ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2018 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2018 год) - часть 2

 

 

17 

определению  временных  нормативов  накопления  твердых  бытовых  отходов, 
утвержденных 19 августа 2005 г. ФГУП «Федеральный центр благоустройства 
и обращения с отходами Госстроя России». 

Результаты  расчета  количества  твердых  коммунальных  отходов, 

образующихся  на  территории  Московской  области,  также  представлены  в 
Приложении А, Таблице А.3.  

 

4.2 Морфологический состав твердых коммунальных отходов

 

По  данным  исследований  количества  и  морфологического  состава 

твердых  коммунальных  отходов  Московской  области,  проводимых  в  рамках 
выполнения  работ  по  определению  нормативов  накопления  отходов,  твердые 
коммунальные отходы имеют следующий морфологический состав (рисунок 2).  

 

Рисунок 2. Морфологический состав твердых коммунальных отходов  

Количество  и  морфологический  состав  твердых  коммунальных  отходов 

меняется  в  течение  года.  В  частности,  при  том  же  объеме  отходов 
увеличивается их масса и плотность. Это связано с увеличением количества в 
составе  твердых  коммунальных  отходов  пищевых  остатков,  которые  имеют 
относительно  высокую  плотность  и  массу.  Летом  увеличивается  количество 
отходов  от  объектов  общественного  питания,  парков  и  скверов,  гостиниц  и 
культурно-досуговых  объектов  в  связи  с  увеличением  туристического  потока, 
но  снижается  от  образовательных  и  административных  учреждений  в  связи  с 
периодом  каникул  и  отпусков.  Также  летом  происходит  увеличение 
образования  твердых  коммунальных  отходов  от  садоводческих,  дачных, 
огороднических некоммерческих партнерств. 

В  осенний  период  отходы  более  увлажнены  и  отличаются  повышенной 

массой. В связи с началом учебного года увеличивается количество отходов в 

Пищевые 

отходы                                                                                                                       

34% 

Бумага 

(картон)                                                                                                                     

19% 

Полимерные 

материалы                                                                                                                    

14% 

Стекло                                                                                                                       

12% 

Древесина                                                                                                                    

6% 

Текстиль                                                                                                                     

3% 

Металл                                                                                                                       

4% 

Смет с 

территории 

(земля, песок, 

камни) 

6% 

Прочее 

2% 

18 

учебных  заведениях,  музеях,  библиотеках,  других  административных  и 
культурных учреждениях. 

В  зимний  период  наблюдается  меньшее  количество  твердых 

коммунальных отходов. 

При указанном составе отходов на современных сортировочных станциях 

возможно  выделение  до  15  процентов  полезных  вторичных  материальных 
ресурсов. Выделение большей доли вторичных ресурсов возможно в результате 
внедрения  раздельного  накопления  отходов  и  в  результате  осуществления 
дополнительных  капиталовложений  в  сортировочные  станции,  имеющие 
длительные сроки окупаемости. 

 

4.3 Отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам

 

Источниками  сведений  о  фактическом  количестве  образования  отходов 

на территории Московской области являются:  

кадастр  отходов  Московской  области  –  5 526  организаций  (к  учету 

приняты  организации  по  результатам  проверки  правильности  заполненной 
информации); 

отчетность  организаций,  осуществляющих  образование  отходов,  по 

форме 2-ТП (отходы) – 3 720 организаций;  

отчетность  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства, 

подаваемая в Росприроднадзор – 3 697 организаций;  

информация органов исполнительной власти Московской области. 
По  результатам  обработки  полученной  информации  от  указанных 

источников  количество  образующихся  отходов  составило  5,425  млн.  т/год,  из 
них 

1 класс – 2,7 тыс. т; 
2 класс – 5,6 тыс. т; 
3 класс – 88 тыс. т; 
4 класс – 2 273 тыс. т; 
5 класс – 3 056 тыс. т. 
Информация  о  количестве  образующихся  отходов,  за  исключением 

твердых коммунальных отходов, представлена в Приложении А, Таблице А.2.  

