ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год - часть 14

 

 

209 

за 9 месяцев 2008 года: 706 253 тыс. руб. 
размер выплаченных дивидендов по акциям эмитента в совокупности по всем акциям одной категории 
за IV квартал 2008 года: 60 770 тыс. руб. 
наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате дивидендов 
по акциям эмитента: общее собрание акционеров 
дата проведения собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате 
(объявлении) дивидендов: 15.12.2008, 13.02.2009. 
дата составления и номер протокола собрания органа управления эмитента, на котором принято 
решение о выплате (объявлении) дивидендов: Протокол от 15.12.2008 №5, Протокол от 13.02.2009 №6, 
внеочередное общее собрание акционеров ОАО "ПГК" 
срок, отведенный для выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: в течение 60 дней с 
даты принятия решения о выплате дивидендов 
форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды 
выплачиваются в денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 
отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные дивиденды 
по акциям эмитента: 9 месяцев 2008 года,  
общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) по 
каждому отчетному периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 706 
253 тыс. руб 
 
отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные дивиденды 
по акциям эмитента:IV квартал 2008 года:  
общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) по 
каждому отчетному периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 60 
770 тыс. руб 
 
Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в которые 
были произведены инвестиции, соответствует размеру произведенных финансовых вложений. 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации. 
Средств эмитента, размещенных на депозитных или иных счетах в банках и иных кредитных 
организациях, лицензии которых были приостановлены либо отозваны, а также в отношении 
которых было принято решение о реорганизации, ликвидации таких кредитных организаций, о начале 
процедуры банкротства, не имеется.
 
 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общества "Федеральная 
пассажирская компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФПК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, д.12 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

03.12.2009 

 

 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 137 238 246 305 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 137 238 246 305 
Валюта: RUR 

 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента, руб.: 137 238 246 305 
дивиденды по обыкновенным именным акциям ОАО "ФПК" за 2009г.  не начислялись и не 
выплачивались.
 
 

Вложения в неэмиссионные ценные бумаги 

210 

Вложений в неэмиссионные ценные бумаги, составляющих 10 и более процентов всех финансовых 
вложений, нет
 

 
Эмитентом создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги 
Величина резерва под обесценение ценных бумаг на начало и конец последнего завершенного финансового 
года перед датой окончания последнего отчетного квартала: 
На начало 2009г. резервы под обесценение вложений в ценные бумаги составляли 71 646 тыс. рублей.  
На конец 2009г. резервы под обесценение вложений в ценные бумаги составляли 1 197 210 тыс. рублей.
 

 

Иные финансовые вложения 

Иных финансовых вложений, составляющих 10 и более процентов всех финансовых вложений, нет 

 

Информация о величине потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в 
которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в которые 
были произведены инвестиции, соответствует размеру произведенных финансовых вложений.
 
 
Информация об убытках предоставляется в оценке эмитента по финансовым вложениям, отраженным в 
бухгалтерской отчетности эмитента за период с начала отчетного года до даты окончания последнего 
отчетного квартала 

 

Стандарты (правила) бухгалтерской отчетности, в соответствии с которыми эмитент произвел расчеты, 
отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

На дату окончания отчетного квартала 

Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 10 и более процентов всех его финансовых 
вложений на дату окончания отчетного периода 

Вложения в эмиссионные ценные бумаги 

Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Первая грузовая 
компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ПГК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107078, г. Москва, ул. Каланчевская ,35 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

04.10.2007 

1-01-55320-E 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 85 652 434 154 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 85 652 434 154 
Валюта: RUR 
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента, руб.: 85 652 434 154 

1. размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО "Первая грузовая компания" не размещало 
привилегированных акций  
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в расчете на одну акцию:  0,0009714575 руб. 
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в совокупности по всем акциям одной 
категории за 2007 год: 83 208 тыс. руб. 
наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате дивидендов по акциям 
эмитента: общее собрание акционеров 

211 

дата проведения собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате (объявлении) 
дивидендов: 21.10.2008 
дата составления и номер протокола собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о 
выплате (объявлении) дивидендов: Протокол от 21.10.2008 №4, внеочередное общее собрание акционеров ОАО 
"ПГК" 
срок, отведенный для выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: в течение 60 дней с даты 
принятия решения о выплате дивидендов 
форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды выплачиваются в 
денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 
отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные дивиденды по акциям 
эмитента: 2007 год 
общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) по каждому отчетному 
периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 83 208 тыс. руб. 
 
 
2. размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО "Первая грузовая компания" не размещало 
привилегированных акций  
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в расчете на одну акцию за 2008 г.: 
0,0089550707 руб. 
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в совокупности по всем акциям одной 
категории за 2008 год: 767 023 тыс. руб. 
наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате дивидендов по акциям 
эмитента: общее собрание акционеров 
дата проведения собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате (объявлении)  
дивидендов: 30.06.2009 
дата составления и номер протокола собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о 
выплате (объявлении) дивидендов: Протокол от 30.06.2009 №8, ежегодное общее собрание акционеров ОАО 
"ПГК" 
срок, отведенный для выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: в течение 60 дней с даты 
принятия решения о выплате дивидендов 
форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды выплачиваются в 
денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 
отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные дивиденды по акциям 
эмитента: 2008 год  
общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) по каждому отчетному 
периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 767 023 тыс. руб. 
 

Величина  потенциальных убытков,  связанных  с  банкротством  организаций  (предприятий),  в  которые 

были произведены инвестиции, соответствует размеру произведенных финансовых вложений. 

Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со  стандартами 

бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации. 

Средств  эмитента,  размещенных  на  депозитных  или  иных  счетах  в  банках  и  иных  кредитных 

организациях, лицензии которых были приостановлены либо отозваны, а также в отношении которых было 
принято  решение  о  реорганизации,  ликвидации  таких  кредитных  организаций,  о  начале  процедуры 
банкротства, не имеется. 

 

 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Федеральная 
пассажирская компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФПК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, д.12 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

02.03.2010 

1-01-55465-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

212 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 137 238 246 305 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 137 238 246 305 
Валюта: RUR 

 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента, руб.: 137 238 246 305 
дивиденды по обыкновенным именным акциям ОАО "ФПК" за  I кварал 2010 г. не начислялись и не 
выплачивались.
 
