ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2009 год - часть 38

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2009 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     36      37      38      39     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2009 год - часть 38

 

 

 

 

154 

124. 

полное фирменное наименование: общество с ограниченной ответственностью  «Блэк 

Си Феррис Лимитед» 

сокращенное фирменное наименование: ООО «Блэк Си Феррис Лимитед» 
место нахождения: Мальта, VLT 1455, Валетта, Олд Бейкери Стрит, 192 
доля участия эмитента в уставном капитале общества: 51% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 51% 
доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ООО «Блэк Си Феррис Лимитед» 

описание основного вида деятельности общества: осуществление паромного сообщения  
описание  значения  такого  общества  для  деятельности  эмитента:  деятельность  общества  не 

влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  
1.  фамилия, имя и отчество: Юсупов Валерий Адгамович 
 
год рождения: 1959 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2.  фамилия, имя и отчество: Хримян Арарат Варданович 
 
год рождения: 1951 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3.  фамилия, имя и отчество: Каменобродский Алексей Анатольевич 
 
год рождения: 1975 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4.  фамилия, имя и отчество: Хоким С. Мачанов 
 
год рождения: 1961 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5.  фамилия, имя и отчество: Мумиджан Н. Азимов 
 
год рождения: 1960 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  -  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества- отсутствует 
 

 

125. 

полное 

фирменное 

наименование: 

открытое 

акционерное 

общество 

«Зарубежстройтехнология» 

сокращенное фирменное наименование: ОАО «Зарубежстройтехнология» 
место нахождения: Россия, 129010, г. Москва, ул. Каланчевская, 22 
доля участия эмитента в уставном капитале общества: 80% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 80% 

 

 

155 

доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ОАО «Зарубежстройтехнология» 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  осуществление  внешнеэкономической 

деятельности в сфере строительства и железнодорожного транспорта  

описание  значения  такого  общества  для  деятельности  эмитента:  деятельность  общества  не 

влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  
1.фамилия, имя и отчество: Байдаков Михаил Юрьевич  
год рождения: 1959 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2.фамилия, имя и отчество: Сапожников Сергей Алексеевич   
год рождения: сведения отсутствуют 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3.фамилия, имя и отчество: Давыдов Алексей Юрьевич 
год рождения: 1971 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4.фамилия, имя и отчество: Воронин Кирилл Борисович  
год рождения: 1969 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5.фамилия, имя и отчество: Николссон Юрий Николаевич 
год рождения: 1960 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Николссон Юрий Николаевич          
год рождения: 1960 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 

126.  полное фирменное наименование: The Breakers Investments 

сокращенное фирменное наименование: The Breakers Investments 

место нахождения:  

доля участия эмитента в уставном капитале общества: 25% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 25% 
доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания признания общества дочерним по отношению к эмитенту:  
описание основного вида деятельности общества: cведения отсутствуют 
описание значения такого общества для деятельности эмитента: cведения отсутствуют 
персональный состав совета директоров общества: cведения отсутствуют 
персональный состав коллегиального исполнительного органа общества: cведения отсутствуют 
лицо,  осуществляющее  функции  единоличного  исполнительного  органа  общества:  cведения 

отсутствуют 

 

 

 

 

156 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по 
приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения 
основных средств эмитента 

3.6.1. Основные средства  

Информация  о  первоначальной  (восстановительной)  стоимости  основных  средств  и 

сумме начисленной амортизации за II квартал 2009 на дату  окончания.  

 

Наименование группы объектов 

основных средств 

По состоянию на 30.06.2009 

Первоначальная 

(восстановительная) стоимость, 

тыс. руб. 

Сумма начисленной 

амортизации, тыс. руб. 

Здания 

386 241 779 

54 908 713 

Сооружения - всего 

2181936770 

485 279 880 

Машины и оборудование 

474263537 

210 996 752 

Транспортные средства 

584392524 

217 400 937 

Инвентарь производственный, 
другие виды основных средств 

12344970 

4 834 680  

Всего основных средств 

3639179581 

973 420 962 

 

Сведения  о  способах  начисления  амортизационных  отчислений  по  группам  объектов 

основных средств:  

Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных 

отчислений в течение срока их полезного использования. 

Эмитент  применяет  линейный  способ  амортизации  основных  средств.  Амортизация  по 

каждому  инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется  ежемесячно 
путем  применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока  полезного 
использования объекта. 

Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их 

принятии  к  бухгалтерскому учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических  документов, 
либо  на  основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его  филиалах  и  их 
структурных подразделениях в соответствии с внутренними документами эмитента. 

Сроки полезного использования принимаемых к бухгалтерскому учету объектов основных 

средств, внесенных в уставный капитал эмитента, а также вновь вводимых в эксплуатацию в 
эмитенте,  определяются  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации  от  1  января  2002  года  N  1  "О  классификации  основных  средств,  включаемых  в 
амортизационные группы". 

Определение  срока  полезного  использования  объектов  основных  средств  производится 

исходя  из  ожидаемого  физического  износа,  зависящего  от  режима  эксплуатации  (количества 
смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. 

Результаты последней переоценки основных средств: 

дата проведения переоценки: 01 января 2008  

 

Группы основных средств 

До переоценки, тыс. рублей 

После переоценки, тыс. 

