ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 14

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 14

 

 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита
(займа)

 25.05.2029

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному
усмотрению

 нет

Вид и идентификационные признаки обязательства

4. Заем, неконвертируемые процентные документарные облигации на предъявителя серии 01 (гос.

рег. номер 4-01-00206-А)

Условия обязательства и сведения о его исполнении

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца)

Приобретатели ценных бумаг выпуска,

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR

35000000000 RUR X 1

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR

10426657000 RUR X 1

Срок кредита (займа), (лет)

 10

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых

 11,50

Количество процентных (купонных) 
периодов

 10

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита
(займа)

 13.05.2019

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному
усмотрению

 нет

Вид и идентификационные признаки обязательства

5. Заем, неконвертируемые процентные документарные облигации на предъявителя серии 02 (гос.

рег. номер 4-02-00206-А)

Условия обязательства и сведения о его исполнении

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца)

Приобретатели ценных бумаг выпуска,

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR

35000000000 RUR X 1

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR

35000000000 RUR X 1

Срок кредита (займа), (лет)

 10

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых

 11,75

15

Количество процентных (купонных) 
периодов

 10

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита
(займа)

 01.10.2019

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному
усмотрению

 нет

Вид и идентификационные признаки обязательства

6. Заем, неконвертируемые процентные документарные облигации на предъявителя серии 03 (гос.

рег. номер 4-03-00206-А)

Условия обязательства и сведения о его исполнении

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца)

Приобретатели ценных бумаг выпуска,

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR

65000000000 RUR X 1

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR

65000000000 RUR X 1

Срок кредита (займа), (лет)

 10

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых

 12,15

Количество процентных (купонных) 
периодов

 10

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита
(займа)

 18.09.2019

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному
усмотрению

 нет

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения

На 30.06.2015 г.

Единица измерения: руб.

Наименование показателя

На 30.06.2015 г.

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 

4 934 071 357.43

16

исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме)
   в том числе по обязательствам третьих лиц

4 934 071 357.43

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога

                                          0

   в том числе по обязательствам третьих лиц

                                          0

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства

4 934 071 357.43

   в том числе по обязательствам третьих лиц

                          4 934 071 357.43                

Обязательства   эмитента   из   обеспечения   третьим   лицам,   в   том   числе   в   форме   залога   или
поручительства, составляющие пять или более процентов балансовой стоимости активов эмитента
на дату окончания соответствующего отчетного периода

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали

2.3.4. Прочие обязательства эмитента

Прочих   обязательств,   не   отраженных   в   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности,   которые
могут   существенно   отразиться   на   финансовом   состоянии   эмитента,   его   ликвидности,
источниках финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов,
не имеется

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг

Политика

 

эмитента

 

в

 

области

 

управления

 

рисками:

Деятельность

 

эмитента

 

в

 

области

 

управления

 

рисками:

Основные   потенциально-возможные   риски   изложены   ниже,   однако   в   настоящем
Ежеквартальном отчете не могут быть перечислены или оценены все потенциальные риски, в
том числе экономические, политические и иные риски, которые присущи любым инвестициям в
Российской

 

Федерации.

Деятельность Эмитента по управлению рисками строится на основе следующих общепринятых
принципов

 

управления

 

рисками:

1.

 

Сбор

 

информации.

2. Анализ рисков с точки зрения объективных (выявление зависимостей с учетом накопленной
статистики и свойств факторов риска) и субъективных (личный опыт, интуиция) критериев.
3. Оценка вероятности потерь и сравнение размера возможных потерь с ожидаемой прибылью.
4.   Разработка   мер   по   увеличению   благоприятных   возможностей   и   снижению   угрозы   потерь.
5. Отслеживание рисков, которые находятся вне управления Эмитентом, и контроль появления
новых

 

рисков.

Политика   и   системы   управления   рисками   регулярно   анализируются   с   учетом   изменений
рыночных

 

условий

 

и

 

деятельности

 

Эмитента.

В   случае   возникновения   одного   или   нескольких   из   перечисленных   ниже   рисков,   ОАО   «АК
«Транснефть» предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для
нейтрализации   части   рисков,   Эмитентом   предпринят   ряд   мер   защиты,   в   большей   степени
связанных  с реализацией  производственной  программы Эмитента,  и  разработаны  возможные
мероприятия   по   действию   Эмитента   при   возникновении   того   или   иного   риска.   Однако,
необходимо   отметить,   что   предварительная   разработка   адекватных   соответствующим
событиям   мер   затруднена   неопределенностью   развития   ситуации,   и   параметры   проводимых
мероприятий   будут   в   большей   степени   зависеть   от   особенностей   создавшейся   ситуации   в

17

каждом конкретном случае. ОАО «АК «Транснефть» не может гарантировать, что действия,
направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению
ситуации   без   потерь   и   дополнительных   затрат,   поскольку   большинство   описанных   ниже
факторов   риска   находятся   вне   контроля   ОАО   «АК   «Транснефть».

2.4.1. Отраслевые риски

Влияние   возможного   ухудшения   ситуации   в   отрасли   эмитента   на   его   деятельность   и
исполнение   обязательств   по   ценным   бумагам.   Наиболее   значимые,   по   мнению   эмитента,
возможные   изменения   в   отрасли   (отдельно   на   внутреннем   и   внешнем   рынках),   а   также
предполагаемые

 

действия

 

эмитента

 

в

 

этом

 

случае.

Высокая

 

степень

 

государственного

 

регулирования

 

отрасли.

ОАО   «АК   «Транснефть»   действует   в   четко   определенной   и   относительно   стабильной   среде
регулирования,

 

где

 

главную

 

роль

 

играют

 

государственные

 

органы.

ОАО   «АК   «Транснефть»   является   субъектом   российского   законодательства   о   естественных
монополиях. Поэтому тарифы ОАО «АК «Транснефть» регулируются Федеральной службой по
тарифам     (ФСТ   России),   отвечающей   за   анализ   и   утверждение   таких   тарифов,   а   также
контролирующей   их   применение.   Любое   изменение   тарифа   должно   быть   утверждено   ФСТ
России, чья задача состоит в том, чтобы сбалансировать экономические интересы ОАО «АК
«Транснефть» с интересами российских нефтяных компаний, имеющих равные права доступа к
трубопроводной  системе ОАО «АК  «Транснефть» в соответствии  с Законом о естественных
монополиях.
Российской Федерации принадлежат 100 процентов обыкновенных голосующих акций ОАО «АК
«Транснефть»,   которые   управляются   через   Федеральное   агентство   по   управлению
государственным

 

имуществом

 

(Росимущество).

Кроме того, все семь членов Совета директоров ОАО «АК «Транснефть», включая   президента
Компании,   выдвинуты   на   данные   должности   и   назначены   по   директивам   Правительства
Российской   Федерации.   Правительство   Российской   Федерации,   имея       долю   собственности   в
компании   и   право   избрания   членов   Совета   директоров,   контролирует   операции   ОАО   «АК
«Транснефть», включая  утверждение бюджета компании, программы капитальных затрат  и
осуществления   займов.   Правительство   Российской   Федерации   может   также   иметь
значительное влияние на операции ОАО «АК «Транснефть» со стороны регулирующих, налоговых
и

 

законодательных

 

органов.

Риски,   связанные   с   возможным   изменением   мировых   цен   на   нефть.