 

4.4 Медицинские отходы 
По  данным  Министерства  здравоохранения  Московской  области, 

количество  образующихся  медицинских  отходов  составляет  порядка  51,8  тыс. 
т/год, из них: 

Класс А – 48,3 тыс.т; 
Класс Б – 3,2 тыс.т; 

19 

Класс В – 0,2 тыс.т; 
Класс Г – 0,04 тыс.т. 
Информация  о  количестве  образующихся  медицинских  отходов 

представлена в Приложении А, Таблице А.14. 

С 30.06.2009 года медицинские отходы выведены из сферы юрисдикции 

Федерального  закона  от  24.06.1998  г.  №  89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и 
потребления». 

Порядок сбора, временного хранения, обеззараживания, обезвреживания, 

транспортирования,  учета  медицинских  отходов  определяется  Санитарно-
эпидемиологическими  правилами  и  нормативами  СанПиН  2.1.7.2790-10 
«Санитарно-эпидемиологические  требования  к  обращению    с  медицинскими 
отходами».  

Контроль  (надзор)  за  их  соблюдением  проводится  органами, 

осуществляющими  функции  по  контролю  и  надзору  в  сфере  обеспечения 
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  в  соответствии  с 
законодательством Российской Федерации - Управлением Федеральной службы 
по  надзору  a  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по 
Московской области (Роспотребнадзор) и Департаментом Федеральной службы 
по  надзору  в  сфере  природопользования  по  Центральному  федеральному 
округу -  (Росприроднадзор). 

На  территории  Московской  области  функционируют  свыше  4140 

объектов, осуществляющих медицинскую деятельность.  

С  принятием  09.12.2010  СанПиН  2.1.7.2790-10  изменены  способы 

обращения  с  медицинскими  отходами  класса  Б  (эпидемиологически  опасные 
отходы) и класса В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы).  

Так,  после  аппаратных  способов  обеззараживания  с  применением 

физических  методов  и  изменения  внешнего  вида  отходов,  исключающего 
возможность  их  повторного  применения,  отходы  классов  Б  и  В  могут 
накапливаться,  временно  храниться,  транспортироваться,  уничтожаться  и 
захораниваться  совместно  с  отходами  класса  А  (отходы  класса  А  - 
эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к ТКО). Так 
же  допускается  перемещение  необеззараженных  медицинских  отходов  класса 
Б,  упакованных  в  специальные  одноразовые  емкости  (контейнеры),  из 
удаленных структурных подразделений (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-
акушерские  пункты)  и  других  мест  оказания  медицинской  помощи  в 
медицинскую 

организацию 

для 

обеспечения 

их 

последующего 

обеззараживания/обезвреживания. 

 

20 

4.5 Биологические отходы

 

Порядок    сбора,  утилизации  и  уничтожения  биологических  отходов 

определен  «Ветеринарно-санитарными  правилами  сбора,  утилизации  и 
уничтожения  биологических  отходов»  (утверждены  Министерством  сельского 
хозяйства и продовольствия Российской Федерации 04.12.1995 №13-7-2/469). 

Согласно 

вышеназванным 

правилам 

обязанность 

по  доставке 

биологических  отходов  для  переработки  или  захоронения  (сжигания) 
возлагается  на  владельца  (руководителя  фермерского,  личного,  подсобного 
хозяйства,  акционерного  общества  и  т.д.,  службу  коммунального  хозяйства 
местной администрации). 

Контроль  за  выполнением  требований  вышеназванных  правил 

возлагается  на  органы  государственного  ветеринарного  надзора  -  Главное 
управление ветеринарии Московской области. 

По  сведениям  государственного  ветеринарного  управления  Московской 

области,  фактическое  количество  образования  биологических  отходов  в 
Московской области составляет 18,5 тыс.т/год. 

