ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2012 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2012 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2012 год - часть 2

 

 

 

Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Полное фирменное наименование: TransCapitalInvest Limited 
Сокращенное фирменное наименование: TransCapitalInvest Limited 
Место нахождения: 5 Harbourmaster Place, I.F.S.C., Dublin 1, Ireland 
 
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства: 1050000000 USD x 1 
Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала: 1050000000 USD x 1 

 

Срок кредита (займа), в годах: 10 
Средний размер процентов по кредиту (займу), % годовых: 8,70 
Количество процентных (купонных) периодов: 20 
Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу): Нет 
Плановый срок (дата) погашения кредита (займа): 07.08.2018 
Фактический срок (дата) погашения кредита (займа): 
Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Полное фирменное наименование: TransCapitalInvest Limited 
Сокращенное фирменное наименование: TransCapitalInvest Limited 
Место нахождения: 5 Harbourmaster Place, I.F.S.C., Dublin 1, Ireland 
 
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства: 600000000 USD x 1 
Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала: 600000000 USD x 1 

 

Срок кредита (займа), в годах: 5 
Средний размер процентов по кредиту (займу), % годовых: 7,70 
Количество процентных (купонных) периодов: 10 
Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу): Нет 
Плановый срок (дата) погашения кредита (займа): 07.08.2013 
Фактический срок (дата) погашения кредита (займа): 
Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Полное фирменное наименование: China Development Bank Corporation 
Сокращенное фирменное наименование: China Development Bank Corporation 
Место нахождения: № 29 Fuchengmenwai Street, Xicheng District, Beijing, China 100037 
 
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства: 10000000000 USD x 1 
Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала: 10000000000 USD x 1 

 

Срок кредита (займа), в годах: 20 
Средний размер процентов по кредиту (займу), % годовых: 3,99 
Количество процентных (купонных) периодов: 40 
Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу): Нет 
Плановый срок (дата) погашения кредита (займа): 25.05.2029 
Фактический срок (дата) погашения кредита (займа): 
Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Полное фирменное наименование: Владельцы облигаций серии 01 
Сокращенное фирменное наименование: Владельцы облигаций серии 01 
Место нахождения: - 
 
 

 

 
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства: 35000000000 RUR x 1 
Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала: 35000000000 RUR x 1 

 

Срок кредита (займа), в годах: 10 
Средний размер процентов по кредиту (займу), % годовых: 10 
Количество процентных (купонных) периодов: 10 
Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу): Нет 
Плановый срок (дата) погашения кредита (займа): 13.05.2019 
Фактический срок (дата) погашения кредита (займа): 
Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Полное фирменное наименование: Владельцы облигаций серии 02 
Сокращенное фирменное наименование: Владельцы облигаций серии 02 
Место нахождения: - 
 
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства: 35000000000 RUR x 1 
Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала: 35000000000 RUR x 1 

 

Срок кредита (займа), в годах: 10 
Средний размер процентов по кредиту (займу), % годовых: 9,75 
Количество процентных (купонных) периодов: 10 
Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу): Нет 
Плановый срок (дата) погашения кредита (займа): 01.10.2019 
Фактический срок (дата) погашения кредита (займа): 
Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Полное фирменное наименование: Владельцы облигаций серии 03 
Сокращенное фирменное наименование: Владельцы облигаций серии 03 
Место нахождения: - 
 
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства: 65000000000 RUR x 1 
Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала: 65000000000 RUR x 1 

 

Срок кредита (займа), в годах: 10 
Средний размер процентов по кредиту (займу), % годовых: 10,15 
Количество процентных (купонных) периодов: 10 
Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу): Нет 
Плановый срок (дата) погашения кредита (займа): 18.09.2019 
Фактический срок (дата) погашения кредита (займа): 
Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по собственному усмотрению: 
 
 
Дополнительной информации не имеется 

2.3.3. Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного третьим лицам 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 2012, 

мес. 