ОАО   «АК   «Транснефть»   подвержено   рискам,   связанным   с   динамикой   производственной
деятельности российских нефтедобывающих компаний, которая, в свою очередь, зависит от цен
на сырую нефть и эволюции структуры их издержек, включающей тарифы за перекачку нефти и
экспортные

 

пошлины.

Основной деятельностью ОАО «АК «Транснефть» является транспортировка нефти по системе
магистральных   нефтепроводов.   Основными   клиентами   ОАО   «АК   «Транснефть»   являются
российские нефтедобывающие компании. В связи с этим, ОАО «АК «Транснефть» находится в
большой зависимости от российской нефтедобывающей отрасли, и уменьшение объемов нефти,
транспортируемой   крупнейшими   российскими   нефтедобывающими   компаниями   по   системе
трубопроводов,   эксплуатируемой   ОАО   «АК   «Транснефть»,   могло   бы   иметь   существенные
неблагоприятные

 

последствия

 

для

 

выручки

 

Компании.

Спрос на сырую нефть на мировых рынках является важным фактором, который определяет
объем   нефти,   транспортируемой   по   магистральным   нефтепроводам,   эксплуатируемым
дочерними   обществами   ОАО   «АК   «Транснефть».   Уменьшение   спроса   на   мировых   рынках   на
российскую сырую нефть обычно ведет к снижению объемов сырой нефти, транспортируемой
Компанией. Таким образом, уменьшение спроса, и как следствие снижение мировых цен на нефть,
могло   бы   иметь   существенные   неблагоприятные   последствия   для   выручки   ОАО   «АК
«Транснефть».
В то же время, увеличение международных цен на сырую нефть может привести к тому, что
альтернативные методы транспортировки сырой нефти (в частности, транспортировка сырой
нефти по железной дороге) станут более экономически выгодными для российских нефтяных
компаний ввиду падения соотношения затрат на транспортировку к полученным доходам. Это
может   привести   к   значительному   уменьшению   доли   ОАО   «АК   «Транснефть»   на   российском
рынке

 

транспортировки

 

сырой

 

нефти.

18

В   связи   со   вступлением   в   силу   с   01.01.2012г.   Постановления   Правительства   Российской
Федерации от 29 марта 2011 г. N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам
субъектов   естественных   монополий   по   транспортировке   нефти   (нефтепродуктов)   по
магистральным   трубопроводам   в   Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу
некоторых   актов   Правительства   Российской   Федерации"   все   договоры   на   транспортировку
нефти с начала 2012 года осуществляются независимо от факта потребления данных услуг, т.е.
на условиях «качай или плати», что позволяет Компании минимизировать операционные риски,
связанные с возможным изменением мировых цен на нефть. Тем не менее, отложенный эффект
изменения международных цен на нефть трудно предсказать, и их значительное увеличение или
уменьшение   может   иметь   неблагоприятные   последствия   для   выручки   Компании   ввиду
уменьшения

 

спроса

 

на

 

ее

 

транспортные

 

услуги.

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей
деятельности   (отдельно   на   внутреннем   и   внешнем   рынках),   и   их   влияние   на   деятельность
эмитента

 

и

 

исполнение

 

обязательств

 

по

 

ценным

 

бумагам.

Рисков,   связанных   с   возможным   изменением   цен   на   сырье,   не   имеется,   поскольку   основной
деятельностью Эмитента является оказание услуг по транспортировке нефти, и сырье на ее
осуществление

 

не

 

используется.

Осуществление   указанных   видов   деятельности   сопряжено   с   необходимостью   закупок
материально-технических ресурсов и использования услуг сторонних организаций. Существенное
увеличение   цен   на   МТР   и   услуги   сторонних   организаций,   потребует   корректировки
запланированных   расходов   и   внесения   изменений   в   планы   по   реализации   инвестиционных
программ.
Предполагаемые   действия   Эмитента   для   уменьшения   указанных   рисков:

оптимизация   затрат   на   ремонтно-эксплуатационные   нужды   и   капитальное

строительство;

реализация   программ   повышения   энергоэффективности   и   внедрения   инновационных

технологий;

активное использование конкурентной среды в сфере закупок материалов, работ и услуг.

Эмитент   осуществляет   финансирование   строительства   магистральных   нефтепроводов   на
территории России, в связи с чем несет соответствующие риски, включая риски, связанные с
привлечением   сторонних   организаций   в   качестве   подрядчиков.   ОАО   «АК   «Транснефть»
предпринимает все необходимые меры по снижению данных рисков, включая отбор подрядчиков в
рамках проведения конкурсов и применения инструмента банковских гарантий для обеспечения
обязательств по заключенным договорам, выплаченным авансам и обслуживанию в гарантийный
период.
Указанные риски не оказывают существенного влияния на исполнение обязательств по ценным
бумагам

 

Эмитента.

Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента (отдельно
на   внутреннем   и   внешнем   рынках),   их   влияние   на   деятельность   эмитента   и   исполнение
обязательств

 

по

 

ценным

 

бумагам.

Основным   доходом   Эмитента   является   поступление   средств   от   платы   за   услуги   по
транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов на территории Российской
Федерации.
Начиная с 1992 года, ОАО «АК  «Транснефть» оказывает  услуги грузоотправителям на основе
тарифов   на  транспортировку   нефти,   и,   соответственно,  уже   более   19  лет   осуществляется
тарифное  регулирование   со  стороны  государства.  Формирование  тарифов   в   настоящее  время
осуществляется в соответствии с "Правилами государственного регулирования тарифов или их
предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и
нефтепродуктов   по   магистральным   трубопроводам",   утвержденными   Постановлением
Правительства   РФ   от   29.12.2007   N   980,   а   так   же   в   соответствии   с   «Положением   об
определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам»,
утвержденным

 

Приказом

 

ФСТ

 

РФ

 

от

 

17.08.2005

 

N

 

380-э/2

Во 2-м квартале 2015 года ОАО «АК «Транснефть» осуществляло основную деятельность, взимая
плату   за   оказанные   услуги   по   тарифам   на   транспортировку   нефти,   утвержденным
нижеперечисленными   приказами   органа   государственного   регулирования   естественных
монополий — Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), а также межправительственным
соглашением:

Приказ ФСТ России от 27.11.2014 №275-э/1 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   по   транспортировке   нефти   по   системе   магистральных   трубопроводов»;

19

Приказ ФСТ России 03.12.2013 N 225-э/6 «Об установлении ставки тарифа на услуги ОАО

«АК «Транснефть» по транспортировке нефти по маршруту «Пурпе — Самотлор», оказываемые
ОАО

 

«НК

 

«Роснефть»;

Приказ ФСТ России от 26.11.2013 N 219-э/1 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть» по транспортировке нефти по маршруту «Тихорецк — Туапсе-2», оказываемые
ОАО

 

«НК

 

«Роснефть»

 

(до

 

08.03.2015);

Приказ ФСТ России от 10.02.2015 N 18-э/1 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть» по транспортировке нефти по маршруту «Тихорецк — Туапсе-2», оказываемые
ОАО

 

«НК

 

«Роснефть»

 

(c

 

09.03.2015);

Приказ   ФСТ   России   от   03.12.2013   N   224-э/5   «Об   установлении   тарифа   на   услугу   ЗАО

«Морской портовый сервис» по наливу нефти из системы магистральных трубопроводов ОАО
«АК   «Транснефть»   в   железнодорожные   вагоны-цистерны   на   территории   промплощадки
«Грушовая»

 

перевалочного

 

комплекса

 

«Шесхарис»;

Приказ ФСТ России от 31.10.2014 № 240-э/2 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   по   транспортировке   нефти   на   участке   нефтепровода   «Ефимовка   —   ООО
«ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»,

 

оказываемые

 

ОАО

 

«ЛУКОЙЛ»;

Приказ ФСТ России от 07.04.2015 №71-э/1 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   по   транспортировке   нефти   по   маршруту   "Граница   Республики
Азербайджан/Российская Федерация (Ширвановка) - ПК "Шесхарис" и о внесении изменения в
приказ  

  ФСТ   России   от   27   ноября   2014   года   N   275-э/1»   (с   24.05.2015).

