Снегоход Lynx 49 Ranger 600 E-TEC. Руководство - часть 3

 

  Главная      Учебники - Снегоходы     Снегоход Lynx 49 Ranger 600 E-TEC - руководство по эксплуатации 2011 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

Снегоход Lynx 49 Ranger 600 E-TEC. Руководство - часть 3

 

 

15

Управление снегоходом стоя с опо-

рой на одно колено

Одна нога опирается стопой на бортовую 
площадку снегохода, а другая — согнута 
в колене и опирается на сиденье. Исполь-
зуя эту посадку, следует остерегаться рез-
ких торможений снегохода.

Управление снегоходом стоя

Поставьте ступни обеих ног на опорные пло-
щадки. Ноги в коленных суставах должны 
быть согнуты, чтобы лучше амортизировать 
толчки и удары, передаваемые на туловище.
Езда стоя улучшает обзор спереди снегохо-
да и позволяет водителю быстро смещать 
центр тяжести тела в любую сторону в со-
ответствии с условиями движения и пред-
принимаемым маневром снегохода. Осте-
регайтесь резкого торможения.

Движение с пассажиром

Снегоходы могут быть одно-, двух- и даже 
трехместными.  Проверьте  по  таблич-
ке на корпусе снегохода, можно ли брать 
на борт пассажиров и сколько. Перегрузка 
снегохода, не предназначенного для пере-
возки пассажиров, очень опасна.
Если правила не запрещают брать на борт 
пассажира, прежде всего убедитесь, что кан-
дидат в пассажиры обладает требуемыми 
физическими данными.

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Во  в р е м я  д в и ж е н и я  с н е г охо -

да пассажир (-ы) должен сидеть 

на своём месте, опираясь нога-

ми о подножки и держась рука-

ми  за  поручни  или  лямки.  Со -

блюдайте это простое правило, 

и риск падения пассажира будет 

сведён к минимуму.

Водитель, отвечающий за безопасность пас-
сажиров, должен предварительно разъяс-
нить им основные правила поведения при 
езде на снегоходе.

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

–  Пасса жиры  должны  сидеть 

на предназначенных для них 

м ес т а х.  Запрещ ается  зани-

мать место между рулём и во-

дителем.

–  М е с т о   п а с с а ж и р а   д о л ж н о 

быть оборудовано поручня-

ми, лямками или ремнями.

–  Пассажиры и водитель долж-

ны  иметь  защитные  шлемы 

сертифицированного образ-

ца и тёплую одеж ду. Следи-

те, чтобы не было обнажён-

ных участков тела.

–  Пассажир, почувствовавший 

недомогание во время поезд-

ки, должен немедленно сооб-

щить об этом водителю и по-

просить остановиться.

Быть пассажиром на борту снегохода и быть 
водителем — это далеко не одно и то же. 
В руках водителя руль, водитель знает, ка-
кой маневр он совершит в следующий мо-
мент, и заранее готовится к нему. А пасса-
жиру остаётся только положиться на осто-
рожность и внимание водителя. Водитель 
видит путь впереди гораздо лучше, чем пас-
сажир. Поэтому водитель, взявший на борт 
пассажира, должен плавно начинать дви-
жение и плавно тормозить; скорость дви-
жения должна быть снижена до безопасно-
го уровня. Вы, как водитель, должны пред-
упреждать пассажира о крене, уклоне, не-
ровностях, ветках деревьев, нависших над 
трассой, поворотах и т. д.

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

16

Неожиданный ухаб на трассе движения мо-
жет привести к падению пассажира со снего-
хода. Объясните пассажиру необходимость 
наклоняться вместе с Вами к центру пово-
рота, чтобы удерживать снегоход от опро-
кидывания. Двигаясь на снегоходе с пасса-
жиром, будьте особенно осторожны. Умень-
шите привычную скорость движения и посто-
янно держите под контролем поведение Ва-
шего пассажира.

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

При перевозке пассажира:

–  у п р а в л я е м о с т ь   с н е г о хо д а 

и эффективность торможения 

снижены. Двигайтесь на по-

ниженной скорости, помните, 

что  для  совершения  манев-

ров и торможения потребует-

ся большая, чем обычно, дис-

танция;

–  о т р е г у л и р у й т е   п о д в е с к у 

с учётом нагрузки, создавае-

мой пассажиром.