Общая сумма обязательств эмитента из предоставленного им 
обеспечения 

1 714 896

Общая сумма обязательств третьих лиц, по которым эмитент предоставил 
обеспечение, с учетом ограниченной ответственности эмитента по 
такому обязательству третьего лица, определяемой исходя из условий 

1 717 632

 

обеспечения и фактического остатка задолженности по обязательству 
третьего лица 
В том числе в форме залога или поручительства 

1 714 896

 

Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного за период с даты начала текущего 
финансового года и до даты окончания отчетного квартала третьим лицам, в том числе в форме залога или 
поручительства, составляющие не менее 5 процентов от балансовой стоимости активов эмитента на дату 
окончания последнего завершенного отчетного периода, предшествующего предоставлению обеспечения 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут 
существенно отразиться на финансовом состоянии эмитента, его ликвидности, источниках 
финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) эмиссионных ценных 
бумаг 

 

 

внесения изменений в планы по реализации инвестиционных программ. 
Предполагаемые действия Эмитента для уменьшения указанных рисков: 
• 

оптимизация затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство; 

• 

реализация программ повышения энергоэффективности и внедрения инновационных 

технологий; 
• 

активное использование конкурентной среды в сфере закупок материалов, работ и услуг. 

Эмитент осуществляет финансирование строительства магистральных нефтепроводов на 
территории России, в связи с чем несет соответствующие риски, включая риски, связанные с 
привлечением сторонних организаций в качестве подрядчиков. ОАО «АК «Транснефть» 
предпринимает все необходимые меры по снижению данных рисков, включая отбор подрядчиков в 
рамках проведения конкурсов и применения инструмента банковских гарантий для обеспечения 
обязательств по заключенным договорам, выплаченным авансам и обслуживанию в гарантийный 
период. 
Указанные риски не оказывают существенного влияния на исполнение обязательств по ценным 
бумагам Эмитента. 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента (отдельно на 
внутреннем и внешнем рынках), их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств 
по ценным бумагам. 
Основным доходом Эмитента является поступление средств от платы за услуги по 
транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на 
территории Российской Федерации. 
Начиная с 1992 года, ОАО «АК «Транснефть» оказывает услуги грузоотправителям на основе 
тарифов на транспортировку нефти, и, соответственно, уже более 19 лет осуществляется 
тарифное регулирование со стороны государства. Формирование тарифов в настоящее время 
осуществляется в соответствии с "Правилами государственного регулирования тарифов или их 
предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и 
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", утвержденными Постановлением 
Правительства РФ от 29.12.2007 N 980, а так же в соответствии с «Положением об определении 
тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам», утвержденным 
Приказом ФСТ РФ от 17.08.2005 N 380-э/2 
 
В первом квартале 2012 года ОАО «АК «Транснефть» осуществляло основную деятельность, взимая 
плату за оказанные услуги по тарифам на транспортировку нефти, утвержденным 
нижеперечисленными приказами органа государственного регулирования естественных монополий - 
Федеральной службы по тарифам (ФСТ РФ): 
 
Приказ ФСТ России от 31.08.2011 № 202-э/2 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов»; 
Приказ ФСТ России от 29.07.2011 № 183-э/1 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по транспортировке нефти по маршруту «Клин-Андреаполь»; 
Приказ ФСТ России от 01.02.2011 N 12-э/7 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по транспортировке нефти по маршруту «Махачкала - НБ Шесхарис»; 
Приказ ФСТ России от 29.12.2011 N 448-э/1 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по транспортировке транзитной нефти по системе магистральных 
трубопроводов»;  
Приказ ФСТ России от 29.07.2010 N 172-э/6 «Об установлении тарифа на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по транспортировке нефти на участке нефтепровода «Тихорецк - Туапсинский НПЗ» 
для ОАО «НК «Роснефть»;  
Приказ ФСТ России от 29.07.2010 N 167-э/1 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов»;  
Приказ ФСТ России от 24.11.2009 N 324-э/4 «Об установлении ставки тарифа на услуги по наливу 
нефти в ПНН «Сковородино» системы магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»;  
Приказ ФСТ России от 05.08.2008 N 129-э/3 «Об установлении тарифа на услуги по наливу нефти на 
ЛПДС «Кротовка» системы магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для ОАО «ТНК-
ВР Холдинг»; 
Приказ ФСТ России от 28.02.2012 N 15-э/1 «Об установлении ставки тарифа на услуги ОАО «АК 
«Транснефть» по перевалке нефти на нефтебазе «Усть-Луга» и о внесении дополнений в Приказ 
ФСТ России от 31 августа 2011 года N 202-э/2». 
 
