Программа развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Программа развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Программа развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года - часть 3

 

 

 

 

32 

законе "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 
2021 годов". 

Отраженные  в  финансовой  модели  Программы  и  планируемые  к 

достижению  результаты  обеспечат  положительный  вектор  развития 
холдинга и в постпрогнозный период.  

В  рамках  реализации  мероприятий,  предусмотренных  Программой, 

будет  обеспечена  положительная  динамика  всех  основных  финансово-
экономических  показателей  деятельности  открытого  акционерного 
общества  "Российские  железные  дороги".  Рентабельность  по  EBITDA 
вырастет 

по 

базовому 

сценарию 

на 

8,5 процентного 

пункта  

(до  29,7 процента),  по  оптимистичному  -  на  12,1 процентного  пункта  
(до 33,3 процента). 

Основные  финансовые 

показатели 

деятельности  открытого 

акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  на  период  до 
2025 года по базовому сценарию приведены в приложении № 11. 

Основные  финансовые 

показатели 

деятельности  открытого 

акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  на  период  до 
2025 года по оптимистичному сценарию приведены в приложении № 12. 

Основные финансовые показатели деятельности холдинга на период 

до 2025 года по базовому сценарию приведены в приложении № 13. 

Основные финансовые показатели деятельности холдинга на период 

до  2025 года  по  оптимистичному  сценарию  приведены  в  приложении 
№ 14. 
 

7. Инновационное и технологическое развитие 

 

В  соответствии  со  Стратегией  научно-технологического  развития 

холдинга на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года основными 
направлениями инновационного развития холдинга определены: 

развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном 

пространстве на основе ориентированности на клиентов; 

создание 

и 

внедрение 

динамических 

систем 

управления 

перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта; 

внедрение  инновационных  систем  автоматизации  и  механизации 

станционных процессов ("интеллектуальная станция"); 

разработка  и  внедрение  перспективных  технических  средств  и 

технологий  инфраструктуры  путевого  комплекса,  железнодорожной 

 

 

33 

автоматики  и  телемеханики,  электрификации  и  электроснабжения, 
инновационных информационных и телекоммуникационных технологий; 

установление требований для создания и внедрения инновационного 

подвижного состава; 

развитие  системы  управления  безопасностью  движения  и  методов 

управления  рисками,  связанных  с  безопасностью  и  надежностью 
перевозочного процесса;  

разработка  и  внедрение  технических  средств  и  технологий  для 

развития скоростного и высокоскоростного движения; 

развитие  технологий  организации  грузового  тяжеловесного 

движения; 

повышение  энергетической  эффективности  производственной 

деятельности; 

внедрение  наилучших  доступных  технологий  в  природоохранной 

деятельности; 

развитие системы управления качеством. 
Выбранные  направления  инновационного  развития  соответствуют 

направлениям  технологического  развития  железнодорожного  транспорта 
стран  с  развитыми  транспортными  комплексами.  Основополагающим 
документом в области инновационной деятельности является комплексная 
программа  инновационного  развития  холдинга,  ориентированная  на 
решение задач стратегического развития холдинга.  

Решением  совета  директоров  открытого  акционерного  общества 

"Российские  железные  дороги"  комплексная  программа  инновационного 
развития будет актуализирована с продлением горизонта планирования до 
2025 года. 
 

Импортозамещение 

 

Открытое  акционерное  общество  "Российские  железные  дороги" 

следует  курсу  на  полноценное  импортозамещение.  Помимо  прямого 
замещения  импортной  продукции  на  отечественные  аналоги  открытым 
акционерным обществом "Российские железные дороги" ведется активная 
работа  с  предприятиями-производителями  по  увеличению  глубины 
локализации  выпускаемой  для  указанного  акционерного  общества 
продукции  железнодорожного  назначения.  Принципиальной  позицией 
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является 
постепенное  доведение  к  2023 году  степени  локализации  производства 
железнодорожной техники в России до 80 процентов. 

 

 

34 

Важно  отметить,  что  мероприятия  по  локализации  производства 

продукции  в  первую  очередь  дают  социальные  эффекты.  Это  новые 
высокотехнологичные производственные мощности, новые рабочие места, 
отчисления  в  бюджеты  и  фонды  различных  уровней,  налоговые 
отчисления.  Кроме  того,  это  поддержка  предприятий  малого  и  среднего 
бизнеса,  которые  задействуются  в  процессах  локализации.  Эффекты  от 
локализации  получает  и  открытое  акционерное  общество  "Российские 
железные 

дороги" 

в 

виде 

высокопроизводительной 

и 

высокотехнологичной 

продукции, 

имеющей 

высокие 

показатели 

надежности. 

