ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2009 год - часть 35

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2009 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Ежеквартальные отчёты за 2009 год - часть 35

 

 

32

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерском  балансе,  которые  могут  существенно 
отразиться на финансовом состоянии эмитента, его ликвидности, источниках финансирования 
и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется
 

2.4.  Цели  эмиссии  и  направления  использования  средств,  полученных  в  результате 
размещения эмиссионных ценных бумаг 

13  октября 2009 года  ОАО  «АК  «Транснефть»  размещены  неконвертируемые  процентные 
документарные облигации серии 02. 
Средства, полученные от размещения неконвертируемых процентных документарных облигаций 
ОАО  «АК  «Транснефть»  серии 02 планируется  использовать  на  финансирование  текущей 
деятельности Компании с целью пополнения оборотных средств. 
Эмитент  не  осуществлял  в  отчетном  периоде  размещение  ценных  бумаг  с  целью 
финансирования определенной сделки (взаимосвязанных сделок) или иной операции (приобретение 
активов,  необходимых  для  производства  определенной  продукции  (товаров,  работ,  услуг); 
приобретение  долей  участия  в  уставном  (складочном)  капитале  (акций)  иной  организации; 
уменьшение или погашение кредиторской задолженности или иных обязательств Эмитента).
 
 
 

2.5.  Риски,  связанные  с  приобретением  размещаемых  (размещенных)  эмиссионных 
ценных бумаг 

33

Влияние  возможного  ухудшения  ситуации  в  отрасли  эмитента  на  его  деятельность  и 
исполнение  обязательств  по  ценным  бумагам.  Наиболее  значимые,  по  мнению  эмитента, 
возможные  изменения  в  отрасли  (отдельно  на  внутреннем  и  внешнем  рынках),  а  также 
предполагаемые действия эмитента в этом случае. 
Высокая степень государственного регулирования отрасли. 
 
ОАО  «АК  «Транснефть»  действует  в  четко  определенной  и  относительно  стабильной  среде 
регулирования, где главную роль играют три государственных органа. 
ОАО  «АК  «Транснефть»  является  субъектом  российского  законодательства  о  естественных 
монополиях.  Поэтому  тарифы  ОАО  «АК  «Транснефть»  регулируются  Федеральной  службой  по 
тарифам  (ФСТ  России),  отвечающей  за  анализ  и  утверждение  таких  тарифов,  а  также 
контролирующей  их  применение.  Любое  изменение  тарифа  должно  быть  утверждено  ФСТ 
России,  чья  задача  состоит  в  том,  чтобы  сбалансировать  экономические  интересы  ОАО  «АК 
«Транснефть» с интересами российских нефтяных компаний, имеющих равные права доступа к 
трубопроводной  системе  ОАО  «АК  «Транснефть»  в  соответствии  с  Законом  о  естественных 
монополиях. 
Российской Федерации принадлежат 100 процентов обыкновенных голосующих акций ОАО «АК 
«Транснефть»,  которые  управляются  через  Федеральное  агентство  по  управлению 
государственным имуществом (Росимущество).  
Кроме  того,  все  семь  членов  Совета  директоров  ОАО  «АК  «Транснефть»,  включая  его 
президента,  выдвинуты  на  данные  должности  и  назначены  по  директивам  Правительством 
Российской  Федерации.  Правительство  Российской  Федерации  имея    через  свою  долю 
собственности в компании и право избрания членов Совета директоров контролирует операции 
ОАО  «АК  «Транснефть»,  включая  утверждение  бюджета  компании,  программы  капитальных 
затрат  и  осуществления  займов  Правительство  Российской  Федерации  может  также  иметь 
значительное влияние на операции ОАО «АК «Транснефть» со стороны регулирующих, налоговых 
и законодательных органов. 
 
Риски, связанные с возможным изменением мировых цен на нефть. 
 
ОАО  «АК  «Транснефть»  подвержено  рискам,  связанным  с  динамикой  производственной 
деятельности российских нефтедобывающих компаний, которая, в свою очередь, зависит от цен 
на сырую нефть и эволюции структуры их издержек, включающей тарифы за перекачку нефти и 
экспортные пошлины. 
Основной  деятельностью  ОАО  «АК  «Транснефть»  является  транспортировка  нефти  через 
систему  магистральных  нефтепроводов.  Основными  клиентами  ОАО  «АК  «Транснефть» 
являются  российские  нефтедобывающие  компании. 9 крупнейших  нефтедобывающих  компаний 
России обеспечивали приблизительно 89 процентов выручки ОАО «АК «Транснефть» в 2008 году. 
В  связи  с  этим,  ОАО  «АК  «Транснефть»  находится  в  большой  зависимости  от  российской 
нефтедобывающей  отрасли,  и  уменьшение  объемов  нефти,  транспортируемой  крупнейшими 
российскими нефтедобывающими компаниями по системе трубопроводов, эксплуатируемой ОАО 
«АК  «Транснефть»,  могло  бы  иметь  существенные  неблагоприятные  последствия  для  выручки 
Компании. 
Спрос  на  сырую  нефть  на  мировых  рынках  является  важным  фактором,  который  определяет 
объем  нефти,  транспортируемой  по  магистральным  нефтепроводам,  эксплуатируемым 
дочерними  обществами  ОАО  «АК  «Транснефть».  Уменьшение  спроса  на  мировых  рынках  на 
российскую  сырую  нефть  обычно  ведет  к  снижению  объемов  сырой  нефти,  транспортируемой 
Компанией.  Таким  образом,  уменьшение  спроса,  и  как  следствие  снижение  мировых  цен  на 
нефть,  могло  бы  иметь  существенные  неблагоприятные  последствия  для  выручки  ОАО  «АК 
«Транснефть». 
В то же время, увеличение международных цен на сырую нефть может привести к тому, что 
альтернативные методы транспортировки сырой нефти (в частности, транспортировка сырой 
нефти  по  железной  дороге)  станут  более  экономически  выгодными  для  российских  нефтяных 
компаний ввиду падения соотношения затрат на транспортировку к полученным доходам. Это 
может  привести  к  значительному  уменьшению  доли  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  российском 
рынке транспортировки сырой нефти. 
Практически  все  действующие  контракты  на  транспортировку  нефти  между  ОАО  «АК 
«Транснефть» и российскими нефтедобывающими компаниями, заключены не на условиях «бери 
или  плати»,  и  не  обязывают  эти  компании  транспортировать  определенные  объемы  сырой 
нефти по транспортной системе, эксплуатируемой ОАО «АК «Транснефть». Поэтому эффект 
изменения  международных  цен  на  нефть  трудно  предсказать,  и  значительное  увеличение  или 
уменьшение  может  иметь  неблагоприятные  последствия  для  выручки  Компании  ввиду 
уменьшения спроса на ее транспортные услуги. 