Инструкции по регулировке подвески приве-
дены в настоящем «Руководстве по эксплу-
атации». Дополнительная информация со-
держится в табличке, прикреплённой к кожу-
ху ремня вариатора.
Если Вы перевозите на снегоходе подростка 
или ребёнка, то следует двигаться ещё мед-
леннее. Чаще контролируйте посадку ребён-
ка: он должен крепко держаться за задний 
поручень, а ступни его ног должны находить-
ся на опорных площадках.

Разновидности трасс 

и условий движения

Движение по подготовленным трассам

При езде по подготовленным трассам опти-
мальной для водителя и пассажира являет-
ся посадка сидя. Не превышайте установлен-
ную допустимую скорость движения. Держи-
тесь правой стороны, не виляйте по трассе, 
смещаясь от одного края к другому и обрат-
но. Двигаясь по трассе, соблюдайте требова-
ния установленных дорожных знаков и будьте 
готовы к возможным неожиданностям.

Движение по неподготовленным 

трассам

При отсутствии свежевыпавшего снега не-
подготовленная трасса может напоминать 
профиль стиральной доски. Вам также будут 
встречаться сугробы. Движение по непод-
готовленным трассам на высокой скорости 
опасно. Снизьте скорость движения. Крепко 

держитесь за руль и привстаньте с сиденья 
(примите положение «полусидя»). Перенеси-
те ступни ног назад, чтобы точки опоры ног 
располагались примерно под центром тяже-
сти тела. Согните ноги в коленях для лучшей 
амортизации толчков и ударов со стороны 
неровностей профиля трассы. При длитель-
ном движении по участкам трассы с корот-
кими поперечными неровностями («стираль-
ная доска») целесообразно принять положе-
ние «стоя с опорой на одно колено». Такая 
посадка несколько повышает удобство езды 
и одновременно позволяет водителю легко 
и быстро изменять распределение веса тела 
в поперечном направлении, управляя кре-
ном и курсовым движением снегохода. Осте-
регайтесь камней и пней, прикрытых свеже-
выпавшим снегом.

Движение по глубокому снегу

При движении по глубокому рассыпчатому 
снегу снегоход может начать увязать. В этом 
случае следует насколько можно плавнее 
изменить направление движения и, двигаясь 
по кривой большого радиуса, постараться 
найти участок с более прочным снежным по-
кровом. Если Ваш снегоход все же застрял, 
избегайте интенсивного буксования гусенич-
ного движителя, так как это приводит к даль-
нейшему погружению машины в снег. Заглу-
шите двигатель и переместите заднюю часть 
снегохода на нетронутый участок снежно-
го покрова. Затем протопчите колею перед 
снегоходом, уплотнив снег ногами. Обычно 
бывает достаточно подготовить колею дли-
ной полтора — два метра. Снова запусти-
те двигатель. Примите положение «стоя» 
и, осторожно раскачивая снегоход из сторо-
ны в сторону, одновременно плавно и мед-
ленно нажимайте на рычаг управления дрос-
сельной заслонки. В зависимости от того, ка-
кая часть снегохода оказалась сильнее по-
гружена в снег (передняя или задняя), пе-
реместите ступни ног на противоположный 
конец подножки (назад или вперёд). Не под-
кладывайте никаких подручных предметов 
под гусеничную ленту. Следите за тем, что-
бы никто не находился спереди и сзади сне-
гохода. Во избежание травм держите ноги 
подальше от гусеничной ленты и вращаю-
щихся деталей гусеничного движителя.

Движение по ледяному покрову

Движение на снегоходе по льду замёрзших 
озёр и рек может представлять опасность 
для жизни. Остерегайтесь таких трасс. На-
ходясь на незнакомой местности, узнайте 
у местных жителей или властей, в каком со-
стоянии ледяной покров, есть ли удобные 

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

17

съезды и выезды на берег, подводные род-
ники, участки с быстрым течением и другие 
опасные места. Не переправляйтесь через 
водную преграду по тонкому льду, который 
может не выдержать вес гружёного снего-
хода. Переправа по льду может быть очень 
опасной, если Вы не соблюдаете определён-
ные меры предосторожности. На льду любое 
транспортное средство, включая снегоход, 
обладает плохой управляемостью. Необхо-
димая для разгона, поворота или торможе-
ния снегохода сила сцепления гусеничной 
ленты со льдом значительно снижена, поэ-
тому продолжительность преодоления по-
добных участков трассы многократно воз-
растает. На льду всегда существует опас-
ность неуправляемого заноса и разворота.
Двигаясь по льду, снизьте скорость и будь-
те внимательны. Оставляйте достаточно 
свободного места для безопасной оста-
новки снегохода или совершения поворо-
та. В тёмное время суток будьте особенно 
осторожны.

