КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАМКИ ГосПБП

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

4.2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАМКИ ГосПБП


 

      1. Основу ГосПБП составляют четыре компонента. Каждый компонент подразделен на элементы, которые состоят из процедур и мероприятий, используемых государством для управления безопасностью полетов. Эти одиннадцать элементов сочетают в себе директивный и основанный на эффективной деятельности подходы и поддерживают реализацию СУБП поставщиками обслуживания. Ниже представлены четыре компонента и одиннадцать элементов структуры ГосПБП:


         

        1. Государственная политика и цели в области безопасности полетов


           

          1. Государственная законодательная база по безопасности полетов

          2. Государственные сферы ответственности/отчетности в области обеспечения безопасности полетов

          3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов

          4. Правоприменительная политика


             

        2. Государственное управление факторами риска для безопасности полетов


           

          1. Требования безопасности к СУБП поставщика обслуживания

          2. Согласование уровня эффективности обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания


             

        3. Государственное обеспечение безопасности полетов


           

          1. Контроль за обеспечением безопасности полетов

          2. Сбор, анализ и обмен данными по безопасности полетов

          3. Организация надзора за проблемными или требующими внимания секторами на основе данных по безопасности полетов


             

        4. Государственное содействие обеспечению безопасности полетов


           

          1. Внутреннее обучение, предоставление и распространение информации о безопасности полетов

          2. Внешнее обучение, предоставление и распространение информации о безопасности полетов.


             

      2. Далее следует краткое описание компонентов и элементов структуры ГосПБП.


         

        Компонент 1 ГосПБП. Государственная политика и цели в области безопасности полетов


         

      3. Компонент государственной политики и целей в области безопасности полетов определяет то, как государство должно управлять безопасностью полетов в рамках своей авиационной системы. Это включает в себя определение сфер ответственности и отчетности по тематике ГосПБП для разных госструктур, а также общих целей в области безопасности, которых нужно достичь согласно ГосПБП.


         

      4. Государственная политика и цели в области безопасности полетов дают руководству и персоналу четко сформулированные методики, инструкции, регламенты, средства административного контроля, документы и процедуры исправления недостатков, поддерживающие инициативы ведомства гражданской авиации государства и иных государственных организаций в области управления безопасностью полетов. Это позволяет государству играть руководящую роль в области обеспечения безопасности полетов в становящейся все более сложной и непрерывно изменяющейся системе воздушного транспорта. Инструктивный материал по разработке государственного заявления о принципах политики обеспечения безопасности полетов приводится в добавлении 1 к данной главе.


         

        Элемент 1.1 ГосПБП. Государственная законодательная база по безопасности полетов


         

        Правительство публикует национальную законодательную базу в области обеспечения безопасности полетов и специальные нормативные положения, соответствующие международным и национальным стандартам и определяющие, как именно государство будет осуществлять управление безопасностью полетов в стране. Они включают участие государственных авиационных организаций в конкретных мероприятиях, относящихся к управлению безопасностью полетов в государстве, а также определение ролей, сфер ответственности и структуры взаимоотношений между такими организациями. Законодательная база в области обеспечения безопасности полетов и специальные нормативные положения периодически пересматриваются с тем, чтобы сохранить их актуальность и целесообразность для государства.

         


         

      5. Государственная законодательная база в области обеспечения безопасности полетов должна разрабатываться и пересматриваться по мере необходимости. Эта база охватывает все авиационные сектора и административные функции, находящиеся в ведении государства, и соответствует международным стандартам. Это законодательство четко определяет роли и сферы ответственности каждой государственной организации, выполняющей регламентирующие или административные функции в сфере авиации. Вполне возможно, что некоторые законодательные базы будут состоять из различных нормативно-правовых актов, которые могли быть разработаны для различных государственных министерств независимо друг от друга. Например, законы, относящиеся к ответственности государства за прямое управление и эксплуатацию аэродромов и служб ОВД, могли быть разработаны независимо друг от друга в разные периоды времени. Такие законы могут быть ориентированы на эти два сектора, а далее делать упор на функциональный и технический аспекты предоставления этих видов обслуживания. Законодательная база с упором только на эксплуатационный аспект не может удовлетворительно решать вопросы координации усилий по управлению безопасностью полетов между всеми вовлеченными государственными организациями.


         

      6. Механизм периодического пересмотра всей законодательной базы государства по авиационной тематике позволяет постоянно улучшать и приводить в соответствие законы и действующие эксплуатационные требования. Хотя пересмотр конкретных эксплуатационных требований относится к компетенции соответствующих регламентирующих организаций, для обеспечения нужного уровня интеграции и целостности законодательства более высокого уровня может потребоваться координация на государственном уровне, особенно в случаях вовлеченности в процесс множества организаций и министерств.


         

        Элемент 1.2 ГосПБП. Государственные сферы ответственности/отчетности в области обеспечения безопасности полетов


         

        Государство определяет и документально оформляет требования и сферы ответственности/отчетности по созданию и ведению ГосПБП. Это включает указания по планированию, организации, разработке, поддержке и постоянному улучшению ГосПБП таким образом, который соответствует целям государства в области обеспечения безопасности полетов. Это также включает в себя четкое документальное заявление о предоставлении необходимых ресурсов для реализации ГосПБП.

