ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год - часть 86

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     84      85      86      87     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год - часть 86

 

 

208 

Иные финансовые вложения 

 

Информация о величине потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций 
(предприятий), в которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в 
которые были произведены инвестиции, соответствует размеру произведенных финансовых 
вложений.
 
 
Информация об убытках предоставляется в оценке эмитента по финансовым вложениям, 
отраженным в бухгалтерской отчетности эмитента за период с начала отчетного года до даты 
окончания последнего отчетного квартала 

 

Стандарты (правила) бухгалтерской отчетности, в соответствии с которыми эмитент произвел 
расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со 
стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная

) стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности (исключительные 
права на результат интеллектуальной собственности), в том 
числе: 

7 127 761.69 

2 534 378.52 

у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, 
полезную модель 

1 269 025.29 

89 588.2 

у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных и др. 

5 404 079.97 

2 359 811.94 

у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

7 428.14 

1 812.65 

прочие 

447 228.29 

83 165.73 

 

 

 
Стандарты (правила) бухгалтерского учета, в соответствии с которыми эмитент представляет 
информацию о своих нематериальных активах.: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со 
стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, 

утвержденной  Правительством  Российской  Федерации,  определены  задачи  по  модернизации 
железнодорожного транспорта. 

Стратегией  определено  целевое  состояние  холдинга  ОАО «РЖД».  Одним  из  базовых 

принципов  Стратегии  является  ориентация  на  развитие  железнодорожного  транспорта 
преимущественно на основе идеологии инновационного прорыва. 

Созданная  система  инновационного  менеджмента  предусматривает  использование 

процессного  подхода  в  реализации  стратегических  задач  развития  «РЖД»,  определяет  место  и 
роль  каждого  субъекта  научно-технического  комплекса  Общества,  в  том  числе  использование 
научного  потенциала  Российской  академии  наук,  ведущих  научных  институтов,  зарубежных 
научных  центров  и  компаний  производителей,  предусматривает  повышение  эффективности 
результатов интеллектуальной деятельности, привлечения внешних государственных и частных 

209 

инвестиций для реализации инновационных проектов в кооперации с российскими и зарубежными 
партнерами. 

Важнейшим  документом,  определяющим  стратегию  инновационного  развития  Общества  и 

его направления, а также целевые параметры ОАО «РЖД» на перспективу до 2015 года является 
Белая книга ОАО «РЖД», разработанная с участием отраслевой науки, специалистов Общества, 
институтов  Российской  академии  наук.  Настоящий  документ  был  разработан  в  2007  и 
отдельные его положения актуализированы в 2009 году. 

Проходящие  в  Обществе  структурные  преобразования  потребовали  принятия  серьезных 

шагов  по  обеспечению  единства  инновационных  подходов  в  развитии  всех  структурных 
подразделений  и  дочерних  обществ  холдинга.  Важнейшим  этапом  реформирования  научно-
технического  комплекса  Общества  стала  разработка  в  прошлом  году  Концепции  Единой 
технической  политики  холдинга  «РЖД»  (ЕТП),  в  которой  сформирована  структура  управления 
инновационной  деятельностью  Общества  с  обеспечением  четких  связей  на  всех  уровнях 
управления. 

ОАО  «РЖД»,  его  структурные  подразделения  и  дочерние  общества  должны  стать 

высокотехнологичным  холдингом,  ориентированным  на  инновационное  развитие,  при  этом  все 
бизнес-структуры,  реализующие  различные  виды  деятельности,  должны  иметь  единый  вектор 
технологического  развития.  Риск  утраты  единства  управления  в  сфере  реализации  единой 
технической  политики  является  основным  в  процессе  реализации  третьего  этапа 
реформирования. Проведение единой технической политики должно стать гарантом устойчивой 
работы  холдинга,  эффективности  и  качества  предоставляемых  услуг,  обеспечения  безопасности 
движения,  минимизации  рисков,  связанных  с  дезинтеграцией  в  сфере  технико-технологического 
развития и инженерного обеспечения. 

Концепция  ЕТП  служит  логическим  продолжением  «Концепции  системы  управления 

Обществом  холдингового  типа,  образуемой  в  результате  реформирования  ОАО «РЖД»  и 
детализирует формирование блока единой технической политики. В документе определены цели, 
задачи,  основные  принципы,  механизмы  инженерной  деятельности  в  сфере  технического  и 
технологического  развития,  обеспечения  эффективности  единого  технологического  процесса 
оказания  транспортных  услуг,  проведен  анализ  основных  рисков  несоблюдения  принципов 
единства технической политики, разработаны мероприятия, обеспечивающие переход к целевому 
состоянию в сфере единой технической политики при реформировании. 

В  рамках  реализации  единой  технической  политики  в  Обществе  созданы  Управление  по 

вопросам 

интеллектуальной 

собственности, 

Центр 

инновационного 

развития 

(коммерциализация, организация экспертизы, привлечение внешних инвестиций, взаимодействие с 
научными  организациями  и  Обществами - производителями).  Также,  полностью  пересмотрены 
подходы  к  обеспечению  научно-технической  информации.  Для  этого  был  создан  Центр  научно-
технической информации и библиотек.  

В 2009 году создан Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», включающий не только ведущих 

отраслевых  ученых,  но  и  представителей  «смежных»  отраслей  науки,  в  том  числе  – 
академической,  что  позволит  обеспечить  синергию  фундаментальных  и  прикладных 
исследований,  создание  эффективного  моста  между  фундаментальной  наукой  и  практической 
деятельностью.  В  составе  Совета  –  восемь  академиков,  членов-корреспондентов  РАН,    шесть 
ректоров крупнейших вузов страны. 

Совет  должен  обеспечить  концентрацию  лучших  научных  идей,  заложить  долгосрочную 

основу  для  эффективного  обмена  информацией  между  бизнесом  и  наукой  и  осуществлять  свою 
работу  на  принципах  открытости,  трансформируя  результаты  научных  дискуссий  в 
практические решения инновационного развития транспортной отрасли. 

Для  нормативного  обеспечения  инновационной  деятельности  холдинга  в  2009  г.  были 

разработаны «Требования к инновационным проектам в области железнодорожного транспорта» 
и шесть отраслевых стандартов. 

ОАО «РЖД» перешло к созданию сквозных комплексных технологий перевозочного процесса и 

обеспечения его безопасности применительно к конкретным направлениям и видам деятельности 
холдинга.  Важнейшим  шагом  для  Общества  является  активное  тиражирование  таких 
технологий на сеть дорог. 

210 

Важнейшим  направлением  снижения  издержек  и  сокращения  времени  проектных  работ 

стало  внедрение  различных  методов  имитационного  математического  моделирования.  Эти 
методы  станут  обязательными  при  разработке  проектов  развития  инфраструктуры,  включая 
вновь строящиеся и реконструируемые сортировочные станции. 

В  настоящее  время  ОАО  «РЖД»  начало  переход  к  математическим  моделям  при 

проектировании различных узлов и агрегатов. С использованием математического моделирования 
проводятся  испытания  конструкций  пассажирских  вагонов,  оценка  предельных  значений 
статических и динамических воздействий. 

Обществом 

сделаны 

конкретные 

шаги 

по 

переходу 

к 

«интеллектуальному» 

железнодорожному  транспорту,  который  предусматривает  развитие  компьютерных  систем 
обеспечения  безопасности  движения,  спутниковых  технологий  управления  и  сквозных 
логистических 

технологий. 