Биологические  отходы  подлежат  утилизации  путем  переработки  на 

ветеринарно-санитарных  утилизационных  заводах  (цехах),  обеззараживания  в 
биотермических  ямах,  уничтожения  сжиганием  или,  в  исключительных 
случаях, захоронения в специально отведенных местах. 

Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, 

эксплуатируются  за  их  счет,  остальные  являются  объектами  муниципальной 
собственности.  Ответственность  за  устройство,  санитарное  состояние  и 
оборудование  скотомогильника  (биотермической  ямы)  в  соответствии  с 
требованиями  вышеуказанных  санитарных  правил  возлагается  на  органы 
местного  самоуправления,  либо  на  руководителей  организаций,  в  ведении 
которых они находятся. 

Информация  о  количестве  образующихся  биологических  отходов 

представлена в Приложении А, Таблице А.15. 

 

5. Целевые  показатели  по обработке,  обезвреживанию,  утилизации  и 

размещению отходов

 

В  качестве  показателей  по  обработке,  обезвреживанию,  утилизации  и 

захоронению  отходов,  устанавливаемых  в  целом  по  Московской  области,  в 
территориальной схеме определены: 

доля обработанных  отходов  в  общем объеме  отходов,  образовавшихся  в 

процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по 
видам и классам опасности отходов; 

21 

доля утилизированных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся 

в  процессе  производства  и  потребления  (процентов),  суммарно  и  с  разбивкой 
по видам и классам опасности отходов; 

доля обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в 

процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по 
видам и классам опасности отходов; 

доля  отходов,  направляемых  на  захоронение,  в  общем  объеме  отходов, 

образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно 
и с разбивкой по видам и классам опасности отходов. 

Значения  указанных  показателей  отходов,  не  относящихся  к  ТКО  по 

состоянию на 2016 г. представлены в таблице 3, с разбивкой по видам отходов 
и  по  классам  опасности  отходов.  Показатели  были  рассчитаны  на  основании 
фактических  данных  обращения  с  отходами  в  2015  году.  В  показателях 
«утилизировано», 

«обезврежено», 

«захоронено» 

учтены 

отходы, 

образовавшиеся  не  только  в  2015  году,  но  и  отходы,  находящиеся  на  начало 
2015  года  в  накоплении,  временном  и/или  длительном  хранении  на 
производственной площадке. 

 

Таблица 3. Значения целевых показателей по утилизации, обезвреживанию и 

размещению отходов в 2016 г. с разбивкой по видам и классам опасности  

 

Показатель 

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 

5 класс

 

Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего (блок 1 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

18,9

 

5,6

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

20,0

 

106,1

 

58,6

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

51,0

 

0,5

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,1

 

Отходы от добычи полезных ископаемых, всего (блок 2 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

1,2

 

0,0

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

6,7

 

26,8

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

10,7

 

0,1

 

Отходы обрабатывающих производств, всего (блок 3 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,5

 

4,1

 

15,3

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

86,0

 

25,9

 

37,2

 

23,7

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

5,7

 

4,1

 

0,3

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

7,2

 

0,8

 

22 

Показатель 

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 

5 класс

 

Отходы потребления, производственные и непроизводственные, всего (блок 4 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

1,8

 

0,1

 

6,2

 

Утилизировано, %

 

0,5

 

0,0

 

265,4

 

15,8

 

9,1

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

4,4

 

2,5

 

0,1

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

6,0

 

0,8

 

Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром, всего (блок 6 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

1,2

 

0,3

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,3

 

0,1

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,2

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

2,6

 

0,5

 

Отходы при водоснабжении, водоотведении, всего (блок 7 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

16,1

 

4,2

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,1

 

17,2

 

4,7

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

140,8

 

0,0

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

1,0

 

1,1

 

Отходы строительства и ремонта, всего (блок 8 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,1

