ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2019 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2019 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2019 года - часть 2

 

 

 

17 

усмотрению 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

5. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - CH0205819441, валюта выпуска - швейцарский франк 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, CHF 

150 000 000 CHF X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, CHF 

150 000 000 CHF X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 8 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 2,730 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 26.02.2021 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

 отсутствуют 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

6. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS0609017917, валюта выпуска - фунт стерлингов 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, GBP 

650 000 000 GBP X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, GBP 

650 000 000 GBP X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 20 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 7,487 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

40 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 25.03.2031 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 

 отсутствуют 

 

18 

усмотрению 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

7. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS1041815116, валюта выпуска - евро 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, EUR 

500 000 000 EUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, EUR 

500 000 000 EUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 9 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 4,60 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 06.03.2023 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 дейcтвующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

 отсутствуют 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

8. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS1501561739, валюта выпуска - доллар США 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, USD 

500 000 000 USD X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, USD 

268 929 000 USD X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 4 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

3,45 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 06.10.2020 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 

 отсутствуют 

 

19 

усмотрению 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

9. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS1502188375, валюта выпуска - российский рубль 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUB 

15 000 000 000 RUB X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUB 

15 000 000 000 RUB X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 7 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

9,20 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

14 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 07.10.2023 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

 отсутствуют 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

10. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS1574068844, валюта выпуска - доллар США 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, USD 

500 000 000 USD X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, USD 

 395 901 000 USD X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 7 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

4,375 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

14 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 01.03.2024 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 

 отсутствуют 

 

20 

усмотрению 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

11. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS1574787294, валюта выпуска - российский рубль 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUB 

15 000 000 000 RUB X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUB 

15 000 000 000 RUB X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 7 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

8,99 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

14 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 03.03.2024 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

 отсутствуют 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

12. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - CH0379268748, валюта выпуска – швейцарский франк 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUB 

450 000 000 CHF X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUB 

450 000 000 CHF X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 6 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

2,1 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 02.10.2023 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

 

21 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

 отсутствуют 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

13. Займ, Ноты участия в займе, ISIN - XS1701384494, валюта выпуска – российский рубль 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

RZD Capital P.L.C., 2-й этаж, Палмерстон Хаус, Фениан 
Стрит, Дублин 2, Ирландия 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUB 

15 000 000 000 RUB X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUB 

15 000 000 000 RUB X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

 7 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

7,9 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

14 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

 Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 19.10.2024 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

 действующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

 отсутствуют 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

Наименование показателя 

На 31.03.2019 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

16 076 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

16 076 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

 

 

22 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут 
существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности,  источниках 
финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется 
 

2.4 Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 
Приводится  подробный  анализ  факторов  риска,  связанных  с  приобретением  размещаемых 

эмиссионных ценных бумаг, в частности: 

отраслевые риски; 
страновые и региональные риски; 
финансовые риски; 
правовые риски; 
риск потери деловой репутации (репутационный риск); 
стратегический риск; 
риски, связанные с деятельностью эмитента. 
 
Политика эмитента в области управления рисками 
Для достижения  целей, поставленных в Стратегии развития  холдинга «РЖД» до 2030 года 

Компания  использует  различные  инструменты  управления,  одним  из  которых  является  система 
управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД» (далее – СУРиВК). 

Формирование  системы  управления  рисками  ОАО «РЖД»  продиктовано  практическими 

целями  получения  финансово-экономической  выгоды,  а  также  объективной  потребностью 
ОАО «РЖД»  в  использовании  проактивных  управленческих  инструментов.  При  этом  осознание 
потребности в оценке и управлении рисками уже само по себе свидетельствует о высоком уровне 
зрелости процессов принятия текущих и стратегически ориентированных решений. 

Положение  о  системе  управления  рисками  ОАО  «РЖД»  (далее  —  Положение)  утверждено 

советом  директоров  в  2016 году.  В  связи  с  выходом  в  2017 году  обновленного  стандарта  COSO 
«Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» 
Положение  в  2018 году  подлежало  актуализации,  в  том  числе  в  целях  интеграции  систем 
управления рисками и внутреннего контроля. 

Так, в Компании разработан проект нового Положения, которое определяет: 
- цели и задачи СУРиВК; 
- принципы функционирования СУРиВК; 
- процесс управления рисками и его этапы; 
- компоненты интегрированной СУРиВК и их взаимосвязь; 
- участников СУРиВК и их взаимодействие; 
- риск-аппетит; 
- оценку эффективности СУРиВК; 
- ограничения СУРиВК. 
В  2018 году  разработана  целевая  модель  интегрированной  СУРиВК  до  2021  года,  в  рамках 

реализации  которой  привлечен  независимый  консультант  для  оценки  реализуемых  инициатив  на 
предмет соответствия передовым практикам по управлению рисками. 

В  2019  году  продолжается  работа  по  развитию  СУРиВК  путем  дальнейшего  внедрения 

актуализированной  нормативно-методологической  базы,  формирования  программ  и  проведения 
обучения,  совершенствования  подходов  к  оценке  рисков  с  акцентом  на  моделирование,  проведения 
комплексного  анализа  рисков,  а  также  использование  его  результатов  в  процессах  принятия 
решений  и  дальнейшей  интеграцией  СУРиВК  с  процессной  моделью  управления.  При  этом  особое 
внимание 

уделяется 

выстраиванию 

единообразных 

подходов 

в 

ОАО «РЖД» 

путем 

совершенствования СУРиВК в ДЗО. Также предусмотрена проработка вопроса по автоматизации 
СУРиВК и созданию единой информационной платформы.  

