|
|
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ
Изучение педагогического опыта и его значение
Одним из основных источников познания новых закономерностей в подготовке и воспитании спортсменов-борцов является педагогический опыт, в особенности опыт передовых тренеров. Но механический перенос опыта ничего не дает. Необходимо найти повторяемость в методах, способах, приемах и т. д. в процессе обучения, тренировки и соревнований. Это позволит отыскать важные закономерности в подготовке борцов. Целью настоящего раздела является краткая характеристика научно-педагогической методики исследования в области борьбы, а также методов педагогического контроля. Наиболее качественное и полное изучение различных сторон спортивной тренировки борцов происходит в результате вычленения наиболее существенных сторон данного явления с последующим синтезированным обсуждением полученных результатов. Вот почему в любом исследовании важно не только получить фактический материал, но, главное, правильно истолковать его.
Выбор проблемы (темы) исследования
Задачи, методы и организация исследования обусловливаются состоянием вопроса, его актуальностью, степенью разработки, а также запросами из практики борьбы. Поэтому изучение состояния вопроса по данным педагогической литературы и смежных с ней наук, анализ опыта работы тренеров и преподавателей по борьбе могут служить основанием для определения темы или проблемы исследования, разработки рабочей гипотезы и задач исследования.
Разработка проблем (тем) исследования
После определения проблемы исследования разрабатывают рабочую гипотезу — научное предвидение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Приведем примерный план разработки рабочей гипотезы. Известно, что между анализаторами имеется тесная связь, которая регулируется центральной нервной системой. При выключении какого-либо из них обостряются другие. По данным литературы, а также из жизни известно, как высоко развиты тактильная чувствительность и мышечное чувство у слепых и глухонемых. Это позволяет предположить, что для совершенствования координации движений, в частности технического мастерства борца, необходимо прибегнуть к опытам с выключением анализаторов у спортсменов. На основании этих предварительных материалов создается возможность определить проблему исследования, например выяснить взаимосвязь между анализаторами спортсмена и его техническим мастерством, а также выдвинуть рабочую гипотезу, суть которой состоит в следующем: при выключении зрительного анализатора обостряется мышечное чувство, которое улучшает условие совершенствования излюбленных приемов. Выдвинутое теоретически обоснованное предположение а дальнейшем подтверждается или опровергается экспериментом. Разработка задач исследования. Особое значение в исследовании приобретает правильный подход к проблеме, к разработке задач и методов исследования. Задачи исследования определяются таким образом, чтобы они имели педагогическую направленность и при их решении можно было бы объяснить изучаемую проблему, т. е. доказать или отвергнуть рабочую гипотезу. Выбор методов исследования. Задачи исследования как бы диктуют выбор методов и предусматривают необходимую организацию исследования. Методы исследования должны подбираться так, чтобы они надежно оснащали решение поставленных задач. В комплексе необходимых методов может определиться ведущий метод. Комплексность исследований. Опыт научных работ последних лет говорит о необходимости проведения педагогических исследований по борьбе в содружестве со смежными науками (спортивная физиология, медицина, биомеханика, психология, математика и др.). Это позволяет глубже проникать в изучение проблемы подготовки борца, познать скрытые для педагогического глаза явления, улучшить и ускорить подготовку борцов и взаимно обогатить научное направление.
Обработка материалов исследования.
В процессе работы необходимо применять различные графические методы, а также методы математической статистики. Это поможет правильно истолковать полученный фактический материал. Чаще всего при обработке фактического материала ограничиваются определением средней арифметической величины. Но это только первый шаг к последующей более глубокой обработке материалов. Надо применять вычисление среднего квадратичного отклонения, коэффициент корреляции, критерий достоверности и др. При проведении исследований необходимо иметь в виду критерии оценки их качества. Выводы научной работы должны отвечать поставленным педагогическим задачам. С одной стороны, они должны носить, общетеоретический характер, а с другой — отличаться большой конкретностью и быть доказуемы (практически пригодными). Выводы должны вытекать из обсужденного материала. Причем с особой осторожностью необходимо переходить от полученных конкретных данных к широким обобщениям. Очень важна оригинальность и новизна в подходе к решению задач поставленной работы, а также в разработке и применении методов исследования. Важно также учитывать четкость и глубину разработанного плана научной работы, фактический материал, анализ литературы и т. д. В большинстве случаев (если это не теоретическая работа) научная работа должна иметь план внедрения в практику. Внедрение полученных результатов в практику должно идти не только путем публикации, докладов, но и путем непосредственной помощи преподавателям и тренерам в их работе.