ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 37

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2011 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 37

 

 

45

Во третьем квартале 2011 года ОАО «АК «Транснефть» осуществляло основную деятельность, 
взимая плату за оказанные услуги по тарифам на транспортировку нефти, утвержденным 
нижеперечисленными приказами органа государственного регулирования естественных 
монополий - Федеральной службы по тарифам (ФСТ России): 
 

Приказ ФСТ России от 29.03.2011 N 55-э/3 "Об установлении ставок тарифов на услуги 

ОАО "АК "Транснефть" по наливу нефти"; 
-               Приказ ФСТ России от 01.02.2011 N 12-э/7 "Об установлении тарифа на услуги ОАО "АК 
"Транснефть" по транспортировке нефти по маршруту "Махачкала - НБ Шесхарис"; 

Приказ ФСТ России от 30.12.2010 N 496-э/1 "Об установлении тарифов на услуги ОАО "АК 

"Транснефть" по транспортировке транзитной нефти по системе магистральных 
трубопроводов";  

Приказ ФСТ России от 26.11.2010 N 336-э/2 "Об установлении ставки долгосрочного 

тарифа на услуги ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти по маршруту "ЛПДС 
Староликеево - Рязанский НПЗ" системы магистральных трубопроводов для ОАО "ТНК-ВР 
Холдинг";  

Приказ ФСТ России от 29.07.2010 N 172-э/6 "Об установлении тарифа на услуги ОАО "АК 

"Транснефть" по транспортировке нефти на участке нефтепровода "Тихорецк - Туапсинский 
НПЗ" для ОАО "НК "Роснефть";  

Приказ ФСТ России от 29.07.2010 N 167-э/1 "Об установлении тарифов на услуги ОАО "АК 

"Транснефть" по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов";  

Приказ ФСТ России от 24.11.2009 N 324-э/4 "Об установлении ставки тарифа на услуги по 

наливу нефти в ПНН "Сковородино" системы магистральных трубопроводов ОАО "АК 
"Транснефть";  
-               Приказ ФСТ России от 05.08.2008 N 129-э/3 "Об установлении тарифа на услуги по 
наливу нефти на ЛПДС "Кротовка" системы магистральных трубопроводов ОАО "АК 
"Транснефть" для ОАО "ТНК-ВР Холдинг". 
 
Для минимизации указанного риска и с целью утверждения обоснованного уровня тарифов 
Компанией проводится постоянная работа с ФСТ России. 
Пока методика расчета тарифных ставок благоприятна для Компании: она обеспечивает 
покрытие экономически оправданных издержек (одобренных ФСТ России), возмещение всех 
переменных и постоянных операционных издержек, амортизации и процентов на привлеченные 
заемные средства, а также формирование обоснованной чистой прибыли. 
Указанные риски не оказывают существенного влияния на деятельность Эмитента и 
исполнение обязательств по ценным бумагам.
 

2.5.2. Страновые и региональные риски 

Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране (странах) и регионе, в 
которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет 
основную деятельность при условии, что основная деятельность эмитента в такой стране 
(регионе) приносит 10 и более процентов доходов за последний завершенный отчетный период, 
предшествующий дате утверждения проспекта ценных бумаг. 
В случае возникновения одного или нескольких из перечисленных ниже рисков, ОАО «АК 
«Транснефть» предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для 
нейтрализации части рисков, Эмитентом предпринят ряд мер защиты, в большей степени 
связанных с реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные 
мероприятия по действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако 
необходимо отметить, что предварительная разработка адекватных соответствующим 
событиям мер затруднена неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых 
мероприятий будут в большей степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в 
каждом конкретном случае. ОАО «АК «Транснефть» не может гарантировать, что действия, 
направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению 
ситуации, поскольку описанные факторы находятся вне контроля ОАО «АК «Транснефть». 
Основная деятельность Эмитента осуществляется преимущественно на территории 
Российской Федерации. Других стран и регионов, которые приносят 10 и более процентов 
доходов, нет. 
 
Политико-экономические риски 
В соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры, и в целях 
совершенствования банковской, судебной, налоговой, административной и законодательной 
систем, Правительство Российской Федерации проводит ряд последовательных реформ, 

46

направленных на рост  российской экономики и её интеграцию в мировую систему. В течение 
процесса реформирования деловой и законодательной инфраструктуры сохраняются такие 
риски, как неконвертируемость национальной валюты за рубежом, низкий уровень ликвидности 
на рынках долгосрочного кредитования и инвестиций, а также, уровень инфляции, 
превышающий инфляцию развитых стран. 
 
Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике 
Последствия мирового кризиса 2008-2009гг, а также региональная нестабильность, связанная с 
событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке в начале 2011 года, оказали влияние на 
мировую, а также российскую экономику, в том числе в виде следующих факторов: 
• 

нестабильности на сырьевых рынках, проявившейся в резком росте цены на нефть марки 

Urals с 89,24 долларов США (FOB Приморск) на 31 декабря 2010 года до 111,22 долларов США за 
баррель на 31 марта 2011 года, т.е. на 24,6% (по данным котировок рейтингового агентства 
Platts), в дальнейшем цены на нефть продолжили рост до более чем 121,06 долларов США за 
баррель на 28 апреля 2011 года, но затем постепенно снизилась и по состоянию на 30 сентября 
2011 года цена нефти марки Urals (FOB Приморск) составила 101,285 долларов США; 
• 

наблюдавшееся с конца 2011 года укрепление национальной валюты с 01 января 2011 года по 

47

забастовками в стране (странах) и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве 
налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность. 
В результате военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и других политических и 
социальных катаклизмов Эмитент может понести убытки. 
На деятельность Эмитента оказывают влияние риски, связанные с общей нестабильностью в 
России, снижением эффективности органов охраны правопорядка, падением промышленного 
производства и т.д. 
При этом основными факторами риска, осложняющими производственную деятельность ОАО 
«АК «Транснефть» и его дочерних обществ, оставались угроза совершения террористических 
актов и диверсий на объектах магистральных нефтепроводов (МН), а также преступные 
посягательства корыстной направленности, связанные с хищениями нефти, комплектующих 
вдольтрассового оборудования, кабеля и проводов, демонтированных труб. 
Компанией постоянно осуществляются организационные и практические меры по обеспечению 
безопасности объектов и линейной части МН. 
С учетом требований МВД, ФСБ России особое внимание уделяется обеспечению 
антитеррористической и противодиверсионной защиты объектов МН. Соответствующие 
мероприятия, предусматриваются Комплексной программой техперевооружения, 
реконструкции и капитального ремонта объектов МН. 
 
Риски, связанные с географическими особенностями страны (стран) и региона, в которых 
эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную 
деятельность, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное 
прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и 
т.п. 
Природно-климатические условия на обслуживаемой ОАО «АК «Транснефть» территории 
весьма разнообразны. Магистральные нефтепроводы проходят в различных (по характеру 
рельефа, по соотношению тепла и влаги, по господствующей растительности) и 
несопоставимых географических зонах: тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная 
– протянулись по Западно-Сибирской равнине, зона тайги – расположилась от западных границ 
России до Тихого океана, зона смешанных и широколиственных лесов – занимает европейскую 
часть России. 
Значительная доля добычи российской нефти приходится на Западную Сибирь, в этом же 
регионе эксплуатируется большая часть магистральных нефтепроводов дочернего общества 
Эмитента – ОАО «Сибнефтепровод». Эмитент несет риски, связанные с суровыми 
климатическими условиями в данном регионе и повышенной опасностью стихийных бедствий. 
Геологическая среда Западной Сибири является весьма уязвимой и подверженной воздействию 
как природных, так и техногенных факторов. Для рассматриваемой площади характерен 
достаточно обширный комплекс современных геологических процессов и явлений, важнейшими 
из которых, оказывающих определяющее влияние на инженерно-геологические условия, являются 
заболачивание, эрозионные процессы, оползневые явления и др. 
Климатические условия в Европейской части России менее суровые, чем в основном регионе 
деятельности Эмитента - этот сейсмологически благоприятный регион менее подвержен 
опасности стихийных бедствий. Однако наиболее значительный ущерб экономике региона и 
социальную напряженность могут вызывать паводки и наводнения, лесные и торфяные пожары, 
засухи, пожары в населенных пунктах и на объектах экономики, нарушения в функционировании 
топливно-энергетического комплекса и объектах жилищно-коммунального хозяйства, аварии на 
транспорте. 
В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов 
каждого года (или ряда лет) повышается риск одних природных (техногенных) процессов и 
снижается риск других. 
С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные 
процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с небольшой 
заблаговременностью. 
Общеклиматический тренд температуры, указывающий на потепление на большей части 
территории Российской Федерации, характеризуется увеличением частоты повторения 
природных источников чрезвычайных ситуаций с аномальным отклонением их параметров от 
среднемноголетних значений. В связи со сложившимся характером атмосферной циркуляции 
повторяемость опасных явлений в последнее десятилетие стала максимальной за весь период 
наблюдений. 
Для минимизации рисков, связанных с опасностью стихийных бедствий и негативным влиянием 
природно-климатических условий (особенно в осенне-зимний период), ОАО «АК «Транснефть» 
проводятся подготовительные мероприятия, созданы аварийные запасы материально- 
технических ресурсов, проводится работа по подготовке аварийно-восстановительных бригад. 