 

66,3

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

2,3

 

723,6

 

245,2

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

31,2

 

0,0

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

606,6

 

56,7

 

Отходы при выполнении прочих видов деятельности, всего (блок 9 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,2

 

0,1

 

0,0

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

70,9

 

102,3

 

2,0

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

217,0

 

0,9

 

0,1

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

 

С  учетом  осуществления  государственного  регулирования  деятельности 

операторов  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами, 
территориальной  схемой  предусмотрено  установление  указанных  целевых 
показателей  в  отношении  твердых  коммунальных  отходов  на  весь  срок 
действия территориальной схемы, до 2030 г.  

Значения  целевых  показателей  обращения  с  твердыми  коммунальными 

отходами на период до 2030 г. в целом по Московской области представлены в 
таблице 4. 

23 

Значения  целевых  показателей  в  каждой  зоне  регионального  оператора 

представлены  в  Приложении  В,  Таблице  В.1.  Показатели  рассчитаны  как 
отношение  количества  обработанных,  утилизированных,  обезвреженных, 
захороненных отходов к общему числу образовавшихся.  

С  учетом  осуществления  государственного  регулирования  деятельности 

операторов  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами, 
территориальной  схемой  предусмотрено  установление  указанных  целевых 
показателей  в  отношении  твердых  коммунальных  отходов  на  весь  срок 
действия территориальной схемы, до 2030 г.  

Значения  целевых  показателей  обращения  с  твердыми  коммунальными 

отходами на период до 2030 г. в целом по Московской области представлены в 
таблице 4. 

Значения  целевых  показателей  в  каждой  зоне  регионального  оператора 

представлены  в  Приложении  В,  Таблице  В.1.  Показатели  рассчитаны  как 
отношение  количества  обработанных,  утилизированных,  обезвреженных, 
захороненных отходов к общему числу образовавшихся. 

 

Таблица 4 – Целевые показатели обращения  

с твердыми коммунальными отходами* 

Год 
 

Масса 
образова
нных 
отходов 

Масса обработанных 
отходов 

Масса 
утилизированных 
отходов  и % 
утилизированных 
отходов от 
поступивших на 
обработку 

Масса 
обезвреженных 
отходов 

Масса захороненных 
отходов и % 
захороненных 
отходов от общего 
количества 
образованных 
отходов 

тыс. тонн  тыс. тонн 

тыс. тонн 

тыс. тонн 

тыс. тонн 

2016 

3835 

2178 

56% 

215 

6% 

0% 

3620 

94% 

2017 

3892 

2274 

55% 

215 

6% 

0% 

3677 

94% 

2018 

3951 

3270 

64% 

280 

7% 

0% 

3671 

93% 

2019 

4010 

4010 

100% 

1132 

28% 

0% 

2878 

72% 

2020 

4070 

4070 

100% 

1191 

29% 

0% 

2879 

71% 

2021 

4131 

4131 

100% 

1166 

28% 

175 

4% 

2790 

68% 

2022 

4193 

4193 

100% 

1124 

27% 

1050 

25% 

2019 

48% 

2023 

4256 

4256 

100% 

1105 

26% 

1400 

33% 

1751 

41% 

2024 

4320 

4320 

100% 

1126 

26% 

1400 

32% 

1794 

42% 

2025 

4385 

4385 

100% 

1154 

26% 

1400 

32% 

1831 

42% 

2026 

4451 

4451 

100% 

1169 

26% 

1400 

31% 

1882 

42% 

2027 

4517 

4517 

100% 

1180 

26% 

1400 

31% 

1937 

43% 

24 

2028 

4585 

4585 

100% 

1198 

26% 

1400 

31% 

1987 

43% 

2029 

4654 

4654 

100% 

1221 

26% 

1400 

30% 

2033 

44% 

2030 

4724 

4724 

100% 

1241 

26% 

1400 

30% 

2083 

44% 

 
* Целевые показатели указаны с точностью до процента 

 
Значения  целевых  показателей  рассчитаны  с  учетом  технических 

характеристик  объектов  по  обращению  с  отходами,  строительство  или 
модернизация которых предусмотрена территориальной схемой.  

