Снегоход Ski-Doo Expedition SE LE. Руководство - часть 5

 

  Главная      Учебники - Снегоходы     Снегоход Ski-Doo Expedition SE LE - руководство по эксплуатации 2013 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Снегоход Ski-Doo Expedition SE LE. Руководство - часть 5

 

 

17

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Движение по неподготовленным 

трассам

При отсутствии свежевыпавшего снега не-
подготовленная трасса может напоминать 
профиль стиральной доски. Вам также бу-
дут встречаться сугробы. Движение по не-
подготовленным трассам на высокой ско-
рости опасно. Снизьте скорость движения. 
Крепко держитесь за руль и привстаньте с 
сиденья (примите положение «полусидя»). 
Перенесите ступни ног назад, так чтобы 
точки опоры ног располагались примерно 
под центром тяжести тела. Согните ноги в 
коленях для лучшей амортизации толчков 
и ударов со стороны неровностей профиля 
трассы. При длительном движении по про-
тяжённым участкам трассы с короткими 
поперечными неровностями («стиральная 
доска») целесообразно принять положение 
«стоя с опорой на одно колено». Такая по-
садка несколько повышает удобство езды 
и одновременно позволяет водителю лег-
ко и быстро изменять распределение веса 
тела в поперечном направлении, управляя 
креном и курсовым движением снегохода. 
Остерегайтесь камней и пней, прикрытых 
свежевыпавшим снегом.

Движение по глубокому снегу

При движении по глубокому рассыпчатому 
снегу снегоход может начать увязать. В этом 
случае следует насколько можно плавнее 
изменить направление движения и, двигаясь 
по кривой большого радиуса, постараться 
найти участок с более прочным снежным по-
кровом. Если Ваш снегоход все же застрял, 
избегайте интенсивного буксования гусе-
ничного движителя, так как это приводит к 
дальнейшему погружению машины в снег. 
Заглушите двигатель и вытяните снегоход 
на нетронутый участок снежного покрова. 
Затем протопчите колею перед снегохо-
дом, уплотнив снег ногами. Обычно бывает 
достаточно подготовить колею длиной пол-
тора–два метра. Снова пустите двигатель. 
Примите положение «стоя» и, осторожно 
раскачивая снегоход из стороны в сторону, 
одновременно плавно и медленно нажи-
майте на рычаг управления дросселем. В 
зависимости от того, какая часть снегохода 
оказалась сильнее погружена в снег (перед-
няя или задняя), переместите ступни ног на 
противоположный конец опорной площадки 
(назад или вперёд). Не подкладывайте ни-
каких подручных предметов под гусеничную 
ленту. Следите, чтобы никто не находился 
спереди и сзади снегохода, двигатель кото-
рого запущен. Держитесь подальше от гу-
сеничной ленты. Касание гусеничной ленты 

и вращающихся деталей гусеничного дви-
жителя может стать причиной получения 
травм.

Движение по льду

Движение на снегоходе по льду замёрзших 
озёр и рек может представлять опасность 
для жизни. Остерегайтесь таких трасс. На-
ходясь на незнакомой местности, узнайте у 
местных жителей или властей, в каком со-
стоянии ледяной покров, есть ли удобные 
съезды и выезды на берег, подводные род-
ники, участки с быстрым течением и другие 
опасные места. Не переправляйтесь через 
водную преграду по тонкому льду, который 
может не выдержать вес гружёного снего-
хода. Переправа по льду может быть очень 
опасной, если Вы не соблюдаете определён-
ные меры предосторожности. На льду любое 
транспортное средство, включая снегоход, 
обладает плохой управляемостью. Необ-
ходимая для разгона, поворота или тормо-
жения снегохода сила сцепления гусенич-
ной ленты со льдом значительно снижена, 
поэтому продолжительность преодоления 
подобных участков трассы многократно воз-
растает. На льду всегда существует опас-
ность неуправляемого заноса и разворота. 
Двигаясь по льду, снизьте скорость и будьте 
внимательны. Оставляйте достаточно сво-
бодного места для безопасной остановки 
снегохода  или  совершения  поворота.  В 
тёмное время суток будьте особенно осто-
рожны.

Движение по плотному снегу

Ни в коем случае нельзя недооценивать 
опасность движения на снегоходе по уплот-
нённому снежному покрову. В этих условиях 
сцепление гусеничной ленты и лыж с опор-
ной поверхностью может оказаться недо-
статочным. Снизьте скорость движения, 
избегайте интенсивных разгонов, резких 
поворотов и экстренного торможения.