 

Вложения в неэмиссионные ценные бумаги 

Вложений в неэмиссионные ценные бумаги, составляющих 10 и более процентов всех финансовых 
вложений, нет
 

 
Эмитентом создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги 
Величина резерва под обесценение ценных бумаг на начало и конец последнего завершенного финансового 
года перед датой окончания последнего отчетного квартала: 
 

 

Иные финансовые вложения 

Иных финансовых вложений, составляющих 10 и более процентов всех финансовых вложений, нет 

 

Информация о величине потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в 
которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в которые 
были произведены инвестиции, соответствует размеру произведенных финансовых вложений.
 
 
Информация об убытках предоставляется в оценке эмитента по финансовым вложениям, отраженным в 
бухгалтерской отчетности эмитента за период с начала отчетного года до даты окончания последнего 
отчетного квартала 

 

Стандарты (правила) бухгалтерской отчетности, в соответствии с которыми эмитент произвел расчеты, 
отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента 

За 2009 г. 

Единица измерения: руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная

) стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности (исключительные 
права на результат интеллектуальной собственности), в том 
числе: 

5 800 410 157.09  2 070 559 466.56 

у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, 
полезную модель 

515 209 748.73 

35 337 898.15 

у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных и др. 

4 945 793 398.31  1 982 710 342.87 

у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

6 898 473.79 

1 178 713.86 

прочие 

332 508 536.26 

51 332 511.68 

 

 

213 

 
Стандарты (правила) бухгалтерского учета, в соответствии с которыми эмитент представляет информацию о 
своих нематериальных активах.: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная

) стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности (исключительные 
права на результат интеллектуальной собственности), в том 
числе: 

6 041 571.32071 

2 215 668.95748 

у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, 
полезную модель 

663 860.98323 

47 207.65911 

у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных и др. 

5 032 868.70624 

2 132 958.44065 

у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

7 129.97379 

1 386.28188 

прочие 

337 711.65745 

34 116.57584 

 

 

 
Стандарты (правила) бухгалтерского учета, в соответствии с которыми эмитент представляет информацию о 
своих нематериальных активах.: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской  Федерации  до  2030  года, 

утвержденной 

Правительством 

Российской 

Федерации 

определены 

задачи 

по 

модернизации 

железнодорожного транспорта определены в 

Стратегией  определено  целевое  состояние  холдинга  ОАО «РЖД».  Одним  из  базовых  принципов 

Стратегии является ориентация на развитие  железнодорожного транспорта преимущественно на основе 
идеологии инновационного прорыва. 

Созданная система инновационного менеджмента предусматривает использование процессного подхода 

в  реализации  стратегических  задач  развития  «РЖД».  Определяет  место  и  роль  каждого  субъекта  научно-
технического  комплекса  Общества,  в  том  числе  использование  научного  потенциала  Российской  академии 
наук,  ведущих  научных  институтов,  зарубежных  научных  центров  и  компаний  производителей. 
Предусматривает повышение эффективности результатов интеллектуальной деятельности,  привлечения 
внешних  государственных  и  частных  инвестиций  для  реализации  инновационных  проектов  в  кооперации  с 
российскими и зарубежными партнерами. 

Важнейшим  документом,  определяющим  стратегию  инновационного  развития  Общества  и  его 

направления,  а  также  целевые  параметры  ОАО «РЖД»  на  перспективу  до  2015  года  является  Белая  книга 
ОАО «РЖД»,  разработанная  с  участием  отраслевой  науки,  специалистов  Общества,  институтов 
Российской  академии  наук.  Настоящий  документ  был  разработан  в  2007  и  отдельные  его  положения 
актуализированы в 2009 году. 

Проходящие  в  Обществе  структурные  преобразования  потребовали  принятия  серьезных  шагов  по 

обеспечению  единства  инновационных  подходов  в  развитии  всех  структурных  подразделений  и  дочерних 
обществ  холдинга.  Важнейшим  этапом  реформирования  научно-технического  комплекса  Общества  стала 
разработка  в  прошлом  году  Концепции  Единой  технической  политики  холдинга  «РЖД»  (ЕТП)  в  которой 
сформирована  структура  управления  инновационной  деятельностью  Общества  с  обеспечением  четких 
связей на всех уровнях управления. 

214 

ОАО  «РЖД»,  его  структурные  подразделения  и  дочерние  общества  должены  стать 

высокотехнологичным  холдингом,  ориентированным  на  инновационное  развитие,  при  этом  все  бизнес-
структуры,  реализующие  различные  виды  деятельности,  должны  иметь  единый  вектор  технологического 
развития.  Риск  утраты  единства  управления  в  сфере  реализации  единой  технической  политики  является 
основным  в  процессе  реализации  третьего  этапа  реформирования.  Проведение  единой  технической 
политики  должно  стать  гарантом  устойчивой  работы  холдинга,  эффективности  и  качества 
предоставляемых  услуг,  обеспечения  безопасности  движения,  минимизации  рисков,  связанных  с 
дезинтеграцией в сфере технико-технологического развития и инженерного обеспечения. 

Концепция  ЕТП  служит  логическим  продолжением  «Концепции  системы  управления  Обществом 

холдингового  типа,  образуемой  в  результате  реформирования  ОАО «РЖД»  и  детализирует  формирование 
блока единой технической политики. В документе определены цели, задачи, основные принципы, механизмы 
инженерной деятельности в сфере технического и технологического развития, обеспечения эффективности 
единого  технологического  процесса  оказания  транспортных  услуг,  проведен  анализ  основных  рисков 
несоблюдения  принципов  единства  технической  политики,  разработаны  мероприятия,  обеспечивающие 
переход к целевому состоянию в сфере единой технической политики при реформировании. 

В  рамках  реализации  единой  технической  политики  в  Обществе  созданы  Управление  по  вопросам 

интеллектуальной  собственности,  Центр  инновационного  развития  (коммерциализация,  организация 
экспертизы, привлечение внешних инвестиций, взаимодействие с научными организациями и Обществами -
 производителями).  Также,  полностью  пересмотрены  подходы  к  обеспечению  научно-технической 
информации. Для этого был создан Центр научно-технической информации и библиотек.  

