ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2008 год - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2008 год - часть 9

 

 

 

 

129 

1. председатель совета директоров (наблюдательного совета) 
фамилия, имя и отчество: Толчинский Александр Юрьевич 
год рождения: 1960 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Ильюта Геннадий Павлович 
год рождения: 1948 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

3. фамилия, имя и отчество: Зверев Алексей Валерьевич 
год рождения: 1978 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

4. фамилия, имя и отчество: Филин Александр Евгеньевич 
год рождения: 1978 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5. фамилия, имя и отчество: Филиппова Юлия Алексеевна 
год рождения: 1979 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  

фамилия, имя и отчество: Терешин Андрей Владимирович 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

104. 

полное  фирменное  наименование:  открытое  акционерное  общество  «Алатырский 

механический завод» 

сокращенное фирменное наименование: ОАО «АМЗ» 

место нахождения: Россия, 429820, республика Чувашия, г. Алатырь, Больничный пер., 

14 

доля участия эмитента в уставном капитале общества: 99,99% 

доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 99,99% 

доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 

доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0% 

основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 
преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ОАО «АМЗ»
 

персональный состав совета директоров общества:  

персональный состав совета директоров: 

1. председатель совета директоров (наблюдательного совета) 
фамилия, имя и отчество: Моргунов Сергей Дмитриевич 
год рождения: 1960 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Геркусов Александр Алексеевич 
год рождения: 1978 

 

 

130 

доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3. фамилия, имя и отчество: Грядунова Марина Юрьевна 
год рождения: 1953 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

4. фамилия, имя и отчество: Савицкий Юрий Георгиевич 
год рождения: 1968 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5. фамилия, имя и отчество: Золотов Вадим Александрович 
год рождения: 1978  
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Вялов Валерий Николаевич 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 

доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0%

 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по 
приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах 
обременения основных средств эмитента 

3.6.1. Основные средства  

Информация  о  первоначальной  (восстановительной)  стоимости  основных  средств  и 

сумме начисленной амортизации за 1 квартал 2008 года на дату его окончания.  

 

Наименование группы 

объектов основных 

средств 

По состоянию на 31.12.2007 

По состоянию на 30.03.2008 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

руб. 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

руб. 

Здания 

335 897 177,2 

8 574 705, 704 

389 294 809,763 

2595 624,401 

Сооружения –всего 

1 785 607 566,204 

73 672 166, 808 

2 053 859 331, 816 

21 514 530,785 

Машины и 
оборудование 

350 698 603, 117 

37 416 060, 

703 

394 427 603, 545 

11 316 449, 

395 

Транспортные 
средства 

433 976 972, 768 

38 443 608, 

447 

476 787 193, 947 

9 332 519, 24 

Инвентарь 
производственный, 
другие виды 
основных средств 

11 097 757, 641 

1 060 639, 520 

11 148 845, 701 

273 518, 356 

Всего основных 
средств 

2917 278 07,7 

159 167 181, 18 

3 325 517 784, 775 

45 032 642, 180 

 

Сведения о способах начисления амортизационных отчислений по группам объектов основных 

средств:  

 

 

131 

Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных 

отчислений в течение срока их полезного использования. 

Эмитент применяет линейный способ амортизации основных средств. Амортизация по 

каждому  инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется  ежемесячно 
путем  применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока  полезного 
использования объекта. 

Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их 

принятии к бухгалтерскому учету на основе паспорта объекта, иных технических документов, 
либо  на  основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его  филиалах  и  их 
структурных подразделениях в соответствии с внутренними документами эмитента. 

Сроки  полезного  использования  принимаемых  к  бухгалтерскому  учету  в  эмитенте 

объектов основных средств, внесенных в уставный капитал эмитента, а также вновь вводимых 
в  эксплуатацию  в  эмитенте,  определяются  в  соответствии с  постановлением Правительства 
Российской  Федерации  от  1  января  2002  года  N  1  "О  классификации  основных  средств, 
включаемых в амортизационные группы". 

Определение  срока  полезного  использования  объектов  основных  средств  производится 

исходя  из  ожидаемого  физического  износа,  зависящего  от  режима  эксплуатации  (количества 
смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. 

Результаты последней переоценки основных средств: 

дата проведения переоценки: 01 января 2007

  

 

Группы основных средств 

До переоценки, тыс. рублей 

После переоценки, тыс. 

рублей

 

первоначальная  остаточная  первоначальная  остаточная 

Здания 

279242498 

255679949 

330965071 

302621494 

Сооружения и передаточные 
устройства 

1515835928 

1309682415 

1732561293 

1492106967 

Машины и оборудование 

273508921 

183060319 

296491418 

198545749 

Транспортные средства 

414298604 

283605827 

431039034 

294880640 

Производственный и 
хозяйственный инвентарь 
и другие виды основных средств 

11285573 

8025933 

11328646 

8046211 

Итого 

2494171524 

2070054443 

2802385462 

22962010061 

способ 

проведения 

переоценки 

основных 

средств: 

по 

рыночной 

стоимости 

соответствующих  основных  средств,  подтвержденной  документами  и  экспертными 
заключениями
 

методика  оценки:  оценка  основных  средств  проводилась  по  рыночной  стоимости 

восстановления  основных  средств  с  применением  трех  подходов  в  оценке  (сравнительного, 
затратного  и  доходного).  Основные  методы,  используемые  при  оценке  –  метод  рыночных 
аналогов и метод на основе показателей восстановительной стоимости.
 

Планы  по  приобретению  или  замене  основных  средств  связаны  с  реализацией 

инвестиционной  среднесрочной  программы.  Цель  программы  –  достижение  целей  и  решение 
задач  Программы  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте,  определяющей 
целевые приоритеты отрасли: 

продолжение массового обновления подвижного состава и оборудования путем закупок 

новых  локомотивов  и  вагонов,    а  также  расширения  работ  по  модернизации  устаревающего 
подвижного состава; 

 

 

132 

обновление      и    модернизация  инфраструктуры  на  наиболее  напряженных  участках, 

подходах к крупным транспортным узлам и портам; 

развитие  автоматизированных  системы  управления  перевозочным  процессом  и 

безопасностью перевозок; 

развитие на территории России международных транспортных коридоров. 

Сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств  эмитента:  основные  средства, 

находящихся в обременении по состоянию на дату утверждения настоящего проспекта ценных 
бумаг, отсутствуют.
 

 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента

 

 
Если  иное  не  установлено  в  настоящем  разделе,  в  ежеквартальном  отчете  за  первый  квартал 

информация,  содержащаяся  в  настоящем  разделе,  приводится  за  5  последних  завершенных 
финансовых лет, предшествующих первому кварталу, либо за каждый завершенный финансовый год, 
предшествующий  первому  кварталу,  если  эмитент  осуществляет  свою  деятельность  менее  5  лет,  а 
также за первый квартал текущего финансового года. 

 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

 

4.1.1. Прибыль и убытки 

Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность эмитента за последние 5 лет, а 
также за первый квартал текущего финансового года.  

 

 
Наименование показателя 

Значение показателя 

2003 год  2004 год  2005 год  2006 год  2007 год  1 кв. 2008 

Выручка, руб. 

152 267 164  659 542 088  748 680 783  848 947 834  975 590 231 

259 682 140 

Валовая прибыль, руб. 

17 451 939 

57 055 183 

67 396 512 

74 027 497 

80 228 929 

33 103 530 

Чистая прибыль 
(нераспределенная прибыль) 
(непокрытый убыток), руб. 

5 871 782 

8 750 903 

9 751 020 

26 409 995 

84 495 322 

19 740 547 

Рентабельность собственного 
капитала, %. 

0,38 

0,52 

0,50 

1,056 

3,26 

0,67 

Рентабельность активов, %. 

0,34 

0,48 

0,46 

0,976 

2,94 

0,61 

Коэффициент чистой 
прибыльности, % 

3,9 

1,3 

1,3 

3,11 

8,66 

7,6 

Рентабельность продукции 
(продаж), %. 

11,1 

8,3 

8,6 

8,33 

7,85 

12,7 

Оборачиваемость капитала 

0,10 

0,38 

0,37 

0,33 

0,36 

0,08 

Сумма непокрытого убытка на 
отчетную дату, руб. 

Соотношение непокрытого 
убытка на отчетную дату и 
валюты баланса 

 
 

Динамика рассчитанных показателей характеризующих прибыльность свидетельствует об 

эффективной  деятельности  эмитента  с точки  зрения  достигнутых  финансовых  результатов. 
По  итогам  каждого  завершенного  финансового  года  с  момента  существования  эмитента  была 
получена  прибыль,  при  этом  наблюдается  положительная  динамика  рентабельности 
собственного капитала и активов эмитента. 

 

 

133 

Деятельность эмитента является рентабельной. Основное влияние на величину финансовых 

результатов  деятельности  оказывает  существующая  государственная  тарифная  политика  на 
грузовые  и  пассажирские  перевозки,  а  также  принципы  формирования  тарифов  (по  принципу 
«издержки +»). 

Незначительные  абсолютные  величины  рассчитанных  показателей  рентабельности 

объясняются  высокой  стоимостью  имущества  эмитента,  преобладающей  долей  собственного 
капитала  в  источниках  финансирования  средств  эмитента  и  существующими  принципами 
государственного регулирования цен (тарифов) на услуги, оказываемые эмитентом. 

 

 
4.1.2.  Факторы,  оказавшие  влияние  на  изменение  размера  выручки  от  продажи 
эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной 
деятельности 
 

Увеличение  выручки  эмитента  в  2007  году  и  1  квартале  2008  года  по  сравнению  с 

аналогичными  периодами  прошлых  лет  произошло  вследствие  увеличения  пассажирооборота,  
грузооборота, а также  индексации тарифов на железнодорожные перевозки. 

 

 
 
 
4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

 

Показатель 

Значение показателя 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

2006 год 

2007 год 

I кв. 2008 г. 

Собственные 
оборотные 
средства, руб. 

-15 663 284  

- 540 302 

-15 690 579  

- 59 242 141 

-121 200 139 

-102 388 928 

Индекс 
постоянного 
актива 

1,01 

1,0 

0,98 

1,06 

1,05 

1,04 

Коэффициент 
текущей 
ликвидности 

1,15 

1,31 

1,0 

1,04 

0,69 

0,79 

Коэффициент 
быстрой 
ликвидности 

0,54 

0,51 

1,31 

0,40 

0,30 

0,37 

Коэффициент 
автономии 
собственных 
средств 

0,91 

0,92 

0,51 

0,92 

0,90 

0,91 

 
 

4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

 

4.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента  

 

Размер уставного капитала, приведенный в настоящем разделе, соответствует 

учредительным документам эмитента. 

 

 

Показатель 

 

Значение показателя за I кв. 2008г. 

 

 

134 

Размер уставного капитала, тыс. руб. 

1 541 697 819 

Общая стоимость акций эмитента, выкупленных 
эмитентом для последующей перепродажи, тыс. руб. 

Размер добавочного капитала эмитента, тыс. руб. 

1 204 940 824 

Размер нераспределенной чистой прибыли, тыс. руб.  

156 319 837 

Размер средств целевого финансирования, тыс. руб. 

Общая стоимость капитала эмитента, тыс. руб. 

2 905 497 676 

 

По состоянию на 31 марта 2008 года структура и размер оборотных средств в соответствии с 

бухгалтерской отчетностью эмитента

 

Оборотные средства 

Сумма, тыс. руб. 

Доля, % 

Запасы 

83 600 932 

43 

НДС 

8 808 888 

4,5 

Долгосрочная дебиторская задолженность 

18 117 882 

9,3 

Краткосрочная дебиторская задолженность 

63 270 789 

32,5 

Краткосрочные финансовые вложения 

4 142 849 

2,1 

Денежные средства 

7 996 403 

4,1 

Прочие оборотные активы 

8 610 041 

4,5 

Итого: 

194 547 784 

100% 

 

4.3.2. Финансовые вложения эмитента 
 

Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 10 и более процентов всех 

его финансовых вложений на дату окончания 1 квартала 2008 года: 
 
Вложения в ценные бумаги. 
 