рублей 

первоначальная  остаточная  первоначальная  остаточная 

Здания 

335 897 177 

299 588 833 

388 167 813 

345 890 545 

Сооружения и передаточные 
устройства 

1 785 607 566 

1 472 743 449 

2 049 968 961 

1 689 485 284 

Машины и оборудование 

350 698 603 

216 324 442 

382 053 454 

235 447 121 

 

 

157 

Транспортные средства 

433 976 973 

278 845 571 

462 385 535  

296 465 032 

Производственный и 
хозяйственный инвентарь 
и другие виды основных средств 

11 097 758 

7 648 716 

11 097 799 

7 648 752 

Итого 

2 917 278 077 

2 275 151 011 

3 293 673 292 

2 574 936 734 

В процессе оценки основных средств используются следующие методы: 

-метод удельных стоимостных показателей 

- метод рыночного сравнения 

- индексный метод 

Планы  по  приобретению  или  замене  основных  средств  связаны  с  реализацией 

инвестиционной  среднесрочной  программы.  Цель  программы  –  достижение  целей  и  решение 
задач  Программы  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте,  определяющей 
целевые приоритеты отрасли: 

продолжение массового обновления подвижного состава и оборудования путем закупок 

новых  локомотивов  и  вагонов,    а  также  расширения  работ  по  модернизации  устаревающего 
подвижного состава; 

обновление      и    модернизация  инфраструктуры  на  наиболее  напряженных  участках, 

подходах к крупным транспортным узлам и портам; 

развитие  автоматизированных  системы  управления  перевозочным  процессом  и 

безопасностью перевозок; 

развитие на территории России международных транспортных коридоров. 

Сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств  эмитента:  основные  средства, 

находящихся в обременении по состоянию на дату утверждения настоящего проспекта ценных 
бумаг, отсутствуют.
 

 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

 

Наименование показателя

 

Значение показателя  II кв. 

2009 г.

 

Выручка, руб. 

483 130 772 

Валовая прибыль, руб. 

8 690 801 

Чистая прибыль, руб. 

Непокрытый убыток, руб. 

13 745 455 

Рентабельность собственного капитала, %. 

Рентабельность активов, %. 

Коэффициент чистой прибыльности, % 

Рентабельность продукции (продаж), %. 

1,79 

Оборачиваемость капитала 

0,15 

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, руб. 

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса 

 
 

По итогам каждого завершенного финансового года с момента существования эмитента 

по  2008г.  эмитентом  была  получена  прибыль,  при  этом  до  III  кв  2008  года  наблюдалась 
положительная динамика показателей экономической эффективности эмитента. 

 

 

158 

По  результатам  II  квартала  2009г.  выручка  эмитента  сократилась  по  сравнению  с 

аналогичным  периодом  предыдущего  года  на  8,7%.  Уменьшение  настоящего  показателя 
связано с сокращение объемов грузовых перевозок. 

 
 

 
4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

 

Показатель 

Значение показателя  

за II кв. 2009г. 

Собственные оборотные средства, руб. 

-307 464 278 

Индекс постоянного актива 

1,1 

Коэффициент текущей ликвидности 

0,75 

Коэффициент быстрой ликвидности 

0,42 

Коэффициент автономии собственных средств 

0,84 

 
 

4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

4.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

 

Показатель 

 

Значение показателя за II кв. 2009г. 

Размер уставного капитала, тыс. руб. 

1 583 197 819 

Общая стоимость акций эмитента, выкупленных 
эмитентом для последующей перепродажи, тыс. руб. 

Размер добавочного капитала эмитента, тыс. руб. 

1 190 990 900 

Размер резервного капитала эмитента, формируемого 
за счет чистой прибыли эмитента, тыс. руб. 

7 433 979 

Размер нераспределенной чистой прибыли, тыс. руб.  

150 585 649 

Размер средств целевого финансирования, тыс. руб. 

Общая стоимость капитала эмитента, тыс. руб. 

2 932 208 347 

 

По состоянию на 30 июня 2009 года структура и размер оборотных средств в 

соответствии с бухгалтерской отчетностью эмитента

 

Оборотные средства 

Сумма, тыс. руб. 

Доля, % 

Запасы 

88 461 225 

36,79 

НДС 

7 174 413 

2,98 

Долгосрочная дебиторская задолженность 

23 818 966 

9,90 

Краткосрочная дебиторская задолженность 

82 553 718 

34,33 

Краткосрочные финансовые вложения 

13 023 909 

5,41 

Денежные средства 

14 823 198 

6,16 

Прочие оборотные активы 

10 554 770 

4,39 

Итого: 

240 410 199 

100% 

 

 

4.3.2.

 

Финансовые вложения эмитента 

Перечень  финансовых  вложений  эмитента,  которые  составляют  10  и  более  процентов 

всех его финансовых вложений на дату окончания I квартала 2009 года: 
 
Вложения в ценные бумаги. 
 