34

В  то  же  время  отдельные  договоры  ОАО  «АК  «Транснефть»  на  траспортировку  нефти 
заключены  на  условиях  «бери  или  плати»,  что  позволяет  Компании  минимизировать  риски, 
связанные с возможным изменением мировых цен на нефть. 
 
Риски,  связанные  с  возможным  изменением  цен  на  сырье,  услуги,  используемые  эмитентом  в 
своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность 
эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам. 
Рисков,  связанных  с  возможным  изменением  цен  на  сырье,  не  имеется,  поскольку  основной 
деятельностью  Эмитента  является  оказание  услуг  по  транспортировке  нефти,  и  сырье  на  ее 
осуществление не используется. 
Осуществление  указанных  видов  деятельности  сопряжено  с  необходимостью  закупок 
материально-технических ресурсов и использования услуг сторонних организаций. Существенное 
увеличение  цен  на  МТР  и  услуги  сторонних  организаций,  потребует  корректировки 
запланированных  расходов  и  внесения  изменений  в  планы  по  реализации  инвестиционных 
программ. 
Предполагаемые действия Эмитента для уменьшения указанных рисков: 
• 

оптимизация 

затрат 

на  ремонтно-эксплуатационные 

нужды  и 

капитальное 

строительство; 
• 

активное использование конкурентной среды в сфере закупок материалов, работ и услуг. 

Эмитент  осуществляет  финансирование  строительства  магистральных  нефтепроводов  на 
территории  России,  в  связи  с  чем  несет  соответствующие  риски,  включая  риски,  связанные  с 
привлечением  сторонних  организаций  в  качестве  подрядчиков.  ОАО  «АК  «Транснефть» 
предпринимает все необходимые меры по снижению данных рисков, включая отбор подрядчиков в 
рамках проведения конкурсов и применения инструмента банковских гарантий для обеспечения 
обязательств по заключенным договорам, выплаченным авансам и обслуживанию в гарантийный 
период. 
Указанные риски не оказывают существенного влияния на деятельность Эмитента. 
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента (отдельно 
на  внутреннем  и  внешнем  рынках),  их  влияние  на  деятельность  эмитента  и  исполнение 
обязательств по ценным бумагам. 
Основным  доходом  Эмитента  является  поступление  средств  от  платы  за  услуги  по 
транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов на территории Российской 
Федерации. 
Начиная  с 1992 года,  ОАО  «АК  «Транснефть»  оказывает  услуги  грузоотправителям  на  основе 
тарифов  на  транспортировку  нефти,  и,  соответственно,  уже  более 17 лет  осуществляется 
тарифное регулирование со стороны государства. 
Формирование тарифов в настоящее время осуществляется в соответствии с утвержденными 
Постановлением  Российской  Федерации  от 29.12.2007 № 980 «Правилами  государственного 
регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий 
по  транспортировке  нефти  и  нефтепродуктов  по  магистральным  нефтепроводам»,  а  также 
утвержденным  ФСТ  России  «Положением  об  определении  тарифов  на  услуги  по 
транспортировке нефти по магистральным трубопроводам» (приказ ФСТ России от 17.08.2005 
№ 380-э/2, зарегистрирован Минюстом России 25.08.2005 №6942). 
 
В четвертом квартале 2009 года ОАО «АК «Транснефть» осуществляло основную деятельность, 
взимая  плату  за  оказанные  услуги  по  тарифам  на  транспортировку  нефти,  утвержденным 
нижеперечисленными  приказами  органа  государственного  регулирования  естественных 
монополий - Федеральной службы по тарифам (ФСТ России): 
Приказ  от 30.10.2007 № 313-э/1 «Об  установлении  ставки  долгосрочного  тарифа  на 
транспортировку  нефти  по  маршруту  «ЛПДС  Староликеево – Рязанский  НПЗ»  системы 
магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для ОАО «ТНК –ВР Холдинг»; 
Приказ от 13.12.2007 № 461-э/1 «Об установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти 
в системе магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»; 
Приказ от 30.04.2008 № 124-э/5 «О внесении изменений в приказ ФСТ России от 13.12.2007 № 461-
Э/1 «Об установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти в системе магистральных 
трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»; 
Приказ от 05.08.2008 № 129-э/3 «Об установлении тарифа на услуги по наливу нефти на ЛПДС 
«Кротовка»  системы  магистральных  трубопроводов  ОАО  «АК  «Транснефть»  для  ОАО  «ТНК – 
ВП Холдинг»; 
Приказ от 05.08.2008 № 130-э/4 «Об установлении тарифа на услуги по транспортировке нефти 
по  маршруту  «Талакан  –Тайшет – Мегет/Ангарская  НХК»  системы  магистральных 
трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»; 
Приказ от 05.08.2008 № 131-э/5 «Об установлении тарифа на услуги по транспортировке нефти 

35

по  участку  «Ефимовка - Волгоград»  системы  магистральных  трубопроводов  ОАО  «АК 
«Транснефть» для ОАО «Лукойл»; 
Приказ от 05.08.2008 № 132-э/6 «Об установлении тарифа на услуги по транспортировке нефти в 
системе магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» и о внесении изменений в приказ 
ФСТ России от 13.12.2007 № 461-Э/1; 
Приказ от 18.11.2008 № 263-э/4 «Об установлении тарифа на услуги по транспортировке нефти 
по тарифному участку «Чемкагуш - Башнпз» системы магистральных трубопроводов ОАО «АК 
«Транснефть» для ОАО «АНК «Башнефть»; 
Приказ  от 12.12.2008 № 354-э/4 «Об  установлении  ставки  долгосрочного  тарифа  на 
транспортировку  нефти  по  маршруту  «ЛПДС  Староликеево – Рязанский  НПЗ»  системы 
магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для ОАО «ТНК –ВР Холдинг»; 
Приказ  от 24.12.2008 № 421-э/19 «Об  установлении  тарифов  на  услуги  по  транспортировке 
нефти в системе магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»; 
Приказ  от 03.03.2009 № 33-э/2 «О  признании  утратившим  силу  приказа  ФСТ  России  от 
18.11.2008г.  № 263-э/3 «Об  установлении  тарифа  на  услуги  по  транспортировке  нефти  по 
тарифному  участку  «Чемкагуш - Башнпз»  системы  магистральных  трубопроводов  ОАО  «АК 
«Транснефть» для ОАО «АНК «Башнефть»; 
Приказ от 30.06.2009 № 143-э/1 «Об установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти 
в системе магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» и внесении изменения в приказ 
ФСТ России от 24.12.2008 № 421-э/19»; 
Приказ  от 30.06.2009 № 151-э/9 «О  признании  утратившим  силу  приказа  ФСТ  России  от 5 
августа 2008 г.  № 131-э/5 «Об  установлении  тарифа  на  услуги  по  транспортировке  нефти  по 
участку «Ефимовка-Волгоград» системы магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» 
для ОАО «ЛУКОЙЛ». 
 