         


         

      7. Первая задача государства в процессе реализации ГосПБП заключается в назначении должностного лица, ответственного за ГосПБП, а также государственной организации, на которую лягут вопросы администрирования и координации процесса реализации и управления ГосПБП. В данном документе такая организация называется организацией, отвечающей за ГосПБП.


         

      8. В тех государствах, где в процесс вовлечены многие регламентирующие и административные организации, может также потребоваться назначить соответствующий национальный комитет, в котором эти организации будут представлены и который будет служить постоянным государственным координационным органом для ГосПБП.


         

      9. Назначенные должностное лицо и организация, ответственные за ГосПБП, инициируют процесс реализации ГосПБП путем создания группы по реализации ГосПБП. Группа по реализации будет отвечать за работу с ответственным должностным лицом и различными организациями, чтобы начать процедуры планирования и реализации ГосПБП.


         

      10. Процедуры реализации и последующего управления ГосПБП потребуют четкого определения и документирования. Система документирования ГосПБП должна включать в себя основной документ по ГосПБП, определяющий и описывающий ГосПБП, а также все прочие записи, формы и СЭП, связанные с реализацией и управлением ГосПБП.


         

      11. Вместе с определением сфер ответственности и отчетности в области обеспечения безопасности полетов скоординированно разрабатывается государственная политика (соответствующее заявление) в области обеспечения безопасности полетов, применимая ко всей нормативно-правовой и административной базе государства. Аналогичным образом, общегосударственные цели в области обеспечения безопасности полетов являются частью общей концепции деятельности всех вовлеченных государственных организаций. Высокоуровневые цели в сфере безопасности полетов можно дополнять соответствующими показателями безопасности полетов, что позволит при необходимости их оценивать или измерять степень их достижения.


         

        Элемент 1.3 ГосПБП. Расследование авиационных происшествий и инцидентов


         

        Государство устанавливает процесс независимого расследования авиационных происшествий и инцидентов, единственной целью которого является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов, а не распределение вины и ответственности за них. Такие расследования поддерживают систему управления безопасностью полетов в стране. В рамках функционирования ГосПБП государство поддерживает независимость организации, занимающейся расследованием авиационных происшествий и инцидентов, от других государственных авиационных организаций.

         


         

      12. С точки зрения ГосПБП, функция расследования авиационных происшествий и инцидентов заключается в руководстве им на государственном уровне. Организация, занимающаяся расследованиями, должна быть функционально независима от любой другой организации, в особенности от национального ведомства гражданской авиации, интересы которого могут конфликтовать с задачами организации, занимающейся расследованиями. Главное обоснование независимости этой функции от функций других организаций – это то, что причина авиационных происшествий может быть связана с нормативными или относящимися к ГосПБП факторами. Кроме того, такая независимость повышает эффективность организации,


         

        занимающейся расследованием авиационных происшествий и инцидентов, и позволяет избегать явных или возможных конфликтов интересов.


         

      13. Некоторые государства могут не обладать необходимыми ресурсами для выполнения своих обязанностей по расследованиям. Для таких государств целесообразным будет вступление в региональную организацию по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (RAIO), что позволит им достичь требуемой независимости процесса расследований. По этим вопросам рекомендуется обратиться к Руководству по региональной организации по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (Doc 9946) ИКАО.


         

        Элемент 1.4 ГосПБП. Правоприменительная политика


         

        Государство публикует правоприменительную политику, определяющую обстоятельства и условия, при которых поставщики обслуживания имеют право самостоятельно, в рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП) самого поставщика, расследовать ситуации, в которых имеют место определенные отклонения от требований безопасности полетов, во исполнение требований соответствующего полномочного государственного органа. Правоприменительная политика также определяет обстоятельства и условия, при которых необходимо ликвидировать отклонения от требований безопасности полетов посредством установленных правоприменительных процедур.

         


         

      14. Как и в случае с любым другим государственным законодательством, можно ожидать, что авиационная законодательная база будет включать в себя основные положения по мерам принудительного характера. Основные правоприменительные положения, скорее всего, будут направлены только на определение размеров взысканий за нарушения. Учитывая условия функционирования ГосПБП-СУБП, ожидается, что правоприменительная политика и процедуры как на уровне отдельных поставщиков обслуживания, так и на государственном уровне (ВГА) должны быть расширены и включать в себя положения, регулирующие характер и масштаб мер принудительного и дисциплинарного характера в соответствии с фактическими обстоятельствами и условиями нарушений или случаев несоблюдения требований. Смысл подобного расширения заключается в разграничении намеренных/злостных нарушений и непреднамеренных ошибок/оплошностей.


         

      15. Чтобы такое расширение могло произойти, государству необходимо заявить о таком намерении посредством своей правоприменительной политики и процедур. В то же время государству будет необходимо придать официальный статус требованию к поставщикам обслуживания иметь внутренние дисциплинарные процедуры, включающие в себя аналогичное расширение. Это будет означать, что от поставщиков обслу- живания ожидается наличие соответствующей этим требованиям процедуры устранения своих собственных отклонений от требований по безопасности/качеству полетов посредством внутренней дисциплинарной политики и процедур. Государство должно указать, что в определенных обстоятельствах и условиях следует ожидать вмешательства регламентирующих органов, посредством которого государство (ВГА) будет осуществлять руководство расследованиями, касающимися конкретного нарушения или факта несоблюдения требований.