Так, 

например, 

в 

рамках 

комплекса 

«Автодиспетчер» 

отрабатываются  системные  решения  для  централизованного  управления  движением  поездов  с 
функциями  формирования  прогнозных  и  управляющих  решений  для  исключения  конфликтных 
ситуаций,  что  обеспечит  стабильность  графика  движения  на  уровне  мировых  требований: 
отклонение  не  более  30  секунд.  При  этом  система  управления  движением  поездов  будет 
полностью  соответствовать  по  функциям  Европейской  ERTMS  (уровень  2),  а  организация 
передачи ответственной информации обеспечивает нормы безопасности SINELEC. 

 
По итогам III квартала 2010 года расходы эмитента на научно-исследовательские, опытно-

конструкторские и технологические работы составили 523,51 тыс. рублей (без НДС). 

 
В III квартале 2010 года эмитентом подано 4 заявки на выдачу патента на изобретения (ИЗ), 

14  заявок  на  выдачу  патента  на  полезную  модель  (ПМ),    2    заявки  на  выдачу  патента  на 
промышленные  образцы  (ПО),  1  заявка  на  регистрацию  товарного  знака  (ТЗ)  ,  4    заявления  на 
регистрацию  программы  ЭВМ  (ПЭВМ),  а  также  получено  89  охранных  документов  по  ранее 
поданным заявкам. 

 

Название технического решения, 

технологии, программного комплекса, базы 

данных, 

Объект 

ОИС-ИЗ, 

ПМ, ПО, 

ПЭВМ, БД 

Номер 

патента 

Свидетельство  Приоритет 

Устройство для термитной сварки стыкового 
электротягового соединителя с боковой 
поверхностью головки рельса 

ИЗ 

20061029 

 

2398664 

Устройство шарнирное 
самоустанавливающееся для передачи 
вращения соединяемых валов  

ИЗ 

20071019 

 

2396472 

Способ и устройство для восстановления 
рабочих параметров силовой пружины 
сжатия ( стар. назв. Способ восстановления 
рабочих параметров силовой пружины и 
устройство для еѐ растяжения и фиксации) 

ИЗ 

20071021 

 

2396139 

Способ тактовой сетевой синхронизации 
генераторов цифровой сети связи железных 
дорог 

ИЗ 

20071024 

 

2399155 

Автоматизированное устройство повышения 
сцепления  

ИЗ 

20071047 

 

2398685 

Система дистанционного 
автоматизированного контроля линий 
передачи, использующих кабели с медными 
жилами (старое название "Способ 
построения системы дистанционного 
автоматического контроля линий передачи, 
использующих кабели с медными жилами")  

ИЗ 

20081005 

 

2398245 

Система оперативно-технологической связи 
для участка железной дороги  

ИЗ 

20081007 

 

2393642 

Способ контроля колѐсных пар 
железнодорожного транспорта 

ИЗ 

20081021 

 

2393970 

211 

Устройство для фрезерования профиля 
рельса 

ИЗ 

20081022 

 

2396149 

Устройство  для управления соединѐнными 
поездами по радиоканалу 

ИЗ 

20081039 

 

2398729 

Пластичная смазка  

ИЗ 

20081040 

 

2395564 

Устройство для измерения коэффициента 
трения между колесом и рельсом 

ИЗ 

20081046 

 

2395422 

Способ контроля состояния рельсового пути 

ИЗ 

20081049 

 

2394714 

Грохот вибрационный 

ИЗ 

20081054 

 

2394654 

Способ определения загрязнѐнности 
балластного слоя железнодорожного пути  

ИЗ 

20081056 

 

2395638 

Устройство автоматической локомотивной 
сигнализации 

ИЗ 

20081061 

 

2394715 

Устройство для симметрирования и 
повышения коэффициента мощности 
электротяговой нагрузки  

ИЗ 

20081062 

 

2396663 

Устройство безопасности комплексное 
локомотивное с автономными модулями 

ИЗ 

20091008 

 

2398698 

Устройство для торможения вагонов 

ИЗ 

20091031 

 

2397901 

Способ управления многоуровневой 
системой обеспечения безопасности на 
железнодорожном транспорте и система для 
его осуществления 

ИЗ 

20091076 

 

2397902 

Способ изготовления композиционного 
материала для электрических контактов на 
медной основе 

ИЗ 

20091039 

 

2398656 

Цельнокатаное колесо рельсового 
транспортного средства 

ПМ 

20082152 

 

96063 

Система управления скоростным 
пассажирским электропоездом 

ПМ 

подана 

 

1975034 

Ремонтный технологический комплекс для 
пассажирских высокоскоростных 
железнодорожных транспортных средств 
(совместно с СИММЕНС) 

ПМ 

20092009 

 

51858 

Технологический комплекс для мойки 
вагонов высокоскоростных 
железнодорожных транспортных средств 
(совместно с СИММЕНС) 

ПМ 

20092012 

 

51173 

Устройство формирования мобильной 
геоинформационной системы 
проектировщика участков железной дороги  

ПМ 

20092057 

 

95441 

Микропроцессорная система управления и 
диагностики тепловозов с функцией 
автоведения 

ПМ 

20092064 

 

95295 

Электромотриса 

ПМ 

20092074 

 

96825 

Скоростная железнодорожная платформа на 
трехэлементных тележках 

ПМ 

20092075 

 

95298 

Система для испытания на прочность 
полиспастов 

ПМ 

20092089 

 

96659 

Лестница для монтажных работ на 
контактной сети 

ПМ 

20092090 

 

96072 

Установка для испытания вышек 

ПМ 

20092091 

 

96246 

Устройство для испытаний объектов на 
прочность 

ПМ 

20092092 

 

96249 

Комплекс для испытания лестниц на 
прочность 

ПМ 

20092093 

 

96247 

Устройство диагностики монтажных цепей и 
функций бортового оборудования 

ПМ 

20092097 

 

95305 

Моделирующий стенд дефектов буксового 
узла колесной пары  

ПМ 

20092103 

 

95301 

Комплекс для проверки качества пластичной 

ПМ 

20092105 

 

96967 

212 

смазки (нет ув., согл, авторов) 
Муфта кабельная  

ПМ 

20092049 

 

95914 

Статический преобразователь частоты 

ПМ 

20092123 

 

95437 

Маневровый двухосный тепловоз 

ПМ 

20092099 

 

95297 

Система для определения ускорения и 
скорости движения, местоположения и 
пройденного пути подвижного состава 

ПМ 

20092088 

 

95850 

Комплекс наружной обмывки локомотивов 

ПМ 

20092034 

 

97102 

Машина для мойки крупногабаритных 
изделий высоким давлением 

ПМ 

20092035 

 

97103 

Устройство для проверки и настройки реле 
времени 

ПМ 

20092037 

 

96829 

Система для автоматизированного контроля 
соблюдения локомотивной бригадой 
регламента переговоров для использования с 
локомотивным тренажѐром 

ПМ 

20092087 

 

95835 

Автоматизированная линия ремонта, 
испытания и транспортировки триангелей 
рычажной передачи грузовых вагонов в 
условиях вагонных депо 

ПМ 

20092119 

 

97196 

Система информирования находящихся на 
перегонах железнодорожных путей 
работающих бригад с использованием 
спутниковых радионавигационных систем 
ГЛОНАСС/GPS 

ПМ 

20092073 

 

95306 

Стенд для отладки и технологических 
испытаний системы прицельного 
торможения на тупиковых путях станций 

ПМ 

20092084 

 

95303 

Устройство приѐмки автоматического 
тормоза грузового вагона (УРТВ-ГР) 

ПМ 

20092120 

 

97098 

Унифицированный мобильный комплекс 
навигационного обеспечения и контроля 
действий совместных специализированных 
групп с отображением информации на 
автоматизированных рабочих местах 
ситуационных центров безопасности 
железнодорожного транспорта 

ПМ 

20092100 

 

96996 

Вагон железнодорожный 

ПО 

20083001 

 

75743 

КЛУБ-У. Программа модуля коммутации и 
согласования интерфейсов 

ПЭВМ 

20095049 

2010614970 

 

Система для безопасной передачи 
ответственной информации по каналам GSM 
(GSM-R). Программное обеспечение 
коммуникационного интерфейса. 