Преодоление подъёмов

Встречаются два типа подъёмов: открытые 
подъёмы с редкой растительностью (и, воз-
можно, локальными выходами скальных по-
род) и подъёмы с ограниченным выбором 
маршрута преодоления. Рациональная так-
тика преодоления открытого подъёма состо-
ит в том, что снегоход въезжает на него под 
углом и движется по зигзагообразной траек-
тории. Приближайтесь под углом. Примите 
положение «стоя с опорой на колено». Ваша 
нога, опирающаяся на подножку снегохода, 
должна всегда находиться со стороны вер-
шины. Преодолевая подъём, поддерживайте 
постоянную безопасную скорость. При раз-

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

20.08.2012   15:42:55

18

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

воротах снегохода в конце участков зигза-
гообразной траектории соответствующим 
образом изменяйте свою посадку на сне-
гоходе.
Преодоление подъёма второго типа может 
вызвать затруднения. Примите положение 
«стоя» и предварительно разгоните снего-
ход на горизонтальном участке пути. При 
въезде на подъём уменьшите подачу то-
плива, чтобы предотвратить интенсивное 
буксование гусеничного движителя.
В обоих случаях скорость снегохода должна 
быть максимально возможной по условиям 
безопасности  и  тяговым  возможностям 
машины. При достижении вершины снизь-
те скорость движения. Если вы не можете 
продолжить движение, не проворачивайте 
гусеницу. Выключите двигатель и освобо-
дите лыжи, вытянув их из снега, затем раз-
верните снегоход носом в сторону подножия. 
Запустите двигатель и, плавно нажимая на 
рычаг дросселя, начните движение вниз. 
Займите такое положение на сиденье, чтобы 
предотвратить возможное опрокидывание 
снегохода, и спуститесь к основанию холма.

Преодоление спусков

Безопасное движение под гору требует по-
стоянного контроля над снегоходом. При 
спуске  с  крутых  склонов  займите  такое 
положение, чтобы центр тяжести Вашего 
тела находился как можно ниже. Держитесь 
обеими руками за руль снегохода. Слегка на-
жимая на рычаг дросселя, поддерживайте 
устойчивую работу двигателя во время спу-
ска с горы. Если снегоход стал разгоняться 
и скорость увеличилась до опасного значе-
ния, осторожно притормозите машину. Тор-
мозить следует лёгкими частыми нажатиями 
на рычаг тормоза. Не допускайте блокировки 
гусеничной ленты тормозом.

Движение вдоль склона

При движении снегохода вдоль склона, а 
также при подъёме или спуске с холма по 
зигзагообразной траектории следует при-
держиваться следующих правил. Все, си-
дящие на снегоходе, должны наклоняться в 
сторону склона для удержания равновесия. 
Предпочтительная посадка — «стоя с опо-
рой на колено». Нога, которая опирается на 
ступню, должна располагаться со стороны 
вершины, а нога, опирающаяся коленом на 
сиденье, со стороны подножия холма. Будь-
те готовы быстро перенести вес тела в ту 
или иную сторону. Новичкам и малоопыт-
ным водителям не рекомендуется двигать-
ся вдоль склонов и преодолевать крутые 
подъёмы.

Опасность схода лавин

При движении в гористой местности Вы не 
должны забывать об опасности схода снеж-
ных лавин. Лавины могут отличаться по раз-
меру и форме и, как правило, образуются 
на крутых склонах с нестабильным снежным 
покровом.
Снегопад, животные, люди, ветер и снегохо-
ды могут стать причиной схода лавины. Не 
занимайтесь «хаймаркингом» и не пересе-
кайте склоны, когда существует вероятность 
схода лавин. При наличии нестабильного 
снежного покрова не следует передвигать-
ся по крутым склонам. Опасайтесь снежных 
карнизов, образующихся под воздействием 
ветра. Избегание нестабильных условий 
является ключевым фактором для безопас-
ных поездок в горах. Возможно, находясь в 
горах, самое важное постоянно предугады-
вать обстоятельства и предвосхищать опас-
ности. Ежедневно, прежде чем отправится в 
поездку, знакомьтесь с прогнозом лавинной 
опасности и принимайте во внимание содер-
жащуюся в нем информацию.
Совершая поездки в горах, Вы должны всег-
да иметь при себе лопату для снега, лавин-
ный щуп и лавинный маяк. Мы рекомендуем 
всем водителям, совершающим поездки в 
горах, пройти курс лавинной подготовки, что-
бы получить необходимые навыки и научить-
ся правильно использовать оборудование.
Ниже перечислены адреса нескольких веб-
сайтов, которые помогут Вам получить важ-
ную информацию:
– США: www.avalanche.org;
– Европа: www.avalanches.org;
– Канада: www.avalanche.ca.

