ПАО «Транснефть». Годовой отчёт за 2018 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовой отчёт за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовой отчёт за 2018 год - часть 1

 

 

ПОРТРЕТ

КОМПАНИИ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБРАЩЕНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  

ОТЧЕТ

КОРПОРАТИВНОЕ  

УПРАВЛЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Группа «Транснефть»
Ключевые итоги 2018 года
Операционная эффективность
Бизнес-модель
Компания в лицах: Сергей Камнев

Положение в отрасли
Стратегия
Компания в лицах: Павел Кормилец
Долгосрочная программа развития
Система ключевых показателей 

эффективности (КПЭ)
Повышение операционной эффективности
Основные инвестиционные проекты
Компания в лицах: Оксана Белякова

4
6
8
10
12

22
25
28
30
31 

33
35
42

УСТОЙЧИВОЕ  

РАЗВИТИЕ

Принципы устойчивого развития
Охрана окружающей среды
Компания в лицах: Луиза Исмаилова
Использование энергетических ресурсов 

и энергосбережение
Кадровая политика
Социальная политика
Промышленная безопасность и охрана труда
Компания в лицах: Розалия Исаева
Развитие регионов присутствия
Ответственная закупочная деятельность
Компания в лицах: Сергей Вальченко

78
81
88
90 

93
94
96
98
100
102
104

РЕЗУЛЬТАТЫ  

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Транспортировка нефти
Транспортировка нефтепродуктов
Консолидация контрольного пакета 

ПАО «НМТП»
Международное сотрудничество
Инновационное развитие
Важнейшие инновационные проекты 

2018 года
Продвижение инноваций на внешних рынках
Компания в лицах: Александр Осинькин

47
48
50 

52
53
54
 

55
56

ФИНАНСОВЫЙ  

ОБЗОР

Основные показатели ПАО «Транснефть» 

по МСФО
Основные финансово-экономические 

показатели ПАО «Транснефть» по РСБУ
Компания в лицах: Юлия Мироненко

60 

69
 

74

Обращение Председателя Совета директоров  

ПАО «Транснефть»
Обращение Президента ПАО «Транснефть»

16 

18

Обращение Председателя Совета директоров
Система корпоративного управления
Компания в лицах: Аида Суханова
Общее собрание акционеров
Совет директоров
Исполнительные органы управления
Компания в лицах: Михаил Матвеев
Управление рисками
Система внутреннего контроля и аудита
Акционерный капитал и ценные бумаги
Компания в лицах: Денис Лапицкий

1. Крупные сделки
2. Сделки, в совершении которых имеется 

заинтересованность
3. Участие ПАО «Транснефть» в коммерческих 

и некоммерческих организациях
4. Дивиденды, полученные ПАО «Транснефть» 

в 2018 году
5. Сделки с долями, акциями, паями 

хозяйственных товариществ и обществ
6. Инвестиционные вложения 

ПАО «Транснефть», предполагаемый уровень 

дохода по которым составляет более 10 % в год
7. Неоконченные судебные разбирательства
8. Сведения о фактических результатах 

исполнения поручений Президента 

и Правительства Российской Федерации
9. Реализация непрофильных активов 

ПАО «Транснефть» и организаций системы 

«Транснефть»
10. Источники финансирования капитальных 

вложений ПАО «Транснефть»
11. Отчет о соблюдении принципов 

и рекомендаций Кодекса корпоративного 

управления
12. История и планы ПАО «Транснефть»
13. Ключевые события 2018 года
14. Структура Группы «Транснефть»
15. Глоссарий

109
110
114
116
117
127
134
136
142
147
152

154 

154
 

154
 

158
 

159
 

159
 

 

159
159
 

 

169
 

 

170
 

171
 

 

198
200
201
202

Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2018 год 

предварительно утвержден Советом директоров 

ПАО «Транснефть» 28.05.2019 (протокол от 31.05.2019 

№ 8), утвержден распоряжением Росимущества 

от 30.06.2019 № 406-р

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Производственные 
предприятия 
Группы «Транснефть»

Порты Группы «Транснефть»

Нефтепроводы
Нефтепродуктопроводы

Унеча

Брянск

Орел

Москва

Приморск

Усть-Луга

Уса

Ухта

Ярославль

Кириши

Санкт-Петербург

Туапсе

Тихорецк

Махачкала

Волгоград

Саратов

Рязань

Казань

Никольское

Клин

Тайшет

Ангарск

Иркутск

Анжеро-

Судженск

Куюмба

Парабель

Талакан

Алдан

Сковородино

Хабаровск

Козьмино

Заполярье

Пурпе

Сургут

Холмогоры

Конда

Красноленинская

Самотлор

Омск

Сокур

Уфа

Салават

Орск

Пермь

Лазарево

Челябинск

Юргамыш

Петропавловск

Тобольск

Комсомольск-на-Амуре

Лиски

Суходольная

Игольско-Таловое

Альметьевск

Новороссийск

Тюмень

Нижний Новгород

Самара

Родионовская

Камбарка

Чернушки

 

Группа  

«Транснефть» — это:

Основной акционер 

ПАО «Транснефть» —  

Российская 

Федерация. 

Компания включена 

в перечень 

стратегических 

акционерных 

обществ.

Производственные 
предприятия 
Группы «Транснефть»

Порты Группы «Транснефть»

Нефтепроводы
Нефтепродуктопроводы

Унеча

Брянск

Орел

Москва

Приморск

Усть-Луга

Уса

Ухта

Ярославль

Кириши

Санкт-Петербург

Туапсе

Тихорецк

Махачкала

Волгоград

Саратов

Рязань

Казань

Никольское

Клин

Тайшет

Ангарск

Иркутск

Анжеро-

Судженск

Куюмба

Парабель

Талакан

Алдан

Сковородино

Хабаровск

Козьмино

Заполярье

Пурпе

Сургут

Холмогоры

Конда

Красноленинская

Самотлор

Омск

Сокур

Уфа

Салават

Орск

Пермь

Лазарево

Челябинск

Юргамыш

Петропавловск

Тобольск

Комсомольск-на-Амуре

Лиски

Суходольная

Игольско-Таловое

Альметьевск

Новороссийск

Тюмень

Нижний Новгород

Самара

Родионовская

Камбарка

Чернушки

 

ДОБЫВАЕМОЙ  

В РОССИИ НЕФТИ

МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

СВЫШЕ

ПРОИЗВЕДЕННЫХ В РОССИИ 

НЕФТЕПРОДУКТОВ

КУБОМЕТРОВ РЕЗЕРВУАРНЫХ  

ЕМКОСТЕЙ

ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

ТРАНСПОРТИРОВКА

БОЛЕЕ

БОЛЕЕ

Перечень существенных организаций системы 

«Транснефть» утверждается Президентом Компании 

на основании установленных Советом директоров 

критериев. Полный список организаций системы 

«Транснефть» представлен в Приложениях 3 и 14.

