32
Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали
2.3.4. Прочие обязательства эмитента
Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерском балансе, которые могут существенно
отразиться на финансовом состоянии эмитента, его ликвидности, источниках финансирования
и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется
2.4. Цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате
размещения эмиссионных ценных бумаг
13 октября 2009 года ОАО «АК «Транснефть» размещены неконвертируемые процентные
документарные облигации серии 02.
Средства, полученные от размещения неконвертируемых процентных документарных облигаций
ОАО «АК «Транснефть» серии 02 планируется использовать на финансирование текущей
деятельности Компании с целью пополнения оборотных средств.
Эмитент не осуществлял в отчетном периоде размещение ценных бумаг с целью
финансирования определенной сделки (взаимосвязанных сделок) или иной операции (приобретение
активов, необходимых для производства определенной продукции (товаров, работ, услуг);
приобретение долей участия в уставном (складочном) капитале (акций) иной организации;
уменьшение или погашение кредиторской задолженности или иных обязательств Эмитента).
2.5. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) эмиссионных
ценных бумаг
33
Влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли эмитента на его деятельность и
исполнение обязательств по ценным бумагам. Наиболее значимые, по мнению эмитента,
возможные изменения в отрасли (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), а также
предполагаемые действия эмитента в этом случае.
Высокая степень государственного регулирования отрасли.
ОАО «АК «Транснефть» действует в четко определенной и относительно стабильной среде
регулирования, где главную роль играют три государственных органа.
ОАО «АК «Транснефть» является субъектом российского законодательства о естественных
монополиях. Поэтому тарифы ОАО «АК «Транснефть» регулируются Федеральной службой по
тарифам (ФСТ России), отвечающей за анализ и утверждение таких тарифов, а также
контролирующей их применение. Любое изменение тарифа должно быть утверждено ФСТ
России, чья задача состоит в том, чтобы сбалансировать экономические интересы ОАО «АК
«Транснефть» с интересами российских нефтяных компаний, имеющих равные права доступа к
трубопроводной системе ОАО «АК «Транснефть» в соответствии с Законом о естественных
монополиях.
Российской Федерации принадлежат 100 процентов обыкновенных голосующих акций ОАО «АК
«Транснефть», которые управляются через Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом (Росимущество).
Кроме того, все семь членов Совета директоров ОАО «АК «Транснефть», включая его
президента, выдвинуты на данные должности и назначены по директивам Правительством
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации имея через свою долю
собственности в компании и право избрания членов Совета директоров контролирует операции
ОАО «АК «Транснефть», включая утверждение бюджета компании, программы капитальных
затрат и осуществления займов Правительство Российской Федерации может также иметь
значительное влияние на операции ОАО «АК «Транснефть» со стороны регулирующих, налоговых
и законодательных органов.
Риски, связанные с возможным изменением мировых цен на нефть.
ОАО «АК «Транснефть» подвержено рискам, связанным с динамикой производственной
деятельности российских нефтедобывающих компаний, которая, в свою очередь, зависит от цен
на сырую нефть и эволюции структуры их издержек, включающей тарифы за перекачку нефти и
экспортные пошлины.
Основной деятельностью ОАО «АК «Транснефть» является транспортировка нефти через
систему магистральных нефтепроводов. Основными клиентами ОАО «АК «Транснефть»
являются российские нефтедобывающие компании. 9 крупнейших нефтедобывающих компаний
России обеспечивали приблизительно 89 процентов выручки ОАО «АК «Транснефть» в 2008 году.
В связи с этим, ОАО «АК «Транснефть» находится в большой зависимости от российской
нефтедобывающей отрасли, и уменьшение объемов нефти, транспортируемой крупнейшими
российскими нефтедобывающими компаниями по системе трубопроводов, эксплуатируемой ОАО
«АК «Транснефть», могло бы иметь существенные неблагоприятные последствия для выручки
Компании.
Спрос на сырую нефть на мировых рынках является важным фактором, который определяет
объем нефти, транспортируемой по магистральным нефтепроводам, эксплуатируемым
дочерними обществами ОАО «АК «Транснефть». Уменьшение спроса на мировых рынках на
российскую сырую нефть обычно ведет к снижению объемов сырой нефти, транспортируемой
Компанией. Таким образом, уменьшение спроса, и как следствие снижение мировых цен на
нефть, могло бы иметь существенные неблагоприятные последствия для выручки ОАО «АК
«Транснефть».
В то же время, увеличение международных цен на сырую нефть может привести к тому, что
альтернативные методы транспортировки сырой нефти (в частности, транспортировка сырой
нефти по железной дороге) станут более экономически выгодными для российских нефтяных
компаний ввиду падения соотношения затрат на транспортировку к полученным доходам. Это
может привести к значительному уменьшению доли ОАО «АК «Транснефть» на российском
рынке транспортировки сырой нефти.
