ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2005 год - часть 84

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2005 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     82      83      84      85     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2005 год - часть 84

 

 

 

167 

Должность:  заместитель  директора  Департамента  государственной  политики  в  области 
железнодорожного, морского и речного транспорта
 

Период: 2005– наст. время 
Организация: ОАО «РЖД» 
Сфера деятельности: контрольно-ревизионная 
Должность: член ревизионной комиссии 

доля участия в уставном капитале эмитента: такой доли нет 

доля принадлежащих указанному лицу обыкновенных акций эмитента: такой доли нет 

количество  акций  эмитента  каждой  категории  (типа),  которые  могут  быть  приобретены 

лицом в результате осуществления прав по принадлежащим ему опционам эмитента: 0 штук 

доли участия в уставном капитале дочерних и зависимых обществ эмитента: таких долей 

нет 

доли  принадлежащих  лицу  обыкновенных  акций  дочернего  или  зависимого  общества 

эмитента: таких долей нет 

количество акций дочернего или зависимого общества эмитента каждой категории (типа), 

которые могут быть приобретены лицом в результате осуществления прав по принадлежащим ему 
опционам дочернего или зависимого общества эмитента: 0 штук 

характер  любых  родственных  связей  между  членом  органа  эмитента  по  контролю  за  его 

финансово – хозяйственной деятельностью и иными членами органов эмитента по контролю за его 
финансово  –  хозяйственной  деятельностью,  членами  совета  директоров  эмитента,  членами 
коллегиального исполнительного органа эмитента, лицом, занимающим должность единоличного 
исполнительного органа эмитента: родственных связей нет 

фамилия, имя, отчество: Шенфельд Константин Петрович 

год рождения: 1955 

сведения  об  образовании:  Новосибирский  институт  инженеров  железнодорожного 

транспорта, 1976-1981, эксплуатация железных дорог 

все  должности,  занимаемые  за  последние  5  лет  и  в  настоящее  время  в  хронологическом 

порядке, в том числе по совместительству: 

Период: 1998-2001 
Организация: Западно-сибирская железная дорога МПС России 
Сфера деятельности: управление 
Должность: заместитель начальника по экономике и финансам 

Период: 2001-2002 
Организация: Сибирский государственный университет путей сообщения 
Сфера деятельности: управление 
Должность: профессор кафедры «Экономика транспорта» 

Период: 2002-2004 
Организация: Министерство путей сообщения Российской Федерации 
Сфера деятельности: управление 
Должность: 

заместитель 

руководителя 

Департамента 

управления 

перевозками, 

руководитель Департамента лицензирования и технической политики 

Период: 2004 – наст. время 
Организация: Федеральное агентство железнодорожного транспорта 
Сфера деятельности: управление 
Должность: заместитель руководителя 

Период: 2005– наст. время 
Организация: ОАО «РЖД» 
Сфера деятельности: контрольно-ревизионная 
Должность: член ревизионной комиссии 

 

168 

доля участия в уставном капитале эмитента: такой доли нет 

доля принадлежащих указанному лицу обыкновенных акций эмитента: такой доли нет 

количество  акций  эмитента  каждой  категории  (типа),  которые  могут  быть  приобретены 

лицом в результате осуществления прав по принадлежащим ему опционам эмитента: 0 штук 

доли участия в уставном капитале дочерних и зависимых обществ эмитента: таких долей 

нет 

доли  принадлежащих  лицу  обыкновенных  акций  дочернего  или  зависимого  общества 

эмитента: таких долей нет 

количество акций дочернего или зависимого общества эмитента каждой категории (типа), 

которые могут быть приобретены лицом в результате осуществления прав по принадлежащим ему 
опционам дочернего или зависимого общества эмитента: 0 штук 

характер  любых  родственных  связей  между  членом  органа  эмитента  по  контролю  за  его 

финансово – хозяйственной деятельностью и иными членами органов эмитента по контролю за его 
финансово  –  хозяйственной  деятельностью,  членами  совета  директоров  эмитента,  членами 
коллегиального исполнительного органа эмитента, лицом, занимающим должность единоличного 
исполнительного органа эмитента: родственных связей нет

 

5.6.  Сведения  о  размере  вознаграждения,  льгот  и/или  компенсации  расходов  по 
органу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента 

Сведения  о  размере  вознаграждения,  льгот  и/или  компенсации  расходов  по  органу 

контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в 2005 году: 

 

  Виды вознаграждения 

Сумма, руб. 

Заработная плата 

Премии 

Комиссионные 

Льготы и/или компенсации расходов 

Иные имущественные представления 

Сведения  о  существующих  соглашениях  относительно  таких  выплат  в  2006  году:  такие 

соглашения отсутствуют

 

5.7.  Данные  о  численности  и  обобщенные  данные  об  образовании  и  о  составе 
сотрудников (работников) эмитента, а также об изменении численности сотрудников 
(работников) эмитента 

Информация,  содержащаяся  в  настоящем  пункте,  в  ежеквартальном  отчете  за 

четвертый квартал не указывается. 

5.8. Сведения о любых обязательствах эмитента перед сотрудниками (работниками), 
касающихся возможности их участия в уставном капитале эмитента 

Соглашения  или  обязательства  эмитента,  касающиеся  возможности  участия 

сотрудников (работников) эмитента в его уставном капитале отсутствуют. 

Предоставление  или  возможность  предоставления  сотрудникам  (работникам) 

эмитента опционов эмитента отсутствует.

 

 

VI. Сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных 

эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность

 

6.1. Сведения об общем количестве акционеров (участников) эмитента 

Общее количество акционеров эмитента на дату окончания отчетного квартала: 1 

 

169 

Общее  количество  лиц,  зарегистрированных  в  реестре  акционеров  эмитента  на  дату 

окончания отчетного квартала: 1.  

Общее количество номинальных держателей акций эмитента: 0.

 

6.2.  Сведения  об  акционерах  эмитента,  владеющих  не  менее  чем  5  процентами  его 
уставного  капитала  или  не  менее  чем  5  процентами  его  обыкновенных  акций,  а 
также сведения об участниках (акционерах) таких лиц, владеющих не менее чем 20 
процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 
процентами их обыкновенных акций 

Акционеры эмитента, владеющие не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента 

или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций: 

наименование: Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации. 
место нахождения: 103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2 
ИНН: не присвоен 
размер доли акционера эмитента в уставном капитале эмитента: 100% 
размер доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента: 100% 

Сведения  о  лицах,  владеющих  не  менее  чем  20  процентами  уставного  капитала  или  не 

менее чем 20 процентами обыкновенных акций акционеров эмитента, владеющих не менее чем 5 
процентами  уставного  капитала  эмитента  или  не  менее  чем  5  процентами  обыкновенных  акций 
эмитента: таких лиц нет

 

6.3.  Сведения  о  доле  участия  государства  или  муниципального  образования  в 
уставном капитале эмитента, наличии специального права ("золотой акции") 

Сведения о доле государства в уставном капитале эмитента и специальных правах: 

размер доли уставного капитала эмитента, находящейся в государственной (федеральной) 

собственности: 100,0% 

наименование,  лица  которое  от  имени  Российской  Федерации,  осуществляет  функции 

акционера  эмитента:  единственным  акционером  общества  является  Российская  Федерация. 
От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством 
Российской Федерации 

место нахождения лица, которое от имени Российской Федерации, осуществляет функции 

акционера эмитента: 103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 2 

наличие  специального  права  на  участие  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации,  муниципальных  образований  в  управлении  эмитентом  -  акционерным  обществом 
("золотой  акции"),  срок  действия  специального  права  ("золотой  акции"):  специальное  право 
отсутствует

 

6.4. Сведения об ограничениях на участие в уставном капитале эмитента 

Уставом  эмитента  ограничения  количества  акций,  принадлежащих  одному 

акционеру, и/или их суммарной номинальной стоимости, и/или максимального числа голосов, 
предоставляемых одному акционеру, не установлены.  

