ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2019 года - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2019 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2019 года - часть 22

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

A member firm of Ernst & Young Global Limited 

Ключевой вопрос аудита 

Как соответствующий ключевой вопрос 

был рассмотрен в ходе нашего аудита 

Основные средства: определение сроков полезного использования и отражение затрат, 

понесенных после ввода в эксплуатацию  
Балансовая стоимость основных средств Группы 

составила 4 102 538 миллионов рублей по 

состоянию на 31 декабря 2018 г. (Примечание 6). 

Затраты, понесенные после ввода в эксплуатацию 

объектов основных средств в связи с их ремонтом и 

модернизацией и удовлетворяющие критериям 

признания актива, отражаются в составе 

балансовой стоимости основных средств в 

соответствии с учетной политикой Группы, 

описанной в Примечании 2. Оценка руководством 

сроков полезного использования основных средств 

и капитализированных последующих затрат, а 

также применяемый подход руководства в 

отношении признания затрат на ремонт и 

модернизацию в составе основных средств 

оказывают существенное влияние на балансовую 

стоимость основных средств и размер их 

амортизации, в связи с чем данные вопросы 

являются существенными для аудита.

 

В рамках проведения аудиторских процедур 

нами, в том числе, были протестированы на 

выборочной основе поступления и выбытия 

основных средств за период, было 

проанализировано формирование и 

применение учетной политики по отражению 

основных средств и затрат, понесенных после 

их ввода в эксплуатацию, а также по 

присвоению сроков полезного использования 

объектам основных средств и 

капитализированным последующим затратам. 

Мы также рассмотрели соответствующие 

раскрытия в консолидированной финансовой 

отчетности.

 

Применение учета хеджирования 
Как более подробно описано в Примечаниях 2 и 32, 

в отношении некоторых классов операций Группа 

применяет учет хеджирования в соответствии с 

положениями МСФО 39 «Финансовые 

инструменты: признание и оценка», что 

потребовало от руководства подготовки 

соответствующей документации и проведения 

тестов ретроспективной и перспективной 

эффективности хеджирования. Указанный вопрос 

являлся существенным для нашего аудита, 

поскольку соответствующие операции являются 

существенными для консолидированной 

финансовой отчетности, а применение учета 

хеджирования требует от руководства 

использования допущений, в частности, в 

отношении вероятности наступления будущих 

событий. 

Мы проанализировали учетную политику 

Группы в отношении учета хеджирования. Мы 

проанализировали документацию, 

необходимую для отражения учета 

хеджирования, и на выборочной основе 

проанализировали расчеты справедливой 

стоимости инструментов хеджирования и 

эффективности хеджирования по состоянию 

на отчетную дату, в том числе провели оценку 

допущений руководства, применявшихся при 

определении справедливой стоимости 

инструментов хеджирования и анализе 

эффективности хеджирования. Мы также 

рассмотрели соответствующие раскрытия в 

консолидированной финансовой отчетности. 

 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

A member firm of Ernst & Young Global Limited 

Ответственность руководства и Комитета по аудиту и рискам Совета директоров 

за консолидированную финансовую отчетность 

 

Руководство несет ответственность за подготовку и достоверное представление указанной 

консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО и за систему внутреннего 

контроля, которую руководство считает необходимой для подготовки консолидированной 

финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие 

недобросовестных действий или ошибок.  

 

При подготовке консолидированной финансовой отчетности руководство несет 

ответственность за оценку способности Группы продолжать непрерывно свою деятельность, 

за раскрытие в соответствующих случаях сведений, относящихся к непрерывности 

деятельности, и за составление отчетности на основании допущения о непрерывности 

деятельности, за исключением случаев, когда руководство намеревается ликвидировать 

Группу, прекратить ее деятельность или когда у него нет реальной альтернативы таким 

действиям. 

 

Комитет по аудиту и рискам Совета директоров несет ответственность за надзор за процессом 

подготовки консолидированной финансовой отчетности Группы. 

