ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18     

 

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 18

 

 

Годовой отчет 2018

Обзор результатов

Корпоративное управление

Устойчивое развитие

Приложения

20. 

Динамика курсов основных валют  

в 2018 году 

Динамика курсов основных валют в 2018 году, 

руб. за ед. иностранной валюты

30.06.2018 

31.03.2018 

30.09.2018 

31.12.2018

31.12.2017  

78

79

78

80

85

83

82

82

88

86

84

85

88

69

70

69

71

75

73

73

73

80

76

75

76

79

59

60

59

60

63

63

63

63

70

67

66

67

71

58

56

56

57

62

63

63

63

68

66

66

67

69

USD 

EUR 

GBP 

CHF

274

/275

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

21. 

Глоссарий

1520 мм

 – такая ширина железнодорож-

ной колеи является основной на терри-
тории стран бывшего СССР. В странах 
Северной Америки, Ближнего Востока, Се-
верной Африки, в Австралии, Китае, Корее 
и Европе (за исключением стран СНГ, стран 
Балтии, Финляндии, Ирландии, Испании 
и Португалии) применяется в основном же-
лезнодорожная колея шириной 1435 мм.

2PL, 3PL и 4PL 

– уровни логисти-

ческого сервиса (Party Logistics, PL): 
частичный логистический аутсорсинг, 
комплексный логистический аутсор-
синг, интегрированный логистический 
аутсорсинг.

FEU

 – условная единица измерения 

вместимости грузовых транспортных 
средств, эквивалентная полезному 
объему стандартного контейнера длиной 
40 футов. 1 FEU равен 2 TEU (ДФЭ).

GEFCO

 – дочерняя компания 

ОАО «РЖД» (Франция). В декабре 
2012 года ОАО «РЖД» осуществило 
сделку по покупке 75 % акций GEFCO SA 
у PSA Peugeot Citroen.

ROIC (Return on Invested Capital)

 – 

коэффициент рентабельности инвести-
рованного капитала.

TEU

 – см. ДФЭ.

АО «ОТЛК ЕРА» – АО «ОТЛК» 

– 

 Евразийский железнодорожный альянс, 
созданный в апреле 2018 года в ходе 
реорганизации АО «ОТЛК» (дочернее 
общество ОАО «РЖД»). АО «ОТЛК ЕРА» 
развивает контейнерный транзит в Рос-
сии, Казахстане и Беларуси. ОАО «РЖД» 
принадлежат 33,3 % акций компании.

ВСМ

 – высокоскоростная железнодо-

рожная магистраль.

Грузооборот

 – количественный 

показатель работы железнодорожно-
го транспорта, равный произведению 
массы перевозимых грузов на даль-
ность перевозки. Рассчитывается 
в тонно-километрах.

ДЗО

 – дочерние и зависимые общества 

ОАО «РЖД».

ДПР

 – Долгосрочная программа разви-

тия ОАО «РЖД» до 2025 года.

ДФЭ (двадцатифутовый 
эквивалент, TEU)

 – условная еди-

ница измерения вместимости грузовых 
транспортных средств. Часто используется 
при описании вместимости контейне-
ровозов и контейнерных терминалов. 
Один ДФЭ эквивалентен полезному объе-
му стандартного контейнера длиной 20 фу-
тов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м).

Евразийский экономический союз 
(ЕАЭС) 

– международная организация 

региональной экономической интегра-
ции, в которую входят Армения, Бела-
русь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Единый информационно-  
сервисный центр (ЕИСЦ) 

– контакт-

ный центр ОАО «РЖД», созданный для ин-
формационно-справочного обслуживания 
клиентов по всем основным каналам 
коммуникации.

Железнодорожная линия 
с преимущественно грузовым 
движением (Г) 

– линия, на которой 

размеры грузового движения составляют 
более 60 % от общего количества пар по-
ездов в сутки в соответствии с норматив-
ным графиком движения поездов. 

Железнодорожная линия 
с тяжеловесным грузовым 
движением (Т) 

– линия, на которой 

норма массы состава грузового поезда 
в нормативном графике движения по-
ездов – 6,3 тыс. т и более, доля разме-
ров движения поездов массой состава 
6,3 тыс. т и более – 15 % и более от сум-
марных размеров движения грузовых 
поездов по линии.