Законодательством  Российской  Федерации  или  иными  нормативными  правовыми 

актами  Российской  Федерации  ограничения  на  долю  участия  иностранных  лиц  в  уставном 
капитале эмитента не установлены. 

Иные ограничения, связанные с участием в уставном капитале эмитента: 

В  соответствии  со  статьей  7  Федерального  закона  №  29-ФЗ  "Об  особенностях 

управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта": 

все акции эмитента находятся в собственности Российской Федерации. 

 

170 

продажа  и  иные  способы  отчуждения  находящихся  в  собственности  Российской 

Федерации  акций  эмитента,  передача  их  в  залог,  а  также  иное  распоряжение  указанными 
акциями осуществляется на основании федерального закона

 

6.5.  Сведения  об  изменениях  в  составе  и  размере  участия  акционеров  эмитента, 
владеющих  не  менее  чем  5  процентами  его  уставного  капитала или  не  менее  чем 5 
процентами его обыкновенных акций 

составы акционеров эмитента, владевших не менее чем 5 процентами уставного капитала 

эмитента, а также не менее 5 процентами обыкновенных акций эмитента, определенные на дату 
составления  списка  лиц,  имевших  право  на  участие  в  каждом  общем  собрании  акционеров 
эмитента, по данным списка лиц, имевших право на участие в каждом из таких собраний

 

1. дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров 

эмитента: 30.09.2003 

Сведения  об  акционерах  эмитента,  владевших  не  менее  чем  5  процентами  его  уставного 

капитала, а также не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента: 

наименование: Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации 

доля лица в уставном капитале эмитента: 100% 

доля принадлежавших указанному лицу обыкновенных акций эмитента: 100% 

2. дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров 

эмитента: 08.06.2004 

Сведения  об  акционерах  эмитента,  владевших  не  менее  чем  5  процентами  его  уставного 

капитала, а также не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента: 

наименование: Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации 

доля лица в уставном капитале эмитента: 100% 

доля принадлежавших указанному лицу обыкновенных акций эмитента: 100% 

3. дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров 

эмитента: 10.06.2005 

Сведения  об  акционерах  эмитента,  владевших  не  менее  чем  5  процентами  его  уставного 

капитала, а также не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента: 

наименование: Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации 

доля лица в уставном капитале эмитента: 100% 

доля принадлежавших указанному лицу обыкновенных акций эмитента: 100% 

Единственным  акционером  общества  является  Российская  Федерация.  От  имени 

Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской 
Федерации.  Изменений  в  составе  и  размере  участия  акционеров  за  время  существования 
эмитента не происходило

 

6.6.  Сведения  о  совершенных  эмитентом  сделках,  в  совершении  которых  имелась 
заинтересованность 

В  течение  последнего  отчетного  квартала  сделки,  в  совершении  которых  имелась 

заинтересованность, эмитентом не осуществлялись.

 

6.7. Сведения о размере дебиторской задолженности 

В  ежеквартальном  отчете  за  четвертый  квартал  указанная  информация  не 

раскрывается.

 

 

 

171 

VII. Бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая 

информация 

7.1. Годовая бухгалтерская отчетность эмитента 

В  состав  ежеквартального  отчета  за  четвертый  квартал  годовая  бухгалтерская 

отчетность эмитента не включается

7.2.  Квартальная  бухгалтерская  отчетность  эмитента  за  последний  завершенный 
отчетный квартал 

В  состав  ежеквартального  отчета  за  четвертый  квартал  квартальная 

бухгалтерская отчетность эмитента не включается. 

7.3.  Сводная  бухгалтерская  отчетность  эмитента  за  последний  завершенный 
финансовый год 

В  состав  ежеквартального  отчета  за  четвертый  квартал  квартальная 

бухгалтерская отчетность эмитента не включается.

 

 

7.4. Сведения об учетной политике эмитента 

Учетная  политика  эмитента,  применяемая    эмитентом  в  целях  бухгалтерского 

учета, действует с момента его образования. 

В Учетную политику эмитента на 2005 год были внесены следующие изменения: 

- Учет операций  по долевому строительству объектов ОАО «РЖД» (раздел  2.4.2) 

В случае, когда заказчик-застройщик, инвестор и подрядчик является ОАО «РЖД», то 

бухгалтерский  учет  в  доле,  причитающейся    ОАО  «РЖД»,  ведется  в  порядке, 
предусмотренном  при строительстве объекта недвижимости хозяйственным способом,  а в 
доле  прочих  инвесторов  –  в  порядке,  предусмотренном  для  выполнения  работы  по  договору  
подряда    -    в    отличии  от  порядка,  применяемого  в  2004  году,  при  котором  затраты  после 
завершения  строительства  передавались  инвесторам  (в  причитающейся  им  доле)  по  счету 
76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» без отражения  в бухгалтерском учете  
финансовых  результатов по выполненным работам. 

-  Учет  активов  со  сроком  полезного  использования  свыше  12  месяцев, не  введенных в 

эксплуатацию, при нахождении их на складе (раздел  2.4.4) 

Имущество 

(инструменты, 

приспособления, 

инвентарь, 

постельные 

принадлежности  и  другие  предметы,  необходимые  для  обеспечения  потребностей 
производственного  процесса)  со  сроком  полезного  использования  свыше  12  месяцев, 
находящееся  на  складах  материально-технического  обеспечения  железных  дорог, 
принимается  к  бухгалтерскому  учету  в  качестве  материально-производственных  запасов  и 
учитывается  на  складе  по  счету  10  «Материалы»  -  в  отличии  от  учета  в  2004  году 
указанного имущества на счете 07 «Оборудование к установке», как объекты, не требующие 
монтажа. 

Учет  расходов  на  научно-исследовательские,  опытно-конструкторские  и 

технологические работы (раздел 2.4.11) 

Списание  расходов  на  научно-исследовательские,  опытно-конструкторские  и 

технологические  работы  осуществляется  равномерно  в  течение  трех  лет,  в  том  числе  в 
течение  отчетного  года  равномерно  в  размере  1/12  годовой  суммы.  В  2004  году  Учетной 
политикой указанная норма не предусматривалась. 