вид ценных бумаг: акции 
полное фирменное наименование эмитента: открытое акционерное общество «Первая 

грузовая компания» 

сокращенное фирменное наименования эмитента: ОАО «ПГК» 
Дата государственной регистрации выпуска 4.10.2007 
Государственный регистрационный номер выпуска 1-01-55320-Е 
Орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска Федеральная служба по 

финансовым рынкам 

количество  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:  85  652  434  154 

(восемьдесят  пять  миллиардов  шестьсот  пятьдесят  два  миллиона  четыреста  тридцать 
четыре тысячи сто пятьдесят четыре) штуки.  

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» является дочерним 

обществом эмитента. 

общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 

85 652 434 тысячи рублей 

общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 85 652 434 

тысячи рублей  

размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО «Первая транспортная компания» не 

размещало привилегированных акций  

размер объявленного дивиденда по обыкновенным акциям: дивиденды по обыкновенным 
акциям за существования ОАО «Первая транспортная компания» не объявлялись и не 

выплачивались 
 

Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), 

в  которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру  произведенных  финансовых 
вложений. 

 

 

135 

Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со 

стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации. 

Средств  эмитента,  размещенных  на  депозитных  или  иных  счетах  в  банках  и  иных 

кредитных  организациях,  лицензии  которых  были  приостановлены  либо  отозваны,  а  также  в 
отношении  которых  было  принято  решение  о  реорганизации,  ликвидации  таких  кредитных 
организаций, о начале процедуры банкротства, не имеется.

 

 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента  

 

Наименование 

группы 

объектов 

нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

Сумма начисленной 

амортизации, руб. 

по состоянию 

на 31.12.2007 

по состоянию 

на 31. 03.2008 

по 

состоянию 

на 

31.12.2007 

по состоянию 

на 31. 03.2008 

Объекты интеллектуальной собственности 
(исключительные  права  на  результат 
интеллектуальной собственности 

2 361 079 

2 458 609 

615 229 

805 827 

В том числе: 

- у патентообладателя на изобретение, 

промышленный  образец,  полезную 
модель  

7 943 

23 475 

 

 

-  у  правообладателя  на  программы 
ЭВМ, базы данных 

2 352 773 

2 433 669 

 

 

- у владельца на товарный знак и знак 
обслуживания,  наименования  места 
происхождения товаров 

363 

1 465 

 

 

 
 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, 
в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Эмитентом  определены  стратегические  направления  научно-технического  развития    до  2015 

года.  В    2007  году  в  ОАО  «РЖД»  проведена  системная  реформа  научно-технического  комплекса  в 
ходе которой: 

-  на  базе  институтов  железнодорожного  транспорта  ФГУП  ВНИИЖТ  и  ФГУП  ВНИИАС 

созданы ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО «НИИАС»,  

-на  департамент  технической  политики  ОАО  «РЖД»  возложена  координация  работ  в  области 

создания    новых  локомотивов,  грузовых  и  пассажирских  вагонов,  моторовагонного  подвижного 
состава, а также курирование инновационных программ и проектов компании. 

-  создан центр инновационного развития 
-  создана служба стандартизации 
-  принято  решение  об  объединении  центра  научно-технической  информации  ОАО  «РЖД»  и 

центральной научно-технической библиотеки железнодорожного транспорта России. 

В  2007  году  затраты  эмитента  на  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы 

составили 779,6 млн. рублей 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

 
Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы страны 

(с  учетом  трубопроводного  транспорта)  возросла  с  40,8%  в  2006  г.  до  42,5%  в  2007  г.,  а  доля  в 
пассажирообороте  (без  учета  внутреннего  водного  и  морского),  напротив,  снижена  с  43,8%  в 
2006  г.  до  40,3%  в  2007  г.  Изменение  структуры  грузооборота  и  пассажирооборота  по  видам 
транспорта за 2006-2007 гг. представлено в таблице. 

 

 

 

136 

Вид транспорта 

2006 год 

2007 год 

Изменение доли, п.п. 

Грузооборот по видам транспорта 

Железнодорожный 

40,8 

42,5 

+1,7 

Автомобильный 

4,1 

4,2 

+0,1 

Морской 

1,2 

1,3 

+0,1 

Внутренний водный 

1,5 

1,7 

+0,2 

Воздушный 
(транспортная 
авиация) 

0,1 

0,1 

трубопроводный 

52,3 

50,2 

-2,1 

Пассажирооборот по видам транспорта 

Железнодорожный 

43,8 

40,3 

-3,5 

Автомобильный 
(автобусный) 

33,2 

34,1 

+0,9 

Воздушный 
(транспортная 
авиация) 

23,0 

25,6 

+2,6 

 

 

Результаты  двух  проведенных  этапов  реформы  железнодорожного  транспорта 

свидетельствуют о положительных итогах реформирования для экономики страны. 

За два года работы ОАО «РЖД» обеспечило 10% рост объемов перевозок, технологическую 

и  финансовую  устойчивость,  повышение  безопасности  движения  поездов,  существенно 
увеличило объемы налоговых платежей. 

В  рамках  реализации  второго  этапа  реформы  проведены  мероприятия  по 

реструктуризации предприятий, осуществляющих ремонт и производство железнодорожной 
техники,  приняты  решения  о  создании  дочерних  обществ  по  производству  средств 
железнодорожной  автоматики  и  телемеханики,  производству  и  ремонту  путевой  техники, 
реструктурирован строительный комплекс ОАО «РЖД». 

Определены  основные  принципы  формирования  имущественного  комплекса  Федеральной 

пассажирской  дирекции  и  ее  взаимодействия  с  железными  дорогами.  В  состав  ФПД  войдут  17 
региональных дирекций, 46 вагонных депо, 25,5 тысяч пассажирских вагонов. 

В соответствии с планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы 

на  железнодорожном  транспорте  на  2006-2010  годы  к  началу  2008  года  создано  47  дочерних  и 
зависимых обществ. Результаты проведения реформы на железнодорожном транспорте России 
положительно  оценены  Президентом  и  Правительством  Российской  Федерации,  экспертами 
Организации экономического сотрудничества и развития, европейской конференцией министров 
транспорта. В мае 2007 года разработана и одобрена Правительственной комиссией по вопросам 
развития промышленности, технологий и транспорта целевая модель рынка железнодорожных 
транспортных услуг на третьем этапе реформирования. 

                                                                                                                                         

  

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Формирование тарифной политики тарифной политики. 