Целевые  значения  показателей,  входящих  в  состав  интегрального 

ключевого  показателя  эффективности  инновационной  деятельности, 
приведены в приложении № 15. 
 

8. Цифровизация и информационные технологии 

 

Реализация мероприятий и достижение целей Программы возможны 

только  при  условии  соответствующего  развития  информационных 
технологий, 

обеспечивающих 

эффективность 

бизнеса 

открытого 

акционерного  общества  "Российские  железные  дороги",  снижения 
операционных издержек, а также при условии роста ориентированности на 
клиента и производительности труда. 

Ключевые 

направления 

развития 

информационных 

систем  

в  открытом  акционерном  обществе  "Российские  железные  дороги" 
включают в себя: 

создание  единого  информационного  пространства  грузовых 

перевозок  и  логистики  для  повышения  доходности  грузоперевозок  и 
логистического бизнеса; 

создание  единого  информационного  пространства  пассажирского 

комплекса для повышения доходности пассажирских перевозок; 

формирование  сквозных  цифровых  технологий  организации 

перевозочного  процесса  ("Цифровая  железная  дорога")  для  повышения 
эффективности железнодорожных перевозок и инфраструктуры; 

создание  единой  интегрированной  автоматизированной  системы 

управления, 

оптимизацию 

корпоративных 

систем 

управления 

предприятием, анализ и разработку отчетности для повышения доходности  
 

 

 

35 

зарубежной деятельности, увеличение эффективности социальной сферы и 
корпоративного управления. 

К  2025 году  будет  достигнуто  следующее  целевое  состояние 

информационных 

технологий 

открытого 

акционерного 

общества 

"Российские железные дороги": 

внедрены 

платформенные 

решения, 

интегрированные 

с 

производственными  системами  открытого  акционерного  общества 
"Российские  железные  дороги",  обеспечены  в  рамках  ведомственного 
проекта  Министерства  транспорта  Российской  Федерации  "Цифровой 
транспорт  и  логистика"  их  координация  и  взаимодействие  с  цифровыми 
решениями транспортного комплекса и возможность строить на этой базе 
цифровые  сервисы,  созданы  электронные  каналы  взаимодействия  с 
рынком 

(пассажиры, 

грузоотправители, 

сервисные 

компании), 

федеральными 

органами 

исполнительной 

власти 

и 

в 

рамках 

трансграничного взаимодействия (транспортных коридоров); 

в 

технологические 

процессы 

открытого 

акционерного 

общества "Российские  железные  дороги"  встроены  системы  интернета 
вещей,  обработки  больших  данных,  распределенного  реестра,  цифрового 
моделирования и искусственного интеллекта; 

созданы  новое  поколение  мобильных  рабочих  мест  и  электронный 

документооборот в производственных и управленческих процессах; 

модернизирована 

вычислительная 

и 

телекоммуникационная 

инфраструктура,  обеспечивающая  гарантированный  уровень  доступности 
информационных сервисов; 

внедрены централизованные средства обеспечения информационной 

безопасности на базе импортонезависимых решений; 

выстроена  системная  работа  с  новыми  технологиями  (поиск, 

апробация, прототипирование, внедрение) и развит высокотехнологичный 
бизнес в холдинге. 

Переход  к  целевому  состоянию  информационных  технологий 

создаст  основу  для  новых  сервисов,  основанных  на  использовании 
цифровых  технологий,  и  обеспечит  снижение  доли  эксплуатационных 
расходов  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные 
дороги"  на  информационные  системы  (до  5  процентов  в  год). 
Совершенствование операционной модели управления информационными 
технологиями  направлено  на  обеспечение  эффективного  управления 
информационными  технологиями,  обеспечение  прозрачности  затрат  и 
повышение  производительности  труда,  что  позволит  оптимизировать 

 

 

36 

персонал и достичь экономии при проведении закупок. Оценка потенциала 
на  основе  сопоставимых  компаний  составляет  до  15 процентов 
оптимизации 

информационно-технического 

персонала 

и 

до 

1,2 млрд. рублей экономии закупок. 

Перечень  создаваемых  на  базе  цифровых  технологий  сервисов 

приведен в приложении № 16. 

Для  достижения  поставленных  целей  мероприятия  по  развитию 

информационных 

технологий 

в 

открытом 

акционерном 

обществе "Российские 

железные 

дороги" 

будут 

увязаны 

с 

соответствующей  перестройкой  технологических  процессов  указанного 
акционерного  общества  и  изменениями  нормативно-правовой  базы,  в 
соответствии с которой работает это акционерное общество.  