ПЭВМ 

20095057 

2010615068 

 

Система для безопасной передачи 
ответственной информации по каналам GSM 
(GSM-R). Программное обеспечение для 
управления опросом и передачей сообщений 

ПЭВМ 

20095058 

2010614969 

 

Система для безопасной передачи 
ответственной информации по каналам GSM 
(GSM-R). Программное обеспечение ведения 
технологической модели системы 
управления движением поездов 

ПЭВМ 

20095059 

2010614968 

 

Система для безопасной передачи 
ответственной информации по каналам GSM 
(GSM-R). Программное обеспечение 
контроля состояния и управления 
параметрами абонентского оборудования 
цифровой системы радиосвязи. 

ПЭВМ 

20095060 

2010614967 

 

Система ITARUS-АТС.Программа 
формирования географических координат и 

ПЭВМ 

20105001 

2010614561 

 

213 

имитации сети GSM 

Система ITARUS-АТС. Программа 
имитатора системы  ITARUS-АТС 

ПЭВМ 

20105002 

2010614560 

 

Система ITARUS-АТС. Программа имитатор  
машиниста и локомотива  

ПЭВМ 

20105003 

2010614559 

 

Система ITARUS-АТС. Комплекс программ 
локомотивного устройства.  Программа 
модуля приѐма и дешифрации сигналов 
непрерывных каналов 

ПЭВМ 

20105004 

2010614558 

 

Система ITARUS-АТС. Программа проверки 
CAN-сообщений 

ПЭВМ 

20105005 

2010614877 

 

Система ITARUS-АТС. Комплекс программ 
локомотивного устройства.  Программа 
модуля радиоканалов 

ПЭВМ 

20105006 

2010614875 

 

Система ITARUS-АТС. Комплекс программ 
локомотивного устройства. Программа блока 
согласования ШЛЮЗ - КЛУБ-У -  AIRBS 

ПЭВМ 

20105007 

2010615945 

 

Система ITARUS-АТС. Комплекс программ 
локомотивного устройства. Программа 
модуля центрального обработчика 

ПЭВМ 

20105008 

2010614876 

 

Система ITARUS-АТС. Комплекс программ 
локомотивного устройства. Программа 
модуля маршрута 

ПЭВМ 

20105009 

2010615946 

 

Подсистема ведения прогнозной поездной, 
локомотивной и отправочной моделей 

ПЭВМ 

20105010 

2010615283 

 

Программные средства анализа сходимости 
сетевой и дорожной составляющих БД 
АСОУП-2 и средств синхронизации (Сверка) 

ПЭВМ 

20105011 

2010615282 

 

Реализация системы восстановления 
информации после сбоя (дорожная 
составляющая) (очередь2007)-(СВИД) 

ПЭВМ 

20105012 

2010615284 

 

Специальное программно-математическое 
обеспечение ведения банка 
путеизмерительной информации на 
основных направлениях сети дорог 

ПЭВМ 

20095091 

2010614073 

 

Программное обеспечение комплекса 
аппаратных средств передачи данных 
КАССПД 1 

ПЭВМ 

20095073 

2010615935 

 

База данных программно-технологического 
комплекса расчета энергообеспеченности 
участка железной дороги 

БД 

20096002 

2010620363 

 

РЖД ч/б, Израиль 

ТЗ 

 

 

214486 

РЖД красный, Израиль 

ТЗ 

 

 

214487 

РЖД красный. Саудовская Аравия 

ТЗ 

 

 

1130/34 

РЖД ч/б, Гондурас 

ТЗ 

 

 

15.264 

РЖД ч/б, Куба 

ТЗ 

 

 

2008-0663 

РЖД красный, Куба 

ТЗ 

 

 

2008-0664 

РЖД ч/б, Гаити 

ТЗ 

 

 

161 Reg-

167 

РЖД красный, Гаити 

ТЗ 

 

 

162 Reg-

167 

РЖД ч/б, Саудовская Аравия 

ТЗ 

 

 

1166/39 

РЖД ч/б, Тайланд 

ТЗ 

 

 

Bor 47276 

РЖД красный, Тайланд 

ТЗ 

 

 

Bor 47275 

ТЗ Красная Стрела  

ТЗ 

20084011 

 

412706 

ЖЕМЧУЖИНА ЗАУРАЛЬЯ 

ТЗ 

20094005 

 

417957 

"РЖД" комбинированый 

ТЗ 

20094007 

 

417779 

214 

БУРАН 

ТЗ 

20094010 

 

417958 

ВОЛЖСКИЕ ДАЛИ 

ТЗ 

20094015 

 

416490 

ЗЕЛЕНЫЙ ГАЙ 

ТЗ 

20094016 

 

416489 

РЖД развитие вокзалов 

ТЗ 

20094018 

 

417780 

 
Срок  действия  исключительного  права  на  изобретение,  полезную  модель,  промышленный 

образец  исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента и составляет: 

- двадцать лет - для изобретений; 
-десять лет - для полезных моделей; 
-пятнадцать лет - для промышленных образцов. 
 Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи 

заявки  на  государственную  регистрацию  товарного  знака  в  федеральный  орган  исполнительной 
власти  по  интеллектуальной  собственности.  Срок  действия  исключительного  права  на 
товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в 
течение  последнего  года  действия  этого  права.  Продление  срока  действия  исключительного 
права на товарный знак возможно неограниченное число раз. 

Срок действия прав программы ЭВМ (ПЭВМ), базы данных (БД) не ограничен. 
 
Основные  направления  использования  основных  для  эмитента  объектах  интеллектуальной 

собственности:  объекты  интеллектуальной  собственности  эмитента  используются  в  основной 
деятельности эмитента – перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.
  
 

 

 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

В транспортной системе России железнодорожный транспорт занимает ведущее место. На 

долю  приходиться  свыше  80%  грузооборота  (без  трубопроводного  транспорта)  и  почти  40% 
пассажирооборота.  

Последствия  мирового  финансового  кризиса  оказали  существенное  влияние  на  снижение 

объемов перевозок по российским железным дорогам.  

Так грузооборот  на железнодорожном транспорте, в целом, за 2009 год снизился и, глубина его 

спада  сокращена  более  чем,  в  2,5  раза  по  сравнению  с  началом  года,  в  то  время  как  снижение 
грузооборота  автомобильного  транспорта  –  основного  конкурента  железнодорожного  при 
перевозках на малые и средние расстояния – усугубилось. 

 В  структуре  перевозимых  по  железным  дорогам  грузов  традиционно  преобладают  каменный 

уголь,  нефть/нефтепродукты,  строительные  грузы,  руда  и  продукция  металлургии.  При  этом 
сохраняется  сезонность  предъявления  грузов  к  перевозке,  однако  степень  неравномерности 
постепенно снижалась.  

В результате указанных изменений удельный вес железнодорожного транспорта в структуре 

грузооборота транспортной системы страны несколько снизился менее чем на 1 п.п. 

