ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2012 год - часть 54

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2012 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     52      53      54      55     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2012 год - часть 54

 

 

 

59 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: млн. руб. 

 

Наименование группы объектов основных средств 

Первоначальн

ая 

(восстановите

льная) 

стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Здания 

418 822 

81 062 

Сооружения и передаточные устройства 

2 675 721 

803 070 

Машины и оборудование 

626 973 

347 728 

Транспортные средства 

648 433 

281 201 

Производственный и хозяйственный инвентарь 

9 235 

6 809 

Земельные участки и объекты природопользования 

5 201 

Прочие виды основных средств 

549 

194 

ИТОГО 

4 384 934 

1 520 064 

 

Сведения  о  способах  начисления  амортизационных  отчислений  по  группам  объектов  основных 
средств: 
Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизационных отчислений в 
течение срока их полезного использования. 
Эмитент  применяет  линейный  способ  амортизации  основных  средств.  Амортизация  по 
каждому  инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется  ежемесячно 
путем  применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока  полезного 
использования объекта. 
Срок полезного использования объектов основных средств устанавливается при их принятии к 
бухгалтерскому  учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических  документов,  либо  на 
основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его  филиалах  и  их 
структурных подразделениях в соответствии с внутренними документами Эмитента. 
Сроки  полезного  использования  принимаемых  к  бухгалтерскому  учету  объектов  основных 
средств, внесенных в уставный капитал Эмитента, а также вновь вводимых в эксплуатацию в 
эмитенте,  определяются  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации  от  1  января  2002  года  N  1  "О  классификации  основных  средств,  включаемых  в 
амортизационные группы" и внутренними нормативными документами ОАО "РЖД". 
Определение срока полезного использования объектов основных средств производится исходя из 
ожидаемого  физического  износа,  зависящего  от  режима  эксплуатации  (количества  смен), 
естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.
 
Отчетная дата: 30.09.2012 

Результаты последней переоценки основных средств и долгосрочно арендуемых основных средств, 
осуществленной в течение последнего завершенного финансового года, с указанием даты проведения 
переоценки, полной и остаточной (за вычетом амортизации) балансовой стоимости основных средств 
до переоценки и полной и остаточной (за вычетом амортизации) восстановительной стоимости 
основных средств с учетом этой переоценки. Указанная информация приводится по группам объектов 
основных средств. Указываются сведения о способах начисления амортизационных отчислений по 
группам объектов основных средств. 

 
Единица измерения: млн. руб. 

 

Наименование группы 

основных средств 

Полная 

стоимость до 

проведения 
переоценки 

Остаточная 

(за вычетом 

амортизации) 

стоимость до 

проведения 
переоценки 

Дата 

проведения 
переоценки 

Полная 

восстановите

льная 

стоимость 

после 

проведения 
переоценки 

Остаточная (за 

вычетом 

амортизации) 

восстановител

ьная стоимость 

после 

проведения 
переоценки 

Здания 

386 155 

315 236 

31.12.2011 

397 083 

323 814 

 

60 

Сооружения 

2 536 928 

1 837 542 

31.12.2011 

2 639 594 

1 910 399 

Машины и оборудование  594 799 

281 700 

31.12.2011 

599 554 

287 897 

Транспортные средства 

590 579 

348 229 

31.12.2011 

600 400 

353 758 

Производственный и 
хозяйственный 
инвентарь 

9 067 

2 651 

 

9 067 

2 651 

Земельные участки  и 
объекты 

4 843 

4 843 

 

4 843 

4 843 

Прочие основные 
средства 

599 

363 

 

599 

363 

Итого 

4 122 970 

2 790 564 

 

4 251 140 

2 883 725 

 

Указывается  способ  проведения  переоценки  основных  средств  (по  коэффициентам  федерального 
органа  исполнительной  власти  по  статистике,  по  рыночной  стоимости  соответствующих  основных 
средств,  подтвержденной  документами  или  экспертными  заключениями.  При  наличии  экспертного 
заключения необходимо указать методику оценки): 
В  соответствии  с  Распоряжением  ОАО  "РЖД"  от  09.09.2011г.  №  1955р  "О  проведении 
переоценки  групп  однородных  объектов  основных  средств"  -  переоценке  подлежали  следующие 
группы  основных  средств  ОАО  "РЖД":  здания,  сооружения,  машины  и  оборудование, 
транспортные средства (в части электровозов и тепловозов).  
В процессе оценки основных средств используются следующие методы:  
- метод удельных стоимостных показателей 
- метод рыночного сравнения  
- индексный метод 
 
Указываются  сведения  о  планах  по  приобретению,  замене,  выбытию  основных  средств,  стоимость 
которых  составляет  10  и  более  процентов  стоимости  основных  средств  эмитента,  и  иных  основных 
средств  по  усмотрению  эмитента,  а  также  сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств 
эмитента (с указанием характера обременения, даты возникновения обременения, срока его действия и 
иных условий по усмотрению эмитента).: 
При  формировании  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»  на  2012-2014  гг.  один  из  основных 
акцентов сделан на проект, связанный с устойчивостью перевозочного процесса. 
В 2012 г. на обновление парка подвижного состава планируется направить более 50 млрд. рублей. 
Большая  часть  данных  средств  будет  направлена  на  обновление  тягового  подвижного  состава. 
Кроме тягового подвижного состава денежные средства планируется направить на обновление 
мотор-вагонного подвижного состава. В 2012 году значительные средства будут вложены также 
и в обновление основных фондов других хозяйств.
 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

Динамика показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности 
эмитента, в том числе ее прибыльность и убыточность, рассчитанных на основе данных бухгалтерской 
(финансовой) отчетности 

Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 
Единица измерения для суммы непокрытого убытка: млн. руб. 

 

Наименование показателя 

2011, 9 мес. 

2012, 9 мес. 