Реформирование  железнодорожного  транспорта  направлено,  прежде  всего,  на  развитие 

конкуренции в отрасли при сохранении государственного контроля над инфраструктурой общего 
пользования  путем  дерегулирования  тарифов  в  конкурентных  сегментах  и  проведения  гибкой 
тарифной политики. 

Основными целями в области реализации тарифной политики являются: 

-  долговременное  планирование  целевого  уровня  тарифов  в  условиях  совершенствования  их 

государственного регулирования;  

-  расширение сферы применения свободного ценообразования; 

 

 

137 

-  оперативное  и  гибкое  регулирование  тарифов  в  соответствии  с  изменениями  конъюнктуры 

платежеспособного  спроса  на  перевозки  грузов,  багажа,  грузобагажа  и  пассажиров  в 
естественно-монопольной и потенциально-конкурентной сферах; 

-  эффективная ценовая конкуренция в сегментах высокоприбыльных железнодорожных перевозок 

с другими видами транспорта и независимыми перевозчиками и операторами; 

-  создание  благоприятных  экономических  условий  для  роста  объемов  грузовых,  багажных, 

грузобагажных  и  пассажирских  перевозок  на  основе  стабильности  принципов  и  методов 
государственного регулирования и прогнозируемости тарифов. 

В  естественно-монопольной  и  конкурентной  сферах  деятельности  ОАО  «РЖД»  при 

осуществлении  перевозок  грузов,  как  в  международном,  так  и  во  внутригосударственном 
сообщении  с  участием  различных  перевозчиков  совершенствуется  практика  применения  
«сквозных  тарифных  ставок».  На  третьем  этапе  структурной  реформы  данная  система 
расчѐта провозных плат будет применяться к основной массе мультимодальных перевозок. 

Важным  элементом  долговременной  тарифной  политики  является  ее  гибкость,  которая 

характеризуется,  прежде  всего,  отражением  в  тарифах  рыночных  факторов,  связанных  с 
развитием  конкуренции  на  рынке  транспортных  услуг,  мировых  и  внутренних  цен  и  др. 
Индексация  тарифов  (с  2007  по  2010  год)  на  грузовые  перевозки  осуществляется  с 
коэффициентом 0,98 от уровня инфляции.  

Необходимым  условием  эффективного  проведения  гибкой  тарифной  политики  является 

оперативная  реакция  на  быстро  меняющиеся  конъюнктурные  факторы.  Эта  задача  будет 
решаться за счет предоставления ОАО «РЖД» прав по установлению в определенных условиях 
исключительных тарифов в естественно-монопольной сфере деятельности для стимулирования 
роста  объемов  перевозок,  в  рамках  установленного  предельного  уровня  повышения  тарифов  и 
смягчения  неравномерности  загрузки  отдельных  типов  подвижного  состава  по  сезонным 
периодам в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. 

Проведение  гибкой тарифной  политики  в конкурентных  сегментах транспортного  рынка 

является 

крайне 

важным 

элементом 

реализации 

Программы 

реформирования 

железнодорожного  транспорта,  направленным  на  постепенный  переход  от  директивных  к 
рыночным принципам ценообразования на транспортные услуги. Уже на втором этапе реформы, 
Российские железные дороги в ряде сегментов рынка транспортных услуг работают в условиях 
конкуренции  со  стороны  других  видов  транспорта  и  частных  собственников  подвижного 
состава. 

Грузовые перевозки 

Существующие  условия  ценообразования  не  позволяют  реализовать  возможности 

Российских  железных  дорог  по  привлечению  грузов  на  федеральную  инфраструктуру  общего 
пользования за счет системы гибких тарифов, что приводит к потерям доходов от перевозок. В 
результате  осложняется  реализация  возложенной  государством  на  ОАО  «РЖД»  задачи  по 
поддержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры. 

В  целях  формирования  эффективной  тарифной  политики,  адаптированной  к  условиям 

рыночной  экономики,  проводится  выделение  из  сферы  естественной  монополии  конкурентных 
сегментов  рынка  транспортных  услуг  и  дерегулирование  тарифов  в  этих  сегментах,  сохраняя 
общие принципы антимонопольного контроля. Правовая основа выделения конкурентных рынков 
из  сферы  естественной  монополии  на  железнодорожном транспорте определена  Федеральным 
законом «О естественных монополиях». 

 

 

Пассажирские перевозки 

График гибкого регулирования тарифов на пассажирские перевозки позволяет пассажиру 

заблаговременно планировать свою поездку, ориентируясь на период года и стоимость проезда, а 
эмитенту–  увеличить  доходы,  оперативно  учитывать  изменения  платежеспособного  спроса 
населения на перевозки, а также сократить потребность в парке подвижного состава, трудовых, 
материальных и финансовых ресурсах.  

 

 

138 

С  момента  вступления  в  действие  Федерального  закона  №122-ФЗ    перевозки  граждан-

получателей  социальных  услуг  к  месту  санаторно-курортного  лечения  и  обратно,  в 
пассажирских  поездах  дальнего  следования,  осуществляются  на  основании  Договора  между 
Фондом  социального  страхования  Российской  Федерации  и  ОАО  «РЖД».  Договор 
предусматривает  перевозки  не только  по территории  Российской  Федерации,  но  и транзитом 
через территорию  государств-участников  Содружества  Независимых Государств,  Латвийской, 
Литовской  и  Эстонской  Республик  в  поездах  российских  железных  дорог.  Согласно  договору, 
расчеты  за  данные  перевозки  будут  осуществляться  по  фактической  стоимости  оказанных 
услуг,  включая  и  комиссионные  сборы.  В  соответствии  с  требованиями  договора  разработан 
порядок  учета  поездок  данной  категории  льготников,  предусматривающий  формирование 
поименного  реестра  оформленных  проездных  документов,  по  поездкам    к  месту  санаторно-
курортного лечения и обратно.  

Разработана  и  согласована  с  Фондом  социального  страхования  «Технология  оформления 

проезда льготных категорий пассажиров и учет выпадающих доходов», а также форма талонов 
на право безденежного оформления проездных документов.  

Выполнено  программное  обеспечение,  позволяющее  каждые  5  дней    получать  данные  за 

текущий месяц о количестве оформленных проездных документов и стоимости оказанных услуг 
в части выпадающих доходов. По железным дорогам учет оформленных проездных документов и 
стоимости оказанных услуг ведется в разрезе субъектов РФ, по времени и месту оформления или 
возврата проездного документа. 

