ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - часть 5

 

  Главная      Книги - Пожарное дело     ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - часть 5

 

 

 

34 

218. Запрещается  сжигание  стерни,  пожнивных 

остатков 

и 

разведение 

костров на полях. 

219. Зернотока  необходимо  располагать  от  зданий,  сооружений  и  строений  не 

ближе 50 метров, а от хлебных массивов - 100 метров. 

220. В период уборки зерновых культур и заготовки кормов запрещается: 
а) использовать в работе тракторы, самоходные шасси и автомобили без капотов 

или с открытыми капотами; 

б) выжигать пыль в радиаторах двигателей тракторов и автомобилей паяльными 

лампами; 

в) заправлять  автомобили  в  полевых  условиях  вне  специальных  площадок, 

оборудованных средствами пожаротушения и освещенных в ночное время. 

221. Радиаторы  двигателей,  валы  битеров,  соломонабивателей,  транспортеров  и 

подборщиков,  шнеки  и  другие  узлы  и  детали  уборочных  машин  своевременно 
очищаются от пыли, соломы и зерна. 

222. Скирды  (стога),  навесы  и  штабели  грубых  кормов  (за исключением 

приусадебных  участков)  размещаются  на  расстоянии  не  менее  15 метров  до  линий 
электропередачи  и  не  менее  20 метров -  до  дорог  и  не  менее  50 метров  -  до  зданий, 
сооружений и строений. 

223. Площадки для размещения скирд (стогов), а также пары скирд (стогов) или 

штабелей  необходимо  опахивать  по  периметру  полосой  шириной  не  менее  4 метров. 
Расстояние  от  края  распаханной  полосы  до  скирды  (стога),  расположенной  на 
площадке, должно быть не менее 15 метров, а до отдельно стоящей скирды (стога) - не 
менее 5 метров. 

Площадь основания одной скирды (стога) не должна превышать 150 кв. метров, 

а штабеля прессованного сена (соломы) - 500 кв. метров. 

Противопожарные  расстояния  между  отдельными  штабелями,  навесами  и 

скирдами  (стогами)  должны  быть  не  менее  20 метров.  При  размещении  штабелей, 
навесов  и  скирд  (стогов)  попарно  расстояние  между  штабелями  и  навесами  следует 
предусматривать 

не 

менее 

6 метров, 

а между их парами - не менее 30 метров. 

Противопожарные расстояния между кварталами скирд и штабелей (в квартале 

допускается размещение не более 20 единиц) должны быть не менее 100 метров. 

224. Руководитель  организации  организует  работу  по  контролю  температуры 

сена в скирдах (стогах) и штабелях сена с повышенной влажностью. 

225. Агрегаты  для  приготовления  травяной  муки  устанавливаются  под  навесом 

или  в  помещениях.  Конструкции  навесов  и  помещений  из  горючих  материалов 
обрабатываются огнезащитными составами. 

226. Противопожарные  расстояния  от  пункта  приготовления  травяной  муки  до 

зданий, сооружений, строений и цистерн с горюче-смазочными материалами должны 
быть не менее 50 метров, а до открытых складов грубых кормов - не менее 150 метров. 

 

35 

227. Расходный 

топливный 

бак  следует  устанавливать  вне  помещения 

агрегата.  Топливопроводы  должны  иметь  не  менее  2 вентилей  (один  -  у  агрегата, 
второй - у топливного бака). 

228. Запрещается  при  обнаружении  горения  продукта  в  сушильном  барабане 

складывать  в  общее  хранилище  приготовленный  до  пожара  продукт  в  количестве  не 
менее  последних  150 килограммов  и  первый,  полученный  после  ликвидации  пожара 
продукт в количестве не менее первых 200 килограммов.  

Указанные  продукты  необходимо  складировать  отдельно,  и  не  менее  48 часов 

осуществлять контроль за их температурным состоянием. 

229. Приготовленную и затаренную в мешки муку необходимо выдерживать под 

навесом не менее 48 часов для снижения ее температуры. 

230. Хранение  травяной  муки  необходимо  осуществлять  отдельно  от  других 

веществ  и  материалов  в  отдельно  стоящем  складе  или  отсеке,  выделенном 
противопожарными стенами и перекрытиями, имеющем вытяжную вентиляцию. 

231. Хранение  муки  осуществляется  в  отдельно  стоящем  складе  или  отсеке, 

выделенном противопожарными стенами и перекрытиями с устройством вентиляции. 
Мука хранится отдельно от других веществ и материалов. 

Попадание влаги в помещение склада не допускается. Запрещается хранить муку 

навалом. 

