ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2013 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «Российские железные дороги». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2013 год - часть 1

 

 

Аудиторское заключение – ОАО «Российские железные дороги»

и его дочерние компании

 

2

Содержание

Стр.

Аудиторское заключение независимого аудитора

3

Приложения

Консолидированный отчет о финансовом положении

5

Консолидированный отчет о прибылях и убытках

7

Консолидированный отчет о прочем совокупном доходе

8

Консолидированный отчет об изменениях капитала

9

Консолидированный отчет о движении денежных средств

11

Примечания к консолидированной финансовой отчетности

13

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности

по состоянию на 31 декабря 2013 г. и за год, закончившийся на указанную дату

13

1. 

Описание деятельности и экономической среды

Корпоративная информация

ОАО «Российские  железные  дороги» (далее – «РЖД», ОАО «РЖД», «Компания») было  создано
1 октября 2003 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 585 «О создании открытого
акционерного  общества «Российские  железные  дороги» от 18 сентября 2003 года  и  в  соответствии  с
Программой Структурной Реформы на Железнодорожном Транспорте (далее – «Программа Реформы»).
100 процентов акций Компании принадлежит Российской Федерации.

ОАО «РЖД» зарегистрировано  по  адресу: индекс 107174, Российская  Федерация, г. Москва,
ул. Новая Басманная, 2.

Данная  консолидированная  финансовая  отчетность  ОАО «РЖД» и  его  дочерних  компаний (далее
«Группа») за  год, закончившийся 31 декабря 2013 года, утверждена  к  выпуску  руководством
ОАО «РЖД» 30 апреля 2014 года.

Информация об основных видах деятельности Группы представлена в Примечании 4.

Факторы, влияющие на финансовое положение Компании

Экономическое положение в России

В  России  продолжаются  экономические  реформы  и  развитие  правовой, налоговой  и  нормативной
инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям рыночной экономики. Стабильность российской
экономики  будет  во  многом  зависеть  от  хода  этих  реформ, а  также  от  эффективности
предпринимаемых  правительством  мер  в  сфере  экономики, финансовой  и  кредитно-денежной
политики.

Российская  экономика  подвержена  влиянию  рыночных  колебаний  и  снижения  темпов
экономического  развития  в  мировой  экономике. Мировой  финансовый  кризис  привел  к
возникновению  неопределенности  относительно  будущего  экономического  роста, доступности
финансирования  и  стоимости  капитала. В  настоящее  время  в  российской  экономике  наблюдаются
признаки  стагнации, и  прогнозируемые  темпы  роста  ВВП  пересматриваются  в  сторону  понижения,
как  российским  правительством, так  и  международными  организациями. Эти  факторы, а  также
потенциальный негативный эффект на российскую экономику кризисной ситуации в Украине, могут
в  будущем  негативно  повлиять  на  финансовое  положение, операционные  результаты  и
экономические  перспективы  Группы. Руководство  Группы  считает, что  оно  предпринимает
надлежащие меры по поддержанию экономической устойчивости Группы в текущих условиях.

Процедуры установления тарифов

Тарифы  на  транспортные  услуги, оказываемые  Компанией, устанавливаются  Правительством
Российской  Федерации  на  основании  ожидаемых  значений  основных  макроэкономических
параметров и потребностей Группы  в финансировании  текущих расходов, капитальных вложений  и
выплате  займов. Федеральная  Служба  по  Тарифам  Российской  Федерации (ФСТ) устанавливает
тарифы на грузовые перевозки, осуществляемые Компанией (за исключением транзитных перевозок
через  территорию  России), и  на  определенные  виды  пассажирских  перевозок (пассажирские
перевозки дальнего следования третьего и четвертого классов) для ОАО «Федеральная Пассажирская
Компания», дочерней  компании  ОАО «РЖД». Тарифы  на  транзитные  перевозки  грузов
согласовываются  на  ежегодной  основе  заинтересованными  государствами  и  устанавливаются
межправительственными  соглашениями. Российскую  Федерацию  в  международных  переговорах  о
величине тарифов представляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

14

1.  

Описание деятельности и экономической среды (продолжение)

Факторы, влияющие на финансовое положение Компании (продолжение)

При  установлении  тарифов  на  регулируемые  грузовые  и  пассажирские  перевозки  дальнего
следования третьего и четвертого классов Компания и ОАО «Федеральная Пассажирская Компания»
обязаны  руководствоваться  детальными  прайс-листами, установленным  Тарифным  руководством
10-01 и  Тарифным  руководством 10-02-16, соответственно. Тарифы, установленные  Тарифными
руководствами 10-01 и 10-02-16, подлежат ежегодной, и иногда дополнительной, индексации.