Практически все действующие контракты на транспортировку нефти между ОАО «АК
«Транснефть» и российскими нефтедобывающими компаниями, заключены не на условиях «бери
или плати», и не обязывают эти компании транспортировать определенные объемы сырой
нефти по транспортной системе, эксплуатируемой ОАО «АК «Транснефть». Поэтому эффект
изменения международных цен на нефть трудно предсказать, и значительное увеличение или
уменьшение может иметь неблагоприятные последствия для выручки Компании ввиду
уменьшения спроса на ее транспортные услуги.
34
В то же время отдельные договоры ОАО «АК «Транснефть» на траспортировку нефти
заключены на условиях «бери или плати», что позволяет Компании минимизировать риски,
связанные с возможным изменением мировых цен на нефть.
Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в
своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность
эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.
Рисков, связанных с возможным изменением цен на сырье, не имеется, поскольку основной
деятельностью Эмитента является оказание услуг по транспортировке нефти, и сырье на ее
осуществление не используется.
Осуществление указанных видов деятельности сопряжено с необходимостью закупок
материально-технических ресурсов и использования услуг сторонних организаций. Существенное
увеличение цен на МТР и услуги сторонних организаций, потребует корректировки
запланированных расходов и внесения изменений в планы по реализации инвестиционных
программ.
Предполагаемые действия Эмитента для уменьшения указанных рисков:
•
оптимизация
затрат
на ремонтно-эксплуатационные
нужды и
капитальное
строительство;
•
активное использование конкурентной среды в сфере закупок материалов, работ и услуг.
Эмитент осуществляет финансирование строительства магистральных нефтепроводов на
территории России, в связи с чем несет соответствующие риски, включая риски, связанные с
привлечением сторонних организаций в качестве подрядчиков. ОАО «АК «Транснефть»
предпринимает все необходимые меры по снижению данных рисков, включая отбор подрядчиков в
рамках проведения конкурсов и применения инструмента банковских гарантий для обеспечения
обязательств по заключенным договорам, выплаченным авансам и обслуживанию в гарантийный
период.
Указанные риски не оказывают существенного влияния на деятельность Эмитента.
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги эмитента (отдельно
на внутреннем и внешнем рынках), их влияние на деятельность эмитента и исполнение
обязательств по ценным бумагам.
Основным доходом Эмитента является поступление средств от платы за услуги по
транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов на территории Российской
Федерации.
Начиная с 1992 года, ОАО «АК «Транснефть» оказывает услуги грузоотправителям на основе
тарифов на транспортировку нефти, и, соответственно, уже более 17 лет осуществляется
тарифное регулирование со стороны государства.
Формирование тарифов в настоящее время осуществляется в соответствии с утвержденными
Постановлением Российской Федерации от 29.12.2007 № 980 «Правилами государственного
регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий
по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам», а также
утвержденным ФСТ России «Положением об определении тарифов на услуги по
транспортировке нефти по магистральным трубопроводам» (приказ ФСТ России от 17.08.2005
№ 380-э/2, зарегистрирован Минюстом России 25.08.2005 №6942).
В четвертом квартале 2009 года ОАО «АК «Транснефть» осуществляло основную деятельность,
взимая плату за оказанные услуги по тарифам на транспортировку нефти, утвержденным
нижеперечисленными приказами органа государственного регулирования естественных
монополий - Федеральной службы по тарифам (ФСТ России):
Приказ от 30.10.2007 № 313-э/1 «Об установлении ставки долгосрочного тарифа на
транспортировку нефти по маршруту «ЛПДС Староликеево – Рязанский НПЗ» системы
магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для ОАО «ТНК –ВР Холдинг»;
Приказ от 13.12.2007 № 461-э/1 «Об установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти
в системе магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»;
Приказ от 30.04.2008 № 124-э/5 «О внесении изменений в приказ ФСТ России от 13.12.2007 № 461-
Э/1 «Об установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти в системе магистральных
трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»;
Приказ от 05.08.2008 № 129-э/3 «Об установлении тарифа на услуги по наливу нефти на ЛПДС
«Кротовка» системы магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» для ОАО «ТНК –
ВП Холдинг»;
Приказ от 05.08.2008 № 130-э/4 «Об установлении тарифа на услуги по транспортировке нефти
по маршруту «Талакан –Тайшет – Мегет/Ангарская НХК» системы магистральных
трубопроводов ОАО «АК «Транснефть»;
Приказ от 05.08.2008 № 131-э/5 «Об установлении тарифа на услуги по транспортировке нефти