Интеллектуальная система 
управления на железнодорожном 
транспорте (ИСУЖТ)

 – управляющая 

система, автоматизирующая полный 
цикл производственного процесса экс-
плуатационной работы ОАО «РЖД».

Интермодальная перевозка

 – 

перевозка грузов с участием нескольких 
видов транспорта (например, железно-
дорожного, автомобильного и морского) 
под организацией одного оператора 
и по единому транспортному документу.

КВТ ЕЭК ООН 

– Комитет по внутренне-

му транспорту Европейской экономиче-
ской комиссии ООН, региональной орга-
низации Экономического и Социального 
Cовета ООН, созданной для содействия 
развитию экономического сотрудничества 
между странами – членами Комиссии.

Килограмм условного топлива 
(кг у. т.)

 – единица измерения топлива, 

равная по своей энергетической ценно-
сти 1 кг каменного угля.

Комитет спонсорских 
организаций Комиссии Тредвея 
(The Committee of Sponsoring 
Organizations of the Treadway 
Commission, COSO) 

– организа-

ция, вырабатывающая рекомендации 
для корпоративного руководства 
по аспектам организационного управле-
ния, деловой этики, финансовой отчет-
ности, внутреннего контроля, управления 
рисками компаний и противодействия 
мошенничеству.

Контракт жизненного цикла

 – вид 

контракта, который включает закупку 
техники, ее дальнейшее обслуживание, 
ремонт и при необходимости утилизацию.

Контрейлерные перевозки

 – пе-

ревозки, при которых на специальные 
железнодорожные платформы уста-
навливают и закрепляют полуприцепы, 
прицепы, съемные кузова и автопоезда.

КПИР

 – Комплексная программа инно-

вационного развития холдинга «РЖД» 
на период до 2020 года.

КПЭ

 – ключевые показатели эффектив-

ности.

Годовой отчет 2018

Обзор результатов

Корпоративное управление

Устойчивое развитие

Приложения

Маршрутная скорость

 – средняя 

скорость движения поезда на всем пути 
следования от пункта его формирования 
до пункта расформирования (в соответ-
ствии с ГОСТ Р 55056-2012).

МВ-портал

 – межведомственный 

портал по управлению государственной 
собственностью.

Международный союз железных 
дорог (МСЖД) 

– международная орга-

низация, объединяющая национальные 
железнодорожные компании с целью 
совместного решения задач в области 
развития железнодорожного транспорта.

Московские центральные 
диаметры (МЦД) 

– проект реконструк-

ции существующих сквозных железнодо-
рожных линий в Москве и Московской 
области для организации диаметральных 
маршрутов пригородных электропоездов.

Моторвагонный подвижной 
состав (МВПС)

 – подвижной состав 

железных дорог, имеющий обмоторен-
ные вагоны. К МВПС относятся электро-
поезда (в том числе скоростные элек-
тропоезда), дизель-поезда, автомотрисы 
(моторные самоходные вагоны).

МСФО

 – международные стандарты 

финансовой отчетности.

МТК

 – международный транспортный 

коридор.

Мультимодальная перевозка

 – пе-

ревозка пассажиров на поезде и автобусе, 
рейсы которых состыкованы по времени 
отправления и прибытия, с возможностью 
единовременного оформления проездных 
документов на оба вида транспорта.

МЦК

 – Московское центральное кольцо.

Одиночная тяга

 – движение поезда 

одним ведущим локомотивом.

Организация сотрудничества 
железных дорог (ОСЖД)

 – между-

народная организация, целями которой 
являются развитие международных грузо-
вых и пассажирских перевозок, создание 
единого железнодорожного транспортно-
го пространства в Евроазиатском регионе.

Особо грузонапряженная 
железнодорожная линия (О)

 – 

линия, на которой приведенная гру-
зонапряженность составляет более 
150 млн ткм брутто / км в год.

ОТИФ (от фр. L’Organisation 
intergouvernementale pour 
les transports internationaux 
ferroviaires)

 – межправительственная 

организация по международным желез-
нодорожным перевозкам.

Пассажирооборот

 – количественный 

показатель работы железнодорожного 
транспорта, равен произведению числа 
перевезенных пассажиров на рас-
стояние перевозки. Рассчитывается 
в пассажиро-километрах.