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — один из основных и наиболее эффективных методов исследования, используемых в спортивной борьбе. Этот метод дает возможность детально изучать процесс обучения и тренировки путем преднамеренного его изменения. Причем следует проверять эти измененные варианты несколько раз в различной обстановке. Прежде чем приступить к эксперименту, необходимо выработать рабочую гипотезу, составить план, подготовить точную систему регистрации тех показателей, которые являются важными в проводимом исследовании. Существуют два основных типа экспериментов. К первому относят такой, при котором имеется только экспериментальная группа и нет контрольной или она подразумевается. Ко второму— такой, при котором имеется одна или несколько контрольных и экспериментальных групп. Особенность первого типа эксперимента заключается в том, что исследователю нет необходимости уравнивать состав контрольных и экспериментальных групп, как при втором типе. Первый тип эксперимента обычно применяют в исследованиях высококвалифицированных спортсменов в том случае, когда создается большая трудность в подборе равноценных пар борцов (например, исследователь желает определить эффективность двух или нескольких вариантов совершенствования приемов). Для этого с помощью необходимых тестов по технической подготовке у занимающихся оценивают исходные показатели, после чего применяют один из вариантов совершенствования приемов. Через определенный промежуток времени исследователь снова оценивает (по тестам) результаты выполнения приема занимающимися и, сопоставив начальные и конечные данные, выявляет сдвиги, которые произошли под воздействием этого варианта тренировки. А еще через некоторое время таким же способом апробируются последующие варианты, причем их проверка может происходить несколько раз (на других группах). На основе сдвигов в технической подготовленности борцов выявляют лучший вариант. Можно поступать и так: на группе занимающихся, в которой применялась общепринятая методика, проверяется эффективность какого-либо комплекса упражнений. Сдвиги, наблюдаемые в подготовленности борцов в связи с применением указанных выше вариантов тренировки, сопоставляются с результатами спортсменов, которые тренировались по общепринятой методике. Второй тип эксперимента обычно применяется в исследованиях борцов низкой квалификации там, где имеется возможность привлечь большое количество примерно равных по подготовленности спортсменов. Для большей объективизации эксперимент следует проводить способом «перекрестного изучения», при котором новые методы проверяются взаимно на разных группах (например, на первой группе проверяется первый метод, на второй — второй, затем на первой группе проверяется второй метод, а на второй — первый). Объективность данных, полученных в результате эксперимента, во многом зависит от способа регистрации изучаемых показателей. В настоящее время в борьбе применяются следующие способы измерения и фиксации явлений, наблюдаемых в педагогическом процессе: контрольные испытания и оценка спортивных состязаний; регистрация занятий в педагогических схемах наблюдений; динамография в сочетании с киносъемкой и др. Данные измерений и .наблюдений вносятся в протоколы с обязательным указанием даты, времени проведения исследования, состава испытуемых и т. д.; результаты обработки полученных данных могут быть выражены в форме таблиц, графиков, схем. К данным, выявленным в ходе эксперимента, нужно относиться критически. Результат, полученный в однократном коротком эксперименте, относителен. Без тесного увязывания результатов практики и эксперимента, без их повторной проверки нельзя делать окончательных выводов. Только совокупность результатов педагогического эксперимента и данных, выявленных другими методами исследования, может привести к глубокому и всестороннему раскрытию закономерностей спортивной тренировки. Модельный эксперимент. Этот метод исследования часто применяется в практике научно-исследовательской работы по борьбе. Модель — это воспроизведение явления в определенных условиях, искусственно построенных с целью дальнейшего его изучения или применения. В модельном опыте можно повторить необходимое число раз анализируемое явление. Оно может воспроизводиться в упрощенной, но более точной форме, например нагрузка или взаимодействие борца со сбивающими факторами схватки и т. д. В модельном опыте имеется возможность использовать углубленные методы исследования и тем самым более подробно раскрыть обнаруженную закономерность. Существенными признаками модели являются: наглядность, известное отвлечение, элемент научной и творческой фантазии, использование аналогии с практической действительностью. В ходе применения модели в экспериментальной работе шлифуются, уточняются ее отдельные стороны. В первоначальный вариант опыта вносятся коррективы. Вариант как бы превращается в модель второго, третьего и т. д. порядка. В конечном итоге модель может служить методом или формой тренировки, локально воздействующим на какую-то сторону подготовки спортсмена. Пока что опыт использования моделирования в педагогике касается средств воздействия на спортсмена. Например, в схватке борцу постоянно мешают выполнять технические действия. Для того чтобы точно определить, как влияют на проведение приема некоторые помехи (например, изменение дистанции), была применена следующая модель. На динамографической платформе борец выполнял прием с чучелом с различных дистанций 0—30—40 см, 70—80—90 см, с разным усилением силы отрыва чучела от ковра и т. д. При этом регистрировались биотоки мышц, дыхание, форма движения. Лабораторные педагогические опыты. Лабораторный опыт дает возможность изучать какое-либо явление в наиболее простых, отвлеченных от соревнований условиях и с большей точностью. Эти условия помогают выделять наиболее интересные стороны явления и воспроизводить его необходимое число раз. Например, изучение силы или быстроты групп мышц борца можно проводить в лабораторных условиях с применением различных методов исследования.
содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..
|
|
|