ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2006 год - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2006 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2006 год - часть 9

 

 

 

129 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  осуществление  пригородных 

пассажирских перевозок 

описание значения такого общества для деятельности эмитента: деятельность общества 

не влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  

персональный состав совета директоров: 

1. председатель совета директоров (наблюдательного совета) 
фамилия, имя и отчество: Супрун Владимир Николаевич 
год рождения: 1962 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Бельская Яна Владимировна 
год рождения: 1967 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3. фамилия, имя и отчество: Васекин Александр Иванович 
год рождения: 1969 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4. фамилия, имя и отчество: Калугина Людмила Григорьевна 
год рождения: 1973 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5. фамилия, имя и отчество: Шутюк Сергей Владимирович 
год рождения: 1967 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
6. фамилия, имя и отчество: Кузнецов Андрей Петрович 
год рождения: 1975 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
7. фамилия, имя и отчество: Поляков Сергей Станиславович 
год рождения: 1970 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
8. фамилия, имя и отчество: Сахаров Михаил Леонтьевич 
год рождения: 1966 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  

фамилия, имя и отчество: Мишура Александр Анатольевич 
года рождения: 1966 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

79.  полное  фирменное  наименование:  открытое  акционерное  общество  "Свердловская 

пригородная компания" 

сокращенное фирменное наименование: ОАО "Свердловская пригородная компания " 

 

130 

место нахождения: Российская Федерация, 620013, г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 
11 
 

доля участия эмитента в уставном капитале общества: 51% 

доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 51% 

доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 

доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0% 

основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ОАО "Свердловская пригородная компания" 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  осуществление  пригородных 

пассажирских перевозок 

описание значения такого общества для деятельности эмитента: деятельность общества 

не влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  

персональный состав совета директоров: 

1. председатель совета директоров (наблюдательного совета) 
фамилия, имя и отчество: Ананьин Михаил Григорьевич 
год рождения: 1956 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Шутюк Сергей Владимирович 
год рождения: 1967 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3. фамилия, имя и отчество: Миллер Ольга Александровна 
год рождения: 1975 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4. фамилия, имя и отчество: Писарев Алексей Викторович 
год рождения: 1973 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5. фамилия, имя и отчество: Тихонов Николай Тихонович 
год рождения: 1966 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 

доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
6. фамилия, имя и отчество: Шайдуллин Шевкет Нургалиевич 
год рождения: 1955 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
7. фамилия, имя и отчество: Эсаулов Петр Михайлович 
год рождения: 1959 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  

фамилия, имя и отчество: Шнейдер Максим Александрович 
года рождения: 1970 

 

131 

доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

80.  полное  фирменное  наименование:  открытое  акционерное  общество  "Экспресс 

Приморья" 

сокращенное фирменное наименование: ОАО "Экспресс Приморья" 

место нахождения: Российская Федерация, 690950, г. Владивосток, ул. Военное шоссе, д. 
15а  

доля участия эмитента в уставном капитале общества: 51% 

доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 51% 

доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 

доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0% 

основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ОАО "Экспресс Приморья" 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  осуществление  пригородных 

пассажирских перевозок 

описание значения такого общества для деятельности эмитента: деятельность общества 

не влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  

персональный состав совета директоров: 

1. председатель совета директоров (наблюдательного совета) 
фамилия, имя и отчество: Горчаков Виктор Васильевич 
год рождения: 1956 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Заиченко Михаил Михайлович 
год рождения: 1967 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3. фамилия, имя и отчество: Карпанов Сергей Вячеславович 
год рождения: 1975 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4. фамилия, имя и отчество: Панченко Лев Николаевич 
год рождения: 1973 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5. фамилия, имя и отчество: Яговкин Андрей Николаевич 
год рождения: 1966 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  

фамилия, имя и отчество: Сдобырев Борис Юрьевич 
года рождения: 1972 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 

 

132 

доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0%

 

3.6.  Состав,  структура  и  стоимость  основных  средств  эмитента,  информация  о 
планах  по  приобретению,  замене,  выбытию  основных  средств,  а  также  обо  всех 
фактах обременения основных средств эмитента 

3.6.1. Основные средства 

Информация  о  первоначальной  (восстановительной)  стоимости  основных 

средств и сумме начисленной амортизации за каждый завершенный финансовый год 
на дату окончания соответствующего завершенного финансового года.  

 

Наименование группы объектов 

основных средств 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

Сумма начисленной 

амортизации руб. 

Отчетная дата: 31.12.2003 

 

Здания 

7 822 375 

72027,5 

Сооружения и передаточные 

устройства 

26 173 524 

241002,5 

Машины и оборудование 

112 958 314 

4246923,6 

Транспортные средства 

277 264 732 

10424395,4 

Производственный и 

хозяйственный инвентарь 

5 154 041 

460903,0 

Рабочий скот 

343 

30,7 

Продуктивный скот 

2 041 

182,5 

Многолетние насаждения 

144 316 

12905,5 

Другие виды основных средств 

1 279 831 

114449,6 

Земельные участки и объекты 

природопользования 

14 355 

1283,7 

Итого: 

430 813 872 

15 574 104 

Отчетная дата: 31.12.2004 

 

Здания 

191 162 052 

10 235 845 

Сооружения и передаточные 

устройства 

1 033 069 166 

55 316 083 

Машины и оборудование 

149 748 934 

24 686 626 

Транспортные средства 

299 455 170 

49 365 861 

Производственный и 

хозяйственный инвентарь 

5 914 813 

898 097,5 

Рабочий скот 

977 

148,3 

Продуктивный скот 

1 738 

263,9 

Многолетние насаждения 

185 286 

28 133,6 

Другие виды основных средств 

193 622 

29 399,3 

Земельные участки и объекты 

природопользования 

3 421 225 

519 474,4 

Итого: 