Таким  образом,  решена  проблема  взаиморасчетов  с  федеральным  бюджетом,  возникла 

реальная возможность работы без задолженностей за перевозки в дальнем сообщении. 

10 ноября 2004 года между ОАО «РЖД» и Федеральным агентством по здравоохранению и 

социальному  развитию  заключен  договор  оказания  услуг  по  перевозке  в  пригородном  сообщении 
граждан – получателей социальных услуг ответственности федерального бюджета. 

В соответствии с указанным договором ОАО «РЖД» обеспечивает перевозки пассажиров 

в пригородном сообщении по территории по территории Российской Федерации без оплаты ими 
стоимости проезда и без ограничения числа поездок и расстояния следования.  

Из всех предложенных вариантов по оформлению поездок  льготных категорий граждан 

за  основу  был  принят  порядок  определенный  действующей  технологией,  что  позволило 
значительно  упростить  переход  к  реализации  положений  нового  Федерального  закона.  
Практический опыт работы в январе 2005 года подтвердил правильность принятого решения.
 

Оформление  бесплатного  проезда  в  поездах  пригородного  сообщения  производится  на 

основании  устной  заявки  граждан  по  предъявлении  документов,  удостоверяющих  право  на 
бесплатный проезд, а также документов, удостоверяющих личность, с последующей выдачей им 
безденежных  проездных  документов (билетов) в  билетных кассах  или разъездными  билетными 
кассирами (проводниками вагонов). 

В  качестве  безденежных  проездных  документов  (билетов)  используются  разовые  или 

абонементные  билеты  (сроком  действия  1,2,3  месяца),  оформленные    с  помощью  контрольно-
кассовой  техники,  системы  АСУ  «Экспресс»  или  по  ручной  технологии  на  бланках  строгой 
отчетности, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте общего пользования. 
С  целью  оформления  безденежных  проездных  документов  по  ручной  технологии  в  пригородном 
сообщении  разработаны и изготовлены новые бланки формы ЛУ-4пб, ЛУ-4аб. 

Принятый  закон,  является  основным  инструментом  снижения  убыточности 

пригородного  комплекса,    который  значительно  поднимет  уровень  организации  пригородных 
перевозок и качество обслуживания пассажиров. 

Для определения фактических объемов перевозок по каждой льготной категории граждан 

была  разработана  система    кодирования  в  виде  классификатора  (справочника)  кодов  льгот. 
Классификатор,  программно  поддерживаемый  системой  АСУ  «Экспресс»,  является 
центральным звеном, позволяющим сформировать статистическую отчетность по льготному 
проезду каждой категории граждан и обеспечить контроль льготных перевозок. 

 

 

139 

На  основании  оформленных  проездных  документов  (билетов)  осуществляется  учет 

фактических  объемов  льготных  перевозок  граждан  в  поездах  пригородного  сообщения  с 
распределением  по  категориям  льгот,  а  также  сумм  начисленных  платежей  и  выпадающих 
доходов. 

Разработаны  и  утверждены  новые  формы  финансовой  и  статистической  отчетности 

(ЦО-22приг,  ЦО-22ф),    содержащие  показатели  по  льготному  проезду,  утвержден  порядок  их 
формирования.  Указанные  формы  отчетности  согласованы  с  федеральной  службой 
статистики. 

Таким  образом,  в  рамках  существующей  технологии  были  решены  основные  вопросы, 

обеспечивающие формирование  отчетных форм в пригородном сообщении по каждой категории 
льготных  граждан,  достоверный  учет  выпадающих  доходов,  что  является  одним  из  основных 
условий при проведении расчетов с Федеральным  и региональными бюджетами. 

В  2004  году  Федеральным  агентством  информатизации  Российской  Федерации  принято 

решение ввести с 2006 года во всех 89 субъектах  социальную карту жителя, аналогом которой 
служит «социальная карта москвича», внедренная в Московском регионе.
  

В  2004  году    был  разработан  новый  пригородный  терминал  МКТК,  который  позволяет 

обеспечить  первичный учет  оформленных  проездных документов  (билетов, как  разовых, так  и 
абонементных  на  транспортных  картах)  для  пригородного  сообщения,  а  также 
автоматизированный учет финансовой и статистической отчетности. В 2007 году компанией 
приобретено и установлено 850 терминалов указанного типа, в первую очередь на Московском и 
Санкт-Петербургском  железнодорожных  узлах,  где  реализована  программа  реализации 
проездных  документов  в  электронной  форме.  В  текущем  году  подобными  терминалами 
оснащены  все  пригородные  билетные  кассы  сети  железных  дорог  (3500  терминалов).  Таким 
образом,  создана  единая  техническая  база  для  создания  автоматизированной  системы  сбора  и 
передачи  данных  по  пригородным  перевозкам,  включая  перевозки  льготных  категорий 
пассажиров.  

 

 

4.5.2. Конкуренты эмитента 
 

Эмитент как предприятие железнодорожного транспорта в силу Федерального закона 

«О  естественных  монополиях»  относится  к  субъекту  естественной  монополии.  Поэтому 
целесообразно, по мнению эмитента, рассмотреть как конкурентные условия деятельности 
по сравнению с другими основными участниками транспортного рынка и альтернативными 
вариантами  осуществления  перевозок,  так  и  конкуренцию  в  сфере  железнодорожных 
перевозок.  

В  сфере  грузовых  перевозок  основными  конкурентами  железнодорожного  транспорта 

являются  трубопроводный,  автомобильный,  морской    и  внутренний  водный  виды 
транспорта.  Железнодорожный  транспорт  занимает  второе  место  по  объему  перевозок 
грузов,  уступая  только  узкоспециализированному  трубопроводному  транспорту,  который 
применим  для  передачи  лишь  нефтеналивных  грузов  –  в  данном  сегменте  он  занимает 
лидирующие позиции в силу низких тарифов. Но для перевозки других грузов трубопроводный 
транспорт неприспособлен и несопоставим с разветвленностью сети железных дорог. 