232. Мешки с мукой должны складываться в штабели высотой не более 2 метров 

по 2 в ряду. Проходы между рядами должны быть шириной не менее 1 метра, а вдоль 
стен - 0,8 метра. 

233. Руководитель  организации  в  целях  предотвращения  самовозгорания 

обеспечивает контроль температуры хранящейся витаминно-травяной муки. 

234. Помещения  для  обработки  льна,  конопли  и  других  технических  культур 

(далее - технические культуры) изолируются от машинного отделения. 

Выпускные  трубы  двигателей  внутреннего  сгорания,  установленные  в 

машинном  отделении,  следует  оборудовать  искрогасителями.  На  выводе  выпускных 
труб через горючие конструкции должна устраиваться противопожарная разделка. 

235. Хранение  сырья  технических  культур  производится  в  стогах,  шохах  (под 

навесами), закрытых складах, а волокна и пакли - только в закрытых складах. 

236. При первичной обработке технических культур запрещается: 
а) хранение  и  обмолот  льна  на  территории  ферм,  ремонтных  мастерских, 

гаражей и т.п.; 

б) въезд автомашин, тракторов в производственные помещения, склады готовой 

продукции  и  шохи.  Машины  должны  останавливаться  на  расстоянии  не  менее 
5 метров, а тракторы - не менее 10 метров от указанных зданий, скирд и шох; 

в) устройство печного отопления в мяльно-трепальном цехе. 
237. Автомобили,  тракторы  и  другие  самоходные  машины,  въезжающие  на 

территорию пункта обработки льна, оборудуются исправными искрогасителями. 

 

36 

238. Транспортные  средства  при  подъезде  к  скирдам  (шохам),  штабелям  и 

навесам,  где  хранятся  грубые  корма  и  волокнистые  материалы  должны  быть 
обращены  стороной,  противоположной  направлению  выхода  отработанных  газов  из 
выпускных систем двигателей, иметь исправные искрогасители и останавливаться от 
скирд (шох) на расстоянии не менее 3 метров. 

239. Естественная  сушка  тресты  должна  производиться  на  специально 

отведенных участках. 

Искусственную  сушку  тресты  необходимо  производить  только  в  специальных 

сушилках, ригах (овинах). 

240. Конструкция  печей,  устраиваемых  в  ригах  (овинах)  для  сушки  тресты, 

должна исключать возможность попадания искр внутрь помещения. 

В  сушилках  и  ригах  (овинах)  устройство  над  печью  колосников  для  укладки 

льна не разрешается. Расстояние от печи до горючих конструкций должно составлять 
не  менее  1 метра.  Колосники  со  стороны  печи  должны  иметь  ограждение, 
выполненное из негорючих материалов, высотой до перекрытия. 

241. В сушилках и ригах (овинах) следует соблюдать следующие требования: 
а) температура  теплоносителя  при  сушке  тресты  должна  быть  не  более 

80 градусов Цельсия, а при сушке головок - не более 50 градусов Цельсия; 

б) вентилятор следует включать не ранее чем через 1 час после начала топки; 
в) после  одной  смены  работы  сушилки  необходимо  удалить  золу  из  топочного 

пространства, осадочных камер, циклона-искрогасителя и камеры смешения. Дымовые 
трубы следует очищать не реже чем через 10 дней работы сушилки; 

г) очистку лотков и сушильных камер от опавшей тресты и различных отходов 

необходимо  производить  каждый  раз  перед  загрузкой  новой  тресты  для  сушки. 
Запрещается хранение запаса тресты и льноволокна в помещении сушилки; 

д) после  загрузки  тресты  в  ригу  необходимо  убрать  опавшие  и  свисающие  с 

колосников  стебли,  тщательно  очистить  от  тресты  печь,  стены,  пол.  Запрещается 
складировать тресту вплотную к зданию сушилки. 

242. Помещение  мяльно-трепального  агрегата  должно  иметь  вытяжную 

вентиляцию,  а  трепальные  агрегаты  оборудуются  зонтами.  Агрегаты  следует  со  всех 
сторон закрывать съемными откидными щитами, не допускающими распространение 
пыли по помещению. 

243. К  задвижкам  (шиберам),  устанавливаемым  перед  и  после  вентиляторов 

вентиляционных труб, обеспечивается свободный доступ. 

244. Количество  тресты,  находящейся  в  производственном  помещении,  не 

должно превышать сменную потребность. Запрещается складировать тресту в штабели 
ближе 3 метров от машин. 

