ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 60

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     58      59      60      61     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 60

 

 

 

67 

Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство в Российской части Делового совета БРИКС - президент ОАО "РЖД" 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Финский Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Со-председательство - президент ОАО "РЖД"; членство 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Некоммерческое партнерство «Круглый 
стол промышленников и предпринимателей Россия - ЕС»
 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство в совете – президент ОАО «РЖД» 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Чешский Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Со-председательство – вице-президент ОАО «РЖД» О.В.Тони 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Ассоциация «Франко-Российский 
диалог», Деловой совет Россия-Франция
 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Со-председательство – президент ОАО «РЖД» 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Словацкий Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство в совете – старший вице-президент ОАО «РЖД» В.И. Решетников 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Американский Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство в совете – ОАО «РЖД»  
 

3.5. Подконтрольные эмитенту организации, имеющие для него существенное значение 

Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская 
компания"
 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО "ФПК" 

Место нахождения 

107228 Россия, г. Москва, Новорязанская 12 

ИНН: 7708709686 
ОГРН: 1097746772738 

 

Основание  (основания),  в  силу  которого  эмитент  осуществляет  контроль  над  подконтрольной 
организацией (участие в подконтрольной эмитенту организации, заключение договора доверительного 
управления  имуществом,  заключение  договора  простого  товарищества,  заключение  договора 
поручения, заключение акционерного соглашения, заключение иного соглашения, предметом которого 
является  осуществление  прав,  удостоверенных  акциями  (долями)  подконтрольной  эмитенту 
организации): 
право  распоряжаться  более  50  голосов  в  высшем  органе  управления  подконтрольной  эмитенту 

 

68 

организации. 
Признак  осуществления  эмитентом  контроля  над  организацией,  в  отношении  которой  он  является 
контролирующим лицом: эмитент имеет преобладающее участие в уставном капитале и имеет 
возможность определять решения, принимаемые ОАО "ФПК".
 
Вид контроля: прямой контроль 
Доля эмитента в уставном капитале подконтрольной организации: 100% минус одна акция 
Доля обыкновенных акций, принадлежащих эмитенту: 100% минус одна акция 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: 0% 
Описание основного вида деятельности общества: 
пассажирские перевозки железнодорожным транспортом 

Состав совета директоров (наблюдательного совета) общества 

 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Костенец Ирина Александровна 

Акулов Михаил Павлович 

Веремеев Валерий Анатольевич 

Илларионов Алексей Викторович 

Верховых Геннадий Викторович 

Гнедкова Ольга Эдуардовна 

Решетников Валерий Ильич (председатель) 

Идрак Анн-Мари 

Саакян Юрий Завенович 

Единоличный исполнительный орган общества 

 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Акулов Михаил Павлович 

 

Состав коллегиального исполнительного органа общества 

Коллегиальный исполнительный орган не предусмотрен 

 
Полное  фирменное  наименование:  открытое  акционерное  общество  "Федеральная  грузовая 
компания"
 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО "ФГК" 

Место нахождения 

620026 Россия, г. Екатеринбург, Куйбышева 44 

ИНН: 6659209750 
ОГРН: 1106659010600 

 

Основание  (основания),  в  силу  которого  эмитент  осуществляет  контроль  над  подконтрольной 

 

69 

организацией (участие в подконтрольной эмитенту организации, заключение договора доверительного 
управления  имуществом,  заключение  договора  простого  товарищества,  заключение  договора 
поручения, заключение акционерного соглашения, заключение иного соглашения, предметом которого 
является  осуществление  прав,  удостоверенных  акциями  (долями)  подконтрольной  эмитенту 
организации): 
право  распоряжаться  более  50  голосов  в  высшем  органе  управления  подконтрольной  эмитенту 
организации.
 
Признак  осуществления  эмитентом  контроля  над  организацией,  в  отношении  которой  он  является 
контролирующим лицом: эмитент имеет преобладающее участие в уставном капитале и имеет 
возможность определять решения, принимаемые ОАО "ФГК".
 
Вид контроля: прямой контроль 
Доля эмитента в уставном капитале подконтрольной организации: 100% минус одна акция 
Доля обыкновенных акций, принадлежащих эмитенту: 100% минус одна акция 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: 0% 
Описание основного вида деятельности общества: 
грузовые перевозки железнодорожным транспортом. 

 

Состав совета директоров (наблюдательного совета) общества 

 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Андранович Тамара Васильевна 

Веремеев Валерий Анатольевич (председатель) 

Давыдов Алексей Юрьевич 

Евдокименко Виталий Михайлович 

Колесников Сергей Михайлович 

Кудимов Юрий Александрович 

Кужель Анатолий Леонидович 

Романов Александр Юрьевич 

Трубникова Елена Александровна 

 

Единоличный исполнительный орган общества 

 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Евдокименко Виталий Михайлович 

 

Состав коллегиального исполнительного органа общества 

Коллегиальный исполнительный орган не предусмотрен 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по 
приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения 
основных средств эмитента 

 

70 

3.6.1. Основные средства 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: млн. руб. 