Реализация  мероприятий  и  программ  развития  информационных 

технологий  обеспечит  цифровую  трансформацию  холдинга  и  укрепит 
позицию  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные 
дороги"  как  отраслевого  технологического  лидера  в  использовании 
информационных  систем,  цифровых  технологий  и  инновационных 
решений,  даст  возможность  открытому  акционерному  обществу 
"Российские  железные  дороги"  стать  партнером  государства  в  вопросах 
построения  цифровой  экономики,  модификации  и  развития  цифровых 
технологий  и  соответствующей  нормативной  базы  транспортной  отрасли 
России. 

Целевые  показатели  эффективности  развития  информационных 

технологий приведены в приложении № 17. 
 

9. Кадровая и социальная политика 

 

Открытое  акционерное  общество  "Российские  железные  дороги" 

рассматривает персонал в качестве важнейшего актива. Учитывая масштаб 
деятельности  и  статус  открытого  акционерного  общества  "Российские 
железные  дороги"  как  крупнейшего  работодателя  страны,  основными 
приоритетами  в  данной  области  являются  проведение  сбалансированной 
кадровой  и  социальной  политики,  направленной  на  повышение 
эффективности  открытого  акционерного  общества "Российские  железные 
дороги",  обеспечение  конкурентоспособности  заработной  платы  при 
опережающем 

росте 

производительности 

труда, 

предоставление 

современного  социального  пакета,  а  также  услуг  в  области 
здравоохранения.  

 

 

37 

С  точки  зрения  приоритетов  социальной  и  кадровой  политики  до 

2025 года работа будет строиться на: 

внедрении  передовых  HR-технологий  (современные  методы 

обучения,  подбора  и  найма  персонала,  возможность  самостоятельного 
формирования  социального  пакета,  создание  и  развитие  технологий 
быстрого  и  удобного  взаимодействия  работника  с  работодателем  
(сервисный 

портал 

работника, 

руководителя 

и 

неработающего 

пенсионера),  автоматизация  HR-процессов,  в  том  числе  на  основе 
технологии Big Data, переход к модели HR бизнес-партнера); 

развитии  действующих  и  наиболее  значимых  для  работника 

подходов (предоставление базового набора льгот, гарантий и компенсаций, 
проведение  ежегодной  индексации  заработной  платы,  развитие 
выстроенной  системы  непрерывной  подготовки  работников,  внедрение 
системы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных 
стандартов). 

Стратегическими  задачами  социальной  и  кадровой  политики 

открытого  акционерного  общества  "Российские  железные  дороги" 
являются: 

обеспечение  необходимого  для  производственной  деятельности 

притока трудовых ресурсов; 

развитие  персонала,  основанное  на  современных  подходах  к 

обучению и подготовке; 

совершенствование  политики  мотивации  персонала  (целевой 

ориентир  -  обеспечение  соотношения  заработной  платы  на  уровне  1,35  к 
общероссийскому  уровню.  Открытое  акционерное  общество  "Российские 
железные  дороги"  будет  постоянно  осуществлять  мониторинг  ситуации  и 
обеспечивать  необходимый  уровень  конкурентоспособности,  в  том  числе 
исходя  из  параметров  уровня  заработных  плат  в  стране,  по  мере 
улучшения  параметров  работы  и  внедрения  новых  технических  и 
технологических решений с учетом финансовых возможностей открытого 
акционерного общества "Российские железные дороги"); 

реализация социальной политики; 
поддержание  здоровья  персонала  на  уровне,  соответствующем 

требованиям безопасности движения. 

Списочная  численность  работников  холдинга  по  состоянию  на 

30 июня  2018 г.  составляет  921,2 тыс.  человек,  в  том  числе  открытого 
акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  -  759,7 тыс. 
человек.  Для  достижения  стратегических  целей  открытого  акционерного 

 

 

38 

общества  "Российские  железные  дороги"  и  с  учетом  целевого  периметра 
холдинга в 2025 году при прогнозном уровне объема работы и параметров 
роста  производительности  труда  (открытое  акционерное  общество 
"Российские  железные  дороги"  формирует  отчет  о  производительности 
труда ежемесячно нарастающим итогом в соответствии с годовой формой 
федерального  статистического  наблюдения  №  ПТ  (ГС)  "Сведения  о 
производительности  труда  по  предприятиям  сектора  нефинансовых 
корпораций  с  государственным  участием",  утвержденной  приказом 
Федеральной  службы  государственной  статистики  от  23 сентября  2014 г. 
№ 576)  списочная  численность  работников  холдинга  составит  848,4 тыс. 
человек,  в  том  числе  открытого  акционерного  общества  "Российские 
железные дороги" - 709 тыс. человек. 