48

Географическое положение России, ее огромная территория, климатические условия, характер 
мобильности населения, уровень развития производства, межрегиональные экономические связи, 
внешнеторговые отношения объективно формировали российскую транспортную систему. 
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, 
железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. 
Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской 
общественный транспорт. 
Эмитент осуществляет свою деятельность в регионах с достаточно развитой 
инфраструктурой и минимально подвержен рискам, связанным с прекращением транспортного 
сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью.
 

2.5.3. Финансовые риски 

49

Китая на сумму 10 млрд. долларов США, с плавающей процентной ставкой в зависимости от 
уровня LIBOR. Увеличение данной процентной ставки может привести к удорожанию 
обслуживания долга ОАО «АК «Транснефть». В течение 2009 года ставка 6-ти месячного LIBOR 
составляла в среднем 1,11%, в течение 2010 года была равна в среднем 0,52%. В третьем квартале 
2011 года эта ставка была относительно стабильна на уровне в среднем 0,46%. 
 
Подверженность финансового состояния эмитента, его ликвидности, источников 
финансирования, результатов деятельности и т.п. изменению валютного курса (валютные 
риски). 
Подверженность финансового состояния Компании изменениям курсов валют возникает 
вследствие привлеченных займов, номинированных в долларах США и Евро, которые были 
получены в 2007 - 2010 гг. 
Доля валютных займов составляет 51,1% и 52,92% от валюты баланса на  30 сентября 2010 года 
и на 30 сентября 2011 года соответственно. Доля активов, выраженных в иностранной валюте, 
составляет 16,32% по состоянию на 30 сентября 2011 года. 
Результатом снижения курса рубля для ОАО «АК «Транснефть» могут стать дополнительные 
расходы по обслуживанию и погашению обязательств, выраженных в иностранной валюте. 
После полугодового укрепления национальной валюты и последовавшей относительной 
стабилизации курсов в мае-июле 2011 года, курс рубля к доллару США в августе 2011 года начал 
резко корректироваться и снизился в целом за 3 квартал на 13,5 % с 28,0758 рублей на 30 июня 
2011 года до 31,8751 рублей по состоянию на 30 сентября 2011 года. 
 
В случае существенных неблагоприятных изменений процентных ставок Эмитент будет 
ориентироваться на привлечение краткосрочных заимствований, инвестиционная программа 
Компании может быть  пересмотрена. 
Подверженность финансового состояния Эмитента изменениям курсов валют возникает 
вследствие привлеченных займов, номинированных в долларах США и Евро, которые были 
получены в 2007 - 2010 гг. В случае негативного влияния изменения валютного курса на 
финансово-экономическую деятельность, Эмитент планирует провести анализ рисков и 
принять соответствующее решение в каждом конкретном случае. 
 
Каким образом инфляция может сказаться на выплатах по ценным бумагам. Критические, по 
мнению эмитента, значения инфляции, а также предполагаемые действия эмитента по 
уменьшению указанного риска. 
Эмитент осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, рост 
инфляции в Российской Федерации приведет к общему росту процентных ставок, в том числе и 
по рублевым облигациям Эмитента, что может потребовать от Эмитента увеличения ставок 
по выпускаемым облигациям. 
Изменение индекса потребительских цен оказывает определенное влияние на уровень 
рентабельности ОАО «АК «Транснефть» и результаты финансово-хозяйственной деятельности 
Компании, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 
 
Опосредованная зависимость рентабельности Компании от изменения индекса 
потребительских цен обусловлена, в основном, тем, что тарифы на услуги по транспортировке 
нефти по системе магистральных нефтепроводов устанавливаются ФСТ России исходя из 
покрытия обоснованных расходов и формирования необходимого размера прибыли по 
регулируемому виду деятельности и полностью либо частично компенсируют рост расходов 
Компании, связанных с инфляцией. Однако в периоды высокой инфляции увеличиваются риски 
снижения размера компенсационной составляющей тарифа и снижения платежеспособности 
основных потребителей Компании. 
 