 

 

159 

вид ценных бумаг: акции 
полное фирменное наименование эмитента: открытое акционерное общество «Первая 

грузовая компания» 

сокращенное фирменное наименования эмитента: ОАО «ПГК» 
Дата государственной регистрации выпуска 4.10.2007 
Государственный регистрационный номер выпуска 1-01-55320-Е 
Орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска Федеральная служба по 

финансовым рынкам 

количество  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:  85  652  434  154 

(восемьдесят  пять  миллиардов шестьсот  пятьдесят  два  миллиона  четыреста тридцать 
четыре тысячи сто пятьдесят четыре) штуки.  

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» является дочерним 

обществом эмитента. 

общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 

85 652 434 тысячи рублей 

общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 

85 652 434 тысячи рублей  

 

1.  размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО «Первая грузовая компания» не 

размещало привилегированных акций  

размер  объявленных  (начисленных)  дивидендов  по  акциям  эмитента  в  расчете  на  одну 
акцию:  0,0009714575 руб. 

размер  объявленных  (начисленных)  дивидендов  по  акциям  эмитента  в  совокупности  по 

всем акциям одной категории за 2007 год: 83 208 тыс. руб. 

наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате 

дивидендов по акциям эмитента: общее собрание акционеров 

дата  проведения  собрания  органа  управления  эмитента,  на  котором  принято  решение  о 

выплате (объявлении) дивидендов: 21.10.2008 

дата  составления  и  номер  протокола  собрания  органа  управления  эмитента,  на  котором 

принято  решение  о  выплате  (объявлении)  дивидендов:  Протокол  от  21.10.2008  №4, 
внеочередное общее собрание акционеров ОАО «ПГК» 

срок, отведенный  для  выплаты  объявленных  дивидендов  по акциям  эмитента:  в течение 

60 дней с даты принятия решения о выплате дивидендов 

форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды 

выплачиваются в денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 

отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные 

дивиденды по акциям эмитента: 2007 год 

общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) 

по каждому отчетному периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 
83 208 тыс. руб. 

 

 

2.  размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО «Первая грузовая компания» не 

размещало привилегированных акций  

размер  объявленных  (начисленных)  дивидендов  по  акциям  эмитента  в  расчете  на  одну 

акцию:  0,0082455707 руб 

размер  объявленных  (начисленных)  дивидендов  по  акциям  эмитента  в  совокупности  по 

всем акциям одной категории за 9 месяцев 2008 года: 706 253 тыс. руб. 

наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате 

дивидендов по акциям эмитента: общее собрание акционеров 

 

 

160 

дата  проведения  собрания  органа  управления  эмитента,  на  котором  принято  решение  о 

выплате (объявлении) дивидендов: 15.12.2008, 13.02.2009. 

дата  составления  и  номер  протокола  собрания  органа  управления  эмитента,  на  котором 

принято  решение  о  выплате  (объявлении)  дивидендов:  Протокол  от  15.12.2008  №5,  Протокол 
от 13.02.2009 №6, внеочередное общее собрание акционеров ОАО «ПГК» 

срок, отведенный  для  выплаты  объявленных  дивидендов  по акциям  эмитента:  в течение 

60 дней с даты принятия решения о выплате дивидендов 

форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды 

выплачиваются в денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 

отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные 

дивиденды по акциям эмитента: 9 месяцев 2008 года 

общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) 

по каждому отчетному периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 
дивиденды акционеру не выплачены. 

 
Величина  потенциальных  убытков,  связанных  с  банкротством  организаций 

(предприятий),  в  которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру 
произведенных финансовых вложений. 

Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со 

стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации. 

Средств  эмитента,  размещенных  на  депозитных  или  иных  счетах  в  банках  и  иных 

кредитных организациях, лицензии которых были приостановлены либо отозваны, а также в 
отношении которых было принято решение о реорганизации, ликвидации таких кредитных 
организаций, о начале процедуры банкротства, не имеется.

 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента 

 

Наименование группы объектов 

нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

Сумма начисленной 

амортизации, руб. 

по состоянию на 30. 06.2009 

по состоянию на 30. 06.2009 

Объекты интеллектуальной собственности 
(исключительные права на результат 
интеллектуальной собственности 

4 791 221,7 

1 745 011  

В том числе: 

- у патентообладателя на изобретение, 

промышленный образец, полезную 
модель  

253 440,5 

 

- у правообладателя на программы ЭВМ, 
базы данных 

4 449 417,4 

 

- у владельца на товарный знак и знак 
обслуживания, наименования места 
происхождения товаров 

6 018,1 

 

прочие 

82 345,6 

 

 
 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Стратегическая  программа  развития  ОАО  «РЖД»  до  2010  года  предусматривает 

ускоренное  внедрение  достижений  науки  и  техники.  В  этих  целях  эмитентом  проводится 
реформа  научно-технического  комплекса  ОАО  «РЖД».  Реализации  реформы  позволит 
обеспечить  железнодорожный  транспорт  новыми  высокоэффективными  технологиями  и 

 

 

161 

конкурентной  продукцией  российских  предприятий  за  счет  концентрации  усилий  на 
следующих приоритетных направлениях:  

 

управляющие информационные системы и новые технологии; 

 

новые технические средства; 

 

совершенствование финансовой, экономической и маркетинговой работы; 

 

безопасность движения; 

 

социальная защищенность. 