         

        Компонент 2 ГосПБП. Государственное управление факторами риска для безопасности полетов


         

      16. Компонент государственного управления факторами риска для безопасности полетов включает в себя установление требований к СУБП, гарантирующих внедрение каждым поставщиком обслуживания в государстве необходимых процедур выявления опасных факторов и средств управления факторами риска для безопасности полетов. Часть этих требований включает в себя механизм согласования с отдельными поставщиками обслуживания приемлемого уровня безопасности полетов, которого они должны достичь с помощью своих СУБП.


         

      17. Помимо гарантирования того, что поставщики обслуживания будут активно заниматься выявлением опасных факторов и управлением факторами риска для безопасности полетов посредством соблюдения требований СУБП, государство также может применить принципы управления факторами риска для безопасности полетов к своей собственной деятельности в области регламентирования и в рамках ГосПБП. Разработка правил, выбор показателей безопасности полетов в ГосПБП и соответствующих значений целевых и пороговых уровней для них, а также приоритизация программ надзора и т. д. – все это процедуры, которые можно улучшить за счет применения подхода, основанного на данных и на оценке факторов риска.


         

      18. Существенные факторы риска, выявляемые путем анализа внутренних данных и связанных с ними показателей эффективности обеспечения безопасности полетов отдельно взятого поставщика обслуживания, могут потребовать координации или согласования с государственным регламентирующим органом в авиационной отрасли соответствующих мер по уменьшению риска, особенно в тех случаях, когда подобные факторы риска могут оказать влияние на других поставщиков обслуживания или иные заинтересованные стороны.


         


         

        Элемент 2.1 ГосПБП. Требования безопасности полетов к СУБП поставщиков обслуживания


         

        Государство создает средства управления тем, как именно поставщики обслуживания будут выявлять опасные факторы и управлять факторами риска для безопасности полетов. Они включают в себя соответствующие требования, конкретные эксплуатационные положения и принципы реализации СУБП поставщиков обслуживания. Требования, конкретные эксплуатационные положения и принципы реализации периодически пересматриваются, чтобы обеспечить их актуальность и целесообразность для поставщиков обслуживания.

         


         


         

      19. Государство устанавливает требования по безопасности полетов для СУБП поставщика обслуживания путем обнародования положений, определяющих необходимые структурные компоненты и элементы СУБП. В концептуальных рамках СУБП эффективная реализация компонента управления факторами риска для безопасности полетов (SRM) позволяет гарантировать, что поставщики обслуживания будут выявлять опасные факторы и управлять связанными с ними факторами риска для безопасности полетов. Особенности процедур отдельных поставщиков обслуживания по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска для безопасности полетов должны соответствовать сложности их организационной структуры и надлежащим образом отражаться в их документации по СУБП. От нерегулируемых организаций, например, субподрядчиков, организация с одобренной СУБП может потребовать (по договору) обязательного наличия процедур по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска для безопасности полетов, в тех случаях, когда это необходимо. Если у субподрядчика имеется одобренная СУБП, потребуется решить вопрос о необходимой интеграции.


         

      20. Государственные нормативные требования к СУБП и инструктивные материалы по СУБП необходимо периодически пересматривать, учитывая обратную связь с предприятиями отрасли, а также текущее состояние и применимость SARPS ИКАО по СУБП и инструктивных материалов.


         

        Элемент 2.2 ГосПБП. Согласование уровня эффективности обеспечения безопасности полетов поставщиков обслуживания


         

        Государство согласовывает с поставщиками обслуживания показатели эффективности обеспечения безопасности полетов в их СУБП. Согласованные показатели эффективности обеспечения безопасности полетов в СУБП отдельных поставщиков обслуживания периодически пересматриваются с тем, чтобы сохранить их актуальность и целесообразность для поставщиков обслуживания.

         


         

      21. Частью процедуры одобрения СУБП является рассмотрение и согласование показателей эффективности обеспечения безопасности полетов (SPI) и их целевых и пороговых значений соответствующей регламентирующей государственной организацией. Государство также может одобрить план реализации СУБП, допускающий согласование SPI поставщика обслуживания на более позднем этапе реализации его СУБП. В любом случае полное одобрение и принятие СУБП требует, чтобы регламентирующий орган счел предложенные SPI обоснованными и соответствующими авиационной деятельности конкретного поставщика обслуживания.


         

      22. Вполне возможно, что процедура согласования показателей эффективности обеспечения безопасности полетов может впоследствии быть дополнена определенными процедурами оценки безопасности полетов или уменьшения факторов риска для безопасности полетов, которые поставщик обслуживания должен будет провести. Такие дополнения могут появиться в результате обнаружения специфических факторов риска для безопасности полетов в таких источниках, как сам поставщик обслуживания, отрасль, государство или глобальные данные по безопасности полетов.


         

      23. Необходимо периодически пересматривать SPI и соответствующие целевые и пороговые значения для каждого поставщика обслуживания. Пересмотр должен учитывать характеристики и действенность каждого SPI и его целевые и пороговые значения. Любые необходимые корректировки ранее согласованных SPI и их целевых и пороговых значений должны быть обоснованы соответствующими данными по безопасности полетов и должным образом документированы.