Необходимо  отметить,  что  достижение  указанных  целевых  показателей 

существенным образом зависит от объема и состава отходов, поступающих на 
территорию  Московской  области  из  г.  Москвы  для  термического 
обезвреживания.  При  этом  при  расчете  целевых  показателей  показатели 
обезвреживания отходов, поступающих из г. Москвы, не учитываются в целях 
обеспечения сопоставимости данных за разные годы. 

 В  частности,  от  этого  зависят  и  мощность  вновь  создаваемых 

предприятий по обработке отходов, и направления транспортирования отходов. 
В  связи  с  этим  долгосрочные  целевые  показатели  по  обезвреживанию, 
утилизации  и  размещению  отходов  должны  формироваться  на  основе 
соглашений  между  субъектами  Российской  Федерации,  заключаемых  в 
соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ 
«Об отходах производства и потребления».  

 

Показатели эффективности объектов по обращению с отходами 
В  качестве  показателей  эффективности  объектов  по  обращению  с 

отходами  в  соответствии  с  Правилами  определения  плановых  и  фактических 
значений  показателей  эффективности  объектов,  используемых  для  обработки, 
обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утвержденных 
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 
«Об  утверждении  порядка  разработки,  согласования,  утверждения  и 
корректировки  инвестиционных  и  производственных  программ  в  области 
обращения  с  твердыми  коммунальными  отходами,  в  том  числе  порядка 
определения  плановых  и  фактических  значений  показателей  эффективности 
объектов,  используемых  для  обработки,  обезвреживания  и  захоронения 
твердых  коммунальных  отходов»,  уполномоченным  органом  исполнительной 
власти Московской области на основе предложений регулируемой организации, 
осуществляющей  строительство  (модернизацию)  либо  эксплуатацию  такого 
объекта устанавливаются:  

25 

В  отношении  показателей  эффективности  объектов,  используемых  для 

захоронения  твердых  коммунальных  отходов,  устанавливаются  следующие 
показатели: 

а) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам 

производственного 

экологического 

контроля, 

не 

соответствующих 

установленным  требованиям,  в  общем  объеме  таких  проб  –  на  уровне,  не 
превышающем 5 процентов; 

б) количество возгораний твердых коммунальных отходов за год в расчете 

на  1  га  полигона  для  захоронения  твердых  коммунальных  отходов  –  в 
количестве, не превышающем 0,5 возгораний для вновь построенных объектов 
и 1 возгорания для действующих объектов по захоронению отходов. 

В  качестве  показателя  эффективности  объектов,  используемых  для 

обработки  твердых  коммунальных  отходов,  устанавливается  доля  твердых 
коммунальных  отходов,  направляемых  на  утилизацию,  в  массе  твердых 
коммунальных  отходов,  принятых  на  обработку,  на  уровне  не  менее  15 
процентов  (без  учета  производства  сырья  для  компостирования  и  топлива,  в 
отношении несортированных отходов плотности не более 200 кг/м3).  

Значения  указанных  показателей  определены  на  основе  анализа 

наилучших  технологических  решений,  применяющихся  для  обработки, 
обезвреживания и захоронения отходов. 

Достижение  указанных  показателей  эффективности  обеспечит,  в  том 

числе,  достижение  целевых  показателей,  установленных  в  Государственной 
программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 
годы  и  государственной  программе  Московской  области  «Экология  и 
окружающая среда Подмосковья» на 2017 – 2026 годы. 