Основные задачи, решаемые в рамках системы управления рисками: 
-  выявление  потенциальных  областей  риска  и  оценка  возможности  предотвращения  или 

минимизации возникновения рисков;  

-  предупреждение  возникновения  рисков  на  основе  их  систематического  прогнозирования  и 

оценки;  

-  создание  управленческих  инструментов  и  механизмов,  обеспечивающих  эффективное 

управление рисками;  

-  разработка  и  оценка  комплекса  мероприятий  по  предотвращению  рисковых  ситуаций  и 

минимизации ущерба в случае их наступления;  

-  определение  ресурсов,  необходимых  для  проведения  работы  по  устранению  или 

минимизации  выявленных  рисков,  и  их  оптимальное  распределение  в  соответствии  с 

 

23 

установленными регламентами.  

Совокупность  потенциальных  рисков  ОАО  «РЖД»  выявляется  и  оценивается  в  рамках 

аналитического  блока  системы  управления  рисками  ОАО «РЖД».  Оценка  и  учет  масштабов 
влияния  выявленных  на  данном  этапе  рисков  на  деятельность  ОАО  «РЖД»  являются  базой  для 
выработки и реализации стратегических направлений совершенствования работы ОАО «РЖД».  

Задачей  проактивного  управления  рисками  является  минимизация  возможного  ущерба  и 

вероятности  возникновения  рисков  за  счет  планомерных  воздействий  на  причины  и  последствия 
возникновения  рисков,  тогда  как  реактивное  управление  рисками  предполагает,  как  правило,  либо 
отказ от рискованных проектов, либо сознательное сохранение риска при его низкой вероятности 
или слабой степени влияния на деятельность ОАО «РЖД». 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

Риски рынка железнодорожных перевозок и инфраструктуры 
Одним  из  основных  отраслевых  рисков  для  ОАО  «РЖД»  как  на  внутреннем,  так  и  на 

внешних  рынках,  является  снижение  объемов  перевозок  грузов,  которое  может  привести  к 
снижению  операционной  прибыли  и  сокращению  источников,  необходимых  для  обновления 
основных  фондов  и  эффективного  развития  производственной  базы  Компании.  Основными 
причинами  снижения  объемов  перевозок  ОАО  «РЖД»  является  возможное  ухудшение 
макроэкономической  ситуации  в  России,  поскольку  исторически  объем  перевозок  грузов  на 
железнодорожном 

транспорте 

коррелирует 

с 

динамикой 

грузообразующих 

отраслей 

промышленности  и  сельскохозяйственного  производства,  падение  спроса  на  товары  российского 
экспорта,  а  также  обострение  конкуренции  в  отдельных  сегментах  рынка  перевозок  между 
различными видами транспорта.  

ОАО  «РЖД»  является  собственником  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта 

общего  пользования,  по  которой  в  2018  г.  было  осуществлено  46,1%  грузооборота  транспортной 
системы  России,  включая  трубопроводный  транспорт,  и  87,4%  грузооборота  без  учета 
трубопроводного  транспорта,  а  также  существенный  объем  транзита  грузов.  Снижение 
конкурентоспособности  ОАО  «РЖД»  на  транспортном  рынке  может  произойти  по  причине 
строительства  новых  объектов  транспортной  инфраструктуры  конкурирующих  видов 
транспорта, имеющих лучшие технико-экономические характеристики.  

Достижение  целевых  показателей  деятельности  ОАО «РЖД»  предусматривается  за  счет 

осуществления  приоритетных  инвестиционных  проектов  и  реализации  комплексных  инициатив, 
позволяющих  обеспечить  внедрение  технологических  решений,  увязанных  с  планами  развития 
инфраструктуры  и  обновления  подвижного  состава,  а  также  мероприятий  по  достижению 
целевых  показателей    клиентоориентированности  по  срокам  и  скорости  доставки 
грузов.Основными  конкурентами  на  внутреннем  рынке  грузоперевозок  являются  трубопроводный, 
автомобильный  и  водный  виды  транспорта,  а  также  воздушный  транспорт  на  рынке 
пассажирских перевозок.  Но по мере  повышения  экологических сборов и платежей за пользование 
автомобильными дорогами, а также ужесточения других требований к грузовым автомобильным 
перевозкам,  конкурентоспособность  и  эффективность  железнодорожного  транспорта  в 
долгосрочной перспективе будет восстанавливаться.  

Наиболее сильным конкурентом для пассажирских железнодорожных перевозок в России, как 

и  во  всем  мире,  являются  авиационные  пассажирские  перевозки  на  расстояние  более  1000  км. 
Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость  и,  как следствие, 
время  доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования со стороны государства и более 
высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.  

На  внешнем  рынке  организация  новых  железнодорожных  транзитных  коридоров  и 

судоходных  линий  между  Европой  и  Азией  усиливает  конкурентное  давление  на  транзитные 
перевозки  по  инфраструктуре  ОАО  «РЖД».  Вместе  с  тем,  в  конкурентной  борьбе  с 
альтернативными  транзитными  маршрутами  Компания  имеет  ряд  преимуществ:  наличие 
транзитной  инфраструктуры,  конкурентоспособное  время  доставки  грузов,  значительная 
протяженность перевозки по территории России без прохождения дополнительных таможенных 
процедур.  

Результатом  обострения  конкуренции  между  различными  видами  транспорта  как  на 

внутреннем, так и на внешнем рынках является перераспределение между ними объемов перевозок 
высокодоходных  грузов,  что  влечет  снижение  рентабельности  основной  деятельности  ОАО 
«РЖД».  

В  целях  недопущения  снижения  конкурентоспособности  грузовых  перевозок  ОАО  «РЖД» 

реализует  долгосрочную  стратегию,  направленную,  в  том  числе,  на  обеспечение  соответствия 
качества  услуг  грузовых  перевозок  международным  стандартам,  развитие  логистических 

 

24 

технологий  и    спектра  терминально-складских  услуг,  разработку  и  внедрение  новых  видов  услуг, 
гибкое  ценообразование,  а  также  интеграцию  цифровых  решений  при  оформлении  грузовых 
перевозок.  

