ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «Российские железные дороги». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 1

 

 

Открытое Акционерное Общество

«Российские железные дороги»

Консолидированная финансовая отчетность

по состоянию на 31 декабря 2014 г. и за год,

закончившийся на указанную дату

Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности

ОАО «Российские железные дороги» и его дочерних компаний

2

Содержание

Стр.

Аудиторское заключение независимого аудитора

3

Приложения

Консолидированный отчет о финансовом положении

5

Консолидированный отчет о прибылях и убытках

7

Консолидированный отчет о прочем совокупном доходе

8

Консолидированный отчет об изменениях капитала

9

Консолидированный отчет о движении денежных средств

11

Примечания к консолидированной финансовой отчетности

13

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности

по состоянию на 31 декабря 2014 г. и за год, закончившийся на указанную дату

13

1. 

Описание деятельности и экономической среды

Корпоративная информация

ОАО «Российские  железные  дороги» (далее – «РЖД», ОАО «РЖД», «Компания») было  создано
1 октября 2003 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 585 «О создании открытого
акционерного  общества «Российские  железные  дороги» от 18 сентября 2003 г. и  в  соответствии  с
Программой  Структурной  Реформы  на  Железнодорожном  Транспорте (далее – «Программа
Реформы»). 100 процентов акций Компании принадлежит Российской Федерации.

ОАО «РЖД» зарегистрировано  по  адресу: индекс 107174, Российская  Федерация, г. Москва,
ул. Новая Басманная, 2.

Данная  консолидированная  финансовая  отчетность  ОАО «РЖД» и  его  дочерних  компаний (далее
«Группа») за  год, закончившийся 31 декабря 2014 г., утверждена  к  выпуску  руководством
ОАО «РЖД» 30 апреля 2015 г.

Информация об основных видах деятельности Группы представлена в Примечании 4.

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы

Условия ведения деятельности

В  России  продолжаются  экономические  реформы  и  развитие  правовой, налоговой  и
административной  инфраструктуры, которая  отвечала  бы  требованиям  рыночной  экономики.
Стабильность  российской  экономики  будет  во  многом  зависеть  от  хода  этих  реформ, а  также  от
эффективности предпринимаемых Правительством мер в сфере экономики, финансовой и денежно-
кредитной политики.

В 2014 году  негативное  влияние  на  российскую  экономику  оказали значительное  снижение  цен  на
сырую  нефть  и  значительная  девальвация  российского  рубля, а  также  санкции, введенные  против
России  рядом  стран.  В  декабре  2014  года  процентные  ставки  в  рублях  значительно  выросли  в
результате  поднятия  Банком  России  ключевой  ставки  до 17%. Совокупность  указанных  факторов
привела  к  снижению  доступности  капитала, увеличению  стоимости  капитала, росту  инфляции  и
неопределенности относительно экономического роста, что может в будущем негативно повлиять на
финансовое  положение, результаты  операций  и  экономические  перспективы  Группы. Руководство
Группы  считает, что  оно  предпринимает  надлежащие  меры  по  поддержанию  экономической
устойчивости Группы в текущих условиях.

Процедуры установления тарифов

Тарифы  на  транспортные  услуги, оказываемые  Компанией, устанавливаются  Правительством
Российской  Федерации  на  основании  ожидаемых  значений  основных  макроэкономических
параметров и потребностей Группы в финансировании текущих расходов, капитальных вложений и
выплате  займов. Федеральная  Служба  по  Тарифам  Российской  Федерации (ФСТ) устанавливает
тарифы на грузовые перевозки, осуществляемые Компанией (за исключением транзитных перевозок
через  территорию  России), и  на  определенные  виды  пассажирских  перевозок (пассажирские
перевозки дальнего следования третьего и четвертого классов) для ОАО «Федеральная Пассажирская
Компания», дочернего  общества  ОАО «РЖД». Тарифы  на  транзитные  перевозки  грузов
согласовываются  на  ежегодной  основе  заинтересованными  государствами  и  устанавливаются
межправительственными  соглашениями. Российскую  Федерацию  в  международных  переговорах  о
величине тарифов представляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

14

1.