1 683 152 983 

141 079 932 

Отчетная дата: 31.12.2005 

Здания 

238 429 084 

22 321 394 

 

133 

Сооружения и передаточные 

устройства 

1 245 107 902 

116 565 245 

Машины и оборудование 

215 122 272 

53 650 482 

Транспортные средства 

374 916 902 

93 502 511 

Производственный и 

хозяйственный инвентарь 

6 937 685  

1 676 288 

Рабочий скот 

1 840 

445 

Продуктивный скот 

4 356 

1 052 

Многолетние насаждения 

187 352 

45 268 

Другие виды основных средств 

229 267 

55 396 

Земельные участки и объекты 

природопользования 

3 676 171 

888 239 

Итого: 

2 084 612 831 

288 706 319 

 

Сведения  о  способах  начисления  амортизационных  отчислений  по  группам  объектов 

основных средств:  

Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных 

отчислений в течение срока их полезного использования. 

Эмитент  применяет  линейный  способ  амортизации  основных  средств.  Амортизация 

по  каждому  инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется 
ежемесячно  путем  применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока 
полезного использования объекта. 

Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их 

принятии  к  бухгалтерскому  учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических 
документов,  либо  на  основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его 
филиалах  и  их  структурных  подразделениях  в  соответствии  с  внутренними  документами 
эмитента. 

Сроки  полезного  использования  принимаемых  к  бухгалтерскому  учету  в  эмитенте 

объектов  основных  средств,  внесенных  в  уставный  капитал  эмитента,  а  также  вновь 
вводимых  в  эксплуатацию  в  эмитенте,  определяются  в  соответствии  с  постановлением 
Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О классификации основных 
средств, включаемых в амортизационные группы". 

Определение срока полезного использования объектов основных средств производится 

исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества 
смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.
 

Результаты последней переоценки основных средств

дата проведения переоценки: 01 января 2005 года 

 

Группы основных средств 

Стоимость основных средств, тыс. рублей 

До переоценки 

После переоценки 

полная 

остаточная 

полная 

остаточная 

Здания 

191 162 052 

180 926 207,0 

239 314 346 

225 967 753,4 

Сооружения и 

передаточные устройства 

1 033 069 166  977 753 083,0  1 218 658 665 

1150 693 

910,6 

Машины и оборудование 

149 748 934 

125 062 308,0 

159 657 123 

133 896 217,9 

Транспортные средства 

299 455 170 

250 089 309,0 

337 410 303 

282 968 668,1 

 

134 

Производственный и 

хозяйственный инвентарь 

5 914 813 

5 016 715,5 

6 697 470 

5 640 125,8 

Рабочий скот 

977 

828,7 

736 

619,8 

Продуктивный скот 

1 738 

1 474,1 

1 996 

1 680,9 

Многолетние насаждения 

185 286 

157 152,4 

185 561 

156 266,1 

Другие виды основных 

средств 

193 622 

164 222,7 

200 520 

168 863,5 

Земельные участки и 

объекты 

природопользования 

3 421 225 

2 901 750,6 

3 409 613 

2 871 330,0 

способ  проведения  переоценки  основных  средств:  по  рыночной  стоимости 

соответствующих  основных  средств,  подтвержденной  документами  и  экспертными 
заключениями

 

методика  оценки:  оценка  основных  средств  проводилась  по  рыночной  стоимости 

восстановления  основных  средств  с  применением  трех  подходов  в  оценке  (сравнительного, 
затратного  и  доходного).  Основные  методы,  используемые  при  оценке  –  метод  рыночных 
аналогов и метод на основе показателей восстановительной стоимости.

 

Планы  по  приобретению  или  замене  основных  средств  связаны  с  реализацией 

инвестиционной  среднесрочной  программы.  Цель  программы  –  достижение  целей  и 
решение задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, 
определяющей целевые приоритеты отрасли: 

продолжение  массового  обновления  подвижного  состава  и  оборудования 

путем  закупок  новых  локомотивов  и  вагонов,    а  также  расширения  работ  по 
модернизации устаревающего подвижного состава; 

обновление   и  модернизация инфраструктуры на наиболее напряженных участках, 

подходах к крупным транспортным узлам и портам; 

развитие  автоматизированных  системы  управления  перевозочным  процессом  и 

безопасностью перевозок; 

развитие на территории России международных транспортных коридоров. 

 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента

 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

4.1.1. Прибыль и убытки 

Динамика  показателей,  характеризующих  прибыльность  и  убыточность  эмитента 

за 2003-2005 годы и 1 квартал 2006 года: 

Наименование показателя 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

1 кв. 2006 

года 

Выручка, тыс. руб. 

152 267 164 

659 542 088 

748 680 783 

182 720 953 

Валовая прибыль, тыс. руб.   

17 451 939 

57 055 183 

67 396 512 

5 825 121 

Чистая прибыль 

(нераспределенная прибыль), 

тыс. руб.  

5 871 782 

8 750 903 

9 751 020 

-1 114 900 

Рентабельность собственного 

капитала, % 

0,38 

0,52 

0,50 

-0,05 

Рентабельность активов, % 

0,34 

0,48 

0,46 

-0,05 

 

135 

Коэффициент чистой 

прибыльности, % 

3,9 

1,3 

1,3 

-0,6 

Рентабельность продукции 

(продаж), % 

11,1 

8,3 

8,6 

2,8 

Оборачиваемость капитала, 

раз 

0,10 

0,38 

0,37 

0,08 

Сумма непокрытого убытка 

на отчетную дату, тыс. руб. 