Норма чистой прибыли, % 

5.83 

3.91 

Коэффициент оборачиваемости активов, 
раз 

0.23 

0.25 

Рентабельность активов, % 

1.36 

0.96 

Рентабельность собственного капитала, 

1.67 

1.16 

 

61 


Сумма непокрытого убытка на отчетную 
дату 

Соотношение непокрытого убытка на 
отчетную дату и балансовой стоимости 
активов, % 

 

 
Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов 
Экономический  анализ  прибыльности/убыточности  эмитента,  исходя  из  динамики  приведенных 
показателей, а также причины, которые, по мнению органов управления, привели к убыткам/прибыли 
эмитента, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности: 

 
Прибыльность компании за рассматриваемые периоды обеспечена эффективным планированием 
работы  эмитента,  сбалансированностью  бюджета  с  точки  зрения  доходов,  расходов  и 
инвестиций. Показатели результативности финансово-хозяйственной деятельности эмитента 
в  сравнении  с  аналогичным  периодом  2011  г.  отражают  незначительное  их  снижение  при 
сохранении положительной динамики результатов от операционной деятельности. Так валовая 
прибыль и прибыль от продаж эмитента  увеличилась на 11,2%.  
Основными факторами, оказывающими влияние на изменение прибыли эмитента, являются: 
- индексация тарифов на железнодорожные перевозки,  
-  рост  физических  объемов  перевозок  грузов  и  пассажиров,  изменения  структуры  перевозок 
(изменение  долей  грузов  различных  классов  в  общем  грузообороте  эмитента),  что  влияет  на 
изменение выручки,  
-  динамика  физических  показателей  работы  эмитента  (погрузка  грузов,  грузооборот),  что 
повлекло за собой осуществление затрат, необходимых для перевозки возросшего объема грузов. 
Коэффициент  оборачиваемости  активов  —  финансовый  показатель  интенсивности 
использования организацией всей совокупности имеющихся активов. Невысокие значения данного 
показателя  характерны  для  отрасли,  в  которой  эмитент  ведет  свою  основную  хозяйственную 
деятельность. 
Рентабельность  активов  –  финансовый  коэффициент,  характеризующий  отдачу  от 
использования  всех  активов  организации.  Коэффициент  показывает  способность  организации 
генерировать прибыль, качество управления активами.  
Рентабельность  собственного  капитала  –  показатель  чистой  прибыли  в  сравнении  с 
собственным  капиталом  организации.  Это  финансовый  показатель,  показывающий,  насколько 
эффективно был использован вложенный в дело капитал.  
Деятельность эмитента является рентабельной. Незначительное  уменьшение чистой прибыли 
компании  обусловлено  снижением  результатов  от  прочей  деятельности  и  увеличения 
эффективной ставки налога на прибыль за анализируемый период. 
В рассматриваемых периодах у эмитента отсутствовал непокрытый убыток. 
 
Мнения  органов  управления  эмитента  относительно  причин  или  степени  их  влияния  на  результаты 
финансово-хозяйственной деятельности эмитента не совпадают: Нет 
Член  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  член  коллегиального 
исполнительного  органа  эмитента  имеет  особое  мнение  относительно  упомянутых  причин  и/или 
степени  их  влияния  на  результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  эмитента,  отраженное  в 
протоколе  собрания  (заседания)  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или 
коллегиального  исполнительного  органа,  на  котором  рассматривались  соответствующие  вопросы,  и 
настаивает на отражении такого мнения в ежеквартальном отчете: Нет 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

Динамика показателей, характеризующих ликвидность эмитента, рассчитанных на основе данных 
бухгалтерской (финансовой) отчетности 

Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 
Единица измерения для показателя 'чистый оборотный капитал': тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

2011, 9 мес. 

2012, 9 мес. 

 

62 

Чистый оборотный капитал 

-107 476 

-92 362 

Коэффициент текущей ликвидности 

0.76 

0.71 

Коэффициент быстрой ликвидности 

0.58 

0.41 

 

По  усмотрению  эмитента  дополнительно  приводится  динамика  показателей,  характеризующих 
ликвидность  эмитента,  рассчитанных  на  основе  данных  сводной  бухгалтерской  (консолидированной 
финансовой) отчетности эмитента, включаемой в состав ежеквартального отчета: Нет 

 

 
Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов: Да 
Экономический  анализ  ликвидности  и  платежеспособности  эмитента,  достаточности  собственного 
капитала  эмитента  для  исполнения  краткосрочных  обязательств  и  покрытия  текущих  операционных 
расходов  на  основе  экономического  анализа  динамики  приведенных  показателей  с  описанием 
факторов, которые, по мнению органов управления эмитента, оказали наиболее существенное влияние 
на ликвидность и платежеспособность эмитента: 
Показатели 

ликвидности 

характеризуют 

способность 

эмитента 

выполнять 

свои 

краткосрочные  обязательства.  Смысл  этих  показателей  состоит  в  сравнении  величины 
текущих  обязательств  эмитента  и  его  оборотных  средств,  которые  должны  обеспечить 
погашение обязательств. 
Чистый  оборотный  капитал  имеет  отрицательное  значение  по  результатам  3  квартала  2011 
года, которое сохраняется и в 3 квартале 2012 года. 
Показатели  коэффициентов  текущей  и  быстрой  ликвидности  имеют  достаточно  высокое 
значение, при этом за анализируемый период отмечается их незначительное снижение.  
Принятая эмитентом политика в области управления  ликвидностью и платежеспособностью 
направлена на: 
-  обеспечение  требуемого  финансирования,  соответствующего  динамичным  потребностям 
компании; 
- поддержание способности эмитента отвечать по своим обязательствам. 
В  целом  стратегия  управления  оборотными  средствами  и  источниками  их  финансирования 
соответствовала потребностям компании и заключалась в: 
- ускорении финансового цикла; 
- накоплении и поддержании необходимой ликвидности. 
 