с. 201

ТРАНСПОРТИРОВКА

с. 8

Подробнее читайте в разделе  

«Операционная эффективность»

с. 151

Подробнее читайте в разделе  

«Взаимодействие с акционерами и инвесторами»

Годовой отчет 2018

4

5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключевые итоги 

2018 года

2016

2017

2018

483,4

477,5

479,8

33,1

33,1

39,2

Сдача нефти грузополучателям

Сдача нефтепродуктов
грузополучателям

ТРАНСПОРТИРОВКА  

НЕФТИ  

И НЕФТЕПРОДУКТОВ  

(МЛН Т)

В 2018 году объем транспортировки нефти в целом 

остался на уровне предыдущего года, незначительно 

увеличившись на 0,5 %. В то же время транспортировка 

нефтепродуктов выросла существенно — на 18,4 %. Это 

связано с началом работы проекта «Юг» для транспорти-

ровки дизельного топлива в направлении порта Новорос-

сийск, увеличением объемов транспортировки в направ-

лении порта Приморск, а также с увеличением поставок 

автомобильных бензинов и авиационного керосина 

в Московский регион.

ОСНОВНЫЕ  

АКТИВЫ  

(ТЫС. КМ)

В 2018 году суммарная протяженность магистральных 

нефтепроводов незначительно выросла. Протяженность 

магистральных нефтепродуктопроводов снизилась 

на 200 км в результате списания с баланса и демонтажа 

в АО «Транснефть — Урал», АО «Транснефть — Западная 

Сибирь» и АО «Транснефть — Прикамье» отключенных 

и неэксплуатируемых участков трубопроводов, а также 

в результате перевода магистрального нефтепродукто-

провода «Второво — Ярославль» под перекачку нефти.

ФИНАНСОВЫЕ  

ПОКАЗАТЕЛИ ПО МСФО 

(МЛРД РУБ.)

ИНВЕСТИЦИИ В ОХРАНУ 

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

(МЛРД РУБ.)

В 2018 году финансовые показатели Компании заметно 

выросли в результате увеличения выручки от транспорти-

ровки нефти и нефтепродуктов, а также в связи с при-

обретением в сентябре 2018 года контроля в Группе 

ПАО «НМТП». В связи с приобретением контроля была 

проведена переоценка до справедливой стоимости 

уже имевшейся у Группы косвенной доли в ПАО «НМТП» 

на дату приобретения контроля.

В 2018 году инвестиции Компании в охрану окружающей 

среды выросли на 24,9 %, до 3,35 млрд руб. Основная 

их часть была направлена на модернизацию существую-

щих и строительство новых сооружений очистки сточных 

вод на объектах организаций системы «Транснефть» (да-

лее ОСТ), а также воспроизводство водных биоресурсов.

0

2016

2017

2018

848,1

408,8

232,9

884,3

408,7

191,8

980,0

433,4

225,4

Выручка
EBITDA
Чистая прибыль

2018

2017

2016

3,4

3,4

2,7

Протяженность магистральных нефтепроводов

Протяженность магистральных 
нефтепродуктопроводов

2016

2017

2018

52,8

51,5

51,6

16,2

16,9

16,7

Годовой отчет 2018

6

7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Операционная 

эффективность

4

4

4

6

5

6

1,56

6

2017

2016

ConocoPhillips

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Т

ранснеф

ть»

Chevr

on

Genenis

USA

Enterprise

Crude

Exx

onMobil

BP

P

ortland

Sunoco L.

T.

Mar

athon

Platte

Tr

ansCanada

Ex

el

Conoco

Offshor

e

Enbridge

W

est

Texas

Mid-

V

alley

Shell

Magellan

14,28

19,52

5,32

3,96

2,56

4,34

2,13

3,57

2,77

2,50

3,04

2,73

1,55

1,55

2,23

0,61

0,72

0,64

0,62

0,67

0,44 0,44

0,33

0,38

0,32

0,88

1,44

1,21

1,04

1,01

0,81

0,26

0,32

0,23

0,27

0,29

0,26

Медиана 2017

«Транснефть» 2017

1,24

0,32

10,44

4

4

4

6

5

6

2017

2016

0,0

0,9

1,8

2,7

3,6

4,5

5,4

6,3

7,2

8,1

9,0

«Т

ранснеф

ть»

Chevr

on

Genenis USA

Enterprise TE

Exx

onMobil

BP

Sunoco L.

T.

Mar

athon

Plantatione

Explor

er

Mid-America

Colonial

Shell

Magellan

10,44

8,22

6,39

8,50

5,50

3,06

3,09

2,50

2,08

2,10

2,42

1,08

0,90

0,52

0,55

0,48

2,08

2,18

1,64

1,62

0,99

0,53

0,39

0,35

Медиана 2017

«Транснефть» 2017

1,53

0,99

Buck

eye

NuStar OP

0,94

0,94

0,89

1,34

1,44

0,82 0,99

4

4

4

6

5

6

2017

2016

«Т

ранснеф

ть»

Chevr

on

BP

Mar

athon

Enbridge EP

K

azT

ransOil

20,67

18,11

12,52

13,07

12,31

12,85

5,45

6,76

8,79

4,04

0,73

Медиана 2017

«Транснефть» 2017

7,78

17,30

4,27

6,93

6,48

17,50

17,30

1,50

7,63

Exx

onMobil

Tr

ansCanada

Buck

eye

ПАО «Транснефть» поддерживает стабильно низкий уровень 

удельных операционных расходов. В 2017 году величина 

удельных операционных расходов на транспортировку 

нефти (0,32 долл. США / 100 ткм) была ниже аналогичного 

показателя Enbridge — крупнейшей по грузообороту среди 

рассмотренных зарубежных компаний (0,38 долл. США / 

100 ткм) — и в 3,9 раза ниже медианного значения выборки 

(1,24 долл. США / 100 ткм). 

В 2017 году величина удельных операционных расходов 

на транспортировку нефтепродуктов ПАО «Транснефть» 

(0,99 долл. США / 100 ткм) была более чем в 1,5 раза ниже 

медианного значения выборки (1,53 долл. США / 100 ткм). 

Источник: KPMG

Источник: KPMG

Источник: KPMG

УДЕЛЬНЫЕ 

ОПЕРАЦИОННЫЕ 

РАСХОДЫ 

ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ 

НЕФТЕПРОДУКТОВ 

(ДОЛЛ. США / 100 ТКМ)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 

ТРУДА В НАТУРАЛЬНОМ 

ВЫРАЖЕНИИ 

(МЛН ТКМ / ЧЕЛ.)

«Транснефть» —  

одна из самых эффективных трубопроводных 

компаний мира

1

.

1

 По данным актуализированного сравнительного анализа показателей удельных операционных расходов ПАО «Транснефть» с зарубежными компаниями — 

лидерами в области транспортировки нефти и нефтепродуктов за 2016–2017 годы, проведенного международной консалтинговой компанией АО «КПМГ». 

При проведении исследования в качестве основных источников информации были использованы годовые отчеты компаний, отчетность, предоставляемая 

в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), отраслевая отчетность, предоставляемая в Федеральную комиссию по регулированию в сфере 

энергетики США (FERC), и другие публичные источники. Данные за 2018 год на момент проведения исследования опубликованы не были.