ОАО  «РЖД»  осуществляет  перевозку  пассажиров  в  дальнем  следовании  фирменными  (с 

повышенным  уровнем  комфорта),  пассажирскими  (социально-значимыми)  и  скоростными 
поездами.  В  секторе  пассажирских  перевозок  наблюдается  снижение  пассажирооборота 
железнодорожного  транспорта  пригородного  сообщения.  Это  прежде  всего  связано  с  изменением 
порядка  предоставления  права  на  бесплатный  проезд  в  пригородном  сообщении  льготных 
категорий пассажиров. В то же время, пассажирооборот в дальнем следовании имеет тенденцию 
к росту.  В секторе международных перевозок ОАО «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров в 
19 стран Европы и Азии.  

 
Работа ОАО «РЖД» в 2009 году была направлена на обеспечение устойчивого и эффективного 

транспортного  обслуживания  экономики  государства  и  населения  страны  в  условиях  влияния 
мирового финансово-экономического кризиса, спада производства и как следствие – падения спроса 
на перевозки железнодорожным транспортом.  

В  рамках  реализации  структурной  реформы  проведены  мероприятия  по  реструктуризации 

предприятий,  осуществляющих  ремонт  и  производство  железнодорожной  техники,  приняты 
решения  о создании дочерних обществ по производству  средств железнодорожной автоматики и 
телемеханики,  производству  и  ремонту  путевой  техники,  производству  материалов  верхнего 
строения пути, производства и ремонта пассажирских вагонов, реструктурирован строительный 
комплекс  ОАО  «РЖД». 

Таким  образом,  за  время  реформирования  советом  директоров  ОАО 

«РЖД»  приняты  решения  о    создании  68  дочерних  и  зависимых  обществ

  в  числе  которых 

такие  крупные  предприятия  как:  «Первая  грузовая  компания»,  «ТрансКонтейнер»,  «Рефсервис», 

215 

ОАО «Федеральная пассажирская компания» и др. 

Программой  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте  предусмотрен 

поэтапный 

переход 

от 

преимущественно 

территориальной 

модели 

организации 

железнодорожного транспорта к организации по видам деятельности. 

 

 

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Реформирование железнодорожного транспорта 

Наиболее  значительным  фактором,  оказывающем  влияние  на  деятельность  и 

стратегическое  развитие  эмитента  является  реализация  Программы  структурной  реформы  на 
железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы. 

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на 

железнодорожном  транспорте  на  2006-2010  годы  разработана  и  в  мае  2007  года  одобрена 
Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 
Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования. 
Модель  уточняет  логику  и  ход  структурных  преобразований  до  2010  года  -  в  ней  определена 
структура  рынка  к  концу  третьего  этапа,  его  основные  участники,  основы  их  взаимодействия  и 
принципы регулирования. Создание дочерних обществ позволяет для каждой сферы деятельности 
сформировать собственную четкую стратегию развития, повысить требования к эффективности, 
создать новую систему мотивации персонала и увеличить прозрачность деятельности.  

В  2008  году  Правительством  Российской  Федерации  утверждена  Стратегия  развития 

железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. 

 

Особенности формирования тарифной политики. 

ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает 
монопольное  положение  на  рынке  предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  Т.к.  перевозки 
пассажиров,  багажа  и  грузобагажа  во  внутригосударственном  сообщении  относятся  к  сфере 
естественных монополий, то в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ «О естественных 
монополиях» от 17 августа 1995 года тарифы подлежат государственному регулированию.  

Перечень  тарифов  на  внутригосударственные  перевозки  пассажиров,  багажа  и  грузобагажа 

определен  Прейскурантом  №  10-02-16,  введѐнным  в  действие  в  марте  1993  года.  Тарифы  на 
пригородные перевозки устанавливаются по согласованию с субъектами Российской Федерации 

Федеральная  служба  по  тарифам  (ФСТ  России)  ежегодно  на  основании  предложений  по 

прогнозу  финансового  плана  и  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»  готовит  предложения  по 
индексации  уровней  тарифов  на  грузовые  перевозки  и  дальние  пассажирские  перевозки,  которые 
утверждаются  Правительством  Российской  Федерации.    Принимаемые  Правительством  РФ 
решения  об  индексации  уровня  тарифов  на  регулируемые  государством  перевозки  являются 
важнейшим  фактором,  оказывающим  влияние  на  финансовое  состояние  ОАО  "РЖД".  Компания 
может  в  течение  длительного  времени  недополучать  прибыль  от  перевозок,  так  как 
государственное  тарифное  регулирование  не  обладает  достаточным  уровнем  гибкости.  Общий 
уровень  индексации  тарифов  на  грузовые  перевозки  исторически  уступает  общему  росту  цен  в 
промышленности,  что  оказывает  давление  на  прибыльность  ОАО  «РЖД»  и  ее  инвестиционные 
возможности. 

Для  развития  конкуренции  на  рынке  перевозок  и  привлечения  инвестиций  на 

железнодорожный  транспорт  планируется  осуществлять  постепенное  дерегулирование  тарифов 
на  грузовые  перевозки,  некоторые  тарифы  на  пассажирские  перевозки  уже  выведены  из  сферы 
государственного регулирования.  В соответствии с приказом ФСТ России от 16 декабря 2004г. № 
298-т/7 ОАО «РЖД» дано право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров 
в дальнем следовании в скоростных поездах, в вагонах СВ и купейных вагонах всех поездов. 

С  2009  года  реализуется  практика  предоставления  субсидий  из  федерального  бюджета  на 

компенсацию  ОАО  "РЖД"  потерь  в  доходах,  возникающих  в  результате  государственного 
регулирования  тарифов,  сборов  и  платежей  за  грузовые  железнодорожные  перевозки.  Однако 
объемов 

такого 

субсидирования 

в 

настоящее 

время 

недостаточно 

для 

покрытия 

216 

соответствующих  расходов.  Вследствие  этого  осуществляемые  ОАО  «РЖД»  пассажирские 
перевозки  субсидируются  также  за  счет  прибыли  Компании  от  грузовых  перевозок  и  иных  видов 
деятельности.  

Применяемая  в  настоящее  время  практика  межотраслевого  субсидирования  пользователей 

услуг  грузового  железнодорожного  транспорта  как  элемент  государственной  ценовой  политики 
начала широко применяться с середины 90-х годов в основном за счет: 

сдерживания  индексации  грузовых  железнодорожных  тарифов  с  целью  экономической 

поддержки  отраслей  промышленности  (с 1997  года по  1998  год), а также  перехода  с  2002  года  на 
индексацию тарифов, ориентированную на динамику потребительских цен, которая, как правило, 
отставала от темпов роста цен в промышленности; 

введения  механизма  перекрестного  субсидирования  перевозок  грузов    (1995  год  -  введение 

системы  дифференциации  грузовых  железнодорожных  тарифов,  предусматривающей  снижение 
уровня  тарифов  на  перевозки  сырьевых  и  других  массовых  грузов  за  счет  соответствующего 
увеличения  тарифов  на  перевозки  других  грузов,  2001  год  –  выравнивание  тарифов  на  перевозки 
экспортных  и  импортных  грузов  через  российские  порты  и  перевозки  грузов  во 
внутригосударственном сообщении). 

Государственная  политика  по  стимулированию  развития  отраслей  экономики  за  счет 

сдерживания  тарифов  привела  к  существенному  недофинансированию  железнодорожного 
транспорта.  Недофинансирование  железнодорожного  транспорта  за  период  с  1991  г.  по    2009  г. 
оценивается в размере около 2,3 трлн. рублей.  

  Президентом  Российской  Федерации  Д.А.Медведевым  по  итогам  рабочей  поездки  в 

Сибирский  федеральный  округ  в  августе  2009  г.  было  дано  поручение  Правительству  Российской 
Федерации о подготовке предложений по прекращению практики межотраслевого субсидирования 
пользователей  услугами  грузового  железнодорожного  транспорта  акционерным  обществом 
(ОАО «РЖД») и переходу к мерам субсидирования отдельных отраслей экономики. 