- Учет выручки (доходов) по пассажирским перевозкам (раздел 2.5.2) 

Выручка  (доходы)  от  перевозок  пассажиров,  багажа,  грузобагажа  определяется  по 

моменту начисления провозных платежей и сборов, которым  является дата отправления. В 

 

172 

2004 году при перевозках пассажиров, багажа и грузобагажа моментом начисления провозных 
платежей и сборов являлся момент реализации проездных (перевозочных) документов. 

Генеральным  коллективным  договором  ОАО  «РЖД»  на  2005  год  предусмотрено 

представление работникам ОАО «РЖД», членам их семей, находящимся на иждивении, права 
бесплатного проезда по личным надобностям по разовому билету. 

Сумма  доходов  за  перевозки  указанных  категорий  граждан  определяется  исходя  из 

полной стоимости проезда. 

Дебиторская  задолженность  (расчеты  с  персоналом  ОАО  «РЖД»)  относится  в 

полном размере на внереализационные расходы Общества с отражением на счете 91 «Прочие 
доходы и расходы». В 2004 году в ОАО «РЖД» такой учет не осуществлялся. 

-  Раздельный  учет  имущества,  обязательств  и  хозяйственных  операций  по  видам 

деятельности, подлежащим налогообложению единым налогом на вмененный доход (раздел 
2.5.4.1) 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных 

видов деятельности применяется по решению субъекта Российской Федерации. 

В  связи  с  этим  в  бухгалтерском  учете  необходимо  вести  обособленный  учет 

имущества,  обязательств  и  хозяйственных  операций  в  отношении  видов  деятельности, 
подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход. 

В 2004 году планом счетов бухгалтерского учета ОАО «РЖД» не были предусмотрены 

дополнительные  субсчета  для  обособленного  учета  имущества,  обязательств  и  отдельных 
хозяйственных операций. 

- Учет расходов будущих периодов (раздел 2.5.9) 

К  расходам  будущих  периодов  ОАО  «РЖД»  относит  в  том  числе  страховые  премии 

(страховые  взносы)  при  страховании  имущества  ОАО  «РЖД»  по  условиям  договора  в 
соответствии  с  внутренними  документами  ОАО  «РЖД».  В  2004  году  Учетной  политикой 
указанная норма не предусматривалась. 

- Резерв по сомнительным долгам (раздел 2.6.1) 

Резерв  по  сомнительным  долгам  создается  ОАО  «РЖД»  на  основе  результатов 

проведенной инвентаризации дебиторской задолженности два раза в год (по состоянию на 30 
июня  и  31  декабря)  перед  составлением  бухгалтерской  отчетности  и  отражается  в  учете 
бухгалтерскими  записями  последней  декады  первого  полугодия  или  отчетного  года.  В  2004 
году  резерв  создавался  один  раз  в  год  перед  составлением  бухгалтерской  отчетности  и 
отражался в учете бухгалтерскими записями последней декады года. 

-  Учет  расчетов  по  наделению  имуществом  учреждений,  созданных  ОАО  «РЖД» 

(раздел 2.8 п. 15) 

Расчеты  по  наделению  имуществом  на  праве  оперативного  управления  учреждений, 

созданных ОАО «РЖД», учитываются в форме № 1 «Бухгалтерский баланс» в составе прочих 
оборотных активов, что не было предусмотрено Учетной политикой на 2004 год.  
 
23 декабря 2003 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 N 34 

ПРИКАЗ 

 

Об Учетной политике открытого акционерного общества 

"Российские железные дороги" 

 

В  целях  применения  филиалами  ОАО  "РЖД"  единых  способов  бухгалтерского  учета, 

влияющих  на  оценку  и  принятие  решений  заинтересованными  пользователями 
бухгалтерской  отчетности,  и  в  соответствии  со  статьей  6  Федерального  закона  "О 
бухгалтерском учете" и пунктом 83 устава ОАО "РЖД": 

1.  Утвердить  прилагаемую  Учетную  политику  открытого  акционерного  общества 

"Российские железные дороги" (далее - Учетная политика ОАО "РЖД"). 

 

173 

2. Руководителям филиалов: 
2.1. 

Обеспечить 

выполнение 

требований 

полноты, 

своевременности, 

осмотрительности,  приоритета  содержания  над  формой,  непротиворечивости  и 
рациональности,  предусмотренных  пунктом  7  Положения  по  бухгалтерскому  учету 
"Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России, от 9 
декабря 1998 г. N 60н. 

2.2.  Способы  ведения  бухгалтерского  учета,  избранные  Учетной  политикой  ОАО 

"РЖД", применять со дня приобретения прав юридического лица ОАО "РЖД". 

2.3.  При  отражении  фактов  хозяйственной  деятельности  руководствоваться 

нормативными актами по бухгалтерскому учету. 

2.4.  Провести  организационные  мероприятия,  связанные  с  доведением  Учетной 

политики ОАО "РЖД", до сведения структурных подразделений филиалов. 

3.  Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на  главного  бухгалтера 

ОАО "РЖД" - руководителя Департамента бухгалтерского и налогового учета И.Д. Комову. 
 

Президент 

 ОАО "РЖД" 

Г.М.Фадеев 

 

Приложение 

к приказу ОАО "РЖД" 

от 23 декабря 2003 г. N 34 

 

Учетная политика 

открытого акционерного общества 

"Российские железные дороги" 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

 

Учетная политика открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 

(далее  - Учетная  политика) разработана в соответствии с законодательством Российской 
Федерации о бухгалтерском учете, финансовым и налоговым законодательством Российской 
Федерации. 

Учетная политика призвана: 
продекларировать  основные  допущения,  требования  и  подходы  к  ведению  учетного 

процесса (включая составление отчетности); 

обеспечить  единство  методики  при  организации  и  ведении  учетного  процесса  как  в 

разрезе  различных  периодов  времени,  так  и  в  разрезе  филиалов  и  их  структурных 
подразделений (включая составление отчетности); 

обеспечить 

достоверность 

подготавливаемой 

финансовой 

(бухгалтерской) 

отчетности; 

обеспечить  формирование  полной  и  достоверной  информации  об  объектах  учета, 

таких  как  доходы,  расходы,  имущество,  имущественные  права,  обязательства  и 
хозяйственные операции открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 
(далее - Общество). 

Настоящей Учетной политикой в своей деятельности должны руководствоваться: 
руководители  и  работники  всех  филиалов  и  их  структурных  подразделений, 

отвечающие за своевременное представление в бухгалтерские службы Общества первичных 
документов бухгалтерской отчетности и иной учетной информации; 

руководители  и  работники  Общества,  отвечающие  за  своевременную  и  обоснованную 

разработку,  пересмотр  и  доведение  нормативно-справочной  информации  до  подразделений-
исполнителей (включая бухгалтерскую службу); 

работники бухгалтерии, отвечающие за своевременное и качественное выполнение всех 

видов учетных работ и составление достоверной отчетности всех видов. 

Нормативные  документы  Общества  по  вопросам  бухгалтерского  учета  должны 

соответствовать настоящей Учетной политике. 
 