В  целом,  тариф  на  грузовую  перевозку,  подлежащий  оплате  грузоотправителем,  складывается  из
следующих  составляющих: стоимость  локомотивной  тяги  и  услуг  инфраструктуры  и  стоимость
предоставления  в  пользование  вагона. Если  грузоотправитель  использует  для  перевозки  вагон,
принадлежащий  Компании  или  арендованный  ею, то  стоимость  предоставления  вагона  также
подлежит  тарифному  регулированию (в  отличие  от  стоимости  предоставления  вагонов,
принадлежащих  частным  транспортно-экспедиторским  компаниям). Вышеперечисленные  тарифы
подлежат регулированию, поскольку Компания является естественной монополией.

Частные  операторы  перевозок, не  имеющие  статуса  естественной  монополии (включая  дочерние
общества Компании), могут  свободно  устанавливать свои цены на  вагонную  составляющую тарифа
по  грузовым  перевозкам, в  то  время  как  инфраструктурная  и  локомотивная  составляющие
фиксированы  Тарифным  руководством 10-01 и  оплачиваются  грузоотправителями  Компании
напрямую, либо через частных транспортных операторов.

Как описано выше, правительство регулирует тарифы по перевозкам дальнего следования третьего и
четвертого  класса, осуществляемым  ОАО «Федеральная  Пассажирская  Компания», в  то  время  как
тарифы  на  дальние  пассажирские  перевозки  классов  люкс, первый  и  второй, не  регулируются  и
являются объектом рыночного ценообразования. Тарифы по пригородным пассажирским перевозкам
регулируются  региональными  органами  власти. Международные  тарифы  по  пассажирским
перевозкам  устанавливаются  в  соответствии  с  межправительственными  и  межведомственными
соглашениями, и различаются в зависимости от стран-участниц.

В  августе 2013 года  ФСТ  утвердила «Методические  указания  по  вопросу  государственного
регулирования  тарифов  на  услуги  железнодорожного  транспорта  по  перевозке  грузов  и  услуги  по
использованию  железнодорожной  инфраструктуры  общего  пользования  при  грузовых  перевозках»,
согласно которым при определении индекса изменения тарифов на грузовые перевозки учитываются,
среди  прочего, возврат  капитала  по  объектам  основных  средств  и  нормативная  чистая  прибыль
(доход  на  капитал). При  этом, нормативная  чистая  прибыль (доход  на  капитал) определяется  с
учетом:
·

стоимости  основных  средств  и  нематериальных  активов, созданных  до  перехода  к
долгосрочной  модели  тарифного  регулирования, основанной  на  методе  доходности
инвестированного капитала;

·

планируемых в течение долгосрочного периода регулирования объемов ввода в  эксплуатацию
объектов  основных  средств, используемых  при  осуществлении  грузовых  железнодорожных
перевозок;

·

планируемого  объема  инвестиций, финансируемых  за  счет  средств  федерального  бюджета
Российской  Федерации, внебюджетных  фондов  и  иных  государственных  средств,
привлекаемых на возмездной основе;

·

структуры 

источников 

финансирования 

инвестиций, направленных 

на 

развитие

инфраструктуры железнодорожного транспорта в части грузовых перевозок;

·

доходности  на  капитал, рассчитываемой  дифференцированно  по  капиталу, сформированному
до  перехода  к  долгосрочной  модели  тарифного  регулирования  методом  доходности
инвестированного  капитала, и  по  капиталу, формируемому  в  течение  долгосрочного периода
регулирования.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

15

1. 

Описание деятельности и экономическая среда (продолжение)

Факторы, влияющие на финансовое положение Компании (продолжение)

В то же время, в декабре 2013 ФСТ утвердила тарифы на грузовые перевозки на 2014 год на уровне
2013 года, и  коэффициенты  роста  тарифов  на  грузовые  перевозки  на 2015-2018 (включительно) на
уровне предыдущего года, увеличенного на ожидаемый показатель инфляции предыдущего года:
·

в 2015 на 4.8%,

·

в 2016 на 4.9%,

·

в 2017 на 4.5%,

·

в 2018 на 4.1%.

Тарифы на пассажирские  перевозки в регулируемом сегменте  в 2014 году  будут проиндексированы
на показатель инфляции 2013 года, уменьшенный на 30%.