Описание деятельности и экономической среды (продолжение)

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение)

При  установлении  тарифов  на  регулируемые  грузовые  и  пассажирские  перевозки  дальнего
следования третьего и четвертого классов Компания и АО «Федеральная Пассажирская Компания»,
дочернее  общество  ОАО «РЖД», обязаны  руководствоваться  детальными  прайс-листами,
установленным Тарифным руководством 10-01 и Тарифным руководством 10-02-16, соответственно.
Тарифы, установленные Тарифными руководствами 10-01 и 10-02-16, подлежат ежегодной, и иногда
дополнительной, индексации.

В  целом,  тариф  на  грузовую  перевозку,  подлежащий  оплате  грузоотправителем,  складывается  из
следующих  составляющих: стоимость  локомотивной  тяги  и  услуг  инфраструктуры  и  стоимость
предоставления  в  пользование  вагона. Если  грузоотправитель  использует  для  перевозки  вагон,
принадлежащий  Компании  или  арендованный  ею, то  стоимость  предоставления  вагона  также
подлежит  тарифному  регулированию (в  отличие  от  стоимости  предоставления  вагонов,
принадлежащих  частным  транспортно-экспедиторским  компаниям). Вышеперечисленные  тарифы
подлежат регулированию, поскольку Компания является естественной монополией.

Частные  операторы  перевозок, не  имеющие  статуса  естественной  монополии (включая  дочерние
общества Компании), могут свободно  устанавливать свои цены на вагонную составляющую тарифа
по  грузовым  перевозкам, в  то  время  как  инфраструктурная  и  локомотивная  составляющие
фиксированы  Тарифным  руководством 10-01 и  оплачиваются  грузоотправителями  Компании
напрямую, либо через частных транспортных операторов.

Как описано выше, правительство регулирует тарифы по перевозкам дальнего следования третьего и
четвертого  класса, осуществляемым  АО «Федеральная  Пассажирская  Компания», в  то  время  как
дальние  пассажирские  перевозки  классов  люкс, первый  и  второй, не  регулируются  и  являются
объектом  рыночного  ценообразования. Тарифы  по  пригородным  пассажирским  перевозкам
регулируются  региональными  органами  власти. Международные  тарифы  по  пассажирским
перевозкам  устанавливаются  в  соответствии  с  межправительственными  и  межведомственными
соглашениями, и различаются в зависимости от стран-участниц.

В  августе 2013 года  ФСТ  утвердила «Методические  указания  по  вопросу  государственного
регулирования  тарифов  на  услуги  железнодорожного  транспорта  по  перевозке  грузов  и  услуги  по
использованию  железнодорожной  инфраструктуры  общего  пользования  при  грузовых  перевозках»,
согласно которым при определении индекса изменения тарифов на грузовые перевозки учитываются,
среди  прочего, возврат  капитала  по  объектам  основных  средств  и  нормативная  чистая  прибыль
(доход на капитал).

В то же время, в декабре 2013 года в рамках плана мероприятий по ограничению конечной стоимости
товаров  и  услуг  инфраструктурных  компаний  при  сохранении  их  финансовой  устойчивости  и
инвестиционной  привлекательности  ФСТ  утвердила  тарифы  на  грузовые  перевозки  Компании  на
2014  год  на  уровне  2013  года,  и  коэффициенты  роста  тарифов  на  грузовые  перевозки  на
2015-2018 (включительно) на  уровне  предыдущего  года, увеличенного  на  ожидаемый  показатель
инфляции предыдущего года.