 

174 

1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБЩЕСТВА 

 

1.  Президент  Общества  отвечает  за  организацию  бухгалтерского  учета  Общества, 

соблюдение  законодательства  при  выполнении  хозяйственных  операций,  проведение 
обязательного аудита (пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

2. Ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности Общества 

осуществляет  Департамент  бухгалтерского  и  налогового  учета,  возглавляемый  главным 
бухгалтером  Общества,  который  подчиняется  непосредственно  президенту  Общества 
(пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

Главный бухгалтер Общества обеспечивает формирование учетной политики, ведение 

бухгалтерского  учета,  своевременное  представление  полной  и  достоверной  бухгалтерской 
отчетности, контроль движения активов, формирования информации о доходах и расходах, 
сохранности  и  прироста  капитала  и  выполнения  обязательств  Общества.  Требования 
главного  бухгалтера  по  документальному  оформлению  хозяйственных  операций  и 
своевременному  представлению  в  Департамент  бухгалтерского  и  налогового  учета 
необходимых документов и сведений обязательны для всех работников Общества (статья 7 
Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

3.  Организационная  структура  бухгалтерской  службы  Общества  соответствует 

организационной структуре управления Общества. 

Бухгалтерская служба Общества состоит из: 
Департамента бухгалтерского и налогового учета; 
Служб  бухгалтерского  и  налогового  учета  железных  дорог  и  бухгалтерий 

функциональных филиалов; (*) 

централизованных бухгалтерий (действуют в отделениях железных дорог); (*) 
учетно-контрольных групп (действуют в структурных подразделениях филиалов). (*) 
_______________________________ 
(*) - далее по тексту - бухгалтерии. 

 

Руководители  филиалов  Общества  и  их  структурных  подразделений  в  пределах  своей 

компетенции 

отвечают 

за 

организацию 

бухгалтерского 

учета 

и 

соблюдение 

законодательства  при  выполнении  финансово  -  хозяйственных  операций  в  возглавляемом 
подразделении. 

Кроме  административного  подчинения  руководителям  структурных  подразделений 

филиалов,  бухгалтерии  структурных  подразделений  филиалов  подчиняются  бухгалтериям 
филиалов.  Бухгалтерии  филиалов  подчиняются  непосредственно  главному  бухгалтеру 
Общества. 

Руководители  бухгалтерий  отвечают  за  ведение  бухгалтерского  учета  в  своем 

подразделении  и  своевременное  представление  полной  и  достоверной  отчетности.  Они 
обеспечивают  в  соответствующих  подразделениях  контроль  движения  активов, 
обязательств, формирования информации о доходах и расходах. 

4. Общество имеет: 

    филиалы следующих видов:                                                                     .            
    филиалы - железные дороги; 
    функциональные филиалы: 
    филиалы - перевозочные компании 
    филиалы в   области   технико-экономического   и   финансового 
обеспечения 
    филиалы в области капитального строительства 
    филиалы в области ремонта подвижного состава 
    филиалы в области путевого хозяйства 
    филиалы - электротехнические заводы 
    филиалы в области информатизации и связи 
    филиалы в области социальной сферы 
    филиалы - проектные бюро 
    иные филиалы 
    представительства Общества в иностранных государствах. 
 

 

175 

Филиалы 

и 

представительства 

в 

иностранных 

государствах 

(далее 

представительства)  Общества  ежемесячно  составляют  и  представляют  в  Департамент 
бухгалтерского  и  налогового  учета  отчетность  в  объеме  промежуточной,  годовой 
отчетности по установленным в Обществе формам. 

Эта отчетность включает в себя данные о произведенных продажах: 
для железных дорог - по прочим видам деятельности; 
для других филиалов - по реализации продукции, работ, услуг сторонним организациям 

по всем видам деятельности. 

Отчетность  филиала  (представительства)  и  его  структурного  подразделения,  в 

которой  отражены  его  доходы  и  расходы  по  обычным  видам  деятельности,  считается 
законченной  (дает  информацию  о  финансовом  результате  подразделения  для  целей  оценки 
его  деятельности).  Отчетность  подразделения,  в  которой  отражены  либо  только  доходы, 
либо  только  расходы,  либо  нет  ни  доходов,  ни  расходов  по  обычным  видам  деятельности, 
считается  незаконченной  (не  имеет  финансового  результата  для  целей  оценки 
деятельности филиала). 

Отчетность  филиалов  и  представительств  Общества,  которую  они  представляют  в 

Департамент бухгалтерского и налогового учета, является незаконченной. 

Отчетность  структурных  подразделений  филиала  Общества,  которую  они 

представляют  в  вышестоящие  бухгалтерии,  содержит  данные  о  произведенных  расходах, 
операционных  и  внереализационных  доходах,  активах,  в  том  числе  дебиторской 
задолженности,  принятых  обязательствах  перед  персоналом  и  внешними  контрагентами, 
внутрихозяйственных  расчетах,  то  есть  является  незаконченной.  Продажи  и  расчеты  по 
закрытию расходов отражаются в бухгалтериях филиалов Общества. 

Распределение  учетных  функций  между  бухгалтериями  подразделений  различного 

уровня подчинения, а также установление перечня объектов учета для каждой бухгалтерии 
производится  в  зависимости  от  производственных  функций  структурных  подразделений 
филиалов  и  бизнес-процессов,  происходящих  в  них,  и  фиксируется  в  распорядительных 
документах Общества. 

5.  На  уровне  железных  дорог  и  иных  филиалов  формируются  бухгалтерии, 

возглавляемые главными бухгалтерами филиалов. Бухгалтерии железных дорог подчиняются 
начальникам железных дорог и главному бухгалтеру Общества. 
 

1.2. ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ПРАВИЛА 

ДОКУМЕНТООБОРОТА 

 

1.  Бухгалтерские  записи  производятся  на  основании  первичных  учетных  документов, 

фиксирующих  факт  совершения  хозяйственной  операции  (пункт  1  статьи  9  Федерального 
закона "О бухгалтерском учете"). 

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены (пункт 2 

статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"): 

по  формам,  содержащимся  в  альбомах  унифицированных  (типовых)  форм  первичной 

учетной документации; 

по  специализированным  внутриведомственным  формам,  утвержденным  МПС  России 

по согласованию с Госкомстатом России. 

В  качестве  специализированных  внутриведомственных  форм  Общество  использует 

Альбомы 

специализированных 

внутриведомственных 

форм 

первичной 

учетной 

документации,  изданные  МПС  России  в  целях  упорядочения  организации  бухгалтерского 
учета,  соблюдения  единой  методологии  и  системы  показателей  учетной  документации  в 
отрасли: 

по  учету  основных  средств,  материалов  и  топлива,  работ  в  автомобильном 

транспорте,  утвержденные  указанием  МПС  России  от  1  марта  1999  года  N  Ш-209у, 
согласованные  письмами  Госкомстата  России  от  26  января  1999  года  N  01-05-16/44;  от  18 
февраля 1999 года N 01-05-09/105; 

по  учету  результатов  инвентаризации,  производства,  расчетных  операций, 

общебухгалтерские формы, утвержденные указанием МПС России от 3 июня 1999 года N Ш-
990у, согласованные письмами Госкомстата России от 22 апреля 1999 года N 01- 05-09/245, 25 
мая 1999 года N 01-05-09/401; 

 

176 

по  учету  труда  и  его  оплаты,  утвержденные  указанием  МПС  России  от  3  июня  1999 

года N Ш-990у, согласованные письмом Госкомстата России от 7 апреля 1999 года N 01-05-
09/264; 

по учету работ в капитальном строительстве, утвержденные указанием МПС России 

от 20 января 2000 года N Ш-69у, согласованные письмом Госкомстата России от 12 января 
2000 года N АС-1-21/0059. 