Финансовое  обеспечение  реформы  предусматривает  концентрацию  финансовых 

ресурсов на эффективных инновационных проектах. 

Важнейшим  направлением  инновационного  развития  Эмитента,  увеличивающим  ее 

капитализацию,  будет  эффективное,  соответствующее  мировым  стандартам,  управление 
интеллектуальной собственностью. 

В  целях  повышения  качества  планирования  и  выполнения  работ,  персональной 

ответственности  за  конечный  результат,  исключения  дублирования  тематики  будет 
осуществлен  переход  к  планированию  и  управлению  полным  циклом  научно-
исследовательских и опытно-внедренческих работ – от идеи до промышленного внедрения. 

Научные  разработки  будут  сопровождаться  метрологическим  и  сертификационным 

обеспечением, в том числе, по международным стандартам. 

В II  квартале 2009 г. величина  нематериальных активов ОАО «РЖД» увеличилась  на 

0,7% и составила на конец отчетного периода  3 046 211тыс. рублей. По итогам II квартала 
2009  года  расходы  эмитента  на  научно-исследовательские,  опытно-конструкторские  и 
технологические работы составили 301 760  тыс. рублей. 

 

Во    II  кв.  2009  года  эмитентом  подано  36  заявок  на  выдачу  патента  на  изобретения 

(ИЗ),  60  заявок  на  выдачу  патента  на  полезную  модель  (ПМ),  2  заявки  на  регистрацию 
технического задания (ТЗ) , 14 заявлений на регистрацию программы ЭВМ (ПЭВМ) , а также 
получен 81 охранный документ по ранее поданным заявкам. 

 

Название технического 

решения, технологии, 

программного 

комплекса, базы 

данных,   

 

Объект 

ОИС-

ИЗ,ПМ, 

ПО, 

ПЭВМ, 

БД  

 Номер 

патента  

 Свидетельство  

 

Приоритет  

 Год 

получения 

ох. 

Документа  

 

Квартал  

Способ ремонта кузова 
вагона 

ИЗ 

2357881 

  

08.04.2008 

2009 

Способ регулирования 
электрической передачи 
тепловоза в режиме 
торможения  

ИЗ 

2350487 

  

28.11.2007 

2009 

Устройство для 
нанесения смазки и 
модификатора трения 
на рельсы   

ИЗ 

2348557 

  

14.11.2007 

2009 

Система спутниковой 
технологической 
поездной радиосвязи 

ИЗ 

2356166 

  

19.05.2008 

2009 

Станция  испытания  
электрических машин  

ИЗ 

2354984 

  

16.10.2007 

2009 

 

 

162 

Способ управления и 
обеспечения 
безопасности движения 
тягового подвижного 
состава и единая 
комплексная 
система(ЕКС) для его 
осуществления 

ИЗ 

2355596 

  

23.10.2007 

2009 

Устройство для 
контроля параметров 
каналов радиосвязи 

ИЗ 

2353061 

  

06.07.2007 

2009 

Узел сопряжения 
обвязки рамы и боковой 
или торцевой панели 
кузова полувагона из 
алюминиевых сплавов 

ИЗ 

2357884 

  

06.07.2007 

2009 

Система мониторинга 
технологической 
радиосвязи 

ИЗ 

2353059 

  

06.07.2007 

2009 

Двухсекционный 
газотурбовоз 

ИЗ 

2352484 

  

08.06.2007 

2009 

Газотурбинная 
установка 

ИЗ 

2353787 

  

06.09.2007 

2009 

Блок 
комплексированной 
защиты стрелочного 
перевода (БКЗС)    

ИЗ 

2352488 

  

04.04.2007 

2009 

Электронный пульт 

ПМ 

83757 

  

26.12.2008 

2009 

Шпала железобетонная 
для кривых участков 
пути радиусом менее 
350 мм и переходных 
участков 

ПМ 

82709 

  

18.12.2008 

2009 

Устройство загрузки 
для удержания деталей, 
подлежащих обработке 

ПМ 

82817 

  

18.12.2008 

2009 

Устройство для ремонта 
поглощающих 
аппаратов 
железнодорожных 
вагонов 

ПМ 

82647 

  

18.12.2008 

2009 

Устройство для 
прозвонки проводов 
многожильных кабелей 

ПМ 

83851 

  

18.12.2008 

2009 

Устройство для 
перевозки 
длинномерных грузов 

ПМ 

83736 

  

03.02.2009 

2009 

Устройство для отвода 
выхлопных газов при 
испытании дизелей 

ПМ 

81802 

  

14.08.2008 

2009 

Устройство для 
крепления антенны 
спутниковой связи 

ПМ 

83751 

  

03.02.2009 

2009 

Устройство для 
контроля 
работоспособности 

ПМ 

82449 

  

18.12.2008 

2009 

 

 

163 

гребнесмазывателя 
локомотивных 
колесных пар 
Устройство для 
измерения параметров 
поглощающих 
аппаратов 
железнодорожных 
вагонов 

ПМ 

82839 

  

18.12.2008 

2009 

Устройство для 
замыкания или 
размыкания контактов 

ПМ 

82943 

  

18.12.2008 

2009 

Комплекс весового 
контроля и сохранности 
грузов в вагонах 

ПМ 

83838 

  