Соотношение непокрытого 

убытка на отчетную дату и 

валюты баланса, % 

Динамика 

рассчитанных 

показателей 

свидетельствует 

об 

эффективной 

деятельности эмитента с точки зрения достигнутых финансовых результатов. По итогам 
каждого завершенного финансового года с момента существования эмитента была получена 
прибыль,  при  этом  наблюдается  положительная  динамика  рентабельности  собственного 
капитала и активов эмитента в целом. 

Деятельность  эмитента  является  рентабельной.  Основное  влияние  на  величину 

финансовых  результатов  деятельности  оказывает  существующая  государственная  
тарифная  политика  на  грузовые  и  пассажирские  перевозки  и  принципы  формирования 
тарифов (по принципу «издержки +»).  

Незначительные  абсолютные  величины  рассчитанных  показателей  рентабельности 

объясняются  высокой  стоимостью  имущества  эмитента,  преобладающей  долей 
собственного  капитала  в  источниках  средств  и  существующими  принципами 
государственного регулирования цен (тарифов) на услуги, оказываемые эмитентом.
 

4.1.2. Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом 
товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности 

Увеличение выручки эмитента в 2005 году по сравнению с 2004 годом произошло в силу  

индексации  тарифов  на  перевозки  железнодорожным  транспортом  и  увеличения  объема 
грузоперевозок.
 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

Динамика  показателей,  характеризующих  ликвидность  эмитента,  за  каждый 

завершенный финансовый год (2003-2005гг.) и 1 квартал 2006 года: 

Наименование показателя 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

1кв. 2006 

года 

Собственные оборотные 
средства, тыс. руб. 

- 15 663 284 

- 540 302 

-15 690 579 

-29 608 148 

Индекс постоянного актива  

1,01 

1,0 

0,98 

0,98 

Коэффициент текущей 
ликвидности  

1,15 

1,31 

1,37 

1,61 

Коэффициент быстрой 
ликвидности  

0,54 

0,51 

0,34 

0,60 

Коэффициент автономии 
собственных средств 

0,91 

0,92 

0,91 

0,91 

Доля  собственного  капитала  в  общем  объеме  источников  средств  остается  на 

высоком  уровне  (91%),  что  характеризует  высокую  степень  финансовой  устойчивости  и 
платежеспособности эмитента.

 

4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

4.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

 

136 

Информация о размере и структуре капитала эмитента за 2003-2005 годы: 

Показатели 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

1кв. 2006 

года 

размер уставного капитала, 
тыс. руб. 

1 535 700 000  1 535 700 000  1 535 700 000  1 535 700 000 

общая стоимость акций 
эмитента, выкупленных 
эмитентом для последующей 
перепродажи, тыс. руб. 

размер резервного капитала, 
формируемого за счет 
отчислений из прибыли, тыс. 
руб. 

293 600 

731 145 

731 145 

размер добавочного капитала 
эмитента, тыс. руб. 

4 073 124 

128 654 760 

386 730 303 

675 564 105 

размер нераспределенной чистой 
прибыли, тыс. руб. 

5 871 782 

13 687 713 

23 949 542 

23 749 153 

размер средств целевого 
финансирования, тыс. руб. 

Общая сумма капитала 
эмитента, тыс. руб. 

1 545 644 906  1 678 336 073  1 947 110 990  2 235 744 403 

Размер  уставного  капитала,  приведенный  в  настоящем  разделе,  соответствует 

учредительным документам эмитента. 

В  2003-2005  гг.  структура  и  размер  оборотных  средств  в  соответствии  с 

бухгалтерской отчетностью эмитента были следующие: 

 

Оборотные 

средства 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

Сумма, тыс. 

рублей 

Доля, % 

Сумма, тыс. 

рублей 

Доля, % 

Сумма, тыс. 

рублей 

Доля, % 

Запасы 

39 616 269 

28.93% 

45 319 743 

29.91% 

51 077 023 

33,67% 

НДС 

32 531 605 

23.76% 

43 648 845 

28.81% 

51 159 157 

33,73% 

Долгосрочная 
дебиторская 
задолженность 

560 566 

0.41% 

5 821 293 

3.84% 

8 500 227 

5,60% 

Краткосрочная 
дебиторская 
задолженность 

45 008 843 

32.87% 

30 651 615 

20.23% 

26 951 043 

17,77% 

Краткосрочные 
финансовые 
вложения 

6 346 883 

4.64% 

172638 

0.11% 

135 509 

0,09% 

Денежные 
средства 

12 575 572 

9.18% 

9 192 550 

6.07% 

10 450 371 

6,89% 

Прочие оборотные 
активы 

280 058 

0.20% 

16 722 977 

11.04% 

3 406 556 

2,25% 

Итого: 

136 919 796 

100.00% 

151 529 661 

100.00% 

151 679 886 

100,00% 

Структура  и  размер  оборотных  средств  в  соответствии  с  бухгалтерской 

отчетностью эмитента по состоянию на 31 марта 2006 года: 

Оборотные средства 

Сумма, тыс. рублей 

Доля, % 

Запасы 

51 988 214 

32,7 

 

137 

НДС 

34 331 670 

21,6 

Долгосрочная дебиторская задолженность 

9 896 644 

6,2 

Краткосрочная дебиторская задолженность 

41 044 247 

25,8 

Краткосрочные финансовые вложения 

6 080 180 

3,8 

Денежные средства 

12 254 351 

7,7 

Прочие оборотные активы 

3 400 38 

2,1 

Итого: 

158 995 634 

100,0 

Источники финансирования оборотных средств эмитента: собственные источники, 

кредиты  и  кредиторская  задолженность.  Собственные  ресурсы  включают  прибыль, 
средства,  обеспечивающие  простое  воспроизводство  и  образующиеся  от  продаж  текущего 
периода, финансовые резервы. 