В  декабре 2014 года, в  соответствии  с  прогнозом  социально-экономического  развития  России  на
2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов и финансовым планом и инвестиционной программой
Компании на трехлетний период 2015-2017 годов, утвержденными Правительством, ФСТ утвердила
следующий рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки:
·

в 2015 году на 10%,

·

в 2016 году на 5,5%,

·

в 2017 году на 4,5%.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

15

1.

Описание деятельности и экономической среды (продолжение)

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение)
ФСТ утвердила рост уровня регулируемых тарифов на пассажирские перевозки на 2015 год в размере
10%.

Кроме  того, в  части  тарифной  политики  на  грузовые  железнодорожные  перевозки, с 2013 года
ОАО «РЖД» получило право по самостоятельному изменению уровня тарифов в границах ценовых
пределов, установленных  федеральными  органами  исполнительной  власти. Принципы, в
соответствии  с  которыми  ОАО «РЖД» может  изменять  уровень  тарифов, регламентированы
установленными  ФСТ  правилами. ОАО «РЖД» принимает  решения  об  изменении  уровня  тарифов
только исходя из всестороннего анализа экономического эффекта таких изменений.

На данный момент невозможно предсказать, последуют ли в будущем, и когда именно, какие–либо
дальнейшие  изменения  в  области  регулирования  тарифов. В  консолидированной  финансовой
отчетности  не  были  отражены  какие-либо  корректировки, которые  могли  бы  возникнуть  как
следствие  указанных  выше  неопределенностей. Такие  последствия  будут  отражены  в
консолидированной  финансовой  отчетности  Группы  в  том  периоде, когда  они  проявятся, и  станет
возможной их стоимостная оценка.

Валютные курсы

Обменный  курс  доллара  США  к  рублю  составил 56,26 рублей  и 32,73 рубля  за 1 доллар  США  на
31 декабря 2014 г. и 2013 г., соответственно. Обменный курс  евро к рублю составил 68,34 рублей и
44,97 рубля  на 31 декабря 2014 г. и 2013 г., соответственно. Обменный  курс  фунта  стерлингов  к
рублю  составил 87,42 рублей  и 53,96 рубля  на 31 декабря 2014 г. и 2013 г., соответственно.
Обменный курс швейцарского франка к рублю составил 56,98 рублей и 36,70 рублей на 31 декабря
2014 г. и 2013 г., соответственно.

Значительная  девальвация  рубля  по  отношению  к  иностранным  валютам  во  втором  полугодии
2014 года  привела  к существенному  росту убытков  по курсовым  разницам, возникшим в  результате
пересчета долговых обязательств Группы, номинированных в иностранных валютах, по состоянию на
31декабря 2014 г. (Примечание 16 и 29).

На  30  апреля  2015  г.  обменный  курс  доллара  США  к  рублю  составил  51,70  рубля,  евро  к  рублю
составил 56,81 рублей, фунта  стерлингов  к  рублю  составил 79,65 рублей  и  швейцарского  франка
к рублю – 54,17 рубля.

Субсидии из федерального и местных бюджетов

Группа продолжает получать субсидии от федеральных и местных органов власти для компенсации
эффектов тарифного регулирования в области пассажирских и грузовых перевозок. Такие субсидии
отражаются отдельной строкой в консолидированном отчете о прибылях и убытках (Примечание 25).
Компания  также  получает  субсидии  на  капитальный  ремонт  железнодорожной  инфраструктуры
(подход к отражению таких субсидий описан в Примечаниях 2 и 7).

Превышение текущих обязательств над текущими активами

По  состоянию  на 31 декабря 2014 г. краткосрочные  обязательства  Группы  превысили  ее  текущие
активы на 266 057 миллионов рублей (на 31 декабря 2013 г.: на 177 331 миллион рублей), при этом
рост  дефицита  ликвидности  был  в  основном  вызван  ростом  краткосрочных  заемных  средств
(Примечание 16). Кроме  краткосрочных  заемных  средств, текущие  обязательства  Группы  в
значительной  мере  представлены  кредиторской  задолженностью  перед  поставщиками  за  оказание
услуг  по  строительству, развитию, модернизации  и  ремонту  основных  средств  в  рамках
инвестиционной  программы  Компании, а  также  авансами, полученными  за  перевозку  по  причине
того, что  основная  часть  продаж  транспортных  услуг  Компании  осуществляется  на  условиях
предоплаты. Компания не ожидает изменения основных условий взаимодействия с поставщиками и
покупателями.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

16

1.