В  2009  году  создан  Объединенный  ученый  совет  ОАО «РЖД»,  включающий  не  только  ведущих 

отраслевых  ученых,  но  и  представителей  «смежных»  отраслей  науки,  в  том  числе  –  академической,  что 
позволит  обеспечить  синергию  фундаментальных  и  прикладных  исследований,  создание  эффективного 
моста  между  фундаментальной  наукой  и  практической  деятельностью.  В  составе  Совета  –  восемь 
академиков, членов-корреспондентов РАН; шесть ректоров крупнейших вузов страны. 

Совет  должен  обеспечить  концентрацию  лучших  научных  идей,  заложить  долгосрочную  основу  для 

эффективного  обмена  информацией  между  бизнесом  и  наукой  и  осуществлять  свою  работу  на  принципах 
открытости,  трансформируя  результаты  научных  дискуссий  в  практические  решения  инновационного 
развития транспортной отрасли. 

Для  нормативного  обеспечения  инновационной  деятельности  холдинга  в  2009  г.  были  разработаны 

«Требования  к  инновационным  проектам  в  области  железнодорожного  транспорта»  и  шесть  отраслевых 
стандартов. 

ОАО  «РЖД»  перешло  к  созданию  сквозных  комплексных  технологий  перевозочного  процесса  и 

обеспечения его безопасности применительно к конкретным направлениям и видам деятельности холдинга. 
Важнейшим шагом для Общества является активное тиражирование таких технологий на сеть дорог. 

Важнейшим  направлением  снижения  издержек  и  сокращения  времени  проектных  работ  стало 

внедрение  различных  методов  имитационного  математического  моделирования.  Эти  методы  станут 
обязательными  при  разработке  проектов  развития  инфраструктуры,  включая  вновь  строящиеся  и 
реконструируемые сортировочные станции. 

В  настоящее  время  ОАО  «РЖД»  начало  переход  к  математическим  моделям  при  проектировании 

различных  узлов  и  агрегатов.  С  использованием  математического  моделирования  проводятся  испытания 
конструкций пассажирских вагонов, оценка предельных значений статических и динамических воздействий. 

Обществом  сделаны  конкретные  шаги  по  переходу  к  «интеллектуальному»  железнодорожному 

транспорту,  который  предусматривает  развитие  компьютерных  систем  обеспечения  безопасности 
движения,  спутниковых  технологий  управления  и  сквозных  логистических  технологий.  Так,  например,  в 
рамках  комплекса  «Автодиспетчер»  отрабатываются  системные  решения  для  централизованного 
управления  движением  поездов  с  функциями  формирования  прогнозных  и  управляющих  решений  для 
исключения  конфликтных  ситуаций,  что  обеспечит  стабильность  графика  движения  на  уровне  мировых 
требований:  отклонение  не  более  30  секунд.  При  этом  система  управления  движением  поездов  будет 
полностью  соответствовать  по  функциям  Европейской  ERTMS  (уровень  2),  а  организация  передачи 
ответственной информации обеспечивает нормы безопасности SINELEC. 

 

В IV  квартале 2009 г. величина  нематериальных активов ОАО "РЖД" увеличилась на 18,2 % и 

составила на конец отчетного периода 3 729 851 тыс. рублей. В I  квартале 2010г. величина  нематериальных 
активов ОАО "РЖД" увеличилась  на 2,57% и составила на конец отчетного периода 3 825 902 тыс. рублей.  

215 

 
По  итогам  2009  года  расходы  эмитента  на  научно-исследовательские,  опытно-конструкторские  и 

технологические работы составили 1463,39 млн.руб. (без НДС). 

По  итогам  I  квартала  2010  года  расходы  эмитента  на  научно-исследовательские,  опытно-

конструкторские и технологические работы составили 12,20 млн.руб. (без НДС). 

 

В I квартале 2010 года эмитентом подано 35 заявок на выдачу патента на изобретения (ИЗ),43 заявки 

на выдачу патента на полезную модель (ПМ), 1 заявка на выдачу патента на промышленный образец (ПО), 
3  заявки  на  регистрацию  товарного  знака  (ТЗ),  подано  1  заявление  на  регистрацию  базы  данных  (БД),  37 
 заявлений  на  регистрацию  программы  ЭВМ  (ПЭВМ)  ,  а  также  получен  123  охранный  документ  по  ранее 
поданным заявкам. 
 

 

Название технического решения, 

технологии, программного комплекса, 

базы данных,   

 Объект ОИС-

ИЗ,ПМ, ПО, 

ПЭВМ, БД  

 Номер 

патента  

 Свидетельство  

 Приоритет  

Способ обнаружения заторможенных 
колесных пар рельсового подвижного 
состава при движении. 

ИЗ 

2381936 

  

18.12.2008 

Способ изготовления железобетонной 
шпалы или железобетонного бруса 
стрелочного перевода с упругим 
основанием. 

ИЗ 

2382844 

  

18.12.2008 

Тормозная система грузового вагона 
железодорожного транспорта 

ИЗ 

2378143 

  

26.06.2008 

Автоматический регулятор 
передаточного отношения тормозной 
рыч. передачи двуосных тележек груз. 
вагонов железных дорог 

ИЗ 

2376183 

  

26.06.2008 

Способ изготовления уплотнительных 
колец цилиндров дизельных 
двигателей 

ИЗ 

2376109 

  

15.07.2008 

Способ восстановления изношенных 
поверхностей буксовых шеек осей 
колесных пар подвижного состава и 
путевых машин 

ИЗ 

2380208 

  

04.09.2008 

Контактная пластина полозов 
токоприемников 

ИЗ 

2380439 

  

18.06.2008 

Способ взаимодействия абонентов 
цифровой системы технологической 
радиосвязи железнодорожного 
транспорта 

ИЗ 

2378707 

  

23.05.2008 

Способ пайки электросопротивлением 
электрических контактов с 
держателями 

ИЗ 

2379165 

  

19.05.2008 

Устройство для ремонта деревянных 
железодорожных шпал 

ИЗ 

2378445 

  

26.06.2008 

Система технологической радиосвязи 
по цифровым каналам связи на 
железных дорогах (варианты) 

ИЗ 

2381939 

  

23.03.2009 

Автоматизированная система контроля 
ходовых частей пассажирских вагонов 
при плановых видах ремонта 

ИЗ 

2383458 

  

14.05.2008 

Материал для венцов дисковых 
тормозов 

ИЗ 

2380451 

  

29.04.2008 

Устройство авторасцепки грузовых 
вагонов 

ИЗ 

2379206 

  

29.04.2008 

Подрельсовая нашпальная прокладка-
амортизатор 

ИЗ 

2378439 

  