Инфляционное воздействие на экономику России, по данным Федеральной службы 
государственной статистики (Росстат Российской Федерации), в 2002-2006г.г. и в 2009 году 
имело тенденцию к снижению. В 2002 году уровень инфляции составлял 15,1%, в 2003 году – 
12,0%, в 2004 году – 11,7%, в 2005 году – 10,9%, 2006 год – 9,1%, в 2007 году - 11,9%, в 2008 году - 
13,3%, в 2009 и 2010 году - 8,8%. 
В связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного 
курса, говорится в материалах Минэкономразвития. 
Существующий в настоящее время уровень инфляции не оказывает существенного влияния на 
финансовое положение Эмитента. В соответствии с прогнозными значениями инфляции, она не 
должна оказать существенного влияния на платежеспособность Эмитента, в частности, на 
выплаты по ценным бумагам. 
Эмитент оценивает критический показатель инфляции на уровне 30% годовых. 

50

В случае существенного изменения инфляции Эмитент планирует проводить политику по 
снижению затрат. Однако следует учитывать, что часть риска не может быть полностью 
нивелирована, поскольку указанные риски в большей степени находятся вне контроля Эмитента, 
а зависят от общеэкономической ситуации в стране. 
Какие из показателей финансовой отчетности эмитента наиболее подвержены изменению в 
результате влияния указанных финансовых рисков. В том числе риски, вероятность их 
возникновения и характер изменений в отчетности. 
Наибольшему влиянию в отчетности Эмитента в результате наступления указанных рисков 
подвержен показатель дебиторской задолженности, в связи с возможной экономической 
неспособностью подрядчиков и поставщиков выполнять свои финансовые обязательства, а 
также налоговыми рисками. Вероятность возникновения данного риска невелика и сопряжена с 
общей ситуацией в стране, инфляцией и изменением курса валют и их влиянием на экономику 
России в целом. В то же время с целью избежания рисков по увеличению дебиторской 
задолженности, возникающей в связи с неспособностью контрагентов оплачивать услуги 
Компании, ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с условиями договоров на транспортировку 
нефти применяет авансовую форму расчетов. 
Ухудшение экономической ситуации в России также может сказаться на росте затрат на 
оказание услуг по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов 
Эмитента, что при сохранении установленных тарифов приведет к сокращению прибыли. 
Рост курса иностранных валют по отношению к рублю приведет к увеличению статьи баланса, 
отражающей задолженность по кредитам и займам, вследствие наличия кредитных ресурсов, 
выраженных в конвертируемой валюте (долларах США или евро). 
В Отчете о прибылях и убытках в составе прочих доходов и расходов отражаются 
положительные и отрицательные курсовые разницы – результат от переоценки 
соответствующего актива, в том числе дебиторской задолженности, или обязательства, в том 
числе задолженности по кредитам и займам, стоимость которых выражена в иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с приказом Министерства финансов Российской 
Федерации от 22 июля 2003 года N 67н), и, в результате, их сумма может оказать существенное 
влияние на чистую прибыль Компании. 
Инфляционные процессы, в результате которых происходит удорожание используемых в 
производстве материалов, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса. 
Также инфляционные процессы в экономике Российской Федерации могут оказать существенное 
влияние на чистую прибыль Компании в связи с тем, что возможности ОАО «АК «Транснефть» 
по повышению тарифов на оказание услуг по транспортировке нефти по системе 
магистральных нефтепроводов, ограничены государственным регулированием, то есть не могут 
меняться Компанией в зависимости от изменений темпов инфляции и, в то же время, затраты 
Компании, которые, в основном, выражены в рублях, изменяются в соответствии с темпами 
инфляции.
 