Объем и структура пассажирских перевозок напрямую зависят от роста реальных доходов 

населения и конкурентной позиции ОАО «РЖД» на рынке перевозок. Одним из рисков для эмитента 
является падение объемов пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, 
которое может привести к сокращению источников для обновления основных фондов и снижению 
эффективности  деятельности  дочерних  обществ  ОАО  «РЖД»,  осуществляющих  пассажирские 
перевозки.  В  целях  сохранения  конкурентоспособности  пассажирских  перевозок  ОАО  «РЖД» 
предпринимает  меры  по  повышению  качества  услуг,  оказываемых  пассажирам,  выводу  на  рынок 
новых  продуктовых  предложений,  гибкому  ценообразованию,  оптимизации  маршрутной  сети, 
развитию мультимодальных и скоростных перевозок.  

Пригородными  пассажирскими  компаниями  совместно  с  субъектами  Российской 

Федерации  реализуется  механизм  формирования  социального  заказа,  в  соответствии  с  которым 
перевозчик  обязуется  перед  соответствующим  субъектом  Российской  Федерации  выполнить 
заказанный  объем  транспортной  работы,  а  субъект  Российской  Федерации,  в  свою  очередь, 
возместить  перевозчику  потери,  связанные  с  установлением  тарифа  ниже  экономически 
обоснованного  уровня,  в  пределах  заказанного  объема  вагоно-километровой  работы  с  учетом 
работы по повышению их внутренней эффективности. 

 
Риск экспансии иностранных перевозчиков и операторов на транспортный рынок России 

в условиях членства страны в ВТО 

В  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  инфраструктура 

железнодорожного транспорта общего пользования находится в собственности ОАО «РЖД» и не 
может быть отчуждена, передана в аренду или доверительное управление иному физическому или 
юридическому  лицу.  ОАО  «РЖД»  является  общесетевым  перевозчиком  грузов  на  всей 
принадлежащей ОАО «РЖД» инфраструктуре общего пользования.  

Доступ  к  услугам  железнодорожного  транспорта  в  рамках  Единого  экономического 

пространства,  состоящего  из  Белоруссии,  Казахстана,  России  (далее  -  ЕЭП),  предоставляется 
железнодорожным  перевозчикам  стран  ЕЭП  на  участки,  которые  ограничены  приграничными 
участками  инфраструктуры,  прилегающими  к  стыку  двух  сопредельных  инфраструктур 
государств, в пределах установленного оператором участка обращения локомотива. 

Также  законодательство  Российской  Федерации  не  содержит  запрета  на  осуществление 

пассажирских  перевозок  по  железнодорожной  инфраструктуре  Российской  Федерации  более  чем 
одним  перевозчиком.  Иностранный  перевозчик  может  получить  доступ  на  внутренний  рынок 
железнодорожных  пассажирских  услуг  Российской  Федерации  при  условии  выполнения  им 
требований российского законодательства, предъявляемых к перевозчику. 

Для  ОАО  «РЖД»  как  владельца  инфраструктуры  целевой  задачей  является  повышение 

эффективности  и  доходов  от  использования  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта 
общего пользования для осуществления перевозок пассажиров. 

Вследствие  изложенного  данный  риск  не  является  критическим  для  ОАО  «РЖД»  как 

владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.  

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом 

в  своей  деятельности  и  их  влияние  на  деятельность  эмитента  и  исполнение  обязательств  по 
ценным бумагам 

Неблагоприятное изменение ситуации в области цен на поставляемую для нужд ОАО «РЖД» 

продукцию,  в  том  числе,  за  счет  девальвации  рубля  может  привести  к  значительному  росту 
объемов оборотных средств и снижению рентабельности основной деятельности Компании, так 
как  ОАО  «РЖД»  не  имеет  возможности  оперативно  реагировать  на  подобные  изменения  путем 
корректировки тарифов на перевозки.  

В  целях  диверсификации  указанных  рисков  ОАО  «РЖД»  ведется  работа  по  заключению 

долгосрочных  контрактов  на  поставку  продукции,  имеющей  стратегическое  значение,  создаются 
предпосылки  для  демонополизации  поставок  отдельных  материально-технических  ресурсов  и 
запасных частей. Система закупок продукции и приобретения основных производственных фондов 
переведена на конкурсную основу. 

 

 

Риски, связанные с ужесточением санкций зарубежных стран 
В случае ужесточения санкций зарубежных стран возможны следующие последствия:  
снижение  объемов  перевозок  железнодорожным  транспортом  вследствие  сокращения 

производства на предприятиях, попавших под санкции, а также на предприятиях являющихся их 
поставщиками; 

 

25 

перераспределение  грузопотоков  и  их  направлений  в  результате  активизации  процессов 

импортозамещения,  поиска  российскими  компаниями  новых  рынков  сбыта,  в  том  числе 
переориентация  деловой  активности  с  запада  на  восток;  ситуация  с  перераспределением 
грузопотоков  может  негативно  сказаться  на  планах  по  развитию  отдельных  участков 
инфраструктуры  (уже  осуществленные  вложения  могут  оказаться  не  эффективны)  и 
потребовать большего внимания к развитию других участков;  

усиление  ценового  давления  поставщиков  в  результате  роста  цен,  связанного  с 

необходимостью компенсирования компаниями спада доходов из-за сокращения спроса, а также в 
результате  сохраняющегося  низкого  уровня  конкуренции  на  ключевых  для  ОАО  «РЖД»  товарных 
рынках, изменений курсового соотношения рубля к основным мировым валютам и из-за ограничений 
импорта;  

сокращение  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»  в  результате  ухудшения  финансовых 

результатов 

деятельности 

эмитента 

и 

возможностей 

государства 

по 

поддержке 

железнодорожного транспорта в условиях возникновения новых потребностей в государственном 
финансировании; ограничения возможностей осуществления  заимствований, как за рубежом, так 
и  внутри  страны,  рост  процентных  ставок  и  сокращение  доступных  сроков  привлечения 
заимствований  на  внутреннем  рынке  могут  привести  к  росту  расходов  по  обслуживанию 
кредитного портфеля ОАО «РЖД». 