Перевозки (отправление) 
пассажиров

 – объем выполненной 

работы по перевозкам пассажиров. 
Определяется по числу проездных биле-
тов, проданных и выданных бесплатно 
в данном отчетном периоде с учетом 
приходящихся на этот период пассажи-
ропоездок, совершенных по групповым 
билетам, грузовым документам, по або-
нементным и другим билетам.

Погрузка (отправление грузов)

 – 

масса грузов в тоннах, принятых к пере-
возке по сети железных дорог. Величина 
показателя исчисляется как сумма всех 
отправок, принятых в отчетном перио-
де к перевозке на территории страны 
непосредственно от грузоотправителей, 
с других видов транспорта для про-
должения перевозки и от иностранных 
железных дорог.

Полигон

 – часть железнодорожной 

сети, обладающая едиными технически-
ми или технологическими признаками.

Полоса отвода

 – земельные участ-

ки, прилегающие к железнодорожным 
путям, занятые железнодорожными 
путями или предназначенные для разме-
щения таких путей, а также для разме-
щения станций, защитных полос лесов, 
линий связи и других объектов железно-
дорожного транспорта.

Порожний грузооборот

 – количе-

ственный показатель работы железно-
дорожного транспорта, который рассчи-
тывается как произведение массы тары 
(вагона) на расстояние пробега и позво-
ляет оценить загрузку инфраструктуры 
порожними вагонами.

ППК

 – пригородные пассажирские 

компании.

Приведенная работа

 – количествен-

ный показатель работы железнодорож-
ного транспорта, представляющий собой 
сумму грузооборота, пассажирооборота 
и объема тонно-километров при подаче 
и уборке вагонов на пути необщего 
пользования локомотивом перевозчика. 
Рассчитывается в приведенных тонно-ки-
лометрах.

Рабочий парк локомотивов

 – локо-

мотивы, непосредственно задействован-
ные в перевозочном процессе с локомо-
тивной бригадой.

Размер движения

 – количество 

транспортных средств, прошедших 
через участок за определенный период 
времени. На железнодорожном транспор-
те измеряется в количестве поездов (при 
однопутном движении) или пар поездов 
(«туда» и «обратно»; при двухпутном 
движении).

Распределенная тяга

 – схема, 

при которой в составе поезда есть не-
сколько моторных вагонов, распределен-
ных по его длине.

276

/277

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Рекуперация

 – возвращение части энер-

гии (тепла) для повторного использования 
в том же технологическом процессе.

РОСПРОФЖЕЛ

 – Российский профес-

сиональный союз железнодорожников 
и транспортных строителей. 

РСБУ

 – российские стандарты бухгал-

терского учета.

РЦКУ 

– региональный центр корпора-

тивного управления.

 

СВК

 – система внутреннего контроля 

ОАО «РЖД».

Себестоимость

 – определяется деле-

нием расходов по перевозочным видам 
деятельности на приведенную работу. 

Семистороннее соглашение

 – 

подписанное в 2017 году соглашение 
ОАО «РЖД» с Китаем, Монголией, 
Германией, Казахстаном, Беларусью 
и Польшей об углублении сотрудни-
чества по организации контейнерных 
поездов в сообщении Китай – Европа.

Система многих единиц

 – способ 

управления подвижным составом, 
при котором в составе поезда есть 
несколько локомотивов или моторных 
вагонов, а управление тяговыми двигате-
лями ведется с одного поста управления 
одной локомотивной бригадой.

Соглашение о международном 
железнодорожном грузовом 
сообщении (СМГС) 

– международ-

ное соглашение о прямом грузовом 
сообщении между станциями, которые 
открыты для грузовых операций во вну-
треннем железнодорожном сообщении 
стран-участниц.

Средняя участковая скорость 

— 

средняя скорость движения поезда 
по участку с учетом времени стоянок 
на промежуточных станциях, разгона, 

 замедления и задержки поезда на перего-
нах (в соответствии с ГОСТ Р 55056-2012).

Старогодные материалы

 – рельсы, 

шпалы, скрепления и балласт, изъятые 
из железнодорожного пути при ремонте, 
но пригодные для повторной укладки.

Стивидор

 – компания, занимающаяся 

погрузкой и разгрузкой судов в портах.

СУРиВК

 – система управления риска-

ми и внутреннего контроля ОАО «РЖД».

Технико-экономическое обосно-
вание (ТЭО)

 – анализ экономической 

целесообразности проекта, основанный 
на оценке затрат и результатов, эффек-
тивности использования, срока окупае-
мости вложений.