Собственных  средств  эмитента  достаточно  для  выполнения  в  полной  мере 

обязательств по краткосрочной кредиторской задолженности и краткосрочным кредитам. 

В  составе  оборотных  средств  эмитента  достаточно  ликвидных  активов, 

позволяющих  своевременно  выполнять  платежи  по  краткосрочным  обязательствам  и 
покрывать текущие операционные расходы эмитента.
.

 

4.3.2. Финансовые вложения эмитента 

Перечень  финансовых  вложений  эмитента,  которые  составляют  10  и  более 

процентов всех его финансовых вложений на 31.12.2005 года и 31.03.2006 года:  

Вложения в ценные бумаги: 
1. вид ценных бумаг: акции именные обыкновенные бездокументарные 

полное  фирменное  наименование  эмитента  ценных  бумаг:  открытое  акционерное 

общество «Арена – 2000» 

сокращенное фирменное наименование эмитента ценных бумаг: ОАО «Арена-2000» 

место нахождения: Российская Федерация, 150023, г. Ярославль, ул. Чкалова, 20 

ИНН: 7606028688 

Дата государственной 

регистрации выпуска 

Государственный 

регистрационный номер 

выпуска 

Орган, осуществивший 

государственную регистрацию 

выпуска 

13.11.1998 

1-01-02169-А 

РО ФКЦБ в Центральном 

федеральном округе 

количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 210 000 штук, из них 

оплачено: 210 000 штук 

номинал одной ценной бумаги: 10 000 рублей 

Открытое  акционерное  общество  «Арена  –  2000»  является  дочерним  обществом 

эмитента. 

общая  номинальная  стоимость  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента: 

2100 000 000 рублей 

общая  балансовая  стоимость  ценных  бумаг  ОАО  «Арена-2000»,  находящихся  в 

собственности эмитента:  2 100 000 000 рублей  

размер  объявленного  дивиденда  по  обыкновенным  акциям:  дивиденды  за  время 

существования ОАО «Арена-2000» не объявлялись 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента 

Сведения  о  наличии  нематериальных  активов,  об  их  составе,  о  первоначальной 

(восстановительной)  стоимости  нематериальных  активов  и  величине  начисленной 
амортизации  отражены  в  бухгалтерской  отчетности  эмитента  за  соответствующий 
период  (Форма  5  «Приложение  к  бухгалтерскому  балансу»,  таблица  «Нематериальные 
активы»). 

 

138 

Нематериальные  активы,  внесенные  в  уставный  капитал  эмитента,  отражены  в 

отчетности  за  2003  год  по  стоимости,  указанной  в  передаточном  акте  с  учетом 
накопленной амортизации за IV кв. 2003 г.  

Информация  о  нематериальных  активах  представлена  в  соответствии  со 

стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.

 

4.4.  Сведения  о  политике  и  расходах  эмитента  в  области  научно-технического 
развития, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Стратегическая  программа  развития  ОАО  «РЖД»  до  2010  года  предусматривает 

ускоренное  внедрение  достижений  науки  и  техники.  В  этих  целях  эмитентом  проводится 
реформа  научно-технического  комплекса  ОАО  «РЖД».  Реализации  реформы  позволит 
обеспечить  железнодорожный  транспорт  новыми  высокоэффективными  технологиями  и 
конкурентной  продукцией  российских  предприятий  за  счет  концентрации  усилий  на 
следующих приоритетных направлениях:  

управляющие информационные системы и новые технологии; 

новые технические средства; 

совершенствование финансовой, экономической и маркетинговой работы; 

безопасность движения; 

социальная защищенность. 

Финансовое  обеспечение  реформы  предусматривает  концентрацию  финансовых 

ресурсов на эффективных инновационных проектах. 

Важнейшим  направлением  инновационного  развития  Компании,  увеличивающим  ее 

капитализацию,  будет  эффективное,  соответствующее  мировым  стандартам,  управление 
интеллектуальной собственностью. 

В  целях  повышения  качества  планирования  и  выполнения  работ,  персональной 

ответственности  за  конечный  результат,  исключения  дублирования  тематики  будет 
осуществлен  переход  к  планированию  и  управлению  полным  циклом  научно-
исследовательских и опытно-внедренческих работ – от идеи до промышленного внедрения. 

Научные разработки будут сопровождаться метрологическим и сертификационным 

обеспечением, в том числе, по международным стандартам. 

Ежегодно, 

распоряжением 

ОАО 

«РЖД» 

утверждается 

план 

научно-

исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ,  в  соответствии  с  которым 
выполняются  работы,  направленные  на  повышение  эффективности  работы  компании, 
снижение себестоимости перевозок, создания и внедрения новых эффективных технических 
средств и технологий. 

План  и  финансирование  работ,  связанных  с  научно-исследовательскими  и  опытно-

конструкторскими разработками в 2005 году: 

 

№ 

п/п 

Наименование программы 

Объем финансирования (тыс. руб.) 