УДЕЛЬНЫЕ 

ОПЕРАЦИОННЫЕ 

РАСХОДЫ 

ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ 

НЕФТИ 

(ДОЛЛ. США / 100 ТКМ)

Годовой отчет 2018

8

9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФИНАНСОВЫЙ 
КАПИТАЛ

Бизнес-модель

СОЗДАНИЕ СТОИМОСТИ

1

ИЗМЕНЕНИЕ РЕСУРСОВ

3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ 
КАПИТАЛ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ 
КАПИТАЛ 

Объем транспортировки нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов

 (млн т)

Собственный капитал

 

(млрд руб.)

Протяженность магистральных 

трубопроводов

 (тыс. км)

Нематериальные 

активы

 (млрд руб.)

Заемный капитал

 

(млрд руб.)

Количество насосных 

станций

 (шт.)

Объем резервуарных 

емкостей

 (млн куб. м)

Грузооборот нефтепродуктов

 (млрд ткм)

Выручка от оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов

 (млрд руб.)

Среднесписочная численность работников

 (тыс. чел.)

Объем транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов

 (млн т)

Выручка от оказания услуг по транспортировке нефти

 (млрд руб.)

Грузооборот нефти

 (млрд ткм)

651,9

631,5

479,8

2

477,5

115,1

114,3

72,2

66,0

52,7

49,1

39,2

33,1

1 217,4

1 211,2

2018

2017

+213,9

-0,1

+151,3

-15,9

+3

+0,1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 

СТОИМОСТИ

4

 

(МЛН РУБ.)

СОЦИАЛЬНО-РЕПУТАЦИОННЫЙ 
КАПИТАЛ

Количество благотворительных 

программ

 (шт.)

Потребление топлива для собственных нужд

 

(т у. т.)

Удельная аварийность на магистральных 

трубопроводах

 (аварии / 1 000 км в год)

Забор и получение воды

(тыс. куб. м)

Потребление электроэнергии

 

(тыс кВт·ч)

Объем финансирования инновационных проектов, включая НИОКР

Закупки товаров и услуг

Итого налоги уплаченные

Выплата дивидендов

Процентные платежи (плата за пользование долгом)

Затраты на благотворительность

Инвестиции в охрану окружающей среды

Текущие затраты на охрану природы

307 492,8

193 157,0

54 937,0

52 001,0

9 905,5

9 305,7

3 354,0

1 949,6

413 446,0

181 974,0

58 214,0

46 220,0

4 943,5

9 056,2

2 686,1

1 607,8

2018

2017

-40 446

0,059

+487,4

+244 671

> 1 000 

4

 По Группе «Транснефть», без учета ПАО «НМТП» и его дочерних компаний.

По Группе «Транснефть», без учета ПАО «НМТП» и его дочерних компаний. 

2

 За исключением топлива для сторонних получателей в сумме 0,2 млн т.

3

 По Группе «Транснефть», без учета ПАО «НМТП» и его дочерних компаний, кроме «Собственный капитал», «Заемный капитал» и «Нематериальные активы».

Годовой отчет 2018

10

11

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Релейщики — элита энергетики. Если 

оборудование настроено неправильно, 

будут ложные отключения, может встать 

вся станция. Релейщики должны отлич-

но разбираться в электротехнике и про-

граммировании, потому что большая 

часть оборудования уже переведена 

на микропроцессорные технологии. 

В свободное время я занимаюсь спортом, 

особенно люблю лыжи. А еще я заядлый 

фотограф. В детстве мне подарили первый 

фотоаппарат — «Чайка-3М», тогда я и начал 

изучать флору и фауну через объектив. 

Дело жизни

В профессии я уже 38 лет, но в трудовой книжке — всего три места работы. Высшее обра-

зование получил только в 50 лет, а основные знания приобрел на первом месте работы. 

Там за неделю узнавал больше, чем в учебном центре, куда отправился сдавать на третий 

разряд. А когда пришла пора повысить разряд до шестого, читал лекции по релейной 

защите вместо преподавателя. 

Сергей Камнев

начальник участка ремонта и наладки энергетического оборудова-
ния, заслуженный работник АО «Транснефть — Урал» (ЛПДС «Нурлино», 
Черкасское нефтепроводное управление)

Почетный энергетик,

Я заядлый 

фотограф  

Годовой отчет 2018

12

13

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОБРАЩЕНИЯ

Обращение Председателя Совета директоров ПАО «Транснефть»
Обращение Президента ПАО «Транснефть»

16
18

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

родного сотрудничества, внесла 

серьезный вклад в научно-техни-

ческое развитие трубопроводного 

транспорта.

Задачей на ближайшие годы явля-

ется освоение имеющихся мощ-

ностей, повышение технической 

вооруженности и производствен-

ных показателей трубопроводной 

инфраструктуры. 

Уверен, что эффективное руко-

водство и профессиональный 

коллектив Компании обеспечат 

ее активное участие в реализации 

долгосрочных стратегических инте-

ресов Российской Федерации. 

тиями трубопроводного транспор-

та в рамках сотрудничества по 

линии Международной ассоциации 

транспортировщиков нефти. 

Продолжаются совершенствование 

механизмов корпоративного управ-

ления системы «Транснефть», ра-

бота по повышению прозрачности 

и информационно-аналитическому 

освещению деятельности Компа-

нии. Транснефть заняла итоговое 

3-е место в рейтинге компаний

с государственным участием по

внедрению приоритетных реко-

мендаций Кодекса корпоративного

управления.

Повышение инвестиционной 

привлекательности позволило 

расширить круг международных 

инвесторов – владельцев привиле-

гированных акций.

В целом в 2017 году Транснефть 

успешно выполнила поставленные 

перед ней задачи. Компания доби-

лась хороших результатов в осво-

ении перспективных зарубежных 

рынков отраслевых услуг и тех-

нологий, эффективно участвовала 

в реализации значимых проектов 

и инициатив в сфере междуна-

Александр Валентинович Новак

Председатель Совета директоров 

ПАО «Транснефть»

15

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

«Транснефть» играет стратегическую роль 

в функционировании и развитии российского топливно-

энергетического комплекса, более 25 лет обеспечивая 

эффективную транспортировку нефти и нефтепродуктов 

как на внутреннем рынке, так и на экспортных 

направлениях. 

Операционные результаты «Транснефти» за 2018 год 

продемонстрировали позитивную динамику. Объем 

транспортировки нефти увеличился на 0,5 %, до 479,8 млн т, 

в том числе на российские НПЗ — на 2,3 %, до 249,4 млн т. 

В 2018 году «Транснефть» завершила реализацию 

нескольких крупных проектов, направленных на увеличение 

объема транспортировки, в частности на НПЗ «ТАНЕКО» 

в Республике Татарстан, в направлении порта Приморск 

(проект «Север») и в Московский регион. В результате 

новых вводов поставки нефти и нефтепродуктов возросли 

на 39,2 млн т, что на 18,4 % превысило показатель 

2017 года. 