 

 

 

 

Другим   регулируемым   видом   деятельности   Эмитента   является   транспортировка
нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов на территории Российской
Федерации.   Приказы   ФСТ   России   по   транспорту   нефтепродуктов   действовавшие   во   2-м
квартале

 

2015

 

года:

Приказ ФСТ России от 30.04.2013 № 90-э/2 «Об установлении  предельной  максимальной

ставки   тарифа   на   услуги   ОАО   «АК   «Транснефть»   по   выполнению   заказа   и   диспетчеризации
поставок нефтепродуктов при транспортировке до ЛПДС «Сокур» и далее на экспорт за пределы
таможенной   территории   Российской   Федерации   и   государств   –   участников   Соглашения   о
Таможенном

 

союзе»;

Приказ ФСТ России № 132-э/2 от 30.05.2014 Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   по   транспортировке   нефтепродуктов   по   маршруту   «ЛУКОЙЛ   –
Нижегороднефтеоргсинтез»   -   МП   «Приморск»,   оказываемые   ОАО   «НК   «ЛУКОЙЛ»;

Приказ ФСТ России № 223-э/1 от 07.10.2014 «Об утверждении тарифов на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   и   его   аффилированных   лиц   по   транспортировке   нефтепродуктов   по
магистральным

 

трубопроводам»;

Приказ ФСТ России № 211-э/1 от 02.09.2014 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   по   транспортировке   нефтепродуктов   по   маршруту   «ООО   «КИНЕФ-МП
«Приморск»  для   ОАО  «Сургутнефтегаз»  (действителен  до начала  вступления  в   силу   Приказа
ФСТ

 

России

 

№234-э/4

 

от

 

11.06.2015);

Приказ ФСТ России № 307-э/1 от 24.12.2014 «Об установлении предельных максимальных

ставок   тарифов   на   услуги   ОАО   «АК   «Транснефть»   и   его   аффилированных   лиц   по   наливу
нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов о внесении изменения в приказ ФСТ
России

 

от

 

07.10.2014

 

 

223-э/1»;

Приказ ФСТ России от 10.02.2015 № 19-э/2 «Об установлении  предельной  максимальной

ставки  тарифа на услуги  ОАО «АК  «Транснефть» и  о внесении  изменения  в  приложение 1 к
приказу

 

ФСТ

 

России

 

от

 

07.10.2014

 

 

223-э/1»;

Приказ ФСТ России от 11.06.2015 № 234-э/4 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК

«Транснефть»   по   транспортировке   нефтепродуктов   по   маршруту   «ООО   «КИНЕФ»   -   МП
«Приморск»

 

для

 

ОАО

 

«Сургутнефтегаз».

Для   минимизации   указанного   риска   и   с   целью   утверждения   обоснованного   уровня   тарифов
Компанией   проводится   постоянная   работа   с   тарифными   органами,   с   которыми   у   ОАО   «АК
«Транснефть»

 

сложились

 

конструктивные

 

отношения.

Пока   методика   расчета   тарифных   ставок   благоприятна   для   Компании:   она   обеспечивает
покрытие экономически оправданных издержек (одобренных ФСТ), возмещение всех переменных и
постоянных   операционных   издержек,   амортизации   и   процентов   на   привлеченные   заемные
средства,

 

а

 

также

 

формирование

 

обоснованной

 

чистой

 

прибыли.

Указанные риски не оказывают существенного влияния на деятельность Эмитента и исполнение
обязательств

 

по

 

ценным

 

бумагам.

20

2.4.2. Страновые и региональные риски

Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране (странах) и регионе, в
которых   эмитент   зарегистрирован   в   качестве   налогоплательщика   и/или   осуществляет
основную   деятельность   при   условии,   что   основная   деятельность   эмитента   в   такой   стране
(регионе) приносит 10 и более процентов доходов за последний завершенный отчетный период,
предшествующий

 

дате

 

утверждения

 

проспекта

 

ценных

 

бумаг.

В   случае   возникновения   одного   или   нескольких   из   перечисленных   ниже   рисков,   ОАО   «АК
«Транснефть» предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для
нейтрализации   части   рисков,   Эмитентом   предпринят   ряд   мер   защиты,   в   большей   степени
связанных  с реализацией  производственной  программы Эмитента,  и  разработаны  возможные
мероприятия   по   действиям   Эмитента   при   возникновении   того   или   иного   риска.   Однако
необходимо   отметить,   что   предварительная   разработка   адекватных   соответствующим
событиям   мер   затруднена   неопределенностью   развития   ситуации,   и   параметры   проводимых
мероприятий   будут   в   большей   степени   зависеть   от   особенностей   создавшейся   ситуации   в
каждом конкретном случае. ОАО «АК «Транснефть» не может гарантировать, что действия,
направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению
ситуации без потерь и дополнительных затрат, поскольку описанные факторы находятся вне
контроля   ОАО   «АК   «Транснефть».   Основная   деятельность   Эмитента   осуществляется
преимущественно   на   территории   Российской   Федерации.   Других   стран   и   регионов,   которые
приносят

 

10

 

и

 

более

 

процентов

 

доходов,

 

нет.

Политико-экономические

 

риски

В   соответствии   с   изменениями   политической   и   экономической   конъюнктуры,   и   в   целях
совершенствования   банковской,   судебной,   налоговой,   административной   и   законодательной
систем,   Правительство   Российской   Федерации   проводит   ряд   последовательных   реформ,
направленных на рост российской экономики и её интеграцию в мировую систему. В течение
процесса   реформирования   деловой   и   законодательной   инфраструктуры   сохраняются   такие
риски, как неконвертируемость национальной валюты за рубежом, низкий уровень ликвидности
на   рынках   долгосрочного   кредитования   и   инвестиций.   Осуществляемый   Правительством
Российской   Федерации   налоговый   маневр   может   оказать   влияние   на   изменение   структуры
спроса   на   услуги   Эмитента   и   перераспределение   товаротранспортных   потоков   между
экспортными и внутренними направлениями, однако в целом, возможное падение грузооборота
нефти   будет   компенсироваться   ростом   транспортировки   нефтепродуктов   и   наоборот.

