Для подачи масла к трущимся поверхностям деталей дизеля служат механизмы
и устройства, которые совместно с каналами и трубками для прохода масла
образуют систему смазки.
Дизель имеет комбинированную систему смазки. К наиболее нагруженным
деталям (коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, поршневым
пальцам, подшипникам распределительного вала и др.) масло подается под
давлением.
Остальные детали (стенки гильз цилиндров, кулачки распределительного
вала и др.) смазываются маслом, разбрызгиваемым во внутренней полости
дизеля при его работе.
Топливный насос, регулятор числа оборотов, вентилятор, водяной насос,
генератор и механизмы системы пуска имеют самостоятельные устройства для
смазки.
Масло, заливаемое в патрубок 41 (рис. 76), проходит через коробку 44
блок-картера и заполняет поддон 22 картера. Уровень масла в поддоне
проверяют масломерной линейкой.
Из поддона масло через сетку 23 маслопри-емника засасывается
шестеренчатым насосом 21 и по каналу 19 в блок-картере и наружной трубке
25 нагнетается в канал 26 корпуса фильтров. Затем масло идет двумя
параллельными потоками. Основной поток через калиброванное отверстие
(жиклер) 30 направляется в камеру 46 фильтра грубой очистки, а другой
поток (меньший)—в фильтр тонкой очистки (реактивную центрифугу).
В фильтре грубой очистки масло очищается и поступает в канал 29 через
масляный радиатор или минуя его в зависимости от того, в каком положении
будет находиться переклю-
чатель 33. Из канала 29 масло идет в главную масляную магистраль 17,
расположенную в левой стенке блок-картера.
Для подвода масла к коренным подшипникам и втулкам распределительного
вала от главной магистрали отходят пять каналов 16.
По наклонным каналам 18 в щеках коленчатого вала масло от коренных
подшипников попадает во внутренние полости 12 шатунных шеек коленчатого
вала. В этих полостях происходит дополнительная очистка масла. При
вращении коленчатого вала твердые частицы (продукты износа, окисления и
другие), находящиеся в масле, под действием центробежных сил
отбрасываются к стенкам полости 12, а очищенное масло по трубке 11
поступает к шатунным подшипникам и смазывает трущиеся поверхности
вкладышей и шатунных шеек.
От шатунных подшипников масло по каналам 5 в стержнях шатунов
поднимается к втулкам верхних головок шатунов и смазывает трущиеся
поверхности втулок и поршневых пальцев.
Масло, выдавливаемое из зазоров коренных и шатунных подшипников, а также
из зазоров между поршневыми пальцами и втулками верхних головок шатунов,
разбрызгивается и смазывает трущиеся поверхности гильз цилиндров,
поршней, кулачков распределительного вала и толкателей.
Каналы 14 являются продолжениями каналов 16, идущих к первому, третьему
и пятому коренным подшипникам. По каналам 14 масло проходит в кольцевые
канавки на наружной поверхности втулок и затем через каналы в стенках
втулок к опорным шейкам распределительного вала.
Клапанный механизм смазывается маслом, поступающим к передней втулке
распределительного вала. Полукруглая канавка 6 на передней опорной шейке
распределительного вала один раз за каждый оборот вала совпадает с
отверстием во втулке.
Через это отверстие и канавку 6 масло периодически под давлением
попадает в вертикальный канал 4 в блок-картере и далее через канал 3 в
головке цилиндров внутрь передней стойки валика коромысел. Из стойки
масло по внутренней полости 2 валиков и отверстиям в них идет ко втулкам
коромысел, а затем по каналам 1 в коромыслах — к регулировочным болтам
и, стекая в углубления верхних наконечников штанг, смазывает сферическую
поверхность головок регулировочных болтов. Излишки масла стекают по
штангам в поддон картера.
Масло, вытекающее из зазоров между валиками
коромысел и их втулками, разбрызгивается внутри корпуса колпака и
смазывает трущиеся поверхности бойков коромысел и стержни клапанов.