Всего 

НИОКР 

выполняются 

филиалами 

ОАО «РЖД» 

по наряд-

заказам 

Оптимизация 

эксплуатационной работы 

железных дорог 

283390 

283390 

Повышение безопасности 

движения поездов 

14000 

14000 

Программа информатизации 

763120 

749220 

13900 

 

139 

Совершенствование 

маркетинговой политики и 

транспортного обслуживания 

16600 

16600 

Программа скоростного и 

высокоскоростного движения 

234450 

217350 

17100 

Программа локомотивного 

хозяйства 

312790 

304640 

8150 

Программа вагонного хозяйства 

142408,8 

118108,8 

24300 

Программа пассажирского 

хозяйства в дальнем сообщении 

98455,4 

86320 

12135,4 

10 

Программа путевого хозяйства  

170909 

118779 

52130 

11 

Комплекс развития хозяйства 

электроснабжения  

50023,02 

50023,02 

12 

Комплекс развития хозяйства 

СЦБ 

110570 

99100 

11470 

13 

Программа по охране труда и 

социальной сфере 

9480 

9480 

14 

Программа по экологии 

14000 

14000 

17 

Программа по медицинскому 

обеспечению 

6200 

6200 

18 

Стандартизация, метрология, 

сертификация и менеджмент 

качества 

13480 

13480 

19 

Программа создания 

перспективных технических 

средств 

1341535,06 

1341535,06 

20 

Работы по закрытому перечню 

22000 

22000 

22 

Программа хозяйства связи и 

вычислительной техники 

111600 

111600 

23 

Комплекс ресурсосберегающих 

технологий  

204175 

204175 

24 

Программа пассажирского 

хозяйства в пригородном 

сообщении 

160674,119 

159999,119 

675 

Итого 

4079860,399 

3939999,999 

139860,4 

Программа ресурсосбережения 

На  2005  год    по    Программе  ресурсосбережения  предусмотрены  затраты  в  объеме 

3582,4  млн. руб. без учета НДС (или 4227,2 млн. руб. с учетом НДС). 

В  случае  истечения  сроков  действия  основных  для  эмитента  лицензий  и 

специальных  разрешений,  эмитент  предпримет  необходимые  меры  для  продления 
сроков  действия,  либо  для  получения  новых  лицензий  и  специальных  разрешений.
  В 
случае  введения  лицензирования  какого-либо  вида  деятельности,  который 
осуществляет  эмитент,  им  будут  предприняты  все  меры  для  получения 
соответствующего разрешения или лицензии. 

Эмитентом  в  течение  2004  года  осуществлялось  переоформление  объектов 

интеллектуальной 

собственности, 

полученных 

при 

реорганизации 

предприятий 

железнодорожной отрасли по сводному передаточному акту создание и получение правовой 
охраны основных объектов интеллектуальной собственности. 

Самостоятельное  создание  и  получение  правовой  охраны  основных  объектов 

интеллектуальной собственности эмитентом не осуществлялось. 

 

140 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

Реформирование отрасли 

Результаты  двух  проведенных  этапов  реформы  железнодорожного  транспорта 

свидетельствуют о положительных итогах реформирования для экономики страны. 

За  два  года  работы  ОАО  «РЖД»  обеспечило  10%  рост  объемов  перевозок, 

технологическую  и  финансовую  устойчивость,  повышение  безопасности  движения  поездов, 
существенно увеличило объемы налоговых платежей. 

В  рамках  реализации  второго  этапа  реформы  проведены  мероприятия  по 

реструктуризации 

предприятий, 

осуществляющих 

ремонт 

и 

производство 

железнодорожной техники, приняты решения о создании дочерних обществ по производству 
средств  железнодорожной  автоматики  и  телемеханики,  производству  и  ремонту  путевой 
техники, реструктурирован строительный комплекс ОАО «РЖД». 

Определены  основные  принципы  формирования  имущественного  комплекса 

Федеральной пассажирской дирекции и ее взаимодействия с железными дорогами. В состав 
ФПД войдут 17 региональных дирекций, 46 вагонных депо, 25,5 тысяч пассажирских вагонов. 

На  базе  имущества  вокзальных  комплексов  рассматривается  возможность  создания 

Дирекции  железнодорожных  вокзалов  с  возможным  последующим  выделением  в  дочернее 
общество. 

Пассажирские перевозки 

С момента вступления в действие Федерального закона №122-ФЗ  перевозки граждан-

получателей  социальных  услуг  к  месту  санаторно-курортного  лечения  и  обратно,  в 
пассажирских  поездах  дальнего  следования,  осуществляются  на  основании  Договора  между 
Фондом  социального  страхования  Российской  Федерации  и  ОАО  «РЖД».  Договор 
предусматривает  перевозки  не  только  по  территории  Российской  Федерации,  но  и 
транзитом  через  территорию  государств-участников  Содружества  Независимых 
Государств, Латвийской, Литовской и Эстонской Республик в поездах российских железных 
дорог.  Согласно  договору,  расчеты  за  данные  перевозки  будут  осуществляться  по 
фактической стоимости оказанных услуг, включая и комиссионные сборы. В соответствии с 
требованиями  договора  разработан  порядок  учета  поездок  данной  категории  льготников, 
предусматривающий 

формирование 

поименного 

реестра 

оформленных 

проездных 

документов, по поездкам  к месту санаторно-курортного лечения и обратно.  

Разработана  и  согласована  с  Фондом  социального  страхования  «Технология 

оформления проезда льготных категорий пассажиров и учет выпадающих доходов», а также 
форма талонов на право безденежного оформления проездных документов.  

Выполнено  программное  обеспечение,  позволяющее каждые  5 дней    получать данные 

за текущий месяц о количестве оформленных проездных документов и стоимости оказанных 
услуг  в  части  выпадающих  доходов.  По  железным  дорогам  учет  оформленных  проездных 
документов  и  стоимости  оказанных  услуг  ведется  в  разрезе  субъектов  РФ,  по  времени  и 
месту оформления или возврата проездного документа. 