         

        Компонент 3 ГосПБП. Государственное обеспечение безопасности полетов


         

      24. Государственное обеспечение безопасности полетов осуществляется через контроль и надзор за поставщиками обслуживания, а также через внутренний пересмотр государством своих регламентирующих и административных процессов. Внимание также уделяется важной роли данных по безопасности полетов и сбору, анализу и распространению этих данных. Государственные программы надзора должны быть основаны на данных о безопасности полетов с тем, чтобы ресурсы было возможно сосредотачивать и распределять в местах наибольшего риска или наличия проблем безопасности полетов.


         

        Элемент 3.1 ГосПБП. Контроль за обеспечением безопасности полетов


         

        Государство создает механизмы, обеспечивающие эффективный мониторинг восьми критически важных элементов функции контроля за обеспечением безопасности полетов. Государство также создает механизмы, гарантирующие, что выявление опасных факторов и управление факторами рисков для безопасности полетов поставщиками обслуживания производится в соответствии с установленными нормативно-правовыми средствами контроля (требованиями, конкретными эксплуатационными положениями и принципами реализации). Эти механизмы включают в себя проведение инспекций, проверок и обзоров, с тем чтобы обеспечить надлежащую интеграцию нормативно-правовых средств контроля за факторами риска для безопасности полетов в СУБП поставщика обслуживания, их применение в соответствии с проектом и целевое воздействие нормативно-правовых средств контроля на факторы риска для безопасности полетов.

         


         

      25. Внедрение SARPS ИКАО образует основу государственной стратегии обеспечения безопасности полетов. Элемент 3.1 ГосПБП относится к методам, используемым государством для действенного мониторинга процесса создания и внедрения его системы контроля за обеспечением безопасности полетов. Подробное описание особо важных элементов государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов дается в части А документа Doc 9734,.


         

      26. Государственная система контроля за обеспечением безопасности полетов включает в себя обязательства, касающиеся первоначального утверждения поставщиков обслуживания и последующего надзора над ними с целью обеспечения соблюдения требований государственных регламентов, разработанных в соответствии с SARPS ИКАО.


         

        Примечание. Процесс первоначального утверждения включает в себя получение государственного разрешения, сертификацию или назначение поставщиков обслуживания (в зависимости от ситуации).


         

      27. Процесс первоначального государственного утверждения, разрешения, сертификации или назначения поставщика обслуживания включает в себя приемку плана внедрения его СУБП. Некоторые элементы плана внедрения СУБП поставщика обслуживания должны быть готовы к моменту первоначального утверждения организации, в то время как прочие элементы могут быть реализованы в соответствии с поэтапным подходом, описанным в главе 5.


         

      28. Обязательства государства по надзору за обеспечением безопасности полетов выполняются путем проведения проверок и инспекций, с тем чтобы гарантировать должный уровень соответствия поставщиков обслуживания нормативным требованиям, а также безопасность осуществления их деятельности, связанной с авиацией. Обязательства государства по надзору также включают в себя одобрение СУБП, реализованных каждым из существующих поставщиков обслуживания, и периодическую оценку эффективности СУБП.


         

      29. В тех случаях, когда это необходимо, государственная деятельность по мониторингу и анализу, в том числе любые связанные с этим рекомендованные мероприятия, координируются для оценки или разрешения на уровне национального координационного органа ГосПБП.


         

        Элемент 3.2 ГосПБП. Сбор, анализ и обмен данными по безопасности полетов


         

        Государство создает механизмы, обеспечивающие сбор и хранение данных по опасным факторам и факторам риска для безопасности полетов на уровне отдельных структур и общегосударственном уровне. Государство также создает механизмы получения сведений из хранящихся данных и активного обмена информацией по безопасности полетов с поставщиками обслуживания и/или другими государствами, в зависимости от ситуации.

         


         

      30. Государство создает систему сбора и обработки данных о безопасности полетов (ССОДБП) для обеспечения сбора, хранения и агрегирования данных по авиационным происшествиям, инцидентам и опасным факторам, полученных в рамках государственного обязательного и добровольного представления данных. Эта система должна поддерживаться государственными требованиями к поставщикам обслуживания, касающимися необходимости сообщать об авиационных происшествиях, серьезных инцидентах и других событиях, о которых государство требует представления данных. Следует различать сообщения об авиационных происшествиях и инцидентах и об опасных факторах. Аналогичным образом, существует различие между системой обязательного представления данных (передаваемых в регламентирующие органы) и системой добровольного представления данных, включая соответствующие требования конфиденциальности для систем добровольного представления данных. Добавление 2 содержит инструктивный материал по государственной системе добровольного представления данных, а добавление 3 – пример государственной процедуры обязательного представления данных.


         

      31. Сбор данных об авиационных происшествиях и инцидентах, о которых следует сообщать, должен включать и соответствующие отчеты о расследованиях. По полученным добровольным сообщениям может потребоваться какое-либо вторичное расследование или оценка для подтверждения их обоснованности. В зависимости от конкретного случая, подтвержденные сообщения об опасных факторах могут потребовать последующей оценки факторов риска и проведения процедуры уменьшения факторов риска на уровне поставщика обслуживания или ВГА. Разные типы данных по безопасности полетов могут быть консолидированы в централизованной ССОДБП или собраны и архивированы в интегрированных модулях распределенной сети ССОДБП, в зависимости от ситуации.