Мнения органов управления эмитента относительно причин или степени их влияния на результаты 
финансово-хозяйственной деятельности эмитента не совпадают: Нет 
Член  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  член  коллегиального 
исполнительного  органа  эмитента  имеет  особое  мнение  относительно  упомянутых  причин  и/или 
степени  их  влияния  на  результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  эмитента,  отраженное  в 
протоколе  собрания  (заседания)  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или 
коллегиального  исполнительного  органа,  на  котором  рассматривались  соответствующие  вопросы,  и 
настаивает на отражении такого мнения в ежеквартальном отчете: Нет 

4.3. Финансовые вложения эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 5 и более процентов всех его 
финансовых вложений на дату окончания отчетного периода 

Вложения в эмиссионные ценные бумаги 

Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Федеральная 
пассажирская компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФПК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, д.12 
ИНН: 7708709686 
ОГРН: 1097746772738 

 

 

63 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

02.03.2010 

1-01-55465-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 147 635 848 132 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  
147635848132 RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 147 636 
Единица измерения: млн. руб. 

 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
Дивиденды по обыкновенным именным акциям ОАО "ФПК" за 2011 г. и за 9 месяцев 2012 г. не 
начислялись и не выплачивались. 
 
Дополнительная информация: 
 

 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Вторая 
грузовая компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ВГК" 
Место нахождения эмитента: 620013 г Екатеринбург, ул. Челюскинцев д. 11 
ИНН: 6659209750 
ОГРН: 1106659010600 

 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

14.12.2010 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 46 367 756 107 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  46 367 
756 107 RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 46 368 
Единица измерения: млн. руб. 

 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
Размер  объявленного  дивиденда  за  2010  год  по  акциям  ОАО  "ВГК",  находящимся  в 
собственности ОАО "РЖД", - 161 млн. рублей. Срок выплаты - 2-ой квартал 2012 года. 
Размер  объявленного  дивиденда  за  2011  год  по  акциям  ОАО  "ВГК",  находящимся  в 
собственности ОАО "РЖД",  - 5 206 млн. рублей. Срок выплаты - 3-ий квартал 2012 года.
 
Дополнительная информация: 

 

64 

 

 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное  фирменное  наименование  эмитента:  Открытое  акционерное  общество  "Первая 
грузовая компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ПГК" 
Место нахождения эмитента: 105064, Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 12 стр. 1 
ИНН: 7708643971 
ОГРН: 1077758336985 

 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

04.10.2007 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 21 413 108 540 
Общая  номинальная  стоимость  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:    21  413 
108 540 RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 21 413 
Единица измерения: млн. руб. 

 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
 
Размер  объявленных  (начисленных)  дивидендов  по  акциям  эмитента  в  расчете  на  одну 
акцию, 0,119727981 руб.  
Размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в совокупности по всем 
акциям одной категории за 6 месяцев 2011 года, 10 254 993 008,87 руб. 
Наименование  органа  управления  эмитента,  принявшего  решение  (объявившего)  о  выплате 
дивидендов по акциям эмитента: внеочередное общее собрание акционеров 
Дата  проведения  собрания  органа  управления  эмитента,  на  котором  принято  решение  о 
выплате (объявлении) дивидендов: 12.08.2011 
Дата  составления  и  номер  протокола  собрания  органа  управления  эмитента,  на  котором 
принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 12.08.2011 
Срок, отведенный для выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: в течение 60 
дней с даты принятия решения о выплате дивидендов 
Форма  и  иные  условия  выплаты  объявленных  дивидендов  по  акциям  эмитента:  дивиденды 
выплачиваются в денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 
Отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные 
дивиденды по акциям эмитента: 6 месяцев 2011 г. 
Общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) 
по  каждому  отчетному  периоду,  за  который  принято  решение  о  выплате  (объявлении) 
дивидендов: 10 254 993 008,87 руб. 
Дивиденды  по  обыкновенным  именным  акциям  ОАО  "ПГК"  во  2-ом  полугодии  2011  г.  и  9 
месяцев 2012 г. не начислялись и не выплачивались. 
 
Дополнительная информация: 
 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «Центр по 
перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер»
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО «ТрансКонтейнер» 

 

65 

Место нахождения эмитента: Российская Федерация, 107228, г. Москва, ул. Новорязанская д.12 
ИНН: 7708591995 
ОГРН: 1067746341024 

 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

11.05.2006 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 6 947 391 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  6 947 391 
RUR x 1000
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 28 834 
Единица измерения: млн. руб. 

 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым 
эмиссионным ценным бумагам или порядок его определения, срок выплаты: не применимо. 
Размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок его определения в случае, когда 
он определен в уставе акционерного общества - эмитента, срок выплаты: не применимо. 
Размер объявленного дивиденда за 2011 год по акциям ОАО "ТрансКонтейнер", находящимся 
в собственности ОАО "РЖД", - 609  млн. рублей. Срок выплаты - 3-ий квартал 2012 года.
 
Дополнительная информация: 

Вложения в неэмиссионные ценные бумаги 

Вложений  в  неэмиссионные  ценные  бумаги,  составляющих  5  и  более  процентов  всех 
финансовых вложений, нет
 

 
Эмитентом создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги 
Величина  резерва  под  обесценение  ценных  бумаг  на  начало  и  конец  последнего  завершенного 
финансового года перед датой окончания последнего отчетного квартала: 
На начало 2011 г. размер резерва под обесценение вложений в ценные бумаги составил 9 176 709 
тыс. рублей. 
На конец 2011 г. размер резерва под обесценение вложений в ценные бумаги составил 2 990 119 
тыс. рублей.
 

Иные финансовые вложения 

Иных  финансовых  вложений,  составляющих  5  и  более  процентов  всех  финансовых 
вложений, нет
 

 

Информация  о  величине  потенциальных  убытков,  связанных  с  банкротством  организаций 
(предприятий), в которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина  потенциальных  убытков,  связанных  с  банкротством  организаций  (предприятий),  в 
которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру  произведенных  финансовых 
вложений.
 