В  ходе  его  выполнения  в  настоящее  время  Правительством  Российской  Федерации 

разрабатываются  механизмы  предоставления  субсидий  отдельным  отраслям  промышленности, 
хозяйствующим субъектам на возмещение транспортных затрат при перевозке отдельных грузов. 

Правительством Российской Федерации в 2009 году были приняты решения  по возмещению 

потерь доходов ОАО "РЖД": 

«О  перевозках  открытым  акционерным  обществом  «Российские  железные  дороги»  новых 

легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные 
станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа»  от 4 марта 2009 
года  №194; 

«Об  утверждении  правил  предоставления  в  2009  году  субсидий  из  федерального  бюджета 

открытому  акционерному  обществу  «Российские  железные  дороги»  на  компенсацию  потерь  в 
доходах,  связанных  с  установлением  исключительных  тарифов  на  перевозку  нефелинового 
концентрата  и  внесении  изменений  в  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  4 
марта 2009 № 194» от 29 октября 2009 года    № 861». 

Действие данных постановлений продлено на 2010 год. 
Межотраслевое  субсидирование  должно  постепенно  сокращаться  с  последующим 

осуществлением  перехода  к  государственной  поддержке  конкретных  отраслей  промышленности, 
предприятий  -  производителей  продукции  за  счет адресных  целевых  дотаций  из  государственного 
бюджета. 

В  соответствии  со  Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской 

Федерации  до  2030  года  основными  задачами  совершенствования    государственного  тарифного 
регулирования в отношении ОАО «РЖД» являются: 

3. 

ограничение  негативного  влияния  роста  тарифов  на  услуги,  оказываемые 

субъектами  естественных  монополий  в  области  транспорта  на  темпы  инфляции  и 
социально-экономического развития; 

4. 

создание  условий  для  обеспечения  эффективной  деятельности  субъектов 

естественных монополий в области транспорта; 

5. 

повышение 

инвестиционной 

привлекательности 

железнодорожного 

транспорта; 

6. 

обеспечение  прозрачности  и  обоснованности  государственной  тарифной 

политики в области транспорта; 

7. 

создание 

экономических 

стимулов, 

обеспечивающих 

снижение 

себестоимости  транспортных  услуг,  улучшение  их  качества,  расширение  рынка 
транспортных  услуг,  а  также  устойчивое  функционирование  и  динамичное  развитие 
транспортной отрасли; 

8. 

проведение гибкой тарифной политики; 

217 

9. 

развитие  механизмов  саморегулирования,  ценовой  и  технологической 

конкуренции в конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта, 
повышение  эффективности  функционирования  инфраструктуры  железнодорожного 
транспорта,  соблюдение  баланса  интересов  субъектов  естественных  монополий  на 
железнодорожном  транспорте  и  потребителей  их  услуг  в  естественно-монопольных 
сегментах деятельности железнодорожного транспорта; 

10. 

формирование  системы  государственного  тарифного  регулирования  и 

методологии  построения  тарифов,  способствующих  сокращению  транспортных 
издержек в экономике. 

 

Основные  направления,  совершенствования  государственного  регулирования  деятельности 

субъектов  естественных  монополий  в  сфере  железнодорожных  перевозок,  определены 
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643. 

В  данном  документе  определено,  что  основным  методом  государственного  регулирования 

тарифов,  сборов  и  платы  является  метод  экономически  обоснованных  затрат.  Для  определения 
величины  тарифов  производится  расчет  необходимой  валовой  выручки,  при  этом  помимо 
экономически  обоснованных  затрат  включается  норма  прибыли  на  капитал  (с  учетом 
инвестиций).    При  этом,  постановлением  предусмотрено,  что  Методика  экономически 
обоснованных  затрат  и  расчета  размера  нормативной  прибыли,  определяется  органом 
регулирования. 

Таким  образом,  при  наличии  основополагающего  документа  о  принципах  государственного 

регулирования  и  контроля  тарифов,  сборов  и  платы  в  отношении  работ  (услуг)  субъектов 
естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок,  ФСТ России должно разработать 
и  утвердить  Методику  расчета  экономически  обоснованного  уровня  тарифов,  сборов  и  платы  на 
железнодорожные перевозки, относящиеся к естественной монополии. 

 
Тарифы  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  во  внутригосударственном  и 

международном (кроме транзитных) сообщениях. 

Правила  применения  тарифов  за  перевозку  по  российским  железным  дорогам  грузов  во 

внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзита)  сообщениях  определены    Тарифным 
руководством  №1  (Прейскурант  №10-01)  «Тарифы  на  перевозки  грузов  и  услуги  инфраструктуры, 
выполняемые  российскими  железными  дорогами»,  утвержденным  постановлением  Федеральной 
энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. №47-т/5 и зарегистрированным 
Минюстом России 9 июля 2003 г. (регистрационный № 4882).  

Тариф ОАО «РЖД» включает 3 группы (части) затрат: 
•ᾉинфраструктурную составляющую; 
•ᾉлокомотивную составляющую; 
•ᾉвагонную составляющую. 
Все  перевозимые  по  железной  дороге  грузы,  в  соответствии  с  Прейскурантом  №10-01, 

делятся на три класса по принципу применения величины тарифной ставки: 

•ᾉ1-й тарифный класс (низкая, социальная ставка). К первому тарифному классу относятся 

каменный  уголь,  кокс,  бокситы,  стройматериалы,  руды  металлов  и  их  концентраты, 
лесоматериалы  и  некоторые  другие  товары.  К  товарам,  относящимся  к  первому  тарифному 
классу,  применяется  самая  низкая,  дотационная  тарифная  ставка,  стимулирующая  их 
транспортировку по железной дороге. 

•ᾉ2-й  тарифный  класс  (средняя  базовая  ставка).  Ко  второму  тарифному  классу  относятся 

сырая нефть, мазут, минеральные удобрения, кирпич, сельскохозяйственная продукция, животные 
и т.д. 

•ᾉ3-й  тарифный  класс  (высокая  ставка).  В  третий  тарифный  класс  сгруппированы 

нефтепродукты, черные и цветные металлы и изделия из них, товары народного потребления и др. 

 
Внутри  каждого  из  классов  существует  большая  дифференциация  по  уровню  тарифных 

ставок,  зависящая  от  конъюнктуры  цен  на  внутреннем  и  мировом  рынке,  общего  состояния 
отрасли  и  ее  социальной  значимости.  На  перевозки  части  грузов  по  определенным  направлениям 
ФСТ России устанавливаются пониженные исключительные тарифы. 

Полную  величину  тарифа,  включающую  все  элементы,  уплачивают  только  клиенты-

грузоотправители,  использующие  подвижной  состав  ОАО  «РЖД».  Компании-операторы  в  случае 
использования  собственного  подвижного  состава  платят  ОАО  «РЖД»  инфраструктурную  и 
локомотивную  составляющие  тарифа,  а  также  плату  за  возврат  порожних  вагонов. 
Инфраструктурная и локомотивная составляющие тарифа зависят от массы перевозимого груза, 

218 

расстояния  перевозки,  тарифного  класса  и  рода  груза,  вагонная  –  от  типа  подвижного  состава  и 
расстояния  перевозки.  Общая  стоимость  перевозки  зависит  также  от  ряда  дополнительных 
условий – срочности, дополнительных услуг и пр.  

 
Тарифы на транзитные грузовые перевозки. 
 