Для  минимизации  указанного  риска  и  с  целью  утверждения  обоснованного  уровня  тарифов 
Компанией  проводится  постоянная  работа  с  тарифными  органами,  с  которыми  у  ОАО  «АК 
«Транснефть» сложились конструктивные отношения. 
Пока  методика  расчета  тарифных  ставок  благоприятна  для  Компании:  она  обеспечивает 
покрытие экономически оправданных издержек (одобренных ФСТ), возмещение всех переменных 
и  постоянных  операционных  издержек,  амортизации  и  процентов  на  привлеченные  заемные 
средства, а также формирование обоснованной чистой прибыли. 
Указанные  риски  не  оказывают  существенного  влияния  на  деятельность  Эмитента  и 
исполнение обязательств по ценным бумагам.
 

2.5.2. Страновые и региональные риски 

Риски,  связанные  с  политической  и  экономической  ситуацией  в  стране  (странах)  и  регионе,  в 
которых  эмитент  зарегистрирован  в  качестве  налогоплательщика  и/или  осуществляет 
основную  деятельность  при  условии,  что  основная  деятельность  эмитента  в  такой  стране 
(регионе)  приносит 10 и  более  процентов  доходов  за  последний  завершенный  отчетный  период, 
предшествующий дате утверждения проспекта ценных бумаг. 
В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков,  ОАО  «АК 
«Транснефть» предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для 
нейтрализации  части  рисков,  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени 
связанных  с  реализацией  производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  возможные 
мероприятия  по  действиям  Эмитента  при  возникновении  того  или  иного  риска.  Однако 
необходимо  отметить,  что  предварительная  разработка  адекватных  соответствующим 
событиям  мер  затруднена  неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых 
мероприятий  будут  в  большей  степени  зависеть  от  особенностей  создавшейся  ситуации  в 
каждом  конкретном  случае.  ОАО  «АК  «Транснефть»  не  может  гарантировать,  что  действия, 
направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению 
ситуации, поскольку описанные факторы находятся вне контроля ОАО «АК «Транснефть». 
 
Политико-экономические риски 
В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры,  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем,  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных  на  стабилизацию  современной  российской  экономики  и  её  интеграцию  в  мировую 
систему.  В  течение  процесса  реформирования  деловой  и  законодательной  инфраструктуры 
сохраняются  такие  риски,  как  неконвертируемость  национальной  валюты  за  рубежом,  низкий 
уровень  ликвидности  на  рынках  долгосрочного  кредитования  и  инвестиций,  а  также,  уровень 
инфляции, превышающий инфляцию развитых стран. 
 

36

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике 
Мировой  финансовый  кризис  оказывал  существенное  влияние  на  российскую  экономику  в 2009 
году, в том числе в виде следующих факторов: 
• 

нестабильностью  на  сырьевых  рынках,  проявившейся  в  резком  снижении  цены  на  нефть 

марки Urals с 91,15 долларов США на 29 сентября 2008 года до 35,35 долларов США за баррель в 4 
квартале 2008 года  и  ее  последующем  росте  на  протяжении  всего 2009 года  до 68,33 и 73,00 
долларов США на 30 сентября и 21 декабря 2009 года соответственно; 
• 

высокой  волатильностью  финансовых  рынков,  приведшей  к  увеличению  стоимости 

финансирования,  в  результате  которой  индикативная  ставка  межбанковского  кредитования 
MOSPRIME поднималась до уровня выше 25% в начале 2009 года по сравнение с 5-7% в 4 квартале 
2008 и 2009 гг.; 
• 

обесценения национальной валюты, в ходе которого официальный курс Центрального банка 

37

преодоление  возникших  негативных  изменений,  смогут  привести  к  исправлению  ситуации, 
поскольку описанные факторы находятся вне контроля Компании. 
 
Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и 
забастовками  в  стране  (странах)  и  регионе,  в  которых  эмитент  зарегистрирован  в  качестве 
налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность. 
В результате военных конфликтов, введения чрезвычайного положения и других политических и 
социальных катаклизмов Эмитент может понести убытки. 
На  деятельность  Эмитента  оказывают  влияние  риски,  связанные  с  общей  нестабильностью  в 
России,  снижением  эффективности  органов  охраны  правопорядка,  падением  промышленного 
производства и т.д. 
При  этом  основными  факторами  риска,  осложняющими  производственную  деятельность  ОАО 
«АК  «Транснефть»  и  его  дочерних  обществ,  оставались  угроза  совершения  террористических 
актов  и  диверсий  на  объектах  матистральных  нефтепроводов  (МН),  а  также  преступные 
посягательства  корыстной  направленности,  связанные  с  хищениями  нефти,  комплектующих 
вдольтрассового оборудования, кабеля и проводов, демонтированных труб. 
Компанией  постоянно  осуществляются  организационные и  практические  меры по  обеспечению 
безопасности объектов и линейной части МН. 
С  учетом  требований  МВД,  ФСБ  России  особое  внимание  уделяется  обеспечению 
антитеррористической  и  противодиверсионной  защиты  объектов  МН.  Соответствующие 
мероприятия, 

предусматриваются 

Комплексной 

программой 

техперевооружения, 

реконструкции и капитального ремонта объектов МН. 
 