Движение по размокшему снегу

Старайтесь избегать движения по размок-
шему снегу. Перед переправой по льду че-
рез водную преграду разведайте наличие 
участков с размокшим снегом. Если колея 
лыж темнеет и на дне выступает вода, не-
медленно сверните со льда на берег. Куски 
льда и брызги воды могут попадать на сне-
гоходы, движущиеся вслед за вами. Выве-
сти снегоход из размокшего снега бывает 
достаточно сложно, а в некоторых случаях 
невозможно.

Движение в тумане или во время 

снегопада

Туман и плотный снегопад сильно ухудшают 
видимость. Если Вы вынуждены двигаться 
в этих условиях, снизьте скорость в соот-
ветствии с освещённостью дороги. Внима-

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

20.08.2012   15:42:55

19

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

тельно следите за трассой, чтобы вовремя 
заметить неожиданное препятствие. Если 
вы не уверены в безопасности своего пути, 
не продолжайте движение.
Поддерживайте безопасную дистанцию до 
впереди идущего снегохода. Это позволит 
несколько улучшить условия наблюдения и 
иметь запас по времени для принятия реше-
ния в экстренной ситуации.

Движение по незнакомой местности

На незнакомой местности двигайтесь с осо-
бой осторожностью. Снизьте скорость, так 
чтобы иметь возможность своевременно 
распознать неожиданное препятствие на 
Вашем пути: забор, ручей, пересекающий 
трассу, крупные камни, впадину и пр. Любое 
из названных препятствий может прервать 
Вашу поездку и стать причиной серьёзных 
травм. Даже двигаясь по наезженной трассе, 
будьте предельно осторожны и вниматель-
ны. Скорость движения должна быть такой, 
чтобы Вы успевали оценивать обстановку за 
ближайшим поворотом трассы или внезап-
ным понижением профиля трассы.

Слепящее действие солнца

В солнечный день могут возникнуть раз-
личные проблемы, связанные с «ослепле-
нием» и усталостью глаз. Сверкающий на 
солнце снег иногда настолько затрудняет 
наблюдение за трассой, что Вы можете не 
заметить лощину, ров или другое опасное 
препятствие. При ярком солнце обязательно 
надевайте солнцезащитные очки с цветны-
ми светофильтрами.

Скрытые препятствия

На местности могут попадаться препят-
ствия, скрытые под слоем снега. Свернув 
с подготовленной трассы или двигаясь по 
лесной дороге, снизьте скорость снегохода 
и будьте бдительны. Слишком высокая ско-
рость движения может превратить в очень 
опасное даже весьма незначительное пре-
пятствие. Удар о небольшой камень или 
пенёк чреват потерей контроля над снего-
ходом и серьёзными травмами водителя и 
пассажира. Во избежание ненужного риска 
двигайтесь по наезженным и подготовлен-
ным трассам. Следите за безопасностью, 
снизьте скорость и наслаждайтесь видами.

Провода

Всегда будьте внимательны к лежащим на 
земле или низко расположенным прово-
дам. Такие провода часто можно встретить 
на заброшенных территориях, где когда-то 
велась сельскохозяйственная деятельность. 
В местах, где имеется вероятность встре-

тить на трассе провода, необходимо снизить 
скорость.

Преодоление препятствий

Неожиданные прыжки снегохода через су-
гробы, на гребнях валиков от плуга снегоо-
чистителя или на других незамеченных про-
фильных препятствиях могут представлять 
опасность. Вы сможете загодя заметить пре-
пятствие и своевременно снизить скорость, 
если будете пользоваться солнцезащитны-
ми очками с цветными светофильтрами или 
защитным щитком для лица.
Выполнение прыжков на снегоходе является 
опасным упражнением. Если Вы неожиданно 
попали на естественный трамплин и оказа-
лись в воздухе, привстаньте на ногах и от-
клонитесь назад, чтобы придать снегоходу 
наклон назад и приподнять лыжи. Удержи-
вайте руль в положении, соответствующем 
прямолинейному движению. Перед при-
землением снегохода нажмите на рычаг 
дросселя и приготовьтесь воспринять удар 
снегохода об опорную поверхность. Согните 
ноги в коленях, чтобы лучше амортизиро-
вать вертикальный удар.

Прохождение поворотов

В зависимости от состояния снежного по-
крова или трассы может применяться один 
из двух способов поворота снегохода. В 
большинстве случаев для уверенного про-
хождения криволинейных участков трассы 
необходимо отклонять тело в сторону цен-
тра поворота. Перераспределение веса тела 
в поперечном направлении и дополнитель-
ная нагрузка на внутренний борт снегохода 
создают нужный крен гусеничной ленты, 
опирающейся на снег. Чтобы дополнительно 
нагрузить внутреннюю относительно центра 
поворота лыжу, нагнитесь и сместите тело 
максимально вперёд.
Иногда развернуть снегоход на глубоком 
снегу удаётся только вручную. Возьмитесь 
за ручки лыж и постепенно поворачивайте 
снегоход вокруг задней точки опоры. Не пе-
ренапрягайтесь. Воспользуйтесь посторон-
ней помощью. Помните: поднимать тяжести 
надо за усилия счёт ног, а не спины.