13.02.2009 

2009 

Установка для 
регулирования 
давления котла 
цистерны 

ПМ 

83847 

  

03.02.2009 

2009 

Установка для 
испытаний тормозов 
пассажирского вагона 

ПМ 

83752 

  

03.02.2009 

2009 

Упругий элемент 
муфты 

ПМ 

81779 

  

14.08.2008 

2009 

Съемная секция для 
перемещения круглых 
лесоматериалов 

ПМ 

82651 

  

05.08.2008 

2009 

Сцепное устройство 

ПМ 

83732 

  

03.02.2009 

2009 

Стенд для контроля 
параметров тележек 
грузовых вагонов 

ПМ 

83842 

  

03.02.2009 

2009 

Стенд для контроля 
параметров тележек 
грузовых вагонов 

ПМ 

83834 

  

03.02.2009 

2009 

Система управления 
тепловым двигателем 
транспортного средства 

ПМ 

82964 

  

18.12.2008 

2009 

Система регистрации 
пути локомотивов 

ПМ 

82666 

  

18.12.2008 

2009 

Система контроля 
соблюдения 
технологической 
дисциплины при 
осмотре и ремонте 
железнодорожных 
вагонов на пункте 
технического 
обслуживания (замена 
Устройство 
определения 
местоположения 
осмотрщиков 
железнодорожных 
вагонов)  

ПМ 

83852 

  

26.12.2008 

2009 

Комплекс для контроля 
загрузки и сохранности 

ПМ 

83753 

  

13.02.2009 

2009 

 

 

164 

грузов в вагонах 

Система диагностики 
колесной пары на базе 
полной дефектоскопии 
с применением 
бесконтактных методов 
неразрушающего 
контроля 

ПМ 

82857 

  

18.12.2008 

2009 

Система диагностики 
колес и осей колесных 
пар вагонов методом 
многоракурсной 
акустической 
голографии 

ПМ 

82664 

  

17.04.2008 

2009 

Светотехническое 
устройство 

ПМ 

83227 

  

26.12.2008 

2009 

Саморазгружающийся 
бункерный открытый 
грузовой вагон 

ПМ 

83747 

  

03.02.2009 

2009 

Редукционный клапан 

ПМ 

83115 

  

21.11.2008 

2009 

Пульт контроля 
электронных 
регуляторов 
напряжения 

ПМ 

82866 

  

18.12.2008 

2009 

Прибор визуального 
выявления скрытых 
дефектов  

ПМ 

83336 

  

26.12.2008 

2009 

Пресс для правки люков 
полувагонов и 
платформ 

ПМ 

83719 

  

03.02.2009 

2009 

Постовая система 
контроля буксового 
узла грузового вагона в 
движении 

ПМ 

82663 

  

18.12.2008 

2009 

Подъемная тележка для 
монтажа, демонтажа и 
перевозки 
оборудования 
железодорожных 
вагонов 

ПМ 

83230 

  

18.12.2008 

2009 

Подрельсовая 
нашпальная прокладка-
амортизатор 

ПМ 

81734 

  

21.11.2008 

2009 

Подкладка 

ПМ 

81733 

  

25.04.2008 

2009 

Насадка-удлинитель к 
электродуговой горелке 

ПМ 

83722 

  

13.02.2009 

2009 

Открытый грузовой 
вагон 

ПМ 

83734 

  

03.02.2009 

2009 

Насосная установка для 
смазки 

ПМ 

82794 

  

18.12.2008 

2009 

Контейнер улучшенной 
конструкции 

ПМ 

81709 

  

18.06.2008 

2009 

Контейнер для 
перевозки 
скоропортящихся 

ПМ 

83126 

  

21.11.2008 

2009 

 

 

165 

грузов 
Кондуктор для сварки 
металлических листов 

ПМ 

82617 

  

18.12.2008 

2009 

Комплекс 
телемедицины 

ПМ 

83741 

  

03.02.2009 

2009 

Комплекс по погрузке – 
выгрузке грузов  

ПМ 

83063 

  

21.11.2008 

2009 

Комплекс по погрузке – 
выгрузке грузов  

ПМ 

82689 

  

21.11.2008 

2009 

Платформа с 
приспособлением для 
проверки крепления 
контейнеров 

ПМ 

83744 

  

13.02.2009 

2009 

Комплекс для 
испытаний тормозов 
грузового вагона 

ПМ 

83739 

  

03.02.2009 

2009 

Комплекс для 
испытаний тормозной 
системы пассажирского 
состава 

ПМ 

83843 

  

03.02.2009 

2009 

Комплекс для 
автоматизированного 
контроля запорно-
пломбировочных 
устройств с 
электронной пломбой 

ПМ 

81826 

  

21.11.2008 

2009 

Колодка тормозная 
композиционная для 
вагонов железнодорож. 
подвижного состава с 
скребковыми вставками 

ПМ 

82660 

  

21.11.2008 

2009 

Изоляция якорной 
обмотки локомотивного 
тягового 
электродвигателя 
постоянного тока 

ПМ 

83881 

  

26.12.2008 

2009 

Измерительно-
аналитический 
комплекс "Система 
технического зрения" 
для контроля процесса 
токосъѐма 