Риски,  связанные  с  географическими  особенностями  страны  (стран)  и  региона,  в  которых 
эмитент  зарегистрирован  в  качестве  налогоплательщика  и/или  осуществляет  основную 
деятельность,  в  том  числе  повышенная  опасность  стихийных  бедствий,  возможное 
прекращение  транспортного  сообщения  в  связи  с  удаленностью  и/или  труднодоступностью  и 
т.п. 
Природно-климатические  условия  на  обслуживаемой  ОАО  «АК  «Транснефть»  территории 
весьма  разнообразны.  Магистральные  нефтепроводы  проходят  в  различных  (по  характеру 
рельефа,  по  соотношению  тепла  и  влаги,  по  господствующей  растительности)  и 
несопоставимых географических зонах: тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная 
– протянулись по Западно-Сибирской равнине, зона тайги – расположилась от западных границ 
России  до  Тихого  океана,  зона  смешанных  и  широколиственных  лесов – занимает  европейскую 
часть России. 
Значительная  доля  добычи  российской  нефти  приходится  на  Западную  Сибирь,  в  этом  же 
регионе  эксплуатируется  большая  часть  магистральных  нефтепроводов  дочернего  общества 
Эмитента – ОАО  «Сибнефтепровод».  Эмитент  несет  риски,  связанные  с  суровыми 
климатическими условиями в данном регионе и повышенной опасностью стихийных бедствий. 
Геологическая  среда  Западной  Сибири  является  весьма  уязвимой  и  подверженной  воздействию 
как  природных,  так  и  техногенных  факторов.  Для  рассматриваемой  площади  характерен 
достаточно  обширный  комплекс  современных  геологических  процессов  и  явлений,  важнейшими 
из которых, оказывающих определяющее влияние на инженерно-геологические условия, являются 
заболачивание, эрозионные процессы, оползневые явления и др. 
Климатические  условия  в  Европейской  части  России  менее  суровые,  чем  в  основном  регионе 
деятельности  Эмитента - этот  сейсмологически  благоприятный  регион  менее  подвержен 
опасности  стихийных  бедствий.  Однако  наиболее  значительный  ущерб  экономике  региона  и 
социальную напряженность могут вызывать паводки и наводнения, лесные и торфяные пожары, 
засухи, пожары в населенных пунктах и на объектах экономики, нарушения в функционировании 
топливно-энергетического комплекса и объектах жилищно-коммунального хозяйства, аварии на 
транспорте. 
В  зависимости  от  конкретных  природно-климатических  условий  и  гелиофизических  факторов 
каждого  года  (или  ряда  лет)  повышается  риск  одних  природных  (техногенных)  процессов  и 
снижается риск других. 
С  точки  зрения  возможности  проведения  превентивных  мероприятий  опасные  природные 
процессы,  как  источник  чрезвычайных  ситуаций,  могут  прогнозироваться  с  небольшой 
заблаговременностью. 
Общеклиматический  тренд  температуры,  указывающий  на  потепление  на  большей  части 
территории  Российской  Федерации,  характеризуется  увеличением  частоты  повторения 
природных  источников  чрезвычайных  ситуаций  с  аномальным  отклонением  их  параметров  от 
среднемноголетних  значений.  В  связи  со  сложившимся  характером  атмосферной  циркуляции 
повторяемость  опасных  явлений  в  последнее  десятилетие  стала  максимальной  за  весь  период 
наблюдений. 

38

Для минимизации рисков, связанных с опасностью стихийных бедствий и негативным влиянием 
природно-климатических  условий  (особенно  в  осенне-зимний  период),  ОАО  «АК  «Транснефть» 
проводятся  подготовительные  мероприятия,  созданы  аварийные  запасы  материально- 
технических ресурсов, проводится работа по подготовке аварийно-восстановительных бригад. 
Географическое  положение  России,  ее  огромная  территория,  климатические  условия,  характер 
мобильности населения, уровень развития производства, межрегиональные экономические связи, 
внешнеторговые  отношения  объективно  формировали  российскую  транспортную  систему. 
Транспортная  система  Российской  Федерации  включает  автомобильный,  воздушный, 
железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. 
Элементами  транспортной  системы  являются  также  промышленный  транспорт  и  городской 
общественный транспорт. 
Эмитент  осуществляет  свою  деятельность  в  регионах  с  достаточно  развитой 
инфраструктурой и минимально подвержен рискам, связанным с прекращением транспортного 
сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью.
 

2.5.3. Финансовые риски 

39

по кредитам и займам может привести к удорожанию обслуживания долга Компании. В части 
оптимизации  структуры  долгового  портфеля  и  снижения  затрат  на  его  обслуживание 
Компания  стремится  использовать  кредиты  и  займы  с  фиксированной  процентной  ставкой, 
вследствие чего указанный риск несколько снижается. 
В  феврале 2009 года  ОАО  «АК  «Транснефть»  подписало  кредитный  договор  с  Банком  развития 
Китая  на  сумму 10 млрд.  долларов  США,  с  плавающей  процентной  ставкой  в  зависимости  от 
уровня LIBOR. Увеличение  данной  процентной  ставки  может  привести  к  удорожанию 
обслуживания долга ОАО «АК «Транснефть». 
 
Подверженность 

финансового 

состояния 

эмитента, 

его 

ликвидности, 

источников 

финансирования,  результатов  деятельности  и  т.п.  изменению  валютного  курса  (валютные 
риски). 
Подверженность  финансового  состояния  Компании  изменениям  курсов  валют  возникает 
вследствие  привлеченных  займов,  номинированных  в  долларах  США  и  Евро,  которые  были 
получены в 2007 - 2009 гг. 
Доля  валютных  займов  составляет  порядка 34,05% и 72,50% от  валюты  баланса на 31 декабря 
2008 года и на 30 сентября 2009 года соответственно. Доля активов, выраженных в иностранной 
валюте, составляет 52,85% по состоянию на 30 сентября 2009 года. . 
Результатом снижения курса рубля для ОАО «АК «Транснефть»» могут стать дополнительные 
расходы по обслуживанию и погашению обязательств, выраженных в иностранной валюте. 
 
Предполагаемые  действия  эмитента  на  случай  отрицательного  влияния  изменения  валютного 
курса и процентных ставок на деятельность эмитента. 
Эмитент  подвержен  риску  изменения  процентных  ставок.  С  ростом  процентных  ставок 
увеличиваются  выплаты  по  процентам  за  пользование  кредитами  коммерческих  банков  и 
соответственно снижается прибыль Компании. 
В  случае  существенных  неблагоприятных  изменений  процентных  ставок  Эмитент  будет 
ориентироваться  на  привлечение  краткосрочных  заимствований,  инвестиционная  программа 
Компании будет пересмотрена. 
Подверженность  финансового  состояния  Эмитента  изменениям  курсов  валют  возникает 
вследствие  привлеченных  займов,  номинированных  в  долларах  США  и  Евро,  которые  были 
получены  в 2007 - 2009 гг.  В  случае  негативного  влияния  изменения  валютного  курса  на 
финансово-экономическую  деятельность,  Эмитент  планирует  провести  анализ  рисков  и 
принять соответствующее решение в каждом конкретном случае. 
 