Технологический и ценовой аудит 
(ТЦА)

 – экспертная оценка обосно-

ванности инвестиционного проекта, 
выбора проектируемых технологических 
и стоимостных решений по созданию 
объектов в рамках инвестиционного про-
екта, соответствия решений рыночной 
практике и международным аналогам, 
а также достоверности стоимости 
создания и эксплуатационных расходов 
на реализацию инвестпроекта в процес-
се его жизненного цикла.

ТЛЦ

 – транспортно-логистический центр.

УБЖД

 – АО «Улан-Баторская желез-

ная дорога» (Монголия). В управлении 
ОАО «РЖД» находится 50 % акций доро-
ги, которые принадлежат Российской 
Федерации.

Унифицированная накладная 
ЦИМ/СМГС

 – единая накладная, 

которая используется при перевозке 
грузов в страны, применяющие разное 
международное транспортное право, 
и оформляется на весь путь следования 
без переоформления в месте смены 
транспортного права.

Федеральная антимонопольная 
служба (ФАС России)

 – федеральный 

орган исполнительной власти Российской 
Федерации, осуществляющий функции 
по принятию нормативных правовых актов 
и контролю за соблюдением антимоно-
польного законодательства, а также ряд 
других функций, включая регулирование 
тарифов на железнодорожном транспорте.

Федеральная грузовая компания 
(АО «ФГК»)

 – дочернее общество 

ОАО «РЖД», один из крупнейших грузовых 
железнодорожных операторов в России.

Федеральная пассажирская 
компания (АО «ФПК»)

 – дочерняя 

компания ОАО «РЖД», предоставляющая 
услуги по перевозке пассажиров и грузо-
багажа железнодорожным транспортом 
в дальнем сообщении.

Шанхайская организация 
сотрудничества (ШОС)

 – между-

народная организация, нацеленная 
на сотрудничество в сфере безопасно-
сти, а также экономическое, научное 
и культурное взаимодействие госу-
дарств-участников. Включает Индию, 
Казахстан, Кыргызстан, КНР, Пакистан, 
Россию, Таджикистан и Узбекистан. 

Эксплуатируемый парк 
локомотивов

 – локомотивы, задей-

ствованные в перевозочном процессе 
во всех видах работ, а также в техниче-
ских операциях и ожидании работы. 

ЭСКАТО ООН

 – Экономическая и со-

циальная комиссия для Азии и Тихого 
океана, региональная организация Эко-
номического и Социального Совета ООН, 
созданная для стимулирования экономи-
ческого сотрудничества стран-участниц.

ЮКЖД

 – ЗАО «Южно-Кавказская 

железная дорога» (Армения), дочер-
няя компания ОАО «РЖД». Управляет 
ЗАО «Армянская железная дорога» 
по концессионному договору.

Годовой отчет 2018

Обзор результатов

Корпоративное управление

Устойчивое развитие

Приложения

Ограничение ответственности

НАСТОЯЩИЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ (ДАЛЕЕ – ГОДОВОЙ ОТЧЕТ) ПОДГОТОВЛЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 
ИНФОРМАЦИИ, ДОСТУПНОЙ ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ 
ДОРОГИ» (ДАЛЕЕ – ОАО «РЖД» ИЛИ КОМПАНИЯ) И ЕГО ДОЧЕРНИМ КОМПАНИЯМ (ДАЛЕЕ – ГРУППА 
ИЛИ РЖД) НА МОМЕНТ ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ.

Раскрытие информации в Годовом отчете 
ОАО «РЖД» за 2018 год осуществлено 
в целях предоставления акционеру в лице 
Правительства Российской Федерации, го-
сударственным органам, потенциальным 
и реальным инвесторам, грузоотправите-
лям, пассажирам и прочим заинтересо-
ванным сторонам и пользователям инфор-
мации наиболее полных и существенных 
данных о деятельности ОАО «РЖД» 
в 2018 году с отражением динамики про-
исходящих в Компании процессов.