 
Информация  об  убытках  предоставляется  в  оценке  эмитента  по  финансовым  вложениям, 
отраженным  в  бухгалтерской  отчетности  эмитента  за  период  с  начала  отчетного  года  до  даты 
окончания последнего отчетного квартала 

 

Стандарты  (правила)  бухгалтерской  отчетности,  в  соответствии  с  которыми  эмитент  произвел 
расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со 
стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

 

66 

4.4. Нематериальные активы эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: млн. руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость 

Сумма начисленной 

амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности 
(исключительные права на результат интеллектуальной 
собственности) 

10 924 

4 127 

в том числе:  - у патентообладателя на изобретение, 
промышленный образец, полезную модель 

2 272 

392 

- у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных 

8 044 

3 547 

- у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

- прочие 

599 

184 

ИТОГО 

10 924 

4 127 

 

 
Стандарты (правила) бухгалтерского учета, в соответствии с которыми эмитент представляет 
информацию о своих нематериальных активах.: 
Информация о нематериальных активах представлена в соответствии со стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 
Отчетная дата: 30.09.2012 

4.5. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Целью  инновационного  развития  компании  является  достижение  высокой  экономической 
эффективности,  экологической  и 

функциональной  безопасности  и  устойчивости 

железнодорожного  транспорта,  определенных  Стратегией  развития  железнодорожного 
транспорта в РФ до 2030 года. 
Наряду  с  развитием  собственных  инновационных  технологий,  компания  создает  среду, 
благоприятную  для  инновационного  развития,  и  разрабатывает  новые  подходы,  которые 
затрагивают практически весь спектр деятельности Российских железных дорог: от создания 
корпоративной структуры управления до трансферта зарубежных технологий.  
ОАО  «РЖД»,  являясь  крупнейшей  транспортной  компанией  России,  удовлетворяющей 
рыночный спрос на железнодорожные транспортные услуги со стороны бизнеса и населения, и 
неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, расширяет деятельность во всех 
сегментах железнодорожного транспорта, а также в смежных и сопутствующих перевозкам 
отраслях экономики. 
В  компании  сформирована  структура  и  внедрена  корпоративная  система  управления 
инновационной  деятельностью,  обеспечивающая  полный  цикл  внедрения  инновационных 
проектов:  от  определения  стратегических  направлений  и  целевых  параметров  развития  до 
получения новых продуктов и оценки их результативности. 
За  истекший  период  в  компании  утвержден  ряд  основополагающих  документов  в  области 
инновационной  деятельности,  которые  постоянно  актуализируются  с  учетом  требований 
законодательства и руководства страны. 
Во  исполнение  поручений  руководства  страны  советом  директоров  ОАО «РЖД»  определены 
приоритеты  инновационного  развития  компании,  утверждена  Стратегия  инновационного 
развития  ОАО  «РЖД»  на  период  до  2015  года,  в  рамках  которой  определены  12  ключевых 
направлений и уточнены показатели инновационного развития компании. 
Эти  направления  реализуются  на  основании  утвержденной  решением  совета  директоров 
ОАО «РЖД»  Программы  инновационного  развития  ОАО «РЖД»  на  период  до  2015  г  (далее  - 
Программа).  
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых 

 

67 

технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также 
стимулирующих  инновационное  развитие  ключевых  отраслей  промышленности  Российской 
Федерации.  
В ней предусмотрено увеличение финансирования НИОКР, внедрение инновационных образцов 
железнодорожной техники и обеспечение процесса локализации производства.  
Мероприятия программы в области создания и внедрения инновационной продукции включают 
как  планы  НИОКР,  так  и  трансфер  передовых  технологий.  Совместные  разработки  ОАО 
«РЖД»  с  зарубежными  и  отечественными  компаниями  позволяют  создавать  новые  модели 
подвижного состава с эксплуатационными показателями мирового уровня.  
ОАО  «РЖД»  -  одна  из  немногих  российских  компаний,  которая  соответствует  среднему 
мировому  уровню  по  объемам  вложений  в  научно-исследовательские  и  опытно-
конструкторские работы в своем секторе деятельности. 
Источниками 

финансирования 

Программы 

выступают 

средства 

ОАО «РЖД» 

по 

инвестиционной 

программе, 

программе 

научно-технического 

развития, 

программе 

информатизации, а также средства дочерних и зависимых обществ. 
Отчет  о  реализации  Программы  в  2011  году,  подготовленный  в  соответствии  с 
методическими  материалами  Минэкономразвития  России  по  формированию  системы 
мониторинга  реализации  программ  инновационного  развития  акционерных  обществ  с 
государственным  участием,  утвержден  советом  директоров  ОАО «РЖД»  19 апреля 2012 г. 
(протокол № 6). 

  В 3 квартале  2012 года эмитентом подано 4 заявки на выдачу патента на изобретения (ИЗ), 
5  заявок  на  выдачу  патента  на  полезную  модель  (ПМ),  1  заявка  на  выдачу  патента  на 
промышленные образцы (ПО), 1 заявка на регистрацию товарного знака (ТЗ) , 42 заявления на 
регистрацию  программы  ЭВМ  и  Базы  данных  (ПЭВМ),  а  также  получено  96  охранных 
документов по ранее поданным заявкам. 

 

Название технического решения, технологии, 

программного комплекса, базы данных,   

 Объект 

ОИС-

И,ПМ, 

ПО, 

ПЭВМ, 

БД  

 Номер 

патента  

 

Свидетел

ьство  

 Приоритет  

 Год 

получения 

ох. 

Документа  

 

Кварт

ал  

Высокоскоростной железнодорожный 

пассажирский состав (совместно с СИМЕНС) 

ИЗ 

2454340 

  

08.10.2009 

2012 

Немоторная тележка высокоскоростного 

железнодорожного транспортного средства 

(совместно с СИМЕНС) 

ИЗ 

2454342 

  

08.10.2009 

2012 

Комбинированная система широкополосного 

беспроводного доступа  

ИЗ 

2454709 

  

23.06.2011 

2012 

Шпалопитатель звеносборочной линии 

ИЗ 

2454499 

  

03.06.2010 

2012 

Микропроцессорная система управления 

электровозом 

ИЗ 

2454336 

  

14.12.2010 

2012 

Способ сборки стрелочного перевода 

железнодорожного пути 

ИЗ 

2460835 

  

28.12.2010 

2012 

Путевое передающее устройство управления 

поездом 

ИЗ 

2457130 

  