Движение по плотному снегу

Ни в коем случае нельзя недооценивать 
опасность движения на снегоходе по уплот-
нённому снежному покрову. В этих условиях 
сцепление гусеничной ленты и лыж с опор-
ной поверхностью может оказаться недоста-
точным. Снизьте скорость движения, избе-
гайте интенсивных разгонов, резких поворо-
тов и экстренного торможения.

Преодоление подъёмов

Встречаются два типа подъёмов: открытые 
подъёмы с редкой растительностью (и, воз-
можно, локальными выходами скальных 
пород) и холмы, на которые можно въехать 
только прямо. Рациональная тактика прео-
доления открытого подъёма состоит в том, 
что снегоход въезжает на него под углом 
и движется по зигзагообразной траектории. 
Примите положение «стоя с опорой на ко-
лено». Ваша нога, опирающаяся на борто-
вую площадку снегохода, должна всегда на-
ходиться со стороны вершины холма. При 
разворотах снегохода в конце участков зиг-
загообразной траектории соответствующим 
образом изменяйте свою посадку на снего-
ходе. Преодолевая подъём, поддерживайте 
постоянную безопасную скорость.
Для преодоления холма второго типа прими-
те положение «стоя» и предварительно раз-
гоните снегоход на горизонтальном участке 
пути. При въезде на подъём ослабьте дав-
ление на рычаг дроссельной заслонки, что-
бы предотвратить интенсивное буксование 
гусеничного движителя.

В обоих случаях скорость снегохода долж-
на быть максимально возможной по услови-
ям безопасности и тяговым возможностям 
машины. При достижении вершины снизьте 
скорость движения. Если вершину не уда-
ётся проехать без остановки, постарайтесь 
избежать застревания. Выключите двига-
тель и освободите лыжи, вытянув их из сне-
га, затем разверните снегоход носом в сто-
рону подножия холма. Запустите двигатель 
и, плавно нажимая на рычаг дроссельной за-
слонки, начните движение вниз. Займите та-
кое положение на сиденье, чтобы предот-
вратить возможное опрокидывание снегохо-
да, и спуститесь к основанию холма.

Преодоление спусков

Безопасное движение под гору требует по-
стоянного контроля за снегоходом. При спу-
ске с крутых склонов займите такое положе-
ние, чтобы центр тяжести Вашего тела на-
ходился как можно ниже. Держитесь обеими 
руками за руль снегохода. Слегка нажимая 
на рычаг дроссельной заслонки, поддержи-
вайте устойчивую работу двигателя во вре-
мя спуска с горы. Если снегоход стал разго-
няться и скорость увеличилась до опасного 
значения, осторожно притормозите машину. 
Тормозить следует лёгкими частыми нажати-
ями на тормозной рычаг. Не допускайте бло-
кировки гусеничной ленты тормозом.

Движение вдоль склона

При  движении  снегохода  вдоль  склона, 
а также при подъёме или спуске с холма 
по зигзагообразной траектории следует при-
держиваться следующих правил. Водитель 
и пассажир должны перераспределить вес 
тела на борт снегохода, который находит-
ся со стороны вершины. Это позволит бо-
лее надёжно удерживать снегоход в равно-
весии. Предпочтительная посадка — «стоя 
с опорой на колено». Нога, которая опирает-
ся на ступню, должна располагаться со сто-
роны вершины холма, а нога, опирающая-
ся коленом на сиденье, со стороны подно-
жия холма. Будьте готовы быстро перене-
сти вес тела в ту или иную сторону. Нович-
кам и малоопытным водителям не рекомен-
дуется двигаться вдоль склонов и преодоле-
вать крутые подъёмы.

Движение по размокшему снегу

Перед переправой по льду через водную 
преграду  разведайте  наличие  участков 
с размокшим снегом. Если колея лыж тем-
неет и на дне выступает вода, немедленно 
сверните со льда на берег. Старайтесь из-
бегать движения по размокшему снегу. Куски 
льда и брызги воды могут попадать на сне-

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

18

гоходы, движущиеся вслед за Вами. Выве-
сти снегоход из размокшего снега бывает 
достаточно сложно, а в некоторых случаях 
невозможно.