         

      32. Государство также создает процедуры получения и обработки информации из хранящихся консолидированных данных и активного распространения информации о безопасности полетов между поставщиками обслуживания и/или другими государствами, в зависимости от ситуации. Наличие у государства этих источников данных по безопасности полетов позволяет ему разрабатывать показатели эффективности обеспечения безопасности полетов в ГосПБП, такие как частота авиационных происшествий и инцидентов. Установленные показатели безопасности полетов вместе с целевыми и пороговыми значениями будут служить в качестве государственного механизма оценки и мониторинга безопасности полетов (ALoSP). Дополнительная информация по разработке показателей безопасности полетов приводится в пп. 4.3.5.1–4.3.5.12 и в добавлении 4 к настоящей главе.


         

      33. Для обеспечения постоянного наличия данных по безопасности полетов, в особенности поступающих от систем добровольного представления данных, ССОДБП должна обеспечивать соответствующий уровень защиты этой информации. Добавление 5 содержит инструктивный материал по защите информации по безопасности полетов.


         

      34. В государствах, где за регулирование безопасности полетов отвечают многие полномочные органы, необходимо создание соответствующих инструментов координации, интеграции и обеспечения доступа к их базам данных по безопасности полетов, связанным с ГосПБП. Это также относится к тем государствам, где расследование авиационных происшествий проводится организацией, не зависящей от ВГА. Аналогичные


         

        соображения могут быть применимы к тем государствам, где некоторые функции по управлению безопасностью полетов (затрагивающие обработку данных, связанных с ГосПБП) выполняются от лица государства RSOO или RAIO.


         

      35. Государственная ССОДБП должна предусматривать процедуры представления отчетов об авиационных происшествиях и инцидентах в ИКАО, что будет способствовать сбору и распространению информации о безопасности полетов на мировом уровне. В соответствии с требованиями Приложения 13 ИКАО инструктивный материал по уведомлениям и представлению данных об авиационных происшествиях и инцидентах приводится в добавлении 6 к данной главе.


         

        Элемент 3.3 ГосПБП. Организация надзора за наиболее проблемными или требующими внимания секторами на основе данных по безопасности полетов


         

        Государство создает процедуры приоритизации инспекций, проверок и обзоров наиболее проблемных или требующих внимания в плане безопасности полетов секторов, которые были выявлены в результате анализа данных об опасных факторах, их последствий для производства полетов и оцененных факторах риска для безопасности полетов.

         


         

      36. Традиционные программы контроля, надзора и инспектирования обычно систематически и неизменно применяются ко всем поставщикам обслуживания и не имеют механизмов изменения частоты или масштаба надзорных мероприятий. В условиях управления безопасностью полетов предоставляются возможности более гибкого подхода к оценке показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Следовательно, осуществляемые регламентирующими органами в рамках ГосПБП программы контроля и надзора должны включать в себя механизм определения масштаба и частоты надзорных мероприятий в зависимости от фактических показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Такой подход к приоритизации надзорной деятельности, основанный на оценке рисков, позволит направлять ресурсы в наиболее рискованные, проблемные или требующие внимания области. Данные для подобного подхода могут включать в себя показатели эффективности обеспечения безопасности полетов, связанные с конкретными секторами авиационной деятельности, а также результаты предыдущих отчетов о надзоре или итоги проверки отдельных поставщиков обслуживания. Для этих целей потребуются критерии количественного представления результатов каждой проведенной проверки (например, процент фактического соответствия требованиям).


         

      37. Более системный подход к надзору на основе факторов риска может включать в себя получение данных о факторах риска для безопасности полетов вне программы надзора. Подобные дополнительные модификаторы частоты/масштаба надзора могут поступать (например) из программы оценки ORP. (В добавлении 1 к главе 2 приведена информация о концепции оценки ORP). Дополнительная информация и вопросы также могут возникнуть на основе ССОДБП или показателей безопасности полетов государства. Прежде чем будут произведены любые модификации процесса надзора, необходимо провести соответствующее обсуждение с поставщиками обслуживания. Пример расширенной концепции контроля/надзора, основанной на данных о безопасности полетов и факторах риска, приведен на рис. 4-1.


         

        Надзор со стороны регламентирующих органов и СУБП

        Особые замечания

        по государствен- ным индикаторам безопасности полетов или определенным результатам мер по уменьшению рисков

         


         

        image


         

        ORP общая эффективность (например, профиль

        риска 50 % )

         


         

        Оценка ORP

         

        Модификатор частоты надзора

         


         

        Особые замечания по ORP: вниманию поставщика

        обслуживания

         

        Надзор со стороны регламентирующих органов и СУБП: выводы и общий уровень эффективности (например, три обнаруженных недостатка, эффективность реализации 75 %)

         

        Надзор со стороны

        регламентирующих органов и СУБП: обычная (основная)

        контрольная карта


         

        Динамическая контрольная карта (дополнительная)

         

        Особые

        замечания для будущей деятельности по результатам

        наблюдения

         

        Рис. 4-1. Концепция надзора на основе данных по безопасности полетов и факторов риска


         

        Компонент 4 ГосПБП. Государственное содействие обеспечению безопасности полетов


         

      38. Содействие обеспечению безопасности полетов предполагает создание государством как внутренних, так и внешних процедур проведения или обеспечения проведения программ подготовки персонала в области безопасности полетов, а также предоставления и распространения информации по безопасности полетов.


