Главная Учебники - Разные Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 8 9 10 11 ..
Уже знакомая схема односложного слова (в которой обозначено слово и слог) дополняется звуками, обозначенными фишками. Проводится ряд упражнений в составлении такой схемы. Внимание детей обращается на то, что в словах всегда столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Одновременно продолжаются начатые в конце первого периода упражнения в звуковом анализе слов и игры «живыми звуками». Следует отметить, что слова с мягким звуком с (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по звуко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мягкого согласного идет гласный и. Анализ слов с остальными гласными после мягких согласных (сено, Вася, Сема, Люда) дается лишь при наличии знакомства с буквами е, я, ë, ю. Приведем примерный план одного из занятий, во время которого отрабатываются звуки с и с’. Цель занятия: закрепление правильного произношения и различение звуков с и с’; составление схемы слов, состоящих из двух слогов; составление предложений с предлогами на и под. Примерный ход занятия
и под.
Как видно, последнее занятие (звуки с и с’) значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова и они относительно легко различают мягкие и твердые звуки. Закрепление правильного произношения производится на значительно более сложном материале. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться приводимыми здесь планами занятий. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у детей группы. Здесь мало сказано о подгрупповой работе, а в реальных условиях обучения она занимает большое место. Все индивидуальные затруднения детей преодолеваются преимущественно во время занятий с небольшими группами. Кроме того, полученные навыки закрепляются на занятиях, которые проводит воспитатель. В связи с закреплением правильного произношения звуков с, с’ (л, йот и др.) на фронтальных или подгрупповых занятиях детям может быть предложено выполнять также и следующие упражнения.
У Сани совок. Пилить, сухая, Вася, сосна. – Вася пилит сухую сосну. Соня, в, спать, коляска. – Соня спит в коляске. Стакан, в, кисель, вкусный. – В стакане вкусный кисель. Составленные предложения могут объединяться в рассказ. В этом случае вначале детям даются отдельные слова, из которых они должны составить предложения. Приведем примеры: 1) В, сосна, сад. 2) Под, скамейка, сосна, стоять. 3) Соня, скамейка, сидеть, на. 4) Скамейка, у, сидеть, собака. 5) Соня, давать, хлеб, кусок, собака. Затем логопед предлагает детям вспомнить все составленные предложения. Получается рассказ: В саду стоит сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У скамейки сидит собака. Соня дает собаке кусок хлеба. Рассказ заучивается.
Аналогичные упражнения проводятся с целью образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (лесок, стулик, столик, спинка, свинка, носик, усики, ослик и т.п.). В процессе постановки звуков с и з дети узнают, что первый из них глухой, второй – звонкий. Планируя занятия на звук з, логопед включает в него сравнение звуков по звонкости-глухости. Пусть дети сами скажут, какая разница между этими звуками. (Звук с мы говорим тихо, без голоса, а звук з громко, звонко, с голосом). При сравнении звуков с и з детям можно предложить послушать собственное произнесение этих звуков. При этом им рекомендуется слегка прикрыть уши ладонями. Поочередно произнося то глухой звук с, то звонкий з, дети хорошо улавливают разницу между ними. Дети знакомятся с терминами «глухой звук», «звонкий звук». В процессе закрепления правильного произношения звуков з и з’ они сравниваются со звуками с, с’, ж. В то же время идет дальнейшее закрепление полученных навыков деления слов на слоги. Дети сами зарисовывают или выкладывают схемы, по готовым схемам подбирают слова. Проводятся различные упражнения с целью закрепления правильного произношения и различения звуков з и з’. В форме игры в мяч проводится упражнение в замене твердого звука мягким или наоборот. С этой целью логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком з или з’ (за, зе, зю, зо и т.