Движение в тумане или во время 

снегопада

Туман и плотный снегопад сильно ухудшают 
видимость. Если Вы вынуждены двигаться 
в этих условиях, снизьте скорость в соответ-
ствии с освещенностью дороги. Вниматель-
но следите за трассой, чтобы вовремя за-
метить неожиданное препятствие. Поддер-
живайте безопасную дистанцию до впереди 
идущего снегохода. Это позволит несколько 
улучшить условия наблюдения и иметь за-
пас по времени для принятия решения в экс-
тренной ситуации.

Движение по незнакомой местности

На незнакомой местности двигайтесь с осо-
бой осторожностью. Снизьте скорость, что-
бы иметь возможность своевременно распо-
знать неожиданное препятствие на Вашем 
пути: забор, ручей, пересекающий трассу, 
крупные камни, впадину и пр. Любое из на-
званных препятствий может прервать Вашу 
поездку и стать причиной серьёзных травм. 
Даже двигаясь по наезженной трассе, будьте 
предельно осторожны и внимательны. Ско-
рость движения должна быть такой, чтобы 
Вы успевали оценивать обстановку за бли-
жайшим поворотом трассы или внезапным 
понижением профиля трассы.

Слепящее действие солнца

В солнечный день могут возникнуть различ-
ные проблемы, связанные с «ослеплением» 
и усталостью глаз. Сверкающий на солнце 
снег иногда настолько затрудняет наблю-
дение за трассой, что Вы можете не заме-
тить лощину, ров или другое опасное препят-
ствие. При ярком солнце надевайте солнце-
защитные очки с цветными светофильтрами.

Скрытые препятствия

На местности могут попадаться препят-
ствия,  скрытые  под  слоем  снега.  Свер-
нув с подготовленной трассы или двигаясь 
по лесной дороге, снизьте скорость снего-
хода и будьте бдительны. Слишком высо-
кая скорость движения может превратить 
в очень опасное даже весьма незначитель-
ное препятствие. Удар о небольшой камень 
или пенёк чреват потерей контроля над сне-
гоходом и серьёзными травмами водителя 
и пассажира. Во избежание ненужного ри-
ска двигайтесь по наезженным и подготов-
ленным трассам.

Провода

Всегда  будьте  внимательны  к  лежащим 
на земле или низко расположенным прово-
дам. Такие провода часто можно встретить 
на заброшенных территориях, где когда-то 
велась сельскохозяйственная деятельность. 
В местах, где имеется вероятность встре-
тить на трассе провода, необходимо сни-
зить скорость.

Преодоление препятствий и прыжки

Неожиданные прыжки снегохода через сугро-
бы, на гребнях валиков от плуга снегоочисти-
теля или на других незамеченных профиль-
ных препятствиях могут представлять опас-
ность. Вы сможете загодя заметить препят-
ствие и своевременно снизить скорость, если 
будете пользоваться солнцезащитными очка-
ми с цветными светофильтрами или защит-
ным щитком для лица.
Выполнение прыжков на снегоходе являет-
ся опасным упражнением. Если Вы неожи-
данно попали на естественный трамплин 
и оказались в воздухе, привстаньте на ногах 
и отклонитесь назад, чтобы придать снего-
ходу наклон назад и приподнять лыжи. Удер-
живайте руль в среднем положении, соот-
ветствующем прямолинейному движению. 
Перед приземлением снегохода нажмите 
на рычаг дроссельной заслонки и приготовь-
тесь воспринять удар снегохода об опорную 
поверхность. Согните ноги в коленях, чтобы 
лучше амортизировать вертикальный удар.

Прохождение поворотов

В зависимости от состояния снежного по-
крова или трассы может применяться один 
из  двух  способов  поворота  снегохода. 
В большинстве случаев для уверенного про-
хождения криволинейных участков трассы 
необходимо отклонять тело в сторону цен-
тра поворота. Перераспределение веса тела 
в поперечном направлении и дополнитель-
ная нагрузка на внутренний борт снегохо-
да создают нужный крен гусеничной ленты, 
опирающейся на снег. Чтобы дополнительно 
нагрузить внутреннюю относительно центра 
поворота лыжу, нагнитесь и сместите тело 
максимально вперёд.
Иногда развернуть снегоход на глубоком 
снегу удаётся только вручную. Возьмитесь 
за ручки лыж и постепенно поворачивайте 
снегоход вокруг задней точки опоры. Не пе-
ренапрягайтесь. Воспользуйтесь посторон-
ней помощью. Помните: поднимать тяжести 
надо за счёт усилия ног, а не спины.

УПРАВЛЕНИЕ СНЕГОХОДОМ

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..