08.02.2011 

2012 

Профиль  железнодорожного колеса (совместно с 

СИМЕНС) 

ИЗ 

2454331 

  

02.03.2011 

2012 

Устройство для обработки коллектора  

электродвигателя 

ИЗ 

2461106 

  

23.06.2011 

2012 

Система для управления выправкой 

железнодорожного пути 

ИЗ 

2454498 

  

08.02.2011 

2012 

Электронное устройство токовой защиты ББР 

электровозов серии ВЛ80Р 

ИЗ 

2459717 

  

13.04.2011 

2012 

Пожарный поезд 

ИЗ 

2454341 

  

28.12.2010 

2012 

 

68 

Прицепной вагон высокоскоростного 

железнодорожного транспортного средства 

(совместно с СИМЕНС) (Украинский патент) 

ИЗ 

99288 

  

08.12.2009 

2012 

Газотурбинная установка (Южно Корейский 

патент) 

ИЗ 

10-

1168111 

  

  

2012 

Устройство регистрации сигналов автоматической 

локомотивной сигнализации и комплекс контроля 

кодирования сигналов автоматической системы 

сигнализации 

ПМ 

118935 

  

28.12.2011 

2012 

Снегоуборочная машина 

ПМ 

117931 

  

08.02.2012 

2012 

Устройство для управления скоростью движения 

поезда 

ПМ 

118277 

  

21.02.2012 

2012 

Система для обеспечения безопасности движения 

поездов на станции 

ПМ 

118602 

  

21.02.2012 

2012 

Комплекс оборудования для снятия и установки 

тележек железнодорожного подвижного состава на 

колесные пары 

ПМ 

120057 

  

12.04.2012 

2012 

Стационарный пункт технической диагностики 

локомотива 

ПМ 

119880 

  

31.10.2011 

2012 

Газотурбовоз 

ПМ 

118269 

  

21.02.2012 

2012 

Верхнее строение пути с охранным устройством 

для обеспечения безопасного прохода поезда на 

мостах и в тоннелях 

ПМ 

118276 

  

08.02.2012 

2012 

Гарнитура стрелочная электропривода для 

сбрасывающей стрелки на железнодорожных 

брусьях 

ПМ 

118932 

  

08.02.2012 

2012 

Светофор мачтовый со светодиодными 

светооптическими системами 

ПМ 

117875 

  

08.02.2012 

2012 

Многофункциональный носимый прибор связи на 

железной дороге 

ПМ 

119968 

  

28.12.2011 

2012 

Устройство извлечения обломавшейся части 

подводящих трубок 

ПМ 

117343 

  

28.07.2011 

2012 

Прибор для определения времени включения и 

отключения масляного выключателя 

ПМ 

120282 

  

  

2012 

Манипулятор для подачи обработанных рельсов на 

позицию хранения готовой продукции 

ПМ 

118969 

  

  

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82825 

  

01.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82824 

  

01.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82823 

  

01.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82826 

  

17.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82827 

  

17.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82828 

  

17.11.2011 

2012 

 

69 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82829 

  

17.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82830 

  

17.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

83117 

  

17.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

82831 

  

17.11.2011 

2012 

Декоративное оформление боковой и торцевой 

сторон локомотива  

ПО 

83118 

  

17.11.2011 

2012 

Автоматизированное рабочее место дежурного по 

станции 

ПЭВМ 

  

20126182

32 

18.07.2012 

2012 

Система планирования и учета инвестиций 

ЕКАСУФР-2 в части выгрузки инвестиционной 

программы и управления проектно-сметной 

документацией. Очередь – 2011-4 

ПЭВМ 

  

20126174

01 

18.04.2012 

2012 

"Автоматизированная система формирования 

статистической отчетности по пассажирским 

перевозкам (в части форм ЦО-22 дальнее, ЦО-28)" 

(очередь-2011-2) (АС СОПП очередь 2011-2) 

ПЭВМ 

  

20126157

81 

25.04.2012 

2012 

"Подсистема управления научно-техническим 

развитием ОАО "РЖД" (УНТР)" (очередь 2011-1) 

ПЭВМ 

  

20126157

80 

25.04.2012 

2012 

"Типовая система управления инцидентами на 

объектах инфраструктуры ОАО "РЖД" в части 

объектов хозяйства электрификации и 

электроснабжения" (ТСИ -Э 2011) 

ПЭВМ 

  

20126157

79 

25.04.2012 

2012 

"Система казначейского контроля за целевым 

использованием денежных средств в пределах 

платежных балансов ОАО "РЖД". Система 

планировния, контроля и анализа исполнения 

хозяйственных договоров" (очередь 2011) 

ПЭВМ 

  

20126162

81 

24.05.2012 

2012 

"Единая технологическая база объектов 

эксплуатационной инфраструктуры в части 

объектов технологического и коммунального 

назначения" (ЕТБ ЦУО-2011) 

ПЭВМ 

  

20126157

78 

25.04.2012 

2012 

"Автоматизированная  система ЭТРАН в части 

формирования отчетности по международным 

перевозкам энергетических грузов" 

ПЭВМ 

  

20126157

48 

24.04.2012 

2012 

"Автоматизированная система управления ценовой 

и тарифной политикой ОАО "РЖД" (Очередь 2011 

года)" 

ПЭВМ 

  

20126157

53 

24.04.2012 

2012 

" Автоматизированная система ЭТРАН  (Очередь 

2011 года)" 

ПЭВМ 

  

20126157

50 

24.04.2012 

2012 

 "Автоматизированная система ЭТРАН расчет 

срока доставки грузов для ЦО-31" 

ПЭВМ 

  

20126157

49 

24.04.2012 

2012 

Автоматизированная система "Технологический 

электронный документооборот с применением 

электронной цифровой подписи" в части первичных 

учетных форм с применением ЭЦП для Дирекции 

тяги-филиала ОАО "РЖД" (АС ЭТД2011-ЭЦП ЦТ) 

ПЭВМ 

  

20126162

70 

12.05.2012 

2012 

Компонент "Учет доверенностей" 

функциональности ЕКАСУТР "Кадровый учет и 

делопроизводство" 