Готовую  продукцию  из  помещений  следует  убирать  на  склад  не  реже  2 раз  в 

смену. 

 

37 

245. Ежедневно 

по 

окончании  рабочего 

дня 

помещение 

мяльно-

трепального  цеха  должно  тщательно  убираться -  очищаться  от  волокна,  пыли  и 
костры.  Станки,  стены  и  внутренние  поверхности  покрытия  цеха  обметаются,  а 
костросборники очищаются. 

246. В  сушилках  табака  стеллажи  и  этажерки  изготавливаются  из  негорючих 

материалов. В огневых сушилках над жаровыми трубами устраиваются металлические 
козырьки, защищающие их от попадания табака.  

 

XI. Объекты транспортной инфраструктуры 

 

247. Руководитель организации в отношении помещений для хранения (стоянки) 

транспорта в количестве более 25 единиц, расположенных на объектах транспортной 
инфраструктуры, обеспечивает разработку плана расстановки транспортных средств с 
описанием  очередности  и  порядка  их  эвакуации  при  пожаре,  а  также  оснащение 
указанных помещений и площадок открытого хранения транспортных средств (кроме 
индивидуальных) буксирными  тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 
единиц техники. 

248. Переезды  и  переходы  через  внутриобъектовые  железнодорожные  пути 

должны  быть  свободны  для  проезда  пожарных  автомобилей.  Количество  переездов 
через пути должно быть не менее 2. 

249. В  помещениях,  под  навесами  и  на  открытых  площадках  для  хранения 

(стоянки) транспорта запрещается: 

а) устанавливать  транспортные  средства  в  количестве,  превышающем 

предусмотренное  в  проектной  документации  на  данный  объект,  нарушать  план  их 
расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями; 

б) загромождать выездные ворота и проезды; 
в) производить 

кузнечные, 

термические, 

сварочные, 

малярные 

и 

деревообделочные  работы,  а  также  промывку  деталей  с  использованием 
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; 

г) оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, 

а также при наличии утечки топлива и масла; 

д) заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо; 
е) хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла; 
ж) подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах; 
з) подогревать  двигатели  открытым  огнем  (костры,  факелы,  паяльные  лампы), 

пользоваться открытыми источниками огня для освещения; 

и) устанавливать  транспортные  средства,  предназначенные  для  перевозки 

легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов. 

250. Руководитель  организации  обеспечивает  наличие  на  каждой  станции 

метрополитена  оперативного  плана  пожаротушения,  инструкции  о  мерах  пожарной 
безопасности,  плана  эвакуации  пассажиров,  инструкции  о  порядке  действия 

 

38 

работников  метрополитена  при  работе  шахт  тоннельной  вентиляции  в  случае 
задымления или пожара.  

Указанные документы должны находиться в помещении дежурного по станции. 

Второй  экземпляр  оперативного  плана  пожаротушения  хранится  в  кассе  у  старшего 
кассира и выдается по первому требованию руководителя тушения пожара. 

251. Места примыкания действующих тоннелей и станций метро к строящимся и 

реконструируемым  объектам  до  начала  проведения  работ  ограждаются  негорючими 
дымонепроницаемыми перегородками. При организации работ в местах примыкания к 
действующим  линиям  метрополитена  обеспечивается  наличие  телефонной  связи  с 
дежурным персоналом станции. 

252. Шкафы  для  одежды  сотрудников  метрополитена,  устанавливаемые  в 

подземном пространстве метрополитена, выполняются из негорючих материалов. 

253. В  подземных  сооружениях  станции  допускается  хранение  в  специально 

отведенном месте не более 2 баллонов с газами емкостью не более 5 литров каждый. 

254. Плановые  огневые  работы  в  подземных  сооружениях  метрополитена 

проводятся только в ночное время после снятия напряжения в электросети. 

255. Завоз  горюче-смазочных  материалов  в  тоннели  должен  осуществляться  на 

оборудованном для этих целей моторельсовом транспорте в специальных раздаточных 
емкостях 

в 

ночное 

время 

(при отсутствии пассажиров в метрополитене). 

256. Транспорт, приспособленный для перевозки горюче-смазочных материалов 

в тоннелях, оснащается первичными средствами пожаротушения. 

257. Для  проверки  противопожарного  режима  в  помещениях  станций  и 

кабельных  коллекторах  на  аварийной  доске  в  кабинах  и  помещениях  дежурных  по 
станциям  и  постах  диспетчерской  сигнализации  должны  находиться  ключи, 
промаркированные в соответствии с нумерацией помещений.  