В  сфере  пассажирских  перевозок  автомобильный  транспорт  занимает  лидирующие 

позиции,  прежде  всего  за  счет  личного  автотранспорта  граждан,  а  также  городского  и 
пригородного  общественного  транспорта.  Также  по  всей  территории  России  и  в  каждом 
отдельно  взятом  регионе  существует  инфраструктурное  доминирование  автомобильного 
транспорта  над  железнодорожным.  Так,  в  Центральном  округе  коэффициент 
транспортной  обеспеченности  территории  составляет  26,6  км/тыс.  км

  -  по 

железнодорожному транспорту, 241,9 км/тыс. км

 - по автомобильному (в целом по России 

5,04 км/тыс. км

 и 44,2 км/тыс. км

 соответственно).  

 

 

140 

Столь  значительное  расхождение  коэффициентов  транспортной  обеспеченности 

вызвано  разными  задачами,  которые  решают  автомобильный  и  железнодорожный 
транспорт как участники логистической системы в России. 

Таким  образом,  территорию  России  можно  разбить  на  две  части:  европейскую  и 

азиатскую. На европейскую часть приходится около 87% длины железных дорог, около 90% 
автомобильных  дорог  и  свыше  30%  речных  путей  сообщения.  Проживает  в  этой  части 
страны  почти  85%  населения.  Необходимо  отметить  различие  и  в  топографии 
расположения транспортных линий по территории этих частей страны. 

В сфере перевозок железнодорожным транспортом уровень конкуренции определяется 

тенденциями,  проявляющимися  на  этом  рынке:  рост  промышленного  производства 
способствует  увеличению  объемов  грузооборота,  создание  и  развитие  крупными 
предприятиями  и  холдингами  собственного  подвижного  состава,  реформирование 
железнодорожной отрасли и доступ к инфраструктуре железных дорог частных компаний.  

Таким  образом,  появившийся  в  последние  годы  интерес  к  развитию  рынка  перевозок 

грузов  и  рынка  подвижного  состава  обоснован.  Наблюдается  постоянный  рост  перевозок 
грузов железнодорожным транспортом (в 2002 году рост грузооборота на 5,7% к 2001 году, в 
2003  году  рост  на  10,5%  к  2002  году)  и  в  ближайшие  несколько  лет  эта  тенденция 
сохранится.    К  2010  году  по  базовому  варианту  стратегической  программы  развития  ОАО 
«РЖД»  грузооборот  на  железнодорожном  транспорте  может  вырасти  на  31,8%  по 
сравнению с 2003 годом. 

 Кроме  того,  в  рамках  реформы  МПС  РФ  с  2002  года  к  железнодорожной 

инфраструктуре  получили  доступ  частные  компании,  которые  начали  масштабное 
приобретение подвижного состава.  

В настоящее время весь парк вагонов на сети дорог можно разделить на три группы: 

вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД» (парк общего пользования); 

вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД», сданные в аренду; 

вагоны,  находящиеся  в  собственности  промышленных  предприятий  и 

транспортных компаний. 

По  данным  на  24  января  2005  года  доля  ОАО  «РЖД»  в  инвентарном  парке  составила 

72,1%,  собственников,  владеющих  более  1  000  единиц  подвижного  состава  –  12,2%, 
собственников в группе 101 - 1 000 единиц подвижного состава – 11,3%. 

Это привело к тому, что внутриотраслевая конкуренция на рынке железнодорожных 

перевозок с созданием крупными холдингами собственных перевозочных компаний постоянно 
растет.  На  рынке  действуют  компании-операторы,  собственники  вагонов  и  экспедиторы, 
которые  действуют  в  определенных  сегментах  рынка.  Сегментирование  рынка  можно 
провести по родам грузов, родам подвижного состава, видам сообщения.  

В  настоящее  время  в  России  насчитывается  более  80  грузовых  операторов.  Работа 

большинства 

крупных 

компаний-операторов 

сконцентрирована 

в 

основном 

в 

высокодоходных сегментах транспортного рынка (по парку цистерн доля приватного парка 
составляет 62,5%). 

Также  доля  перевозок  операторами  особенно  велика  в  сегментах  перевозки 

минеральных  удобрений,  автомобилей.  Это  вызвано  более  привлекательным  уровнем 
доходности (более высокие тарифы за перевозку) по данным грузам. 

Планируемые объѐмы парка вагонов по принадлежности, тыс.шт. 

Инвентарный 

парк 

Доля в общем 

инвентарном 

Целевое значение на 2010 г. (по 

Стратегической программе) 

 

 

141 

парке вагонов, % 

Доля в общем 

инвентарном парке 
вагонов по базовому 

варианту, % 

Доля в общем 

инвентарном парке 

вагонов по сценарному 

варианту, % 

Всего 

100,0 

100,0 

100,0 

в т.ч. др. 

собственников 

27,9 

43,8 

46,2 

ОАО "РЖД" 

72,1 

56,2 

53,8 

Полувагоны 

29,1 

30,5 

30,5 

в частной 

собственности 

0,1 

11,5 

13,0 

ОАО "РЖД" 

29,1 

19,0 

17,5 

Цистерны 

24,8 

24,8 

24,8 

в частной 

собственности 

15,5 

16,1 

14,9 

ОАО "РЖД" 

9,3 

8,7 

9,9 

Платформы 

8,2 

9,1 

9,1 

в частной 

собственности 

0,9 

3,4 

3,9 

ОАО "РЖД" 

7,4 

5,7 

5,2 

Крытые 

9,9 

10,1 

10,1 

в частной 

собственности 

0,8 

2,7 

3,2 

ОАО "РЖД" 

9,1 

7,4 

6,8 

Прочие 

27,8 

25,5 

25,5 

в частной 

собственности 

10,6 

10,0 

11,2 

ОАО "РЖД" 

17,2 

15,5 

14,3 

Особенностью  рынка  в  том,  что  его  участники,  за  исключением    эмитента, 

ориентированы только на перевозки в специализированном подвижном составе. Так доля 
собственных  вагонов  в  парке  цистерн  составляет  55,6%  (132,4  тыс.  единиц),  прочих 
вагонов  (рефрижераторы,  окатышевозы)  –  38,1%,  а  доля  универсальных  собственных 
вагонов в общей структуре парка невелика: по платформам – 11,0%, по крытым вагонам – 
8,1%. 