Риски,   связанные   с   развитием   кризисных   явлений   в   мировой   экономике
Последствия мирового кризиса, глобальное снижение темпов развития и снижение финансовой
устойчивости   ряда   европейских   стран,   а   также   региональная   нестабильность,   связанная   с
событиями   в   Европе,   на   Украине   и   на   Ближнем   Востоке,   оказали   влияние   на   мировую   и   в
значительной   степени   российскую   экономику,   в   том   числе   в   виде   следующих   факторов:
-          нестабильности на сырьевых рынках, проявившейся в изменении цен на нефть марки Urals
(FOB Приморск), значение на 31 марта 2015 года 50,5 долларов США за баррель, в течении 2-го
квартала 2015 года минимальное значение цены 50,6 долларов США за баррель, максимальное –
64,5 долларов США за баррель, по состоянию на 30 июня 2015 года цена нефти марки Urals (FOB
Приморск)

 

составила

 

58,0

 

долларов

 

США

 

за

 

баррель;

-

взаимных   международных   секторальных   ограничений   (санкций),   которым   в   частности

подвержен   и   ряд   российских   компаний,   включая   Эмитента   и   ряд   его   крупных   клиентов   –   в
настоящее   время   санкции   ограничивают   свободу   деятельности   российских   компаний   на
международных рынках заемного финансирования, а также в части поставок оборудования и
услуг   для   предприятий   российской   нефтяной   отрасли,   в   будущем   возможно   как   расширение
перечня   санкций,   так   изменение   состава   объектов   для   их   применения;
-                 колебаний курса национальной валюты во 2-м квартале 2015 года, по состоянию на 31
марта   2015   года   58,4643   рублей   за   доллар,   в   течении   2-го   квартала   2015   года   максимальное
значение 58,3536 рублей за доллар, минимальное значение 49,1777 рублей за доллар и значение на
30

 

июня

 

2015

 

года

 

55,5240

 

рублей

 

за

 

доллар.

 

Остающаяся на низком уровне ставка 6m Libor по итогам 2-го квартала 2015 года незначительно
выросла и составила 0,44%, тогда как в декабре 2014 составляла 0,34% (среднее значение за весь
2014   год   –   0,33%).   Это   не   оказало   существенного   влияния   на   эффективность   внешних
заимствований  Эмитента. Тем  не менее,  Федеральная  резервная   система  США  предполагает
постепенный   рост   учетной   ставки,   в   случае   увеличения   учетной   ставки   ФРС   США   это   с

21

высокой

 

вероятностью

 

приведет

 

к

 

росту

 

ставки

 

6m

 

Libor.

Варианты   развития   политической   ситуации   и   экономических   процессов   и   их   влияние   на
операционную  деятельность  Группы  могут   быть  различны, и   Руководство  Группы  не  может
оценить   их   возможное   потенциальное   воздействие   на   финансовое   положение   Группы.
Руководство Группы считает, что влияние текущего кризиса на ее операционную деятельность
ограничено в связи  с тем, что стоимость  предоставляемых услуг регулируется государством.
Кроме того, Группа является трубопроводной монополией на российском рынке транспортировки
нефти и нефтепродуктов, что обеспечивает устойчивый спрос на ее услуги. Руководство Группы
считает,   что   потоки   денежных   средств   от   операционной   деятельности   достаточны   для
финансирования   текущей   деятельности   и   выполнения   ее   долговых   обязательств.

Региональные

 

риски

Компания   осуществляет   свою   деятельность   на   территории   Российской   Федерации   и   не
выделяет отдельных географических сегментов, поскольку источники и характер рисков на всей
территории

 

Российской

 

Федерации

 

примерно

 

одинаковы.

В   то   же   время   значительный   объем   услуг   Эмитента   связан   с   транспортировкой   нефти   по
магистральным трубопроводам на экспорт, что обеспечивало в отчетном периоде около 50%
всей прокачки нефти по системе ОАО «АК «Транснефть». При этом транспортировка нефти
осуществляется через ряд транзитных стран, в связи с чем возникают риски остановки или
несанкционированного отбора нефти при ее транзите через данные государства. Тем не менее,
осуществляемое Компанией развитие трубопроводной системы, в том числе расширение ВСТО-2,
направлено на диверсификацию экспортных потоков российской нефти и снижение транзитных
рисков

 

при

 

ее

 

транспортировке

 

на

 

зарубежные

 

рынки.

Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в
стране

 

(странах)

 

и

 

регионе

 

на

 

его

 

деятельность:

Правительство   Российской   Федерации   оказывает   непосредственное   влияние   на   деятельность
Эмитента  путем регулирования через Федеральную службу по тарифам Российской Федерации
(ФСТ России) деятельности по транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по системе
магистральных

 

трубопроводов.

Изменения   в   политической   ситуации,   законодательстве,   налоговом   и   нормативном
регулировании   и   экономической   политике   государства   оказывают   влияние   на   финансово-
хозяйственную деятельность и рентабельность ОАО «АК «Транснефть». Характер и частота
таких изменений и риски с ними связанные, мало предсказуемы, так же, как и их влияние на
будущую

 

деятельность,

 

и

 

рентабельность

 

деятельности

 

Эмитента.

Параметры   проводимых   мероприятий,   предпринимаемых   Эмитентом   при   неблагоприятных
тенденциях,   будут   зависеть   от   особенностей   создавшейся   ситуации   в   каждом   конкретном
случае.   ОАО   «АК   «Транснефть»   не   может   гарантировать,   что   действия,   направленные   на
преодоление   возникших   негативных   изменений,   смогут   привести   к   исправлению   ситуации,
поскольку

 

описанные

 

факторы

 

находятся

 

вне

 

контроля

 

Компании.

Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и
забастовками  в  стране  (странах) и  регионе, в  которых  эмитент  зарегистрирован  в качестве
налогоплательщика

 

и/или

 

осуществляет

 

основную

 

деятельность.

В результате военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и других политических и
социальных

 

катаклизмов

 

Эмитент

 

может

 

понести

 

убытки.

На   деятельность   Эмитента   оказывают   влияние   риски,   которые   могут   вызвать   общую
нестабильность   в   России,   снижение   эффективности   органов   охраны   правопорядка,   падение
промышленного

 

производства

 

и

 

т.д.

При этом основными факторами риска, осложняющими производственную деятельность ОАО
«АК «Транснефть» и его дочерних обществ в отчетном периоде, оставались угроза совершения
террористических актов и диверсий на объектах магистральных нефтепроводов (МН), а также
преступные   посягательства   корыстной   направленности,   связанные   с   хищениями   нефти,
комплектующих   вдольтрассового   оборудования,   кабеля   и   проводов,   демонтированных   труб.
Компанией постоянно осуществляются организационные и практические меры по обеспечению
безопасности

 

объектов

 

и

 

линейной

 

части

 

МН.

С   учетом   требований   МВД,   ФСБ   России   особое   внимание   уделяется   обеспечению
антитеррористической   и   противодиверсионной   защиты   объектов   МН.   Соответствующие
мероприятия, предусматриваются Комплексной программой техперевооружения, реконструкции
и

 

капитального

 

ремонта

 

объектов

 

МН.

Риски,   связанные   с   географическими   особенностями   страны   (стран)   и   региона,   в   которых

22

эмитент   зарегистрирован   в   качестве   налогоплательщика   и/или   осуществляет   основную
деятельность,   в   том   числе   повышенная   опасность   стихийных   бедствий,   возможное
прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и
т.п.
Природно-климатические условия на обслуживаемой ОАО «АК «Транснефть» территории весьма
разнообразны. Магистральные нефтепроводы проходят в различных (по характеру рельефа, по
соотношению   тепла   и   влаги,   по   господствующей   растительности)   и   несопоставимых
географических зонах: тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная – протянулись по
Западно-Сибирской равнине, зона тайги – расположилась от западных границ России до Тихого
океана,   зона   смешанных   и   широколиственных   лесов   –   занимает   европейскую   часть   России.
Значительная   доля   добычи   российской   нефти   приходится   на   Западную   Сибирь,   в   этом   же
регионе   эксплуатируется   большая   часть   магистральных   нефтепроводов   дочернего   общества
Эмитента   –   АО   «Транснефть   Сибирь».   Эмитент   несет   риски,   связанные   с   суровыми
климатическими условиями в данном регионе и повышенной опасностью стихийных бедствий.
Геологическая среда Западной Сибири является весьма уязвимой и подверженной воздействию как
природных,   так   и   техногенных   факторов.   Для   рассматриваемой   площади   характерен
достаточно обширный комплекс современных геологических процессов и явлений, важнейшими из
которых,  оказывающих определяющее  влияние  на  инженерно-геологические  условия,  являются
заболачивание,

 

эрозионные

 

процессы,

 

оползневые

 

явления

 

и

 

др.