Снижение  численности  работников  будет  проводиться  с  учетом 

естественного  оттока  персонала,  перераспределения  трудовых  ресурсов 
внутри  открытого  акционерного  общества "Российские  железные  дороги" 
и  переобучения  новым  профессиям,  а  также  с  учетом  синхронизации 
трудоустройства  работников  на  рынке  труда  с  центрами  занятости 
субъектов Российской Федерации.  

Исходя из параметров Программы и естественного оттока персонала 

(выход  на  пенсию,  увольнение  по  собственному  желанию)  до  2025 года 
прогнозируется  ежегодное  привлечение  до  65 - 75 тыс.  человек  с  учетом 
привлечения  с  рынка  труда  подготовленных  специалистов  с 
соответствующим  уровнем  образования  и  квалификации  и  участия 
открытого  акционерного  общества "Российские  железные  дороги"  в 
подготовке работников. 

Такой  подход  является  конкурентным  преимуществом  открытого 

акционерного общества "Российские железные дороги" как работодателя и 
элементом  социальной  ответственности,  так  как  открытое  акционерное 
общество  "Российские  железные  дороги"  обучает  и  гарантирует  место 
работы после прохождения обучения. 

Одновременно  в  связи  с  изменениями технологий  и цифровизацией 

процессов  в  перспективе  до  2025 года  возникает  потребность  в  новых 
профессиональных  квалификациях,  профессиях  и  должностях,  а  также 
необходимость актуализации трудовых функций. 

Прежде  всего  это  специалисты  IT-технологий,  машинисты 

дистанционно 

контролирующие 

подвижной 

состав, 

операторы 

летательных  аппаратов  диагностики  инфраструктуры,  руководители, 

 

 

39 

рабочие и специалисты по строительству и эксплуатации инфраструктуры 
высокоскоростных линий и подвижного состава и др. 

В связи с модернизацией технологий производственных процессов и 

внедрением  инноваций  одними  из  приоритетных  направлений  работы  до 
2025 года  являются  переход  на  систему  профессиональных  квалификаций 
и разработка профессиональных стандартов. 

Важным  мотивационным  инструментом  системы  привлечения  и 

удержания  персонала  является  коллективный  договор  открытого 
акционерного  общества  "Российские  железные  дороги".  Его  основные 
функции  -  социальная  защита  работников,  сохранение  социальной 
стабильности  в  трудовых  коллективах,  повышение  привлекательности 
открытого  акционерного  общества "Российские  железные  дороги"  на 
рынке труда и развитие социального партнерства.  

Особое  внимание  будет  уделено  обеспеченности  предприятий 

персоналом  в  районе  Байкало-Амурской  магистрали.  В  последнее 
десятилетие в данном регионе наблюдается значительный отток населения 
трудоспособного  возраста.  В  первую  очередь  это  связано  с  низким 
уровнем качества и доступности социальных услуг. 

Прогнозные  показатели  кадровой  политики  в  социальной  сфере 

приведены в приложении № 18. 
 

10. Обеспечение экологической безопасности 

 

Выбор  приоритетов  открытого  акционерного  общества  "Российские 

железные  дороги"  в  области  рационального  природопользования  и 
повышения экологической безопасности до 2025 года определен Основами 
государственной политики в области экологического развития Российской 
Федерации  на  период  до  2030 года,  утвержденными  Президентом 
Российской  Федерации  30 апреля  2012 г.,  и  Указом  Президента 
Российской  Федерации  от  7 мая  2018 г.  № 204  "О  национальных  целях  и 
стратегических  задачах  развития  Российской  Федерации  на  период  до 
2024 года". 

С  учетом  приоритетов  государственной  политики  в  сфере  охраны 

окружающей среды целью открытого акционерного общества "Российские 
железные  дороги"  в  области  природоохранной  деятельности  является 
повышение 

уровня 

экологической 

безопасности, 

рационального 

природопользования и сохранения природных систем. 

Целевые  показатели  обеспечения  экологической  безопасности  до 

2025 года приведены в приложении № 19. 