         

        Элемент 4.1 ГосПБП. Внутреннее обучение, предоставление и распространение информации о безопасности полетов


         

        Государство проводит подготовку персонала, повышает уровень информированности и обеспечивает двусторонний обмен информацией по безопасности полетов, чтобы содействовать развитию в государственных авиационных организациях организационной культуры, позволяющей создавать эффективную и действенную ГосПБП.

         


         

      39. Государственные регламентирующие организации, отвечающие за разные сектора авиационной отрасли, а также независимые административные структуры, такие как организации по расследованию происшествий, должны придерживаться комплексного подхода к своим обязанностям. В этой связи очень важно обеспечить существование выделенного канала обмена информацией о безопасности полетов между ними и, в особенности, с ответственной организацией по ГосПБП. Документ о ГосПБП и связанные с ним государственные принципы правоприменения и обеспечения безопасности полетов являются основой для интеграции подготовки, представления и распространения соответствующей информации. Все последующие рабочие стратегии ГосПБП, в том числе по гармонизированным требованиям к СУБП и контролю за соответствующими поставщиками обслуживания, должны быть доступными и распространяться и координироваться между организациями. Это позволит избежать создания конфликтующих требований к СУБП или критериев контроля/приемлемости для разных секторов авиационной отрасли.


         

      40. Внутренние программы подготовки в области безопасности полетов для персонала, исполняющего обязанности, связанные с ГосПБП, должны по мере необходимости координироваться между соответствующими государственными организациями. Приоритет на подготовку в области ГосПБП и СУБП должен отдаваться персоналу, участвующему в реализации этих программ или контроле за ними, в особенности инспекторам по эксплуатационным вопросам и полевым инспекторам, которые будут участвовать в определении критериев приемлемости СУБП и показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Охват и объем материалов подготовки/ознакомления с ГосПБП и СУБП будет изменяться, отражая фактические процессы развития ГосПБП в государстве по мере ее реализации. Первоначальная подготовка в области ГосПБП и СУБП может ограничиваться общими элементами структуры ГосПБП/СУБП и инструктивными материалами, аналогичными тем, что содержатся в учебных курсах ИКАО по ГосПБП/СУБП.


         

        Элемент 4.2 ГосПБП. Внешнее обучение, предоставление и распространение информации о безопасности полетов


         

        Государство проводит подготовку персонала, обеспечивает информи- рованность о факторах риска для безопасности полетов и двусторонний обмен информацией по безопасности полетов, чтобы содействовать развитию у поставщиков обслуживания организационной культуры, позволяющей создавать эффективные и действенные СУБП.

         


         

      41. Государство должно обладать соответствующей платформой или средством предоставления информации для поддержки внедрения СУБП. Это может быть интегрированное средство предоставления информации для поставщиков обслуживания во всех секторах авиационной отрасли или выделенный канал связи соответствующей регламентирующей организации с поставщиками обслуживания, находящимися непосредственно в ее ведении. Основным содержанием подобного процесса представления информации по СУБП и безопасности полетов будут требования к СУБП и инструктивный материал. Государственный документ о ГосПБП и связанные с ним государственная политика в области обеспечения безопасности полетов и правоприменительная политика также должны быть при необходимости доступны для поставщиков обслуживания. Подобные внешние каналы предоставления информации также могут быть расширены за счет передачи по ним, при необходимости, иной информации по безопасности полетов. Желательно, чтобы это были каналы двусторонней связи, чтобы иметь возможность получать обратную связь в рамках отрасли.


         

      42. Где это возможно или целесообразно, государство также должно содействовать обучению или подготовке своих поставщиков обслуживания в области СУБП.


 

    1. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГосПБП


       

      1. Общие положения


         

        ГосПБП государства должна соответствовать масштабам и сложности ее авиационной отрасли, что может потребовать координации усилий многих авиационных регламентирующих организаций, отвечающих за соответствующие сектора деятельности. Реализация ГосПБП не меняет роли государственных авиационных организаций и не оказывает влияния на их нормальное взаимодействие друг с другом. Напротив, программа от лица государства расширяет их коллективный список регламентирующих и административных функций и возможностей. Во многих странах уже существуют процессы, отвечающие потребностям некоторых элементов ГосПБП. Задачей, таким образом, является консолидация и совершенствование этих процессов путем включения дополнительных элементов, обусловленных потребностями практической деятельности и основанных на факторах риска, в целях формирования комплексной структуры управления безопасностью полетов. Такая структура ГосПБП также будет способствовать эффективной реализации и контролю за СУБП в рамках отрасли. В настоящем разделе освещается ряд соображений, важных для реализации ГосПБП.


         

      2. Описание нормативной системы


         

        Обзор нормативной системы является частью процесса планирования хода реализации ГосПБП. Подобный обзор должен включать в себя описание нижеследующего:


         

        1. структура существующей нормативной системы в области авиации, от министерств до различных регламентирующих и административных организаций;


           

        2. роли и сферы ответственности различных регламентирующих организаций в области управления безопасностью полетов;


           

        3. платформа или механизм координации ГосПБП между организациями;


           

        4. внутренний механизм оценки безопасности полетов и качества на государственном уровне и внутри каждой организации.


         

        Структура/органиграмма государственных регламентирующих и административных органов должна быть включена в документ по ГосПБП.