 

Ответственность аудитора за аудит консолидированной финансовой отчетности  

 

Наши цели заключаются в получении разумной уверенности в том, что консолидированная 

финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений вследствие 

недобросовестных действий или ошибок, и в выпуске аудиторского заключения, 

содержащего наше мнение. Разумная уверенность представляет собой высокую степень 

уверенности, но не является гарантией того, что аудит, проведенный в соответствии с 

Международными стандартами аудита, всегда выявит существенное искажение при его 

наличии. Искажения могут быть результатом недобросовестных действий или ошибок и 

считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что по отдельности или 

в совокупности они могли бы повлиять на экономические решения пользователей, 

принимаемые на основе этой консолидированной финансовой отчетности.  

 

В рамках аудита, проводимого в соответствии с Международными стандартами аудита, мы 

применяем профессиональное суждение и сохраняем профессиональный скептицизм на 

протяжении всего аудита. Кроме того, мы выполняем следующее:  

► 

выявляем и оцениваем риски существенного искажения консолидированной 

финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок; 

разрабатываем и проводим аудиторские процедуры в ответ на эти риски; получаем 

аудиторские доказательства, являющиеся достаточными и надлежащими, чтобы 

служить основанием для выражения нашего мнения. Риск необнаружения 

существенного искажения в результате недобросовестных действий выше, чем риск 

необнаружения существенного искажения в результате ошибок, так как 

недобросовестные действия могут включать сговор, подлог, умышленный пропуск, 

искаженное представление информации или действия в обход системы внутреннего 

контроля; 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

A member firm of Ernst & Young Global Limited 

► 

получаем понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с 

целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с 

целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля Группы;  

► 

оцениваем надлежащий характер применяемой учетной политики и обоснованность 

оценочных значений, рассчитанных руководством и соответствующего раскрытия 

информации; 

► 

делаем вывод о правомерности применения руководством допущения о непрерывности 

деятельности, и, на основании полученных аудиторских доказательств, вывод о том, 

имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, 

которые могут вызвать значительные сомнения в способности Группы продолжать 

непрерывно свою деятельность. Если мы приходим к выводу о наличии существенной 

неопределенности, мы должны привлечь внимание в нашем аудиторском заключении к 

соответствующему раскрытию информации в консолидированной финансовой 

отчетности или, если такое раскрытие информации является ненадлежащим, 

модифицировать наше мнение. Наши выводы основаны на аудиторских 

доказательствах, полученных до даты нашего аудиторского заключения. Однако 

будущие события или условия могут привести к тому, что Группа утратит способность 

продолжать непрерывно свою деятельность; 

► 

проводим оценку представления консолидированной финансовой отчетности в целом, 

ее структуры и содержания, включая раскрытие информации, а также того, 

представляет ли консолидированная финансовая отчетность лежащие в ее основе 

операции и события так, чтобы было обеспечено их достоверное представление;  

► 

получаем достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении 

финансовой информации компаний и хозяйственной деятельности внутри Группы, 

чтобы выразить мнение о консолидированной финансовой отчетности. Мы отвечаем за 

общее руководство, контроль и проведение аудита Группы. Мы являемся единолично 

ответственными за наше аудиторское мнение. 

 

Мы осуществляем информационное взаимодействие с Комитетом по аудиту и рискам Совета 

директоров, доводя до его сведения, помимо прочего, информацию о запланированном 

объеме и сроках аудита, а также о существенных замечаниях по результатам аудита, в том 

числе о значительных недостатках системы внутреннего контроля, если мы выявляем 

таковые в процессе аудита.  

 

Мы также предоставляем Комитету по аудиту и рискам Совета директоров заявление о том, 

что мы соблюдали все соответствующие этические требования в отношении независимости и 

информировали его обо всех взаимоотношениях и прочих вопросах, которые можно 

обоснованно считать оказывающими влияние на независимость аудитора, а в необходимых 

случаях – о соответствующих мерах предосторожности. 

 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» 

 

Консолидированный отчет об изменениях капитала  

 

за год, закончившийся 31 декабря 2018 г. 

