла в гидравлической системе короб-
ки передач; 

19  -  кнопка  дистанционного  включения  и  отключения  "массы".  При 

включенной "массе" и неработающем двигателе горят контрольная лампа 
2 и 7, а также контрольные лампы 5 и 6 при отсутствии давления воздуха 
в пневмосистеме. Включить и выключить "массу" можно также нажатием 
на кнопку 1 (см. рисунок 10), расположенную под резиновым колпачком 
непосредственно  на  выключателе  "массы".  Выключатель  "массы"  уста-
новлен под кабиной с левой стороны; 

 

 

1 – кнопка выключателя "массы" 

 

Рисунок 10 

 Выключатель "массы" 

 

 

 

 

31 

20  -  переключатель  указателей  поворота.  При  установке  тумблера 

переключателя  в  правое  или  левое  положение  загораются  мигающем 
светом  лампы  указателей  поворота  правого или  левого борта  трактора и 
контрольная лампа 8, а также при подсоединенном электрооборудовании 
прицепа  ламп  указателей  его  поворота  и  контрольной  лампы  9  работы 
указателей поворота прицепа; 

21 – включатель указателей габаритов трактора, освещения номерно-

го знака и подсветки контрольно-измерительных приборов; 

22 - переключатель ближнего и дальнего света транспортных фар; 
23 - включатель стеклоомывателя переднего стекла; 
24 – прикуриватель. Гнездо которого может использоваться для под-

ключения переносной лампы и других потребителей электроэнергии; 

25  –  крышка  блоков  предохранителей  защиты  потребителей  электро-

энергии; 

26 - указатель давления масла в системе смазки двигателя. При работе 

двигателя  с  номинальной  частотой  вращение  коленчатого  вала  давление 
масла в системе должно быть 0,4-0,73 МПа (4-7,3 кгс/см

2

), после длитель-

ной  эксплуатации  двигателя  допускается  снижение  давления  до  0,3  МПа 
(3 кгс/см

2

), при минимально-устойчивой частоте вращения давление в си-

стеме  должно  быть  не  менее  0,1  МПа  (1  кгс/см

2

),  после  длительной  экс-

плуатации допускается снижение давления до 0,05 МПа (0,5 кгс/см

2

). Ми-

нимально-допустимое давление масла в системе смазки двигателя допол-
нительно контролируется лампой 2; 

27 - указатель уровня топлива в баке; 
28 - указатель давления масла в гидросистеме ВОМ. Во время работы 

двигателя  и  ВОМ  –  давление  в  системе  должно  быть  1,0-1,2  МПа  (10-     
12 кгс/см

2

);  

29  -  указатель  напряжения,  контролирует  зарядно-разрядный  режим 

аккумуляторных батарей, работу генератора и преобразователя напряже-
ния. При работе двигателя напряжение в стартерной сети должно быть 26-
28,5 В. 

Коммутационная аппаратура, размещенная на панели переключате-

лей, показана на рисунке 11: 

1 - переключатель стеклоочистителя переднего стекла кабины; 
2 - включатель фонарей знака автопоезда; 
3 - включатель передних рабочих фар; 
4 - включатель задних рабочих фар; 
5  –  термо  реле  с  регулятором  температуры  воздуха,  выходящего  из 

кондиционера,  который  управляет  электромуфтой  привода  компрессора 
кондиционера. Привод компрессора включается только после включения 
электродвигателей 

вентиляторов. 

На 

тракторе 

с 

отопительно-

вентиляционной установкой термо реле не устанавливается; 

 
32 

6  -  переключатель  режимов  работы  электродвигателей  вентиляторов 

кондиционера  (отопительно-вентиляционной  блока).  Переключатель  мо-
жет занимать четыре положения: электродвигатели выключены, включен 
на одну из трех скоростей работы; 

 

 

 

Рисунок 11 

– 

Панель переключателей 

 

7 - сигнализатор включения знака автопоезда; 
8 - переключатель стеклоочистителя заднего стекла кабины. 
Плафон освещения кабины включается выключателем расположен-

ным на плафоне. 

Информационные символы (таблички), имеющиеся на тракторе, и их 

значение приведены на рисунке 12. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

33 

 

 

 

 

Задние  

рабочие 

фары 

 

 

 

Передние 

рабочие 

фары 

 

 

 

Термо реле с 

регулятором 

температуры 

воздуха, по-

даваемого 

кондиционе-

ром в кабину

 

 

 

 

Вентиляторы 

кондиционе-

ра (отопи-

тельно-

вентиляцион-

ного блока)  

 

 

 

Знак 

автопоезда

 

 

 

 

Стеклоочис-

титель 

переднего 

стекла 

 

 

 

Стеклоочис-

титель 

заднего 

стекла 

 

 

 

Дальний 

свет 

 

 

 

Ближний  

свет 

 

 

 

Давление 

масла в си-

стеме смазки 

двигателя 

 

 

 

Давление 

масла в гид-

росистемах 

КП и редук-

тора ВОМ 

 

 

 

Температура 

охлаждающей 

жидкости 

 

 

 

Воздухоочи-

ститель дви-

гателя 

 

 

 

Контроль 

ламп 

 

 

 

Стояноч-

ный тор-

моз 

 

 

 

Давление 

воздуха в 

пневмоси-

стеме 

 

 

Свечи нака-

ливания 

двигателя 

 

 

 
 

Указатель 

поворота 

трактора 

 
 
 

 

 

Указатель 

поворота 

прицепа 

 
 

 

 

Зарядка ак-

кумулятор-

ных батарей 

 
 
 

 

 

Подача 

топлива

 

 

 

 

Стекло-

омыватель 

переднего 

стекла 

 

 

 

Выключа-

тель  

"массы" 

 

 

 

Пуск 

двигателя 

стартером

 

 

 

 

Звуковой 

сигнал 

 

 

Указатели габаритов трак-

тора, освещение приборов и 

номерного знака, транс-

портные фары 

 

 

Контрольно- 

измеритель-

ные прибо-

ры 

 

 

Плафон 

освещения 

кабины 

 

 

 
 

Указатели 

габаритов 

 

 

 

Обогрев 

 

 

 

Нейтральное 

положение 

 

 

 

ВОМ 

включен

 

 
 

 

ВОМ 

выключен

 

 

 

Останов 

двигателя 

 

 

 

Рычаг 

включения 

насоса 

гидроси-

стемы 

 

 

 

Рычаг 

включения 

переднего 

моста 

 

Рычаг включения приво-

дов ВОМ, насосов гидро-

системы коробки передач 

и рулевого управления от 

колес

 

 

 

 

 

 

 

Рычаги управления распределителем гидро-

системы навесного устройства 

 
 

 

 
 

Плаваю-

щее поло-

жение  

 
 

 

 

Нейтраль-

ное поло-

жение 

 
 

 

 

Подъем 

 

 

Опускание 

принуди-

тельное 

 

 

 

Место уста-

новки 

домкрата

 

 

Место подсоединения стра-

ховочных цепей

 

 

Рисунок 12 

– 

Информационные символы (таблички) и их значение 

 

1.5 Маркирование и пломбирование 

 

1.5.1 Фирменная табличка трактора наклеена внутри кабины под зад-

ним стеклом с правой стороны. На табличке указываются товарный знак и 
наименование  предприятия-изготовителя,  наименование  и  обозначение 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..