         

      3. Анализ недостатков


         

        Перед разработкой плана реализации ГосПБП необходимо провести анализ недостатков существующих государственных структур и процессов в сравнении с концептуальными рамками ИКАО по ГосПБП в целях оценки наличия и готовности соответствующих элементов ГосПБП. Элементы процессов, по результатам анализа недостатков отмеченные как требующие вмешательства, лягут в основу плана реализации ГосПБП. Дополнительный инструктивный материал по анализу недостатков применительно к ГосПБП содержится в добавлении 7 к настоящей главе.


         

      4. План реализации ГосПБП


         

        Как и в ситуации с любым другим крупным проектов, реализация ГосПБП содержит в себе множество задач и подзадач, которые необходимо решить в течение определенного периода времени. Количество задач, а также объем каждой задачи зависят от готовности государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов. Цель процесса реализации заключается в обеспечении постепенного совершенствования существующих государственных процессов управления безопасностью полетов, административной поддержки и контроля. Соответствующие задачи/подзадачи приоритизируются и документально оформляются в нужном формате для последовательной реализации. План реализации ГосПБП вместе с разработкой документа (руководства) высокого уровня по ГосПБП дает основу для постоянного совершенствования государством процессов управления безопасностью полетов, административного обеспечения и контроля. Эти два ключевых документа должны быть всегда доступны для соответствующего персонала в организации, чтобы обеспечивать их осведомленность о ГосПБП и ходе ее реализации. Дополнительный инструктивный материал по разработке плана реализации ГосПБП содержится в разделе 4.4, а также в добавлении 7 к настоящей главе.


         

      5. Показатели безопасности полетов


 

Приемлемый уровень эффективности обеспечения безопасности полетов


 

        1. Концепция приемлемого уровня обеспечения безопасности полетов (ALoSP) дополняет традиционный подход к контролю за обеспечением безопасности полетов, в основном нацеленный на директивное обеспечение соблюдения установленных норм, подходом, основанным на результатах практической деятельности и определяющим фактические уровни показателей эффективности обеспечения безопасности полетов в предписываемых концептуальных рамках ГосПБП. В рамках данного руководства ALoSP представляет собой приемлемый уровень эффективности обеспечения безопасности полетов в государстве, определенный показателями безопасности полетов ГосПБП с соответствующими целевыми и пороговыми значениями. ALoSP государства должен соответствовать его политике и целям в области обеспечения безопасности полетов.


           

        2. Критерии ALoSP государства могут варьироваться в зависимости от конкретных особенностей авиационной системы каждого государства и степени готовности его системы контроля за обеспечением безопасности полетов. Основная задача – достижение соответствия требованиям ИКАО и уменьшение количества происшествий с серьезными последствиями в очевидно проблемных областях. Она также будет расширена и включит в себя постоянное улучшение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов в тех областях, которые вызывают обеспокоенность государства. Разработанный ALoSP для конкретной ГосПБП представляет собой показатель, который государство считает отвечающим потребностям собственной авиационной системы. ALoSP государства также устанавливает минимальные целевые значения показателей эффективности обеспечения безопасности полетов, которые должны быть достигнуты поставщиками обслуживания и которые будут приемлемы для органа, осуществляющего контроль над ними.


           

        3. Для целей ALoSP ГосПБП определяется и устанавливается на основе государственных сводных показателей безопасности полетов. Государственные показатели безопасности полетов, используемые для этих целей - это показатели, для которых, по возможности, установлены целевые и пороговые значения. Следовательно, ALoSP представляет собой генеральную схему, а показатели безопасности полетов с их целевыми и пороговыми значениями (граничными значениями эффективности) – фактические метрики для ALoSP. Степень достижения целевых значений по показателям безопасности полетов и является мерилом эффективности по этим показателям безопасности полетов. Примеры разработки показателей безопасности полетов ALoSP приведены в добавлении 4.


           

        4. Полностью разработанный процесс мониторинга и измерения ALoSP позволит на постоянной основе:


           

          1. определять все критичные с точки зрения безопасности полетов сектора и показатели безопасности полетов, отражающие уровень безопасности полетов в этих секторах;


             

          2. устанавливать целевые значения, определяющие уровень, который необходимо поддерживать, или желаемое улучшение, которого необходимо добиться, для показателей в каждом секторе, в целях постоянного совершенствования всей авиационной системы;


             

          3. устанавливать пороговые значения, достижение которых будет означать факт наличия или возникновения проблемы в области безопасности полетов применительно к конкретному показателю или сектору безопасности полетов;


             

          4. пересматривать показатели эффективности обеспечения безопасности полетов ГосПБП для определения необходимости в модификации или дополнении существующих показателей, целевых или пороговых значений, в целях их постоянного улучшения.


             

        5. Разработка для ГосПБП показателей ALoSP и их целевых и пороговых значений не замещает собой и не отменяет необходимости для государств внедрять все применимые SARPS, а равно не освобождает государства от их обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации и соответствующим положениям.


           

          Пороговые и целевые значения


           

        6. Показатели безопасности полетов являются тактическими инструментами мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности полетов государством. Во время первоначальной разработки и реализации ГосПБП уровень эффективности обеспечения безопасности полетов обычно представлен показателями безопасности полетов, связанными с серьезными последствиями (частота авиационных происшествий и серьезных инцидентов), и результатами системной оценки (например, эффективность реализации SARPS ИКАО). По мере развития ГосПБП уровень эффективности обеспечения безопасности полетов может быть дополнен показателями, отражающими системные случаи с незначительными последствиями или отклонениями. Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов обычно отслеживаются посредством основных методов трендинга количественных данных, создающих диаграммы или графики, которые включают пороговые и целевые значения, обычно используемые в системах технического контроля, контроля качества и надежности.