Климатические   условия   в   Европейской   части   России   менее   суровые,   чем   в   основном   регионе
деятельности   Эмитента   -   этот   сейсмологически   благоприятный   регион   менее   подвержен
опасности   стихийных   бедствий.   Однако   наиболее   значительный   ущерб   экономике   региона   и
социальную напряженность могут вызывать паводки и наводнения, лесные и торфяные пожары,
засухи, пожары в населенных пунктах и на объектах экономики, нарушения в функционировании
топливно-энергетического комплекса и объектах жилищно-коммунального хозяйства, аварии на
транспорте.
В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов
каждого   года   (или   ряда   лет)   повышается   риск   одних   природных   (техногенных)   процессов   и
снижается

 

риск

 

других.

Осуществляя деятельность в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока эмитента несет
риски, связанные с суровыми климатическими условиями, а также рядом опасных геологических
процессов   и   явлений,   важнейшими   из   которых,   оказывающих   определяющее   влияние   на
инженерно-геологические   условия,   являются   заболачивание,   эрозионные   процессы,   оползневые
явления

 

и

 

др.

С   точки   зрения   возможности   проведения   превентивных   мероприятий   опасные   природные
процессы,   как   источник   чрезвычайных   ситуаций,   могут   прогнозироваться   с   небольшой
заблаговременностью.
Общеклиматический   тренд   температуры,   указывающий   на   потепление   на   большей   части
территории   Российской   Федерации,   характеризуется   увеличением   частоты   повторения
природных источников чрезвычайных ситуаций с аномальным отклонением их параметров от
среднемноголетних   значений.   В   связи   со   сложившимся   характером   атмосферной   циркуляции
повторяемость опасных явлений в последнее десятилетие стала максимальной за весь период
наблюдений.
Для минимизации рисков, связанных с опасностью стихийных бедствий и негативным влиянием
природно-климатических   условий   (особенно   в   осенне-зимний   период),   ОАО   «АК   «Транснефть»
проводятся   подготовительные   мероприятия,   созданы   аварийные   запасы   материально-
технических  ресурсов,  проводится   работа  по  подготовке  аварийно-восстановительных   бригад.
Географическое положение России, ее огромная территория, климатические условия, характер
мобильности населения, уровень развития производства, межрегиональные экономические связи,
внешнеторговые   отношения   объективно   формировали   российскую   транспортную   систему.
Транспортная   система   Российской   Федерации   включает   автомобильный,   воздушный,
железнодорожный,   морской,   внутренний   водный   и   трубопроводный   виды   транспорта.
Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской
общественный

 

транспорт.

Эмитент   осуществляет   свою   деятельность   в   регионах   с   достаточно   развитой
инфраструктурой и минимально подвержен рискам, связанным с прекращением транспортного
сообщения

 

в

 

связи

 

с

 

удаленностью

 

и/или

 

труднодоступностью.

23

2.4.3. Финансовые риски

В   случае   возникновения   одного   или   нескольких   из   перечисленных   ниже   рисков,   ОАО   «АК
«Транснефть» предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для
нейтрализации   части   рисков   Эмитентом   предпринят   ряд   мер   защиты,   в   большей   степени
связанных  с реализацией  производственной  программы Эмитента,  и  разработаны  возможные
мероприятия   по   действиям   Эмитента   при   возникновении   того   или   иного   риска.   Однако
необходимо   отметить,   что   предварительная   разработка   адекватных   соответствующим
событиям   мер   затруднена   неопределенностью   развития   ситуации,   и   параметры   проводимых
мероприятий   будут   в   большей   степени   зависеть   от   особенностей   создавшейся   ситуации   в
каждом конкретном случае. ОАО «АК «Транснефть» не может гарантировать, что действия,
направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению
ситуации без потерь и дополнительных затрат, поскольку описанные факторы находятся вне
контроля

 

ОАО

 

«АК

 

«Транснефть».

Финансовые   риски,   особенно   важные   для   условий   России,   возникают   в   сфере   отношений
Эмитента  с  банками   и  другими   финансовыми  институтами. Чем  выше  отношение  заемных
средств   к   собственным   средствам   Эмитента,   тем   больше   он   зависит   от   кредиторов,   тем
серьезнее   и   финансовые   риски,   поскольку   ограничение   или   прекращение   кредитования,
ужесточение   условий   кредита,   влечет   за   собой   трудности   в   хозяйственной   деятельности
Компании.
В   конце   2011   года   Советом   Директоров   Эмитента   утверждена   Политика   по   управлению
валютными   и   процентными   рисками   ОАО   «АК   «Транснефть»,   которая   является   частью
системы управления рисками ОАО «АК «Транснефть» и определяет цели и общие требования к
управлению   валютным   и   процентным   риском,   в   том   числе   с   использованием   производных
финансовых

 

инструментов.

Риски,

 

связанные

 

с

 

изменениями

 

валютных

 

курсов.

Общая   стратегия   ОАО   «АК   «Транснефть»   направлена   на   снижение   риска   курсовых   разниц,
связанного   с   использованием   валют,   отличных   от   российского   рубля   -   доллара   США   и   Евро.
Учитывая,   что   ОАО   «АК   «Транснефть»   осуществляет   свою   основную   хозяйственную
деятельность   на   территории   Российской   Федерации,   не   имеет   существенных   вложений   в
иностранные   компании,   стоимость   чистых   активов   которых   подвержена   риску   изменения
курсов   валют,   Компания   не   имеет   значительных   поступлений,   выраженных   в   иностранной
валюте. Тем не менее, риски, связанные с незначительными колебаниями валютных курсов могут
являться факторами прямого влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности
Компании

 

и

 

оцениваются

 

Эмитентом

 

как

 

существенные.

Преимущественно, подверженность Компании изменениям курсов валют возникает вследствие
привлеченных   займов   и   кредитов,   номинированных   в   долларах   США   и   Евро,   которые   были
получены

 

в

 

2007

 

-

 

2010

 

гг.

В   соответствии   с   утвержденной   Политикой   по   управлению   валютными   и   процентными
рисками   Компания   осуществляет   операции   хеджирования   валютных   рисков   с   целью
минимизации   возможного   негативного   влияния   изменения   валютных   курсов   на   операционную
деятельность

 

Компании.

В отношении значительных колебаний валютного курса можно отметить, что они повлияют
прежде   всего   на   экономику   России   в   целом,   а   также   и   на   деятельность   самого   Эмитента.

Риски,

 

связанные

 

с

 

изменениями

 

процентных

 

ставок.