26.06.2008 

216 

Способ автоматизированного учѐта 
массы нефтепродуктов на складах 
топлива в вертикальных и 
горизонтальных резервуарах при их 
отпуске потребителям 

ИЗ 

2377505 

  

19.05.2008 

Система оперативно-технологической 
связи малодеятельного участка 
железнодорожного транспорта 

ИЗ 

2381126 

  

19.05.2008 

Система широкополосного 
беспроводного доступа  на 
железнодорожной станции 

ИЗ 

2380263 

  

23.05.2008 

Способ изготовления изделий из 
полимерных материалов 

ИЗ 

2377261 

  

26.06.2008 

Способ оценки и прогноза 
функционального состояния 
работников транспортных профессий 

ИЗ 

2378979 

  

14.08.2008 

Устройство широкополосного 
беспроводного доступа с 
многоузловой архитектурой для 
железнодорожной станции 

ИЗ 

2380262 

  

21.11.2008 

Резервированное устройство путевой 
полуавтоматической блокировки 

ИЗ 

2381938 

  

23.12.2008 

Резервированное устройство 
автоматической переездной 
сигнализации 

ИЗ 

2381937 

  

23.12.2008 

Способ спутниковой навигации 
мобильных объектов 
железнодорожного транспорта на 
основе известной траектории 
движения  

ИЗ 

2380721 

  

05.12.2008 

Способ обеспечения отвода ширины 
рельсовой колеи 

ИЗ 

2381318 

  

14.08.2008 

Порошковая смесь для 
газотермического напыления 
износостойкого покрытия 

ИЗ 

2379375 

  

08.04.2008 

Способ акустико-эмисионного 
контроля колѐсных пар вагонов 

ИЗ 

2380698 

  

15.07.2008 

Система связи для организации 
аварийно-восстановительных работ 

ПМ 

90950 

  

21.10.2009 

Установка для перекачивания 
высоковязких пастообразных сред, 
нефтешламов и жидких отходов  

ПМ 

91386 

  

18.06.2008 

Устройство для измерения 
радиального и торцевого биения 
детали 

ПМ 

91686 

  

23.03.2009 

Поршень  

ПМ 

92104 

  

02.04.2009 

Комплекс для синхронизации 
тормозных испытаний с тягово-
энергетическими измерениями 

ПМ 

91497 

  

01.09.2009 

Многоуровневая система обеспечения 
безопасности перевозок на 
железнодорожном транспорте 

ПМ 

91706 

  

10.07.2009 

Ремонтный технологический комплекс 
для пассажирских вагонов 
высокоскоростных железнодорожных 
транспортных средств (совместно с 
СИММЕНС) 

ПМ 

91699 

  

08.10.2009 

217 

Технологический комплекс для мойки 
вагонов высокоскоростных 
железнодорожных транспортных 
средств (совместно с СИММЕНС) 

ПМ 

91949 

  

08.10.2009 

Моторная колесная пара 
высокоскоростного железнодорожного 
транспортного средства 

ПМ 

91703 

  

08.10.2009 

Немоторная колесная пара 
высокоскоростного железнодорожного 
транспортного средства 

ПМ 

91702 

  

08.10.2009 

Цельнокатаное колесо 
высокоскоростного железнодорожного 
транспортного средства 

ПМ 

91936 

  

21.10.2009 

Защитный поддон высокоскоростного 
железнодорожного транспортного 
средства 

ПМ 

91954 

  

08.10.2009 

Трехфазный преобразователь  частоты 
и напряжения для тепловоза  

ПМ 

91696 

  

10.09.2009 

Рельсовый соединительный элемент 

ПМ 

90077 

  

01.04.2009 

Устройство для изготовления 
железобетонных шпал или брусьев 
стрелочных переводов  

ПМ 

91312 

  

10.09.2009 

Система сигнализации и оповещения 
при возникновении деформации 
земляного полотна на карстоопасных 
участках 

ПМ 

91458 

  

24.08.2009 

Микропроцессорная система 
управления маршрутами на малых 
станциях 

ПМ 

90401 

  

10.09.2009 

Светофор мачтовый со светодиодной 
светооптической системой 

ПМ 

91044 

  

10.09.2009 

Устройство резервного 
электропитания объектов 
железнодорожной автоматики, 
телемеханики и связи 

ПМ 

90627 

  

10.09.2009 

Световое табло 

ПМ 

91457 

  

24.08.2009 

Маневровый двухдизельный тепловоз 

ПМ 

90393 

  

10.09.2009 

Поезд двойного питания 

ПМ 

90392 

  

10.09.2009 

Устройство плавного регулирования 
напряжения тяговых 
электродвигателей электровоза 
переменного тока 

ПМ 

90592 

  

10.09.2009 

Рама тележки локомотива 

ПМ 

90394 

  

24.08.2009 

Шумозащитный экран 

ПМ 

91079 

  

15.06.2009 

Грузовой экспресс. 
Автоматизированное рабочее место 
коммерческого диспетчера  по 
контролю и своевременности сроков 
доставки грузов (АРМ КДНЦ) 

ПЭВМ 

  

2010612102 

21.01.2010 

Автоматизированное рабочее место 
руководителя перевозками 
негабаритных и тяжеловесных грузов 
(АРМР ЦДВ) 

ПЭВМ 

  

2010610853 

16.09.2009 

Программный комплекс центрального 
поста сбора и обработки данных о 
подвижных объектах в составе 
геоинформационной системы ОАО 
"РЖД" 

ПЭВМ 

  

2010610854 

16.09.2009 

Программное обеспечение 
стационарного комплекса Tetra Data 

ПЭВМ 

  

2010610855 

24.09.2009 

218 

Portal (  ПО TDP-C) 

Программый комплекс системы 
измерения динамических параметров 
отцепов методами станционной 
локации (ПК РЛС-КПЗ) 

ПЭВМ 

  

2010610212 

30.09.2009 

"ЦЕКОН". Подсистема контроля 
исполнительской дисциплины при 
выполнении операций 
постановки/изъятия локомотивов в 
оперативный и долгосрочный резервы 

ПЭВМ 

  

2010610110 

21.10.2009 

"ЦЕКОН". Автоматизированная 
справочная система информирования о 
действующих контролях на погрузку и 
продвижение вагонов в поездах с 
учѐтом оперативных распоряжений и 
телеграмм ОАО "РЖД" (для 
планирования начально-конечных 
операций. 