 

Наименование группы объектов основных средств 

Первоначальн

ая 

(восстановите

льная) 

стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Здания 

442 715 

91 735 

Сооружения и передаточные устройства 

2 863 766 

897 608 

Машины и оборудование 

687 199 

403 562 

Транспортные средства 

768 238 

318 567 

Производственный и хозяйственный инвентарь 

10 705 

7 922 

Земельные участки и объекты природопользования 

4 814 

Прочие виды основных средств 

710 

245 

ИТОГО 

4 778 147 

1 719 639 

 
Сведения о способах начисления амортизационных отчислений по группам объектов основных средств: 
Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных  отчислений  в 
течение срока их полезного использования. 
Эмитент применяет линейный способ амортизации основных средств. Амортизация по каждому 
инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется  ежемесячно  путем 
применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока  полезного  использования 
объекта. 
Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их  принятии  к 
бухгалтерскому  учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических  документов,  либо  на 
основании оценки технических служб эмитента, действующих в его филиалах и их структурных 
подразделениях в соответствии с внутренними документами Эмитента. 
Сроки полезного использования принимаемых к бухгалтерскому учету объектов основных средств, 
внесенных в уставный капитал Эмитента, а также вновь вводимых в эксплуатацию в эмитенте, 
определяются  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  1 
января 2002 года N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" 
и внутренними нормативными документами ОАО "РЖД". 
Определение  срока  полезного  использования  объектов  основных  средств  производится  исходя  из 
ожидаемого  физического  износа,  зависящего  от  режима  эксплуатации  (количества  смен), 
естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. 
 

Отчетная дата: 30.09.2013 

Результаты последней переоценки основных средств и долгосрочно арендуемых основных средств, 
осуществленной в течение последнего завершенного финансового года, с указанием даты проведения 
переоценки, полной и остаточной (за вычетом амортизации) балансовой стоимости основных средств 
до переоценки и полной и остаточной (за вычетом амортизации) восстановительной стоимости 
основных средств с учетом этой переоценки. Указанная информация приводится по группам объектов 
основных средств. Указываются сведения о способах начисления амортизационных отчислений по 
группам объектов основных средств. 

 

Переоценка основных средств за указанный период не проводилась 
 
Указываются  сведения  о  планах  по  приобретению,  замене,  выбытию  основных  средств,  стоимость 
которых  составляет  10  и  более  процентов  стоимости  основных  средств  эмитента,  и  иных  основных 
средств  по  усмотрению  эмитента,  а  также  сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств 
эмитента  (с  указанием характера  обременения,  даты  возникновения обременения,  срока  его действия и 
иных условий по усмотрению эмитента): 
В  2013  году  основной  приоритет  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»  сосредоточен  на 
проектах,  связанных  со  снятием  инфраструктурных  ограничений  и  обновлением  подвижного 

 

71 

состава.  
При  этом  основные  мероприятия  по  обновлению  основных  средств  в  рамках раздела  «Обновление 
подвижного  состава»  связаны  с  модернизацией  грузового  подвижного  состава,  приобретением  и 
модернизацией  тягового  и  мотор-вагонного  подвижного  состава,  а  также  приобретением 
подвижного состава для организации транспортного обслуживания Олимпийских игр в г.Сочи. 
 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

Динамика показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности 
эмитента, в том числе ее прибыльность и убыточность, рассчитанных на основе данных бухгалтерской 
(финансовой) отчетности 

Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 
Единица измерения для суммы непокрытого убытка: млн. руб. 

 

Наименование показателя 

2012, 9 мес. 

2013, 9 мес. 

Норма чистой прибыли, % 

3.91 

0.42 

Коэффициент оборачиваемости активов, 
раз 

0.25 

0.23 

Рентабельность активов, % 

0.96 

0.1 

Рентабельность собственного капитала, 

1.16 

0.12 

Сумма непокрытого убытка на отчетную 
дату 

Соотношение непокрытого убытка на 
отчетную дату и балансовой стоимости 
активов, % 

 
Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов 
Экономический  анализ  прибыльности/убыточности  эмитента,  исходя  из  динамики  приведенных 
показателей,  а  также  причины,  которые,  по  мнению  органов  управления,  привели  к  убыткам/прибыли 
эмитента, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности: 
 
Показатель  нормы чистой прибыли  за анализируемый период сохраняет тенденцию к снижению, 
сложившуюся  в  2012  году.  Снижение  данного  показателя  обусловлено  падением  объемов  погрузки, 
обесценением  рубля,  что  привело  к  формированию  отрицательных  курсовых  разниц  по  итогам 
проведенной  переоценки  валюты,  ростом  уплаченных  процентов,  а  также  фактическим 
отсутствием  государственных  компенсаций  за  пассажирские  и  грузовые  перевозки  и 
государственного субсидирования текущих расходов. 
Коэффициент оборачиваемости активов — финансовый показатель интенсивности использования 
организацией  всей  совокупности  имеющихся  активов.  Сохраняется  на  прежнем  уровне  динамика 
невысоких значений данного показателя, характерных для отрасли, в которой эмитент ведет свою 
основную хозяйственную деятельность. 
Рентабельность активов – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования 
всех  активов  организации.  Коэффициент  показывает  способность  организации  генерировать 
прибыль, качество управления активами.  
Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным 
капиталом организации. Это финансовый показатель, показывающий, насколько эффективно был 
использован вложенный в дело капитал. Деятельность эмитента является рентабельной.  
В рассматриваемых периодах у эмитента отсутствовал непокрытый убыток. 
 