Тарифная  политика  железных  дорог  государств-участников  Содружества  Независимых 

Государств  на  перевозки  грузов    в  международном  сообщении  (Тарифная  политика) 
согласовывается  ежегодно  на  Тарифной  конференции  железнодорожных  администраций  – 
участниц Тарифного соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств – 
участников  Содружества  Независимых  Государств  и  Эстонской  Республики  и    применяется  при 
перевозках грузов: 

•ᾉиз  третьих  стран  в  третьи  страны  транзитом    по  железным  дорогам  государств-

участников СНГ; 

•ᾉиз/в государств-участников СНГ и Эстонской Республики в/из третьи страны;  
•ᾉмежду станциями железных дорог государств-участников СНГ.  
 
Ставки  Тарифной  политики  установлены  на  базе  Международного  железнодорожного 

транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ) в швейцарских франках, кроме 
ставок  за  перевозки  транзитных  грузов  маршрутами  в  контейнерах  и  контейнерных  поездах, 
установленных  в  долларах  США.  При  согласовании тарифной  политики  на  очередной  фрахтовый 
год в Тарифную политику вносятся изменения, связанные с: 

•ᾉизменением международных транзитных тарифов МТТ и ЕТТ; 
•ᾉизменением нормативной базы; 
•ᾉизменением уровня тарифов. 
 
Плата за перевозку грузов из третьих стран в третьи страны из/в Китай, Вьетнам, КНДР, 

Монголию  определяется  по  правилам  ЕТТ  с  учетом  особенностей  Тарифной  политики.  Плата  за 
перевозку грузов из третьих стран в третьи страны в сообщении с другими странами определяется 
по правилам МТТ с учетом особенностей Тарифной политики. 

 
Тарифы на внутригосударственные пассажирские перевозки 
 
Тарифная политика пассажирских перевозок формируется по социальному и коммерческому 

принципам.  Формирование  социальных  тарифов  (регулируемых)  на  перевозки  в  общих  и 
плацкартных  вагонах  осуществляется  на  основании  постановлений  ФСТ  РФ  (Прейскурант  №10-
02-16).  

В  настоящее  время  пассажирский  тариф  делится  на  две  составляющие:  обслуживание 

пассажира в вагоне (плацкарта) и организация движения (билет). 

Планируется,  что  в  течение  ближайших  лет  структура  ценообразования  изменится  и 

будет  включать  в  себя  следующие  составляющие:  тинфраструктурную,  локомотивную, 
вокзальную (багажную – при перевозках багажа, грузобагажа), вагонную (моторвагонную). 

Формирование коммерческих (дерегулируемых) тарифов на перевозки в вагонах более высокого 

класса (СВ и купе) происходит на основании тарифного руководства, индексируемого ОАО «РЖД». 
ОАО «РЖД» проводит политику гибкого регулирования тарифов на перевозки пассажиров с учетом 
сезонности  и  спроса  населения,  используя  скидки  в  периоды  снижения  спроса  и  надбавки  к 
стандартному  тарифу  в  периоды  пиковых  нагрузок.  Основными  целями  гибкого  регулирования 
тарифов  являются  сглаживание  неравномерности  перевозок  за  счет  перераспределения 
пассажиропотоков и обеспечение более эффективного использования подвижного состава и других 
производственных ресурсов Компании. 

 
Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении 
 
Тарифы  на  перевозки  пассажиров,  багажа  и  грузобагажа  (товаробагажа)  регулируются  в 

соответствии  с  Соглашением  о  Межгосударственном  пассажирском  тарифе  в  рамках  Совета  по 
железнодорожному  транспорту  государств-участников  СНГ,  Латвийской  Республики,  Литовской 
Республики  и  Эстонской  Республики;  Договором  о  международном  железнодорожном 
пассажирском тарифе – при перевозках пассажиров, багажа и товаробагажа в Китай, Монголию, 
Корею и Вьетнам; Тарифом Восток-Запад – при перевозках пассажиров в страны Западной Европы. 

 
 

 

219 

4.5.2. Конкуренты эмитента 

 ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает 
монопольное  положение  на  рынке  предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  Естественно 
монопольная  сфера  деятельности  Компании  в  области  грузовых  и  пассажирских  перевозок  в 
соответствии 

с 

Федеральным 

законом 

«О 

естественных 

монополиях» 

подлежит 

государственному регулированию.  

В  сфере  грузовых  перевозок  основными  конкурентами  железнодорожного  транспорта 

являются трубопроводный, автомобильный, морской и внутренний водный виды транспорта. 

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузооборота транспортной системы 

страны (с учетом трубопроводного транспорта) снизилась с 42,8 % в 2008 г. до 42,0 % в 2009 г. 

 
С  2002  года  к  железнодорожной  инфраструктуре  получили  доступ  частные  компании, 

которые начали масштабное приобретение подвижного состава. В настоящее время ОАО «РЖД» 
не занимает доминирующего положения в сфере оперирования подвижным составом. 

 
В настоящее время весь парк вагонов на сети дорог можно разделить на три группы:  
-вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД» (парк общего пользования);  
-вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД», сданные в аренду;  
-вагоны,  находящиеся  в  собственности  промышленных  предприятий  и  транспортных 

компаний.  

 
Доля вагонов общего и инвентарного парка вагонов ОАО «РЖД» снижается, соответственно, 

растет  внутриотраслевая  конкуренция  на  рынке  железнодорожных  перевозок  с  созданием 
крупными холдингами собственных перевозочных компаний.  

 
Несмотря  на  существенные  структурные  сдвиги  в  сторону  парка  независимых  компаний, 

грузовые  вагоны  инвентарного  парка  Холдинга  «РЖД»  преобладают  почти  во  всех  сегментах 
транспортного  рынка  за  исключением  подвижного  состава  для  перевозок  наливных  грузов,  где 
доминирующее  положение  занимают  независимые  частные  компании.  В  целом,  доля  приватных 
вагонов на 1 января 2010 г. составляет 65,8% общего парка вагонов. 

 
В целом, произошло снижение концентрации рынка железнодорожных грузовых перевозок за 

рассматриваемый период до умеренного уровня и развитии конкурентной среды на этом рынке.  

 
Принятые  государственные  меры  в  области  реализации  тарифной  политики  на 

железнодорожном транспорте дали мощный стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции. 
Объемы  перевозок  грузов  в  вагонах  частных  собственников  по  ряду  типов  подвижного  состава 
значительно превысили объемы перевозок в вагонах общего парка. К настоящему времени широкое 
развитие  получила  внутриотраслевая  конкуренция  по  предоставлению  вагонов  под  перевозку 
различных грузов.  

 
На  рынке  действуют  компании-операторы,  собственники  вагонов  и  экспедиторы,  которые 

действуют в определенных сегментах рынка.  

 
В  настоящее  время  в  России  работа  большинства  крупных  компаний-операторов 

сконцентрирована в основном в высокодоходных сегментах транспортного рынка 

 
В  группу  наиболее  крупных  компаний-собственников  входят  в  основном  промышленные 

сырьевые  компании,  а  также  компании-операторы  («Русский  мир»).  Также  на  рынке  перевозок 
груза наблюдается тенденция к концентрации парков подвижного состава крупных компаний. Это 
свидетельствует о насыщении рынка и стремлении компаний снижать свои издержки.  

 
В  то  же  время,  с  целью  повышения  инвестиционной  привлекательности  универсального 

подвижного состава и дальнейшей либерализации рынка создается Вторая грузовая компания (ОАО 
«ВГК») с передачей оставшегося у ОАО «РЖД» вагонного парка ОАО «ВГК». 