Таким  образом,  рост  приватного  парка  вагонов  на  основе  недискриминационного 

доступа частных собственников к инфраструктуре ОАО «РЖД», приводит к повышению 
конкуренции на рынке железнодорожного транспорта 

Интерес  частных  владельцев  подвижного  состава  смещен  в  высокодоходные 

сегменты транспортного рынка. ОАО «РЖД», как общественный перевозчик, вынуждено 
выполнять  большую  долю  низкодоходных  перевозок  грузов,  что  не  является 
конкурентным преимуществом эмитента. 

В  соответствии  с  Программой  структурной  реформы  на  железнодорожном 

транспорте,  доля  парка  грузовых  вагонов,  находящихся  в  собственности  ОАО  «РЖД»,  на 
рынке  грузовых  перевозок  должна  составить  50%.  При  этом  уже  сейчас  работа 
операторских  компаний  сконцентрирована  в  основном  в  высокодоходных  сегментах 
транспортного рынка. 

Прогнозирование экономических результатов в условиях развития конкуренции   

В  соответствии  с  миссией,  изложенной  в  Стратегической  программе  развития,  ОАО 

«РЖД» позиционируется в качестве универсального публичного перевозчика всех видов грузов 

 

 

142 

и  категорий  пассажиров  на  российском  и  международном транспортных  рынках.  С  другой 
стороны,  Компания  должна  обеспечить  эффективное  содержание  инфраструктуры  и 
предоставление  еѐ  услуг  независимым  перевозчикам.  Исходя  из  этого,  залогом  успешного 
развития Компании является увеличение масштабов транспортного производства и услуг, а 
также  наличие  технических  и  нормативных  условий,  включая  соответствующий 
подвижной состав, обеспечивающих спрос во всех сегментах рынка железнодорожных услуг. 

Развитие  Компании  осуществляется  на  основе  требований  государства,  населения  и 

товаропроизводителей к объемам, качеству и стоимости транспортного обслуживания. 

Наиболее  важным  и  доходным  для  Компании  является  рынок  грузовых  перевозок, 

поэтому  укрепление  позиций  ОАО  «РЖД»  на  данном  рынке  можно  считать  одной  из 
основных  задач  на  ближайшую  перспективу.  Для  достижения  поставленных  целей  в 
условиях конкуренции увеличение объемов производства в высокодоходных сегментах должно 
неизменно  основываться  на  привлечении  грузоотправителей  с  помощью  качества 
обслуживания. 

В  условиях  внутривидовой  конкуренции  переход  к  2010  году  около  половины  парка 

грузовых  вагонов  в  частную  собственность  существенно  изменит  экономическую  среду 
деятельности Компании. 

К  2010  году  удельный  вес  дочерних  обществ,  создаваемых  в  конкурентных  секторах,  

вырастет до 6,5%. 

Несмотря  на  то,  что  к  2010  году  планируется  достижение  примерно  равного 

количества  вагонов  приватного  парка  и  парка  ОАО  «РЖД»,  ожидается  неравномерное 
изменение доли Компании по разным типам вагонов.  Так, в части крытых вагонов доля ОАО 
«РЖД» ожидается на уровне 67,9-73,5%, полувагонов – 57,5-62,2%, цистерн – 35,0-40,0% . 

В целом, к 2010 году прогнозируется снижение доли ОАО «РЖД» в парке пользу других 

компаний  на  32,5  -  34,9%,  в  том  числе  платформ  (-41,1%),  полувагонов  (-44,2%),  крытых 
вагонов (-32,1%). Наибольший рост вагонов приватного парка прогнозируется по полувагонам 
(в 5-6 раз), платформам и крытым (в 2-3 раза), что связано с его низким уровнем в базовом 
периоде. 

Сокращение  доли  ОАО  «РЖД»  в  перевозках  грузов  негативно  повлияет  на  доходы 

Компании,  но  будет  частично  компенсировано  доходами  от  сдачи  в  аренду  подвижного 
состава и оказания услуг инфраструктуры. 

Перспективным, 

быстрорастущим 

сегментом 

рынка 

является 

перевозка 

крупнотоннажных  контейнеров.  В  2007  году  российскими  железными  дорогами  было 
перевезено 1,4 млн. ДФЭ крупнотоннажных контейнеров с 18,4 млн. тонн грузов, что на 17% 
больше  уровня  2006  года  (табл.).  Значительный  рост  объемов  перевозок  крупнотоннажных 
контейнеров – в 1,3 раза – обеспечен в международном сообщении. 

Наиболее  динамично  растущими  международными  сегментами  являются  импортные 

и  транзитные  перевозки  крупнотоннажных  контейнеров,  а  темпы  роста  экспортных 
перевозок замедляются. Так, импорт вырос в 1,5 раза до 351,3 тыс. ДФЭ, транзит - в 1,3 раза 
до  124,8  тыс.  ДФЭ,  экспорт  –  на  8,8%  до  346,2  тыс.  ДФЭ.  В  целом  в  международном 
сообщении  было  перевезено  822,3  тыс.  ДФЭ  или  59,1%  от  всех  объемов  перевозок 
крупнотоннажных контейнеров. 

Динамичный  рост  перевозок  в  крупнотоннажных  контейнерах  обеспечен  благодаря 

внедрению  и  широкому  распространению  в  международном  сообщении  технологии 
ускоренных контейнерных поездов. За 2007 год было отправлено 2426 контейнерных поездов, 
в которых перевезено более 250 тыс. ДФЭ или почти треть всех объемов железнодорожных 
международных перевозок крупнотоннажных контейнеров. 

В долгосрочной перспективе развитие ОАО «РЖД» будет направлено на формирование 

высокоэффективного  Холдинга,  расширение  рыночного  потенциала  и  рост  его 
капитализации,  повышение  инвестиционной  привлекательности  и  усиление  конкурентных 

 

 

143 

преимуществ  на  стратегически  значимых  рынках.  На  рынке  предоставления  услуг 
инфраструктуры  –  это  ускоренная  модернизация  объектов  u1080  инфраструктуры, 
ликвидация  барьерных  мест  на  существующей  сети  железных  дорог  и  повышение 
эффективности  перевозок  (повышение  скоростей,  нагрузки  на  ось,  снижение  издержек  и 
т.д.),  развитие  инфраструктуры  в  соответствии  с  прогнозируемыми  на  перспективу 
темпами роста производства, мощностями других видов транспорта Российской Федерации 
и сопредельных железных дорог, транспортное обеспечение новых промышленных центров и 
освоения месторождений и т.д. Основными стратегическими направлениями развития ОАО 
«РЖД»  на  рынке  грузовых  перевозок  являются  обеспечение  конкурентоспособности  в 
высокорентабельных  сегментах  рынка,  предложение  комплексных  транспортных  услуг, 
ускоренное  развитие  контейнерных  перевозок,  обеспечение  максимальной  эффективности 
перевозок массовых грузов на основе использования эффекта масштаба и совершенствования 
технологии  этих  перевозок,  активная  модернизация  технических  средств  и  технологий  в 
сфере грузовых перевозок, и т.д.  