ОАО  «АК  «Транснефть» подвержено процентному  риску.  Финансовый  результат  и  денежный
поток от инвестиционной и основной деятельности Компании зависят от изменения рыночных
процентных

 

ставок.

ОАО   «АК   «Транснефть»   использует   практику   привлечения   краткосрочных   и   долгосрочных
заимствований с российского финансового рынка. Существенное увеличение процентных ставок
по кредитам и займам может привести к удорожанию обслуживания долга Компании. В части
оптимизации структуры долгового портфеля и снижения затрат на его обслуживание Компания
стремится использовать кредиты и займы с фиксированной процентной ставкой, вследствие
чего

 

указанный

 

риск

 

несколько

 

снижается.

В феврале 2009 года ОАО «АК «Транснефть» подписало кредитный договор с Банком развития
Китая на сумму 10 млрд. долларов США, с переменной процентной ставкой в зависимости от
уровня   LIBOR.   Увеличение   данной   процентной   ставки   может   привести   к   удорожанию
обслуживания долга ОАО «АК «Транснефть». В течение 2009 года ставка 6-ти месячного LIBOR
составляла в среднем 1,11%, в течение 2010 года была равна в среднем 0,52%, 2011 года - 0,51%,
2012 года - 0,69%, 2013 года – 0,41%, 2014 года – 0,33%. Во 2-м квартале 2015 года эта ставка
незначительно увеличилась до 0,42% (среднее значение за 2-й квартал 2015 года). Влияние этого

24

изменения

 

на

 

стоимость

 

заимствований

 

остается

 

незначительным.

Подверженность   финансового   состояния   эмитента,   его   ликвидности,   источников
финансирования,   результатов   деятельности   и   т.п.   изменению   валютного   курса   (валютные
риски).
Подверженность   финансового   состояния   Компании   изменениям   курсов   валют   возникает
вследствие   привлеченных   займов,   номинированных   в   долларах   США   и   Евро,   которые   были
получены

 

в

 

2007

 

-

 

2010

 

гг.

Доля валютных займов составляет 52,22% и 51,53% от валюты баланса на 31 марта 2015 года и
на   30   июня   2015   года   соответственно.   Доля   активов,   выраженных   в   иностранной   валюте,
составляет

 

6,49%

 

по

 

состоянию

 

на

 

30

 

июня

 

2015

 

года.

Результатом колебаний курса национальной валюты для ОАО «АК «Транснефть» могут стать
дополнительные расходы по обслуживанию и погашению обязательств, при этом во 2-м квартале
2015 года наблюдалось некоторое снижение курса доллара по отношению к рублю, по состоянию
на 31 марта 2015 года 58,4643 рублей за доллар, значение на 30 июня 2015 года 55,5240 рублей за
доллар.

 

В   случае   существенных   неблагоприятных   изменений   процентных   ставок   Эмитент   будет
ориентироваться   на   привлечение   краткосрочных   заимствований,   инвестиционная   программа
Компании может быть пересмотрена. В случае негативного влияния изменения валютного курса
на   финансово-экономическую   деятельность,   Эмитент   планирует   провести   анализ   рисков   и
принять

 

соответствующее

 

решение

 

в

 

каждом

 

конкретном

 

случае.

Каким образом инфляция может сказаться на выплатах по ценным бумагам. Критические, по
мнению   эмитента,   значения   инфляции,   а   также   предполагаемые   действия   эмитента   по
уменьшению

 

указанного

 

риска.

Эмитент   осуществляет   свою   деятельность   на   территории   Российской   Федерации,   рост
инфляции в Российской Федерации приведет к общему росту процентных ставок, в том числе и
по рублевым облигациям Эмитента, что может потребовать от Эмитента увеличения ставок
по

 

выпускаемым

 

облигациям.

Изменение   индекса   потребительских   цен   оказывает   определенное   влияние   на   уровень
рентабельности ОАО «АК «Транснефть» и результаты финансово-хозяйственной деятельности
Компании,   однако   это   влияние   не   является   фактором   прямой   зависимости.

Опосредованная зависимость рентабельности Компании от изменения индекса потребительских
цен обусловлена, в основном, тем, что тарифы на услуги по транспортировке нефти по системе
магистральных нефтепроводов устанавливаются ФСТ России исходя из покрытия обоснованных
расходов и формирования необходимого размера прибыли по регулируемому виду деятельности и
полностью   либо   частично   компенсируют   рост   расходов   Компании,   связанных   с   инфляцией.
Однако в периоды высокой инфляции увеличиваются риски снижения размера компенсационной
составляющей   тарифа   и   снижения   платежеспособности   основных   потребителей   Компании.

Инфляционное   воздействие   на   экономику   России,   по   данным   Федеральной   службы
государственной   статистики   (Росстат   Российской   Федерации),   в   2002-2006г.г.   и   в   2009   году
имело тенденцию к снижению. В 2002 году уровень  инфляции составлял 15,1%, в 2003 году –
12,0%, в 2004 году – 11,7%, в 2005 году – 10,9%, 2006 год – 9,1%, в 2007 году - 11,9%, в 2008 году -
13,3%, в 2009 и 2010 году - 8,8%. В 2011 году инфляция в России достигла исторического минимума
– 6,1%. В 2012 и 2013 годах инфляция в России составила 6,6% и 6,5% соответственно. Уровень
инфляции в 2014 году существенно вырос и составил 11,4%, превысив уровень прогноза по данным
Минэкономразвития   России   (до   8,0%).     В   2015   году   можно   ожидать   заметный   рост
инфляционного воздействия на экономику России. Накопленный уровень инфляции по итогам 6
месяцев

 

2015

 

года

 

составил

 

8,5%.

О   сохранении   высоких   спросовых   ограничений   и   прогнозируемом   укреплении   обменного   курса
говорится

 

в

 

материалах

 

Минэкономразвития.

Существующий в настоящее время уровень инфляции не оказывает существенного влияния на
финансовое положение Эмитента. В соответствии с прогнозными значениями инфляции, она не
должна оказать существенного влияния на платежеспособность Эмитента, в частности, на
выплаты

 

по

 

ценным

 

бумагам.

Эмитент   оценивает   критический   показатель   инфляции   на   уровне   30%   годовых.
В случае существенного изменения инфляции Эмитент планирует соответствующим образом
скорректировать политику по снижению затрат. Однако следует учитывать, что часть риска
не   может   быть   полностью   нивелирована,   поскольку   указанные   риски   в   большей   степени
находятся   вне   контроля   Эмитента,   а   зависят   от   общеэкономической   ситуации   в   стране.

25

Какие   из  показателей   финансовой   отчетности   эмитента   наиболее   подвержены   изменению  в
результате   влияния   указанных   финансовых   рисков.   В   том   числе   риски,   вероятность   их
возникновения

 

и

 

характер

 

изменений

 

в

 

отчетности.

Наибольшему влиянию в отчетности Эмитента в результате наступления указанных рисков
подвержен   показатель   дебиторской   задолженности,   в   связи   с   возможной   экономической
неспособностью   клиентов,   подрядчиков   и   поставщиков   выполнять   свои   финансовые
обязательства.   Вероятность   возникновения   данного   риска   сопряжена   с   общей   ситуацией   в
стране, инфляцией и изменением курса валют и их влиянием на экономику России в целом. В то
же время с целью избежания рисков по увеличению дебиторской задолженности, возникающей в
связи   с   возможной   неплатежеспособностью   контрагентов,   ОАО   «АК   «Транснефть»   в
соответствии с условиями договоров на транспортировку нефти применяет авансовую форму
расчетов,

 

а

 

также

 

использует

 

механизм

 

банковских

 

гарантий.