6. Места накопления отходов 
Основой  системы  накопления  твердых  коммунальных  отходов  является 

накопление  твердых  коммунальных  отходов  в  контейнерах.  Во  всех 
муниципалитетах  в  многоквартирных  домах  для  накопления  твердых 
коммунальных  отходов  используются  мусоропроводы,  а  для  накопления 
крупногабаритных  отходов  –  специальные  бункеры.  Другие  особенности 
организации системы накопления, информация о которых получена от органов 
местного самоуправления, приведены в таблице 5. 

 
 
 

26 

Таблица 5. Характеристика особенностей системы накопления  

и вывоза твердых коммунальных отходов по состоянию на 2017 год 

Муниципальное 

образование

 

Система 

накопления 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

накоплен

ия КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельное 

накопление 

г.о. Балашиха 

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

+

 

г.о. Бронницы

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

г.о. Власиха (ЗАТО)

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Восход (ЗАТО)

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Дзержинский

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Долгопрудный

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Домодедово

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Дубна 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Егорьевск 

г.о. Жуковский 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

г.о. Зарайск 

г.о. Звездный городок 
(ЗАТО)

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

г.о. Звенигород

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

г.о. Ивантеевка

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Истра 

г.о. Кашира

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Клин 

г.о. Коломенский 

г.о. Королев 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

-

 

г.о. Котельники

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

-

 

г.о. Красноармейск

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Красногорск 

 

 

 

г.о. Краснознаменск 
(ЗАТО)

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

 

г.о. Ликино-Дулёво 

 

 

 

г.о. Лобня 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

27 

Муниципальное 

образование

 

Система 

накопления 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

накоплен

ия КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельное 

накопление 

г.о. Лосино-Петровский

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

г.о. Луховицкий 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

г.о. Лыткарино

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

г.о. Люберцы 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

г.о. Можайск 

г.о. Молодежный 
(ЗАТО)

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

г.о. Мытищи

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

г.о. Наро-Фоминский 

 

 

 

г.о. Озеры

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Орехово-Зуево

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

г.о. Павловский Посад 

г.о. Подольск

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

г.о. Протвино

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

г.о. Пущино

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

г.о. Реутов

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Рошаль

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

г.о. Рузский 

г.о. Серебряные Пруды 

г.о. Серпухов

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Ступино 

г.о. Фрязино

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Химки

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Черноголовка

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Чехов 

г.о. Шатура 

 

 

 

г.о. Шаховская

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Электрогорск

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о Электросталь

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

28 

Муниципальное 

образование

 

Система 

накопления 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

накоплен

ия КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельное 

накопление 

Волоколамский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

-

 

Воскресенский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Дмитровский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Ленинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

Лотошинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Ногинский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Одинцовский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

Пушкинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Раменский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

-

 

 

+

 

-

 

Сергиево-Посадский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Серпуховский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Солнечногорский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Талдомский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

Щелковский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

+ наличие показателя; 
- отсутствие показателя; 
незаполненная ячейка – отсутствие подтвержденной информации. 
В ходе разработки территориальной схемы была собрана информация по 

10 324 контейнерным площадкам и 24 827 расположенным на них контейнерам.  

Сведения  о  местах  накопления  твердых  коммунальных  отходов  на 

территории Московской области представлены в Приложении А, Таблице А.4. 

29 

Основной, целевой моделью накопления твердых коммунальных отходов 

является накопление отходов в контейнерах, расположенных на оборудованных 
контейнерных  площадках.  Такая  модель  позволяет,  в  том  числе,  организовать 
раздельное  накопление  отходов,  накопление  опасных  и  чрезвычайно  опасных 
отходов  в  составе  твердых  коммунальных  отходов,  обеспечивает  снижение 
расходов на накопление и вывоз отходов. В частности, накопление отходов на 
контейнерных  площадках,  оборудованных  крышей,  позволит  снизить  массу 
собираемых отходов за счет исключения попадания в контейнеры атмосферных 
осадков.  Вместе  с  тем,  организация  контейнерных  площадок  не  исключает 
возможности использовать  другие  модели  накопления  твердых  коммунальных 
отходов при наличии экономической целесообразности.  