ПЭВМ 

  

20126162

72 

12.05.2012 

2012 

Автоматизированная система "Технологический 

электронный документооборот с применением 

электронной цифровой подписи" в части 

подсистемы аналитической отчетности (АС ЭТД 

2011 в части отчетности) 

ПЭВМ 

  

20126162

69 

12.05.2012 

2012 

 

70 

"Система материально-технического снабжения для 

Дирекции по ремонту тягового подвижного 

состава-филиала ОАО "РЖД"  (СМТС ЦТР-2011) 

ПЭВМ 

  

20126162

73 

12.05.2012 

2012 

"Базовая автоматизированная система 

"Технологический Электронный документооборот с 

применением электронной цифровой подписи" в 

части хранения Электронных графических копий 

перевозочных документов на перевозку грузов в 

международном сообщении АС ЭТРАН" (АС ХПД-

2011) 

ПЭВМ 

  

20126162

71 

12.05.2012 

2012 

"Автоматизированная подсистема сбора данных для 
формирования регистра "Оценочные обязательства" 

ОАО "РЖД" в соответствии с МСФО" (МСФО-

Оценочные обязательства) 

ПЭВМ 

  

20126172

16 

14.06.2012 

2012 

Автоматизированная система "Технологический 

электронный документооборот с применением 

электронной цифровой подписи" в части 

подсистемы "Мониторинга, аудита и 

протоколирования событий в АС ЭТД" (АС ЭТД 

2011-Протоколирование) 

ПЭВМ 

  

20126165

76 

24.05.2012 

2012 

"Автоматизированная система управления 

центральной дирекции по ремонту пути в части 

подсистемы управления вагонными парками 

ЦДРП" (АСУ ЦДРП 2011) 

ПЭВМ 

  

20126177

20 

12.07.2012 

2012 

Автоматизированная система формирования 

внутренней формы статистической отчетности ДО-

30 ВЦ "Отчет о наличии выгонов, используемых 

для технических надобностей" 

ПЭВМ 

  

20126165

77 

24.05.2012 

2012 

Электронная Информационная Площадка ОАО 

"РЖД" 

ПЭВМ 

  

20126165

78 

24.05.2012 

2012 

Автоматизированное оформление приказов на 

"бросание" и "подъем" грузовых поездов и актов 

общей формы ГУ-23 на начало простоя вагонов в 

составе брошенных поездов на базе программного 

интерфейса ЕАСАПР М во взаимодействии с АСУ 

СТ, АСОУП и АС ЭТД 

ПЭВМ 

  

20126165

74 

24.05.2012 

2012 

АИС Электронная торгово-закупочная площадка 

ОАО «РЖД» (АИС ЭТЗП ОАО «РЖД») 

ПЭВМ 

  

20126178

47 

24.05.2012 

2012 

Функциональность "Охрана труда" ЕКАСУТР 

(ЕКАСУТР ОТ 2011) 

ПЭВМ 

  

20126162

78 

24.05.2012 

2012 

Интеграционная сервисно-ориентированная 

платформа (ИСОП) обеспечения непрерывности 

информационных потоков между ЕКАСУТР и 

другими системами (Очередь 2011) 

ПЭВМ 

  

20126162

79 

24.05.2012 

2012 

Единая автоматизированная система электронного 

документооборота ОАО "РЖД"-очередь "Договоры 

в Рабочем месте руководителя. Синхронизация в 

распределенной системе" 

ПЭВМ 

  

20126162

80 

24.05.2012 

2012 

Единая автоматизированная система электронного 

документооборота ОАО "РЖД"-очередь 

"Усовершенствованные ЭЦП и файлы. Регистрация 

в распределенной системе" 

ПЭВМ 

  

20126165

75 

24.05.2012 

2012 

Система управления вагонопотоками парков 

вагонов различных собственников. Подсистема 

оценки эффективности направления порожних 

вагонопотоков 

ПЭВМ 

  

20126169

40 

14.06.2012 

2012 

Система управления вагонопотоками парков 

вагонов различных собственников.  

ПЭВМ 

  

20126180

59 

14.06.2012 

2012 

Система управления вагонопотоками парков 

вагонов различных собственников. Подсистема 

формирования, согласования и утверждения 

дополнительных планов на предоставление 

ПЭВМ 

  

20126169

39 

14.06.2012 

2012 

 

71 

подвижного состава в рамках агентского договора 

Программное обеспечение для взаимодействия 

инфраструктурной модели ОАО "РЖД" с ресурсной 

моделью ОАО "РЖД" 

ПЭВМ 

  

20126170

06 

14.06.2012 

2012 

Программный комплекс "Автоматизированный 

контроль выполнения временных регламентов ОАО 

"РЖД" при изменении графика движения 

пассажирских поездов" 

ПЭВМ 

  

20126172

11 

14.06.2012 

2012 

Автоматизированная система оперативной 

корректировки графика движения поездов 

ПЭВМ 

  

20126172

10 

14.06.2012 

2012 

"Автоматизированная Система Бюджетного 

Управления Холдинга "Российские железные 

дороги" (АСБУ Холдинга "РЖД") (1-ая очередь) 

ПЭВМ 

  

20126172

09 

14.06.2012 

2012 

"Типовая система управления инцидентами на 

объектах инфраструктуры ОАО "РЖД" в части 

объектов путевого хозяйства" (ТСИ П 2012) 

ПЭВМ 

  

20126172

08 

14.06.2012 

2012 

Система расчета оптимальной продолжительности 

"окон" для ремонтно-путевых работ 

ПЭВМ 

  

20126172

32 

14.06.2012 

2012 

Программное обеспечение единой базы данных 

путевых объектов и установленных скоростей 

движения для бортовых систем автоведения и 

безопасности. АРМ клиента. 

ПЭВМ 

  

20126172

31 

14.06.2012 

2012 

Программное обеспечение единой базы данных 

путевых объектов и установленных скоростей 

движения для бортовых систем автоведения и 

безопасности. АРМ сервера. 