 
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента, и их 

влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам 

ОАО  «РЖД»  осуществляет  деятельность  по  перевозкам,  предоставлению  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования,  которая  является 
естественно-монопольной в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ 
«О естественных монополиях».  

Базовые  тарифные  ставки  на  перевозки  грузов  железнодорожным  транспортом  общего 

пользования  и  услуги  по  использованию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего 
пользования  (за исключением  транзитных перевозок через территорию России) устанавливаются 
Правительством  Российской  Федерации  в  лице  Федеральной  антимонопольной  службы  (далее  – 
ФАС  России)  и  публикуются  в  Прейскуранте  № 10-01  «Тарифы  на  перевозки  грузов  и  услуги 
инфраструктуры,  выполняемые  российскими  железными  дорогами»  (Тарифное  руководство  № 1, 
части 1 и 2). При этом транзитные  перевозки грузов осуществляемые  в рамках Договора о ЕАЭС 
(между государствами-членами ЕАЭС, а также  из/в государств-членов ЕАЭС  в/из третьих стран 
транзитом по российским железным дорогам через российские порты) также тарифицируются по 
правилам Прейскуранта № 10-01.  

 Данные  тарифы  индексируются  на  основании  динамики  основных  макроэкономических 

параметров  и  потребностей  ОАО «РЖД»  в  финансировании  текущих  расходов  и  капитальных 
вложений. 

В  соответствии  с  Методическими  указаниями  по  вопросу  государственного  регулирования 

тарифов  на  услуги  железнодорожного  транспорта  по  перевозке  грузов  и  услуги  по  использованию 
железнодорожной  инфраструктуры  общего  пользования  при  грузовых  перевозках  (утверждены 
приказом  ФСТ  России  от  30.08.2013  №166-т/1,  далее  –  методические  указания)  целевой  уровень 
индексации на грузовые железнодорожные перевозки рассчитывается на очередной финансовый год 
и на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования продолжительностью не менее 
5  лет.  Также  данными  методическими  указаниями  предусмотрено  проведение  корректировки 
индексов  изменения  тарифов  в  случае  отклонения  фактических  параметров  их  расчета  от 
прогнозных значений. 

В методические указания приказом ФАС России «О внесении изменений в отдельные приказы 

ФСТ России и ФАС России по вопросам долгосрочного государственного регулирования тарифов на 
услуги  железнодорожного  транспорта  по  перевозке  грузов  и  услуги  по  использованию 
железнодорожной  инфраструктуры  общего  пользования  при  грузовых  перевозках»  (от  13.07.2018 
№ 997/18)  внесены  изменения,  согласно  которым  индексы  изменения  тарифов  на  2019  –  2025 годы 
определяются  по  формуле,  исходя  из  средневзвешенного  индекса  потребительских  цен  минус  0,1 
процентный пункт. Также  указанным  приказом  продлено  до 2025 года  действие целевой надбавки 
на  капитальный  ремонт  инфраструктуры  в  размере  2%  и  установлена  на  2019-2021  годы 
дополнительная  целевая  надбавка  на  компенсацию  расходов,  связанных  с  корректировкой 
налогового законодательства РФ в размере 1,5%. 

Приказом  ФАС  России  от  30.10.2018  №1482/18  утверждены  до  2025  года  включительно 

индексы  к  ставкам  тарифов,  сборов  и  платы  за  перевозки  грузов  и  услуги  по  использованию 
инфраструктуры  при  перевозках  грузов.  Указанные  индексы  соответствуют  следующим  темпам 
роста грузовых тарифов: 2019 г.  - 3,5%, 2020 г.  – 3,6%, 2021 г.  -  3,9%, 2022 г.  –  3,8%,2023 г.  –  3,9%, 

 

26 

2024г. - 3,9%, 2025 г. – 3,9%. При этом, учитывая, что дополнительная целевая надбавка к грузовым 
железнодорожным  тарифам  на  компенсацию  расходов,  связанных  с  корректировкой  налогового 
законодательства  Российской  Федерации,  в  размере  1,015  установлена  до  31  января  2021  года, 
фактический рост тарифов в 2022 году оценивается в размере 2,3%. 

Принимаемые  регулятором  решения  об  уровне  индексации  тарифов  на  грузовые  перевозки 

(риск  изменения  тарифов)  оказывают  существенное  влияние  на  объем  доходов  ОАО «РЖД»  и 
рентабельность основной деятельности. Так, например, с учетом принятых тарифных решений в 
условиях  2019  года,  1  процентный  пункт  индексации  тарифов  на  грузовые  железнодорожные 
перевозки  составляет  свыше  14,5  млрд.  рублей  доходных  поступлений.  Переход  на  долгосрочное 
тарифное  регулирование  является  одним  из  основополагающих  элементов  формирования 
долгосрочной  финансовой  модели  деятельности  компании,  наличие  которой  является  важным 
фактором инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД». 

В части гибкой тарифной политики на грузовые перевозки, начиная с 2013 года, ОАО «РЖД» 

предоставлено  право  самостоятельно  изменять  уровень  тарифов  на  перевозки  грузов  в  границах 
ценовых  пределов,  установленных  ФАС  России.  ОАО «РЖД»  принимает  решения  об  изменении 
уровня  тарифов  в  рамках  ценовых  пределов,  исходя  из  всестороннего  анализа  экономического 
эффекта таких изменений. 