258. При 

проведении  ремонтных  работ  в  подземном  пространстве 

метрополитена применяются металлические леса. 

259. В 

действующих 

тоннелях 

запрещается 

проводить 

работы 

с 

газогенераторами, а также разогревать битум. 

260. В  помещениях  машинных  залов,  эскалаторов  и  в  демонтажных  камерах 

запрещается складирование запасных частей, смазочных и других материалов. 

261. Покраску  кабельных  линий  в  тоннелях  следует  осуществлять  только  в 

ночное время. 

262. Вагоны  электропоездов  оборудуются  исправным  устройством  связи 

"пассажир - машинист" и первичными средствами пожаротушения. 

263. Электропечи,  устанавливаемые  в  кабинах  машинистов,  должны  хорошо 

укрепляться и иметь самостоятельную защиту. На печах и вблизи них не допускается 
размещение горючих материалов. 

 

39 

264. Торговые  киоски  допускается  устанавливать 

только 

в 

наземных 

вестибюлях  станций  метрополитена  и  в  подуличных  переходах.  Торговые  киоски 
должны  выполняться  из  негорючих  материалов  и  размещаться  с  таким  расчетом, 
чтобы они не препятствовали проходу пассажиров. 

265. Для  отопления  киосков  должны  применяться  масляные  электрорадиаторы 

или электропанели. 

266. Киоски  оснащаются  первичными  средствами  пожаротушения  и  охранно-

пожарной  сигнализацией  с  выводом  сигнала  в  помещение  с  круглосуточным 
пребыванием дежурного персонала станции. 

267. В  киосках,  установленных  в  вестибюлях  станций  метрополитена, 

запрещается: 

торговля  (пользование)  легковоспламеняющимися  и  горючими  жидкостями, 

горючими газами, товарами в аэрозольной упаковке, пиротехническими изделиями и 
другими огнеопасными материалами; 

хранение товара, упаковочного материала, торгового инвентаря и тары. 
268. В паровозных депо и базах запаса локомотивов (паровозов) запрещается: 
а) ставить в депо паровозы с действующими топками, а также растапливать их в 

стойлах за пределами вытяжных зонтов; 

б) чистить топки и зольники в стойлах депо в неустановленных местах; 
в) устанавливать  подвижной  состав  с  легковоспламеняющимися  и  горючими 

жидкостями, горючими газами, опасными и другими горючими грузами на расстоянии 
менее 50 метров от установленного места чистки топки паровоза; 

г) ставить  в  стойла  депо  цистерны  с  легковоспламеняющимися  и  горючими 

жидкостями,  а  также  порожние  цистерны  из-под  указанных  жидкостей  без  их 
предварительной пропарки. 

269. В  шлакоуборочных  канавах  и  местах  чистки  топок  шлак  и  изгарь  должны 

заливаться водой и регулярно убираться. 

270. На объектах железнодорожного транспорта запрещается эксплуатировать: 
площадки,  отводимые  под  промывочно-пропарочные  станции  (пункты),  не 

отвечающие  требованиям  типового  технологического  процесса  станций  и 
расположенные от железнодорожных путей, ближайших станционных и тракционных 
путей  на  расстоянии  менее  30 метров,  а  от  соседних  железнодорожных  зданий  и 
сооружений - менее 50 метров; 

участки территории, на которых производится обработка цистерн, без твердого 

покрытия, не допускающего проникновения нефтепродуктов в грунт. 

271. При обработке на промывочно-пропарочных станциях (пунктах): 
подача  цистерн  к  месту  их  обработки  производится  только  тепловозами 

(мотовозами), 

оборудованными 

искрогасителями. 

При 

подаче 

цистерн 

устанавливается  прикрытие  не  менее  чем  из  двух  4-осных  вагонов.  Приближение 

 

40 

тепловозов  к  местам  очистки  ближе  20 метров  не  допускается,  что  должно 
обозначаться сигналом, запрещающим дальнейшее движение; 

сливные приборы, крышки колпаков и загрузочные люки цистерн закрываются;  
обработанные цистерны оборудуются исправной запорной арматурой. 
272. Запрещается производить заправку клапанов сливных приборов цистерн на 

путях, не оборудованных желобами или другими приспособлениями для улавливания 
остатков нефтепродуктов. 

Люки  и  приямки  на  отстойниках  и  трубопроводах  должны  быть  постоянно 

закрыты крышками. 

При  заправке  клапанов  используются  только  аккумуляторные  фонари  и 

искробезопасный инструмент. 