Каким  образом  инфляция  может  сказаться  на  выплатах  по  ценным  бумагам.  Критические,  по 
мнению  эмитента,  значения  инфляции,  а  также  предполагаемые  действия  эмитента  по 
уменьшению указанного риска. 
Эмитент  осуществляет  свою  деятельность  на  территории  Российской  Федерации,  рост 
инфляции в Российской Федерации приведет к общему росту процентных ставок, в том числе и 
по рублевым облигациям Эмитента, что может потребовать от Эмитента увеличения ставок 
по выпускаемым облигациям. 
Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности ОАО «АК «Транснефть» и результаты финансово-хозяйственной деятельности 
Компании, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 
Опосредованная 

зависимость 

рентабельности 

Компании 

от 

изменения 

индекса 

потребительских цен обусловлена, в основном, тем, что тарифы на услуги по транспортировке 
нефти  по  системе  магистральных  нефтепроводов  устанавливаются  государственными 
тарифными органами исходя из покрытия обоснованных расходов и формирования необходимого 
размера  прибыли  по  регулируемому  виду  деятельности  и  полностью  либо  частично 
компенсируют  рост  расходов  Компании,  связанных  с  инфляцией.  Однако  в  периоды  высокой 
инфляции  увеличиваются  риски  снижения  размера  компенсационной  составляющей  тарифа  и 
снижения платежеспособности основных потребителей Компании. 
 
Инфляционное  воздействие  на  экономику  России,  по  данным  Федеральной  службы 
государственной статистики (Росстат Российской Федерации), в 2002-2006г.г. имело тенденцию 
к  снижению.  В 2002 году  уровень  инфляции  составлял 15,1%, в 2003 году – 12,0%, в 2004 году – 
11,7%, в 2005 году – 10,9%, 2006 год – 9,1%, в 2007 году - 11,9%, в 2008 году - 13,3%. 
По данным Госкомстата инфляция на 30.09.2009 составила 8,10%. 
Оценка  роста  потребительских  цен  за  годовой  период  в  декабре 2009 года  понижена  до 8,8-9% 
против 11-12% по предварительному прогнозу. 
В первой половине 2010 года инфляция будет оставаться достаточно низкой (6,5-7,5%) в связи с 
сохранением  высоких  спросовых  ограничений  и  прогнозируемым  укреплением  обменного  курса, 

40

говорится в материалах Минэкономразвития. 
Существующий  в  настоящее  время  уровень  инфляции  не  оказывает  существенного  влияния  на 
финансовое положение Эмитента. В соответствии с прогнозными значениями инфляции, она не 
должна  оказать  существенного  влияния  на  платежеспособность  Эмитента,  в  частности,  на 
выплаты по ценным бумагам. 
Эмитент оценивает критический показатель инфляции на уровне 30% годовых. 
В  случае  существенного  изменения  инфляции  Эмитент  планирует  проводить  политику  по 
снижению  затрат.  Однако  следует  учитывать,  что  часть  риска  не  может  быть  полностью 
нивелирована, поскольку указанные риски в большей степени находятся вне контроля Эмитента, 
а зависят от общеэкономической ситуации в стране. 
Какие  из  показателей  финансовой  отчетности  эмитента  наиболее  подвержены  изменению  в 
результате  влияния  указанных  финансовых  рисков.  В  том  числе  риски,  вероятность  их 
возникновения и характер изменений в отчетности. 
Наибольшему  влиянию  в  отчетности  Эмитента  в  результате  наступления  указанных  рисков 
подвержен  показатель  дебиторской  задолженности,  в  связи  с  возможной  экономической 
неспособностью  подрядчиков  и  поставщиков  выполнять  свои  финансовые  обязательства,  а 
также налоговыми рисками. Вероятность возникновения данного риска невелика и сопряжена с 
общей  ситуацией  в  стране,  инфляцией  и  изменением  курса  валют  и  их  влиянием  на  экономику 
России  в  целом.  В  то  же  время  с  целью  избежания  рисков  по  увеличению  дебиторской 
задолженности,  возникающей  в  связи  с  неспособностью  контрагентов  оплачивать  услуги 
Компании, ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с условиями договоров на транспортировку 
нефти применяет авансовую форму расчетов. 
Ухудшение  экономической  ситуации  в  России  также  может  сказаться  на  росте  затрат  на 
оказание  услуг  по  транспортировке  нефти  по  системе  магистральных  нефтепроводов 
Эмитента, что при сохранении установленных тарифов приведет к сокращению прибыли. 
Рост курса иностранных валют по отношению к рублю приведет к увеличению статьи баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  кредитных  ресурсов, 
выраженных в конвертируемой валюте (долларах США или евро). 
В  Отчете  о  прибылях  и  убытках  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы – результат  от  переоценки 
соответствующего актива, в том числе дебиторской задолженности, или обязательства, в том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте  (пересчитанные  в  соответствии  с  приказом  Министерства  финансов  Российской 
Федерации от 22 июля 2003 года N 67н), и, в результате, их сумма может оказать существенное 
влияние на чистую прибыль Компании. 
Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса. 
Также инфляционные процессы в экономике Российской Федерации могут оказать существенное 
влияние на чистую прибыль Компании в связи с тем, что возможности ОАО «АК «Транснефть» 
по  повышению  тарифов  на  оказание  услуг  по  транспортировке  нефти  по  системе 
магистральных нефтепроводов, ограничены государственным регулированием, то есть не могут 
меняться Компанией в зависимости от изменений темпов инфляции и, в то же время, затраты 
Компании,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях,  изменяются  в  соответствии  с  темпами 
инфляции.
 

2.5.4. Правовые риски 

Правовые  риски,  связанные  с  деятельностью  эмитента  (отдельно  для  внутреннего  и  внешнего 
рынков), в том числе риски, связанные с: 
Эмитент  осуществляет  основную  деятельность  на  территории  Российской  Федерации  и  не 
осуществляет  экспорта  оказываемых  услуг.  В  связи  с  этим  правовые  риски,  связанные  с 
деятельностью  Эмитента,  возникают,  в  основном,  при  осуществлении  деятельности  на 
внутреннем  рынке,  что  характерно  для  большинства  субъектов  предпринимательской 
деятельности, работающих на территории Российской Федерации. 
Российское  налоговое,  валютное  и  таможенное  законодательство  допускает  различные 
толкования  и  подвержено  частым  изменениям.  Руководство  Общества  не  исключает,  что  по 
поводу  каких-то  операций,  произведенных  в  отчетном  и  предшествующие  периоды,  в  будущем 
возможны споры с контролирующими органами. Правоприменительная практика указывает на 
то,  что  налоговые  органы  могут  занять  более  жесткую  позицию  при  интерпретации 
законодательства и проверке налоговых расчетов, и, возможно, что будут оспорены операции и 
деятельность, которые ранее не оспаривались. 
Налоговые  проверки  могут  охватывать  период,  не  превышающий  трех  календарных  лет, 
предшествующих  году,  в  котором  вынесено  решение  о  проведении  проверки.  По  мнению 
руководства  Общества,  по  состоянию  на 31.12.2009 г.  соответствующие  положения 