В  2018  г.  предельная  надбавка  к  тарифам  на  грузовые  перевозки  составила  8%,  а 

максимальная скидка – 50%. С 2019 г. верхняя граница ценовых пределов установлена на уровне 1.0, в 
то время как максимальная скидка сохранена на уровне 50%.  

При этом с 2019 года приказом ФАС России от 15.11.2018 № 1564/18 в Прейскуранте № 10-01 

были установлены дополнительные надбавки к тарифам на порожний пробег вагонов в размере 6% 
и  к  тарифам  на  перевозку  экспортных  грузов,  за  исключением  некоторых  типов  грузов,  в  размере 
8%. 

По  действующим  нормативным  документам,  тарифы  на  транзитные  перевозки  грузов  по 

железным  дорогам  Российской  Федерации  устанавливаются  в  соответствии  с  международными 
договорами,  участниками  которых  является  Российская  Федерация.  Тарификация  за  транзитные 
перевозки  грузов  по  российским  железным  дорогам  за  исключением  перевозок  в  рамках  Договора  о 
ЕАЭС,  осуществляется  по  правилам  и  ставкам  Тарифной  политики  Железных  дорог  государств-
участников  Содружества  Независимых  Государств  на  перевозки  грузов  в  международном 
сообщении.  

В  соответствии  с  действующим  законодательством,  регулирование  тарифов  на 

транзитные  перевозки  грузов  осуществляется  Министерством  транспорта  Российской 
Федерации.  С  2014  г.  полномочия  по  снижению  базовых  транзитных  тарифов  делегированы 
ОАО «РЖД».  С  учетом  этого  индексы  к  ставкам  Тарифной  политики  СНГ  и  спецставки 
устанавливаются решениями правления ОАО «РЖД». 

Государственному  регулированию  подлежат  также  тарифы  на  услуги  по  предоставлению  

инфраструктуры  при  перевозках  пассажиров  в  поездах  дальнего  следования  и  пригородном 
сообщении, а также ставки платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, его 
эксплуатации  и  управлению,  техническому  обслуживанию  и  ремонту,  оказываемые  ОАО «РЖД» 
пригородным перевозчикам. 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

ОАО «РЖД» 

обеспечивает 

бесперебойность 

взаимодействия 

всех 

отраслей 

промышленности,  сельского  хозяйства,  своевременность  межотраслевых  и  межрегиональных 
поставок разнообразной продукции, а также потребность населения в перевозках.  

Железнодорожный  транспорт  способствует  с  одной  стороны,  комплексному  развитию 

каждого региона, а с другой – объединению их в единый хозяйственный организм.  

ОАО «РЖД» осуществляет деятельность в большинстве субъектов Российской Федерации и 

имеет  значительное  количество  партнеров,  поставщиков  и  крупных  потребителей  в  различных 
регионах  страны.  Железные  дороги  соединяют  79  из  85  субъектов  Российской  Федерации, 
обслуживают  основные  города  и  имеют  прямое  влияние  на  их  рост,  промышленное  развитие  и 
региональную интеграцию.  

 
Основные  страновые  риски,  реализация  которых  может  иметь  негативное  влияние  на 

динамику  финансовых  и  производственных  показателей  ОАО «РЖД»,  заключаются  в  возможном 
ужесточении  санкций  со  стороны  зарубежных  стран  или  более  продолжительном,  чем 
ожидается,  действии  уже  введенных  против  российской  экономики  ограничительных  мер, 
направленных на конкретные отрасли промышленности страны и влияющих на снижение объемов 
и темпов роста погрузки грузов на железнодорожный транспорт. 

В случае существенных негативных изменений в экономической ситуации страны в целом и 

регионах,  где  эмитент  осуществляет  свою  деятельность,  эмитент  будет  проводить 

 

27 

соответствующие мероприятия по минимизации издержек и ценовую политику, чтобы сохранить 
свои позиции, как на региональном, так и на российском рынке в целом. 

Действующие  санкции  направлены  против  трех  секторов  российской  экономики  – 

финансового,  энергетического  и  оборонного.  Причем  основные  риски  заключены  в  первых  двух 
секторах,  имеющих  определяющее  значение  для  развития  российской  экономики.  ОАО «РЖД»  не 
включено в санкционный список, однако негативный эффект на Компанию может оказать общее 
влияние  санкций  на  экономику  России,  за  счет  сокращения  объемов  экспортных  перевозок 
грузоотправителей,  а  также  перераспределения  грузопотоков  и  их  направлений  в  результате 
активизации процессов импортозамещения. 

Риски,  связанные  с  возможным  введением  чрезвычайного  положения  и  забастовками  в 

регионах,  в  которых  эмитент  осуществляет  основную  деятельность,  оцениваются  как 
минимальные. 

Вероятность  техногенной  катастрофы  или  масштабного  стихийного  бедствия  в 

настоящее  время  невелика.  При  этом  ОАО «РЖД»  имеет  значительный  опыт  участия  в 
ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,  обладает  резервами  специальных  технических 
средств,  необходимых  для  восстановления  движения  поездов  в  минимальные  сроки,  в  Компании 
разработаны планы работы на случай возникновения кризисных ситуаций в отдельных регионах.  
 

Риски,  связанные  с  географическим  местонахождением  эмитента,  отсутствуют.  В  свою 

очередь, деятельность эмитента призвана минимизировать географические риски других субъектов 
экономики и населения, связанные с возможным прекращением транспортного сообщения в связи с 
удаленностью и/или труднодоступностью.