2.5.4. Правовые риски 

Правовые риски, связанные с деятельностью эмитента (отдельно для внутреннего и внешнего 
рынков). 
Эмитент осуществляет основную деятельность на территории Российской Федерации и не 
осуществляет экспорта оказываемых услуг. В связи с этим правовые риски, связанные с 
деятельностью Эмитента, возникают, в основном, при осуществлении деятельности на 
внутреннем рынке, что характерно для большинства субъектов предпринимательской 
деятельности, работающих на территории Российской Федерации. 
Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные 
толкования и подвержено частым изменениям. Руководство Общества не исключает, что по 
поводу каких-то операций, произведенных в отчетном и предшествующие периоды, в будущем 
возможны споры с контролирующими органами. 
Правоприменительная практика указывает на то, что налоговые органы могут занять более 
жесткую позицию при интерпретации законодательства и проверке налоговых расчетов, и, 
возможно, что будут оспорены операции и деятельность, которые ранее не оспаривались. 
Налоговые проверки могут охватывать период, не превышающий трех календарных лет, 
предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По мнению 
руководства Общества, соответствующие положения законодательства интерпретированы им 
корректно. 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования: 
Риски, связанные с изменением валютного законодательства, практически не будут сказываться 
на деятельности Эмитента, так как Эмитент не планирует осуществлять свою деятельность 

51

52

53

отсутствуют. 

III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Акционерная 
компания по транспорту нефти  "Транснефть"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "АК "Транснефть" 
 
Фирменное наименование эмитента (наименование для некоммерческой организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания
 
Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
1. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194139, приоритет от 
05.04.2000; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 05.04.2020. 
2. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194140, приоритет от 
05.04.2000; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 05.04.2020
 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования 

Наименование эмитента в течение времени его существования не менялось 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации 

Номер государственной регистрации: 026.800 
Дата государственной регистрации: 26.08.1993 
Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: Государственное 
учреждение Московская регистрационная палата
 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700049486 
Дата регистрации: 24.07.2002 
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г.Москве 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Срок существования эмитента с даты его государственной регистрации, а также срок, до которого 
эмитент будет существовать, в случае если он создан на определенный срок или до достижения 
определенной цели: 
ОАО "АК "Транснефть" осуществляет свою деятельность с даты государcтвенной регистрации 
- 26.08.1993 (18 лет 2 месяца). 
ОАО "АК "Транснефть" создано без ограничения срока деятельности.
 
Краткое описание истории создания и развития эмитента. Цели создания эмитента, миссия эмитента 
(при наличии), и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для принятия решения 
о приобретении ценных бумаг эмитента: 
Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» 
была учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 № 810 во 
исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992  № 1403. 
Цель создания ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с Уставом - реализация технических и 
социально-экономических интересов акционеров при безусловном обеспечении интересов 
Российской Федерации в области транспорта нефти по магистральным трубопроводам и 
извлечение прибыли. 
Основными направлениями деятельности Компании являются: 
-организация и осуществление транспортировки по системе магистральных трубопроводов 
нефти, газа и продуктов их переработки; 
-эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта; 
-координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов, 

54

перевалочных нефтебаз, железнодорожных эстакад и других объектов системы магистральных 
нефтепроводов. 
Компания обеспечивает транспортировку более 90% добываемой в России нефти, а так же 
значительных объемов углеводородного сырья стран СНГ. 
Компания располагает мощной разветвленной сетью магистральных трубопроводов общей 
протяженностью примерно 48 тыс. км, оснащенных современным оборудованием, и выполняет 
все необходимые профилактические, диагностические, регламентные, ремонтно - и аварийно-
восстановительные работы, в том числе подводно-технические. 
Большое внимание ОАО «АК «Транснефть» уделяет комплексному развитию сети 
магистральных трубопроводов, решению задач научно-технического прогресса, внедрению новой 
техники и технологий. Инвестиционная политика Компании направлена на решение 
общесистемных задач развития производственной базы, расширения, реконструкции и 
технического перевооружения объектов нефтепроводного транспорта. 
 