По формам, утверждаемым президентом Общества или уполномоченными им лицами, 

которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: 

 

наименование документа; 

 

дату составления документа; 

 

наименование Общества; 

 

содержание хозяйственной операции; 

 

измерители хозяйственной  операции  в  натуральном  и денежном 

 

выражении; 

 

наименование должностей   лиц,   ответственных  за  совершение 

 

хозяйственной 

 

операции и правильность ее оформления; 

 

личные подписи указанных лиц и их расшифровку. 

Первичные  документы,  полученные  с  применением  компьютерных  программ, 

принимаются  к  бухгалтерскому  учету,  если  они  оформлены  на  бумажном  носителе  и 
содержат  обязательный  для  них  набор  реквизитов  (пункт  2  и  7  статьи  9  Федерального 
закона "О бухгалтерском учете"). 

3.  В  формы  первичных  учетных  документов,  утвержденные  Госкомстатом  России, 

(кроме форм по учету кассовых операций) допускается вносить дополнительные реквизиты. 
При  этом  все  реквизиты  утвержденных  унифицированных  форм  первичной  учетной 
документации 

остаются 

без 

изменения, 

удаление 

отдельных 

реквизитов 

из 

унифицированных  форм  не  допускается  (постановление  Госкомстата  России  от  24  марта 
1999  года  N  20  "Об  утверждении  порядка  применения  унифицированных  форм  первичной 
учетной документации"). 

4.  Первичные  учетные  документы,  поступающие  в  бухгалтерию,  подлежат 

обязательной проверке. 

Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, 

заполнение реквизитов) и содержанию (законность документированных операций, логическая 
увязка отдельных показателей). 

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, 

а  если  это  не  представляется  возможным  -  непосредственно  после  ее  окончания  (пункт  4 
статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

При  принятии  первичных  учетных  документов  к  учету  осуществляется  контроль 

правомочий  подписавших  их  лиц.  Перечень  должностных  лиц,  имеющих  право  подписи 
первичных  учетных  документов,  утверждается  президентом  Общества  и  лицами, 
специально  уполномоченными  им,  по  согласованию  с  главным  бухгалтером.  Документы, 
которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются 
президентом Общества и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами (пункт 
3 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

5.  Движение  первичных  документов  в  Обществе  (создание  или  получение  от  других 

предприятий,  учреждений  или  организаций,  от  филиалов  и  их  структурных  подразделений 
Общества,  принятие  к  учету,  обработка,  передача  в  архив  -  документооборот) 
регламентируется  графиком.  График  документооборота  утверждается  президентом 
Общества  и  уполномоченными  им  руководителями  филиалов  в  части  документооборота 
этих филиалов (пункт 3 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

6.  Хранение  первичных  учетных  документов,  регистров  бухгалтерского  учета  и 

бухгалтерской  отчетности  осуществляется  в  течение  сроков,  устанавливаемых  в 
соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти 
лет (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

Рабочий  план  счетов  бухгалтерского  учета,  другие  документы  внутреннего 

регулирования бухгалтерского учета, учетная политика, процедуры кодирования, программы 

 

177 

машинной обработки данных (с указанием сроков их использования), бухгалтерские справки 
по  внесению  исправлений  в  учетные  записи  и  отчетность,  исчислению  различных 
показателей  хранятся  Обществом  в  течение  пяти  лет  после  года,  в  котором  они 
использовались  для  составления  бухгалтерской  отчетности  (или  использовались  для  этой 
цели последний раз) (пункт 2 статьи 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

Ответственность  за  организацию  хранения  учетных  документов,  регистров 

бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности  несет  президент  Общества, 
руководители  филиалов  и  руководители  структурных  подразделений  филиалов  (пункт  3 
статьи 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 
 

1.3. ФОРМИРОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

 

1.  В  течение  года  главный  бухгалтер  Общества  осуществляет  подготовку  и 

обоснование решений об изменении различных положений учетной политики, которые могут 
быть  приняты к  исполнению только  начиная со  следующего  года  (пункт  18 Положения  по 
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом 
Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  9  декабря  1998  года  N  60н  (далее  ПБУ 
1/98). 

Изменения  учетной  политики  оформляются  в  виде  дополнений  и  изменений  к 

настоящей Учетной политике, которые утверждаются в том же порядке, что и Учетная 
политика,  и  вводятся  в  действие  с  1  января  года,  следующего  за  годом  их  утверждения 
(пункт 17 ПБУ 1/98). 

Изменения  учетной  политики  объявляются  Обществом  в  пояснительной  записке  к 

отчетности за год, предшествующий году начала их применения (пункт 23 ПБУ 1/98). 

В  случае  появления  в  хозяйственной  деятельности  Общества  новых  фактов 

хозяйственной  деятельности,  способы  бухгалтерского  учета  которых  не  определены  в 
учетной  политике,  оформляется  дополнение  к  учетной  политике.  Дополнение  к  учетной 
политике  оформляется  в  виде  дополнения к  настоящей  Учетной  политике  (пункт 16 ПБУ 
1/98). 

2.  Приняты  при  формировании  учетной  политики  способы  бухгалтерского  учета, 

существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями 
бухгалтерской  отчетности,  раскрываются  Обществом  в  пояснительной  записке  к 
бухгалтерской отчетности за отчетный год (пункт 15 ПБУ 1/98). 

Существенными  признаются  способы  ведения  бухгалтерского  учета,  без  знания  о 

применении  которых  заинтересованными  пользователями  бухгалтерской  отчетности 
невозможна  достоверная  оценка  финансового  положения,  движения  денежных средств  или 
финансовых результатов деятельности Общества (пункт 11 ПБУ 1/98). 

3.  Обществом  применяется  Единый  рабочий  план  счетов  бухгалтерского  учета 

Общества (далее по тексту - план счетов Общества). 

План  счетов  Общества  является  обязательным  к  применению  всеми  работниками 

бухгалтерий Общества. 

В бухгалтериях филиалов и их структурных подразделений, не перешедших на ведение 

бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы бухгалтерского учета SAP 
R/3, коды счетов и субсчетов должны соответствовать плану счетов Общества. 

Изменения 

и 

дополнения 

плана 

счетов 

Общества 

производятся  только 

централизованно,  указанием  главного  бухгалтера,  уполномоченного  на  это  президентом 
Общества. 