ПЭВМ 

  

2010610108 

21.10.2009 

Соблюдение нармативов на 
выделенном полигоне на постановку 
локомотивов на ТО-2 по фактически 
выполненной работе: 1 этап-контроль 
по пробегу 

ПЭВМ 

  

2010610109 

21.10.2009 

Программные средства контроля 
времѐн хода поездов 

ПЭВМ 

  

2010610111 

21.10.2009 

Система контроля составов поездов с 
целью соблюдения правил постановки 
вагонов с негабаритными, разрядными 
и другими опасными грузами 

ПЭВМ 

  

2010610112 

21.10.2009 

Ведение индивидуальных нормативов 
простоя (по депо и сериям) на ТО и ТР 

ПЭВМ 

  

2010611406 

 24.12.2009 

Подсистема актуализации данных о 
плане формирования грузовых поездов 
на базе Единой автоматизированной 
системы  плана формирования  
грузовых поездов (ЕАС ПФП) 

ПЭВМ 

  

2010611407 

24.12.2009 

АРМ ДНЦ.Программное обеспечение 
для выявления нештатных ситуаций на 
основе каталога событий и 
информации, поступающей из каналов 
ДЦ 

ПЭВМ 

  

2010611405 

24.12.2009 

АРМ ДНЦ.Программное обеспечение 
по регистрации и архивации событий и 
действий ДНЦ при возникновении 
нештатных ситуаций, выявленных 
логическим контролем за действиями 
оперативного персонала и состоянием 
технических средств 

ПЭВМ 

  

2010611404 

24.12.2009 

АРМ ДНЦ.Программное обеспечение 
по представлению на АРМ ДНЦ 
нештатной ситуации, подлежащей 
логической обработке и контролю для 
парирования рисков по соблюдению 
норм безопасности движения  

ПЭВМ 

  

2010611403 

24.12.2009 

АРМ ДНЦ.Программное обеспечение 
по блокированию действий ДНЦ для 
парирования рисков по соблюдению 
норм безопасности движения 

ПЭВМ 

  

2010611401 

24.12.2009 

219 

АРМ ДНЦ.Программное обеспечение 
логического контроля за действиями 
оперативного персонала и состоянием 
технических средств 

ПЭВМ 

  

2010611402 

24.12.2009 

КЛУБ-У.Программа сигнального 
процессора модуля приѐмников 
сигналов автоматической 
локомотивной сигнализации 

ПЭВМ 

  

2010611166 

17.12.2009 

КЛУБ-У. Программа контроллера 
модуля приѐмников сигналов 
автоматической локомотивной 
сигнализации 

ПЭВМ 

  

2010611167 

17.12.2009 

КЛУБ-У. Программа модуля 
электронной карты с бинарным 
протоколом.   

ПЭВМ 

  

2010612101 

21.01.2010 

КЛУБ-У. Программа модуля 
радиоканала. 

ПЭВМ 

  

2010612108 

21.01.2010 

КЛУБ-У. Программа модуля 
управления блока индикации. 

ПЭВМ 

  

2010612103 

21.01.2010 

КЛУБ-У. Программа модуля 
светофоров блока индикации. 

ПЭВМ 

  

2010612104 

21.01.2010 

КЛУБ-У. Программа модуля 
клавиатуры блока индикации. 

ПЭВМ 

  

2010612106 

21.01.2010 

Программа комплексного 
автоматизированного устройства 
проверки КЛУБ-У 

ПЭВМ 

  

2010612105 

21.01.2010 

Редактор базы данных «Электронные 
карты железных дорог»  сетевого 
стационарного устройства 
дешифрации  

ПЭВМ 

  

2010612107 

21.01.2010 

Программа индикации режимов 
движения грузового поезда    

ПЭВМ 

  

2010611165 

17.12.2009 

Программа расчѐта сходов подвижного 
состава железных дорог  

ПЭВМ 

  

2010611640 

17.12.2009 

ТЭБТРАНС (комбинированный) 

  

  

399339 

14.10.2008 

ТрансЖАТ (комбинированный) 

  

  

400477 

21.11.2008 

РЖД красный , Ливан 

  

  

118212 

  

РЖД ч/б, Ливан 

  

  

118213 

  

РЖД красный, Дания 

  

  

VR 2008 03265 

  

РЖД ч/б, Дания 

  

  

VR 2008 03266 

  

РЖД красный, Андорра 

  

  

26465 

  

РЖД ч/б, Андорра 

  

  

26467 

  

РЖД красный, Новая Зеландия 

  

  

793075 

  

РЖД ч/б,Новая Зеландия 

  

  

793073 

  

РЖД красный, Филиппины 

  

  

4-2008-010028 

  

РЖД ч/б, Филиппины 

  

  

4-2008-010027 

  

РЖД красный, Эфиопия 

  

  

6302 

  

РЖД ч/б, Эфиопия 

  

  

6303 

  

РЖД красный , Непал 

  

  

27771 

  

РЖД ч/б, Непал 

  

  

27772 

  

РЖД (серия из двух), Тринидат и 
Тобаго 

  

  

40261 

  

РЖД (серия из двух), Ямайка 

  

  

52720 

  

РЖД красный , Иордания 

  

  

106204 

  

220 

РЖД ч/б, Иордания 

  

  

105768 

  

РЖД красный , Афганистан 

  

  

9707 

  

РЖД ч/б , Афганистан 

  

  

9708 

  

РЖД красный , Тайвань 

  

  

1378794 

  

РЖД ч/б , Тайвань 

  

  

1378795 

  

РЖД красный ,Лаос 

  

  

18757 

  

РЖД ч/б ,Лаос 

  

  

18758 

  

РЖД красный ,Перу 

  

  

58007 

  

РЖД ч/б ,Перу 

  

  

58006 

  

РЖД красный ,Эквадор 

  

  

2378-09 

  

РЖД ч/б ,Эквадор 

  

  

2379-09 

  

РЖД красный ,Мальта 

  

  

48772 

  

РЖД ч/б , Мальта 

  

  

48771 

  

РЖД ч/б , Гонконг 

  

  

301164960 

  

РЖД красный , Гонконг 

  

  

301164979 

  

РЖД ч/б , Бруней 

  

  

39,878 

  

РЖД красный , Бруней 

  

  

39,879 

  

РЖД ч/б , Африканская Организация 
Интеллектуальной Собственности 

  

  

59754 

  

РЖД красный , Африканская 
Организация Интеллектуальной 
Собственности 

  

  

59755 

  

Сапсан (изобразительный) 

  

  

397787 

04.09.2008 

РЖД-партнѐр 

  

  

397788 

04.09.2008 

Космотранс  (комбинированный) 

  

  

396773 

06.11.2008 

2030 (комбинированный) 

  

  

395828 

14.10.2008 

Меняемся для вас (словесный) 

  

  

401068 

10.02.2009 

 
 
Срок  действия  исключительного  права  на  изобретение,  полезную  модель,  промышленный  образец  

исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента и составляет: 

- двадцать лет - для изобретений; 
-десять лет - для полезных моделей; 
-пятнадцать лет - для промышленных образцов. 
 Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на 

государственную  регистрацию  товарного  знака  в  федеральный  орган  исполнительной  власти  по 
интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть 
продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого 
права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число 
раз. 