Продолжилась работа по расширению до 80 млн т в год 

нефтепровода ВСТО на участке «Тайшет — Сковородино» 

и до 50 млн т — на участке «Сковородино — Козьмино». 

Завершение проектов намечено на 2019 год. Многое 

сделано для реализации программ технического 

перевооружения и реконструкции производственных 

объектов.

Знаковым событием отчетного года стала консолидация 

контрольного пакета акций ПАО «НМТП», в состав которого 

входят два крупнейших порта России: Новороссийский 

и Приморский. Компания получила возможность 

полностью — до загрузки на борт судна — контролировать 

поставки на этих важных направлениях и решать вопросы 

повышения эффективности экспортных операций.

Финансовые результаты «Транснефти» по итогам 2018 года 

по МСФО значительно улучшились по сравнению 

с 2017 годом. Показатель EBITDA Группы вырос на 6,1 %, 

прибыль увеличилась на 17,5 % и достигла отметки 

225,4 млрд руб.

В качестве приоритетной Совет директоров ставит 

перед менеджментом Компании задачу безусловного 

сохранения качества транспортируемой нефти в пределах 

отраслевых стандартов и нормативов, установленных 

договорными отношениями с потребителями, в том 

числе за счет усиления контроля принимаемой в систему 

нефти и обеспечения постоянного мониторинга качества 

в ключевых точках нефтепроводной системы.

Совет директоров поддерживает усилия менеджмента, 

направленные на дальнейшее повышение эффективности 

работы Компании и реализацию программ 

энергосбережения и импортозамещения. 

ПАО «Транснефть» продолжает работу 

по совершенствованию корпоративного управления. 

На сегодняшний день соблюдается большинство норм 

Кодекса корпоративного управления, анализируются 

дальнейшие возможности с учетом отраслевой специфики 

и сложившейся структуры акционеров.

Решая ключевые стратегические задачи, «Транснефть» 

должна оставаться эффективным активом 

как для государства, так и для иных акционеров. Компания 

будет продолжать расширять диалог с акционерами 

и инвесторами, а Совет директоров готов на своем уровне 

обсуждать конструктивные инициативы. 

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ НОВАК

Председатель Совета директоров ПАО «Транснефть»,  

министр энергетики Российской Федерации

Обращение Председателя 

Совета директоров  

ПАО «Транснефть»

Уважаемые акционеры!

Годовой отчет 2018

16

17

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По итогам 2018 года ПАО «Транснефть» показала 
позитивную динамику ключевых операционных 
и финансовых результатов. 

В 2018 году грузооборот по транспортировке нефти составил 

1 217 млрд ткм, увеличившись на 0,5 % по сравнению 

с уровнем 2017 года. Серьезно увеличился грузооборот 

по транспортировке нефтепродуктов, прибавив 12,7 % 

к уровню 2017 года и достигнув 52,7 млрд ткм. 

Выручка Группы составила 980 млрд руб., увеличившись 

на 95,6 млрд руб., или на 10,8 %. Показатель EBITDA 

увеличился на 6,1 %. Чистая прибыль за 2018 год вы-

росла на 33,6 млрд руб., или на 17,5 %, и составила 

225,4 млрд руб. 

Объем капитальных вложений Компании составил 

269 млрд руб. При этом свободный денежный поток достиг 

79,2 млрд руб. 

В 2018 году был достигнут значительный прогресс в во-

просе обеспечения финансовой безопасности Ком-

пании: досрочно погашен кредит Китайского банка 

развития, также состоялось плановое погашение займа 

на 1,05 млрд долл. США в еврооблигациях. Таким образом, 

Компания полностью рассчиталась по валютному долгу 

и значительно сократила валютные риски.

В Челябинске состоялся запуск завода АО «Русские элек-

трические двигатели» — второго по важности производства, 

созданного совместно с итальянскими партнерами в рамках 

выполнения программы импортозамещения и локализации 

ключевых производств на территории России. Находится 

на завершающей стадии строительство комплекса по произ-

водству противотурбулентных присадок в Алабуге (Республи-

ка Татарстан).

Опора на собственные производственные мощности, 

а также на сотрудничество с российскими предприятиями 

по важнейшим позициям оборудования и систем для трубо-

проводного транспорта приводит к серьезному снижению 

стоимости закупок и обеспечению гарантий доступности кри-

тически важного оборудования и материалов.

Программа импортозамещения, последовательно реализуе-

мая ПАО «Транснефть», предусматривает доведение объема 

закупок у российских поставщиков до 97 % к 2020 году. 

Обращение Президента 

ПАО «Транснефть»

Уважаемые акционеры! 

Мы продолжаем работу  
по следующим направлениям. 

Модернизации трубопроводной системы

Продолжается активная реализация программ техническо-

го перевооружения и реконструкции производственных 

объектов. На основании результатов диагностики обес-

печена замена 1 023 км линейной части. Осуществлены 

строительство и реконструкция 62 резервуаров, полностью 

проведены предусмотренные графиком масштабные работы 

по замене механо-технологического оборудования, по энер-

гетическому оборудованию, системам количественного 

учета и контроля качества нефти, а также автоматизации.

Повышение энергоэффективности

Одним из ключевых направлений работы руководства 

«Транснефти» является увеличение энергетической эффек-

тивности работы Компании. В рамках Стратегии развития 

Компании разработана детальная программа энергосбере-

жения и повышения экономической эффективности сроком 

до 2023 года. Уже сегодня удельное энергопотребление 

«Транснефти» является лучшим в мире. В результате реали-

зации программы к 2023 году Компания стремится достичь 

экономии удельного потребления топливно-энергетических 

ресурсов в размере более 4 % по сравнению с 2017 годом. 

Обеспечение экологической  

и промышленной безопасности

«Транснефть» занимает лидирующие позиции в мире среди 

крупных компаний по транспортировке нефти и нефтепродук-

тов в сфере экологической безопасности. Мы в полной мере 

осознаем уровень возложенной на нас ответственности и уде-

ляем самое пристальное внимание данным вопросам. 

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ

Эффективное развитие Компании, модернизация 

инфраструктуры и реализация ключевых проектов 

невозможны без высококачественной работы, 

без объединения усилий более чем 115-тысячного 

коллектива «Транснефти». Высокий профессиона-

лизм, ответственное отношение к делу, четкая работа 

и координация усилий позволили в очень сжатые 

сроки обеспечить расширение трубопроводной сети 

в совершенно новых для российской нефтегазовой 

промышленности регионах в условиях сурового кли-

мата, нехватки или полного отсутствия инфраструкту-

ры и затрудненного доступа к строящимся объектам. 

Задача Компании — четко и эффективно организо-

вать работу коллектива для своевременного и каче-

ственного достижения поставленных целей и обеспе-

чить условия для эффективного и безопасного труда.

В этом году в рамках Годового отчета мы хотим 

подробнее рассказать вам об этом, познакомить 

со специалистами Компании из подразделений раз-

личных видов деятельности и показать вклад конкрет-

ных людей в работу Компании. 