Для минимизации указанного риска и с целью утверждения обоснованного уровня тарифов 
Компанией проводится постоянная работа с тарифными органами, с которыми у ОАО «АК 
«Транснефть» сложились конструктивные отношения. 
Пока методика расчета тарифных ставок благоприятна для Компании: она обеспечивает 

 

покрытие экономически оправданных издержек (одобренных ФСТ), возмещение всех переменных и 
постоянных операционных издержек, амортизации и процентов на привлеченные заемные средства, 
а также формирование обоснованной чистой прибыли. 
Указанные риски не оказывают существенного влияния на деятельность Эмитента и исполнение 
обязательств по ценным бумагам. 
 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 

 

Геологическая среда Западной Сибири является весьма уязвимой и подверженной воздействию как 
природных, так и техногенных факторов. Для рассматриваемой площади характерен достаточно 
обширный комплекс современных геологических процессов и явлений, важнейшими из которых, 
оказывающих определяющее влияние на инженерно-геологические условия, являются заболачивание, 
эрозионные процессы, оползневые явления и др. 
Климатические условия в Европейской части России менее суровые, чем в основном регионе 
деятельности Эмитента - этот сейсмологически благоприятный регион менее подвержен 
опасности стихийных бедствий. Однако наиболее значительный ущерб экономике региона и 
социальную напряженность могут вызывать паводки и наводнения, лесные и торфяные пожары, 
засухи, пожары в населенных пунктах и на объектах экономики, нарушения в функционировании 
топливно-энергетического комплекса и объектах жилищно-коммунального хозяйства, аварии на 
транспорте. 
В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов 
каждого года (или ряда лет) повышается риск одних природных (техногенных) процессов и 
снижается риск других. 
С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные процессы, 
как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с небольшой заблаговременностью. 
Общеклиматический тренд температуры, указывающий на потепление на большей части 
территории Российской Федерации, характеризуется увеличением частоты повторения природных 
источников чрезвычайных ситуаций с аномальным отклонением их параметров от 
среднемноголетних значений. В связи со сложившимся характером атмосферной циркуляции 
повторяемость опасных явлений в последнее десятилетие стала максимальной за весь период 
наблюдений. 
Для минимизации рисков, связанных с опасностью стихийных бедствий и негативным влиянием 
природно-климатических условий (особенно в осенне-зимний период), ОАО «АК «Транснефть» 
проводятся подготовительные мероприятия, созданы аварийные запасы материально- технических 
ресурсов, проводится работа по подготовке аварийно-восстановительных бригад. 
Географическое положение России, ее огромная территория, климатические условия, характер 
мобильности населения, уровень развития производства, межрегиональные экономические связи, 
внешнеторговые отношения объективно формировали российскую транспортную систему. 
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, 
железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. 
Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской 
общественный транспорт. 
Эмитент осуществляет свою деятельность в регионах с достаточно развитой инфраструктурой и 
минимально подвержен рискам, связанным с прекращением транспортного сообщения в связи с 
удаленностью и/или труднодоступностью. 
 

