ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 19 по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) ТОЙ Р -200-19-95

 

  Главная       Учебники - Разные      Межотраслевые правила по охране труда

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 19 по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) ТОЙ Р -200-19-95

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные тре­бования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при вы­полнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомоби­лей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

• соблюдать требования инструкции по охране труда, раз­работанной на основе данной типовой инструкции;

• знать и уметь оказывать доврачебную помощь постра­давшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по ока­занию доврачебной помощи при несчастных случаях;

• выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности другим ра­ботником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. Общие требования безопасности

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или ав­томобиля и прицепа допускаются водители или специально Назначенные лица, получившие вводный инструктаж и пер­вичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обу­ченные безопасным методам работы.

147


2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разго­воры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут про­исходить при:

• работе с ненадежно заторможенным автомобилем, при­цепом, полуприцепом;

• нахождении работника между буксирующим автомоби­лем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

• использовании случайных предметов в качестве буксира;

• несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, разрабо­танной на основе данной типовой инструкции, работник, про­изводящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или ав­томобиля и прицепа (полуприцепа), несет ответственность со­гласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы работник, производящий бук­сировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и при­цепа (полуприцепа), должен:

• проверить исправность прицепов (полуприцепов), их бук­сирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;

• удалить из зоны работы посторонних лиц.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояноч-1 ным тормозом, подложить под колеса противооткатные упо-1 ры (башмаки).

148


4.2. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей меж­ду этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцеп­ляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека -водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирую­щее их работу.

В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сель­скохозяйственных продуктов с полей и т. д.) сцепку разреша­ется производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель дол­жен убедиться в том, что:

• соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

• борта закрыты;

седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;

передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попада­ет на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имею­щее удерживающих пружин, следует устанавливать на стой­ку, предохраняющую его от падения.

4.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упо­ры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того, как производящий сцепку или расцепку ста­нет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения пере­дач (контроллера) в нейтральное положение.

4.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке Должна осуществляться при наличии водителя за рулем бук­сируемого транспортного средства, кроме случаев, когда кон-

149


струкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

4.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обес­печено расстояние между буксирующим и буксируемым транс­портными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

4.12. Буксировка запрещается:

• транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной по­грузки);

• двух и более транспортных средств;

• транспортных средств с недействующей тормозной си­стемой, если их фактическая масса более половины факти­ческой массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

• в гололедицу на гибкой сцепке.

4.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке за­прещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в ку­зове буксируемого грузового автомобиля.

При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого авто­мобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

4.14. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натя­гивание троса рывками. Запрещается нахождение людей бли­же 6 м от натягиваемого троса.

4.15. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1.0 каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

150


Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сооб­щить о случившемся администрации предприятия или попро­сить сделать это кого-либо из окружающих.

б. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы:

6.1.1. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.

6.1.2. Вымыть руки с мылом.

6.1.3. О всех недостатках, обнаруженных во время рабо­ты, известить своего непосредственного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..