Описание деятельности и экономической среды (продолжение)

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение)

В соответствии с утвержденным финансовым планом для всех проектов, включаемых в инвестиционную
программу Компании, определяется источник финансирования соответствующей срочности.

Группа  осуществляет  вложения  в  развитие, модернизацию  и  ремонт  своих  основных  средств.
Инвестиционная деятельность Группы финансировалась за счет денежных средств от операционной
деятельности, а также краткосрочных и долгосрочных заемных средств и средств государственного
финансирования, получаемых в виде субсидий и вложений в уставный капитал Компании.

Руководство использует следующие инструменты для управления ликвидностью Группы:
·

Непрерывный мониторинг и управление  структурой кредитного портфеля с целью  удлинения
сроков  и  формирования  равномерного  графика  погашения  обязательств  в  последующих
периодах;

·

Программа  диверсификации  источников  внешнего  заимствования, включая  выход  на
российские и международные рынки капитала и заимствования в коммерческих банках;

·

Заключение  долгосрочных  и  среднесрочных  договоров  кредитных  линий  с  российскими
банками для обеспечения достаточности финансовых ресурсов в случаях необходимости;

·

Использование 

краткосрочного 

промежуточного 

финансирования  для 

обеспечения

равномерного  денежного  потока  для  финансирования  инвестиций  и  операционной
деятельности.

Руководство Группы полагает, что в течение двенадцати месяцев после даты утверждения к выпуску
настоящей  консолидированной  финансовой  отчетности в  распоряжении  Группы  будут  достаточные
финансовые  ресурсы, включая (а) существующие  денежные  средства, (б) денежные  средства  от
операционной деятельности, (в) заемные средства и (д) поддержку государства.

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики

Основные подходы к составлению консолидированной финансовой отчетности

Настоящая  консолидированная  финансовая  отчетность  была  подготовлена  в  соответствии  с
Международными  Стандартами  Финансовой  Отчетности («МСФО»), выпущенными  Советом  по
МСФО. Российский  рубль  является  функциональной  валютой  Компании  и  большинства  ее
существенных дочерних компаний, поскольку он является валютой первичной экономической среды,
в  которой  осуществляют  свою  деятельность  данные  компании. Настоящая  консолидированная
финансовая  отчетность  представлена  в  российских  рублях (руб.) и  все  значения  округлены  до
ближайшего миллиона (млн. руб.), если не указано иное.

Компания и большинство ее дочерних компаний, за исключением Gefco S.A и ее дочерних компаний,
ведут  бухгалтерский  учет  и  подготавливают  бухгалтерскую  отчетность  в  российских  рублях  в
соответствии  с  действующим  российским  законодательством  в  области  бухгалтерского  учета.
Настоящая  консолидированная  финансовая  отчетность  составлена  на  основе  отчетности,
подготовленной  в  соответствии  с  национальным  законодательством, с  учетом  корректировок  и
реклассификаций  для  целей  представления  консолидированной  финансовой  отчетности  в
соответствии  с  МСФО.  Основные  корректировки  связаны  с признанием  выручки, стоимостной
оценкой  основных  средств, обесценением  долгосрочных  активов, учетом  финансовой  аренды  и
финансовых  инструментов, учетом  долгосрочных  обязательств  перед  работниками  по  планам  с
установленными  выплатами, учетом  резервов, отложенного  налога  на  прибыль  и  вложений  в
дочерние и ассоциированные компании и совместные предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..