Места  накопления  отходов,  за  исключением  ТКО,  находятся  в 

хозяйственном  ведении  самих  отходообразователей  и  операторов  по 
обращению  с  отходами.  Собственниками  мест  накопления  твердых 
коммунальных отходов могут выступать отходообразователи, органы местного 
самоуправления,  операторы  по  обращению  с  твердыми  коммунальными 
отходами, в том числе региональные операторы. 

 

6.1  Перспективная  система  накопления  твердых  коммунальных 

отходов 

Анализ  существующей  системы  накопления  твердых  коммунальных 

отходов,  проведенный  на  основе  углубленного  исследования  системы 
накопления  отходов,  проводившегося  в  18  населенных  пунктах  Московской 
области,  в  которых  в  общей  сложности  проживает  449  тыс.  человек,  показал, 
что для создания на их территории эффективной системы накопления твердых 
коммунальных  отходов  требует  организации  дополнительных  контейнерных 
площадок,  общее  число  которых  можно  оценить  в  15  процентов  от 
существующего  числа.  Замене  подлежит  также  значительное  количество 
контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (около 73%). 

В  районах  многоквартирных  домов  схемой  предлагается  устанавливать 

новые опорожняемые контейнеры емкостью 1,1 куб. м, которые выгружаются с 
помощью мусоровозов с фронтальной или задней загрузкой. При этом наличие 
крышки  и  отсутствие  щелей  между  крышкой  и  корпусом  контейнера 
минимизируют  возникновение  запахов  и  обеспечивают  благоприятный 
внешний вид контейнера.  

В  качестве  альтернативы  в  местах  интенсивного  образования  отходов 

возможна  установка  контейнеров  объемом  2,5  или  5  куб.  м,  которые  также 
позволяют оптимизировать расходы на транспортирование отходов.

 

 

30 

Около  домов  индивидуальных  жилых  домов  могут  быть  установлены 

пластиковые или металлические баки емкостью от 0,12 до 0,24 куб. м, которые 
также  могут  быть  использованы  для  раздельного  накопления  твердых 
коммунальных  отходов.  Такие  контейнеры  должны  находиться  у  каждого 
индивидуального дома либо у группы из нескольких домов и выставляться их 
владельцами в день вывоза твердых коммунальных отходов.  

При  выборе  контейнеров  должны  быть  соблюдены  требования  СанПиН 

2.1.2.2645-10 

«Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям 

проживания  в  жилых  зданиях  и  помещениях.  Санитарно-эпидемиологические 
правила  и  нормативы»  и  СанПиН  42-128-4690-88  «Санитарные  правила 
содержания территорий населенных мест»: 

наличие  крышек  для  предотвращения  распространения  запахов, 

растаскивания  отходов  животными,  распространения  инфекций,  сохранения 
ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов; 

оснащение  колесами,  что  позволяет  выкатывать  контейнер  для 

опорожнения при вывозе мусороуборочной техникой с задней загрузкой; 

прочность,  огнеупорность,  сохранение  прочности  в  холодный  период 

года; 

низкие  адгезионные  свойства  (с  целью  предотвращения  примерзания  и 

прилипания отходов). 

Схема  с  использованием  контейнерных  площадок,  рассчитанных  на 

накопление отходов от большого числа поставщиков, подходит для накопления 
отходов от объектов инфраструктуры и благоустроенного жилого фонда.  

В  настоящее  время  региональной  программой  в  области  обращения  с 

отходами,  в  том  числе  с  твердыми  коммунальными  отходами,  утвержденной 
постановлением  Правительства  Московской  области  от  25.10.2016  №  795/39 
предусмотрен комплекс  основных  мероприятий, направленных  на  сокращение 
объемов  захоронения  отходов  и  вовлечения  их  в  повторный  хозяйственный 
оборот в качестве вторичного сырья, на ликвидацию экологического ущерба в 
результате  прошлой  хозяйственной  деятельности,  повышение  экологической 
культуры  населения  в  сфере  обращения  с  отходами.  Ведется  работа  с 
муниципальными  образованиями  по  внедрению  системы  раздельного 
накопления.  