ПЭВМ 

  

20126172

30 

14.06.2012 

2012 

Программные  средства формирования ДО-15С "О 

приеме и наличии приватных и арендованных 

порожних вагонов по направлениям" 

ПЭВМ 

  

20126172

29 

14.06.2012 

2012 

Автоматизированное централизованное ведение 

бюджета времени грузового вагона 

ПЭВМ 

  

20126172

18 

14.06.2012 

2012 

 Информационные системы дорожно-сетевого 

уровней с учетом изменения порядка формирования 

показателей состояния и использования тягового 

подвижного состава 

ПЭВМ 

  

20126172

17 

14.06.2012 

2012 

Программа АСУ "Экспресс-3" расчета показателей 
работы пассажирского комплекса (Очередь 2011г.) 

ПЭВМ 

  

20126178

91 

06.07.2012 

2012 

Программа формирования информации по 

пассажирскому комплексу в дальнем и 

пригородном сообщении на базе АСУ "Экспресс-3" 

очередь 2011г.  

ПЭВМ 

  

20126178

94 

06.07.2012 

2012 

Программа динамического управления тарифами и 

стимулирования спроса пассажиров на базе АСУ 

«Экспресс-3» очередь 2011г 

ПЭВМ 

  

20126178

93 

06.07.2012 

2012 

Программа обеспечения персонифицированного 

учета проезда пассажиров, перевозок багажа и 

грузобагажа по электронным транспортным 

требованиям ОАО "РЖД" на базе АСУ "Экспресс3" 

очередь 2011г. 

ПЭВМ 

  

20126178

92 

06.07.2012 

2012 

Программа оформления и учета проездных 

документов на скоростные поезда "Аллегро" в 

сообщении Санкт-Петербург-Хельсинки в АСУ 

"Экспресс-3" очередь 2011г. 

ПЭВМ 

  

20126182

29 

18.07.2012 

2012 

"Программное обеспечение "Маневровый 

автодиспетчер" (очередь 2011)" 

ПЭВМ 

  

20126182

33 

18.07.2012 

2012 

Программа для выявления тенденций развития 

дефектов подшипников буксовых узлов грузовых 

вагонов 

ПЭВМ 

  

20126182

31 

18.07.2012 

2012 

АнкетСервис 

ПЭВМ 

  

20126182

34 

18.07.2012 

2012 

Система "Автодиспетчер-3". Программно-

технологический комплекс по управлению 

ПЭВМ 

  

20126178

90 

06.07.2012 

2012 

 

72 

движением поезда 

Единая автоматизированная система электронного 

документооборота ОАО "РЖД"- очередь 

"Администрирование потоков и операций. Новое 

поручение в распределенной системе" 

ПЭВМ 

  

20126178

88 

06.07.2012 

2012 

Программа обеспечения оформления проездных 

документов по картам программы "Клуб "Сапсан" 

ПЭВМ 

  

20126178

89 

06.07.2012 

2012 

Программное обеспечение программно-

технического комплекса для испытаний 

информационно-управляющих технологий 

ПЭВМ 

  

20126182

30 

18.07.2012 

2012 

Единая база данных путевых объектов и 

установленных скоростей движения для бортовых 

систем автоведения и безопасности 

БД 

  

20126207

73 

14.06.2012 

2012 

РЖД красный общеизвестный 

ТЗ 

  

115 

31.12.2010 

2012 

РЖД красный Мексика 

ТЗ 

  

1087893 

  

2012 

РЖД ч/б, Африканская региональная организация 
промышленной собственности (Танзания, Уганда, 

Зимбабве) 

ТЗ 

  

AP/M/200

8/000637 

  

2012 

 

В 3 квартале 2012 г. зарегистрировано:  
1. 4 лицензионных договора на использование товарных знаков «РЖД» №341333 с: 
- ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», 
- ОАО «Омск-пригород», 
- ОАО «ТрансКредитБанк» при реализации программы «Клуб Сапсан» 
- ОАО «Экспресс Приморья». 
2.  1 лицензионный договор с ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» на использование 12 товарных знаков 

– названий санаториев-профилакториев. 

Срок  действия  исключительного  права  на  изобретение,  полезную  модель,  промышленный 

образец  исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента и составляет: 

- двадцать лет - для изобретений; 
- десять лет - для полезных моделей; 
- пятнадцать лет - для промышленных образцов. 
 Исключительное  право  на  товарный  знак  действует  в течение  десяти лет  со  дня  подачи 

заявки  на  государственную  регистрацию  товарного  знака  в  федеральный  орган  исполнительной 
власти по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный 
знак  может  быть  продлен  на  десять  лет  по  заявлению  правообладателя,  поданному  в  течение 
последнего  года  действия  этого  права.  Продление  срока  действия  исключительного  права  на 
товарный знак возможно неограниченное число раз. 

Срок действия прав программы ЭВМ (ПЭВМ), базы данных (БД) не ограничен. 
 
Основные направления использования основных для эмитента объектов интеллектуальной 

собственности:  объекты  интеллектуальной  собственности  эмитента  используются  в  основной 
деятельности эмитента - перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.  

 
Риски,  связанные  с  возможностью  истечения  сроков  действия  лицензий  на  использование 

товарных  знаков,  минимальны.  В  случае  истечения  сроков  действия  основных  для  эмитента 
лицензий  и  специальных  разрешений,  эмитент  предпримет  необходимые  меры  для  продления 
сроков действия, либо для получения новых лицензий и специальных разрешений. В случае введения 
лицензирования  какого-либо  вида  деятельности,  который  осуществляет  эмитент,  им  будут 
предприняты все меры для получения соответствующего разрешения или лицензии. 

 

 

73 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили 

4.6.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

В  процессе  структурного  реформирования  отрасли  и  ОАО «РЖД»  большое  внимание 

уделяется  созданию  конкуренции  в  сфере  грузовых  перевозок.  С  2003  года  в  соответствии  с 
решениями  Правительства  Российской  Федерации  создавались  условия  для  развития  частной 
собственности на грузовые вагоны. Последствиями принимаемых решений являются рост доходов 
от оперирования у независимых частных собственников грузовых вагонов.  