Балтийская трубопроводная система-2 
 
Проект Балтийской трубопроводной системы-2 реализуется на основании распоряжения 
Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 №1754-р с целью обеспечения надежных 
поставок нефти в европейском направлении. В рамках проекта БТС-2 предусматривается 
строительство магистрального трубопровода диаметром 1020/1067 мм, общей 
протяженностью 1000 км мощностью 30 млн.тонн нефти в год, 2 НПС, реконструкция 
действующих НПС  № 1 «Унеча», № 5 «Андреаполь», строительство нефтебазы «Усть-Луга». 
Трасса нефтепроводной системы проходит по территории Брянской, Смоленской, Тверской, 
Новгородской, Ленинградской областей. 
По итогам 3 квартала 2011 года строительство магистрального нефтепровода  и объектов 
инфраструктуры нефтебазы «Усть-Луга» завершено в полном объеме, выполняются пуско-
наладочные работы. 
Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы - 2 планируется в 4 квартале 2011 
года. 
 
Нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» 
 
Реализация проекта нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» 
осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 
31.12.2004 №1737-р с целью транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири на НПЗ 
России и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порт "Козьмино" и в 
Китайскую Народную Республику. 
Учитывая объем строительства, а также освоение и обустройство новых восточно-сибирских 
месторождений нефти, реализация проекта в соответствии с приказом Минэнерго России от 
26.04.2005 №91 осуществляется поэтапно. 
Первый этап ВСТО завершен строительством и введен в эксплуатацию в  декабре 2009 года.  
Вторым этапом ВСТО предусмотрено строительство магистрального нефтепровода на участке 
г.Сковородино - СМНП «Козьмино» (ВСТО-2) и соответствующее увеличение мощности 
построенного участка г.Тайшет  - г.Сковородино до 50 млн. тонн нефти в год (расширение ВСТО-
1).  
Мощность ВСТО-2 составит 50 млн.тонн с выделением первой очереди мощностью 30 млн.тонн 
нефти в год. В рамках первой очереди ВСТО-2 выполняется строительство нефтепровода общей 
протяженностью 2046 км по маршруту г.Сковородино (Амурская область) - г.Благовещенск - 
г.Биробиджан (Еврейская автономная область) - г.Хабаровск (Хабаровский край) - СМНП 
«Козьмино» (Приморский край), 8 НПС, расширение НПС «Сковородино», а также расширение 
СМНП «Козьмино».  
Реализация проекта ВСТО-2 осуществляется на основании «Сетевого графика», утвержденного 
Минэнерго России 04.03.2010. 
По итогам 3 квартала 2011 года завершена сварка линейной части магистрального 
нефтепровода, выполняются работы по гидравлическим испытаниям построенных участков, 
строительная готовность НПС составила 70 %. 
В рамках проекта расширения ВСТО-1 предполагается строительство 5 новых 
нефтеперекачивающих станций, резервных ниток подводных переходов через р.Ангара, Усть-
Илимское водохранилище, р.Лена, р.Алдан, объектов внешнего электроснабжения, объектов 
технологической связи.  
В 3 квартале 2011 года производились строительно-монтажные работы по объектам НПС и 
ППМН.  
 

55

56

плати» подписан всеми акционерами – добывающими компаниями.  
17 мая 2011 года на годовом общем собрании акционеров ЗАО «КТК-Р» утвержден годовой отчет 
общества за 2010 год, бухгалтерская отчетность и было принято решение не производить 
выплату дивидендов по результатам 2010 года. 
Так же был избран новый состав Совета директоров в количестве 22, в который от российского 
акционера вошли 7 представителей, а именно: 
- Грищенко В.В. от Росимущества; 
- Савинов А.Е. от Минэнерго; 
- Демин А.М. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Кисенко В.Н. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Ходырев С.А. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Платонов Н.В. от КТК; 
- Федоров Ю.В. от КТК. 
30 августа 2011 года на годовом общем собрании акционеров ЗАО «КТК-К» утвержден годовой 
отчет общества за 2010 год, бухгалтерская отчетность и было принято решение не 
производить выплату дивидендов по результатам 2010 года. 
20-21 сентября 2011 года был избран новый состав Совета директоров  ЗАО «КТК-К» в 
количестве 16 членов, в который от российского акционера вошли 5 представителей, а именно: 
- Грищенко В.В. от Росимущества; 
- Савинов А.Е. от Минэнерго; 
- Сердюков Д.Е. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Кисенко В.Н. от ОАО «АК «Транснефть»; 
- Платонов Н.В. от КТК. 
 