 

(в миллионах российских рублей, за исключением количества акций) 

 
 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности являются ее неотъемлемой частью. 
 

13 

 

   

Приме- 

чания 

Капитал, приходящийся на долю акционера материнской компании 

  

  

Уставный капитал 

Резерв от 

переоценки 

инструментов 

хеджирования 

Резерв от 

переоценки 

инвести-

ционной 

недвижимости 

Резерв по 

пересчету 

иностранных 

операций в 

валюту 

представ-

ления 

Резерв по 

переоценке 

обязательств 

по вознаграж-

дениям 

работникам по 

планам с 

установлен-

ными 

выплатами 

Нераспре-

деленная 

прибыль и 

прочие 

резервы 

Итого 

Неконтроли-

рующие доли 

участия 

Итого  

капитал 

Количество 

обыкновенных 

акций 

Количество 

привилеги-

рованных 

акций 

Сумма 

На 1 января 2018 г. 

 

2 179 925 145 

50 000 000 

2 229 925 

6 528 

22 586 

22 405 

10 246 

107 962 

2 399 652 

12 283 

2 411 935 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль за год 

 

– 

– 

– 

– 

– 

– 

– 

29 052 

29 052 

6 356 

35 408 

Прочий совокупный убыток 

за год 

 

– 

– 

– 

(35 293) 

1 546 

7 346 

13 120 

128 

(13 153) 

2 146 

(11 007) 

Итого совокупный доход 

за год 

 

– 

– 

– 

(35 293) 

1 546 

7 346 

13 120 

29 180 

15 899 

8 502 

24 401 

Взнос акционера 

21 

58 702 176 

20 000 000 

78 702 

– 

– 

– 

– 

– 

78 702 

– 

78 702 

Увеличение неконтрольных 

долей участия в дочерних 

компаниях и прочие 

движения 

 

– 

– 

– 

– 

(334) 

– 

(190) 

501 

(23) 

321 

298 

Дивиденды 

21 

– 

– 

– 

– 

– 

– 

– 

(8 755) 

(8 755) 

(3 015) 

(11 770) 

На 31 декабря 2018 г. 

 

2 238 627 321 

70 000 000 

2 308 627 

(28 765) 

23 798 

29 751 

23 176 

128 888 

2 485 475 

18 091 

2 503 566 

 
 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» 

 

Консолидированный отчет об изменениях капитала  

 

за год, закончившийся 31 декабря 2017 г. 

 

(в миллионах российских рублей, за исключением количества акций) 

 
 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности являются ее неотъемлемой частью. 
 

14 

 

Приме- 

чания 

Капитал, приходящийся на долю акционера материнской компании 

Неконтроли-

рующие доли 

участия 

Итого  

капитал 

Уставный капитал 

Резерв от 

переоценки 

инструментов 

хеджирования 

Резерв от 

переоценки 

инвести-

ционной 

недвижимости 

Резерв по 

пересчету 

иностранных 

операций в 

валюту 

представ-

ления 

Резерв по 

переоценке 

обязательств 

по вознаграж-

дениям 

работникам по 

планам с 

установлен-

ными 

выплатами 

Нераспреде-

ленная 

прибыль / 

(накопленный 

убыток) и 

прочие  

резервы 

Итого 

Количество 

обыкновенных 

акций 

Количество 

привилеги-

рованных 

акций 

Сумма 

На 1 января 2017 г. 

  

2 111 197 826 

50 000 000 

2 161 198 

7 210 

21 713 

19 258 

3 761 

(22 542) 

2 190 598 

13 415 

2 204 013 

Чистая прибыль за год 

  

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

137 223 

137 223 

2 481 

139 704 

Прочий совокупный доход за 

год 

  

− 

− 

− 

(682) 

1 246 

3 147 

6 672 

(61) 

10 322 

934 

11 256 

Итого совокупный доход 

за год 

  

− 

− 

− 

(682) 

1 246 

3 147 

6 672 

137 162 

147 545 

3 415 

150 960 

Взнос акционера 

21 

68 727 319 

− 

68 727 

− 

− 

− 

− 

− 

68 727 

− 

68 727 

Выбытие дочерних компаний 

и прочие движения 

4

 

− 

− 

− 

− 

(373) 

− 

(187) 

(1 511) 

(2 071) 

(3 072) 

(5 143) 

Дивиденды 

21 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

(5 147) 

(5 147) 

(1 475) 

(6 622) 

На 31 декабря 2017 г. 