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

20.08.2012   15:42:55

20

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

mmo2008-003-00 5

Пересечение дорог

В некоторых случаях Вам придётся пересе-
кать дорогу, проложенную по насыпи. Выбе-
рите такое место, где Вы сможете подняться 
по уклону насыпи земляного полотна наи-
более безопасно. Привстаньте с сиденья 
на ноги и разгоните снегоход лишь до такой 
скорости, которая необходима для успешно-
го преодоления уклона насыпи. Въехав на 
насыпь, полностью остановите снегоход на 
обочине и пропустите транспорт, следующий 
по дороге в обоих направлениях. Оцените 
спуск, ведущий к дороге. Пересеките до-
рожное полотно в перпендикулярном на-
правлении. При съезде с дорожной насыпи 
вниз переместите центр тяжести тела и точ-
ки опоры ног максимально назад. Помните, 
что снегоход не предназначен для движения 
по жёстким дорожным покрытиям, и управ-
ление им значительно усложнится.

Пересечение железнодорожных путей

Не следует двигаться на снегоходе вдоль 
железнодорожного полотна. Это запрещено. 
Железнодорожные пути и полосы отчужде-
ния  являются  частной  собственностью. 
Снегоход не может состязаться с поездом. 
Прежде чем пересечь железнодорожные 
пути, остановите снегоход и оглядитесь. В 
условиях недостаточной видимости прислу-
шайтесь, не приближается ли поезд.

Движение в ночное время

Суточное изменение естественной осве-
щённости влияет на способность водителя 
визуально оценивать обстановку на трассе 
и на заметность Вашего снегохода для дру-
гих участников движения. Вождение сне-
гохода в ночное время нежелательно. Вы 
сможете получить уникальные впечатления, 
если осознаете, что находитесь в условиях 
ограниченной видимости. Перед поездкой 
проверьте исправность и функционирова-
ние приборов наружного освещения и сиг-

нализации. Рассеиватели фары и фонарей 
должны быть чистыми. Скорость движения 
должна быть такой, чтобы Вы успели вовре-
мя затормозить и остановиться при появле-
нии перед снегоходом опасного предмета 
или препятствия. Двигайтесь ночью только 
по подготовленным трассам и никогда не 
съезжайте с них на незнакомую местность. 
Избегайте движения по замёрзшим рекам и 
озёрам. Помните, что проволочные растяж-
ки, изгороди из колючей проволоки, канат-
ное ограждение дорог, ветви деревьев и дру-
гие подобные препятствия трудно заметить 
ночью. Никогда не отправляйтесь в ночную 
поездку на снегоходе в одиночку. Имейте с 
собой исправный фонарь аварийной сигна-
лизации. Держитесь дальше от жилых райо-
нов, чтобы не нарушать покой людей.

Движение в группе

Перед тем как отправиться в путь, выберите 
лидера группы и замыкающего. Все участ-
ники поездки должны знать предложенный 
маршрут движения и конечный пункт на-
значения. Убедитесь в наличии всех необ-
ходимых инструментов, запасных частей и 
достаточного количества топлива и мотор-
ного масла. Никогда не обгоняйте на трассе 
лидера группы, а также другие снегоходы, 
идущие впереди. Для визуальной сигнали-
зации об опасности или изменении направ-
ления движения используйте установленные 
сигналы (например, отмашку рукой). При не-
обходимости оказывайте помощь другим во-
дителям снегоходов.
При движении снегоходов в группе важно 
соблюдать безопасную дистанцию между 
машинами. Поддерживайте такую дистан-
цию до впереди идущего снегохода, кото-
рая позволит Вам в случае необходимости 
остановить свой снегоход без неприятных 
последствий. Соблюдайте дистанцию! По-
стоянно контролируйте положение передней 
машины.

Сигналы

Перед остановкой снегохода подайте знак 
следующим за Вами водителям, подняв 
вверх над головой правую или левую руку. 
Поворот влево обозначают вытянутой го-
ризонтально левой рукой. Для предупре-
ждения о правом повороте поднимите со-
гнутую в локте левую руку. При этом плечо 
руки должно располагаться горизонтально, 
а предплечье — вертикально. Водитель сне-
гохода должен предупреждать следующих 
за ним о предстоящих маневрах.

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

20.08.2012   15:42:56

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..