2.4.3. Финансовые риски 

 

 

 
Каким образом инфляция может сказаться на выплатах по ценным бумагам. Критические, по 
мнению эмитента, значения инфляции, а также предполагаемые действия эмитента по 
уменьшению указанного риска. 
Эмитент осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, рост инфляции 
в Российской Федерации приведет к общему росту процентных ставок, в том числе и по рублевым 
облигациям Эмитента, что может потребовать от Эмитента увеличения ставок по выпускаемым 
облигациям. 
Изменение индекса потребительских цен оказывает определенное влияние на уровень 
рентабельности ОАО «АК «Транснефть» и результаты финансово-хозяйственной деятельности 
Компании, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 
 
Опосредованная зависимость рентабельности Компании от изменения индекса потребительских 
цен обусловлена, в основном, тем, что тарифы на услуги по транспортировке нефти по системе 
магистральных нефтепроводов устанавливаются ФСТ России исходя из покрытия обоснованных 
расходов и формирования необходимого размера прибыли по регулируемому виду деятельности и 
полностью либо частично компенсируют рост расходов Компании, связанных с инфляцией. Однако 
в периоды высокой инфляции увеличиваются риски снижения размера компенсационной 
составляющей тарифа и снижения платежеспособности основных потребителей Компании. 
 
Инфляционное воздействие на экономику России, по данным Федеральной службы государственной 
статистики (Росстат Российской Федерации), в 2002-2006г.г. и в 2009 году имело тенденцию к 
снижению. В 2002 году уровень инфляции составлял 15,1%, в 2003 году – 12,0%, в 2004 году – 11,7%, в 
2005 году – 10,9%, 2006 год – 9,1%, в 2007 году - 11,9%, в 2008 году - 13,3%, в 2009 и 2010 году - 8,8%. В 
2011 году инфляция в России достигла исторического минимума – 6,2%. 
О сохранении высоких спросовых ограничений и прогнозируемом укреплении обменного курса 
говорится в материалах Минэкономразвития. 
Существующий в настоящее время уровень инфляции не оказывает существенного влияния на 
финансовое положение Эмитента. В соответствии с прогнозными значениями инфляции, она не 
должна оказать существенного влияния на платежеспособность Эмитента, в частности, на 
выплаты по ценным бумагам. 
Эмитент оценивает критический показатель инфляции на уровне 30% годовых. 
В случае существенного изменения инфляции Эмитент планирует проводить политику по 
снижению затрат. Однако следует учитывать, что часть риска не может быть полностью 
нивелирована, поскольку указанные риски в большей степени находятся вне контроля Эмитента, а 
зависят от общеэкономической ситуации в стране. 
Какие из показателей финансовой отчетности эмитента наиболее подвержены изменению в 
результате влияния указанных финансовых рисков. В том числе риски, вероятность их 
возникновения и характер изменений в отчетности. 
Наибольшему влиянию в отчетности Эмитента в результате наступления указанных рисков 
подвержен показатель дебиторской задолженности, в связи с возможной экономической 
неспособностью подрядчиков и поставщиков выполнять свои финансовые обязательства, а также 
налоговыми рисками. Вероятность возникновения данного риска невелика и сопряжена с общей 
ситуацией в стране, инфляцией и изменением курса валют и их влиянием на экономику России в 
целом. В то же время с целью избежания рисков по увеличению дебиторской задолженности, 
возникающей в связи с неспособностью контрагентов оплачивать услуги Компании, ОАО «АК 
«Транснефть» в соответствии с условиями договоров на транспортировку нефти применяет 
авансовую форму расчетов. 
Ухудшение экономической ситуации в России также может сказаться на росте затрат на 
оказание услуг по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов Эмитента, 
что при сохранении установленных тарифов приведет к сокращению прибыли. 
Рост курса иностранных валют по отношению к рублю приведет к увеличению статьи баланса, 
отражающей задолженность по кредитам и займам, вследствие наличия кредитных ресурсов, 
выраженных в конвертируемой валюте (долларах США или евро). 
В Отчете о прибылях и убытках в составе прочих доходов и расходов отражаются положительные 
и отрицательные курсовые разницы – результат от переоценки соответствующего актива, в том 
числе дебиторской задолженности, или обязательства, в том числе задолженности по кредитам и 
займам, стоимость которых выражена в иностранной валюте (пересчитанные в соответствии с 
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года N 67н), и, в 
результате, их сумма может оказать существенное влияние на чистую прибыль Компании. 
Инфляционные процессы, в результате которых происходит удорожание используемых в 
производстве материалов, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса. 
Также инфляционные процессы в экономике Российской Федерации могут оказать существенное 
влияние на чистую прибыль Компании в связи с тем, что возможности ОАО «АК «Транснефть» по 