Мнения  органов  управления  эмитента  относительно  причин  или  степени  их  влияния  на  результаты 
финансово-хозяйственной деятельности эмитента не совпадают: Нет 
Член совета  директоров (наблюдательного совета) эмитента  или  член коллегиального исполнительного 

 

72 

органа  эмитента  имеет  особое  мнение  относительно  упомянутых  причин  и/или  степени  их  влияния  на 
результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  эмитента,  отраженное  в  протоколе  собрания 
(заседания) совета директоров (наблюдательного совета) эмитента или коллегиального исполнительного 
органа,  на  котором  рассматривались  соответствующие  вопросы,  и  настаивает  на  отражении  такого 
мнения в ежеквартальном отчете: Нет 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

Динамика показателей, характеризующих ликвидность эмитента, рассчитанных на основе данных 
бухгалтерской (финансовой) отчетности 

Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 
Единица измерения для показателя 'чистый оборотный капитал': млн. руб. 

 

Наименование показателя 

2012, 9 мес. 

2013, 9 мес. 

Чистый оборотный капитал 

-92 362 

-155 413 

Коэффициент текущей ликвидности 

0.71 

0.53 

Коэффициент быстрой ликвидности 

0.41 

0.24 

 

По усмотрению эмитента дополнительно приводится динамика показателей, характеризующих 
ликвидность эмитента, рассчитанных на основе данных сводной бухгалтерской (консолидированной 
финансовой) отчетности эмитента, включаемой в состав ежеквартального отчета: Нет 

 

Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов: Да 
Экономический  анализ  ликвидности  и  платежеспособности  эмитента,  достаточности  собственного 
капитала  эмитента  для  исполнения  краткосрочных  обязательств  и  покрытия  текущих  операционных 
расходов  на  основе  экономического  анализа  динамики  приведенных  показателей  с  описанием 
факторов, которые, по мнению органов управления эмитента, оказали наиболее существенное влияние 
на ликвидность и платежеспособность эмитента: 
Показатели 

ликвидности 

характеризуют 

способность 

эмитента 

выполнять 

свои 

краткосрочные  обязательства.  Смысл  этих  показателей  состоит  в  сравнении  величины 
текущих  обязательств  эмитента  и  его  оборотных  средств,  которые  должны  обеспечить 
погашение обязательств. 
Чистый  оборотный  капитал  имеет  отрицательное  значение  по  результатам  3  квартала  2012 
года, которое сохраняется и в 3 квартале 2013 года. 
Показатели  коэффициентов  текущей  и  быстрой  ликвидности  несколько  ниже  уровня 
аналогичного  периода  2012  год,  но  принятая  эмитентом  политика  в  области  управления 
ликвидностью платежеспособностью направлена на: 
-  обеспечение  требуемого  финансирования,  соответствующего  динамичным  потребностям 
компании; 
- поддержание способности эмитента отвечать по своим обязательствам. 
В  целом  стратегия  управления  оборотными  средствами  и  источниками  их  финансирования 
соответствовала потребностям компании и заключалась в: 
- ускорении финансового цикла; 
- накоплении и поддержании необходимой ликвидности.
 
Мнения  органов  управления  эмитента  относительно  причин  или  степени  их  влияния  на  результаты 
финансово-хозяйственной деятельности эмитента не совпадают: Нет 
Член  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  член  коллегиального 
исполнительного  органа  эмитента  имеет  особое  мнение  относительно  упомянутых  причин  и/или 
степени  их  влияния  на  результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  эмитента,  отраженное  в 
протоколе  собрания  (заседания)  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или 
коллегиального  исполнительного  органа,  на  котором  рассматривались  соответствующие  вопросы,  и 
настаивает на отражении такого мнения в ежеквартальном отчете: Нет 

4.3. Финансовые вложения эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 5 и более процентов всех его 

 

73 

финансовых вложений на дату окончания отчетного периода 

Вложения в эмиссионные ценные бумаги 

Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Федеральная 
пассажирская компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФПК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, д.12 
ИНН: 7708709686 
ОГРН: 1097746772738 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

02.03.2010 

1-01-55465-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 147 635 848 132 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:                           
147 635 848 132 RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 147 636 
Единица измерения: млн. руб. 

 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
 
Дивиденды  по  обыкновенным  именным  акциям  ОАО  "ФПК"  за  3  квартал  2013  г.  не 
начислялись и не выплачивались. 
 
Дополнительная информация: отсутствует 
 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Федеральная 
грузовая компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФГК" 
Место нахождения эмитента: 620013 г Екатеринбург, ул. Челюскинцев д. 11 
ИНН: 6659209750 
ОГРН: 1106659010600 
 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

14.12.2010 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 46 367 756 107 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:                             
46 367 756 107 RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 46 368 

 

74 

Единица измерения: млн. руб. 

 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
 
Размер объявленного дивиденда за 2012 год по обыкновенным  именным  акциям  ОАО  "ФГК" 
составляет  0,19410039983 руб. на одну акцию. Срок выплаты дивидендов -  3 квартал 2013 г. 
 
Дополнительная информация: отсутствует 
 

 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Акционерное общество «Жефко» (Gefco S.А.) 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: Gefco S.А. 
Место нахождения эмитента: ул. Лилас Д'Эспань, 77/81 92402 Курбевуа, Франция 
Не является резидентом РФ 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

 

 

 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 375 000 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  6000000 
RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 32 822 
Единица измерения: млн. руб. 
 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
 
Дивиденды по обыкновенным именным акциям Gefco S.А. за 3 квартал 2013 г. не начислялись 
и не выплачивались. 
 