  

2 179 925 145 

50 000 000 

2 229 925 

6 528 

22 586 

22 405 

10 246 

107 962 

2 399 652 

12 283 

2 411 935 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Консолидированный отчет о движении денежных средств 

 

за год, закончившийся 31 декабря 2018 г. 

 

(в миллионах российских рублей) 

 
 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности являются ее неотъемлемой частью. 

 

15 

 

Приме-

чания 

2018 г. 

2017 

г. 

  

 

 

 

Поступления денежных средств от операционной деятельности 

 

 

 

Прибыль до налогообложения  

 

68 398 

192 747 

  

 

 

 

Корректировки для сопоставления прибыли с денежными 

средствами, полученными от операционной деятельности 

 

 

 

Амортизация 

 

218 645 

205 946 

Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних 

компаниях, нетто 

(3 795) 

(2 302) 

Прибыль от инвестиций в ассоциированные организации и совместные 

предприятия, нетто 

(5 554) 

(1 592) 

Изменения справедливой стоимости производных финансовых 

инструментов, нетто 

31 

11 388 

(9 386) 

Резерв под обесценение финансовых активов, нетто 

 

6 349 

14 723 

Прибыль от выбытия основных средств, нетто 

26 

(3 731) 

(300) 

Убытки от обесценения основных средств и нематериальных активов, 

нетто 

6, 7 

157 388 

38 994 

Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы, нетто 

 

65 525 

61 478 

Изменение резерва по обязательствам по уплате налогов, кроме налога 

на прибыль 

 

(350) 

(1 250) 

Изменение резерва по обесценению и устареванию и списание 

материально-производственных запасов 

 

657 

(1 387) 

Изменение резерва под иски и претензии, нетто 

15, 27 

1 251 

5 495 

Убыток от курсовых разниц, нетто 

 

14 451 

5 980 

Эффекты применения учета хеджирования 

32 

3 371 

(1 302) 

Влияние обязательств по вознаграждениям работникам по планам с 

установленными выплатами 

 

(5 957) 

(257) 

Убытки об обесценения инвестиций в ассоциированные организации и 

совместные предприятия 

27 

1 132 

715 

Эффекты компонентного учета и прочие неденежные движения 

основных средств 

 

(6 533) 

(5 207) 

Прочие прибыли, нетто 

 

(2 422) 

(3 244) 

Операционная прибыль до изменений операционных активов и 

обязательств 

 

520 213 

499 851 

  

 

 

 

Увеличение дебиторской задолженности 

 

(8 946) 

(14 554) 

Увеличение активов по договорам 

(1 627) 

− 

Увеличение авансов выданных и прочих оборотных активов 

 

(10 090) 

(13 322) 

Увеличение материально-производственных запасов 

 

(10 981) 

(9 134) 

Увеличение кредиторской и прочей задолженности 

 

17 840 

2 951 

Уменьшение обязательств по договорам, связанным с перевозкой 

(1 108) 

− 

Увеличение авансов, полученных за перевозку 

− 

6 761 

Увеличение задолженности по налогам и прочей аналогичной 

задолженности (кроме задолженности по налогу на прибыль) 

 

7 271 

1 897 

(Уменьшение)/увеличение прочих краткосрочных обязательств 

(12 427) 

12 961 

Увеличение прочих краткосрочных обязательств по договорам 

3 508 

− 

Уменьшение прочих долгосрочных обязательств по договорам 

(613) 

− 

Уменьшение/(увеличение) прочих долгосрочных активов 

 