 

 

40 

 

11. Обеспечение транспортной безопасности 

 

Мероприятия  по  обеспечению  транспортной  безопасности  объектов 

транспортной  инфраструктуры  и  транспортных  средств  определены 
требованиями  Федерального  закона  "О транспортной  безопасности"  и 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  26 апреля 
2017 г. № 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной 
безопасности,  в  том  числе  требований  к  антитеррористической 
защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности 
для  различных  категорий  объектов  транспортной  инфраструктуры  и 
транспортных  средств  железнодорожного  транспорта",  а  также  иными 
нормативными правовыми актами.  

До  2025 года  должны  быть  реализованы  мероприятия  по 

обеспечению 

транспортной 

безопасности 

и 

охране 

объектов  

(по  предварительной  оценке  открытого  акционерного  общества 
"Российские  железные  дороги",  необходимо  более  2 трлн. рублей  на 
выполнение  полного  комплекса  мероприятий.  За  счет  средств 
инвестиционной 

программы 

открытого 

акционерного 

общества 

"Российские  железные  дороги"  (проекты  "Транспортная  безопасность"  и 
"Транспортная безопасность инфраструктурных проектов") предусмотрено 
до  2025 года  48,5 млрд. рублей.  По  мере  реализации  Программы  затраты 
могут быть уточнены и скорректированы источники финансирования).  
 

12. Система корпоративного управления 

 

Поставленные  перед  холдингом  цели  по  активному  расширению 

присутствия  на  конкурентных  рынках  требуют  динамического  подхода  к 
управлению  портфелем  бизнес-проектов.  Холдинг  должен  оперативно 
занимать  ниши  в  перспективных рыночных  сегментах,  активно  развивать 
свое  присутствие  в  них,  а  также  своевременно  выходить  из  бизнеса, 
максимизируя  совокупную  отдачу  на  сделанные  инвестиции.  Управление 
этой  деятельностью  будет  осуществляться  на  проектной  основе  на 
принципах,  схожих  с  управлением  инвестиционными  активами. 
Соответственно  система  корпоративного  управления  будет  обеспечивать 
создание обществ под новые бизнес-проекты и управление ими, применяя 
инструментарий,  наиболее  соответствующий  стадиям  их  жизненного 
цикла. 

 

 

41 

Непрерывный  динамичный  процесс  реализации  синергичных  с 

железнодорожными  активами  бизнес-проектов,  включая  создание, 
развитие  и  продажу,  станет  генератором  дополнительного  денежного 
потока открытого акционерного общества "Российские железные дороги", 
который может быть использован как для расширенного воспроизводства 
самого  портфеля  бизнес-проектов,  так  и  для  инвестиций  в  основную 
деятельность  этого  акционерного  общества,  в  том  числе  в 
инфраструктурные проекты.  

Управление  портфелем  обществ  будет  осуществляться  с  учетом 

стратегии  холдинга  в  отношении  бизнес-направления,  местоположения 
общества  на  шкале  жизненного  цикла  (создание  -  развитие, 
функционирование  -  спад,  выход  из  бизнеса),  внесистемных  факторов 
(рыночные, макроэкономические и другие факторы). 

В  сфере  организационного  развития  будет  осуществлен  переход  к 

субхолдинговой организационной модели, что позволит: 

обеспечить 

прозрачное 

распределение 

функционала, 

ответственности и границ деятельности; 

создать  механизм  для  балансировки  и  определения  границ 

деятельности между смежными (либо по рынку, либо по месту в цепочке 
добавленной стоимости) обществами; 

сформировать  единые  центры  ответственности,  компетенций, 

принятия  решений  и  консолидации  прибыли  (на  базе  управляющих 
компаний). 

Приоритетом  будет  развитие  бизнес-проектов,  обеспечивающих 

приток  дополнительных  грузов  и  пассажиров  на  железнодорожную 
инфраструктуру открытого акционерного общества "Российские железные 
дороги" путем разработки и внедрения современных технологий, в первую 
очередь  в  направлениях  бизнес-агрегации  и  интеграции  сервисов. 
В частности,  в  области  логистических  услуг  планируется  построение 
интеграционной  платформы,  которая  будет  обеспечивать  координацию 
грузоотправителей  и  грузополучателей,  собственников  подвижного 
состава,  операторов  различных  видов  транспорта.  Данный  вид  бизнеса 
будет  способствовать  развитию  транспортного  рынка  и  формированию 
полной  логистической  цепи,  включая  интермодальную  транспортировку, 
складские  услуги,  рассчетно-кассовое  обслуживание,  оптимизацию  цепи 
поставок  и  др.  При  этом  помимо  прямых  доходов  от  функционирования 
площадки ее развитие позволит привлечь дополнительную грузовую базу 
для железнодорожного транспорта. 