Дополнительная информация: отсутствует 
 

 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «Центр по 
перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер»
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО «ТрансКонтейнер» 
Место нахождения эмитента: Российская Федерация, 107228, г. Москва, ул. Новорязанская д.12 
ИНН: 7708591995 
ОГРН: 1067746341024 

 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

 

75 

выпуска 

(выпусков) 

11.05.2006 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 6 947 391 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:                              
6 947 391 RUR x 1000
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 26 781 
Единица измерения: млн. руб. 
 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
 
Размер  объявленного  дивиденда  за  2012  год  по  обыкновенным  именным  акциям                                 
ОАО "ТрансКонтейнер" составляет 86,67 руб. на одну акцию.  Срок выплаты дивидендов - 3 
квартал 2013 г. 
 
Дополнительная информация: отсутствует 
 

Вложения в неэмиссионные ценные бумаги 
Вложений  в  неэмиссионные  ценные  бумаги,  составляющих  5  и  более  процентов  всех  финансовых 
вложений, нет
 
 
Эмитентом создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги 
Величина  резерва  под  обесценение  ценных  бумаг  на  начало  и  конец  последнего  завершенного 
финансового года перед датой окончания последнего отчетного квартала: 
На начало 2012 г. размер резерва под обесценение вложений в ценные бумаги составил 11 821 млн. 
рублей. 
На  конец  2012  г.  размер  резерва  под  обесценение  вложений  в  ценные  бумаги  составил  12  379  млн. 
рублей.
 

Иные финансовые вложения 
Иных финансовых вложений, составляющих 5 и более процентов всех финансовых вложений, нет 

 

Информация о величине потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), 
в которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина  потенциальных  убытков,  связанных  с  банкротством  организаций  (предприятий),  в 
которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру  произведенных  финансовых 
вложений.
 
 
Информация об убытках предоставляется в оценке эмитента по финансовым вложениям, отраженным в 
бухгалтерской  отчетности  эмитента  за  период  с  начала  отчетного  года  до  даты  окончания  последнего 
отчетного квартала 

 

Стандарты (правила) бухгалтерской отчетности, в соответствии с  которыми эмитент произвел расчеты, 
отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со  стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

 

4.4. Нематериальные активы эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

 

76 

Единица измерения: млн. руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость 

Сумма начисленной 

амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности 
(исключительные права на результат интеллектуальной 
собственности) 

12 473 

5 215 

в том числе: - у патентообладателя на изобретение, 
промышленный образец, полезную модель 

2 511 

578 

- у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных 

9 249 

4 359 

- секреты производства, ноу-хау 

15 

- у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

- прочие 

690 

270 

ИТОГО 

12 473 

5 215 

 

 

Стандарты  (правила)  бухгалтерского  учета,  в  соответствии  с  которыми  эмитент  представляет 
информацию о своих нематериальных активах: 
Информация  о  нематериальных  активах  представлена  в  соответствии  со  стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 
Отчетная дата: 30.09.2013 

4.5. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Целью  инновационного  развития  компании  является  достижение  высокой 

экономической  эффективности,  экологической  и  функциональной  безопасности  и 
устойчивости  железнодорожного  транспорта,  определенных  Стратегией  развития 
железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. 

Наряду с развитием собственных инновационных технологий, компания создает среду, 

благоприятную  для  инновационного  развития,  и  разрабатывает  новые  подходы,  которые 
затрагивают практически весь спектр деятельности российских железных дорог: от создания 
корпоративной структуры управления до трансферта зарубежных технологий.  

ОАО «РЖД», являясь крупнейшей транспортной компанией России, удовлетворяющей 

рыночный спрос на железнодорожные транспортные услуги со стороны бизнеса и населения, и 
неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, расширяет деятельность во всех 
сегментах железнодорожного транспорта, а также в смежных и сопутствующих перевозкам 
отраслях экономики. 

В  компании  сформирована  структура  и  внедрена  корпоративная  система  управления 

инновационной  деятельностью,  обеспечивающая  полный  цикл  внедрения  инновационных 
проектов:  от  определения  стратегических  направлений  и  целевых  параметров  развития  до 
получения новых продуктов и оценки их результативности. 

За  истекший  период  в  компании  утвержден  ряд  основополагающих  документов  в 

области  инновационной  деятельности,  которые  постоянно  актуализируются  с  учетом 
требований законодательства и руководства страны. 

Во  исполнение  поручений  руководства  страны  советом  директоров  ОАО «РЖД» 

определены  приоритеты  инновационного  развития  компании,  утверждена  Стратегия 
инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года, в рамках которой определены 12 
ключевых направлений и уточнены показатели инновационного развития компании. 

Эти  направления  реализуются  на  основании  утвержденной  решением  совета 

директоров ОАО «РЖД» Программы инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г 
(далее - Программа).  

Программа  содержит  комплекс  мероприятий,  направленных  на  разработку  и 

внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому 
уровню,  а  также  стимулирующих  инновационное  развитие  ключевых  отраслей 
промышленности Российской Федерации.  

 

77 

Программа  увязана  со  стратегией  развития  компании,  ее  финансовыми  планами  и 

включает  в  себя  комплекс  мероприятий,  обеспечивающих  достижение  конкретных 
показателей ее производственной деятельности. 

Важным  обстоятельством  является  целевой  характер  мероприятий  Программы,  а 

также их финансирование за счет собственных средств ОАО «РЖД». Программа разработана 
в  соответствии  с  методическими  рекомендациями,  утвержденными  Правительственной 
комиссией по высоким технологиям и инновациям. 