 
По  доходности  грузов  структура  перевозок  в  вагонах  парка  ОАО  «РЖД»  существенно 

отличается от структуры перевозок в вагонах независимых частных компаний. Интерес частных 
владельцев  подвижного  состава  смещен  в  высокодоходные  сегменты  транспортного  рынка.  ОАО 
«РЖД»,  как  общественный  перевозчик,  вынуждено  выполнять  большую  долю  низкодоходных 
перевозок грузов, что не является конкурентным преимуществом эмитента.  

 

220 

Прогнозирование экономических результатов в условиях развития конкуренции  
В соответствии с миссией, изложенной в Стратегической программе развития, ОАО «РЖД» 

позиционируется в качестве  универсального публичного перевозчика всех видов грузов и категорий 
пассажиров на российском и международном транспортных рынках. С другой стороны, Эмитент 
должен  обеспечить  эффективное  содержание  инфраструктуры  и  предоставление  его  услуг 
независимым  перевозчикам.  Исходя  из  этого,  залогом  успешного  развития  Эмитента  является 
увеличение  масштабов  транспортного  производства  и  услуг,  а  также  наличие  технических  и 
нормативных  условий,  включая  соответствующий  подвижной  состав,  обеспечивающих  спрос  во 
всех сегментах рынка железнодорожных услуг.  

 
Развитие  Общества  осуществляется  на  основе  требований  государства,  населения  и 

товаропроизводителей к объемам, качеству и стоимости транспортного обслуживания.  

 
Наиболее  важным  и  доходным  для  Компании  является  рынок  грузовых  перевозок,  поэтому 

укрепление  позиций  ОАО  «РЖД»  на  данном  рынке  можно  считать  одной  из  основных  задач  на 
ближайшую перспективу. Для достижения поставленных целей в условиях конкуренции увеличение 
объемов  производства  в  высокодоходных  сегментах  должно  неизменно  основываться  на 
привлечении грузоотправителей с помощью качества обслуживания 

 
 

 

V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Полное  описание  структуры  органов  управления  эмитента  и  их  компетенции  в  соответствии  с 

уставом 

(учредительными 

документами) 

эмитента: 

В  соответствии  с  уставом  эмитента  для  обеспечения  функционирования  общества  созданы 
органы управления и контроля общества. 

 
Органами управления эмитента являются: 
• общее собрание акционеров; 
• совет директоров общества; 
• президент общества; 
• правление общества. 
 
Органом контроля является ревизионная комиссия общества. 
 
Компетенция органов управления эмитента в соответствии с уставом эмитента: 
1. Общее собрание акционеров 
Высшим  органом  управления  общества  является  общее  собрание  акционеров  ОАО  «РЖД».  

Единственным акционером общества является Российская Федерация. 

От имени Российской Федерации полномочия  акционера осуществляются Правительством 

Российской Федерации. 

К компетенции общего собрания акционеров относятся: 
1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в 

новой редакции; 

2) реорганизация общества; 
3)  ликвидация  общества,  назначение  ликвидационной  комиссии  и  утверждение 

промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 

4)  определение  количественного  состава,  избрание  членов  совета  директоров  общества  и 

досрочное прекращение их полномочий; 

5) определение количественного состава правления общества; 
6) избрание членов ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий; 
7) утверждение аудитора общества; 
8) увеличение и уменьшение в установленном порядке уставного капитала общества; 
9) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов 

221 

о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли 
(в  том  числе  выплата  (объявление)  дивидендов,  за  исключением  прибыли,  распределенной  в 
качестве  дивидендов  по  результатам  первого  квартала,  полугодия,  9  месяцев  финансового  года)  и 
убытков общества по результатам финансового года; 

10) определение порядка ведения общего собрания акционеров; 
11) принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется 

заинтересованность,  в  том  числе  с  имуществом,  ограниченным  в  обороте,  в  случаях, 
предусмотренных  статьями  79  и  83  Федерального  закона  "Об  акционерных  обществах"  и 
отнесенных этим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров; 

12)  принятие  решений  об  участии  общества  в  холдинговых  компаниях,  финансово-

промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; 

13)  утверждение  внутренних  документов,  регулирующих  деятельность  органов  общества 

(положений  об  общем  собрании  акционеров,  совете  директоров  общества,  правлении  общества, 
ревизионной комиссии общества); 

14)  решение  иных  вопросов,  предусмотренных  Федеральным  законом  "Об  акционерных 

обществах". 

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы 

на решение иным органам управления общества. 

Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не 

отнесенным Федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции. 

Решения  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции  общего  собрания  акционеров, 

принимаются акционером единолично и оформляются письменно. 

 
 
2.Совет директоров общества 
Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за 

исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом "Об акционерных обществах" к 
компетенции общего собрания акционеров. 

Совет  директоров  общества  назначается  общим  собранием  акционеров  на  срок  до 

следующего годового общего собрания акционеров. 

Лица,  избранные  в  состав  совета  директоров  общества,  могут  переизбираться 

неограниченное количество раз. 

Основной  задачей  совета  директоров  общества  является  проведение  политики, 

обеспечивающей  динамичное  развитие  общества,  повышение  устойчивости  его  работы,  а также 
увеличение прибыльности общества. 

К компетенции совета директоров общества относятся следующие вопросы: 
1)  определение  приоритетных  направлений  деятельности  общества,  утверждение 

перспективных  планов  и  основных  программ  деятельности  общества,  в  том  числе  годовых 
бюджетов и инвестиционной программы общества; 

2)  созыв  годового  и  внеочередного  общих  собраний  акционеров,  за  исключением  случаев, 

предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона "Об акционерных обществах"; 

3)  утверждение  повестки  дня  общего  собрания  акционеров  и  иные  вопросы  организации 

общего  собрания  акционеров,  предусмотренные  Федеральным  законом  "Об  акционерных 
обществах" и настоящим уставом; 

4)  размещение  обществом  облигаций  и  иных  эмиссионных  ценных  бумаг  в  случаях, 

предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 

5) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных 

ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 

6)  приобретение  размещенных  обществом  эмиссионных  ценных  бумаг  (кроме  акций 

общества) в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 

7)  образование  правления  общества  и  досрочное  прекращение  полномочий  членов  правления 

общества (за исключением председателя правления общества), определение существенных условий 
труда  председателя  правления  общества  и  членов  правления  общества,  установление  размера 
вознаграждений и компенсаций председателю правления общества и членам правления общества, 
согласование вопроса о совмещении ими должностей в органах управления других организаций; 

8)  разработка  для  общего  собрания  акционеров  рекомендаций  по  размеру  выплачиваемых 

членам  ревизионной  комиссии  общества  вознаграждений  и  компенсаций,  а  также  определение 
размера оплаты услуг аудитора общества; 

9)  разработка  для  общего  собрания  акционеров  рекомендаций  по  максимальному  размеру 

дивидендов по акциям и порядку их выплаты; 

10) использование резервного и иных фондов общества; 
11)  утверждение  внутренних  документов  общества  по  вопросам,  находящимся  в 

компетенции совета директоров общества; 

222 

12)  назначение  первого  вице-президента,  старших  вице-президентов  и  вице-президентов 

общества и прекращение их полномочий; 

13) принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях 

(за исключением организаций, указанных в подпункте 12 пункта 62 устава общества; 

14) принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется 

заинтересованность,  в  случаях,  установленных  соответственно  статьями  79  и  83  Федерального 
закона  "Об  акционерных  обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным  законом  к  компетенции 
совета директоров общества; 

15) принятие в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах" 