Ухудшение   экономической   ситуации   в   России   также   может   сказаться   на   росте   затрат   на
оказание   услуг   по   транспортировке   нефти   по   системе   магистральных   нефтепроводов
Эмитента,   что   при   сохранении   установленных   тарифов   приведет   к   сокращению   прибыли.
Рост курса иностранных валют по отношению к рублю приведет к увеличению статьи баланса,
отражающей задолженность по кредитам и займам, вследствие наличия кредитных ресурсов,
выраженных   в   конвертируемой   валюте   (долларах   США   или   евро).
В   Отчете   о   прибылях   и   убытках   в   составе   прочих   доходов   и   расходов   отражаются
положительные   и   отрицательные   курсовые   разницы   –   результат   от   переоценки
соответствующего актива, в том числе дебиторской задолженности, или обязательства, в том
числе   задолженности   по   кредитам   и   займам,   стоимость   которых   выражена   в   иностранной
валюте   (пересчитанные   в   соответствии   с   приказом   Министерства   финансов   Российской
Федерации от 22 июля 2003 года N 67н), и, в результате, их сумма может оказать существенное
влияние

 

на

 

чистую

 

прибыль

 

Компании.

Инфляционные   процессы,   в   результате   которых   происходит   удорожание   используемых   в
производстве   материалов,   могут   оказать   влияние   на   увеличение   валюты   баланса.
Также инфляционные процессы в экономике Российской Федерации могут оказать существенное
влияние на чистую прибыль Компании в связи с тем, что возможности ОАО «АК «Транснефть»
по   повышению   тарифов   на   оказание   услуг   по   транспортировке   нефти   по   системе
магистральных нефтепроводов, ограничены государственным регулированием, то есть не могут
меняться Компанией в зависимости от изменений темпов инфляции и, в то же время, затраты
Компании, которые, в основном, выражены в рублях, изменяются в соответствии с темпами
инфляции.

2.4.4. Правовые риски

Правовые риски, связанные с деятельностью эмитента (отдельно для внутреннего и внешнего
рынков).
Эмитент   осуществляет   основную   деятельность   на   территории   Российской   Федерации   и   не
осуществляет   экспорта   оказываемых   услуг.   В   связи   с   этим   правовые   риски,   связанные   с
деятельностью   Эмитента,   возникают,   в   основном,   при   осуществлении   деятельности   на
внутреннем   рынке,   что   характерно   для   большинства   субъектов   предпринимательской
деятельности,

 

работающих

 

на

 

территории

 

Российской

 

Федерации.

Российское   налоговое,   валютное   и   таможенное   законодательство   допускает   различные
толкования и подвержено частым изменениям. Руководство Общества не исключает, что по
поводу каких-то операций, произведенных в отчетном и предшествующие периоды, в будущем
возможны

 

споры

 

с

 

контролирующими

 

органами.

Правоприменительная практика указывает  на то, что налоговые органы могут занять  более
жесткую   позицию   при   интерпретации   законодательства   и   проверке   налоговых   расчетов,   и,
возможно,   что   будут   оспорены   операции   и   деятельность,   которые   ранее   не   оспаривались.
Налоговые   проверки   могут   охватывать   период,   не   превышающий   трех   календарных   лет,
предшествующих   году,   в   котором   вынесено   решение   о   проведении   проверки.   По   мнению
руководства Общества, соответствующие положения законодательства интерпретированы им
корректно.

Риски,

 

связанные

 

с

 

изменением

 

валютного

 

регулирования:

Риски, связанные с изменением валютного законодательства, практически не будут сказываться
на производственной деятельности Эмитента, так как Эмитент не планирует осуществлять
свою   деятельность   за   пределами   Российской   Федерации.   Тарифы   на   услуги   Эмитента
устанавливаются   в   рублях,   за   исключением   тарифов,   установленных   в   соответствии   с

26

межправительственными   соглашениями.   Вместе   с   тем,   в   случае   введения   ограничений   на
расчеты   в   иностранной   валюте   Эмитент   может   лишиться   возможности   осуществлять
соответствующие международные платежи и будет вынужден переходить на альтернативные
способы   расчетов.   В   настоящее   время   Правительство   Российской   Федерации   четко
придерживается   линии   невведения   со   своей   стороны   каких-либо   валютных   ограничений.

Риски,

 

связанные

 

с

 

изменением

 

налогового

 

законодательства:

 

Российской

 

Федерации.

Одной   из   особенностей   российского   законодательства   о   налогах   и   сборах   является   его
постоянная   изменчивость.   Несмотря   на   заверения   Правительства   Российской   Федерации   о
стабильности  налогового  законодательства,  законы,  вносящие   изменения  в   Налоговый  Кодекс
Российской Федерации  в части  изменения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов,
принимаются ежегодно. Влияние проводимого с начала 2015 года налогового маневра на процессы
в   нефтяной   отрасли   в   настоящее   время   четко   не   выражено.
С 01 января 2012 года ОАО «АК «Транснефть» и ее дочерние компании перешли на новый порядок
уплаты налога на прибыль – с учетом созданной консолидированной группы налогоплательщиков
(КГН) (в соответствии с федеральным законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в
части   первую   и   вторую   Налогового   кодекса   Российской   Федерации   в   связи   с   созданием
консолидированной группы налогоплательщиков»), при этом ОАО «АК «Транснефть» отмечает,
что данные изменения в основном касаются механизма распределения суммы налога на прибыль
по   регионам   и   не   приводят   к   изменению   общей   налоговой   нагрузки.
Однако   следует   отметить,   что   существующие   изменения   налогового   законодательства   не
снимают спорные вопросы налогообложения, после принятия поправок часть вопросов остается
нерешенными,   что   в   свою   очередь   влечет   за   собой   налоговые   риски,   отстаивать   которые
приходится

 

в

 

судебном

 

порядке.

на

 

деятельность

 

Эмитента.

Риски,   связанные   с   изменением   требований   по   лицензированию   основной   деятельности
эмитента либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте
ограничено

 

(включая

 

природные

 

ресурсы):

ОАО   «АК   «Транснефть»   соблюдает   требования   лицензий,   предпринимает   все   необходимые
действия   для   получения,   поддержания   в   силе,   продления   действия   лицензий   и   минимизации
вероятности приостановки, изменения или отзыва лицензий. Поэтому ОАО «АК «Транснефть»
не   ожидает   каких-либо   осложнений   по   продлению   срока   действия   лицензий,   связанных   с
действиями

 

Эмитента.

Риски,   связанные   с   изменениями   в   законодательстве,   либо   с   решениями   федеральных   или
местных   органов   власти   по   вопросам   лицензирования,   находятся   вне   контроля   ОАО   «АК
«Транснефть», и Компания не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений

27

подобного   рода,   которые   могут   негативно   повлиять   на   деятельность   Компании.   Однако   в
настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных
с усложнением процедуры либо снижением возможности продления действия лицензий ОАО «АК
«Транснефть»

 

не

 

выявлено.

Риски,   связанные   с   изменением   судебной   практики   по   вопросам,   связанным   с   деятельностью
эмитента (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на
результатах его деятельности, а также на результаты текущих судебных процессов, в которых
участвует

 

эмитент.