Излишки масла из корпуса колпака собираются в углублениях на головке
цилиндров и по дренажным каналам попадают в поддон
картера.
Масло, стекающее по штангам и по дренажным каналам, смазывает трущиеся
поверхности нижних наконечников штанг толкателей и их втулок.
Из главной масляной магистрали 17 масло поступает
по каналам 13 и 10 в кольцевую канавку 10 (рис. 39) на пальце
промежуточной шестерни, откуда по осевому 14 и радиальному 7 каналам
пальца попадает на трущиеся поверхности втулки промежуточной шестерни и
пальца.
При совпадении канала 7 в пальце и наклонных каналов 18 в ступице
промежуточной шестерни часть масла вытекает наружу.
Под действием центробежной силы масло, выходящее из ступицы
промежуточной шестерни, попадает в кольцевой карман 22, а затем по трем
отверстиям 21 между зубьями шестерни выбрасывается на зубья сопряженных
с ней шестерен и разбрызгивается по всему картеру шестерен
распределения.
Из осевого канала 14 в пальце промежуточной шестерни масло подается по
каналу 9 (рис. 76) в блок-картере, трубке 7 и каналу 8 в стенке картера
шестерен распределения в канал 3 (рис. 64) установочного фланца 2 для
смазки трущихся поверхностей втулок 12 и 15.
Масло, разбрызгиваемое шестернями распределения, смазывает подшипники
привода вентилятора, счетчика моточасов, насоса гидросистемы и заполняет
карман 4 (рис. 41). Из него масло по каналам осевому 9 и радиальному 8 в
пальце 5 поступает к втулкам 6 и 10, смазывая их трущиеся поверхности.
Чтобы предотвратить вытекание масла, на переднем конце коленчатого вала
установлен самоподжимной сальник, а на заднем конце имеется маслосгонная
резьба; кроме того, к задней стенке блок-картера привернут корпус
уплотнения.
В системе смазки имеются три автоматически работающих клапана:
редукционный масляного насоса, предохранительный и сливной. Они
обеспечивают подачу необходимого количества масла к трущимся
поверхностям деталей при различной температуре масла и засорении
фильтров.
Для контроля давления масла в главной магистрали и температуры его в
корпусе фильтров на щитке контрольных приборов установлены манометр 39
(рис. 76) и дистанционный термометр 38.
Нормальная температура масла в дизеле, загруженном на полную мощность,
должна быть 70—95°. При этой температуре и номинальном числе оборотов
давление масла должно быть в пределах 1,7—2,75 кГ/см2 (минимально
допустимое давление в системе 0,7 кГ)см2).
Рис. 76. Схема смазки дизеля:
1 — масляный канал в коромысле: 2 — внутренняя полость валика коромысел;
3 — канал для масла в головке цилиндров; 4, 9 и 19— каналы в
блок-картере; 5 — канал в шатуне; 6 — канавка в распределительном вале
для подвода смазки к клапанному механизму; 7, 11, 25 и 40—-трубки; 8 —
канал; 10 — наклонный канал; 12 — полость в шатунной шейке коленчатого
вала; 13, 14 и 16—-каналы для подвода масла; 15 — зазор в коренных
подшипниках и полукольцевые канавки в верхних вкладышах; 17 — главная
масляная магистраль; 18 — наклонный канал; 20—клапан; 21 —шестеренчатый
масляный насос; 22 — поддон картера; 23 — сетка;
24 — пробка; 26 — канал для подвода масла к фильтрам; 27 — сливной
клапан; 28 — канал для слива масла; 29 — канал, подводящий масло в
главную магистраль; 30 — жиклер; 31 — предохранительный клапан: 32 —
канал для отвода охлажденного масла: 33 — переключатель: 34 и 35 —
маслопроводы: 36 — масляный радиатор; 37 — датчик термометра; 38 —
термометр: 39 — манометр; 41 — патрубок; 42 — фильтрующий элемент; 43 —
колпак центрифуги: 44 — коробка толкателей; 45 - ротор центрифуги; 46 —
камера фильтра грубой очистки: 47 — канал в шпильке; 48 — сопло.