41

42

(включая природные ресурсы): 
 
ОАО  «АК  «Транснефть»  соблюдает  требования  лицензий,  предпринимает  все  необходимые 
действия  для  получения,  поддержания  в  силе,  продления  действия  лицензий  и  минимизации 
вероятности приостановки, изменения или отзыва лицензий. Поэтому ОАО «АК «Транснефть» 
не  ожидает  каких-либо  осложнений  по  продлению  срока  действия  лицензий,  связанных  с 
действиями Эмитента. 
Риски,  связанные  с  изменениями  в  законодательстве,  либо  с  решениями  федеральных  или 
местных  органов  власти  по  вопросам  лицензирования,  находятся  вне  контроля  ОАО  «АК 
«Транснефть», и Компания не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений 
подобного  рода,  которые  могут  негативно  повлиять  на  деятельность  Компании.  Однако  в 
настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с усложнением процедуры либо снижением возможности продления действия лицензий ОАО «АК 
«Транснефть» не выявлено. 
 
Изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью  эмитента  (в  том 
числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на  результатах  его 
деятельности,  а  также  на  результаты  текущих  судебных  процессов,  в  которых  участвует 
эмитент. 
ОАО  «АК  «Транснефть»  участвуя  в  судебных  процессах  в  качестве  истца  и  в  качестве 
ответчика,  подвержено  влиянию  рисков,  связанных  с  изменением  судебной  практики  по 
вопросам,  связанным  с  деятельностью  Эмитента.  Указанные  риски  влияют  на  Компанию  так 
же, как и на всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. 
ОАО  «АК  «Транснефть»  осуществляет  постоянный  мониторинг  судебной  практики,  который 
позволяет  Компании  использовать  эту  информацию  как  для  достижения  положительных 
судебных  решений  в  качестве  истца,  так  и  для  защиты  в  качестве  ответчика.  В  настоящее 
время  изменений  в  судебной  практике,  которые  могут  негативно  сказаться  на  результатах 
деятельности  Компании,  а  также  на  результатах  текущих  судебных  процессов,  в  которых 
участвует Эмитент, не выявлено. 
 

2.5.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

43

солидарную ответственность по обязательствам дочерней компании, возникшим в результате 
выполнения таких указаний, а в случае, если выполнение таких указаний становится причиной 
несостоятельности  дочерней  компании  и  прослеживается  прямой  умысел  в  действиях 
материнской  компании,  вина  за  наступление  таких  последствий  возлагается  на  материнскую 
компанию,  которая  несет  субсидиарную  ответственность  по  ее  долгам.  Соответственно, 
являясь материнской компанией дочерних обществ, в которых ОАО «АК «Транснефть» владеет 
более чем 50% уставного капитала, Компания может стать ответственной по их долгам. 
Эти  обязательства  могут  оказать  определенное  негативное  воздействие  на  результаты 
финансово-хозяйственной деятельности Эмитента. 
 
Возможностью  потери  потребителей,  на  оборот  с  которыми  приходится  не  менее  чем 10 
процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) эмитента. 
Ввиду того, что ОАО «АК «Транснефть» является субъектом естественной монополии в сфере 
транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам , указанные риски 
отсутствуют. 
 
Риски, связанные с охраной окружающей среды 
Производственная  деятельность  ОАО  «АК  «Транснефть»  сопряжена  с  потенциальной 
опасностью нанесения ущерба окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является 
возникновение  риска  гражданской  ответственности  и  необходимость  проведения  работ  по 
устранению такого ущерба. 
В соответствии с утвержденной «Экологической политикой ОАО «АК «Транснефть» основными 
принципами  деятельности  Компании  являются:  выполнение  требований  российского 
законодательства,  международных  договоров  Российской  Федерации,  стандартов  и  правил  в 
области  природопользования,  охраны  окружающей  среды  и  экологической  безопасности; 
постоянное  улучшение  природоохранной  деятельности  и  управления  охраной  окружающей 
среды;  снижение  негативного  воздействия  на  окружающую  среду  за  счет  повышения 
экологической  безопасности  объектов  трубопроводного  транспорта,  сокращения  выбросов, 
сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и отходов производства. 
На  сегодняшний  день  во  всех  дочерних  обществах  Компании  разработана,  внедрена  и 
сертифицирована Система экологического менеджмента. Все дочерние общества еще в 2004 году 
получили международные сертификаты DQS и IQNet соответствия стандарту ISO14001. 
В соответствии с планом аудиторских проверок в ОАО «АК «Транснефть», а также во всех ДО 
МН  были  проведены  аудиторские  проверки DQS, которые  подтвердили  полное  соответствие 
Системы  экологического менеджмента  Компании требованиям  международного  экологического 
стандарта ISO14001-2004. 
Одним  из  важных  направлений  деятельности  Компании  как  крупного  природопользователя 
является  разработка  нормативной  природоохранной  документации.  За  прошедший  год 
разработано  и  согласовано  в  контролирующих  инстанциях 60 томов  предельно  допустимых 
выбросов (ПДВ), 53 проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНЛРО), 
33 норматива предельно допустимых сбросов (ПДС), 4 экологических паспорта. 
Жесткая  система  производственного  экологического  контроля  обеспечивается  в  соответствии 
со  специально  разработанными  регламентами 44 лабораториями  эколого-аналитического 
контроля,  аккредитованными  Госстандартом  Российской  Федерации,  укомплектованными 
высококвалифицированными 

специалистами 

и 

самым 

современным 

аналитическим 

оборудованием.  Эколого-аналитический  контроль  ведется  в  соответствии  с  графиками, 
согласованными с Роспотребнадзором, Росприроднадзором и Ростехнадзором. 
Для  всех  опасных  производственных  объектов  ОАО  «АК  «Транснефть»  разработаны  и 
согласованы  в  установленном  порядке  декларации  промышленной  безопасности.  Вопросы 
обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов систематически 
рассматриваются  на  заседаниях  Совета  директоров  и  Правления  ОАО  «АК  «Транснефть»  и 
дочерних акционерных обществ. 
Объемы  финансирования  программы  экологической  безопасности,  строительства  и 
реконструкции  объектов  природоохранного  назначения,  приобретения  природоохранного 
оборудования, обеспечивают соответствие ОАО «АК «Транснефть» самым жестким российским 
и международным экологическим требованиям. 
Тем  не  менее,  в  своих  финансовых  планах  ОАО  «АК  «Транснефть»  формирует  резервы  на 
покрытие  ответственности  за  загрязнение  окружающей  среды  в  соответствии  с  учетом 
платежей прошлых лет, проводит процедуру страхования ответственности для таких случаев. 
 