Годовой отчет удовлетворяет требовани-
ям следующих стандартов и норматив-
ных документов:

 

постановление Правительства Рос-
сийской Федерации от 31 декабря 
2010 года № 1214 «О совершенствова-
нии порядка управления открытыми 
акционерными обществами, акции кото-
рых находятся в федеральной собствен-
ности, и федеральными государственны-
ми унитарными предприятиями»;

 

постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 10 ноября 2015 года 
№ 1211 «О внесении изменений 
в примерную структуру годового отчета 
акционерного общества, акции которого 
находятся в федеральной собственности»;

 

Федеральный закон от 22 апреля 
1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных 
бумаг»;

 

положение Банка России от 30 декаб-
ря 2014 года № 454-П «О раскрытии 
информации эмитентами эмиссионных 
ценных бумаг»;

 

Федеральный закон «Об акционерных 
обществах» от 26 декабря 1995 года 
№ 208-ФЗ;

 

приказ Росимущества от 26 июля 
2005 года № 228 «Об упорядочении 
деятельности Федерального агентства 
по управлению федеральным имуще-
ством в сфере корпоративного управле-
ния» (с рекомендациями для формиро-
вания позиции Российской Федерации 

по вопросу утверждения годового отчета 
открытого акционерного общества, ак-
ции которого находятся в собственности 
Российской Федерации);

 

Кодекс корпоративного управления, 
утвержденный советом директоров 
Банка России 21 марта 2014 года;

 

постановление ФКЦБ от 31 мая 
2002 года № 17/пс «Об утверждении по-
ложения о дополнительных требованиях 
к порядку подготовки, созыва и прове-
дения общего собрания акционеров».

Данный отчет представляет собой обзор 
состояния и результатов деятельности 
ОАО «РЖД» за год, закончившийся 31 де-
кабря 2018 года, а также важнейших тен-
денций, которые могут влиять на будущие 
результаты его деятельности.

В контексте настоящего документа слова 
«общество», «Компания», местоимение 
«мы» и его различные формы означают 
ОАО «РЖД».

Годовой отчет содержит заявления про-
гнозного характера, которые отражают 
ожидания руководства Компании.

Прогнозные заявления не основываются 
на фактических обстоятельствах и вклю-
чают все заявления в отношении наме-
рений, мнений или текущих ожиданий 
Компании в отношении результатов своей 
деятельности, финансового положения, 
ликвидности, перспектив роста, стратегии 
и отрасли промышленности, в которой 
работает ОАО «РЖД». По своей природе 
для таких прогнозных заявлений характер-
но наличие рисков и факторов неопре-
деленности, поскольку они относятся 
к событиям и зависят от обстоятельств, 
которые могут не произойти в будущем. 
Такие термины, как «предполагать», 
«считать», «ожидать», «прогнозировать», 
«намереваться», «планировать», «проект», 
«рассматривать», «могло бы», наряду 

с другими похожими или аналогичными 
выражениями, а также данные с отрица-
нием обычно указывают на прогнозный 
характер заявления. Данные предположе-
ния содержат риски и неопределенности, 
предвидимые либо не предвидимые Ком-
панией. Таким образом, будущие резуль-
таты деятельности могут отличаться от те-
кущих ожиданий, и пользователи данной 
информации не должны основывать свои 
предположения исключительно на пред-
ставленной в Годовом отчете информа-
ции. Помимо официальной информации 
о деятельности ОАО «РЖД», в Годовом 
отчете содержится информация, полу-
ченная от третьих лиц. Эта информация 
была получена из источников, которые, 
по мнению ОАО «РЖД», являются надеж-
ными. Тем не менее мы не гарантируем 
точности данной информации, которая 
может быть сокращенной или неполной. 
ОАО «РЖД» не дает никаких гарантий 
в отношении того, что фактические 
результаты, масштабы или показатели 
его деятельности или отрасли, в которой 
Компания ведет свою деятельность, 
будут соответствовать результатам, 
масштабам или показателям деятель-
ности, явно выраженным или под-
разумеваемым в любых заявлениях 
прогнозного характера, содержащихся 
в Годовом отчете или где-либо еще. 
ОАО «РЖД» не несет ответственности 
за любые убытки, которые могут возник-
нуть у какого-либо лица в связи с тем, 
что такое лицо полагалось на заявления 
прогнозного характера. За исключением 
случаев, прямо предусмотренных приме-
нимым законодательством, Компания 
не принимает на себя обязательств 
по распространению или публикации 
любых обновлений или изменений 
в заявлениях прогнозного характера, 
отражающих любые изменения в ожи-
даниях или новую информацию, а также 
последующие события, условия или об-
стоятельства.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18