1 477 

(630) 

Увеличение прочих долгосрочных обязательств 

 

1 071 

5 113 

Поступления по договорам, связанным с производными финансовыми 

инструментами 

 

1 775 

− 

Чистые денежные средства, полученные от операционной 

деятельности, до уплаты налога на прибыль 

 

507 363 

491 894 

Налог на прибыль уплаченный 

 

(34 136) 

(48 943) 

Чистые денежные средства, полученные от операционной 

деятельности 

 

473 227 

442 951 

 

Продолжение – см. следующую страницу 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Консолидированный отчет о движении денежных средств 

 

за год, закончившийся 31 декабря 2018 г. (продолжение) 

 

(в миллионах российских рублей) 

 
 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности являются ее неотъемлемой частью. 

 

16 

 

Приме-

чания 

2018 

г. 

2017 

г. 

Движение денежных средств по инвестиционной деятельности 

 

 

 

Приобретение основных средств 

 

(616 555) 

(528 696) 

Поступления от выбытия основных средств и нематериальных активов 

 

9 121 

10 725 

Приобретение нематериальных активов 

 

(7 557) 

(8 387) 

Поступления от выбытия активов, классифицированных как 

предназначенные для продажи 

 

89 

642 

Займы выданные  

 

(3 883) 

− 

(Размещение)/поступление от депозитов и приобретение прочих 

финансовых активов, нетто 

 

(864) 

3 126 

Поступления от продажи и уменьшения доли участия в 

ассоциированных организациях и совместных предприятиях 

 

2 356 

− 

Дивиденды полученные 

29 

1 101 

922 

Проценты полученные 

 

3 576 

5 609 

Приобретение дочерних компаний, за вычетом приобретенных 

денежных средств  

(3 035) 

− 

Поступления от выбытия контрольных долей в дочерних компаниях,  

за вычетом выбывших денежных средств  

3 408 

766 

Чистые денежные средства, израсходованные в инвестиционной 

деятельности 

 

(612 243) 

(515 293) 

  

 

 

 

Движение денежных средств по финансовой деятельности 

 

 

 

Долгосрочные заемные средства полученные 

20 

251 403 

292 377 

Выплаты по долгосрочным заемным средствам 

20 

(172 681) 

(168 705) 

Краткосрочные заемные средства полученные, нетто 

20 

50 990 

41 290 

Проценты уплаченные 

20 

(77 236) 

(77 098) 

Выплаты по финансовой аренде, включая финансовые расходы 

20 

(6 957) 

(5 780) 

Поступления от продажи и обратной финансовой аренды 

 

− 

811 

Досрочный выкуп по договору лизинга 

19, 20 

− 

(38 119) 

Поступления/(выплаты) по договорам, связанным с производными 

финансовыми инструментами, нетто 

20 

1 547 

(29) 

Взносы акционера в уставный капитал 

21 

77 922 

60 628 

Возврат неиспользованной государственной субсидии 

 

(4) 

(937) 

Дивиденды, уплаченные акционеру материнской компании 

20, 21 

(8 755) 

(5 147) 

Дивиденды, уплаченные акционерам с неконтролирующими долями 

участия 

20 

(2 994) 

(1 441) 

Приобретение неконтролирующих долей участия в дочерних 

компаниях 

 

(324) 

− 

Взносы акционеров с неконтрольными долями участия в уставный 

капитал дочерних компаний 

 

731 

− 

Чистые денежные средства, полученные от финансовой 

деятельности 

 

113 642 

97 850 

Чистое (уменьшение)/увеличение денежных средств и их 

эквивалентов 

 

(25 374) 

25 508 

  

 

 

 

Курсовые разницы, нетто 

 

3 291 

(560) 

Денежные средства и их эквиваленты на начало года 

12 

161 678 

136 730 

Денежные средства и их эквиваленты на конец года 

12 

139 595 

161 678 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности  

 

по состоянию на 31 декабря 2018 г. и за год, закончившийся на указанную дату 

 
 

17 

1. 

