ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 5 по охране труда для монтировщика шин ТОЙ Р-200-05-95

 

  Главная       Учебники - Разные      Межотраслевые правила по охране труда

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 5 по охране труда для монтировщика шин ТОЙ Р-200-05-95

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные тре­бования безопасности при выполнении шиномонтажных ра­бот в автотранспортном предприятии.

1.2. Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при снятии и установке колес автомобиля (инструкция 18);

• при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция 20);

• по предупреждению пожаров и предотвращению ожо­гов (инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности другим ра­ботником, монтировщик шин должен предупредить его о необ­ходимости их соблюдения.

Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать до-врачебную помощь пострадавшему в соответствии с типо­вой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.



2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обученные безо­пасным методам работы, а также прошедшие проверку знаний.

2.2. Монтировщик шин, не прошедший своевременно по­вторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 ме­сяца), не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу монтировщик шин должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - пе­риодические медосмотры в сроки, установленные Минздрав-медпромом России.

2.4. Монтировщик шин должен соблюдать правила внутрен­него трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени монтировщи­ка не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) опреде­ляется правилами внутреннего трудового распорядка или гра­фиком сменности, утверждаемыми работодателем по согла­сованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Монтировщик шин должен знать, что опасными фак­торами, которые могут действовать на него в процессе вы­полнения работ, являются:

• узлы и детали автомобиля;

• оборудование и инструмент.

2.6.1. Узлы и детали автомобиля - падение колеса, вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированно­го колеса приводят к травмам с тяжелыми последствиями, а иногда и к смертельному исходу.

2.6.2. Оборудование и инструмент - применение неисп­равного инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда может привести к травмам.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособ­лениями и оборудованием, обращению с которыми монтиров­щик шин не обучен и не проинструктирован.

2.8. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие сред­ства индивидуальной защиты.

48


2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одеж­ды, специальной обуви и других средств индивидуальной за­щиты монтировщику шин выдаются:

» фартук хлопчатобумажный с нагрудником;

» рукавицы комбинированные.

2.10. Монтировщик шин должен соблюдать правила по­жарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожа­ротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных ме­стах.

2.11. Монтировщик шин во время работы должен быть вни­мательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопаснос­ти на своем рабочем месте, а также о неисправностях обору­дования, приспособлений, инструмента и средств индивиду­альной защиты монтировщик шин обязан сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.13. Монтировщик шин должен соблюдать правила лич­ной гигиены. По окончанию работ, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназна­ченных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т. п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разрабо­танных на основе данной и указанных в п. 1.2, монтировщик шин несет ответственность согласно действующему законо­дательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы монтировщик шин должен:

3.1.1. Одеть средства индивидуальной защиты.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

49


3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы монтировщик шин должен:

4.1.1. Осуществлять демонтаж и монтаж шин только на шиномонтажном участке, оснащенном необходимым обору­дованием, приспособлениями и инструментом.

4.1.2. Перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма автомобиль или его часть. В последнем случае под неподни­маемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля -специаль­ную подставку (козелок).

4.1.3. Перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов (специальных устройств). Запрещается перека­тывать их вручную.

При работе с пневматическим стационарным подъемни­ком для перемещения покрышек большого размера фикси­ровать поднятую покрышку стопорным устройством.

4.1.4. Следить, чтобы во время работы на стенде для де­монтажа и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом.

4.1.5. Перед демонтажем шины с обода колеса или без­дискового колеса со ступицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины, плотно прилипшей к ободу, осу­ществлять при помощи специального стенда или съемника.

4.1.6. Для осмотра внутренней поверхности покрышки применять спредер (расширитель).

4.1.7. Изъятие из шин металлических предметов, гвоз­дей и т. п. производить клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

4.1.8. Проверить перед монтажом шины исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец.

4.1.9. При монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

50


4.1.10. Накачку шин производить только с применением предохранительного ограждения или предохранительной вил­ки достаточной прочности и величины.

4.1.11- При накачке шин без дозатора давление воздуха проверять манометром.

4.1.12. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочно­го кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замоч­ного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ра­нее указанные операции.

4.1.13. Подкачку шин без демонтажа производить, если дав­ление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

В случае падения давления в шине более чем на 40% от нормы необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном состоянии и правильном положении камеры, затем смонтировать шину и накачать.

4.2. Запрещается:

монтировать шины на ободы несоответствующего раз­мера, а также применять негодные съемные фланцы или за­мочные кольца;

применять неисправные ободы (имеющие вмятины, тре­щины, заусенцы и т. п.);

закачивать шину с неплотновошедшим на место запор­ным кольцом;

поправлять и осаживать замочное кольцо при накачи­вании шины;

накачивать шину свыше установленной нормы;

выбивать диск кувалдой;

регулировать предохранительный клапан баллона ком­прессора на давление свыше установленного заводом-изго­товителем, а также класть на клапан дополнительный груз.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, монтировщик шин должен немедленно сообщать рабо-

51


 

тодатепю, а пострадавшему оказать первую доврачебную по-мощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим монтиров­щиком шин, он должен по возможности обратиться в здрав­пункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы монтировщик обязан:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить обо­рудование. Убрать инструмент и приспособления в отведен­ное для них место.

6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной за­щиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.3. Вымыть руки с мылом.

6.1.4. О всех недостатках, обнаруженных во время рабо­ты, известить своего непосредственного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..