По  итогам  реализации  мероприятий  Программы  в  2012  году  в  целом  выполнены 

значения ключевых показателей ее реализации.  

ОАО «РЖД» сохранила позицию по расходованию средств на научно-исследовательские 

и  опытно-конструкторские  работы  в  своей  области  на  среднемировом  уровне.  В  2013  году 
объемы финансирования на реализацию проектов научно-технического развития ОАО «РЖД» 
составляют до  1 755 млн. рублей. Кроме этого, на 2013 год установлены лимиты реализации 
комплексного научно-технического инвестиционного проекта «Создание современных систем 
управления движением поездов и обеспечения безопасности движения» (КНП-5) в объеме 218,4 
млн. рублей. 

В соответствии с решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям 

и  инновациям,  а  также  требованиями  Положения  о  порядке  мониторинга  разработки  и 
реализации  программ  инновационного  развития  акционерных  обществ  с  государственным 
участием,  государственных  корпораций  и  федеральных  государственных  унитарных 
предприятий  компании  готовят  ежегодные  отчеты  о  ходе  реализации  программ 
инновационного  развития,  которые  подлежат  утверждению  высшим  органами  управления 
компаний. Указанными документами определен срок  - 1 мая года, следующего за отчетным, до 
которого  утвержденный  отчет  должен  быть  направлен  в  Минтранс  России, 
Минэкономразвития России, Минобрнауки России. 

По  результатам  рассмотрения  данного  вопроса  по  итогам  2012  года  отчет  был 

утвержден единогласным решением (протокол № 9 заседания совета директоров ОАО «РЖД» 
30 апреля 2013 г.) и в установленные сроки представлен в федеральные органы исполнительной 
власти. 

В  3  квартале   2013  г.  эмитентом  подано  14 заявлений  на  выдачу  патента  на 

изобретения (ИЗ), 2 заявления на выдачу патента на полезную модель (ПМ), 19 заявлений на 
регистрацию  программ  ЭВМ  (ПЭВМ)  и  Базы  данных  (БД),  а  также  получено  64  охранных 
документа по ранее поданным заявкам. 

 

Название технического решения, технологии, 

программного комплекса, базы данных,   

 

Объект 

ОИС-

ИЗ,ПМ, 

ПО, 

ПЭВМ, 

БД  

 Номер 

патента  

 

Свидетельст

во  

 

Приоритет  

 Год 

получен

ия ох. 

Докумен

та  

 

Кварт

ал  

Способ технического обслуживания и текущего 
ремонта подвижного состава железнодорожного 
транспорта 

ИЗ 

2487025 

  

28.12.2011 

2013 

Способ оценки технического состояния конусов и 
устоев железнодорожных мостов в сложных 
гидрогеологических условиях (варианты) 

ИЗ 

2490612 

  

08.02.2012 

2013 

Способ интервального регулирования движения 
поездов на перегоне с автоблокировкой и устройство 
для его осуществления 

ИЗ 

2491198 

  

08.02.2012 

2013 

Способ интервального регулирования движения 
поездов и устройство для его осуществления 

ИЗ 

2491199 

  

08.02.2012 

2013 

Устройство интеллектуальной бортовой аппаратуры 
меневровой автоматической локомотивной 
сигнализации 

ИЗ 

2487035 

  

08.02.2012 

2013 

 

78 

Вагон - насосная станция пожарного поезда 

ИЗ 

2487030 

  

15.03.2012 

2013 

Станционное устройство для системы регулирования 
движения поездов 

ИЗ 

2492090 

  

15.03.2012 

2013 

Способ технического обслуживания и текущего 
ремонта подвижного состава железнодорожного 
транспорта 

ИЗ 

2487023 

  

21.03.2012 

2013 

Способ диагностирования тормозной магистрали 
подвижного состава (варианты) 

ИЗ 

2492080 

  

21.03.2012 

2013 

Секция газотурбовоза 

ИЗ 

2486087 

  

08.02.2012 

2013 

Смеситель-испаритель для топливных систем 
газотурбовозов 

ИЗ 

2487028 

  

08.02.2012 

2013 

Межсекционное соединение криогенных систем 
газотурбовоза 

ИЗ 

2487032 

  

08.02.2012 

2013 

Устройство построения энергосберегающих графиков 
движения поездов 

ИЗ 

2487036 

  

28.12.2011 

2013 

Способ управления смазкой рельсов в кривых 
участках железнодорожного пути и устройство для 
его осуществления  

ИЗ 

2492087 

  

20.07.2011 

2013 

Состав скоростного пассажирского электропоезда 
(подана СИММЕНС)  

ИЗ 

ЕР1950117 

  

30.03.2007 

2013 

Профиль поверхности железнодорожного 
колеса(совместно с СИМЕНС) 

ИЗ 

101767 

  

02.03.2012 

2013 

Профиль  железнодорожного колеса(совместно с 
СИМЕНС)  

ИЗ 

101768 

  

02.03.2012 

2013 

Двухсекционный газотурбовоз  

ИЗ 

18298 

  

17.08.2012 

2013 

Система продувки воздуха при открытии входных  
дверей (совместно с Сименс) 

ПМ 

130275 

  

28.02.2013 

2013 

Система охлаждения импульсивного инвертора 
тягового оборудования подвижного состава 

ПМ 

130138 

  

28.02.2013 

2013 

Электропневматическая тормозная система 
(совместно с Сименс) 