 

повышению тарифов на оказание услуг по транспортировке нефти по системе магистральных 
нефтепроводов, ограничены государственным регулированием, то есть не могут меняться 
Компанией в зависимости от изменений темпов инфляции и, в то же время, затраты Компании, 
которые, в основном, выражены в рублях, изменяются в соответствии с темпами инфляции. 
 

2.4.4. Правовые риски 

 

 

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в целом 
предусматривают, что акционеры акционерного общества не отвечают по обязательствам своих 
обществ и несут риск убытков, связанных с деятельностью обществ, в пределах стоимости 
принадлежащих им акций, то есть рискуют потерять только свои инвестиции. Однако, данные 
положения не применяются в случае, когда одна компания («материнская компания») имеет право 
давать обязательные для исполнения указания другой компании («дочерняя компания»). При 
определенных обстоятельствах материнская компания несет солидарную ответственность по 
обязательствам дочерней компании, возникшим в результате выполнения таких указаний, а в 
случае, если выполнение таких указаний становится причиной несостоятельности дочерней 
компании и прослеживается прямой умысел в действиях материнской компании, вина за 
наступление таких последствий возлагается на материнскую компанию, которая несет 
субсидиарную ответственность по ее долгам. Соответственно, являясь материнской компанией 
дочерних обществ, в которых ОАО «АК «Транснефть» владеет более чем 50% уставного капитала, 
Компания может стать ответственной по их долгам. 
Эти обязательства могут оказать определенное негативное воздействие на результаты финансово-
хозяйственной деятельности Эмитента. 
 
Возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 
процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) эмитента. 
Ввиду того, что ОАО «АК «Транснефть» является субъектом естественной монополии в сфере 
транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, указанные риски 
отсутствуют. 
 

III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Акционерная 
компания по транспорту нефти "Транснефть"
 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 26.08.1993 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "АК "Транснефть" 
Дата введения действующего сокращенного фирменного наименования: 26.08.1993 
 
Фирменное наименование эмитента (наименование для некоммерческой организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания
 
Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
1. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194139, приоритет от 
05.04.2000; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 05.04.2020. 
2. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194140, приоритет от 
05.04.2000; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 05.04.2020. 
3. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 448520, приоритет от 
22.07.2011; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 22.07.2021.
 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования 

Наименование эмитента в течение времени его существования не менялось 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации 

Номер государственной регистрации: 026.800 
Дата государственной регистрации: 26.08.1993 
Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: Государственное учреждение 
Московская регистрационная палата
 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700049486 
Дата внесения записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, в единый 
государственный реестр юридических лиц: 24.07.2002 
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г. Москве 