Грандиозный этап создания нефтетранспортной инфра-

структуры России к сегодняшнему дню в целом завершил-

ся. Наша работа, наши усилия приобрели новый вектор. 

На передний план вышли задачи развития и модернизации 

существующих мощностей, повышение устойчивости систе-

мы к технологическим рискам, оптимизации и дальнейшего 

повышения эффективности нашей работы.

Наряду с реализацией ключевых производственных задач, 

работа по оптимизации затрат и повышению эффективности, 

совершенствование корпоративного управления обеспе-

чивают эффективное развитие Компании и создают основу 

для обеспечения доходов акционеров в ближайшие годы. 

ПАО «Транснефть» будет продолжать развитие диалога 

с акционерами и инвесторами и уделять данному вопросу 

пристальное внимание. В марте 2019 года в «Транснефти» 

создана служба по работе с инвесторами, главные задачи ко-

торой — развитие диалога с инвестиционным сообществом, 

координация и реализация работы по увеличению инвести-

ционной привлекательности и повышению капитализации 

ПАО «Транснефть». 

Ключевые приоритеты «Транснефти» — обеспечение надеж-

ной, безопасной и бесперебойной работы трубопроводной 

системы, а также достижение высокой эффективности рабо-

ты Компании. 

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ТОКАРЕВ 

Президент ПАО «Транснефть»

Годовой отчет 2018

18

19

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Стратегия ПАО «Транснефть» направлена на развитие 
и модернизацию системы магистрального 
трубопроводного транспорта для полного обеспечения 
потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов 
на внутренний рынок и на экспорт. В основе развития — 
применение передовых технологий, обеспечивающих 
высокий уровень надежности, промышленной 
и экологической безопасности, а также оптимальный 
уровень затрат как для Компании, так и для потребителей 
ее услуг.

Положение 

в отрасли 

ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ ПАО «ТРАНСНЕФТЬ» В ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ

ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГНОЗ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА

2

ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

По итогам 2018 года добыча нефти в Российской Федера-

ции составила 555,8 млн т. На экспорт было поставлено 

257,5 млн т, на переработку — 291,4 млн т

1

.

Доля системы ПАО «Транснефть» в транспортировке россий-

ской нефти составила 83,1 % от общего объема добычи.

Железнодорожный транспорт
Основной конкурент при транспортировке нефтепродуктов 

по трубопроводам на экспорт и на региональные рынки 

России — железнодорожный транспорт. На его долю приходит-

ся около 53 % перевозок светлых нефтепродуктов. При этом 

важную роль играют такие преимущества железнодорожного 

транспорта, как большая разветвленность сети железных 

дорог по сравнению с системой МНПП, а также практически 

неограниченная номенклатура транспортируемых нефтепро-

дуктов с учетом специфики переработки на НПЗ. Все это обес-

печило железнодорожному транспорту значительную долю 

перевозок светлых нефтепродуктов (особенно автомобильных 

бензинов) на внутреннем рынке Российской Федерации. 

Водный транспорт
Другой конкурент в перевозках нефтепродуктов на дальние 

расстояния — водный транспорт. Но он создает конкуренцию 

нефтепродуктопроводам лишь в течение ограниченного 

срока навигации (пять-шесть месяцев). 

Макроэкономические показатели  
Российской Федерации
С учетом умеренно жесткой денежно-кредитной политики 

Банка России, направленной на стабилизацию инфляции 

и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция 

на конец 2019 года прогнозируется на уровне 4,3 %, на ко-

нец 2020 года — на уровне 3,8 %. В дальнейшем инфляция 

будет сохраняться на уровне целевого ориентира 4 %.

По итогам 2019 года прирост ВВП прогнозируется на уровне 

1,3 %. С учетом реализации национальных проектов и плана 

по повышению инвестиционной активности в 2020 году 

ожидается постепенное ускорение темпов экономического 

развития до 2 %, а начиная с 2021 года — более 3 % в год.

Мировой рынок сырьевых товаров
К 2024 году прогнозируется снижение темпов роста мирово-

го ВВП до 3,2 %. Это повлияет на динамику спроса на сырь-

евые товары. В частности, снижение темпов роста китай-

ской экономики в среднесрочной перспективе негативно 

скажется на конъюнктуре рынков базовых металлов и угля, 

где Китай является крупнейшим потребителем. 

Автомобильный транспорт
На коротких расстояниях, главным образом во внутрирегио-

нальном сообщении, конкуренцию создает автомобильный 

транспорт. Его преимущество — возможность перевозок 

«от двери до двери», в частности от НПЗ и нефтебаз до ло-

кальных потребителей. 

По сравнению с перечисленными видами трубопроводный 

транспорт имеет ряд конкурентных преимуществ:

 

короткие сроки поставки нефтепродуктов;

 

возможность хранения нефтепродуктов и создание 

резервов;

 

высокий уровень защиты от неблагоприятных 

метеоусловий.

На рынке нефти ключевую роль в формировании цен 

в ближайшие годы будет играть динамика предложения. 

Производство сланцевой нефти в США по-прежнему растет, 

при этом в 2019 году будут устранены инфраструктурные 

ограничения на ее транспортировку. Предложение на ми-

ровом рынке нефти вырастет также за счет роста добычи 

в Саудовской Аравии, России и других стран ОПЕК+ в резуль-

тате изменения параметров соглашения в июне 2018 года. 

В этих условиях ожидается постепенное снижение цен 

на нефть марки Urals с 69,6 долл. США за баррель 

в 2018 году до 63,4 долл. США за баррель в 2019 году 

и 53,5 долл. США за баррель к 2024 году. В то же время 

в краткосрочной перспективе возможен рост цен на нефть 

под влиянием снижения поставок из некоторых крупных 

нефтедобывающих стран, в частности Ирана и Венесуэлы.

Добыча нефти в Российской Федерации
В прогнозе развития нефтяной отрасли заложен устой-

чивый уровень добычи нефти до 2024 года. Ожидается, 

что к 2024 году она вырастет на 0,2 %, до 557 млн т. 

Основными регионами добычи останутся Западная Сибирь 

По итогам 2018 года совокупно на всех НПЗ Российской 

Федерации произведено 131 млн т светлых нефтепродуктов 

(дизельное топливо, автомобильный бензин, авиационный 

керосин), том числе 102 млн т на НПЗ, подключенных к си-

стеме магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП). Из 

них в систему МНПП сдано 39,1 млн т.

В связи с реализацией инвестиционных проектов «Юг» 

и «Север» доля Компании на рынке транспортировки нефте-

продуктов в 2018 году выросла на 4 % и достигла 30 %. При 

этом доля ПАО «Транснефть» при транспортировке светлых 

нефтепродуктов для потребителей внутреннего рынка соста-

вила менее 13 %.

1  

Объемы добычи приводятся по данным Министерства энергетики Российской Федерации.

2  

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года Министерства экономического развития 

Российской Федерации.

