19
рентабельности основной деятельности Компании, так как ОАО «РЖД» не имеет возможности
оперативно реагировать на подобные изменения путем изменения тарифов на перевозки.
В целях диверсификации указанных рисков ОАО «РЖД» ведется работа по заключению
долгосрочных контрактов на поставку продукции, имеющей стратегическое значение, создаются
предпосылки для демонополизации поставок отдельных материально-технических ресурсов и
запасных частей. Система закупок продукции и приобретения основных производственных
фондов переведена на конкурсную основу.
С учетом значительного объема используемых трудовых ресурсов существенным риском
является снижение конкурентоспособности на рынке труда и постепенная утеря
квалифицированных кадров, но этот риск в средне- и долгосрочной перспективе оценивается как
незначительный.
Отдельно описываются риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или
услуги эмитента (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), их влияние на деятельность эмитента и
исполнение обязательств по ценным бумагам.
ОАО «РЖД» является естественной монополией в области предоставления услуг
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования России и занимает
монопольное положение на рынке предоставления услуг локомотивной тяги. Тарифы на грузовые
и дальние пассажирские перевозки устанавливаются прейскурантами, которые утверждаются
Правительством Российской Федерации. Тарифы на пригородные перевозки устанавливаются по
согласованию с субъектами Российской Федерации. Ежегодно на основании предложений
уполномоченного органа по регулированию естественных монополий, прогноза финансового плана
и инвестиционной программы ОАО «РЖД» принимается решение об индексации уровней
тарифов на грузовые перевозки и дальние пассажирские перевозки. При этом уровень тарифов на
некоторые пассажирские перевозки (в пригородном сообщении) не позволяет покрывать даже
операционные издержки, связанные с их осуществлением. В результате этого пассажирские
перевозки приносят ОАО «РЖД» убытки, которые покрываются за счет прибылей от грузовых
перевозок и иных видов деятельности.
Принимаемые Правительством России решения об индексации уровня тарифов на
регулируемые государством перевозки оказывают существенное влияние на объем доходов ОАО
«РЖД», рентабельность основной деятельности и способность обслуживать обязательства.
Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения инвестиций на железнодорожный
транспорт планируется осуществлять постепенное дерегулирование тарифов на грузовые
перевозки, некоторые тарифы на пассажирские перевозки уже выведены из сферы
государственного регулирования.
С учетом того, что 100% акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации, есть все
основания предполагать, что при индексации регулируемых государством тарифов будет
обеспечен достаточный уровень рентабельности продаж и инвестированного капитала, а
также учтена необходимость обслуживания Компанией обязательств перед инвесторами.
2.5.2. Социальные риски
С учетом значительного объема используемых трудовых ресурсов существенным риском
является снижение конкурентоспособности на рынке труда и постепенная утеря
квалифицированных кадров, но этот риск в средне- и долгосрочной перспективе оценивается как
незначительный.
Негативное влияние трудовых споров на деятельность ОАО «РЖД» ограничено
существующим запретом на проведение забастовок работниками железнодорожного
транспорта. В целях минимизации споров между ОАО «РЖД» и работниками с участием
профсоюзов заключается Коллективный договор, принимается Отраслевое тарифное
соглашение.
2.5.3. Страновые и региональные риски
Описываются риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране (странах) и
регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет
основную деятельность при условии, что основная деятельность эмитента в такой стране (регионе)
приносит 10 и более процентов доходов за последний завершенный отчетный период,
предшествующий дате утверждения проспекта ценных бумаг.
Российские железные дороги обеспечивают бесперебойность взаимодействия всех отраслей