Срок действия прав программы ЭВМ (ПЭВМ), базы данных (БД) не ограничен. 
 
Основные направления использования основных для эмитента объектах интеллектуальной собственности: 

объекты интеллектуальной собственности эмитента используются в основной деятельности эмитента – 
перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.
  
 

 

 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

В  транспортной  системе  России  железнодорожный  транспорт  занимает  ведущее  место.  На  долю 

приходиться свыше 80% грузооборота (без трубопроводного транспорта) и почти 40% пассажирооборота.  

Последствия  мирового  финансового  кризиса  оказали  существенное  влияние  на  снижение  объемов 

перевозок по российским железным дорогам.  

Так  грузооборот   на  железнодорожном  транспорте,  в  целом,  за  2009 год  снизился  и,  глубина  его  спада 

сокращена  более  чем,  в  2,5  раза  по  сравнению  с  началом  года,  в  то  время  как  снижение  грузооборота 

221 

автомобильного транспорта – основного конкурента железнодорожного при перевозках на малые и средние 
расстояния – усугубилось. 

 В  структуре  перевозимых  по  железным  дорогам  грузов  традиционно  преобладают  каменный  уголь, 

нефть/нефтепродукты,  строительные  грузы,  руда  и  продукция  металлургии.  При  этом  сохраняется 
сезонность предъявления грузов к перевозке, однако степень неравномерности постепенно снижалась.  

В  результате  указанных  изменений  удельный  вес  железнодорожного  транспорта  в  структуре 

грузооборота транспортной системы страны несколько снизился менее чем на 1 п.п. 

ОАО  «РЖД»  осуществляет  перевозку  пассажиров  в  дальнем  следовании  фирменными  (с  повышенным 

уровнем  комфорта),  пассажирскими  (социально-значимыми)  и  скоростными  поездами.  В  секторе 
пассажирских  перевозок  наблюдается  снижение  пассажирооборота  железнодорожного  транспорта 
пригородного  сообщения.  Это  прежде  всего  связано  с  изменением  порядка  предоставления  права  на 
бесплатный  проезд  в  пригородном  сообщении  льготных  категорий  пассажиров.  В  то  же  время, 
пассажирооборот  в  дальнем  следовании  имеет  тенденцию  к  росту.    В  секторе  международных  перевозок 
ОАО «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров в 19 стран Европы и Азии.  

 
Работа  ОАО «РЖД»  в  2009  году  была  направлена  на  обеспечение  устойчивого  и  эффективного 

транспортного  обслуживания  экономики  государства  и  населения  страны  в  условиях  влияния  мирового 
финансово-экономического  кризиса,  спада  производства  и  как  следствие  –  падения  спроса  на  перевозки 
железнодорожным транспортом.  

В  рамках  реализации  структурной  реформы  проведены  мероприятия  по  реструктуризации 

предприятий,  осуществляющих  ремонт  и  производство  железнодорожной  техники,  приняты  решения  о 
создании  дочерних  обществ  по  производству  средств  железнодорожной  автоматики  и  телемеханики, 
производству и ремонту путевой техники, производству материалов верхнего строения пути, производства 
и ремонта пассажирских вагонов, реструктурирован строительный комплекс ОАО «РЖД». 

Таким образом, 

за  время  реформирования  советом  директоров  ОАО  «РЖД»  приняты  решения  о    создании  68 
дочерних  и  зависимых  обществ

  в  числе  которых  такие  крупные  предприятия  как:  «Первая  грузовая 

компания», «ТрансКонтейнер», «Рефсервис», ОАО «Федеральная пассажирская компания» и др. 

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрен поэтапный переход 

от преимущественно территориальной модели организации железнодорожного транспорта к организации 
по видам деятельности. 

 

 

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Реформирование железнодорожного транспорта 

Наиболее  значительным  фактором,  оказывающем  влияние  на  деятельность  и  стратегическое 

развитие  эмитента  является  реализация  Программы  структурной  реформы  на  железнодорожном 
транспорте на 2006-2010 годы. 

В  соответствии  с  Планом  мероприятий  по  реализации  Программы  структурной  реформы  на 

железнодорожном  транспорте  на  2006-2010  годы  разработана  и  в  мае  2007  года  одобрена 
Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта Целевая 
модель рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования. Модель уточняет 
логику и ход структурных преобразований до 2010 года - в ней определена структура рынка к концу третьего 
этапа,  его  основные  участники,  основы  их  взаимодействия  и  принципы  регулирования.  Создание  дочерних 
обществ  позволяет  для  каждой  сферы  деятельности  сформировать  собственную  четкую  стратегию 
развития,  повысить  требования  к  эффективности,  создать  новую  систему  мотивации  персонала  и 
увеличить прозрачность деятельности.  

В  2008  году  Правительством  Российской  Федерации  утверждена  Стратегия  развития 

железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. 

 

Особенности формирования тарифной политики. 

ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг  инфраструктуры 

железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает  монопольное  положение  на  рынке 
предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  Естественно  монопольная  сфера  деятельности  Компании  в 
области  грузовых  и  пассажирских  перевозок  в  соответствии  с  Федеральным  законом  «О  естественных 
монополиях»  подлежит  государственному  регулированию.  Эта  особенность  влияет  на  деятельность 
эмитента и результаты его деятельности является государственное регулирование тарифной политики. 