Доля Компании в транспортировке  

российской нефти

1

Доля Компании в общем транспорте нефтепродуктов, 

произведенных в Российской Федерации (млн т)

2018

2017

2016

555,8

547,3

546,7

84,9

84,0

83,1

Объем добычи 
нефти с учетом 
газового 
конденсата (млн т)

Доля 
ПАО «Транснефть» 
в транспортировке 
нефти (%)

0

2016

2017

2018

126,0

11

13

89,0

32,7

127,0

88,0

32,8

131,0

102,0

39,1

в том числе на НПЗ, подключенных к системе МНПП

Производство светлых нефтепродуктов в Российской Федерации, всего

Доля МНПП в транспорте нефтепродуктов, 
произведенных на НПЗ Российской Федерации

26,0

26,1

29,9

из них сдано нефтепродуктов в систему МНПП

Работники Бугурусланского РНУ АО «Транснефть- Приволга»

Годовой отчет 2018

22

23

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

и Урало-Поволжье, где стабилизация объемов будет достигнута 

за счет нового бурения и геолого-технических мероприя-

тий на действующих месторождениях. В Восточной Сибири 

продолжится освоение уже введенных в разработку Верхне-

чонского и Талаканского месторождений. Увеличение добычи 

нефти в этом регионе позволит нивелировать эффект стабили-

зации и снижения добычи в Западной Сибири. Но достижение 

указанных уровней добычи нефти будет зависеть от макро-

экономических условий, снятия внешних технологических 

и финансовых санкций с российских нефтегазовых компаний, 

эффективности процесса импортозамещения и развития 

отечественного производства в смежных отраслях.

Благодаря постепенной модернизации НПЗ и увеличе-

нию глубины переработки поставки нефти на внутренний 

рынок будут расти, а экспорт к 2024 году снизится на 1,4 %, 

до 253,9 млн т. В то же время прогнозируется рост экспорта 

нефти в страны дальнего зарубежья до 235,5 млн т, в основ-

ном за счет роста поставок в страны Азиатско-Тихоокеанско-

го региона. Экспорт в страны СНГ сохранится на текущем 

уровне на протяжении всего прогнозного периода.

В рассматриваемом временном периоде не предполагается 

ввод в разработку новых месторождений на континенталь-

ном шельфе Российской Федерации. Изменение показате-

лей добычи на шельфе будет происходить в рамках нара-

щивания добычи и выхода на проектный уровень добычи 

на действующих месторождениях. 

Стратегия ПАО «Транснефть» утверждена решением Совета 

директоров ПАО «Транснефть» от 19.11.2014 (протокол № 23). 

Цель Стратегии — развитие и модернизация системы 

магистрального трубопроводного транспорта Российской 

Федерации для полного обеспечения потребностей в транс-

портировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке 

и экспортных направлениях на основе:

 

применения оборудования, изготовленного на территории 

Российской Федерации;

В рамках прогнозного периода планируется сохранение 

тарифной политики, ограничивающей рост регулируемых 

тарифов и цен компаний инфраструктурного сектора уров-

нем прогнозной инфляции. Для законодательного закрепле-

ния реализуемых подходов и методов регулирования будут 

внесены системные изменения в основы государственного 

Анализ основных тенденций отраслевого прогноза позво-

ляет сделать следующие выводы относительно позиции 

ПАО «Транснефть» в сфере транспортировки нефти и нефте-

продуктов в среднесрочной перспективе:

регулирования цен и тарифов, предусматривающие сохране-

ние и усиление в качестве базовых принципов государствен-

ного регулирования тарифов принципа соблюдения баланса 

экономических интересов инфраструктурных компаний 

и потребителей наряду с принципом экономической обосно-

ванности тарифов.

 

сохранение объемов транспортировки нефти по системе 

магистральных нефтепроводов на уровне не ниже показа-

телей 2018 года; 

 

увеличение доли на рынке транспортировки светлых 

нефтепродуктов;

 

сохранение выручки ПАО «Транснефть» от транспортиров-

ки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных 

трубопроводов на уровне не ниже значений 2018 года.

Реализация нефтяными компаниями мероприятий, на-

правленных на внедрение широкого спектра технологий 

для увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН), 

позволит минимизировать риск снижения добычи нефти. По-

вышение КИН на 1 % в целом по России позволит добывать 

на 20 млн т нефти в год больше.

Производство нефтепродуктов  
в Российской Федерации
Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Феде-

рации в 2018 году выросла до 82,7 %, однако продолжает от-

ставать от мирового уровня (89–99 %). По итогам 2018 года 

объем производства автомобильного бензина составил 

39,42 млн т, дизельного топлива — 78,23 млн т, мазута топоч-

ного — 47,98 млн т. 

К концу 2024 года прогнозируются:

 

стабилизация производства автомобильного бензина 

на уровне 49,3 млн т;

 

рост производства дизельного топлива до 90,6 млн т;

 

стабилизация выработки авиационного керосина на уров-

не 17 млн т;

 

снижение объемов производства топочного мазута 

до 33 млн т.

 

применения современных передовых отраслевых техно-

логий, обеспечивающих высокий уровень надежности, 

промышленной и экологической безопасности;

 

обеспечения доходов от транспортировки нефти 

и нефтепродук тов в объеме, необходимом и достаточном 

для реализации программы развития, технического пе-

ревооружения и реконструкции объектов магистральных 

трубопроводов.

ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ КОМПАНИЙ ИНФРАСТРУКТУРНОГО СЕКТОРА

1

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

1  

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года Министерства экономического развития 

Российской Федерации.

Стратегия 

РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

системы магистрального трубопроводного транспорта

ДЛЯ ПОЛНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ТРАНСПОРТИРОВКЕ

 нефти и нефтепродуктов в России и на экспорт

2017

2019

2018

ПРОЕКТ «ЮГ»
(1-й этап)

Расширение ТС ВСТО
на участке ГНПС «Тайшет» — НПС 
«Сковородино» до 80 млн т в год

ПРОЕКТ «СЕВЕР» 
(2-й этап)

ПРОЕКТ «ЮГ»
(2-й этап,
основные объекты)

Расширение ТС ВСТО
на участке НПС «Сковородино» — 
СМНП «Козьмино» до 50 млн т в год

Расширение пропускной 
способности нефтепровода 
«Сковородино — Мохэ» до 30 млн т 
нефти в год

Нефтепровод-отвод  
«ТС ВСТО — Комсомольский НПЗ»

Увеличение транспортировки 
нефтепродуктов в Московский 
регион

ИННОВАЦИИ

Применение современных передовых 
отраслевых технологий.
Использование оборудования,  
изготовленного на территории России.

НАДЕЖНОСТЬ

Снижение аварийности на магистральных 
трубопроводах.
Сохранение показателя содержания серы  
в нефти.
Развитие социальных гарантий для работников.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Сокращение затрат при строительстве  

и эксплуатации трубопроводов.

Эффективное использование  

энергетических ресурсов.

Повышение производительности труда.

ЭКОЛОГИЯ

Снижение удельных выбросов.

Обеспечение экологической безопасности.

Исключение сброса недостаточно очищенных 

сточных вод.

СТРАТЕГИЯ

Долгосрочная программа развития.