Целевыми задачами Холдинга «РЖД» в сфере дальних пассажирских перевозок являются: 
повышение  конкурентоспособности  на рынке,  рост качества  услуг,  внедрение  стандартов 

обслуживания пассажиров, повышение уровня подготовки проводников; 

увеличение  доли  объемов  перевозок  пассажиров  в  дерегулированном  сегменте,  снижение 

зависимости бизнеса от государственного заказа; 

повышение гибкости ценообразования, сближение цен на регулируемые и дерегулированные 

перевозки; 

расширение  сети  продаж,  в  т.ч.  за  рубежом,  внедрение  новых  форм  оплаты  проезда  с 

применением электронных проездных документов; 

внедрение  новых  эффективных  типов  подвижного  состава,  сокращение  стоимости 

жизненного цикла подвижного состава. 

В  соответствии  со  Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской 

Федерации  до  2030  года  основными  задачами  совершенствования    государственного  тарифного 
регулирования в отношении ОАО «РЖД» являются: 

ограничение  негативного  влияния  роста  тарифов  на  услуги,  оказываемые  субъектами 

естественных монополий в области транспорта на темпы инфляции и социально-экономического 
развития; 

создание  условий  для  обеспечения  эффективной  деятельности  субъектов  естественных 

монополий в области транспорта; 

повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта; 
обеспечение  прозрачности  и  обоснованности  государственной  тарифной  политики  в 

области транспорта; 

создание 

экономических 

стимулов, 

обеспечивающих 

снижение 

себестоимости 

транспортных  услуг,  улучшение  их  качества,  расширение  рынка  транспортных  услуг,  а  также 
устойчивое функционирование и динамичное развитие транспортной отрасли; 

проведение гибкой тарифной политики; 
развитие  механизмов  саморегулирования,  ценовой  и  технологической  конкуренции  в 

конкурентных 

сегментах 

деятельности 

железнодорожного 

транспорта, 

повышение 

эффективности функционирования  инфраструктуры железнодорожного транспорта, соблюдение 
баланса  интересов  субъектов  естественных  монополий  на  железнодорожном  транспорте  и 
потребителей  их  услуг  в  естественно-монопольных  сегментах  деятельности  железнодорожного 
транспорта; 

формирование  системы  государственного  тарифного  регулирования  и  методологии 

построения тарифов, способствующих сокращению транспортных издержек в экономике. 

Компания  занимает  лидирующую  позицию  на  российском  рынке  грузовых  и  пассажирских 

перевозок  благодаря  наличию  уникального  набора  факторов  конкурентоспособности,  сочетание 
которых  позволяет  компании  успешно  осуществлять  свою  деятельность.  Такими  факторами 
являются: 

многолетний  опыт  в  сфере  организации  и  осуществления  грузовых  и  пассажирских 

железнодорожных перевозок; 

общенациональный охват основной деятельности, уникальная эффективная транспортная 

инфраструктура  и  разветвленная  сеть  станций,  возможность  сокращения  издержек  за  счет 
«эффекта  масштаба»,  в  том  числе  за  счет  восстановления  и  укрепления  сотрудничества  на 
«Пространстве-1520»; 

наличие научно-исследовательской базы, уникальных патентов и разработок; 

 

74 

вертикально-интегрированная  структура,  обеспечивающая  высокую  надежность  и 

безопасность  технологии  перевозки  и  управления  движением,  парком,  ремонтом  и 
инфраструктурой.  

4.6.2. Конкуренты эмитента 

Основными видами деятельности Компании являются грузовые перевозки и предоставление 

услуг железнодорожной инфраструктуры для осуществления перевозок, пассажирские перевозки в 
дальнем  следовании,  пассажирские  перевозки  в пригородном  сообщении,  высокоскоростные 
перевозки, услуги вокзалов и пассажирских станций. 

В  сегменте  грузовых  перевозок  основными  конкурентами  являются  трубопроводный, 

автомобильный, а также морской транспорт (в основном в сегменте транзитных контейнерных 
перевозок). 

Необходимо  отметить,  что,  поскольку  автомобильный  транспорт  перевозит  грузы  на 

небольшие,  по  сравнению  с  другими  видами  транспорта,  расстояния,  его  удельный  вес  в 
грузообороте транспорта составляет порядка 8-9%, однако объемы перевозок грузов более чем в 4 
раза выше, чем на железнодорожном транспорте. 

К тому же автомобильный транспорт все более активно начинает принимать участие в 

доставке  на  дальние  расстояния  мелких  партий  высокодоходных  и  скоропортящихся  грузов,  и 
конкурентное  давление  со  стороны  автомобильного  транспорта  на  железнодорожный 
усиливается. 

В  сегменте  пассажирских  перевозок  железнодорожный  транспорт  испытывает  большое 

конкурентное  давление  со стороны воздушного транспорта, что связано как с проводимой гибкой 
тарифной  политикой  авиакомпаний,  повышением  экономической  активности  населения,  так  и  с 
проводимой  государственной  политикой  по  обеспечению  ценовой  доступности  воздушного 
транспорта для населения. 

Пассажирооборот  железнодорожного  и  автомобильного  транспорта  остается  ниже 

докризисного уровня. 

V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Полное  описание  структуры  органов  управления  эмитента  и  их  компетенции  в  соответствии  с 

уставом (учредительными документами) эмитента: 
В  соответствии  с  уставом  эмитента  для  обеспечения  функционирования  общества  созданы 
органы управления и контроля общества. 

 
Органами управления эмитента являются: 
• общее собрание акционеров; 
• совет директоров общества; 
• президент общества; 
• правление общества. 
 
Органом контроля является ревизионная комиссия общества. 
 
Компетенция органов управления эмитента в соответствии с уставом эмитента: 
1. Общее собрание акционеров 
Высшим  органом  управления  общества  является  общее  собрание  акционеров  ОАО  «РЖД».  

Единственным акционером общества является Российская Федерация. 

От имени Российской Федерации полномочия  акционера осуществляются Правительством 

Российской Федерации. 

К компетенции общего собрания акционеров относятся: 
1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в 

новой редакции; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     52      53      54      55     ..