273. Запрещается  эксплуатировать  без  заземления  резервуары,  трубопроводы, 

эстакады, цистерны под сливом и сливоналивные железнодорожные пути. 

274. Металлические  переносные  и  передвижные  лестницы  оборудуются 

медными крючками и резиновыми подушками под стыками. 

275. Внутри котлов и цистерн допускается освещение только аккумуляторными 

фонарями во взрывозащищенном исполнении. Включать и выключать фонарь следует 
вне цистерн. 

276. Эстакады и площадки необходимо очищать от остатков нефтепродуктов не 

реже 1 раза в смену. 

277. На территории промывочно-пропарочных станций (пунктов) запрещается: 
а) пользоваться при работе внутри котла цистерны обувью, подбитой стальными 

пластинами или гвоздями; 

б) сливать остатки легковоспламеняющейся и (или) горючей жидкости вместе с 

водой и конденсатом в общую канализационную сеть, в открытые канавы, в кюветы, 
под откос и др.; 

в) применять  для  спуска  людей  в  цистерну  переносные  стальные  лестницы,  а 

также деревянные лестницы, обитые сталью; 

г) оставлять  обтирочные  материалы  внутри  осматриваемых  цистерн  и  на  их 

наружных частях; 

д) осуществлять въезд локомотивов в депо очистки и под эстакады. 
278. Полоса  отвода  железных  дорог  должна  быть  очищена  от  валежника, 

порубочных  остатков  и  кустарника,  старых  шпал  и  другого  горючего  мусора. 
Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода. 

279. Разлитые  на  путях  легковоспламеняющиеся  и  горючие  жидкости  должны 

засыпаться песком, землей и удаляться за полосу отвода. 

280. Шпалы  и  брусья  при  временном  хранении  на  перегонах,  станциях  и 

звеносборочных базах укладываются в штабели. 

 

41 

Площадка  под  штабели  должна  быть  очищена  от  сухой  травы  и  другого 

горючего  материала  и  по  периметру  окопана  или  опахана  на  ширину  не  менее 
3 метров. 

281. Штабели  шпал  и  брусьев  могут  укладываться  параллельно  пути  на 

расстоянии  не  менее  30 метров  от  объектов,  10 метров  -  от  путей  организованного 
движения поездов, 6 метров - от других путей и не менее полуторной высоты опоры от 
оси линий электропередачи и связи. Расстояние между штабелями шпал должно быть 
не менее 1 метра, а между каждой парой штабелей - не менее 20 метров. 

282. Запрещается  складирование  сена,  соломы  и  дров  на  расстоянии  менее 

50 метров  от  мостов,  путевых  сооружений  и  путей  организованного  движения 
поездов, а также под проводами линий электропередачи и связи. 

283. Запрещается  в  полосе  отвода  разводить  костры  и  сжигать  хворост, 

порубочные материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники. 

284. На 

территории  лесных  насаждений  мосты  должны  окаймляться 

минерализованной  полосой  шириной  не  менее  1,4 метра  по  внешнему  периметру 
полосы отвода. 

285. Земляные участки под мостами в радиусе 50 метров должны быть очищены 

от сухой травы, кустарника, валежника, мусора и других горючих материалов. 

286. На всех мостах и путепроводах запрещается: 
а) устраивать под ними места стоянки для судов, плотов, барж и лодок; 
б) производить  заправку  керосиновых  фонарей  и  баков  бензомоторных 

агрегатов; 

в) содержать  пролетные  строения  и  другие  конструкции  не  очищенными  от 

нефтепродуктов;  

г) производить  под  мостами  выжигание  сухой  травы,  а  также  сжигание 

кустарника и другого горючего материала; 

д) производить огневые работы без разрешения руководителя организации. 
287. Руководитель  организации  обеспечивает  наличие  в  местах  расположения 

путевых  машинных  станций  (при  отсутствии  искусственных  и  естественных 
источников  водоснабжения)  запаса  воды  для  нужд  пожаротушения  из  расчета 
50 куб. метров на 15 - 20 вагонов.  

288. Каждое передвижное формирование железнодорожного транспорта должно 

иметь  телефонную  связь  с  ближайшей  железнодорожной  станцией  для  вызова 
пожарной  охраны.  В  пунктах  стоянки  вагонов  путевых  машинных  станций 
устанавливается сигнал оповещения о пожаре. 

 

XII. Транспортирование пожаровзрывоопасных 

и пожароопасных веществ и материалов 

 

289. При  организации  перевозок  пожаровзрывоопасных  и  пожароопасных 

веществ и материалов следует выполнять требования правил и другой утвержденной в 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..