Описание деятельности и экономической среды 

 

Корпоративная информация 
 

ОАО  «Российские  железные  дороги»  (далее  –  «РЖД»,  «ОАО  «РЖД»,  «Компания»)  было  создано 

октября  2003  г.  в  соответствии  с  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  №  585 

«О создании  открытого  акционерного  общества  «Российские  железные  дороги»  от  18  сентября 
2003 

г.  и  в  соответствии  с  Программой  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте. 

100 

процентов акций Компании принадлежит Российской Федерации.  

 

ОАО «РЖД» зарегистрировано по адресу: индекс 107174, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новая 

Басманная, 2. 
 

Данная консолидированная финансовая отчетность ОАО «РЖД» и его дочерних компаний (далее – 

«Группа») за год, закончившийся 31 декабря 2018 г., утверждена к выпуску руководством ОАО «РЖД» 
22 

апреля 2019 г. 

 

Информация об основных видах деятельности Группы представлена в Примечании 3. Информация о 

структуре Группы представлена в Примечании 4. 
 

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы 
 

Условия ведения деятельности 
 

В Российской Федерации продолжаются экономические реформы и развитие правовой, налоговой и 

нормативной  инфраструктуры,  которые  призваны  отвечать  требованиям  современной  рыночной 

экономики и нивелировать негативное влияние на российскую экономику санкций, введенных против 

нее некоторыми государствами. 
 

Стабильность  российской  экономики  во  многом  зависит  от  хода  этих  реформ,  а  также  от 

эффективности  предпринимаемых  Правительством  Российской  Федерации  мер  в  сфере  экономики, 

финансовой  и  кредитно-денежной  политики.  Руководство  Группы  считает,  что  оно  обеспечивает 

надлежащий уровень поддержания экономической устойчивости и стабильности Группы в текущих 

условиях. 
 

Процедуры установления тарифов 
 

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки 

отнесены  к  сферам  деятельности  субъектов  естественных  монополий,  которые  регулируются 

соответствующими федеральными органами исполнительной власти. 
 

Базовые тарифные ставки на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования и 

услуги  по  использованию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  (за 

исключением  транзитных  перевозок  через  территорию  России)  устанавливаются  Правительством 

Российской  Федерации  в  лице  Федеральной  антимонопольной  службы  (далее  –  «ФАС  России»)  и 

публикуются  в  Прейскуранте  №  10-01  «Тарифы  на  перевозки  грузов  и  услуги  инфраструктуры, 

выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2). Данные 

тарифы  индексируются  на  основании  динамики  основных  макроэкономических  параметров  и 

потребностей Компании в финансировании текущих расходов и капитальных вложений. 
 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

18 

1. 

Описание деятельности и экономической среды (продолжение) 

 

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение) 
 

Регулируемыми  являются  тарифы  на  грузовые  перевозки,  осуществляемые  Компанией  (за 

исключением транзитных перевозок через территорию России), и на определенные виды пассажирских 

перевозок  (пассажирские  перевозки  дальнего  следования  в  плацкартных  и  общих  вагонах)  для 

АО «Федеральная пассажирская компания», дочернего общества ОАО «РЖД».  
 

Тарифы на транзитные перевозки грузов согласовываются на ежегодной основе заинтересованными 

государствами и устанавливаются межправительственными соглашениями. Российскую Федерацию в 

международных переговорах о величине тарифов представляет Министерство транспорта Российской 

Федерации. 
 

При установлении тарифов на регулируемые грузовые перевозки и пассажирские перевозки дальнего 

следования в плацкартных и общих вагонах Компания и АО «Федеральная пассажирская компания» 

обязаны  руководствоваться  детальными  прайс-листами,  установленными  Прейскурантом  10-01  и 

приказом  Федеральной  службы  по  тарифам  России  от  27  июля  2010  г.  № 156-т/1,  соответственно. 

Тарифы,  установленные  регулирующим  органом,  подлежат  ежегодной  индексации,  и  при 

необходимости, дополнительной индексации. 
 