На данный момент  невозможно предсказать, последуют  ли  в будущем, и когда  именно, какие–либо
дальнейшие  изменения  в  области  регулирования  тарифов. В  консолидированной  финансовой
отчетности  не  были  отражены  какие-либо  корректировки, которые  могли  бы  возникнуть  как
следствие  указанных  выше  неопределенностей. Такие  последствия  будут  отражены  в
консолидированной  финансовой  отчетности  Группы  в  том  периоде, когда  они  проявятся, и  станет
возможной их стоимостная оценка.

Валютные курсы

Обменный  курс  доллара  США  к  рублю  составил  32,73  рублей  и  30,37  рублей  за  1  доллар  США  на
31 декабря 2013 и 2012 гг., соответственно. Обменный курс  евро к рублю  составил 44,97 и 40,23 на
31 декабря 2013 и 2012 гг., соответственно. Обменный  курс  фунта  стерлингов  к  рублю  составил
53,96 и 48,96 на 31 декабря 2013 и 2012 гг., соответственно. Обменный курс швейцарского  франка к
рублю составил 36,70 и 33,29 на 31 декабря 2013 и 2012 гг., соответственно.

На 30 апреля 2014 года обменный курс  доллара США к рублю  составил 35,70 рубля, евро к рублю
составил 49,51 рубля, фунта  стерлингов  к  рублю  составил 60,12 рубля  и  швейцарского  франка
к рублю – 40,59 рубля.

Субсидии из федерального и местных бюджетов

Группа  продолжает  получать  субсидии  от  федеральных  и  местных  органов  власти  для
компенсации эффектов  тарифного регулирования  в  области  пассажирских  и  грузовых  перевозок.
Такие  субсидии  отражаются  отдельной  строкой  в  консолидированном  отчете  о  прибылях  и
убытках (Примечание 26).

Превышение текущих обязательств над текущими активами

По состоянию на 31 декабря 2013 года краткосрочные обязательства Группы превысили ее текущие
активы  на 178 019 миллионов  рублей (2012 год: на 179 438 миллионов  рублей), что, в  основном,
связано  с  тем, что  текущие  обязательства  в  значительной  мере  представлены  кредиторской
задолженностью перед поставщиками за оказание услуг по строительству, развитию, модернизации и
ремонту  основных  средств  в  рамках  инвестиционной  программы  Компании, а  также  авансами,
полученными  за  перевозку  по  причине  того, что  основная  часть  продаж  транспортных  услуг
Компании  осуществляется  на  условиях  предоплаты. Компания  не  ожидает  изменения  основных
условий взаимодействия с поставщиками и покупателями.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

16

1.  

Описание деятельности и экономическая среда (продолжение)

Превышение текущих обязательств над текущими активами (продолжение)

В  соответствии  с  утвержденным  финансовым  планом  для  всех  проектов, включаемых  в
инвестиционную  программу  Компании, определяется  источник  финансирования  соответствующей
срочности.

Группа  осуществляет  вложения  в  развитие, модернизацию  и  ремонт  своих  основных  средств.
Инвестиционная деятельность Группы финансировалась за счет денежных средств от операционной
деятельности, а также краткосрочных и долгосрочных заемных  средств  и  средств государственного
финансирования, получаемых в виде субсидий и вложений в уставный капитал Компании.

Руководство использует следующие инструменты для управления ликвидностью Группы:
·

Непрерывный мониторинг  и  управление  структурой кредитного портфеля  с целью  удлинения
сроков  и  формирования  равномерного  графика  погашения  обязательств  в  последующих
периодах;

·

Программа  диверсификации  источников  внешнего  заимствования, включая  выход  на
российские и международные рынки капитала и заимствования в коммерческих банках;

·

Заключение долгосрочных и среднесрочных кредитных договоров с российскими банками для
обеспечения достаточности финансовых ресурсов в случаях необходимости;

·

Использование 

краткосрочного 

промежуточного  финансирования 

для 

обеспечения

равномерного денежного потока для финансирования инвестиций и хозяйственных операций.

Руководство Группы полагает, что в течение двенадцати месяцев после даты утверждения к выпуску
настоящей  консолидированной финансовой  отчетности  в  распоряжении  Группы  будут  достаточные
финансовые  ресурсы, включая (а) существующие  денежные  средства, (б) денежные  средства  от
операционной деятельности и (в) заемные средства.