ПМ 

83839 

  

18.12.2008 

2009 

Защитное устройство 
предохранительно-
впускного клапана 
цистерны 

ПМ 

83746 

  

03.02.2009 

2009 

Запорное устройство 
двери грузового вагона 
повышенной 
надѐжности 

ПМ 

83750 

  

03.02.2009 

2009 

Запорное устройство 
двери грузового вагона 

ПМ 

83791 

  

03.02.2009 

2009 

Жесткая контактная 
подвеска постоянного 
тока 

ПМ 

83034 

  

21.11.2008 

2009 

Железнодорожная 

ПМ 

83743 

  

03.02.2009 

2009 

 

 

166 

платформа 
Железнодорожная 
платформа 

ПМ 

83748 

  

03.02.2009 

2009 

Двухсекционный 
магистральный 
тепловоз 

ПМ 

82649 

  

26.12.2008 

2009 

Двигатель 
вспомогательного 
компрессора 

ПМ 

81857 

  

21.11.2008 

2009 

Грузовой вагон 

ПМ 

83733 

  

03.02.2009 

2009 

Горелка-держатель 

ПМ 

82818 

  

18.12.2008 

2009 

Вагон-бар 

ПМ 

83740 

  

03.02.2009 

2009 

Вагон 
железнодорожный 
служебный 

ПМ 

83742 

  

03.02.2009 

2009 

Вагон 
железнодорожный с 
дизель-генераторными 
агрегатами 

ПМ 

83749 

  

03.02.2009 

2009 

Вагон для перевозки 
скоропортящихся и 
продовольственных 
грузов 

ПМ 

82652 

  

21.11.2008 

2009 

Вагон для перевозки 
контейнеров 

ПМ 

83745 

  

03.02.2009 

2009 

Блок хвостового вагона 
устройства для 
контроля и управления 
тормозной магистралью 
поезда  

ПМ 

83223 

  

26.12.2008 

2009 

Автоматизированный 
комплекс выходного 
контроля тележек 
грузовых вагонов при 
плановых видах 
ремонта 

ПМ 

83754 

  

26.12.2008 

2009 

Сапсан (словесное 
обозначение) 

ТЗ 

  

378272 

08.02.2008 

2009 

 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

В  транспортной  системе  России  железнодорожный  транспорт  занимает  ведущее 

место. На долю приходиться свыше 80% грузооборота (без трубопроводного транспорта) и 
почти 40% пассажирооборота.  

Результаты 

проведенных 

этапов 

реформы 

железнодорожного 

транспорта 

свидетельствуют  о  положительных  итогах  реформирования  для  экономики  страны.  В 
рамках  реализации  реформы  проведены  мероприятия  по  реструктуризации  предприятий, 
осуществляющих  ремонт  и  производство  железнодорожной  техники,  приняты  решения  о 
создании  дочерних  обществ  по  производству  средств  железнодорожной  автоматики  и 
телемеханики, производству и ремонту путевой техники, производству материалов верхнего 
строения  пути,  производства  и  ремонта  пассажирских  вагонов,  реструктурирован 
строительный комплекс ОАО «РЖД». За 5 лет создано 57 дочерних обществ в числе которых 
такие  крупные  предприятия  как:  «Первая  грузовая  компания»,  «ТрансКонтейнер», 
«Рефсервис», и др. 

Динамика грузооборота железнодорожного транспорта в последние годы  отражает 

поступательный  рост.  Темпы  роста  грузооборота  ж/д  транспорта  превосходят  темпы 

 

 

167 

роста  грузооборота  транспорта  в  целом,  все  это  способствует  увеличению  доли 
железнодорожного транспорта в совокупном грузообороте.  

В  структуре  перевозимых  по  железным  дорогам  грузов  традиционно  преобладают 

каменный уголь, нефть/нефтепродукты, строительные грузы, руда и продукция металлургии. 
При  этом  сохраняется  сезонность  предъявления  грузов  к  перевозке,  однако  степень 
неравномерности постепенно снижалась.  

ОАО «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров в дальнем следовании фирменными 

(с повышенным уровнем комфорта), пассажирскими (социально-значимыми) и скоростными 
поездами. 
 

В  секторе  пассажирских  перевозок  наблюдается  снижение  пассажирооборота 

железнодорожного  транспорта  пригородного  сообщения.  Это  прежде  всего  связано  с 
изменением  порядка  предоставления  права  на  бесплатный  проезд  в  пригородном  сообщении 
льготных категорий пассажиров. 

 В то же время, пассажирооборот в дальнем следовании имеет тенденцию к росту.  В 

секторе  международных  перевозок  ОАО  «РЖД»  осуществляет  перевозку  пассажиров  в  19 
стран Европы и Азии.  

 

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Реформирование железнодорожного транспорта 

Наиболее  значительным  фактором,  оказывающем  влияние  на  деятельность  и 

стратегическое развитие эмитента является реализация Программы структурной реформы 
на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы. 