ПМ 

130273 

  

28.02.2013 

2013 

Тележка моторная скоростного железнодорожного 
транспортного средства (совместно с Сименс) 

ПМ 

130277 

  

28.02.2013 

2013 

Тележка немоторная скоростного железнодорожного 
транспортного средства (совместно с Сименс) 

ПМ 

130566 

  

28.02.2013 

2013 

Мобильный учебный демонстрационный комплекс 

ПМ 

130113 

  

27.06.2012 

2013 

Подрельсовая опора с амортизатором 

ПМ 

130314 

  

13.02.2013 

2013 

Комплексная  система  обучения  персонала  для 
тренажеров 

локомотивных 

бригад 

тягового 

подвижного состава  

ПМ 

130112 

  

13.02.2013 

2013 

Регистратор  усилия  нажатия  тормозных  шин 

ПМ 

129895 

  

13.02.2013 

2013 

 

79 

вагонных замедлителей 

Верхнее строение пути с охранным устройством для 
обеспечения безопасного прохода поезда на мостах и 
в тоннелях 

ПМ 

130279 

  

13.02.2013 

2013 

Промежуточное рельсовое скрепление и его элементы 

ПМ 

130315 

  

14.03.2013 

2013 

Рельсовый толкатель для перемещения 
железнодорожных вагонов 

ПМ 

132047 

  

14.03.2013 

2013 

Устройство для смазывания пары "колесо-рельс" 

ПМ 

130569 

  

14.03.2013 

2013 

Система интеллектуальной защиты тяговой сети 
постоянного тока 

ПМ 

132269 

  

14.03.2013 

2013 

Мобильный учебный демонстрационный комплекс 
(Украина) 

ПМ 

79714 

  

26.11.2012 

2013 

Мобильный учебный демонстрационный комплекс 
(Казахстан) 

ПМ 

990 

  

23.11.2012 

2013 

База данных автоматизированной системы 
построения прогнозных графиков движения поездов 
Эльбрус-2012 

БД 

  

2013620862 

14.03.2013 

2013 

Программные средства установления лимитов в 
системе АСОУП на погрузку с железных дорог 
отправления на железные дороги назначения 

ПЭВМ 

  

2013616038 

14.03.2013 

2013 

Автоматизированная система подготовки 
предприятия к работе в зимних условиях 

ПЭВМ 

  

2013615997 

21.03.2013 

2013 

Система "ПРИЗМА-К". Программное обеспечение 
путевого контроллера 

ПЭВМ 

  

2013616145 

04.04.2013 

2013 

Оперативные справки на основе дорожно-сетевой 
локомотивной модели АСОУП-2 "Наличие и 
состояние локомотивов грузовых серий  по их 
приписке" 

ПЭВМ 

  

2013616427 

23.05.2013 

2013 

Программные средства учета грузовой работы в 
составе АСОУП-2/АСОУП-2К 

ПЭВМ 

  

2013616426 

23.05.2013 

2013 

Система активного контроля состояния, дислокации и 
нарушений в работе локомотивных бригад (СИГНАЛ-
Бриг) 

ПЭВМ 

  

2013616428 

23.05.2013 

2013 

Система управления тяговыми ресурсами (СИГНАЛ-
Л) 

ПЭВМ 

  

2013616425 

23.05.2013 

2013 

"Система интеграции данных ЕКАСУИ с АСУ ЗМ в 
части объектов эксплуатационной инфраструктуры 
по замечаниям машинистов" 

ПЭВМ 

  

2013616247 

16.05.2013 

2013 

Типовая система управления инцидентами на 
объектах инфраструктуры ОАО "РЖД" в части 
объектов хозяйства автоматики и телемеханики 

ПЭВМ 

  

2013616246 

16.05.2013 

2013 

Автоматизированная система управления договорной 
работой в части ведения доходных договоров ГВЦ 
ОАО "РЖД" 

ПЭВМ 

  

2013616245 

16.05.2013 

2013 

 

80 

Система учета объектов незавершенного 
строительства по МСФО (Регистр НЗС МСФО) в 
учетных системах ТДС/ТФС, СБиНУО ДКРС/ДКСС, 
ЦА ЕК АСУФР-2 

ПЭВМ 

  

2013616431 

16.05.2013 

2013 

Программа для визуализации данных и настройки 
информационно-справочного интерактивного экрана 
руководителя 

ПЭВМ 

  

2013618565 

26.07.2013 

2013 

Программа для ЭВМ Центральный интеграционный 
узел Единой информационной системы 
здравоохранения ОАО "РЖД" 

ПЭВМ 

  

2013617221 

07.06.2013 

2013 

Программа для ЭВМ Типовая медицинская 
информационная система Единой информационной 
системы здравоохранения ОАО "РЖД" 

ПЭВМ 

  

2013617225 

07.06.2013 

2013 

Сервер контроля данных (СКД) (Очередь2012г.). 
Программные средства логического контроля 
входных сообщений по грузовой и коммерческой 
работе 

ПЭВМ 

  

2013617391 

28.06.2013 

2013 

Единая информационная система управления 
вагонным хозяйством на основе экономических 
критериев. Очередь 2013 

ПЭВМ 

  

2013617392 

28.06.2013 

2013 

Автоматизированная система "Комплекс систем для 
трансформации данных бухгалтерского учета в 
соответствии со стандартами МСФО для ОАО 
"РЖД"" (комплекс АС МСФО ТПР в части 3-х 
регистров TR) 