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики

Основные подходы к составлению консолидированной финансовой отчетности

Настоящая  консолидированная  финансовая  отчетность  была  подготовлена  в  соответствии  с
Международными  Стандартами  Финансовой  Отчетности («МСФО»), выпущенными  Советом  по
МСФО. Российский  рубль  является  функциональной  валютой  Компании  и  большинства  ее
существенных дочерних компаний, поскольку он является валютой первичной экономической среды,
в  которой  осуществляют  свою  деятельность  данные  компании. Настоящая  консолидированная
финансовая  отчетность  представлена  в  российских  рублях (руб.) и  все  значения  округлены  до
ближайшего миллиона (млн. руб.), если не указано иное.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

17

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение)

Основные подходы к составлению консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

Компания и большинство ее дочерних компаний, за исключением Gefco S.A и ее дочерних компаний,
ведут  бухгалтерский  учет  и  подготавливают  бухгалтерскую  отчетность  в  российских  рублях  в
соответствии  с  действующим  российским  законодательством  в  области  бухгалтерского  учета.
Настоящая  консолидированная  финансовая  отчетность  составлена  на  основе  отчетности,
подготовленной  в  соответствии  с  национальным  законодательством, с  учетом  корректировок  и
реклассификаций  для  целей  представления  консолидированной  финансовой  отчетности  в
соответствии  с  МСФО. Основные  корректировки  связаны  с признанием  доходов, стоимостной
оценкой  основных  средств, учетом  финансовой  аренды  и  финансовых  инструментов, учетом
долгосрочных  обязательств  перед  работниками  по  планам  с  установленными  выплатами, учетом
резервов, отложенного  налога  на  прибыль  и  вложений  в  дочерние  и  ассоциированные  компании  и
совместные предприятия.

Консолидированная финансовая отчетность подготовлена на основании принципа отражения активов
и  обязательств  по  исторической  стоимости, за  исключением  случаев, описываемых  в  положениях
учетной политики ниже.

Изменения в учетной политике и принципах раскрытия информации

В  консолидированной  финансовой  отчетности  представлена  сравнительная  информация  за
предыдущий  период. Кроме  того, Группа  представляет  дополнительный  отчет  о  финансовом
положении  на  начало  наиболее  раннего  предыдущего  периода, представленного  в  отчетности, в
случае  ретроспективного  применения  учетной  политики, ретроспективного  пересчета  или
переклассификации  статей  в  финансовой  отчетности. В  настоящей  консолидированной финансовой
отчетности представлен дополнительный отчет о финансовом  положении по  состоянию  на 1 января
2012 года  ввиду  ретроспективного  применения  некоторых  положений  учетной  политики  и
исправления ошибок предыдущих периодов, см. Примечание 3.

Новые и пересмотренные стандарты и интерпретации

Группа  впервые  применила  некоторые  новые  стандарты  и  поправки  к  действующим  стандартам,
требующие  пересчета  информации, раскрытой  в  предыдущей  финансовой  отчетности, и/или
изменений  учетной  политики Группы  и раскрытия информации. К ним  относятся МСФО (IFRS) 10
«Консолидированная  финансовая  отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашения  о  совместной
деятельности»
, МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения  работникам» (в  редакции 2011 года),
МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой  стоимости» и  поправки  к  МСФО (IAS) 1 «Представление
финансовой  отчетности».
  Кроме  того,  применение  МСФО  (IFRS)  12 «Раскрытие  информации  о
долях  участия  в  других  компаниях»
  привело  к  раскрытию  дополнительной  информации  в
консолидированной финансовой отчетности (Примечание 5).

В  2013  году  Группа  впервые  применила  ряд  других  новых  стандартов  и  поправок  к
действующим  стандартам, включая  измененный  МСФО (

IFRS) 7 «Финансовые  инструменты:

Раскрытие  информации»,  МСФО  (IAS)  32

«Финансовые  инструменты:  Представление

информации – Взаимозачет  финансовых  активов  и  обязательств», а  также  поправки, принятые  в
рамках  Усовершенствований  МСФО (опубликованных  в  мае 2012 года), к  МСФО (IAS) 16
«Основные средства», к МСФО (IAS) 32: «Финансовые инструменты: Представление информации –
Налоговый  эффект  выплат  держателям  долевых  инструментов»  и  к  МСФО  (IAS)  34
«Промежуточная  финансовая  отчетность»

,  однако  они  не  влияют  ни  на  годовую

консолидированную  финансовую  отчетность, ни  на  промежуточную  сокращенную
консолидированную финансовую отчетность Группы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..