           

        7. Цели определяют долгосрочные целевые значения для показателей эффективности обеспечения безопасности полетов ГосПБП. Они выражаются в численной форме и должны быть конкретными, измеримыми, приемлемыми, надежными и актуальными. Цели также должны содержать в себе даты завершения с перечислением этапов работ, если цель необходимо достичь в несколько этапов или в течение длительного периода времени. Цели позволяют гарантировать и демонстрировать эффективность ГосПБП на основе измеримых показателей. Целеполагание (количественное) должно учитывать такие факторы, как применимый уровень факторов риска для безопасности полетов, издержки и выгоды от улучшений в авиационной системе, а также ожидания в отношении безопасности авиационной системы государства. Установка целей по желаемому улучшению должна производиться после определения того, что является реально достижимым в соответствующей области авиационной деятельности. Здесь также следует учитывать последние значения этого конкретного показателя безопасности полетов, если такие исторические данные доступны.


           

        8. Соответствующий пороговый уровень определяется для каждого показателя эффективности обеспечения безопасности полетов через количественное выражение уровня неприемлемой эффективности


           

          (частоты возникновения особых случаев) за определенный период мониторинга. Использование объективных, базирующихся на данных, критериев для установки пороговых значений необходимо для обеспечения единообразия анализов тенденций и сравнительных анализов. Пороговый уровень показателей отделяет сектор приемлемой эффективности от сектора неприемлемой эффективности на графике показателя безопасности полетов и является основным сигналом (предупреждения/тревоги) для начала проведения корректировочных мероприятий, связанных с этим показателем безопасности полетов. Превышение порогового значения требует последующего расследования причины появления сигнала, а также, при необходимости, последующих корректировочных мероприятий или действий по уменьшению факторов риска, Последующие действия включают в себя взаимодействие с соответствующими поставщиками обслуживания с целью (в зависимости от ситуации) определения первопричин, опасных факторов и связанных с ними факторов риска для безопасности полетов.


           

        9. Как и в обычной практике измерения показателей безопасности полетов, использование среднеквадратичного отклонения по генеральной совокупности (STDEVP) представляет собой основной объективный метод установки критериев для пороговых значений. Этот метод выводит значение среднеквадратичного отклонения (SD) исходя из предшествующих исторических данных по конкретному показателю безопасности полетов. Значение SD плюс среднее (усредненное) значение набора исторических данных формирует базовое пороговое значение для следующего периода мониторинга. Принцип SD (базовая функция программы MS Excel) устанавливает критерии для пороговых значений на основе фактического исторического поведения конкретного показателя (блока данных), включая его волатильность (флуктуация точек на графике). Использование более волатильного набора исторических данных приведет к более высоким (менее строгим) пороговым значениям для следующего периода мониторинга. Инструктивный материал по установке пороговых значений с использованием критериев SD приведен в добавлении 4.


           

        10. Основные (начальные для ALoSP) показатели государства в области безопасности полетов обычно состоят из показателей безопасности полетов с серьезными последствиями, таких как частота авиационных происшествий и серьезных инцидентов для каждого сектора. Важно то, что подобные данные следует демонстрировать в виде частотных показателей, а не общего количества инцидентов. Впоследствии, на более высоком уровне развития ALoSP можно будет создать показатели безопасности полетов с незначительными последствиями, которые дополнят набор ALoSP. (Показатели с незначительными последствиями иногда называются проактивными/прогнозными.)


           

        11. После того, как набор показателей безопасности полетов и их целевых и пороговых значений для ALoSP государства определен, становится возможным регулярно готовить обобщенные результаты по каждому показателю безопасности полетов. После этого целевые и пороговые значения для каждого показателя могут быть проверены с точки зрения действенности (достижимости). Консолидированные результаты общего уровня эффективности целевых и пороговых значений для готового набора показателей безопасности полетов ALoSP могут быть подготовлены для любого отдельно взятого года или иного периода мониторинга. При желании каждому показателю "целевой уровень достигнут" или "пороговый уровень не превышен" можно присваивать численную оценку (баллы), чтобы дать возможность в численном или процентном отношении оценивать действенность ALoSP. Действенность ALoSP за определенный год или иной период мониторинга можно сравнивать с действенностью по предыдущим или будущим периодам. Государства имеют право свободно расширять базовые критерии измерения действенности ALoSP с помощью других вспомогательных факторов или процедур, если возникнет такая необходимость.


           

        12. Чтобы показатели ALoSP оставались действенными и целесообразными с течением времени, их необходимо периодически пересматривать, чтобы определять, требуются ли им и их целевым и пороговым значениям изменения или дополнения. Подобные периодические пересмотры ALoSP с соответствующими корректировками по результатам могут проводиться на уровне координационного органа ГосПБП. Дополнительная информация по разработке показателей безопасности полетов и критериев установки целевых и пороговых значений приведена в добавлении 4 к данной главе. Параллельно с этим, инструктивный материал по показателям эффективности обеспечения безопасности полетов в СУБП можно найти в главах 2 и 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..