 

 

42 

В  области  пассажирских  перевозок  также  ожидается  формирование 

интеграционных  сервисов  для  обеспечения  комфортной  перевозки  и 
сопутствующих  услуг  для  пассажиров  (перевозка  железнодорожным 
транспортом,  интеграция  с  автобусными  перевозками,  кассовое 
обслуживание,  онлайн-сервисы  и  дополнительные  сопутствующие 
сервисы).  

 

13. Портфель долгосрочных финансовых вложений  

открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 

в акции и доли участия 

 

На  начало  2018 года  открытое  акционерное  общество  "Российские 

железные  дороги"  владело  акциями  (долями)  125 обществ.  К  2025 году 
планируется  с  учетом  рыночной  конъюнктуры  прекращение  участия 
открытого  акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  в 
уставных  капиталах  максимально  возможного  числа  хозяйственных 
обществ,  акции  (доли)  которых  включены  в  утвержденный  советом 
директоров  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные 
дороги" реестр непрофильных активов указанного акционерного общества. 
Портфель  долгосрочных  финансовых  вложений  этого  акционерного 
общества в акции и доли участия будет меняться в средне- и долгосрочной 
перспективе по мере появления новых проектов развития в конкурентных 
сегментах  рынка,  включать  как  общества,  деятельность  которых 
направлена  на  реализацию  инициатив  Программы  по  стратегическим 
направлениям  развития,  так  и  общества,  создаваемые  только  в 
инвестиционных  целях,  и  учитывать  необходимость  разграничения  сфер 
деятельности  обществ  с  целью  недопущения  внутрихолдинговой 
конкуренции и обеспечения максимальной синергии внутри холдинга.  

Помимо  решения  стратегических  задач  за  период  2019 -  2025 годов 

общества  обеспечат  открытому  акционерному  обществу "Российские 
железные  дороги"  суммарный  дивидендный  поток  в  размере  157 млрд. 
рублей во всех сценариях. 

Поставленные  цели  по  развитию  деятельности  открытого 

акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  на  конкурентных 
рынках  требуют  обеспечения  гибкости  портфеля  долгосрочных 
финансовых  вложений  открытого  акционерного  общества  "Российские 
железные  дороги"  в  акции  и  доли  участия.  Из  портфеля  будут  выведены 
непрофильные общества, а дальнейшие его изменения будут определяться 
решениями  по  запуску  новых  проектов  по  развитию,  с  одной  стороны,  и 
решениями о выходе из бизнеса (закрытии проектов), с другой стороны. 

 

 

43 

Перечень  обществ,  участие  открытого  акционерного  общества 

"Российские  железные  дороги"  в  которых  планируется  сохранить  на 
период  до  2025 года,  приведен  в  приложении  № 20.  Это  не  исключает 
возможности  отчуждения  некоторых  из  них  в  зависимости  от  рыночной 
конъюнктуры 

и 

других 

факторов. 

Например, 

это 

относится  

к  акционерному  обществу  "РЖДстрой",  акционерному  обществу 
"Компания ТрансТелеКом", акционерному обществу "Вагонная ремонтная 
компания - 2", акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 3" 
и пригородным пассажирским компаниям. 
 

IV. Управление реализацией Программы и система  

ключевых показателей эффективности 

 

В соответствии с директивами Правительства Российской Федерации 

от  17 июля  2014 г.  № 4955п-П13  предусматривается  проведение  на 
ежегодной  основе  аудита  реализации  Программы  с  привлечением 
экспертной организации, являющейся членом одной из саморегулируемых 
организаций аудиторов. Такой аудит проводится в порядке, установленном 
стандартом  проведения  аудиторской  проверки  реализации  Программы 
(утвержден 

советом 

директоров 

открытого 

акционерного 

общества "Российские  железные  дороги"  8 декабря  2014 г.,  протокол 
№ 25),  а  также  с  учетом  соответствующего  технического  задания  для 
проведения  аудита.  При  необходимости  по  результатам  ежегодного 
мониторинга  Программы  проводится  в  установленном  порядке  ее 
корректировка, включая параметры ключевых показателей эффективности. 

Система  ключевых  показателей  эффективности  Программы 

включает основные показатели, внесенные в Программу с учетом директив 
Правительства Российской Федерации, которые также включены в систему 
мотивации 

топ-менеджмента 

открытого 

акционерного 

общества 

"Российские железные дороги".  