ПЭВМ 

  

2013617390 

28.06.2013 

2013 

Программа оформления проезда работников 
железнодорожного транспорта в поездах дальнего 
следования с использованием многофункциональной 
электронной карты в АСУ "Экспресс-3" 

ПЭВМ 

  

2013617863 

28.06.2013 

2013 

Система автоматизированного построения схем 
обращения кольцевых и технологических маршрутов 
с оценкой эффективности 

ПЭВМ 

  

2013618620 

26.07.2013 

2013 

Автоматизированная система управления поездной 
работой на базе суточного энергооптимального 
графика движения поездов (АСУ "Полигон") 

ПЭВМ 

  

2013618621 

26.07.2013 

2013 

Система ведения  в АСОУП, АСОУП-2, АСОУП-2К 
сведений по вагонам на колее 1435 мм 

ПЭВМ 

  

2013618622 

26.07.2013 

2013 

Программное обеспечение межканального 
взаимодействия устройства сопряжения 

ПЭВМ 

  

2013617218 

07.06.2013 

2013 

Система учета и контроля пробегов в АСОУП (с 
учетом интеграции с АСОУТ) 

ПЭВМ 

  

2013617224 

07.06.2013 

2013 

Комплексная информационная система управления 
закупочной деятельностью, формирования и 
хранения карточек договоров в едином реестре 
договоров Холдинга "РЖД", электронного 
документооборота счетов-фактур с электронной 
подписью. Очередь 2012 (КИС "ЗАКУПКИ" 2012) 

ПЭВМ 

  

2013617223 

07.06.2013 

2013 

 

81 

Автоматизированная система "Технологический 
электронный документооборот с применением 
электронной цифровой подписи" в части 
формирования РДВ и ФПУ-26 для вагонного 
хозяйства (АС ЭТД в части формирования РДВ и 
ФПУ-26) 

ПЭВМ 

  

2013617219 

07.06.2013 

2013 

Подсистема оперативного учета поставок МТР 
ЕКАСУФР-2. Очередь 2013 

ПЭВМ 

  

2013616914 

07.06.2013 

2013 

Функциональность ЕК АСУТР 
"Персонифицированный учет и анализ использования 
служебного автотранспорта" (ЕК АСУТР 
Автотранспорт) 

ПЭВМ 

  

2013617222 

07.06.2013 

2013 

Автоматизированная система "Технологический 
электронный документооборот с применением 
электронной цифровой подписи" в части ведения 
техническо-распорядительных актов станций (АС 
ЭТД в части ТРА) 

ПЭВМ 

  

2013617220 

07.06.2013 

2013 

Ласточка 

ТЗ 

  

492525 

18.05.2012 

2013 

 

 
 Исключительное  право  на  товарный  знак  действует  в  течение  десяти  лет  со  дня  подачи 

заявки  на  государственную  регистрацию  товарного  знака  в  федеральный  орган  исполнительной 
власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный 
знак  может  быть  продлен  на  десять  лет  по  заявлению  правообладателя,  поданному  в  течение 
последнего  года  действия  этого  права.  Продление  срока  действия  исключительного  права  на 
товарный знак возможно неограниченное число раз. 

Срок действия прав на программы ЭВМ (ПЭВМ) и базы данных (БД) не ограничен. 
Ключевые  направления  использования  основных  для  эмитента  объектов  интеллектуальной 

собственности: перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.  

Риски,  связанные  с  возможностью  истечения  сроков  действия  лицензий  на  использование 

товарных  знаков,  минимальны.  В  случае  истечения  сроков  действия  основных  для  эмитента 
лицензий  и  специальных  разрешений,  эмитент  предпримет  необходимые  меры  для  продления 
сроков действия, либо для получения новых лицензий и специальных разрешений. В случае введения 
лицензирования  какого-либо  вида  деятельности,  который  осуществляет  эмитент,  им  будут 
предприняты все меры для получения соответствующего разрешения или лицензии. 
 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

ОАО «РЖД» 

позиционируется 

как 

крупная 

транспортно-логистическая 

компания, 

оперирующая  на  панъевразийском  пространстве,  в  задачи  которой  входит  не  только  развитие  и 
эксплуатация  железнодорожной  инфраструктуры,  но  и  организация  комплексной  перевозочно-
логистической деятельности.  

С  этой  целью  компания  реализует  мероприятия  по  объединению  в  рамках  транспортно-

логистического  бизнеса  своих  компетенций  в  организации  перевозочного  процесса  (собственно 
грузовые  перевозки,  включая  деятельность  по  оперированию  подвижным  составом),  и  в  области 
логистической  деятельности,  включая  организацию  грузопотоков,  комплекс  услуг  по  обработке 
грузов  (терминально-складская  деятельность,  сопутствующие  услуги)  и  работу  с  клиентами. 
Также  это  позволит  устранить  проблемы  конкуренции  между  дочерними  и  зависимыми 
обществами  путем  детальной  сегментации  рынка,  расшить  узкие  места  в  работе  дочерних  и 
зависимых  обществ  с  клиентами  и  дополнить  их  компетенции  по  соответствию  объема 
предлагаемых услуг и запросов рынка.  

Помимо  новых  продуктовых  сегментов,  компанией  планируется  освоение  новых 

географических сегментов транспортно-логистического рынка. Современные тенденции развития 
экономики  евразийского  пространства  постепенно  смещают  основные  грузопотоки  с  запада  на 
восток.  Основная  масса  грузов  в  настоящее  время  приходится  на  сообщение  со  странами  Азии,  в 

 

82 

частности с Китаем. Задачам по увеличению присутствия ОАО «РЖД» на географических рынках 
как в Европе, так и в Юго-Восточной Азии уделяется особое внимание.  