  

 

2.4.3. Финансовые риски 

Валютный риск: Оценка валютного риска Эмитента и выбор инструмента управления валютным 
риском основываются на анализе открытой валютной позиции Эмитента. Величина и структура 
рассчитанной  открытой  валютной  позиции  определяют  подходы  к  хеджированию,  которые 
направлены  на  снижение  размера  открытой  валютной  позиции  и  валютных  рисков 
соответственно.  Колебания  курса  рубля  к  основным  валютам  оказывает  разнонаправленное 
влияние  на  денежные  потоки  Эмитента  в  рамках  открытой  валютной  позиции.  Эмитент 
минимизирует влияние колебаний курсов валют путем снижения открытой валютной позиции, в 
том числе применяя производные финансовые инструменты. 

 

Процентный риск: Волатильность рыночных процентных ставок оказывает умеренное влияние на 
Эмитента ввиду минимальной доли заимствований с плавающей процентной ставкой, привязанной 
к  рыночным  показателям  доходности  или  межбанковским  ставкам,  в  портфеле  заимствований 
Эмитента. 
 
Риск  роста  уровня  инфляции:  Рост  уровня  инфляции  может  оказать  негативное  влияние  на 
финансовое  состояние  Эмитента,  в  том  числе  за  счет  увеличения  процентной  нагрузки  на 
Эмитента  по  рублевым  облигациям,  привязанным  к  уровню  инфляции.  В  то  же  время  на 
финансовое  состояние  Эмитента  в  первую  очередь  влияют  объем  погрузки,  а  также  уровень 
железнодорожного тарифа. В случае достижения показателем инфляции критических значений, а 
также  резкого  изменения  процентных  ставок,  наибольшим  изменениям  будут  подвержены 
следующие  показатели  финансовой  отчетности  Эмитента:  прибыль,  размер  дебиторской  и 
кредиторской задолженности.  
 
Организация  системы  по  управлению  финансовыми  рисками:  Эмитент  уделяет  значительное 
внимание  реализации  мероприятий  по  управлению  финансовыми  рисками.  У  Эмитента 
сформирована и постоянно совершенствуется система управления финансовыми рисками. 

Основополагающим  документом  системы  управления  финансовыми  рисками  является 

Политика управления финансовыми рисками. 

Политика определяет: 

 

финансовые риски Эмитента; 

 

принципы управления ими;  

 

процесс управления: 

­  выявление; 
­  анализ и оценка;  
­  принятие решения (выбор стратегии управления);  
­  собственно,  управление  риском,  в  том  числе  с  применением  инструментов 
хеджирования при необходимости; 
­  мониторинг результатов; 

 

28 

­  оценка  эффективности  мероприятий  по  управлению  финансовыми  рисками 
(самодиагностика); 

 

инструменты управления, в том числе хеджирование; 

 
Центром  принятия  решений  в  отношении  управления  финансовыми  рисками  выступает 

Комиссия по управлению финансовыми рисками ОАО «РЖД» – коллегиальный орган, состоящий из 
руководителей  Эмитента,  под  председательством  первого  заместителя  генерального  директора 
ОАО «РЖД». 

Управление  финансовыми  рисками  осуществляет  команда  высококвалифицированных  риск-

менеджеров,  ориентированных  на  результат,  объединенных  едиными  корпоративными 
ценностями и целями. 

Применяемые у Эмитента подходы к риск-менеджменту основаны на передовых практиках 

управления  финансовыми  рисками,  принципах  диверсификации  путем  использования  различных 
инструментов управления рисками и надежных контрагентов. 

Политика риск-менеджмента исключает спекулятивные инструменты управления рисками, 

а также операции с ненадежными контрагентами. 

2.4.4. Правовые риски 

Налоговое законодательство 
В целях нивелирования  риска  изменения налогового законодательства, в том числе  в части 

увеличения налоговых ставок или изменения порядка сроков расчета и уплаты налогов, ОАО «РЖД» 
на  регулярной  основе  осуществляет  мониторинг  изменений  в  налоговом  законодательстве  и 
правоприменительной  практике,  осуществляет  эффективное  взаимодействие  с  налоговыми  и 
другими государственными органами, а в случае внесения изменений в налоговое законодательство 
Российской  Федерации  планирует  свою  финансово-хозяйственную  деятельность  с  учетом  таких 
изменений. 

Валютное регулирование 
Основополагающим  нормативным  правовым  актом  в  области  валютного  регулирования 

является  Федеральный  закон  от  10.12.2003  №  173-ФЗ  «О  валютном  регулировании  и  валютном 
контроле».  В  целом,  законодательство  в  данной  области  не  подвержено  частым  изменениям, 
поэтому риски, связанные с изменением валютного регулирования в настоящее время оцениваются 
как минимальные.  

ОАО «РЖД» проводит постоянный мониторинг изменений правил валютного регулирования 

и  валютного  контроля  в  иностранных  государствах,  тем  самым  минимизируя  риски  в  данной 
области. 

Правила таможенного контроля и пошлин 
При  осуществлении  внешнеэкономической  деятельности  существуют  риски  ужесточения 

таможенного  контроля  и  увеличения  таможенных  пошлин.  Вместе  с  тем,  риск  увеличения 
таможенных  пошлин  является  незначительным,  поскольку  Федеральный  закон  от  27.11.2010  № 
311-ФЗ  «О  таможенном  регулировании  в  Российской  Федерации»  и  Таможенный  кодекс 
Таможенного  союза  четко  регулируют  правила  таможенного  контроля  и  устанавливают  ставки 
таможенных пошлин. Кроме того, акты законодательства о таможенном деле вступают в силу 
не  ранее  чем  по  истечении  30  дней  после  дня  их  официального  опубликования,  применяются  к 
отношениям,  возникшим  после  введения  их  в  действие,  и  по  общему  правилу  не  имеют  обратной 
силы.  В  случае  изменения  таможенного  законодательства  Компания  примет  необходимые  меры 
для минимизации возможных негативных последствий.  