Плановые 

значения 

ключевых 

показателей 

эффективности 

деятельности на  период до  2025 года по  базовому  сценарию  приведены в 
приложении № 21.  

Плановые 

значения 

ключевых 

показателей 

эффективности 

деятельности  на  период  до  2025 года  по  оптимистичному  сценарию 
приведены в приложении № 22. 

Ключевые показатели  эффективности  Программы декомпозированы 

по  уровням  управления  и  увязаны  с  системой  мотивации  менеджмента 
открытого  акционерного  общества  "Российские  железные  дороги" 

 

 

44 

в соответствии  с  методическими  указаниями  по  применению  ключевых 
показателей 

эффективности 

государственными 

корпорациями, 

государственными 

компаниями, 

государственными 

унитарными 

предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале 
которых  доля  участия  Российской  Федерации,  субъекта  Российской 
Федерации  в  совокупности  превышает  50 процентов,  одобренными 
Правительством Российской Федерации. 

В случае изменения ключевых предпосылок и допущений, принятых 

при формировании Программы (в том числе в части регуляторной модели 
отрасли),  плановые  значения  ключевых  показателей  эффективности 
Программы могут быть в установленном порядке пересмотрены. 

Реализация  Программы  будет  обеспечена  в  рамках  формирования 

среднесрочного  финансового  плана  открытого  акционерного  общества 
"Российские  железные  дороги"  и  инвестиционной  программы,  целевых 
сценариев  стратегий  развития  и  бюджетов  дочерних  обществ  открытого 
акционерного  общества  "Российские  железные  дороги",  стратегических 
документов по отдельным направлениям деятельности холдинга. 

В рамках ежегодного мониторинга хода реализации Программы и в 

целях  выработки  решения  совета  директоров  открытого  акционерного 
общества 

"Российские 

железные 

дороги" 

будут 

предлагаться 

корректировка  параметров  и  (или)  переход  на  оптимистичный  сценарий 
Программы  в  зависимости  от  ситуации  с  нормативной  и  регуляторной 
средой,  изменившимися  условиями  по  независящим  от  открытого 
акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  причинам, 
корректировкой  грузопотоков,  что  может  повлечь  корректировку 
инвестиционной программы. 
 

V. Система управления рисками 

 

Ключевые  риски  открытого  акционерного  общества  "Российские 

железные  дороги",  связанные  с  реализацией  мероприятий  Программы, 
определены  с  учетом  их  влияния  на  достижение  ключевых  показателей 
эффективности деятельности и сгруппированы в следующие категории по 
источнику возникновения: 

макроэкономические риски; 
риски, связанные с государственным регулированием; 
рыночные риски; 
инвестиционные риски; 
управленческие риски; 

 

 

45 

кадровые риски; 
научно-технические и технологические риски; 
технологические (внешние) риски; 
технологические (внутренние) риски; 
налоговые риски. 
Среди макроэкономических рисков наибольшее негативное влияние 

оказывают ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение 
грузовой  базы  проектов,  в  том  числе  за  счет  ужесточения  санкций.  Это 
означает, что:  

рост  стоимости  заемного  финансирования  на  0,5 процента  от 

предусмотренного  приведет  к  росту  процентных  платежей  на 
76 млрд. рублей  (по  базовому  сценарию,  включая  капитализируемые 
проценты); 

валютный  риск  может  быть  минимизирован  в  случае  реализации 

проектов  в  рублях  и  привлечения  заемного  финансирования  в  валюте  в 
объеме, не превышающем поступления валютной выручки; 

рост цен на потребляемую продукцию, в том числе нефтепродукты и 

электроэнергию, будет опережать прогноз. 

Степень  влияния  макроэкономических  рисков  на  показатели 

Программы  оценивается  как  высокая.  Для  минимизации  влияния 
макроэкономических рисков запланированы следующие мероприятия: 

постоянное  взаимодействие  с  государственными  органами  и 

основными 

потребителями 

услуг, 

с 

полным 

и 

объективным 

информированием 

о 

потенциальных 

негативных 

последствиях 

принимаемых решений; 

реализация  комплекса  мер  по  повышению  эффективности, 

долгосрочные договоры с поставщиками;  

принятие  решений  о  предоставлении  институтам  развития 

дополнительной ликвидности. 