Установлены  целевые  показатели,  в  результате  достижения  которых  в 

2023 году доля захораниваемых отходов должна снизиться с 95% до 41%. 

 

6.2 Раздельное накопление твердых коммунальных отходов 
Раздельное  накопление  твердых  коммунальных  отходов  предполагает 

накопление 

различных 

видов 

отходов 

в 

различных 

контейнерах, 

31 

предназначенных  для  их  накопления.  Раздельное  накопление  отходов  может 
осуществляться  путем  использования  большого  количества  различных 
контейнеров  для  отдельного  накопления  стекла  (в  том  числе,  по  цветам), 
пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных 
контейнеров.  

Минимальный  стандарт  системы  раздельного  накопления  отходов  – 

двухконтейнерная система. 

 

 

 
Принцип  двухконтейнерной  системы  заключается  в  разделении  отходов 

на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, 
пригодные  для  повторного  использования  (полимерные  отходы,  бумага  и 
картон,  металл,  стекло  и  пр.)  и  прочие  отходы  (пищевые  и  растительные 
отходы,  прочие  виды  отходов).  Таким  образом,  не  происходит  смешивание  и 
загрязнение  ценных  компонентов  пищевыми  отходами,  а  вторсырье, 
собираемое  отдельно,  остается  более  высокого  качества,  чем  смешанное. 
Двухконтейнерная  система  накопления  твердых  коммунальных  отходов  имеет 
следующие преимущества: 

уменьшение необходимой  площади  земельного  участка для  организации 

контейнерной площадки; 

снижение затрат на обустройство контейнерной площадки; 
снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка; 

32 

снижение  затрат  на  транспортирование  отходов  за  счет  сокращения 

количества транспортных средств и логистических маршрутов для накопления 
отходов. 

При  этом  в  случае  заинтересованности  и  наличии  возможностей 

раздельный  сбор  отходов  может  осуществляться  путем  использования 
большого  количества  различных  контейнеров  для  отдельного  сбора  стекла  (в 
том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций (многоконтейнерная 
система) при условии подтверждения вывоза отдельных контейнеров (каждого) 
отдельно от остального, т.е. исключая смешивание.  

В настоящее время современные сортировочные станции расположены в 

г.о.  Дубна  и  г.о.  Мытищи.  В  остальных  муниципальных  образованиях 
рассматривается возможность строительства современных станций сортировки 
отходов  для  уменьшения  потока  отходов  на  полигоны  ТКО,  а  также  в  целях 
увеличения  доли  выделения  полезных  компонентов  и  использования  их  в 
повторном хозяйственном обороте.  

После  разделения  отходов  по  видам  на  сортировочной  станции 

осуществляется  их  транспортировка  до  объектов  переработки.  На  территории 
Московской 

области 

существует 

432 

объекта 

утилизации 

ТКО, 

перерабатывающие  такие  виды  отходов  производства  и  потребления,  как 
бумага и картон, стекло, пластик, металл, шины и резинотехнические изделия, 
отходы  электрического  и  электронного  оборудования,  ртуть  содержащие 
отходы.    Отдельные  виды  отходов  используются,  в  том  числе  в  качестве 
вторичного сырья при производстве энергосберегающих материалов, например 
для  производства  стекловаты  или  пенополистирольных  плит.  Согласно 
проведенному 

анализу 

производств 

выявлено, 

что 

мощности 

перерабатывающих  предприятий  недозагружены.  Капитальных  затрат  на 
создание мощностей по переработке вторичных отходов в Московской области 
не требуется. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..