 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Эмитент создан на неопределенный срок 
Краткое описание истории создания и развития эмитента. Цели создания эмитента, миссия эмитента (при 
наличии), и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для принятия решения о 
приобретении ценных бумаг эмитента: 
ОАО "АК "Транснефть" осуществляет свою деятельность с даты государcтвенной  регистрации - 
26.08.1993 (18 лет 9 месяцев). 
Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» 
была учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 № 810 во 
исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992  № 1403. 
Цель создания ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с Уставом - реализация технических и 
социально-экономических интересов акционеров при безусловном обеспечении интересов Российской 
Федерации в области транспорта нефти по магистральным трубопроводам и извлечение прибыли. 
Основными направлениями деятельности Компании являются: 
-организация и осуществление транспортировки по системе магистральных трубопроводов нефти, 
газа и продуктов их переработки; 
-эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта; 
-координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов, 
перевалочных нефтебаз, железнодорожных эстакад и других объектов системы магистральных 
нефтепроводов. 
Компания обеспечивает транспортировку более 90% добываемой в России нефти, а так же 
значительных объемов углеводородного сырья стран СНГ. 
Компания располагает мощной разветвленной сетью магистральных трубопроводов общей 
протяженностью примерно 48 тыс. км, оснащенных современным оборудованием, и выполняет все 
необходимые профилактические, диагностические, регламентные, ремонтно - и аварийно-
восстановительные работы, в том числе подводно-технические. 
Большое внимание ОАО «АК «Транснефть» уделяет комплексному развитию сети магистральных 
трубопроводов, решению задач научно-технического прогресса, внедрению новой техники и 
технологий. Инвестиционная политика Компании направлена на решение общесистемных задач 
развития производственной базы, расширения, реконструкции и технического перевооружения 
объектов нефтепроводного транспорта. 
 
 
Балтийская трубопроводная система-2 
 
Проект Балтийской трубопроводной системы-2 реализуется на основании распоряжения 
Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 №1754-р с целью обеспечения надежных 
поставок нефти в европейском направлении. В рамках проекта БТС-2 выполнено строительство 
магистрального трубопровода диаметром 1020/1067 мм, общей протяженностью 1000 км 
мощностью 30 млн.тонн нефти в год, 2 НПС, реконструкция действующих НПС  № 1 «Унеча», № 5 
«Андреаполь», строительство нефтебазы «Усть-Луга» (резервуарный парк 8 х 50 тыс.куб м.) 
Трасса нефтепроводной системы проходит по территории Брянской, Смоленской, Тверской, 
Новгородской, Ленинградской областей. 
В марте 2012 года БТС-2 введена в эксплуатацию, что на 6 месяцев раньше установленных 
Правительством РФ сроков (3 квартал 2012 года). 
 
 
Нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» 
 
Реализация проекта нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» осуществляется 
на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №1737-р с целью 
транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири на НПЗ России и на экспорт в страны 
Азиатско-Тихоокеанского региона через порт «Козьмино» и в Китайскую Народную Республику. 
Учитывая объем строительства, а также освоение и обустройство новых восточно-сибирских 
месторождений нефти, реализация проекта в соответствии с приказом Минэнерго России от 
26.04.2005 №91 осуществляется поэтапно. 
Первый этап ВСТО  (магистральный нефтепровод на участке г. Тайшет - г. Сковородино 
протяженностью 2694 км мощностью 30 млн. тонн нефти в год, 7 НПС, СМНП «Козьмино») 
завершен строительством и введен в эксплуатацию в  декабре 2009 года.  
Вторым этапом ВСТО предусмотрено строительство магистрального нефтепровода на участке 
г.Сковородино - СМНП «Козьмино» (ВСТО-2).  
Мощность ВСТО-2 составит 50 млн.тонн с выделением первой очереди мощностью 30 млн.тонн 
нефти в год. В рамках первой очереди ВСТО-2 выполняется строительство нефтепровода общей 

 

протяженностью 2046 км по маршруту г.Сковородино (Амурская область) - г.Благовещенск - 
г.Биробиджан (Еврейская автономная область) - г.Хабаровск (Хабаровский край) - СМНП 
«Козьмино» (Приморский край), 8 НПС, расширение НПС «Сковородино», а также расширение 
СМНП «Козьмино».  
Реализация проекта ВСТО-2 осуществляется на основании «Сетевого графика», утвержденного 
Минэнерго России 04.03.2010. 
В настоящее время завершены сварка линейной части и гидравлические испытания построенных 
участков магистрального нефтепровода, строительная готовность НПС составила 85 %. 
С целью обеспечения транспортировки нефти на участке Сковородино - Козьмино выполняется 
расширение ВСТО-1 - строительство 5 новых нефтеперекачивающих станций, резервных ниток 
подводных переходов магистрального нефтепровода через р.Ангара, Усть-Илимское водохранилище, 
р.Лена, р.Алдан, объектов внешнего электроснабжения, объектов технологической связи.  
ППМН через р. Лена введен в эксплуатацию в 2011 году, по остальным объектам в 1 квартале 2012 
года велись строительно-монтажные работы, готовность НПС составляет 80 %.  
 