ОАО «РЖД» проводит постоянный мониторинг изменений правил таможенного контроля в 

иностранных государствах, тем самым минимизируя риски в данной области. 

Лицензирование основной деятельности 
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию деятельности ОАО «РЖД», в 

настоящее  время  оцениваются  как  минимальные.  В  случае  изменения  и/или  введения  новых 
требований по лицензированию деятельности, Компания примет необходимые меры для получения 
соответствующих лицензий и разрешений. 

Судебная практика по вопросам, связанным с деятельностью эмитента 
Компания  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии  с  законодательством 

Российской  Федерации  и  проводит  ежедневный  мониторинг  судебной  практики.  В  этой  связи, 
негативные  последствия  изменений  судебной  практики  для  ОАО «РЖД»  минимальны.  В  случае 
возникновения  судебных  споров  в  иностранной  юрисдикции,  эмитент  привлекает  консультантов, 
специализирующихся в области применимого к возникшему спору права. 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Риск  потери  деловой  репутации  эмитента  -  риск  возникновения  убытков  в  результате 

 

29 

уменьшения  числа  клиентов  (контрагентов)  вследствие  формирования  в  обществе  негативного 
представления  о  финансовой  устойчивости,  финансовом  положении  эмитента,  качестве  его 
продукции (работ, услуг) или характере его деятельности в целом. 

Оценивается  компанией  как  минимальный,  поскольку  эмитент  своевременно  и  в  полном 

объеме  исполняет  свои  обязательства  перед  клиентами,  инвесторами  и  партнерами, 
осуществляет  контроль  качества  предоставляемых  услуг,  строго  соблюдает законодательство  и 
нормы  деловой  этики.  ОАО «РЖД»  обеспечивает  прозрачность  своей  деятельности  путем 
опубликования  обязательной  к  раскрытию  отчетности  и  информации  о  деятельности 
ОАО «РЖД».  Усилия  компании  по  поддержанию  высокого  уровня  раскрываемой  информации 
отмечается  рейтинговыми  агентствами  и  успешными  результатами  участия  ОАО «РЖД»  в 
ведущих профильных конкурсах, организованных в сфере раскрытия информации на рынке ценных 
бумаг. 

2.4.6. Стратегический риск 

Вероятность реализации стратегического риска оценивается для ОАО «РЖД» как низкая. 
Деятельность  ОАО  «РЖД»  осуществляется  в  соответствии  с  утвержденными 

Правительством  Российской  Федерации  документами:  Транспортной  стратегией  Российской 
Федерации  на  период  до  2030  года  и  Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в 
Российской  Федерации  до  2030  года.  В  дополнение  к  указанным  стратегиям  в  ОАО «РЖД» 
разработана  и  утверждена  Долгосрочная  программа  развития  ОАО «РЖД»  до  2025  года 
(распоряжение  Правительства  РФ  от  19.03.2019  №466-р).  Конкретные  задачи  по  достижению 
целевых  показателей  формализуются  в  рамках  финансового  плана  и  инвестиционной  программы 
ОАО «РЖД». Планы деятельности ОАО «РЖД» в рамках текущей работы, его финансовый план и 
инвестиционная  программа  рассматриваются  на  заседаниях  Правительства  Российской 
Федерации,  реализуются  только  одобренные  Правительством  мероприятия.  Это  значительно 
снижает  риск  неучета  или  недостаточного  учета  возможных  опасностей  и  некорректного 
определения объемов ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей Компании. 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами,  в  которых  участвует  эмитент, 

являются незначительными.  

В  случае  истечения  у  эмитента  срока  действия  лицензии,  приостановления  действия 

лицензии  или  аннулирования  лицензии,  на  основании  которой  он  осуществляет  какой-либо  вид 
деятельности,  эмитент  приложит  необходимые  усилия  по  продлению  срока  действия  такой 
лицензии, получению новой лицензии или возобновлению действия такой лицензии. 

Риски, связанные с возможной ответственностью эмитента по долгам третьих лиц, в том 

числе  дочерних  обществ  эмитента  и  их  влияние  на  исполнение  эмитентом  обязательств  по 
облигациям являются незначительными. 

Поскольку  эмитент  является  крупнейшим  перевозчиком  грузов  железнодорожным 

транспортом  и  владельцем  инфраструктуры  железнодорожной  отрасли  вероятность  потери 
потребителей, на которых приходится 10 и более процентов выручки, является крайне низкой. 

 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: открытое акционерное общество «Российские железные 
дороги»
 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 23.09.2003 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО «РЖД» 
Дата введения действующего сокращенного фирменного наименования: 23.09.2003 
 
Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания
 
Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
 

Наименование и номер свидетельства на товарный 

знак (знак обслуживания) 

№ заявки 

Дата 

приоритета 

товарного 

Дата регистрации 

в 

Государственном 
реестре товарных 

Орган, выдавший 

лицензию/свидетельс

тво 

Срок действия 

лицензии/свидетельство 

 

30 

знака 

знаков и знаков 

обслуживания 

Российской 

Федерации 

 

 

 

 

 

с 

по 

 

№ 320986 «РЖД» 

(комбинированный, 

серый) 

2006707018 

24.03.2006 

14.02.2007 

 

24.03.2006 

Продление 

срока 

действия  до 

24.03.2026 

 

№ 341333 «РЖД» 

(изобразительный, 

красный) 

2007715024 

22.05.2007 

18.01.2008 

 

22.05.2007 

Продление 

срока 

действия до 

22.05.2027 

 

№ 341334 «РЖД» 

(изобразительный, ч/б) 

2007715025 

22.05.2007 

18.01.2008 

 