Среди  рисков,  связанных  с  государственным  регулированием, 

наибольшее влияние оказывают следующие риски: 

отсутствие (невыполнение) долгосрочных государственных решений 

в  части  финансирования  развития  железнодорожного  транспорта 
(оценивается как критичный при высокой вероятности наступления); 

изменение  государственного  регулирования  (поддержки)  других 

видов  транспорта,  приводящее  к  ухудшению  конкурентоспособности 
железнодорожного транспорта; 

 

 

46 

либерализация  рынков  грузовых  и  пассажирских  перевозок 

(оценивается как критичный при небольшой вероятности наступления); 

снижение  объема  государственного  финансирования  (ведет  к 

необходимости  привлечения  внешнего  долга  и  процентов  по 
обслуживанию  долга,  а  также  к  сокращению  объема  инвестиционной 
программы); 

отставание развития нормативно-правовой базы от технологического 

развития  (оценивается  как  значительный  при  высокой  вероятности 
наступления). 

Для  минимизации  влияния  рисков,  связанных  с  государственным 

регулированием, запланированы следующие мероприятия: 

поиск альтернативных источников и механизмов финансирования; 
оптимизация технических решений по капитальным проектам; 
разделение 

проектов 

на 

этапы 

и 

их 

реализация 

в 

приоритизированном порядке; 

постоянное  взаимодействие  с  государственными  органами  и 

основными  потребителями  услуг  открытого  акционерного  общества 
"Российские  железные  дороги",  информирование  их  о  потенциальных 
негативных последствиях принимаемых решений. 

Среди 

рыночных 

рисков 

наибольшее 

влияние 

оказывает 

существенное  изменение  объемов  грузовой  базы  и  ее  структуры 
относительно  прогнозируемых  значений  в  результате  волатильности 
рынков  (основной  прирост  грузооборота  обеспечивается  реализацией 
проектов,  включенных  в  комплексный  план  модернизации  и  расширения 
магистральной  инфраструктуры  (при  допущении,  что  остальные 
инвестиции  на  обновление,  модернизацию  и  подвижной  состав 
практически не влияют на прирост, так как не направлены на увеличение 
емкости сети). В этой связи снижение прироста грузооборота будет вести к 
пропорциональной  невозможности  реализации  этих  проектов  и  снизит 
чистую прибыль открытого акционерного общества "Российские железные 
дороги",  которая  является  их  источником).  Каждый  процент  снижения 
грузооборота  от  запланированного  приведет  в  период  до  2025  года  к 
снижению доходов на сумму более 500 млрд. рублей, уменьшению чистой 
прибыли  на  247 млрд. рублей,  уменьшению  инвестиционной  программы 
почти на 700 млрд. рублей. 

Для  минимизации  влияния  рыночных  рисков  запланированы 

следующие мероприятия: 

выстраивание долгосрочных отношений с клиентами; 

 

 

47 

повышение  рыночной  гибкости  и  расширение  бизнеса  в 

дерегулированных сегментах; 

развитие 

логистических 

возможностей 

для 

удовлетворения 

потребностей клиентов в комплексных услугах. 

Среди  управленческих  рисков  можно  выделить  недостаточность 

компетенций  персонала  в  области  управления.  При  этом  такой  риск 
оценивается как незначительный при невысокой вероятности наступления. 
Для его минимизации проводится постоянное совершенствование системы 
управления. 

Среди налоговых рисков наибольшее влияние оказывает увеличение 

налоговой  нагрузки  вследствие  ужесточения  налоговой  политики 
Российской 

Федерации 

в 

условиях 

нестабильной 

социально-

экономической  ситуации  (оценивается  как  критичный  риск  при  высокой 
вероятности наступления). Для его минимизации планируется постоянное 
взаимодействие 

участников 

рынка 

с 

федеральными 

органами 

исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов 
Российской Федерации.  

Среди  инвестиционных  рисков  наибольшее  влияние  могут 

оказывать: 

недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры (оценивается как 

критичный риск при средней вероятности наступления); 

несоблюдение 

планируемых 

сроков 

реализации 

проектов 

инвестиционной программы. 

Для  минимизации  рисков  планируется  оптимизация  технических 

решений  и  совершенствование  системы  управления  инвестиционными 
проектами. 

Среди технологических рисков наибольшее влияние оказывают: 
отставание  ликвидации  ограничений  смежных  видов  транспорта 

(мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной 
программы  открытого  акционерного  общества "Российские  железные 
дороги"; 

неудовлетворение  потребностей  рынка  грузовых  перевозок 

вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов.  

Для минимизации таких рисков планируется: 
постоянное  взаимодействие  с  компаниями  смежных  видов 

транспорта  для  синхронизации  планов  реализации  инвестиционных 
программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной 
программы в случае необходимости; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..