4.  Обществом  применяются  внутренние  учетные  регламенты,  обязательные  к 

применению всеми работниками бухгалтерий Общества. 

Все изменения во внутренние учетные регламенты и порядок их применения, вызванные 

изменением  законодательства,  характера  осуществляемых  операций  или  организации 
учетного процесса, производятся централизованно (указанием главного бухгалтера). 
 

1.4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 

 

1.  Инвентаризация  имущества  и  обязательств  проводится  Обществом  в  целях 

обеспечения  достоверности  данных  бухгалтерского  учета  и  отчетности.  Инвентаризации 

 

178 

подлежат все виды активов и обязательств Общества, включая имущество (независимо от 
местонахождения),  находящееся  у  Общества  на  праве  собственности,  объемы 
незавершенного  производства,  незавершенных  вложений  в  оборотные  и  внеоборотные 
активы, кредиторскую задолженность и статьи капитала, имущество, не принадлежащее 
Обществу,  но  числящееся  в  бухгалтерском  учете  на  забалансовых  счетах  (находящееся  на 
ответственном  хранении,  полученное  для  продажи  по  договору  комиссии,  арендованное, 
находящееся в безвозмездном пользовании, полученное для переработки и так далее). 

2.  Общество  проводит  инвентаризацию  имущества  и  обязательств  в  порядке, 

предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых 
обязательств  на  предприятиях  и  учреждениях  железнодорожного  транспорта, 
утвержденными  Департаментом  финансов  МПС  России  28  декабря  1999  года  (далее  - 
Методические указания по инвентаризации имущества). 

3. Основными задачами инвентаризации является выверка наличия, состояния и оценки 

имущества  и  обязательств.  Поэтому  в  ходе  инвентаризации  осуществляется:  выявление 
фактического  наличия  имущества,  характеристика  состояния  имущества  (условия 
хранения  и  эксплуатации  или  использования,  выявление  фактов  полной  или  частичной 
утраты  потребительских  свойств  и  качеств,  морального  устаревания  и  так  далее), 
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка 
правильности  проведенной  оценки  имущества  и  обязательств,  проверка  полноты 
отражения в учете обязательств, реальность дебиторской задолженности и так далее. 

Кроме  инвентаризации,  проводимой  в  целях  повышения  достоверности  статей 

бухгалтерской  отчетности,  инвентаризация  проводится  в  случаях,  предусмотренных 
законодательством, в том числе (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О бухгалтерском 
учете"): 

 

при передаче имущества в аренду, выкупе и продаже; 

 

при передаче дел или смене материально ответственных лиц; 

 

при выявлении  фактов  хищения,  злоупотребления   или   порчи 

 

имущества; 

 

в случае стихийного бедствия,  пожара или других  чрезвычайных 

 

ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 

 

при реорганизации Общества  (выделении,  разделении,  слиянии, 

 

присоединении). 

Помимо  инвентаризаций,  предусмотренных  в  целях  составления  бухгалтерской 

отчетности, Общество проводит инвентаризации, необходимые для подтверждения данных 
оперативного учета и для иных целей. 

График  проведения  инвентаризаций  утверждает  президент  Общества  или 

уполномоченные им руководители филиалов Общества - по возглавляемым ими структурным 
подразделениям (пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

Для  проведения  инвентаризаций  в  Обществе  создается  постоянно  действующая 

инвентаризационная  комиссия,  а  в  филиалах  и  их  структурных  подразделениях  -  рабочие 
инвентаризационные  комиссии.  Состав  постоянно  действующей  инвентаризационной 
комиссии  Общества  утверждается  приказом  президента  Общества,  а  рабочих 
инвентаризационных  комиссий  -  руководителями  филиалов  и  структурных  подразделений 
филиалов.  Рассмотрение  материалов  инвентаризаций,  проведенных  в  филиалах  и  их 
структурных  подразделениях,  производится  на  заседаниях  сформированных  в  этих 
подразделениях  рабочих  инвентаризационных  комиссий.  Проекты  решений,  принятых  на 
этих  заседаниях,  подлежат  утверждению  президентом  Общества  по  представлению 
постоянно действующей инвентаризационной комиссии Общества. 

4.  Выявленные  при  инвентаризации  расхождения  между  фактическим  наличием 

имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в 
следующем порядке (пункт 3 статьи 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете"): 

излишек  имущества  приходуется  Обществом  по  рыночной  стоимости  на  дату 

проведения  инвентаризации,  и  соответствующая  сумма  зачисляется  на  счет  91  "Прочие 
доходы и расходы" плана счетов Общества; 

недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на 

издержки производства или обращения, а сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные 

 

179 

лица  не  установлены  или  суд  отказал  во  взыскании  убытков  с  них,  или  Общество  в 
соответствии  со  статьей  240  Трудового  Кодекса  Российской  Федерации  полностью 
(частично)  отказалось  от  взыскания  ущерба  с  виновного  работника,  то  убытки  от 
недостачи имущества и его порчи списываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы" плана 
счетов Общества. 
 

1.5. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 

 

1.  Составление  бухгалтерской  отчетности  основывается  на  данных  регистров 

бухгалтерского  учета.  Для  обеспечения  индивидуальной  ответственности  работников 
бухгалтерской  службы  регистры  ежеквартально  распечатываются  и  подписываются 
составившими их лицами. Эти лица отвечают за правильность отражения хозяйственных 
операций  в  накопительных  регистрах  (пункт  2  статьи  10  Федерального  закона  "О 
бухгалтерском учете"). 

2.  Регистры  бухгалтерского  учета  ведутся  в  специальных  книгах  (журналах)  в  виде 

машинограмм,  полученных  при  использовании  вычислительной  техники,  а  также  на 
магнитных  лентах,  дисках,  дискетах  и  иных  машинных  носителях  Единой  корпоративной 
автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР). 

3.  Общество  представляет  заинтересованным  пользователям  бухгалтерскую 

отчетность,  отражающую  состояние  его  активов  и  обязательств,  доходов  и  расходов  в 
порядке, предусмотренном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (статьи 13, 15). 

4. Бухгалтерская отчетность Общества за отчетный год представляется в срок до 1 

апреля  года,  следующего  за  отчетным  (пункт  2  статьи  15  Федерального  закона  "О 
бухгалтерском учете"). 

Бухгалтерская 

отчетность 

составляется 

в 

объеме, 

предусмотренном 

законодательством  (статья  13  Федерального  закона  "О  бухгалтерском  учете"),  и  по 
формам, утвержденным президентом Общества. 

Бухгалтерская  отчетность  составляется  в  тысячах  рублей.  Синтетический  и 

аналитический учет ведется в рублях и копейках. 

Аналитический  учет  основных  средств  ведется  в  рублях  (пункт  39  Методических 

указаний  по  бухгалтерскому  учету  основных  средств,  утвержденных  приказом  Минфина 
России от 13 октября 2003 N 91н). 