222 

В  настоящее  время  федеральным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным  осуществлять 

регулирование  тарифов  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  во  внутригосударственном  и 
международном  (кроме  транзитных)  сообщениях,  а  также  на  регулируемые  пассажирские  перевозки, 
является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). Ежегодно на основании предложений по прогнозу 
финансового  плана  и  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»  ФСТ  России  готовятся  предложения  по 
индексации  уровней  тарифов  на  грузовые  перевозки  и  дальние  пассажирские  перевозки,  которые 
утверждаются 

Правительством 

Российской 

Федерации. 

Тарифы 

на 

пригородные 

перевозки 

устанавливаются  по  согласованию  с  субъектами  Российской  Федерации.  Государством  осуществляется 
субсидирование пассажирских перевозок, объемов которого в настоящее время, недостаточно для покрытия 
соответствующих  расходов.  Вследствие  этого  осуществляемые  ОАО  «РЖД»  пассажирские  перевозки 
субсидируются  также  за  счет  прибыли  Компании  от  грузовых  перевозок  и  иных  видов  деятельности. 
Решение  вопроса  о  перекрестном  субсидировании  пассажирских  перевозок  является  одной  из  важнейших 
задач реформирования железнодорожной отрасли. 

Принимаемые  Правительством  России  решения  об  индексации  уровня  тарифов  на  регулируемые 

государством  перевозки  являются  важнейшим  фактором, оказывающим  влияние  на  финансовое  состояние 
ОАО "РЖД". Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения инвестиций на железнодорожный 
транспорт  планируется  осуществлять  постепенное  дерегулирование  тарифов  на  грузовые  перевозки, 
некоторые тарифы на пассажирские перевозки уже выведены из сферы государственного регулирования.  

 

Основными  задачами  совершенствования    государственного  тарифного  регулирования  в  отношении 

ОАО «РЖД»  в  соответствии  со  Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской 
Федерации до 2030 года являются: 

1.  ограничение  негативного  влияния  роста  тарифов  на  услуги,  оказываемые  субъектами  естественных 

монополий в области транспорта на темпы инфляции и социально-экономического развития; 

2.  создание  условий  для  обеспечения  эффективной  деятельности  субъектов  естественных  монополий  в 

области транспорта; 

3.  повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта; 
4.  обеспечение  прозрачности  и  обоснованности  государственной  тарифной  политики  в  области 

транспорта; 

5.  создание  экономических  стимулов,  обеспечивающих  снижение  себестоимости  транспортных  услуг, 

улучшение их качества, расширение рынка транспортных услуг, а также устойчивое функционирование 
и динамичное развитие транспортной отрасли; 

6.  проведение гибкой тарифной политики; 
7.  развитие  механизмов  саморегулирования,  ценовой  и  технологической  конкуренции  в  конкурентных 

сегментах деятельности железнодорожного транспорта, повышение эффективности функционирования 
инфраструктуры  железнодорожного  транспорта,  соблюдение  баланса  интересов  субъектов 
естественных  монополий  на  железнодорожном  транспорте  и  потребителей  их  услуг  в  естественно-
монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта; 

8.  формирование системы государственного тарифного регулирования и методологии построения тарифов, 

способствующих сокращению транспортных издержек в экономике. 

 

1.  Основные  принципы,  методы  и  правила    государственного  регулирования  и  контроля  тарифов, 

сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных 
перевозок  (за  исключением  международных  транзитных  перевозок)  определены  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  «О  государственном  регулировании  и  контроле  тарифов,  сборов  и 
платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» 
от 4 марта 2010 года №643. 

В  частности,  положениями  данного  постановления  Правительства  Российской  Федерации 

предусмотрен ряд новых механизмов тарифного регулирования: 

а)  переход  при  формировании  тарифов  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  к  учету  нормы 

прибыли (рентабельности) на  капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного 
транспорта  (норма  прибыли  (рентабельности)  на  капитал  определяется  органом  регулирования  в 
соответствии  с  утверждаемой  ФСТ  России  методикой  расчета  размера  экономически  обоснованных 
затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, сборов и платы); 

б)  создание  условий  для  развития  конкуренции  в  естественно-монопольной  сфере  деятельности  – 

предусмотрена  возможность  установления  органами  регулирования  предельного  уровня  тарифов,  сборов  и 

223 

платы в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы; 

в)  возможность принятия решения об изменении методов или о прекращении регулирования тарифов, 

сборов и платы по мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка; 

г)  предусмотрено,  что  при  установлении  тарифов,  сборов  и  платы  с  учетом  необходимости 

обеспечения 

доступности 

услуг 

железнодорожного 

транспорта 

для 

населения, 

а 

также 

конкурентоспособности  экономики  должно  обеспечиваться  возмещение  потерь  в  доходах  субъекта 
регулирования; 

д)  при определении необходимой валовой выручки на период окупаемости инвестиционных проектов, 

направленных  на  повышение  эффективности  деятельности  субъекта  регулирования  и  снижение  его 
расходов,  а  также  в  течение  2  лет  после  завершения  периода  окупаемости  предусмотрено,  что  расходы 
субъекта регулирования будут приниматься без учета их снижения от реализации данных инвестиционных 
проектов; 

е)  предусмотрена  возможность  установления  тарифов,  сборов  и  плат,  применяемых  в  отдельных 

сегментах 

рынка 

железнодорожных 

перевозок, 

имеющих 

территориальную, 

технологическую, 

экономическую специфику. 

2.  С  2009  года  реализуется  практика  предоставления  субсидий  из  федерального  бюджета  на 

компенсацию  ОАО  "РЖД"  потерь  в  доходах,  возникающих  в  результате  государственного  регулирования 
тарифов, сборов и платежей за грузовые железнодорожные перевозки. 

Так,  в  2009  году  грузовые  железнодорожные  тарифы  проиндексированы  на  8,0%,  при  этом 

максимальный  размер  их  индексации  был  принят  в  размере  14,0%  (что  ниже  экономически  обоснованного 
уровня). Исходя из этих параметров, были установлены размеры бюджетного дотирования ОАО "РЖД". 