ОАО   «АК   «Транснефть»,   участвуя   в   судебных   процессах   в   качестве   истца   и   в   качестве
ответчика, подвержено влиянию рисков, связанных с изменением судебной практики по вопросам,
связанным с деятельностью Эмитента. Указанные риски влияют на Компанию так же, как и на
всех

 

хозяйствующих

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации.

 

выявлено.

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск)

Риски,

 

связанные

 

с

 

качеством

 

предоставляемых

 

услуг

Риски,

 

связанные

 

с

 

инцидентами

 

и

 

авариями

 

на

 

производстве

ОАО   «АК   «Транснефть»,   осознавая   потенциальную   опасность   возможного   негативного
воздействия   в   результате   своей   технологически   сложной   производственной   деятельности,
создает условия защищенности жизни и здоровья работников Компании, а также населения от
аварий  и  инцидентов на опасных производственных объектах, снижение риска возникновения
аварийных   ситуаций   и   связанных   с   ними   экологических   последствий.

 

В   своей   деятельности   ОАО   «АК   «Транснефть»   руководствуется   принципами:

выполнения   требований   российского   законодательства,   международных   договоров

Российской   Федерации,   федеральных   норм   и   правил   в   области   промышленной   безопасности;

планирования и осуществления деятельности, направленной на снижение аварийности на

опасных

 

производственных

 

объектах;

открытости   значимой   информации   в   области   промышленной   безопасности.

Для соблюдения избранных принципов ОАО «АК «Транснефть» ставит перед собой следующие
цели:

установление   приоритетности   выполнения   мероприятий,   связанных   с   повышением

надежности эксплуатируемого оборудования и направленных на снижение рисков возникновения
аварий

 

и

 

инцидентов

 

на

 

опасных

 

производственных

 

объектах;

совершенствование   системы   управления   промышленной   безопасностью   ОАО   «АК

«Транснефть»,   основанное   на   анализе   ее   функционирования,   разработке   и   осуществлении
корректирующих   мероприятий,   направленных   на   повышение   уровня   промышленной
безопасности;

обеспечение   функционирования   системы   управления   промышленной   безопасностью

выделением необходимых материальных и финансовых ресурсов, подбором квалифицированных
кадров,   осуществляющих   эксплуатацию   опасных   производственных   объектов;

соблюдение требований законодательных актов, норм и правил в области промышленной

безопасности;

28

организацию   эффективного   производственного   контроля   на   опасных   производственных

объектах;

информирование работников о требованиях промышленной безопасности, в том числе о

действиях

 

в

 

случае

 

аварийной

 

ситуации;

установление личной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей

за

 

выполнение

 

требований

 

промышленной

 

безопасности;

мотивацию   персонала,   эксплуатирующего   опасные   производственныеобъекты,   к

реализации   мер   по   повышению   уровня   состояния   промышленной   безопасности;

проведение постоянного обучения требованиям промышленной безопасности и повышение

квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию опасных производственных объектов;

поддержание

 

высокого

 

уровня

 

готовности

 

аварийно-спасательных

формирований,   оснащение   их   современным   оборудованием   и   техникой   для

локализации

 

и

 

ликвидации

 

аварий.

Соблюдение   данных   положений   ОАО   «АК   «Транснефть»   считает   залогом   оптимального
сочетания   интересов   Компании   с   социально-экономическими   потребностями   общества   в
области

 

промышленной

 

безопасности.

2.4.6. Стратегический риск

Риск возникновения у эмитента убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при
принятии   решений,   определяющих   стратегию   деятельности   и   развития   эмитента
Разработанная   Компанией   «Долгосрочная   программа   развития   ОАО   «АК   «Транснефть»
на   период   до   2020   года»   утверждается   Советом   директоров   Компании   и   Правительством
Российской Федерации, а также проходит комплексную экспертизу не только в уполномоченных
Федеральных органах исполнительной власти, но и в рамках независимого аудита, что позволяет
минимизировать

 

риск

 

принятия

 

ошибочных

 

стратегических

 

решений.

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента

Риски,   свойственные   исключительно   эмитенту,   в   том   числе   риски,   связанные   с:
Участием

 

в

 

судебных

 

процессах:

Текущие   судебные   процессы   не   могут   существенно   повлиять   на   финансовое   состояние
Эмитента.
Отсутствием возможности продлить действие лицензии эмитента на ведение определенного
вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено
(включая

 

природные

 

ресурсы)

Эмитент   ведет   регулярную   работу   по   продлению   действия   необходимых   для   ведения
хозяйственной   деятельности   лицензий.   ОАО   «АК   «Транснефть»   соблюдает   требования
лицензий,   предпринимает   все   необходимые   действия   для   получения,   поддержания   в   силе
действия лицензий и минимизации вероятности приостановки, изменения или отзыва лицензий.
Подверженность   Эмитента   данному   риску   можно   считать   минимальной.
Возможной   ответственностью   эмитента   по   долгам   третьих   лиц,   в   том   числе   дочерних
обществ

 

эмитента:

выполнения таких указаний, а в случае, если выполнение таких указаний становится причиной
несостоятельности   дочерней   компании   и   прослеживается   прямой   умысел   в   действиях
материнской компании, вина за наступление таких последствий возлагается на материнскую
компанию,   которая   несет   субсидиарную   ответственность   по   ее   долгам.   Соответственно,
являясь материнской компанией дочерних обществ, в которых ОАО «АК «Транснефть» владеет
более   чем   50%   уставного   капитала,   Компания   может   стать   ответственной   по   их   долгам.
Эти   обязательства   могут   оказать   определенное   негативное   воздействие   на   результаты
финансово-хозяйственной

 

деятельности

 

Эмитента.

Возможностью   потери   потребителей,   на   оборот   с   которыми   приходится   не   менее   чем   10
процентов   общей   выручки   от   продажи   продукции   (работ,   услуг)   эмитента.
Ввиду того, что ОАО «АК «Транснефть» является субъектом естественной монополии в сфере
транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, указанные риски
отсутствуют.

Раздел III. Подробная информация об эмитенте

3.1. История создания и развитие эмитента

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента

Полное   фирменное   наименование   эмитента:  Открытое   акционерное   общество   "Акционерная
компания по транспорту нефти "Транснефть"
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 26.08.1993
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "АК "Транснефть"
Дата введения действующего сокращенного фирменного наименования: 26.08.1993

Фирменное   наименование   эмитента   (наименование   для   некоммерческой   организации)
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания
Сведения

 

о

 

регистрации

 

указанных

 

товарных

 

знаков:

1. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194139, приоритет от
05.04.2000;   срок   действия   регистрации   товарного   знака   (знака   обслуживания)     до   05.04.2020.
2. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194140, приоритет от
05.04.2000;   срок   действия   регистрации   товарного   знака   (знака   обслуживания)     до   05.04.2020.
3. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 448520, приоритет от
22.07.2011; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 22.07.2021.

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования

Наименование эмитента в течение времени его существования не менялось

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента

Данные о первичной государственной регистрации

Номер государственной регистрации: 026.800
Дата государственной регистрации: 26.08.1993
Наименование   органа,   осуществившего   государственную   регистрацию:  Государственное
учреждение Московская регистрационная палата

Данные о регистрации юридического лица:
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700049486
Дата   внесения   записи   о   юридическом   лице,   зарегистрированном   до   1   июля   2002   года,   в   единый
государственный реестр юридических лиц: 24.07.2002
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г. Москве

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента

30

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..