Годовой отчет 2018

24

25

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Развитие, техническое перевооружение и реконструкция 

системы магистральных нефтепроводов и нефтепродукто-

проводов

 

Природоохранная деятельность

 

Промышленная безопасность

 

Инновационное развитие

 

Импортозамещение

1. 

Развитие системы магистральных нефтепроводов 
и нефтепродуктопроводов

2. 

Природоохранная деятельность
Достигнуто снижение удельного выброса загрязняю-

щих веществ в атмосферу при транспортировке нефти 

и нефтепро дуктов по магистральным трубопроводам 

на 1,05 %.

3. 

Промышленная безопасность
Обеспечено низкое значение показателя удельной ава-

рийности на магистральных трубопроводах: аварийных 

событий не более 0,059 на 1 тыс. км линейной части.

4. 

Инновационное развитие
Объем финансирования инновационных проектов, вклю-

чая НИОКР, за счет собственных средств в процентах 

к выручке ПАО «Транснефть» за услуги по транспортировке 

нефти (по РСБУ) составил 1,41 %.

5. 

Импортозамещение 
В рамках исполнения Корпоративного плана импорто-

замещения по состоянию на конец 2018 года освоено 

производство 24 типов оборудования.

В 2018 году запущен завод АО «Русские электрические 

двигатели» (АО «РЭД», Челябинск) по производству высо-

ковольтных электродвигателей.

6. 

Антитеррористическая защищенность объектов
Террористических актов на объектах магистральных 

трубопро водов в 2018 году не допущено. Введен в эксплуа-

тацию 51 объект инженерно-технических средств охраны.

1. 

По направлению «Развитие системы магистральных 
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»:

 

увеличение пропускной способности ТС ВСТО-I 

до 80 млн т и ТС ВСТО-II до 50 млн т;

 

подключение Комсомольского НПЗ к ТС ВСТО-II 

для обеспечения поставки до 8 млн т нефти в год;

 

обеспечение транспортировки нефтепродуктов 

от вновь подключаемых НПЗ;

 

сохранение содержания серы в нефти, перекачивае-

мой по системе ПАО «Транснефть», в пределах, установ-

ленных схемой нормальных грузопотоков.

2. 

По направлению «Импортозамещение»:

 

снижение применения импортной продукции до 3 %.

3. 

По направлению «Промышленная безопасность»:

 

снижение показателя аварийности на магистральных 

трубопроводах до 0,12 аварийных событий на 1 тыс. км 

эксплуатируемых трубопроводов (актуализированными 

планами предусматривается снижение до 2020 года 

значения показателя аварийности до 0,072).

4. 

По направлению «Природоохранная деятельность»: 

 

полное исключение сброса недостаточно очищенных 

сточных вод.

5. 

По направлению «Снижение операционных и капиталь-
ных затрат»:

 

сокращение затрат при строительстве и эксплуатации 

трубопроводов, поддержание оптимального уровня 

затрат для потребителей услуг.

7. 

Повышение операционной эффективности
Достигнуто 100 % выполнения интегрального показателя 

эффективности операционной деятельности, который 

характеризует снижение операционных затрат, снижение 

удельного потребления электроэнергии для транспорти-

ровки нефти по магистральным трубопроводам и повы-

шение производительности труда.

8. 

Снижение капитальных затрат
Достигнуто снижение капитальных затрат на 4,2 млрд руб.

9. 

Финансово-экономические показатели
Выручка выросла до 980 млрд руб. с 884 млрд руб. 

в 2017 году.

EBITDA без учета операций по купле-продаже сырой 

нефти по договорам с ПАО «НК «Роснефть» и Китай-

ской национальной объединенной компанией выросла 

до 433 млрд руб. с 409 млрд руб. в 2017 году.

Удельные операционные затраты по транспортировке 

нефти в сопоставимых ценах снизились до 18,92 руб. 

на 100 ткм с 19,32 руб. на 100 ткм в 2017 году.

Удельные операционные затраты по транспортиров-

ке нефтепродуктов в сопоставимых ценах снизились 

до 751,26 руб. на тонну с 854,23 руб. на тонну в 2017 году.

 

Энергосбережение

 

Управление персоналом

 

Антитеррористическая защищенность объектов

 

Снижение операционных затрат

 

Снижение капитальных затрат

 

Финансово-экономические показатели Компании

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДО 2020 ГОДА, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СТРАТЕГИЕЙ ПАО «ТРАНСНЕФТЬ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В 2018 ГОДУ

Завершена реализация следующих инвестиционных проектов

Проект «Север» (2-й этап). Развитие системы МНПП для увеличения поставок 

нефтепродуктов в порт Приморск

До 25 млн т дизельного топлива в год (проект завершен)

Реконструкция системы МНПП для увеличения объемов транспортировки 

нефтепродуктов в Московский регион

Увеличение объемов транспортировки светлых нефтепродуктов и расширение 

номенклатуры автомобильных бензинов (проект завершен)

Продолжалась реализация следующих инвестиционных проектов

Нефтепровод-отвод «ТС ВСТО — Комсомольский НПЗ»

До 8 млн т нефти в год (основные объекты завершены) — подключение 

в 2019 году

Расширение ТС ВСТО на участке НПС «Сковородино» — СМНП «Козьмино»

До 50 млн т нефти в год — 2019 год

Расширение ТС ВСТО на участке ГНПС «Тайшет» — НПС «Сковородино»

До 80 млн т нефти в год — 2019 год

Достигнуто

100 % 

выполнения 

интегрального показателя 

эффективности операционной 

деятельности

Снижение применения импортной продукции

Выручка в 2018 году

увеличение пропускной способности ТС ВСТО-I 

увеличение пропускной способности ТС ВСТО-II

1  

В соответствии со Стратегией и Долгосрочной программой развития ПАО «Транснефть».

Подробнее о проектах развития и модернизации  

см. «Основные инвестиционные проекты»

с. 35

к 2020 году

Годовой отчет 2018

26

27

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Жизнь

в движении

В «Транснефти» я уже 23 года. Здесь часто приходится принимать непростые решения, 

от которых зависят безопасность и здоровье людей. В Компании мне нравятся высо-

кие требования к персоналу и, как следствие, хорошая профессиональная подготовка. 

Для меня ценно, что наши сотрудники хорошо подготовлены, обладают всеми нужными 

знаниями и понимают, что в нашем деле безопасность важнее всего.

Заместитель начальника  

Красноярского РНУ

1

  

по эксплуатации

Павел Кормилец

1-й категории, отдел АСУТП Красноярского РНУ 
АО «Транснефть — Западная Сибирь» (Красноярский край)

Районное нефтепроводное управление.

Горы завораживают. Там про-

являются все человеческие 

качества. Ты должен на все 

100 % полагаться на друга, 

с которым идешь в одной 

связке. Опыт руководства гор-

ными походами пригодился 

в МЧС, где я работал до прихо-

да в «Транснефть». В 1994 году 

я возглавлял спасательную 

группу, прибывшую на остров 

Итуруп Курильской гряды 

после сильнейшего землетря-

сения. Получил медаль 

«За спасение погибавших».