Таким образом, решена проблема взаиморасчетов с федеральным бюджетом, возникла 

реальная возможность работы без задолженностей за перевозки в дальнем сообщении. 

10  ноября  2004  года  между  ОАО  «РЖД»  и  Федеральным  агентством  по 

здравоохранению  и  социальному  развитию  заключен  договор  оказания  услуг  по  перевозке  в 
пригородном  сообщении  граждан  –  получателей  социальных  услуг  ответственности 
федерального бюджета. 

В  соответствии  с  указанным  договором  ОАО  «РЖД»  обеспечивало  в  течение  2005 

года  перевозки  пассажиров  в  пригородном  сообщении  по  территории  по  территории 
Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда и без ограничения числа поездок и 
расстояния  следования.  Оплата  за  перевозки  предусмотрена  в  размере  5,9  млрд.руб. 
независимо от объема оказанных услуг. 

 

141 

Из  всех  предложенных  вариантов  по  оформлению  поездок    льготных  категорий 

граждан  за  основу  был  принят  порядок  определенный  действующей  технологией,  что 
позволило  значительно  упростить  переход  к  реализации  положений  нового  Федерального 
закона.  Практический опыт работы в январе 2005 года подтвердил правильность принятого 
решения.
 

Оформление бесплатного проезда в поездах пригородного сообщения производится на 

основании  устной  заявки  граждан  по  предъявлении  документов,  удостоверяющих  право  на 
бесплатный  проезд,  а  также  документов,  удостоверяющих  личность,  с  последующей 
выдачей  им  безденежных  проездных  документов  (билетов)  в  билетных  кассах  или 
разъездными билетными кассирами (проводниками вагонов). 

В качестве безденежных проездных документов (билетов) используются разовые или 

абонементные  билеты  (сроком  действия  1,2,3  месяца),  оформленные    с  помощью 
контрольно-кассовой  техники,  системы  АСУ  «Экспресс»  или  по  ручной  технологии  на 
бланках строгой отчетности, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте 
общего  пользования.  С  целью  оформления  безденежных  проездных  документов  по  ручной 
технологии в пригородном сообщении  разработаны и изготовлены новые бланки формы ЛУ-
4пб, ЛУ-4аб. 

Принятый  закон,  является  основным  инструментом    снижения  убыточности 

пригородного комплекса,  который значительно поднимет уровень организации пригородных 
перевозок и качество обслуживания пассажиров. 

Для  определения  фактических  объемов  перевозок  по  каждой  льготной  категории 

граждан была разработана система  кодирования в виде классификатора (справочника) кодов 
льгот.  Классификатор,  программно  поддерживаемый  системой  АСУ  «Экспресс»,  является 
центральным  звеном,  позволяющим  сформировать  статистическую  отчетность  по 
льготному проезду каждой категории граждан и обеспечить контроль льготных перевозок. 

На  основании  оформленных  проездных  документов  (билетов)  осуществляется  учет 

фактических  объемов  льготных  перевозок  граждан  в  поездах  пригородного  сообщения  с 
распределением по категориям льгот, а также сумм начисленных платежей и выпадающих 
доходов. 

Разработаны  и  утверждены  новые  формы  финансовой  и  статистической 

отчетности  (ЦО-22приг,  ЦО-22ф),    содержащие  показатели  по  льготному  проезду, 
утвержден  порядок  их  формирования.  Указанные  формы  отчетности  согласованы  с 
федеральной службой статистики. 

Таким образом, в рамках существующей технологии были решены основные вопросы, 

обеспечивающие  формирование    отчетных  форм  в  пригородном  сообщении  по  каждой 
категории льготных граждан, достоверный учет выпадающих доходов, что является одним 
из основных условий при проведении расчетов с Федеральным  и региональными бюджетами. 

В  настоящее  время  Федеральным  агентством  информатизации  Российской 

Федерации  принято  решение  ввести  с  2006  года  во  всех  89  субъектах    социальную  карту 
жителя. Аналогом послужило «социальная карта москвича», которая внедрена в Московском 
регионе.
  

В 2004 году  был разработан новый пригородный терминал МКТК, который позволяет 

обеспечить первичный учет оформленных проездных документов (билетов, как разовых, так 
и  абонементных  на  транспортных  картах)  для  пригородного  сообщения,  а  также 
автоматизированный учет финансовой и статистической отчетности. 

В настоящее время компанией приобретено и установлено 850 терминалов указанного 

типа, в первую очередь на Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных узлах,  где 
реализована программа реализации проездных документов в электронной форме. 

В  текущем  году  подобными  терминалами  требуется  оснастить  все  пригородные 

билетные  кассы  сети  железных  дорог  (3500  терминалов).    Таким  образом,  будет  создана 
единая  техническая  база  для  создания  автоматизированной  системы  сбора  и  передачи 
данных по пригородным перевозкам, включая перевозки льготных категорий пассажиров. 

 

142 

Совершенствование тарифной политики - дерегулирование тарифов в конкурентных 

сегментах и проведение гибкой тарифной политики 

Реформирование  железнодорожного  транспорта  направлено,  прежде  всего,  на 

развитие  конкуренции  в  отрасли  при  сохранении  государственного  контроля  над 
инфраструктурой  общего  пользования.  Одним  из  основных  компонентов  процесса 
активизации конкуренции является совершенствование тарифной политики. 