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования 
Деятельность ОАО «АК «Транснефть» по транспортировке нефти по системе магистральных 
нефтепроводов  может  быть  сопряжена  с  неблагоприятным  влиянием  многих  факторов, 

44

включая  поломку  или  отказ  оборудования,  возможные  проблемы  на  уровне  технологических 
процессов. 
Эксплуатационная  надежность  магистральных  нефтепроводов  зависит  от  заложенных  в 
проектах  технических  решений,  качества  оборудования,  труб,  изоляционного  покрытия, 
технологии и качества строительно-монтажных работ. Неполадки на трубопроводах связаны, 
прежде  всего,  с  коррозией  (что  не  удивительно  для  регионов,  где  климат  может  быть 
чрезвычайно  суровым),  а  иногда  и  с  изначальными  заводскими  дефектами  труб  и  брака 
строительно-монтажных работ. 
В 1991 году  ОАО  «АК  «Транснефть»  создала  Центр  технической  диагностики  (ОАО  ЦТД 
«Диаскан»)  для  мониторинга  состояния  своих  трубопроводов.  ОАО  ЦТД  «Диаскан»  применяет 
контрольное  оборудование,  аналогичное  используемому  за  пределами  России,  включая  датчики 
для  обнаружения  утечки,  системы  контроля  внутренней  части  трубы  (оборудование  для 
автоматизированной 

очистки 

труб, 

профилометры, 

магнитные 

и 

ультразвуковые 

дефектоскопы), акустическое и рентгеновское оборудование для внешних испытаний. 
Осуществляя  постоянный  контроль  за  состоянием  систем,  обеспечивающих  перекачку  нефти 
потребителям  ОАО  «АК  «Транснефть»,  проводит  их  реконструкцию  и  модернизацию,  что 
также снижает подобного рода риски.
 

III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное  фирменное  наименование  эмитента:  Открытое  акционерное  общество  "Акционерная 
компания по транспорту нефти  "Транснефть"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "АК "Транснефть" 
 
Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания
 
Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
1. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194139, приоритет от 
05.04.2000; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 05.04.2020 г. 
2. Свидетельство Роспатента на товарный знак (знак обслуживания) № 194140, приоритет от 
05.04.2000; срок действия регистрации товарного знака (знака обслуживания)  до 05.04.2020 г.
 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования 

Наименование эмитента в течение времени его существования не менялось 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации 

Номер государственной регистрации: 026.800 
Дата государственной регистрации: 26.08.1993 
Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: Государственное 
учреждение Московская регистрационная палата
 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700049486 
Дата регистрации: 24.07.2002 
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г.Москве 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Срок  существования  эмитента  с  даты  его  государственной  регистрации,  а  также  срок,  до  которого 
эмитент  будет  существовать,  в  случае  если  он  создан  на  определенный  срок  или  до  достижения 
определенной цели: 
Срок деятельности эмитента с даты его государственной регистрации - 16 лет. 
ОАО "АК "Транснефть" создано без ограничения срока деятельности.
 

45

Краткое описание  истории  создания  и  развития  эмитента.  Цели  создания  эмитента,  миссия  эмитента 
(при наличии), и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для принятия решения 
о приобретении ценных бумаг эмитента.: 
Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» 
была учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 № 810 во 
исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992  № 1403. 
Цель создания ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с Уставом - реализация технических и 
социально-экономических  интересов  акционеров  при  безусловном  обеспечении  интересов 
Российской  Федерации  в  области  транспорта  нефти  по  магистральным  трубопроводам  и 
извлечение прибыли. 
Основными направлениями деятельности Компании являются: 
-организация  и  осуществление  транспортировки  по  системе  магистральных  трубопроводов 
нефти, газа и продуктов их переработки; 
-эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта; 
-координация  деятельности  по  комплексному  развитию  сети  магистральных  трубопроводов, 
перевалочных нефтебаз, железнодорожных эстакад и других объектов системы магистральных 
нефтепроводов. 
Компания  обеспечивает  транспортировку  более 90% добываемой  в  России  нефти,  а  так  же 
значительных объемов углеводородного сырья стран СНГ. 
Компания  располагает  мощной  разветвленной  сетью  магистральных  трубопроводов  общей 
протяженностью примерно 48 тыс. км, оснащенных современным оборудованием, и выполняет 
все  необходимые  профилактические,  диагностические,  регламентные,  ремонтно - и  аварийно-
восстановительные работы, в том числе подводно-технические. 
Большое  внимание  ОАО  «АК  «Транснефть»  уделяет  комплексному  развитию  сети 
магистральных  трубопроводов,  решению  задач  научно-технического  прогресса,  внедрению  новой 
техники  и  технологий.  Инвестиционная  политика  Компании  направлена  на  решение 
общесистемных  задач  развития  производственной  базы,  расширения,  реконструкции  и 
технического перевооружения объектов нефтепроводного транспорта. 
 
Балтийская трубопроводная система-2 
 
Реализация проекта Балтийской трубопроводной системы БТС-2 по маршруту г.Унеча – г.Усть-
Луга  осуществляется  на  основании  распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  от 
26.11.2008 №1754-р. 
В  рамках  проекта  БТС-2  предусматривается  строительство  магистрального  трубопровода 
общей  протяженностью 1000 км  мощностью 38 млн.тонн  нефти  в  год  (с  выделением  первого 
этапа  мощностью 30 млн.тонн),  пяти  нефтеперекачивающих  станций  (НПС),  реконструкция 
действующих НПС Унеча, НПС Андреаполь. 
Трасса  нефтепроводной  системы  пройдет  по  территории  Брянской,  Смоленской,  Тверской, 
Новгородской, Ленинградской областей. 
В  настоящее  время  ОАО  «АК  «Транснефть»  ведется  работа  по  практической  реализации 
проекта. По состоянию на 31.12.2009 построено свыше 300 км нефтепровода.  
 
Нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» 
 
Реализация  проекта  осуществляется  на  основании  распоряжения  Правительства  Российской 
Федерации от 31.12.04 №1737-р. 
Учитывая объем строительства, а также освоение и обустройство новых восточно-сибирских 
месторождений нефти, реализация проекта осуществляется поэтапно. 
              Первый  этап  ВСТО  завершен  строительством  и  введен  в  эксплуатацию  в    декабре 2009 
года. В рамках этапа построены  магистральный нефтепровод на участке г.Тайшет  - г. Ленск – 
г.Олекминск - г.Сковородино  мощностью 30 млн.тонн нефти в год общей протяженностью 2694 
км,  семь  нефтеперекачивающих  станций,  специализированный  морской  нефтеналивной  порт 
«Козьмино»  в  районе  г.Находка.  Трасса  нефтепровода  проходит  по  территории  Иркутской, 
Амурской областей, Республики Саха (Якутия), а также Приморского края. 
Транспортировка  нефти  от  г.Сковородино  в  направлении  Спецморнефтепорта  (СМНП) 
«Козьмино» осуществляется железнодорожным транспортом.  
              Вторым этапом ВСТО предусмотрено строительство магистрального нефтепровода на 
участке г.Сковородино – СМНП «Козьмино» (ВСТО-2) и соответствующее увеличение мощности 
построенного участка г.Тайшет  - г.Сковородино до 50 млн. тонн нефти в год (расширение ВСТО-
1).  
Мощность ВСТО-2 составит 50 млн.тонн с выделением первой очереди мощностью 30 млн.тонн 
нефти в год. В рамках первой очереди ВСТО-2  требуется строительство нефтепровода общей 

46

протяженностью 2046 км  по  маршруту  г.Сковородино – г.Благовещенск - г.Биробиджан - 
г.Хабаровск – СМНП «Козьмино», 8 НПС, а также расширения СМНП «Козьмино».  
Ведется  разработка  рабочей  документации.  Начало  практической  реализации  проекта – 1 
квартал 2010 года.  
 
Нефтепровод «Сковородино – граница КНР» 
 
Реализация  проекта  осуществляется  на  основании  соответствующих  соглашений  между 
Россией  и  КНР.  Проектом  «Скороводино – граница  КНР»,  предусматривается  строительство 
магистрального  трубопровода  общей  протяженностью  около 64 км,  подводного  перехода  через 
р.Амур,  приемо-сдаточного  пункта  на  левом  берегу  реки  Амур  в  районе  поселка  Джалинда, 
расширение НПС «Сковородино», объектов инфраструктуры. 
В  настоящее  время  ОАО  «АК  «Транснефть»  ведется  работа  по  практической  реализации 
проекта. Завершение работ и ввод объекта в эксплуатацию – 2010 год. 
 
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) 
 
В  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от 27 апреля 2007 года  № 565 
Росимуществом  переданы  в  доверительное  управление  ОАО  «АК  «Транснефть» 24 % 
обыкновенных  акций  закрытого  акционерного  общества  «Каспийский  Трубопроводный 
Консорциум - Р» (ЗАО  «КТК-Р»)  и  акционерного  общества  «Каспийский  Трубопроводный 
Консорциум – К» (АО «КТК-К»), принадлежащие Российской Федерации. Для реализации данного 
Указа  Росимущество  и  ОАО  «АК  «Транснефть»  в  качестве  доверительного  управляющего 
подписали договор доверительного управления от 22 июня 2007  года № 1/251/01/07. 
07  июля 2009 года  Президент  Российской  Федерации  Д.А.  Медведев  подписал  Указ  № 768  о 
передаче  ОАО  «АК  «Транснефть»  акций  Каспийского  трубопроводного  консорциума  (КТК), 
приобретенных Россией у Султаната Оман в конце 2008 года. Согласно  Указу, в доверительное 
управление  «Транснефти»  передаются  находящиеся  в  федеральной  собственности 10 тыс. 
обыкновенных акций "КТК Компани" (о. Кайман, г. Джорджтаун) и 10 тыс. обыкновенных акций 
"КТК  Инвестментс  Компани" (о.  Кайман,  г.  Джорджтаун). "КТК  Компани"  и  "КТК 
Инвестментс  Компани"  принадлежит 7% акций  КТК.  А  акции  "КТК  Компани"  и  "КТК 
Инвестментс Компани" переданы в доверительное управление «Транснефти» по договору от 23 
декабря 2009 года № 01-13/530. 
Таким образом, «Транснефть» является доверительным управляющим 31% акций ЗАО «КТК-Р» и 
АО «КТК-К». 
Каспийский  трубопроводный  консорциум  владеет  нефтепроводом  Тенгиз-Новороссийск  общей 
протяженностью 1580 км,  который  соединяет  месторождения  Казахстана  с  российским 
побережьем Черного моря. В 2009 году объем прокачки по КТК составил 34,9  млн. тонн.  Выручка 
составила 1 131 млн. долл. США.  
 
19-20 мая 2009  года состоялись годовые общие собрания акционеров ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К», 
на  которых  были  приняты  решения  об  утверждении  годовых  отчетов  обществ  за 2008 год, 
годовой  бухгалтерской  отчетности  за 2008 год,  избраны  новые  составы  советов  директоров  и 
утверждены аудиторы. 
На заседании совета директоров ЗАО «КТК-Р» и внеочередном собрании акционеров АО «КТК-К», 
которые состоялись 28-30 сентября 2009 года в Алма-Ате, акционеры КТК одобрили применение 
принципа  «качай  или  плати»  после  расширения  мощности  системы.  Данный  принцип  будет 
закреплен  в  октябре 2010 года  в  окончательном  решении  об  инвестировании  в  Проект 
расширения КТК. 
24-25  ноября 2009 года    на  заседаниях  Совета  директоров  ЗАО  «КТК-Р»  и  общего  собрания 
акционеров  АО  «КТК-К»  утвержден  бюджет  консорциума  на 2010 год.  Согласно  бюджету 
выручка КТК составит 1 070 млн. долл. США.  
Также, 25 ноября 2009 года акционеры КТК подписали соглашение о выходе компании «Бритиш 
Петролеум» из консорциума, не поддержавшей Проект расширения КТК и изъявившей желание 
продать свою долю в ЛУКАРКО – компании-акционеру КТК. 
16  декабря 2009 года  акционеры  КТК  единогласно  утвердили  решение,  предусматривающее 
увеличение  пропускной  способности  КТК  до 67 млн.  тонн  нефти  в  год  (с  использованием 
антифрикционной присадки – до 76 млн. тонн нефти в год). 
В рамках данного решения  были согласованы следующие вопросы: 
- утвержден график реализации проекта;  
- одобрена финансовая модель и план финансирования проекта расширения; 
- согласована организационная структура консорциума и группы расширения КТК; 
- согласованы поправки к Договору Акционеров от 1996 года; 

47

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..