3.  Применяемая  в  настоящее  время  практика  межотраслевого  субсидирования  пользователей  услуг 

грузового  железнодорожного  транспорта  как  элемент  государственной  ценовой  политики  начала  широко 
применяться с середины 90-х годов в основном за счет: 

сдерживания  индексации  грузовых  железнодорожных  тарифов  с  целью  экономической  поддержки 

отраслей промышленности (с 1997 года по 1998 год), а также перехода с 2002 года на индексацию тарифов, 
ориентированную  на  динамику  потребительских  цен,  которая,  как  правило,  отставала  от  темпов  роста 
цен в промышленности; 

введения  механизма  перекрестного  субсидирования  перевозок  грузов,  (1995  год  -  введение  системы 

дифференциации  грузовых  железнодорожных  тарифов,  предусматривающей  снижение  уровня  тарифов  на 
перевозки  сырьевых  и  других  массовых  грузов  за  счет  соответствующего  увеличения  тарифов  на  перевозки 
других  грузов,  2001  год  –  выравнивание  тарифов  на  перевозки  экспортных  и  импортных  грузов  через 
российские порты и перевозки грузов во внутригосударственном сообщении). 

Государственная  политика  по  стимулированию  развития  отраслей  экономики  за  счет  сдерживания 

тарифов привела к существенному недофинансированию железнодорожного транспорта. За период с 1991 г. 
по  декабрь  2009  г.  железнодорожные  тарифы  были  проиндексированы  лишь  в  84  раза  при  росте  цен  в 
промышленности  в  116  раз  (для  сравнения:  за  этот  период  в  черной  металлургии  цены  увеличились  в 
162 раза,  в  топливной  промышленности  –  в  318 раз,  в  угольной  промышленности  –  в  190  раз,  в 
электроэнергетике – в 152 раза). Недофинансирование железнодорожного транспорта оценивается за этот 
период в размере около 2,3 трлн. рублей.  

  Президентом  Российской  Федерации  Д.А.Медведевым  по  итогам  рабочей  поездки  в  Сибирский 

федеральный  округ  24  августа  2009  г.  (перечень  поручений  от  5  сентября  2009  г.  №  ПР-2378)  было  дано 
поручение  Правительству  Российской  Федерации  о  подготовке  предложений  по  прекращению  практики 
межотраслевого  субсидирования  пользователей  услугами  грузового  железнодорожного  транспорта 
акционерным обществом (ОАО «РЖД») и переходу к мерам субсидирования отдельных отраслей экономики. 

В ходе его выполнения в настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатываются 

механизмы предоставления субсидий отдельным отраслям промышленности, хозяйствующим субъектам на 
возмещение транспортных затрат при перевозке отдельных грузов. 

Правительством  Российской  Федерации  в  2009  году  были  приняты  решения  по  возмещению  потерь 

доходов ОАО "РЖД": 

«О  перевозках  открытым  акционерным  обществом  «Российские  железные  дороги»  новых  легковых 

224 

автомобилей,  произведенных  на  территории  Российской  Федерации,  на  железнодорожные  станции, 
расположенные на территории Дальневосточного федерального округа»  от 4 марта 2009 года  №194; 

«Об утверждении правил предоставления в 2009 году субсидий  из федерального бюджета открытому 

акционерному  обществу  «Российские  железные  дороги»  на  компенсацию  потерь  в  доходах,  связанных  с 
установлением  исключительных тарифов  на  перевозку  нефелинового  концентрата  и  внесении  изменений  в 
постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 № 194» от 29 октября 2009 года    № 
861». 

Действие данных постановлений продлено на 2010 год. 

Межотраслевое  субсидирование  должно  постепенно  сокращаться  с  последующим  осуществлением 

перехода  к  государственной  поддержке  конкретных  отраслей  промышленности,  предприятий  - 
производителей продукции за счет адресных целевых дотаций из государственного бюджета. 

 

Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном и международном (кроме 

транзитных) сообщениях. 

Правила  применения  тарифов  за  перевозку  по  российским  железным  дорогам  грузов  во 

внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзита)  сообщениях  определены    Тарифным 
руководством  №1  (Прейскурант  №10-01)  «Тарифы  на  перевозки  грузов  и  услуги  инфраструктуры, 
выполняемые  российскими  железными  дорогами»,  утвержденным  постановлением  Федеральной 
энергетической  комиссии  Российской  Федерации  от  17  июня  2003  г.  №47-т/5  и  зарегистрированным 
Минюстом России 9 июля 2003 г. (регистрационный № 4882).  

Тариф ОАО «РЖД» включает 3 группы (части) затрат: 

•  инфраструктурную составляющую; 

•  локомотивную составляющую; 

•  вагонную составляющую. 

 

Все перевозимые по железной дороге грузы, в соответствии с Прейскурантом №10-01, делятся на три 

класса по принципу применения величины тарифной ставки: 

•  1-й тарифный класс (низкая, социальная ставка). К первому тарифному классу относятся каменный 

уголь,  кокс,  бокситы,  стройматериалы,  руды  металлов  и  их  концентраты,  лесоматериалы  и  некоторые 
другие  товары.  К  товарам,  относящимся  к  первому  тарифному  классу,  применяется  самая  низкая, 
дотационная тарифная ставка, стимулирующая их транспортировку по железной дороге. 

•  2-й  тарифный  класс  (средняя  базовая  ставка).  Ко  второму  тарифному  классу  относятся  сырая 

нефть, мазут, минеральные удобрения, кирпич, сельскохозяйственная продукция, животные и т.д. 

•  3-й  тарифный  класс  (высокая  ставка).  В  третий  тарифный  класс  сгруппированы  нефтепродукты, 

черные и цветные металлы и изделия из них, товары народного потребления и др. 

 

Внутри  каждого  из  классов  существует  большая  дифференциация  по  уровню  тарифных  ставок, 

зависящая от конъюнктуры цен на внутреннем и мировом рынке, общего состояния отрасли и ее социальной 
значимости.  На  перевозки  части  грузов  по  определенным  направлениям  ФСТ  России  устанавливаются 
пониженные исключительные тарифы. 

Полную  величину  тарифа,  включающую  все  элементы,  уплачивают  только  клиенты-

грузоотправители,  использующие  подвижной  состав  ОАО  «РЖД».  Компании-операторы  в  случае 
использования собственного подвижного состава платят ОАО «РЖД» инфраструктурную и локомотивную 
составляющие тарифа, а также плату за возврат порожних вагонов. Инфраструктурная и локомотивная 
составляющие тарифа зависят от массы перевозимого груза, расстояния перевозки, тарифного класса и рода 
груза, вагонная – от типа подвижного состава и расстояния перевозки. Общая стоимость перевозки зависит 
также от ряда дополнительных условий – срочности, дополнительных услуг и пр.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..