Горным туризмом я начал 

заниматься еще в секции 

Томского политехнического 

института. В отличие от альпи-

низма, горный туризм — это 

и вершины, и прохождение 

определенного маршрута, 

иной раз в несколько сотен 

километров. В свое вре-

мя вместе с товарищами 

я прошел маршрут в 500 км 

через Памир. Потом был 

очень сложный маршрут 

в Фанских горах, за который 

нам присудили звание чем-

пионов СССР в 1980 году.

Районное нефтепроводное управление.

В «Транснефти» я уже  

23 года

“ “

Годовой отчет 2018

28

29

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Долгосрочная 

программа 

развития

Система ключевых 

показателей 

эффективности (КПЭ)

Мероприятия в соответствии с ДПР

Развитие и модернизация

 ▪

Увеличение мощности системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов для обеспечения 

транспортировки нефти в соответствии с планируемыми объемами добычи нефти на эксплуатируемых 

и новых месторождениях нефтяных компаний и объемами переработки нефтепродуктов на существующих 

и новых НПЗ

Инновации

 ▪

Инновационное развитие производственной деятельности

Эффективность

 ▪

Повышение энергоэффективности за счет мероприятий по экономии энергетических ресурсов

 ▪

Реализация программы сокращения затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов

 ▪

Обеспечение производительности труда на уровне лучших зарубежных трубопроводных компаний

Надежность

 ▪

Обеспечение надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов 

путем проведения реконструкции на основе результатов диагностики и модернизации основных фондов

 ▪

Развитие социальных гарантий работников Компании

Экология и промышленная безопасность

 ▪

Повышение экологической и промышленной безопасности производственных объектов Компании

Внешние и внутренние коммуникации

 ▪

Формирование корпоративной идентичности и продвижение единого бренда Компании

 ▪

Рекламное сопровождение деятельности Компании во внешней среде

 ▪

Формирование и развитие системы внутрикорпоративных коммуникаций

Долгосрочная программа развития ПАО «Транснефть» (да-

лее — ДПР, Долгосрочная программа развития) утверж дена 

решением Совета директоров ПАО «Транснефть» в 2014 

году

1

. Она содержит перечни средств и конкретных меро-

приятий, обеспечивающих достижение стратегических целей 

При подведении итогов производственно-хозяйственной 

деятельности Компании применяется система ключевых по-

казателей эффективности

3

 (далее — система КПЭ). Плановые 

значения КПЭ на 2018

4

 и 2019

5

 годы утверждены решени-

ем Совета директоров.

Система КПЭ

Единица измерения

План 

на 2018 год

Статус выполнения 

в 2018 году

План 

на 2019 год

Обеспечение надежности, экологической и промышленной безопасности системы магистральных трубопроводов

1

Интегральный показатель надежности, 

экологической и промышленной безопасности 

системы магистральных трубопроводов

%

100

Выполнено

100

1.1

Удельная аварийность на магистральных 

трубопроводах

аварийных событий на 1 тыс. км 

магистрального трубопровода

0,086

Выполнено

0,072

1.2

Снижение удельного выброса загрязняющих 

веществ в атмосферу при транспортировке нефти 

и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

%

1

Выполнено

1

Повышение операционной эффективности эксплуатации системы магистральных трубопроводов

2

Интегральный показатель эффективности 

операционной деятельности

%

100

Выполнено

100

2.1

Снижение операционных затрат

%

2

Выполнено

2

2.2

Снижение в сопоставимых условиях удельного 

потребления электроэнергии для транспортировки 

нефти по магистральным трубопроводам

%

0,5

Выполнено

0,5

2.3

Повышение производительности труда 

при транспортировке нефти и нефтепродуктов

%

2

Выполнено

2

Развитие и модернизация системы магистральных трубопроводов для полного обеспечения потребностей 

Российской Федерации

3

Интегральный показатель эффективности 

инвестиционной деятельности по Программе 

развития, технического перевооружения 

и реконструкции объектов магистральных 

трубопроводов

%

100

Выполнено с учетом 

нормализации

100

3.1

Исполнение плана финансирования Программы 

развития

млн руб.

243 336

Выполнено

276 626

3.2

Исполнение плана освоения капитальных вложений 

по Программе развития

млн руб.

206 231

Выполнено

232 356

3.3

Исполнение Плана мероприятий по снижению 

капитальных затрат по Программе развития

млн руб.

3 826

Выполнено

3 804

3.4

Исполнение сроков реализации инвестиционных 

проектов

ед.

5

Выполнено с учетом 

нормализации

4

3.5

Комплексный показатель исполнения физических 

объемов работ в рамках реализации Программы 

технического перевооружения и реконструкции

%

100

Выполнено

100

Плановые показатели системы КПЭ и результаты их выполнения

АО «КПМГ» выполнило аудиторскую проверку реализации 

Долгосрочной программы развития ПАО «Транснефть» 

за 2018 год и выдало соответствующее заключение. 

По результатам проведенных процедур аудитор полагает, 

что отчет о реализации ДПР за 2018 год подготовлен во всех 

В 2018 году была осуществлена очередная корректировка 

ДПР

2

. Произведены следующие изменения.

 

Продление срока действия ДПР до 2023 года в соответ-

ствии с требованием Методических рекомендаций по раз-

работке долгосрочных программ развития стратегических 

акционерных обществ и федеральных государственных 

унитарных предприятий, а также открытых акционерных 

обществ, доля Российской Федерации в уставных капита-

лах которых в совокупности превышает 50 %.

развития ПАО «Транснефть», определенных Стратегией, 

к поставленным срокам с указанием объема и источни-

ков их финансирования. В ДПР указаны значения текущих 

и ожидаемых результатов деятельности ПАО «Транснефть» 

на период до 2023 года.

существенных аспектах в соответствии с требованиями 

применимого законодательства, стандартами, нормативны-

ми методическими указаниями и рекомендациями, а также 

внутренними документами Компании и не содержит суще-

ственных искажений.

 

Корректировка Программы развития, технического пе-

ревооружения и реконструкции объектов магистральных 

трубопроводов, входящей в состав ДПР.

 

Корректировка показателей энергопотребления, произво-

дительности труда, антитеррористической защищенности 

и финансово-экономических показателей.

 

Корректировка Корпоративного плана импортозамеще-

ния ПАО «Транснефть», входящего в состав ДПР. 

1  

Протокол № 23 от 19.11.2014.

2  

Откорректированная ДПР одобрена Советом потребителей по вопросам деятельности ПАО «Транснефть», согласована Министерством энергетики Российской 

Федерации, Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации и утверждена Советом директоров ПАО «Транснефть» 27.12.2018 

(протокол № 22).

3  

Утверждена Советом директоров ПАО «Транснефть» 30.11.2016 (протокол № 23).

4  

Решение Совета директоров ПАО «Транснефть» от 25.12.2017 (протокол № 19).

5  

Решение Совета директоров ПАО «Транснефть» от 27.12.2018 (протокол № 22).

АУДИТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 

ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИИ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

Годовой отчет 2018

30

31

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..