В  соответствии  с  Планом  мероприятий  по  реализации  Программы  структурной 

реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы разработана и в мае 2007 года 
одобрена  Правительственной  комиссией  по  вопросам  развития  промышленности, 
технологий и транспорта Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг на 
третьем  этапе  реформирования.  Модель  уточняет  логику  и  ход  структурных 
преобразований до 2010 года - в ней определена структура рынка к концу третьего этапа, его 
основные  участники,  основы  их  взаимодействия  и  принципы  регулирования.  Создание 
дочерних  обществ  позволяет  для  каждой  сферы  деятельности  сформировать  собственную 
четкую  стратегию  развития,  повысить  требования  к  эффективности,  создать  новую 
систему  мотивации  персонала  и  увеличить  прозрачность  деятельности.  Всего  за  время 
реализации  Программы  структурной  реформы  к  концу  2008  года  создано  55  дочерних  и 
зависимых обществ. 

В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития 

железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. 

 
 

Особенности формирования тарифной политики. 

ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает 
монопольное  положение  на  рынке  предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  Естественно 
монопольная сфера деятельности Компании в области грузовых и пассажирских перевозок в 
соответствии  с  Федеральным  законом  «О  естественных  монополиях»  подлежит 
государственному  регулированию.  Эта  особенность  влияет  на  деятельность  эмитента  и 
результаты его деятельности является государственное регулирование тарифной политики. 

В  настоящее  время  федеральным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным 

осуществлять  регулирование  тарифов  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  во 
внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзитных)  сообщениях,  а  также  на 
регулируемые  пассажирские  перевозки,  является  Федеральная  служба  по  тарифам  (ФСТ 
России).  Ежегодно  на  основании  предложений  по  прогнозу  финансового  плана  и 
инвестиционной программы ОАО «РЖД» ФСТ России готовятся предложения по индексации 
уровней  тарифов  на  грузовые  перевозки  и  дальние  пассажирские  перевозки,  которые 
утверждаются  Правительством  Российской  Федерации.  Тарифы  на  пригородные  перевозки 

 

 

168 

устанавливаются  по  согласованию  с  субъектами  Российской  Федерации.  Государством 
осуществляется  субсидирование  пассажирских  перевозок,  объемов  которого  в  настоящее 
время,  недостаточно  для  покрытия  соответствующих  расходов.  Вследствие  этого 
осуществляемые  ОАО  «РЖД»  пассажирские  перевозки  субсидируются  также  за  счет 
прибыли  Компании  от  грузовых  перевозок  и  иных  видов  деятельности.  Решение  вопроса  о 
перекрестном субсидировании пассажирских перевозок является одной из важнейших задач 
реформирования железнодорожной отрасли. 

Принимаемые  Правительством  России  решения  об  индексации  уровня  тарифов  на 

регулируемые  государством  перевозки  являются  важнейшим  фактором,  оказывающим 
влияние на финансовое состояние ОАО «РЖД. Для развития конкуренции на рынке перевозок 
и  привлечения  инвестиций  на  железнодорожный  транспорт  планируется  осуществлять 
постепенное  дерегулирование  тарифов  на  грузовые  перевозки,  некоторые  тарифы  на 
пассажирские перевозки уже выведены из сферы государственного регулирования.  

 

Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном и 

международном (кроме транзитных) сообщениях. 

Правила применения тарифов за перевозку по российским железным дорогам грузов во 

внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзита)  сообщениях  определены  
Тарифным  руководством  №1  (Прейскурант  №10-01)  «Тарифы  на  перевозки  грузов  и  услуги 
инфраструктуры,  выполняемые  российскими  железными  дорогами»,  утвержденным 
постановлением  Федеральной  энергетической  комиссии  Российской  Федерации  от  17  июня 
2003 г. №47-т/5 и зарегистрированным Минюстом России 9 июля 2003 г. (регистрационный № 
4882).  

Тариф ОАО «РЖД» включает 3 группы (части) затрат: 

 

инфраструктурную составляющую (в среднем около 56%); 

 

локомотивную составляющую (в среднем около 30%); 

 

вагонную составляющую (в среднем около 14%). 

 

Все перевозимые по железной дороге грузы, в соответствии с Прейскурантом №10-01, 

делятся на три класса по принципу применения величины тарифной ставки: 

  1-й  тарифный  класс  (низкая,  социальная  ставка).  К  первому  тарифному  классу 

относятся каменный уголь, кокс, бокситы, стройматериалы, руды металлов и их 
концентраты,  лесоматериалы  и  некоторые  другие  товары.  К  товарам, 
относящимся  к  первому  тарифному  классу,  применяется  самая  низкая, 
дотационная  тарифная  ставка,  стимулирующая  их  транспортировку  по 
железной дороге. 

  2-й  тарифный  класс  (средняя  базовая  ставка).  Ко  второму  тарифному  классу 

относятся 

сырая 

нефть, 

мазут, 

минеральные 

удобрения, 

кирпич, 

сельскохозяйственная продукция, животные и т.д. 

  3-й тарифный класс (высокая ставка).  В третий тарифный  класс  сгруппированы 

нефтепродукты, черные и цветные металлы и изделия из них, товары народного 
потребления и др. 

 
Внутри  каждого  из  классов  существует  большая  дифференциация  по  уровню 

тарифных ставок, зависящая от конъюнктуры цен на внутреннем и мировом рынке, общего 
состояния отрасли и ее социальной значимости. На перевозки части грузов по определенным 
направлениям ФСТ России устанавливаются пониженные исключительные тарифы. 