Нефтепровод «Бургас – Александруполис» 
 
18 января 2007 года состоялась государственная регистрация общества с ограниченной 
ответственностью «Трубопроводный Консорциум «Бургас-Александруполис» (ООО «ТК-БА»), 
учредителями которого являются ОАО «АК «Транснефть» (33,34%), ОАО «Газпром нефть» 
(33,33%), ОАО «НК «Роснефть» (33,33%). Основной целью создания Общества является 
осуществление функций уполномоченного Правительством Российской Федерации акционера в 
международной проектной компании – «Транс-Балкан Пайплайн Б.В.», создаваемой для целей 
проектирования, строительства и эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис», 
который пройдет по территории Греции и Болгарии. 
Реализация проекта нефтепровода «Бургас–Александруполис» создаст новый маршрут, который 
позволит транспортировать российскую и каспийскую нефть из портов Черного моря до порта 
Бургас (Болгария) танкерами, а затем по нефтепроводу - в порт Александруполис (Греция) с 
дальнейшей перевалкой в танкеры и транспортировкой на европейские и мировые рынки, что 
послужит укреплению энергобезопасности стран Европы, а также позволит снизить объем 
транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. 
Общая протяженность трассы нефтепровода «Бургас-Александруполис» составит около 280 км. 
Объем прокачки нефти на первом этапе ориентировочно составит 35 млн. тонн в год с 
планируемым увеличением до 50 млн. тонн в год. 
Основанием для реализации проекта послужило подписанное 15 марта 2007 г.  в Афинах 
Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики 
Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и 
эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис».  
Собственником нефтепровода будет являться компания «Транс-Балкан Пайплайн Б.В.» («ТБП 
Б.В.»), зарегистрированная 06 февраля 2008 г. в Амстердаме (Нидерланды) в соответствии с 
подписанным 18 января 2008 г. во время официального визита в Болгарию Президента России 
В.В.Путина Соглашением акционеров в отношении трубопроводного проекта «Бургас-
Александруполис». Учредителями компании являются ООО «ТК-БА» (Россия) - 51%, «Проектная 
компания «Бургас-Александруполис БГ» (Болгария) - 24,5%, компания «Хелпе  – Траки » АЕ 
(Греция) - 23,5%, Правительство Греческой Республики - 1%. 
28 апреля 2011 года состоялось годовое общее собрание участников ООО «ТК-БА», на котором 
утвержден годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчет о прибылях 
и убытках Общества за 2010 год. также был избран Совет директоров в следующем составе: 
- М.В. Барков от ОАО «АК «Транснефть»; 
- С.А. Андронов от ОАО «НК «Роснефть»; 
- Н.И. Серегин от ОАО «Газпром нефть». 
К настоящему времени завершена разработка расширенного ТЭО, сделаны маркетинговые, 
налоговые, юридические, экологические исследования. по маршруту нефтепровода в Болгарии и 
Греции проведены необходимые изыскания и подготовлены документы по оценке воздействия на 

57

Адрес для направления корреспонденции 

119180 Россия, г.Москва, ул. Большая Полянка, 57 

Телефон: (495) 950-8036 
Факс: (495) 950-8168 
Адрес электронной почты: transneft@ak.transneft.ru 
 
Адрес страницы (страниц) в сети Интернет, на которой (на которых) доступна информация об эмитенте, 
выпущенных и/или выпускаемых им ценных бумагах: www.transneft.ru 

 

Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента: 
ОАО "Регистратор Р.О.С.Т."
 
Место нахождения подразделения: 107996, Россия, г.Москва, ул. Стромынка, д.18, корп.13 
Телефон: (495)771-7335 

58

Факс: (495)771-7334 
Адреса электронной почты не имеет 
Адрес страницы в сети Интернет: www.rrost.com 
 

3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика 

7706061801 

3.1.6. Филиалы и представительства эмитента 

Изменений в составе филиалов и представительств эмитента в отчетном квартале не было. 

3.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 

3.2.1. Отраслевая принадлежность эмитента 

 

Коды ОКВЭД 

60.30.1 

 

3.2.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 

Виды хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукции (работ, услуг)), обеспечившие 
не менее чем 10 процентов выручки (доходов) эмитента за отчетный период 

 
Единица измерения: тыс. руб. 
 
Наименование вида продукции (работ, услуг): Оказание услуг по траспортировке нефти и 
нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и по 
диспетчеризации транспортировки нефти
 

 

Наименование показателя 2010, 

мес. 