 
Трубопроводная система «Заполярье – Пурпе - Самотлор» 
 
Реализация проекта трубопроводной системы «Заполярье - Пурпе - Самотлор» осуществляется в 
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 № 635-р 
последовательно в два этапа по мере развития и обустройства новых месторождений: 
проектирование и строительство нефтепроводов «Пурпе - Самотлор» и «Заполярье - Пурпе». 
Целью проекта является транспортировка нефти из районов Ямало-Ненецкого автономного округа 
и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения, как на российские 
нефтеперерабатывающие предприятия, так и на экспорт.  
Трасса нефтепровода проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) 
автономных округов Тюменской области.  
Первый этап - магистральный нефтепровод «ПурПе» - «Самотлор» введен в эксплуатацию в 2011 
году и включает линейную часть мощностью 25 млн. тонн нефти в год общей протяженностью 429 
км диаметром 1020 мм, реконструкцию 2 НПС: «Пур-Пе» и «Самотлор», строительство 
промежуточной НПС Вынгапур».  
В целях дальнейшего развития трубопроводной системы «Заполярье - Пурпе - Самотлор» ОАО «АК 
«Транснефть» приступило к разработке второго этапа - проекта магистрального нефтепровода 
«Заполярье - Пурпе», что потребует строительства линейной части протяженностью около 490 
км диаметром 1020/720 мм.  
Предусматривается последовательное строительство и ввод в эксплуатацию очередей проекта по 
мере готовности нефтяных компаний к сдаче подготовленной нефти в систему магистральных 
трубопроводов ОАО «АК «Транснефть». 
По итогам 1 квартала 2012 года по первой очереди завершены основные подготовительные работы, 
построено 2,7 км линейной части, по второй и третьей очередям выполнялась разработка 
проектной документации. 
 
 
Нефтепровод «Сковородино – граница КНР» 
 
Строительство нефтепровода «Сковородино - граница КНР» выполнено в соответствии с 
Межправительственным Соглашением, заключенным между Российской Федерацией и Китайской 
Народной Республикой. 
Проектом предусмотрено сооружение на территории России линейной части мощностью 15 
млн.тонн нефти в год, диаметром 720 мм, протяженностью 64 км, подводного перехода через реку 
Амур диаметром 820 мм, протяженностью 1,1 км, приемо-сдаточного пункта на левом берегу реки 
Амур в районе поселка Джалинда.  
В сентябре 2010 года завершено строительство нефтепровода на территории Российской 
Федерации и Китайской Народной Республики. 
 
 
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) 
 
В соответствии с договором от 22 июня 2007 года № 1/251/01/07 ОАО «АК «Транснефть» является 
доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 24 % акций ЗАО «КТК-Р» 
и АО «КТК-К» и в соответствии с договором от 09 декабря 2009 года № 01-13/530/565/18/09 
доверительным управляющим находящихся в федеральной собственности 100 % акций компании 
«КТК Компании» и «КТК Инвестментс Компании» (владеют 7 % акций ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-
К»). 