Полную величину тарифа, включающую все элементы, уплачивают только клиенты-

грузоотправители,  использующие  подвижной  состав  ОАО  «РЖД».  Компании-операторы  в 
случае  использования  собственного  подвижного  состава  платят  ОАО  «РЖД» 
инфраструктурную  и  локомотивную  составляющие  тарифа,  а  также  плату  за  возврат 
порожних  вагонов.  Инфраструктурная  и  локомотивная  составляющие  тарифа  зависят  от 
массы  перевозимого  груза,  расстояния  перевозки,  тарифного  класса  и  рода  груза,  вагонная  – 
от типа подвижного состава и расстояния перевозки. Общая стоимость перевозки зависит 
также от ряда дополнительных условий – срочности, дополнительных услуг и пр.  

Используя  собственный  вагонный  парк,  частные  операторы  (как  и  дочерние 

операторы  ОАО  «РЖД»)  получают  гибкость  в  собственной  тарифной  политике  за  счет 

 

 

169 

варьирования  вагонной  составляющей,  которая  является  для  них  дерегулируемой. 
Дополнительную прибыль приносит эффективное управление логистикой, которое приводит 
к  снижению  порожнего  пробега.  Частные  операторы,  в  отличие  от  ОАО  «РЖД»,  имеют 
возможность выбора наиболее прибыльных грузов и направлений перевозок. ОАО «РЖД» как 
публичный  перевозчик  обязано  принимать  к  транспортировке  все  грузы  независимо  от  их 
доходности.  

ОАО  «РЖД»  может  в  течение  длительного  времени  недополучать  прибыль  от 

перевозок,  так  как  государственное  тарифное  регулирование  не  обладает  достаточным 
уровнем  гибкости.  Общий  уровень  индексации  тарифов  на  грузовые  перевозки  исторически 
уступает общему росту цен в промышленности, что оказывает давление на прибыльность 
Компании  и  ее  инвестиционные  возможности.  В  условиях  падения  объемов  грузовых 
перевозок влияние настоящего фактора в I квартале 2009 года привело к сокращению выручки 
эмитента.  
 

Тарифы на транзитные грузовые перевозки. 

Тарифная 

политика 

железных 

дорог  государств-участников 

Содружества 

Независимых  Государств  на  перевозки  грузов    в  международном  сообщении  (Тарифная 
политика)  согласовывается  ежегодно  на  Тарифной  конференции  железнодорожных 
администраций  –  участниц  Тарифного  соглашения  железнодорожных  администраций 
(железных  дорог)  государств  –  участников  Содружества  Независимых  Государств  и 
Эстонской Республики и  применяется при перевозках грузов: 

 

из  третьих  стран  в  третьи  страны  транзитом    по  железным  дорогам 
государств-участников СНГ; 

 

из/в государств-участников СНГ и Эстонской Республики в/из третьи страны;  

 

между станциями железных дорог государств-участников СНГ.  

 

Ставки 

Тарифной 

политики 

установлены 

на 

базе 

Международного 

железнодорожного  транзитного  тарифа  (МТТ)  и  Единого  транзитного  тарифа 
(ЕТТ)  в  швейцарских  франках,  кроме  ставок  за  перевозки  транзитных  грузов 
маршрутами  в  контейнерах  и  контейнерных  поездах,  установленных  в  долларах 
США.  При  согласовании  тарифной  политики  на  очередной  фрахтовый  год  в 
Тарифную политику вносятся изменения, связанные с: 

 

изменением международных транзитных тарифов МТТ и ЕТТ; 

 

изменением нормативной базы; 

 

изменением уровня тарифов. 

Плата за перевозку грузов из третьих стран в третьи страны из/в Китай, Вьетнам, 

КНДР,  Монголию  определяется  по  правилам  ЕТТ  с  учетом  особенностей  Тарифной 
политики.  Плата  за  перевозку  грузов  из  третьих  стран  в  третьи  страны  в  сообщении  с 
другими  странами  определяется  по  правилам  МТТ  с  учетом  особенностей  Тарифной 
политики. 
 

Тарифы на внутригосударственные пассажирские перевозки 

Тарифная  политика  пассажирских  перевозок  формируется  по  социальному  и 

коммерческому принципам. Формирование социальных тарифов (регулируемых) на перевозки 
в  общих  и  плацкартных  вагонах  осуществляется  на  основании  постановлений  ФСТ  РФ 
(Прейскурант №10-02-16).  

В настоящее время пассажирский тариф делится на две составляющие: 

 

обслуживание пассажира в вагоне (плацкарта); 

 

организация движения (билет). 

 

Планируется, что в течение ближайших лет структура ценообразования изменится 

и будет включать в себя следующие составляющие: 

 

инфраструктурную; 

 

локомотивную; 

 

вокзальную (багажную – при перевозках багажа, грузобагажа); 

 

вагонную (моторвагонную). 
Формирование  коммерческих  (дерегулируемых)  тарифов  на  перевозки  в  вагонах  более 

высокого  класса  (СВ  и  купе)  происходит  на  основании  тарифного  руководства, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     36      37      38      39     ..