2011, 9 

мес. 

Объем выручки (доходов) от 
данного вида хозяйственной 
деятельности, тыс. руб. 

281 137 

533

353 834 

028

Доля объема выручки 
(доходов) от данного вида 
хозяйственной деятельности 
в общем объеме выручки 
(доходов) эмитента, % 

97.89

84.7

 

Изменения размера выручки (доходов) эмитента от основной хозяйственной деятельности на 10 и 
более процентов по сравнению с соответствующим отчетным периодом предшествующего года и 
причины таких изменений 

Основным видом хозяйственной деятельности ОАО «АК «Транснефть» является оказание 
услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системе магистральных 
трубопроводов в Российской Федерации. 
Доля доходов от оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в общем 
объеме выручки от реализации за 9 месяцев 2011 г. составила 84,70%. За 9 месяцев 2010 г. 
доля доходов от оказания услуг по транспортировке нефти в общем объеме выручки от 
реализации составляла 97,89%. Изменение доли услуг по основному виду деятельности 
связано с ростом тарифов на транспортировку нефти, увеличением грузооборота и новым 
видом деятельности. С 01.01.2011 в состав выручки по основному виду деятельности вошла 
транспортировка нефтепродуктов.  
Кроме того, на изменение доли услуг по основному виду деятельности повлияло увеличение 

59

прочей выручки, так как с 01.01.2011 осуществляется реализация нефти в соответствии с 
договором купли-продажи сырой нефти с Китайской Национальной Объединенной 
Корпорацией, которая повлияла на общую величину выручки.  
Доля доходов от оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в общих 
доходах (с учетом процентов к получению и прочих доходов) за 9 месяцев 2011 г. составила 
51,77%.
 

 

Сезонный характер основной хозяйственной деятельности эмитента 

Основная хозяйственная деятельность эмитента не имеет сезонного характера 

Общая структура себестоимости эмитента 

 

Наименование показателя 2011, 

мес. 

Сырье и материалы, % 

Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, % 

Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними 
организациями, % 

84.76 

Топливо, % 

Энергия, % 

Затраты на оплату труда, % 

0.59 

Проценты по кредитам, % 

Арендная плата, % 

0.02 

Отчисления на социальные нужды, % 

0.03 

Амортизация основных средств, % 

0.54 

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, % 

0.06 

Прочие затраты (пояснить) 13.99 
Износ нематериальных активов, % 

Обязательные страховые платежи, % 

Представительские расходы, % 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: затраты на  производство и продажу продукции (работ, услуг) 
(себестоимость), % 

100 

Справочно: Выручка  от  продажи  продукции (работ, услуг), % 

100.44 

 

Имеющие существенное значение новые виды продукции (работ, услуг), предлагаемые эмитентом на 
рынке его основной деятельности, в той степени, насколько это соответствует общедоступной 
информации о таких видах продукции (работ, услуг). Указывается состояние разработки таких видов 
продукции (работ, услуг). 

Имеющих существенное значение новых видов продукции (работ, услуг) нет 

Стандарты (правила), в соответствии с которыми подготовлена бухгалтерская отчетность и 
произведены расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Бухгалтерская отчетность сформирована, исходя из действующих в Российской Федерации 
правил бухгалтерского учета и отчетности, в частности, Федерального закона «О 
бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, «Положения по ведению бухгалтерского учета и 
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина РФ от 
29.07.98 № 34н.
 

60

3.2.3. Материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента 

За отчетный квартал 

Поставщики эмитента, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и 
товаров (сырья) 
 
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество "Нефтяная компания 
"Роснефть" (ОАО "НК "Роснефть")
 
Место нахождения: 115035, г. Москва, Софийская наб., 26/1 
ИНН: 7706107510 
ОГРН: 1027700043502 
Доля в общем объеме поставок, %: 99.8 
 

Информация об изменении цен более чем на 10% на основные материалы и товары (сырье) в 
течение соответствующего отчетного периода по сравнению с соответствующим отчетным 
периодом предшествующего года 

Изменения цен более чем на 10% на основные материалы и товары (сырье) в течение 
соответствующего отчетного периода не было
 

Доля импорта в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в 
будущем и возможные альтернативные источники 

Импортные поставки отсутствуют 

3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..