22.05.2007 

Продление 

срока 

действия до 

22.05.2027 

 

№ 430162 «rzd» 

(словесный) 

2008737647 

04.12.2008 

15.02.2011 

 

04.12.2008 

Ведется 

работа по 

продлению 

срока 

действия 

исключительн

ого права 

 

№ 417779 «РЖД» 

(комбинированный, 

красный, серый) 

2009726078 

21.10.2009 

07.09.2010 

 

21.10.2009 

21.10.2019 

 

№ 431487 «РЖД» 

(словесный) 

2009730617 

30.11.2009 

03.03.2011 

 

30.11.2009 

30.11.2019 

 

№ 115 «РЖД»  

(изобразительный, 

красный, общеизвестный) 

31.12.2010 

11.07.2012 

 

бессрочный 

 

№121 «РЖД» 

(изобразительный, ч/б, 

общеизвестный) 

31.12.2010 

 

 

бессрочный 

 
 
Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования 
Наименование эмитента в течение времени его существования не менялось 
 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации 
Номер государственной регистрации: 
Дата государственной регистрации: 
Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: 
Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1037739877295 
Дата  внесения  записи  о  юридическом  лице,  зарегистрированном  до  1  июля  2002  года,  в  единый 
государственный реестр юридических лиц: 23.09.2003 
Наименование регистрирующего органа: межрайонная инспекция ФНС России № 39 по г. Москве 
 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили 
 

3.1.4. Контактная информация 

 
Место нахождения эмитента 

 

31 

107174, Российская Федерация, г. Москва, Новая Басманная, 2 
Адрес эмитента, указанный в едином государственном реестре юридических лиц 
107174, Российская Федерация, г. Москва, Новая Басманная, 2 
Телефон: +7 (499) 262-37-26, 262-54-63, 260-31-74 
Факс: +7 (499) 260-01-86, 262-74-23 
Адрес электронной почты: 

info@rzd.ru

  

Адрес страницы (страниц) в сети Интернет, на которой (на которых) доступна информация об эмитенте, 
выпущенных и/или выпускаемых им ценных бумагах: 

www.rzd.ru

  

 

Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента: 
Отдел по работе на рынках капитала
 
Адрес нахождения подразделения: 107174 Россия, Москва, Новая Басманная 2 
Телефон: +7(499) 260-31-54, 262-06-47, 262-85-38 
Факс: +7(499) 260-01-86 
Адрес электронной почты: 

kozlov@center.rzd.ru

  

Адрес страницы в сети Интернет: 

http://ir.rzd.ru/

  

3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика 

7708503727 

3.1.6. Филиалы и представительства эмитента 

Филиалы и представительства эмитента в соответствии с его уставом: 
 
1. 

Наименование: Октябрьская железная дорога 

Место нахождения: 191023, г. Санкт-Петербург, пл.Островского, д.2 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Голоскоков Владимир Николаевич 
Срок действия доверенности: 21.02.2020 
 
2. 

Наименование: Калининградская железная дорога 

Место нахождения: 236039, г. Калининград, ул. Киевская, д. 1 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Голомолзин Виктор Георгиевич 
Срок действия доверенности: 25.02.2022 
 
3. 

Наименование: Московская железная дорога 

Место нахождения: 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Молдавер Владимир Ильич 
Срок действия доверенности: 30.06.2019 
 
4. 

Наименование: Горьковская железная дорога 

Место нахождения: 603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, д. 78 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Лесун Анатолий Федорович 
Срок действия доверенности: 30.06.2019 
 
5. 

Наименование: Северная железная дорога 

Место нахождения: 150000, г. Ярославль, Волжская набережная, д. 59 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Танаев Валерий Фаритович 
Срок действия доверенности: 28.05.2020 
 
6. 

Наименование: Северо-Кавказская железная дорога 

Место нахождения: 344019, г. Ростов-на-Дону, Театральная пл., д. 4 

 

32 

Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Пястолов Владимир Геннадьевич 
Срок действия доверенности: 21.02.2022 
 
7. 

Наименование: Юго-Восточная железная дорога 

Место нахождения: 394621, г. Воронеж, просп. Революции, д. 18 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Задорин Сергей Александрович 
Срок действия доверенности: 19.04.2021 
 
8. 

Наименование: Приволжская железная дорога 

Место нахождения: 410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 8 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Альмеев Сергей Анварович 
Срок действия доверенности: 08.08.2019 
 
9. 

Наименование: Куйбышевская железная дорога 

Место нахождения: 443030, г. Самара, Комсомольская пл., д. 2/3 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Сайбаталов Рашид Фердаусович  
Срок действия доверенности: 19.12.2019 
 
10. 

Наименование: Свердловская железная дорога 

Место нахождения: 620013, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д.11 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: исполняющий обязанности Искоростенский Валентин Владимирович 
Срок действия доверенности: 17.12.2019 
 
11. 

Наименование: Южно-Уральская железная дорога 

Место нахождения: 454000, г. Челябинск,  пл. Революции, д. 3 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Храмцов Анатолий Михайлович 
Срок действия доверенности: 24.06.2021 
 
12. 

Наименование: Западно-Сибирская железная дорога 

Место нахождения: 630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная Магистраль, д.14 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Грицай Александр Валерьевич 
Срок действия доверенности: 10.05.2021 
 
13. 

Наименование: Красноярская железная дорога 

Место нахождения: 660021 г. Красноярск, ул. Горького, д.6 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Владимиров Вадим Владимирович 
Срок действия доверенности: 01.07.2021 
 
14. 

Наименование: Восточно-Сибирская железная дорога 

Место нахождения: 664000, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 7 
Дата открытия: 23.09.2003 
Руководитель филиала (представительства) 
ФИО: Фролов Василий Федорович 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..