Основными целями в области реализации тарифной политики являются: 

долговременное 

планирование 

целевого 

уровня 

тарифов 

в 

условиях 

совершенствования их государственного регулирования;  

- расширение сферы применения свободного ценообразования; 

оперативное  и  гибкое  регулирование  тарифов  в  соответствии  с  изменениями 

конъюнктуры  платежеспособного  спроса  на  перевозки  грузов,  багажа,  грузобагажа  и 
пассажиров в естественно-монопольной и потенциально-конкурентной сферах; 

эффективная 

ценовая 

конкуренция 

в 

сегментах 

высокоприбыльных 

железнодорожных перевозок с другими видами транспорта и независимыми перевозчиками и 
операторами; 

создание  благоприятных  экономических  условий  для  роста  объемов  грузовых, 

багажных,  грузобагажных  и  пассажирских  перевозок  на  основе  стабильности  принципов  и 
методов государственного регулирования и прогнозируемости тарифов. 

В  естественно-монопольной  и  конкурентной  сферах  деятельности  ОАО  «РЖД»  при 

осуществлении  перевозок  грузов,  как  в  международном,  так  и  во  внутригосударственном 
сообщении  с  участием  различных  перевозчиков  и  видов  транспорта  должна  развиваться 
практика  установления  «сквозных  тарифных  ставок».  На  третьем  этапе  структурной 
реформы  данная  система  расчѐта  провозных  плат  должна  применяться  к  основной  массе 
мультимодальных перевозок. 

Важным  элементом  долговременной  тарифной  политики  является  ее  гибкость, 

которая  характеризуется,  прежде  всего,  отражением  в  тарифах  рыночных  факторов, 
связанных  с  развитием  конкуренции  на  рынке  транспортных  услуг,  мировых  и  внутренних 
цен  и  др.  Индексация  тарифов  на  грузовые  перевозки  будет  осуществляться  в  пределах, 
необходимых для эффективного развития Компании: до 2006 года на уровне инфляции, с 2007 
по 2010 год – с коэффициентом 0,98 от уровня инфляции.  

Необходимым  условием  эффективного  проведения  гибкой  тарифной  политики 

является  оперативная  реакция  на  быстро  меняющиеся  конъюнктурные  факторы.  Эта 
задача  будет  решаться  за  счет  предоставления  ОАО  «РЖД»  прав  по  установлению  в 
определенных  условиях  исключительных  тарифов  в  естественно-монопольной  сфере 
деятельности  для  стимулирования  роста  объемов  перевозок,  в  рамках  установленного 
предельного  уровня  повышения  тарифов,  и  смягчения  неравномерности  загрузки  отдельных 
типов  подвижного  состава  по  сезонным  периодам  в  зависимости  от  изменения  рыночной 
конъюнктуры. 

График  гибкого  регулирования  позволяет  пассажиру  заблаговременно  планировать 

свою  поездку,  ориентируясь  на  период  года  и  стоимость  проезда,  Компании  –  увеличить 
доходы,  более  оперативно  учитывать  изменения  платежеспособного  спроса  населения  на 
перевозки,  а  также  сократить  потребность  в  парке  подвижного  состава,  трудовых, 
материальных и финансовых ресурсах.  

Расчетные  данные  показывают,  что  в  2005  году  при  прогнозируемой  индексации 

тарифов  в  вагонах  СВ  пассажирооборот  увеличится  на  3,5%,  а  доходы  на  12%,  что  будет 
способствовать  развитию  одного  из  прибыльных  секторов  деятельности  в  сфере 
пассажирских перевозок. 

Проведение  гибкой  тарифной  политики  в  конкурентных  сегментах  транспортного 

рынка  является  крайне  важным  элементом  реализации  Программы  реформирования 
железнодорожного  транспорта,  направленным  на  постепенный  переход  от  директивных  к 

 

143 

рыночным  принципам  ценообразования  на  транспортные  услуги.  Уже  на  втором  этапе 
реформы,  Российские  железные  дороги  в  ряде  сегментов  рынка  транспортных  услуг 
работают  в  условиях  конкуренции  со  стороны  других  видов  транспорта  и  частных 
собственников подвижного состава. 

Крупнейшим 

конкурентным 

сегментом 

являются 

перевозки 

нефти 

и 

нефтепродуктов,  где  доля  железнодорожного  транспорта  составляет  лишь  около  30%,  из 
которых  парком  «РЖД»  перевозится  менее  половины,  а  на  ряде  направлений  все  перевозки 
выполняются в приватных вагонах. 

Близкая  ситуация  –  по  химикатам,  где  доля  парка  «РЖД»  составляет  около  32%, 

удобрениям    (также  около  32%),  цветной  руде  и  ряду  других  грузов.  На  важнейших 
направлениях  Европейской  части  страны  не  более  10-15%  контейнерных  перевозок 
выполняется железнодорожным транспортом. 

Конкурентным  является  рынок  перевозок  на  малые  и  средние  расстояния 

металлоконструкций, бумаги, зерна, автомобилей, машин и оборудования. 

Таким  образом,  существующие  условия  ценообразования  не  позволяют  реализовать 

возможности  Российских  железных  дорог  по  привлечению  грузов  на  федеральную 
инфраструктуру  общего  пользования  за  счет  системы  гибких  тарифов,  что  приводит  к 
потерям  доходов  от  перевозок.  В  результате  осложняется  реализация  возложенной 
государством  на  ОАО  «РЖД»  задачи  по  поддержанию  и  развитию  железнодорожной 
инфраструктуры. 

В  целях  формирования  эффективной  тарифной  политики,  адаптированной  к 

условиям  рыночной  экономики,  необходимо  выделение  из  сферы  естественной  монополии 
конкурентных  сегментов  рынка  транспортных  услуг  и  дерегулирование  тарифов  в  этих 
сегментах, сохраняя общие принципы антимонопольного контроля. 