В  случаях,  когда  хозяйственные  операции  осуществляются  в  иностранной  валюте, 

записи  в  бухгалтерском  учете  производятся  в  рублях  по  курсу  Центрального  банка 
Российской  Федерации  (далее  -  Банк  России)  на  дату  совершения  операции.  Одновременно 
указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей (пункты 4 -6 Положения по 
бухгалтерскому  учету  ПБУ  3/2000  "Учет  активов  и  обязательств,  стоимость  которых 
выражена  в  иностранной  валюте",  утвержденного  приказом  Министерства  финансов 
Российской Федерации от 10 января 2000 года N 2н (далее ПБУ 3/2000)). 

5. 

Обществом 

составляется 

промежуточная 

бухгалтерская 

отчетность 

нарастающим итогом (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете"): 

бухгалтерский баланс - ежеквартально; 
отчет о прибылях и убытках - ежеквартально. 
Срок  предоставления  промежуточной  отчетности  -  28  число  месяца,  следующего  за 

окончанием квартала (пункт 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). 

6.  Для  формирования  бухгалтерской  отчетности  Общества,  филиалы  и  их 

структурные  подразделения  представляют  отчетность  по  внутренним  формам  и  в  сроки, 
утвержденные  президентом  Общества  для  филиалов  и  представительств  за  границей 
Общества,  и  уполномоченными  президентом  Общества  лицами  для  структурных 
подразделений филиалов. 

7.  Информация  об  имуществе,  доходах  и  расходах  Общества  составляется  по 

сегментам.  В  качестве  отчетных  сегментов  Общество  выделяет  операционные  сегменты 
(виды  деятельности)  (Положение  по  бухгалтерскому  учету  "Информация  по  сегментам" 
ПБУ 12/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 
января 2000 года N 11н (далее ПБУ 12/2000)). 

8.  В  пояснениях  к  бухгалтерской  отчетности  Общества  раскрывается  информация  о 

событиях  после  отчетной  даты,  об  условных  фактах  хозяйственной  деятельности  и 

 

180 

созданных  в  связи  с  ними  резервах,  об  аффилированных  лицах  и  о  прекращаемой 
деятельности (Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 
7/98, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 
1998  года  N  56н  (далее  ПБУ  7/98),  Положение  по  бухгалтерскому  учету  "Условные  факты 
хозяйственной  деятельности"  ПБУ  8/01,  утвержденное  приказом  Министерства  финансов 
Российской  Федерации  от  28  ноября  2001  года  N  96н  (далее  ПБУ  8/01),  Положение  по 
бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное 
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 года N 5н (далее 
ПБУ  11/2000),  Положение  по  бухгалтерскому  учету  "Информация  по  прекращаемой 
деятельности"  ПБУ  16/02,  утвержденное  приказом  Министерства  финансов  Российской 
Федерации от 2 июля 2002 года N 66н (далее ПБУ 16/02)). 

9. Принятое годовым общим собранием акционеров Общества решение о распределении 

прибыли  отчетного  года  отражается  в  бухгалтерской  отчетности  в  том  периоде,  когда 
было проведено собрание, то есть в следующем после отчетного года. 

10.  Бухгалтерская  отчетность  подписывается  президентом  и  главным  бухгалтером 

Общества, а затем утверждается решением годового общего собрания акционеров Общества 
(пункт 11 статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах"). 

К  бухгалтерской  отчетности,  представляемой  на  утверждение,  прилагается 

аудиторское  заключение,  выданное  по  результатам  аудита  бухгалтерской  отчетности. 
Общество 

представляет 

отчетность 

согласно 

адресам, 

предусмотренным 

законодательством.  Кроме  того,  Общество  публикует  свою  годовую  отчетность  в 
соответствии  с  Положением  по  бухгалтерскому  учету  "Бухгалтерская  отчетность 
организации"  ПБУ  4/99,  утвержденным  приказом  Министерства  финансов  Российской 
Федерации от 6 июля 1999 года N 43н (далее ПБУ 4/99). 
 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

 

В  настоящем  разделе  изложены  избранные  при  формировании  учетной  политики 

Общества  способы  ведения  бухгалтерского  учета,  существенно  влияющие  на  оценку  и 
принятие решений пользователями отчетности. 
 

2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ И ДОПУЩЕНИЯ, 

ПРИНЯТЫЕ ПРИ ВЕДЕНИИ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ. 

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЕМОЙ СИСТЕМОЙ БУХГАЛТЕРСКОГО 

УЧЕТА 

 

1.  Система  бухгалтерского  учета  Общества  должна  обеспечивать  достоверность, 

полноту  и  надежность  отчетной  информации  при  допустимом  уровне  издержек  на  ее 
формирование и представление (пункт 6 ПБУ 4/99). 

Достоверной  и  полной  считается  отчетность,  сформированная  по  правилам, 

установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету (пункт 6 ПБУ 4/99). 

Надежной  отчетность  считается,  если  она  не  содержит  существенных  ошибок. 

Отсутствие 

ошибок 

обеспечивается 

осуществлением 

многоуровневого 

контроля 

достоверности  ведения  учета  и  составления  отчетности  Общества:  контроль 
специалиста,  выполняющего  соответствующие  бухгалтерские  процедуры,  контроль 
руководителя  структурного  подразделения  бухгалтерии,  подписывающего  сводные 
бухгалтерские 

регистры, 

контроль  внутренней 

контрольно-ревизионной 

службы, 

аудиторские проверки. 

Информация (кроме отчетов специального назначения) должна быть нейтральной, то 

есть  свободной  от  односторонности,  от  одностороннего  учета  требований  одного  из 
пользователей  отчетности  (например,  налоговых  органов).  Информация  не  является 
нейтральной, если посредством ее отбора или формы представления она влияет на решения 
и  оценки  заинтересованных  пользователей  с  целью  достижения  предопределенных 
результатов или последствий (пункт 7 ПБУ 4/99). 

2.  В  составе  внешней  отчетности,  утвержденной  президентом  Общества  или 

уполномоченными  лицами,  для  ее  пользователей  формируется  информация  об 
имущественном  положении  Общества  (представляется  в  форме  бухгалтерского  баланса  - 

 

181 

форма N 1), финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении 
Общества  (представляется  в  форме  отчета  о  прибылях  и  убытках  -  форма  N  2),  а  также 
информация  в  расшифровках  и  пояснениях,  полезных  широкому  кругу  заинтересованных 
пользователей  при  принятии  решений  (представляется  в  форме  приложений  к  балансу  - 
формы N 3, 4, 5 и в пояснительной записке). 

Годовая  отчетность  представляется  Обществом  в  полном  объеме  форм  с 

приложением  пояснительной  записки,  промежуточная  отчетность  представляется 
Обществом в объеме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. 

3. В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета 

состоит  в  формировании  информации,  полезной  руководству  Общества  для  принятия 
управленческих  решений.  Руководство  Общества  заинтересовано  в  информации, 
представляемой  внешним  пользователям,  и  в  разнообразной  дополнительной  информации, 
которая  представляется  в  формах  внутренней  отчетности  в  объеме,  утвержденном 
президентом Общества или уполномоченным им лицом. 