в отношении крупных сделок, решений об одобрении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, 
связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо 
косвенно  имущества,  стоимость  которого  составляет  более  3  млрд.  рублей,  но  не  превышает  25 
процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерского 
учета  на  последнюю  отчетную  дату,  за  исключением  сделок,  совершаемых  в  процессе  обычной 
хозяйственной деятельности общества; 

16) предварительное одобрение сделок с имуществом общества, ограниченным в обороте, за 

исключением  сделок,  в  совершении  которых  имеется  заинтересованность,  в  том  числе  с 
имуществом, ограниченным в обороте, в случаях, предусмотренных статьями 79 и 83 Федерального 
закона  "Об  акционерных  обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным  законом  к  компетенции 
общего собрания акционеров; 

17)  согласование  сделок,  следствием  которых  является  отчуждение  акций  дочерних  и 

зависимых  обществ  вне  зависимости  от  их  стоимости,  иных  ценных  бумаг,  если  они  подпадают 
под  понятие  крупной  сделки,  а  также  имущественных  комплексов  организаций,  созданных 
обществом, вне зависимости от стоимости этих имущественных комплексов; 

18)  принятие  решения  о  передаче  функций  держателя  реестра  акционеров  общества 

регистратору,  утверждение  регистратора  общества  и  условий  договора  с  ним,  а  также 
расторжение договора с ним; 

19)  выработка  оптимальных  методов  работы,  распространение  передового  опыта  и 

совершенствование организации управления, обеспечение эффективного взаимодействия общества 
с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; 

20)  образование  комитетов  и  комиссий  совета  директоров  общества,  утверждение 

положений о них и их составов; 

21)  назначение  представителей  общества  для  участия  в  общих  собраниях  акционеров 

дочерних и зависимых обществ; 

22) определение позиции общества (представителей общества) при рассмотрении органами 

управления  дочерних  и  зависимых  обществ,  включенных  в  ежегодно  утверждаемый  советом 
директоров  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  перечень, 
следующих вопросов повестки дня общего собрания акционеров и заседания совета директоров этих 
обществ: 

утверждение повестки дня общего собрания акционеров; 
ликвидация или реорганизация дочерних и зависимых обществ; 
определение количественного состава совета директоров, избрание и досрочное прекращение 

полномочий  членов  совета  директоров  дочерних  и  зависимых  обществ,  принятие  решения  по 
кандидатурам руководителей органов управления и членов органов контроля дочерних и зависимых 
обществ; 

определение  количества,  номинальной  стоимости,  предельного  размера  и  категории  (типа) 

объявленных  акций  дочерних  и  зависимых  обществ  и  прав,  предоставляемых  этими  акциями, 
дробление и консолидация указанных акций; 

увеличение  уставного  капитала  дочерних  и  зависимых  обществ  путем  увеличения 

номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций; 

совершение крупных сделок дочерними и зависимыми обществами; 
принятие  решений  об  участии  дочерних  и  зависимых  обществ  в  других  организациях  (о 

вступлении  в  действующую  организацию  или  создании  новой  организации),  в  том  числе  о 
приобретении  и  об  отчуждении  долей  участия  дочерних  и  зависимых  обществ  в  уставном 
капитале других организаций; 

совершение сделок залога недвижимого имущества дочерних и зависимых обществ; 
выдача  дочерними  и  зависимыми  обществами  поручительств  за  исполнение  обязательств 

юридических лиц, не входящих в одну группу лиц с обществом; 

утверждение годового бюджета дочерних и зависимых обществ и отчета о его выполнении; 
совершение дочерними и зависимыми обществами сделок с ценными бумагами; 
24) принятие решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров 

дочерних и зависимых обществ, когда 100 процентов их голосующих акций принадлежит обществу; 

25)  иные  вопросы,  предусмотренные  Федеральным  законом  "Об  акционерных  обществах"  и 

223 

настоящим уставом. 

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества, не могут быть переданы 

на решение президенту общества и правлению общества. 

Президент  общества  не  может  быть  одновременно  председателем  совета  директоров 

общества. 

Члены  правления  не  могут  составлять  более  одной  четвертой  состава  совета  директоров 

общества. 

Председатель  совета  директоров  общества  избирается  членами  совета  директоров 

общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества. 

Совет  директоров  общества  вправе  в  любое  время  переизбрать  своего  председателя 

большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества. 

Член совета директоров общества может быть избран на должность председателя совета 

директоров общества неограниченное количество раз. 

При  необходимости  совет  директоров  общества  может  избрать  одного  или  нескольких 

заместителей председателя совета директоров общества в порядке, установленном в отношении 
председателя совета директоров общества. 

Председатель  совета  директоров  общества  организует  его  работу,  созывает  заседания 

совета  директоров  общества  и  председательствует  на  них,  организует  на  заседаниях  ведение 
протокола, подписывает от имени общества трудовой договор с президентом общества. 

Заседания  совета  директоров  общества  созываются  председателем  совета  директоров 

общества  по  его  собственной  инициативе,  по  требованию  любого  члена  совета  директоров 
общества,  ревизионной  комиссии  общества,  аудитора  общества  или  президента  общества,  а 
также акционера. К уведомлению о созыве заседания прикладываются все материалы, связанные с 
повесткой дня. 

Решение совета директоров общества принимается путем голосования. 
Передача права голоса членом совета директоров общества иному лицу, в том числе другому 

члену совета директоров общества, не допускается. 

Решение совета директоров общества может быть принято путем заочного голосования. 
По  решению  общего  собрания  акционеров  членам  совета  директоров  общества  в  период 

исполнения  ими  своих  обязанностей  могут  выплачиваться  вознаграждение  и  (или) 
компенсироваться  расходы,  связанные  с  исполнением  ими  функций  членов  совета  директоров 
общества,  если  иное  не  установлено  законодательством  Российской  Федерации.  Размеры  таких 
вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. 

Совет  директоров  общества  для  осуществления  своей  деятельности  создает  при 

необходимости  соответствующие  комитеты  и  комиссии,  утверждает  положения  о  них  и  их 
составы,  а  также  формирует  секретариат  совета  директоров  общества,  который  возглавляет 
назначаемый советом директоров общества ответственный секретарь совета директоров. 

Порядок организации работы совета директоров общества определяется в соответствии с 

положением о совете директоров общества, утверждаемым общим собранием акционеров. 

 
 
3. Президент общества 
Президент  общества  назначается  на  должность  и  освобождается  от  должности 

Правительством Российской Федерации. 

Срок полномочий президента общества составляет 3 года. 
Президент общества может быть переназначен неограниченное количество раз. 
Президент общества является единоличным исполнительным органом общества. 
Президент общества осуществляет функции председателя правления общества. 
Президент  общества  в  своей  деятельности  подотчетен  общему  собранию  акционеров  и 

совету директоров общества. 

Президент  общества  осуществляет  руководство  текущей  деятельностью  общества,  за 

исключением  вопросов,  отнесенных  к  компетенции  общего  собрания  акционеров  и  совета 
директоров общества. 

Президент  общества  без  доверенности  действует  от  имени  общества  по  вопросам, 

отнесенным  законодательством  Российской  Федерации  и  настоящим  уставом  к  компетенции 
исполнительных органов общества. 

Президент общества: 
1)  организует  выполнение  решений  общего  собрания  акционеров  и  совета  директоров 

общества; 

2) имеет право первой подписи финансовых документов; 
3)  распоряжается  имуществом  общества  для  обеспечения  его  текущей  деятельности  в 

пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим уставом; 

4) представляет интересы общества, как в Российской Федерации, так и за ее пределами; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     84      85      86      87     ..