 

Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1 510 км. Пропускная способность 
действующей системы КТК - 28,2 млн. тонн нефти в год. 
15 декабря 2010 года органами управления КТК было принято окончательное решение об 
инвестициях по проекту увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» 
и подписан договор «О внесении изменений и дополнений в договор акционеров от 1996 года». 
Мощность нефтепровода будет увеличена в течение 2011-2015 гг. с текущих 28,2 млн. тонн нефти в 
год (ММТГ) до 67 ММТГ (с использованием антифрикционных присадок – до 76 ММТГ).  
Бюджет проекта расширения определен в размере 5,6 млрд. долл. США, включая 0,55 млрд. долл. 
США уже понесенных расходов за 2004-2010 гг. на проектирование и авансирование производителей 
оборудования длительного срока изготовления. 
Финансирование проекта расширения будет осуществляться преимущественно за счет 
собственных средств КТК, поступление которых гарантированно приостановкой погашения перед 
акционерами задолженности по займам, поэтапным вводом в эксплуатацию объектов расширения и 
применением принципа «качай или плати». Договор о принципах «качай или плати» подписан всеми 
акционерами – добывающими компаниями.  
17 мая 2011 года на годовом общем собрании акционеров ЗАО «КТК-Р» утвержден годовой отчет 
общества за 2010 год, бухгалтерская отчетность и было принято решение не производить выплату 
дивидендов по результатам 2010 года. 
Так же был избран новый состав Совета директоров в количестве 22, в который от российского 
акционера вошли 7 представителей, а именно: 
- Грищенко В.В. от Росимущества; 
- Савинов А.Е. от Минэнерго; 
- Демин А.М. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Кисенко В.Н. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Ходырев С.А. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Платонов Н.В. от КТК; 
- Федоров Ю.В. от КТК. 
30 августа 2011 года на годовом общем собрании акционеров АО «КТК-К» утвержден годовой отчет 
общества за 2010 год, бухгалтерская отчетность и было принято решение не производить выплату 
дивидендов по результатам 2010 года. 
20-21 сентября 2011 года был избран новый состав Совета директоров  АО «КТК-К» в количестве 16 
членов, в который от российского акционера вошли 5 представителей, а именно: 
- Грищенко В.В. от Росимущества; 
- Савинов А.Е. от Минэнерго; 
- Сердюков Д.Е. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Кисенко В.Н. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Платонов Н.В. от КТК. 
29-30 ноября 2011 года проведены заседание совета директоров ЗАО «КТК-Р» и внеочередное общее 
собрание акционеров АО «КТК-К», на которых утвержден бюджет консорциума на 2012 год. 
 
 
Нефтепровод «Бургас – Александруполис» 
 
18 января 2007 года состоялась государственная регистрация общества с ограниченной 
ответственностью «Трубопроводный Консорциум «Бургас-Александруполис» (ООО «ТК-БА»), 
учредителями которого являются ОАО «АК «Транснефть» (33,34%), ОАО «Газпром нефть» 
(33,33%), ОАО «НК «Роснефть» (33,33%). Основной целью создания Общества является 
осуществление функций уполномоченного Правительством Российской Федерации акционера в 
международной проектной компании – «Транс-Балкан Пайплайн Б.В.», создаваемой для целей 
проектирования, строительства и эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис», который 
пройдет по территории Греции и Болгарии. 
Реализация проекта нефтепровода «Бургас–Александруполис» создаст новый маршрут, который 
позволит транспортировать российскую и каспийскую нефть из портов Черного моря до порта 
Бургас (Болгария) танкерами, а затем по нефтепроводу - в порт Александруполис (Греция) с 
дальнейшей перевалкой в танкеры и транспортировкой на европейские и мировые рынки, что 
послужит укреплению энергобезопасности стран Европы, а также позволит снизить объем 
транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. 
Общая протяженность трассы нефтепровода «Бургас-Александруполис» составит около 280 км. 
Объем прокачки нефти на первом этапе ориентировочно составит 35 млн. тонн в год с 
планируемым увеличением до 50 млн. тонн в год. 
Основанием для реализации проекта послужило подписанное 15 марта 2007 г.  в Афинах Соглашение 
между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и 
Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации 
нефтепровода «Бургас-Александруполис».  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..