4.  При  формировании  информации  Обществом  должны  соблюдаться  общепринятые 

требования  к  ведению  учета  и  составлению  отчетности:  осмотрительность,  полнота, 
рациональность,  непротиворечивость,  приоритет  содержания  над  формой  (пункт  7  ПБУ 
1/98). 

5.  Учетный  процесс  (включая  формирование  отчетности)  ведется  Обществом  исходя 

из следующих допущений (пункт 6 ПБУ 1/98): 

имущество  и  обязательства  Общества  учитываются  обособленно  от  имущества  и 

обязательств  собственников  этого  Общества  (допущение  имущественной  обособленности 
организации); 

Общество  будет  продолжать  свою  деятельность  в  обозримом  будущем  и  у  него 

отсутствуют  намерения  и  необходимость  ликвидации  или  существенного  сокращения 
деятельности,  следовательно,  обязательства  будут  погашаться  в  установленном  порядке 
(допущение непрерывности деятельности организации); 

выбранная  Обществом  учетная  политика  применяется  последовательно  -  от  одного 

отчетного года к другому, в рамках Общества (допущение последовательности применения 
учетной политики); 

факты хозяйственной деятельности Общества относятся к тому отчетному периоду 

(и,  следовательно,  отражаются  в  бухгалтерском  учете),  в  котором  они  имели  место, 
независимо  от  фактического  времени  поступления  или  выплаты  денежных  средств, 
связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной 
деятельности). 
 

2.2. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К КВАЛИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ УЧЕТА 

 

1.  Активы  Общества  подразделяются  на  собственно  активы  и  затраты 

(незавершенные вложения в создание активов). 

2. В течение отчетного периода Общество осуществляет использование (расходование) 

ресурсов различного вида - материальных, финансовых, трудовых и прочих. Принятая к учету 
стоимостная 

оценка 

использованных 

ресурсов 

квалифицируется 

как 

затраты 

(незавершенные  вложения  в  создание  активов).  По  окончании  периода  накопления  затрат 
затраты  приводят  к  образованию  активов  (основные  средства,  готовая  продукция  и  тому 
подобное)  либо  расходов  (принятие  решения  о  списании  на  убытки  незавершенных 
капитальных  вложений  вследствие  ликвидации  или  продажи  недостроенного  объекта 
строительства, списание затрат на научно - исследовательские, опытно - конструкторские 
и  технологические  работы  (далее  по  тексту  -  НИОКР),  не  давшие  результатов,  списание 
себестоимости выполненных работ и оказанных услуг и так далее). 

Момент  завершения  периода  накопления  затрат  определяется  тем  моментом,  когда 

соблюдены  условия  признания  активов,  либо  когда  становится  очевидным,  что  понесенные 
затраты уменьшают экономические выгоды Общества без создания какого-либо актива. 

3.  Затраты  делятся  на  капитальные  (внеоборотные)  и  текущие  (оборотные). 

Капитальными  Общество  признает  затраты,  целью  которых  является  создание 
внеоборотных активов. Все прочие затраты признаются Обществом текущими. 

 

182 

Стоимостная  оценка  использованных  ресурсов  -  затраты  -  предварительно 

калькулируется на калькуляционных счетах плана счетов Общества: 

Затраты на производство продукции, работ, услуг (текущие) - счета с 20 по 29; 
Затраты  на  приобретение  (создание)  внеоборотных  активов  (капитальные)  -  счет  08 

"Вложения во внеоборотные активы"; 

Затраты  на  приобретение  материально-производственных  запасов  -  счет  15 

"Заготовление и приобретение материальных ценностей"; 

Затраты по осуществлению финансовых вложений - счет 58 "Финансовые вложения" 

субсчет 10. 

На  счете  учета  затрат  по  приобретению  (созданию)  внеоборотных  активов  учет 

затрат ведется в пообъектном разрезе (пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет 
основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской 
Федерации  от  30  марта  2001  года  N  26н  (далее  ПБУ  6/01),  пункт  2.1  Положения  по 
бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). На счете учета затрат по приобретению 
оборотных  активов  учет  затрат  ведется  в  разрезе  номенклатурных  номеров,  партий, 
однородных  групп  материально-производственных  запасов  (пункт  3  Положения  по 
бухгалтерскому  учету  "Учет  материально-производственных  запасов"  ПБУ  5/01, 
утвержденного  приказом  Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  9  июня  2001 
года  N  44н).  На  счете  учета  финансовых  вложений,  учет  ведется  в  разрезе  объектов 
финансовых вложений. 

4. В составе внеоборотных активов Общество выделяет специфический вид активов  - 

отложенные налоговые активы (счет 09 плана счетов Общества). Этот актив не требует 
предварительного  формирования  его  учетной  стоимости  на  калькуляционном  счете 
вложений во внеоборотные активы (счет 08 плана счетов Общества). 

В  составе  долгосрочной  кредиторской  задолженности  Общество  выделяет 

отложенные налоговые обязательства (счет 77 Плана счетов Общества). 

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства исчисляются 

Обществом только для целей формирования бухгалтерской отчетности. 

5. По окончании периода накопления затрат Общество признает, что осуществление 

затрат  привело  к  созданию  актива,  если  произошло формирование  объекта  имущества, от 
использования  или  отчуждения  которого  ожидается  экономическая  выгода  в  будущем.  В 
качестве активов Общество признает только объекты имущества, принадлежащие ему на 
праве собственности (допущение имущественной обособленности) (пункт 6 ПБУ 1/98). 

Будущие  экономические  выгоды  -  это  потенциальная  возможность  имущества  прямо 

или  косвенно  способствовать  притоку  в  Общество  денежных средств или  их  эквивалентов 
либо  способствовать  исключению  оттока  денежных  средств  или  их  эквивалентов. 
Считается,  что  объект  имущества  принесет  в  будущем  экономические  выгоды,  когда  он 
может быть: 

а) использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства 

продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; 

б) обменен на другой объект имущества; 
в) использован для погашения кредиторской задолженности; 
г) распределен между собственниками. 
6.  Для  того,  чтобы  объект  имущества  был  признан  в  бухгалтерском  учете,  его 

стоимость  должна  быть  измерена  с  достаточной  степенью  надежности.  Общество 
признает  измерение  стоимости  достаточно  надежным  в  том  случае,  когда  объект 
имущества готов к использованию в запланированных целях, а все затраты по его доведению 
до  этого  состояния  признаны  в  учете  и  оценены  на  основании  расчетных  документов, 
договорных или рыночных расценок и тарифов. 

7.  При  изменении  требований  нормативных  документов  по  бухгалтерскому  учету  по 

квалификации  отдельных  объектов  учета  Общество  квалифицирует  согласно  новым 
требованиям объекты учета, приобретенные с момента вступления в действие измененных 
требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. 

8. Если осуществление затрат не привело к созданию актива, то по окончании периода 

накопления затрат Обществом признаются расходы. В то же время расходами признается 
уменьшение  экономических  выгод  Общества  в  результате  выбытия  активов  (денежных 
средств,  иного  имущества)  и  (или)  возникновение  обязательств,  приводящее  к  уменьшению 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     82      83      84      85     ..