В  сфере  естественной  монополии  для  оперативного  принятия  решений  с  учетом 

быстро  меняющейся  конъюнктуры  на  товарных  и  транспортных  рынках  необходима 
передача  ОАО  «РЖД»  права  установления  тарифов  в  рамках  определенного  прейскурантом 
их предельного (максимально допустимого) уровня.  

Правовая основа выделения конкурентных рынков из сферы естественной монополии 

на  железнодорожном  транспорте  определена  Федеральным  законом  «О  естественных 
монополиях». 

Безопасность движения  

В  повышение  безопасности  железнодорожных  перевозок  ОАО  «РЖД»  в  2005  году 

инвестировано 7,1 млрд. руб.  

В  целях  системного  повышения  безопасности  железнодорожных  перевозок  в  ОАО 

«РЖД»  с  2004  года  начато  внедрение  комплексной  многоуровневой  системы  безопасности 
движения, минимизирующей влияние «человеческого фактора» на своевременность, качество 
и безопасность технологических процессов. 

Конкуренция: 

Эмитент  как  предприятие  железнодорожного  транспорта  в  силу  Федерального 

закона  «О  естественных  монополиях»  относится  к  субъекту  естественной  монополии. 
Поэтому  целесообразно,  по  мнению  эмитента,  рассмотреть  как  конкурентные  условия 
деятельности  по  сравнению  с  другими  основными  участниками  транспортного  рынка  и 
альтернативными  вариантами  осуществления  перевозок,  так  и  конкуренцию  в  сфере 
железнодорожных перевозок.  

В сфере грузовых перевозок основными конкурентами железнодорожного транспорта 

являются  трубопроводный,  автомобильный,  морской    и  внутренний  водный  виды 
транспорта.  Железнодорожный  транспорт  занимает  второе  место  по  объему  перевозок 
грузов,  уступая  только  узкоспециализированному  трубопроводному  транспорту,  который 
применим  для  передачи  лишь  нефтеналивных  грузов  –  в  данном  сегменте  он  занимает 

 

144 

лидирующие позиции в силу низких тарифов. Но для перевозки других грузов трубопроводный 
транспорт неприспособлен и несопоставим с разветвленностью сети железных дорог. 

В  сфере  пассажирских  перевозок  автомобильный  транспорт  занимает  лидирующие 

позиции,  прежде  всего  за  счет  личного  автотранспорта  граждан,  а  также  городского  и 
пригородного общественного транспорта. 

К  тому  же  по  всей  территории  России  и  в  каждом  отдельно  взятом  регионе 

существует 

инфраструктурное 

доминирование 

автомобильного 

транспорта 

над 

железнодорожным. Так, в Центральном округе коэффициент транспортной обеспеченности 
территории  составляет  26,6  км/тыс.  км

  -  по  железнодорожному  транспорту,  241,9 

км/тыс.  км

  -  по  автомобильному  (в  целом  по  России  5,04  км/тыс.  км

  и  44,2  км/тыс.  км

 

соответственно).  

Столь  значительное  расхождение  коэффициентов  транспортной  обеспеченности 

вызвано  разными  задачами,  которые  решают  автомобильный  и  железнодорожный 
транспорт как участники логистической системы в России. 

Таким  образом,  территорию  России  можно  разбить  на  две  части:  европейскую  и 

азиатскую. На европейскую часть приходится около 87% длины железных дорог, около 90% 
автомобильных  дорог  и  свыше  30%  речных  путей  сообщения.  Проживает  в  этой  части 
страны  почти  85%  населения.  Необходимо  отметить  различие  и  в  топографии 
расположения транспортных линий по территории этих частей страны. 

«Инфраструктурная» конкуренция на транспортном рынке характеризуется долями 

основных видов транспорта в объѐме перевозочной работы: 

Доли рынка различных видов транспорта в 2003-2004 годах*: 

Вид транспорта 

Грузооборот 

Пассажирооборот 

2003 г. 

2004 г. 

2003 г. 

2004 г.  

Железнодорожный 

39,0 

39,6 

40,5 

40,0 

Автомобильный 

4,1 

4,0 

41,3 

39,6 

Морской 

1,8 

1,3 

Внутренний водный 

1,9 

1,9 

Воздушный 

0,1 

0,1 

18,2 

20,4 

Трубопроводный 

53,2 

53,1 

Всего 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

*Данные Министерства транспорта РФ 

Недостатками  автомобильного  транспорта  являются  его  неприспособленность  для 

перевозок больших объемов промышленных грузов, а также перевозок пассажиров на большие 
расстояния. 

Морской  и  внутренний  водный  транспорт  являются  узкоспециализированными  в 

части  доступных  маршрутов  перевозок.  Преимущества  данных  видов  транспорта  в  том, 
что существует возможность перевозить грузы и пассажиров в тех местностях, где другие 
виды транспорта неприменимы. Однако объемы перевозок относительно невелики. 

Основным  преимуществом  воздушного  транспорта  при  перевозках  пассажиров 

является,  прежде  всего,  скорость  доставки  на  значительные  расстояния,  а  также 
применимость  в  географически  труднодоступных  районах.  Недостатком  –  высокая 
стоимость доставки и невозможность осуществлять массовые перевозки. 

Основные  преимущества  железнодорожного  транспорта    -  возможность 

осуществления  массовых  перевозок  широкой  номенклатуры  промышленных  грузов  на 
большие расстояния по  относительно невысоким тарифам. В перевозках каменного угля и 
кокса  на  железнодорожный  транспорт  приходится  более  97%,    черных  металлов  –  более 
96%, химических и минеральных удобрений – более 84%. Аналогичная ситуация складывается 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..