При  этом  с  учетом  существующей  правовой  базы  и  технологических  особенностей 

железнодорожной  отрасли,  до  2010  года  ОАО  «РЖД»  останется  единственным 
перевозчиком,  оказывающим  услуги  по  перевозке  грузов  на  условиях  полного  выполнения 
публичного  договора.  Динамичное  развитие  получит  логистическая  деятельность. 
Первоочередным проектом, учитывая сложившийся дефицит высококлассных терминально-
складских  мощностей  в  России,  является  строительство  терминально-логистических 
центров  (ТЛЦ)  в  наиболее  крупных  транспортных  узлах  страны  (в  первую  очередь 
предполагается  создание  ТЛЦ:  в  Москве  (Кунцево,  Курская),  Московской  области  (Белый 
Раст),  Ленинградской  области  (Шушары),  Екатеринбурге,  Нижнем  Новгороде, 
Новосибирске,  Иркутске  и  других  городах).  На  рынке  пассажирских  перевозок  созданная  на 
третьем  этапе  реформирования  система  компенсации  за  счет  средств  федерального 
бюджета потерь в доходах, связанных с перевозками по регулируемым тарифам, обеспечит 
возможность участникам рынка вести хозяйственную деятельность с достаточной нормой 
рентабельности. Вследствие  этого становится возможным, в качестве важного элемента 
реформы железнодорожного транспорта, создание к 2009 году «Федеральной пассажирской 
Компании»  (ФПК)  на  базе  существующей  на  сегодняшний  день  Федеральной  пассажирской 
дирекции.  Одним  из  важнейших  направлений  развития  рынка  пассажирских  перевозок 
является  развитие  высокоскоростного  и  скоростного  пассажирского  движения.  Также 
планируется  продолжить  создание  дочерних  обществ  ОАО  »РЖД»  по  пригородным 
перевозкам с участием субъектов Российской Федерации.  

Главным стратегическим направлением действий холдинга «РЖД» на международном 

рынке  является  обеспечение  за  счет  активного  сотрудничества  с  зарубежными 
железнодорожными 

администрациями, 

Компаниями 

и 

специализированными 

международными  организациями  максимально  благоприятных  условий  для  повышения 
эффективности  международных  грузовых  (в  т.ч.  транзитных)  и  пассажирских  перевозок, 
научно-технического  и  технологического  сотрудничества,  вывода  российских  передовых 
разработок в железнодорожной сфере и строительных услуг на зарубежные рынки. 

Большое  внимание  будет  уделено  вопросам  проведения  социальной  политики  и 

повышения  престижности  работы  на  железнодорожном  транспорте.  Одним  из  самых 
важных  вопросов  здесь  является  повышения  конкурентоспособности  Компании  на  рынке 
труда.  При  этом,  основной  принцип  –  это  формирование  оплаты  труда  в  соответствие  с 
сохранением экономически обоснованного соотношения между ростом производительности 
труда и реальной заработной платы в долгосрочном периоде. 

 

V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, 

органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие 

сведения о сотрудниках (работниках) эмитента 

 

 

 

144 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

 

В  соответствии  с  уставом  эмитента  для  обеспечения  функционирования  общества 

созданы органы управления и контроля общества. 

Органами управления эмитента являются: 

 

общее собрание акционеров; 

 

совет директоров общества; 

 

президент общества; 

 

правление общества. 

Органом контроля является ревизионная комиссия общества. 
Компетенция органов управления эмитента в соответствии с уставом эмитента: 

1. 

Общее собрание акционеров 

Высшим  органом  управления  общества  является  общее  собрание  акционеров  ОАО 

«РЖД».  Единственным акционером общества является Российская Федерация. 

От  имени  Российской  Федерации  полномочия  акционера  осуществляются 

Правительством Российской Федерации. 

К компетенции общего собрания акционеров относятся: 
1)  внесение  изменений  и  дополнений  в  устав  общества  или  утверждение  устава 

общества в новой редакции; 

2) реорганизация общества; 
3)  ликвидация  общества,  назначение  ликвидационной  комиссии  и  утверждение 

промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 

4) определение количественного состава, избрание членов совета директоров общества 

и досрочное прекращение их полномочий; 

5) определение количественного состава правления общества; 
6)  избрание  членов  ревизионной  комиссии  общества  и  досрочное  прекращение  их 

полномочий; 

7) утверждение аудитора общества; 
8) увеличение и уменьшение в установленном порядке уставного капитала общества; 
9)  утверждение  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  отчетности,  в  том  числе 

отчетов  о  прибылях  и  об  убытках  (счетов  прибылей  и  убытков)  общества,  а  также 
распределение  прибыли  (в  том  числе  выплата  (объявление)  дивидендов,  за  исключением 
прибыли,  распределенной  в  качестве  дивидендов  по  результатам  первого  квартала, 
полугодия,  9  месяцев  финансового  года)  и  убытков  общества  по  результатам  финансового 
года; 

10) определение порядка ведения общего собрания акционеров; 
11)  принятие  решений  об  одобрении  крупных  сделок  и  сделок,  в  совершении  которых 

имеется  заинтересованность,  в  том  числе  с  имуществом,  ограниченным  в  обороте,  в 
случаях,  предусмотренных  статьями  79  и  83  Федерального  закона  "Об  акционерных 
обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным  законом  к  компетенции  общего  собрания 
акционеров; 

12)  принятие  решений  об  участии  общества  в  холдинговых  компаниях,  финансово-

промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; 

13)  утверждение  внутренних  документов,  регулирующих  деятельность  органов 

общества  (положений  об  общем  собрании  акционеров,  совете  директоров  общества, 
правлении общества, ревизионной комиссии общества); 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..