В  целом,  тариф  на  грузовую  перевозку,  подлежащий  оплате  грузоотправителем,  складывается  из 

следующих  составляющих:  стоимость  локомотивной  тяги  и  услуг  инфраструктуры  и  стоимость 

предоставления  в  пользование  вагона.  Если  грузоотправитель  использует  для  перевозки  вагон, 

принадлежащий или арендованный Компанией, то стоимость предоставления вагона определяется в 

соответствии  с  Прейскурантом  № 10-01.  Если  же  для  перевозки  используются  вагоны  иных 

собственников подвижного состава (включая дочерние общества Компании), то стоимость услуги за 

предоставление вагонов под перевозку является объектом рыночного ценообразования.  
 

Как описано выше, ФАС России регулирует тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования 

в плацкартных и общих вагонах, осуществляемые АО «Федеральная пассажирская компания», в то 

время как пассажирские перевозки дальнего следования в вагонах класса люкс, мягких и купейных 

вагонах, а также перевозки в скоростных поездах не регулируются, и являются объектом рыночного 

ценообразования.  
 

Тарифы  на  пригородные  пассажирские  перевозки  регулируются  региональными  органами 

государственной власти.  
 

Государственному  регулированию  подлежат  также  тарифы  на  услуги  предоставления  доступа  к 

инфраструктуре при пассажирских перевозках в дальнем следовании и пригородном сообщении. 
 

Международные  тарифы  на  пассажирские  перевозки  устанавливаются  в  соответствии  с 

межправительственными  и  межведомственными  соглашениями,  и  различаются  в  зависимости  от 

стран-участниц. 
 

На  2019 год  соответствующими  приказами  ФАС  России  проиндексированы  тарифы  на 

внутрироссийские пассажирские перевозки дальнего следования в регулируемом сегменте в размере 
3,9%.  
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

19 

1. 

Описание деятельности и экономической среды (продолжение) 

 

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение) 
 

ФАС России утвердила следующую индексацию тарифов на грузовые перевозки на 2019 год:  

• 

базовую  индексацию  тарифов  на  грузовые  перевозки  в  размере  3,5%  (с  учетом  сохранения 

целевой надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры в размере 2%); 

• 

дополнительную целевую надбавку на компенсацию расходов, связанных с корректировкой 

налогового  законодательства  в  размере  1,5%  (данная  надбавка  была  введена  в  действие  30 

января 2018 г., ее размер в 2018 году составлял 1,44%).  

 

В рамках тарифной политики на долгосрочную перспективу Правительством Российской Федерации 

установлена  ежегодная  индексация  тарифов  на  перевозку  грузов  железнодорожным  транспортом 

общего  пользования  на  2019-2025  годы  на  уровне  инфляции  (средневзвешенного  индекса 

потребительских цен (ИПЦ), определяемого на основании формулы) минус 0,1 процентного пункта.  
 

В  части  тарифной  политики  на  грузовые  перевозки,  начиная  с  2013  года,  Компания  имеет  право 

самостоятельно  вводить  надбавку  или  предоставлять  скидку  к  базовым  тарифам  для  перевозки 

определенных видов грузов в ценовых пределах, установленных ФАС России. Компания принимает 

решения об изменении уровня тарифов в рамках ценовых пределов, исходя из всестороннего анализа 

экономического эффекта таких изменений.  
 

В 2018 году предельная надбавка к тарифам на грузовые перевозки составила 8%, а максимальная 

скидка – 50%. С 2019 года предельная надбавка к тарифам на грузовые перевозки была снижена до 0%, 

в  то  время  как  максимальная  скидка  была  сохранена  на  уровне  50%.  При  этом  с  2019  года  были 

установлены  дополнительные  надбавки  к  тарифам  на  порожний  пробег  вагонов  в  размере  6%  и  к 

тарифам на перевозку экспортных грузов, за исключением некоторых типов грузов, в размере 8%. 
 