В  этой  связи  приобретение  компании  «ЖЕФКО»,  работа  по  созданию  объединенной 

транспортно-логистической компании в рамках ЕЭП России, Беларуси и Казахстана, проекты по 
формированию сети терминально-логистических центров на территории России – все это логично 
увязывается в рамках развития транспортно-логистического бизнеса. 

В  2013  году  предстоит  сделать  серьезные  шаги  в  области  развития  инфраструктуры, 

обновления активной части основных фондов, реформирования, структурных преобразований. 

Будет обеспечиваться реализация крупных направлений, таких как: 
1.  продолжение  инновационного  развития  ОАО  «РЖД»,  обновление  парка  вагонов  и 

локомотивов,  в  том  числе  за  счет  подвижного  состава,  произведенного  с  участием  ведущих 
мировых производителей Сименс, Альстом, Бомбардье, Кнорр-Бремзе, Финмекканика; 

2.  строительство  ВСМ  и  развитие  интермодальных  перевозок  для  обеспечения  мероприятий 

мировой значимости, таких как Чемпионат мира по футболу в 2018 году; 

3.  осуществление  крупных  инвестиционных  проектов  (Московский  транспортный  узел, 

подходы к портам Юга и Северо-запада, реконструкция Транссиба и БАМа); 

4.  реализация  четвертого  этапа  реформирования  на  железнодорожном  транспорте, 

направленного  на  создание  необходимых  условий  для  полноценной  конкуренции  между 
перевозчиками и снижение тарифной нагрузки; 

5. построение вертикально интегрированного Холдинга и увеличение его рыночной стоимости, 

повышение эффективности процессов управления. 

Создание  Таможенного  союза  между  Российской  Федерацией,  Республикой  Беларусь  и 

Республикой Казахстан и формирование Единого экономического пространства открывают новые 
возможности для развития транзита транспортных услуг. 

Создание  Таможенного  союза  в  значительной  степени  способствовало  повышению 

конкурентоспособности транзитных перевозок. В рамках союза применяется единый таможенный 
тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 

Перенос таможенного контроля на внешнюю границу Таможенного союза и сокращение числа 

таможенных операций ведет к снижению логистических расходов и сокращению сроков доставки 
грузов через несколько государств Таможенного союза на 1-2 дня. 

Упрощение  процедур  таможенного  досмотра  и  определение  правил  электронного 

взаимодействия  участников  внешнеэкономической  деятельности  будут  способствовать 
привлечению транзитных грузопотоков. 

Формирование  Единого  экономического  пространства  трех  стран  выводит  на  новый  уровень 

возможности  для  железных  дорог  и  всего  бизнес-сообщества  «Пространства  1520»,  позволяя 
создать  единое  в  экономическом  смысле  железнодорожное  пространство  от  границ  со  странами 
Азиатско-Тихоокеанского региона до границ Евросоюза. 
  

4.6.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Ситуация  в  экономике  Российской  Федерации  в  2013  году  остается  сложной,  что 

негативно отражается на результатах работы железнодорожного транспорта. Прогнозы роста 
ВВП России на 2013 год последовательно ухудшались. В представленном в сентябре текущего года 
прогнозе  Минэкономразвития  России  прогноз  роста  ВВП  в  базовом  варианте  в  2013  году 
составляет +1,8% (ИПП +0,7%). По оценке Минэкономразвития в 2013-2014 годах рост ВВП России 
будет ниже,  чем среднемировые темпы роста. По оценкам  экспертов, для достижения  прироста 
ВВП  в  2013  году  на  уровне  1,8%  в  IV  квартале  2013  г.  необходимо  обеспечить  прирост  ВВП  на 
уровне 2,6%, что маловероятно.  

По данным Минэкономразвития России, рост промышленного производства в текущем году 

возможно  будет  ниже  прогнозного  уровня  0,7%.  По  данным  Росстата  индекс  промышленного 
производства за январь-сентябрь текущего года составил 0,1%.  

Негативной  тенденцией  в  экономике  страны,  которая  ранее  не  отмечалась,  является 

«сжатие»  потребительского  спроса:  за  январь-сентябрь  2013  г.  оборот  розничной  торговли 
замедлился до 3%, за аналогичный период 2012 года он возрос на 6,9%. Таким образом, этот драйвер 
экономического роста теряет эффективность, так же, как это раньше произошло с экспортом и 
инвестициями  (динамика  экспорта  товаров  за  январь-сентябрь  2013  года  составила  98,1%, 
инвестиций в основной капитал – 98,6%). Начиная с августа 2013 г., сильно замедлилась динамика 
реальных доходов населения, а в сентябре 2013 г. она стала отрицательной (98,7% к сентябрю 2012 
года).  

Замедление макроэкономического роста индикативно подтверждают результаты работы 

всех  видов  транспорта.  По  данным  Росстата  за  январь-сентябрь  текущего  года  грузооборот 
транспорта  в  целом  снизился  на  0,4%,  в  том  числе  железнодорожного  –  на  2,6%,  морского –  на 
7,6%,  внутреннего  водного  –  на  2,5%,  воздушного  –  на  1%.  Исключение  составили  лишь 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     58      59      60      61     ..