Субсидии  
 

Группа  продолжает  получать  субсидии  от  федеральных,  региональных  и  муниципальных  органов 

власти для компенсации эффектов тарифного регулирования в области пассажирских перевозок. Такие 

субсидии  отражаются  отдельной  строкой  в  консолидированном  отчете  о  прибылях  и  убытках 
(

Примечание 25).  

 

Валютные курсы 
 

Официальные курсы иностранных валют к рублю, установленные Центральным банком Российской 

Федерации по состоянию на 22 апреля 2019 г., 31 декабря 2018 г. и 31 декабря 2017 г. представлены в 

таблице ниже. 
 

 

22 

апреля  

2019 г. 

31 декабря  

2018 г. 

31 декабря  

2017 г. 

доллар США 

63,96 

69,47 

 57,60 

евро 

71,92 

79,46 

68,87 

Швейцарский франк 

63,13 

70,58 

58,97 

фунт стерлингов 

83,14 

88,28 

77,67 

 
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

20 

1. 

Описание деятельности и экономической среды (продолжение) 

 

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение) 
 

Превышение краткосрочных обязательств над оборотными активами 
 

По состоянию на 31 декабря 2018 г. краткосрочные обязательства Группы превысили ее оборотные 

активы  на  466  753  миллиона  рублей  (на  31  декабря  2017  г.:  на  327  221  миллион  рублей),  что,  в 

основном,  связано  с  тем,  что  краткосрочные  обязательства  в  значительной  мере  представлены 

кредиторской  задолженностью  перед  поставщиками  за  оказание  услуг  по  строительству, 

модернизации и ремонту основных средств в рамках инвестиционной программы Компании, а также 

обязательствами по договорам, связанным с перевозками (авансы полученные) по причине того, что 

основная  часть  продаж  транспортных  услуг  Компании  осуществляется  на  условиях  предоплаты. 

Компания не ожидает изменения основных условий взаимодействия с покупателями и поставщиками. 
 

В  соответствии  с  утвержденным  финансовым  планом  для  всех  проектов,  включаемых  в 

инвестиционную  программу  Компании,  определяется  источник  финансирования  соответствующей 

срочности и на надлежащих условиях.  
 

Группа  осуществляет  вложения  в  развитие,  модернизацию  и  ремонт  своих  основных  средств. 

Инвестиционная  деятельность  Группы  финансируется  за  счет  денежных  средств  от  операционной 

деятельности, а также краткосрочных и долгосрочных заемных средств и средств государственного 

финансирования, получаемых в виде субсидий и вложений в уставный капитал Компании. 
 

Руководство использует следующие инструменты для управления ликвидностью Группы: 

• 

непрерывный  мониторинг  и  управление  структурой  кредитного  портфеля  с  целью 

поддержания  долгосрочного  характера  портфеля  и  формирования  равномерного  графика 

погашения обязательств в последующих периодах; 

• 

программа  диверсификации  источников  внешних  заимствований,  включая  кредитование  в 

коммерческих банках и размещение долговых ценных бумаг; 

• 

заключение долгосрочных и среднесрочных кредитных договоров с российскими банками для 

обеспечения достаточности доступных финансовых ресурсов; 

• 

поддержание доли валютной составляющей кредитного портфеля в пределах установленных 

границ,  в  том  числе  за счет  плановых  и  досрочных  погашений  валютных  заимствований,  в 

целях управления валютными рисками и поддержания финансовой устойчивости; 

• 

использование  краткосрочного  промежуточного  финансирования  для  обеспечения 

равномерного  денежного  потока  при  финансировании  инвестиций  и  операционной 

деятельности.  

 

Руководство Группы полагает, что в течение двенадцати месяцев после даты утверждения к выпуску 

настоящей консолидированной финансовой отчетности в распоряжении Группы будут достаточные 

финансовые  ресурсы,  включая  (а) имеющиеся  денежные  средства,  (б)  денежные  средства  от 

операционной  деятельности,  (в)  заемные  средства,  (г)  доступные  кредитные  лимиты  в  рамках 

заключенных договоров с банками и (д) поддержку государства. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..