п.). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем твердый звук на мягкий или наоборот, т.е. если логопед скажет зи, ребенок должен сказать зы и т.д. Включаются, постепенно усложняясь, упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Могут быть использованы следующие сочетания прилагательных с существительными мужского и женского рода: зимний день, зимняя обувь, зимние забавы, зеленый зонт, зеленая ваза, зеленые листья, забавный козленок, забавная обезьянка, забавные козлята и т.п. При образовании именительного и родительного падежей множественного числа обращается внимание на слова козлята – козлят, гнезда – гнезд, звезды – звезд. В различных формах продолжается работа над предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’. В составляемые детьми предложения вводится предлог за. По возможности быстрее следует переходить к дифференциации звуков с и з, с’ и з’. В связи с этим в занятия включаются различные упражнения. Это может быть повторение слоговых сочетаний или рядов слов типа са – за, за – за – са, спа – зба, ста – зда – зда, ся – зя, зе – зе – се, сани, зайка, зубы; зима, сено, изюм; отбор с помощью картинок слов с тем или иным звуком; замена в слоге звонкого звука глухим и наоборот; поочередное произнесение детьми слогов или слов то со звонким, то с глухим звуком. Продолжается работа над словосочетанием и предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’. Напомним, что в упражнения, связанные с обучением грамоте, включается только буква з (а не с), так как в это время происходит закрепление связи между звуком з и соответствующим графическим знаком. Приведем примерный план одного из занятий, посвященных дифференциации звуков с и з. Тема занятия: дифференциация звуков с и з. Цель занятия: различение и правильное произнесение звуков с и з; анализ слов типа зубы; согласование прилагательных с существительными. Примерный ход занятия
Логопед задает вопрос: «Какие звуки мы сегодня учили?» (С и з.) Дети самостоятельно придумывают по одному слову сначала с глухим звуком с, затем со звонким звуком з. При этом подбираемые детьми слова не должны повторяться. Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’Сани, сова, сок, сом, сук, суп, соль, сумка, совок, самолет, самокат, сливы, свиньи, стакан, свисток, станок, спутник, скамейка, усы, коса, мясо, весы, лиса, кусок, песок, фасоль, лес, нос, маска, миска, ослик, пастух, пояс, овес, компас, аист, киоск, куст, мост, соска, сосна, пылесос. Сито, сено, сетка, семь, селедка, пасека, восемь, осень, лисенок, лисята, василек, письмо, сосиски. Слова собака, сундук, судак, сапоги, сандалии, стадо, посуда, стадион, поднос, автобус, гуси, беседка, наседка используются при закреплении правильного произношения звуков с и с’ применительно к тем детям, которые произносят звонкие звуки. Учитывая, что дети нередко неправильно образуют множественное число, например стаканы вместо стакáны, подбираются картинки с изображением одного предмета и группы предметов. Зонт, закат, замок, завод, змей, змея, звонок, ваза, язык, коза, тазы, фазан, козлик; зима, земляника, изюм, обезьяна, вазелин, бузина. Для подбора существительных к прилагательным мужского и женского рода логопеду рекомендуется подобрать картинки с изображением предметов синего и зеленого цвета. Синий: автобус, пылесос, василек, станок, пояс, поезд. Синяя: беседка, коляска, скамейка, ваза, незабудка. Зеленый: лист, куст, самолет, зонт, змей. Зеленая: капуста, сосна, миска, звезда, занавеска. Буквы с, с’ и з, з’ Зоя пускает змей. Вася везет сани. Под кустом змея. На небе сияют звезды. В лесу земляника. Потешки, загадки, стихи Са-са-са – летает оса, Су-су-су – поймали осу, Сы-сы-сы – у осы усы. У лисы усы. У осы усики. Воды не бойся. До пояса мойся. Усатый кот, Ленивый кот. Он спит весь день, Вставать ему лень, Вот и думает кот: - Ко мне миска подойдет. Загадка Кто на себе дом носит? (Улитка.) СоснаВ саду стоит высокая сосна. Сосна сухая. Вася и Саня спилили сухую сосну. СобакаСима и Валя сидели в саду на скамейке. Они увидели собаку и испугались. Лиса и гусятаГуси и гусята спали на поляне. А тут лиса. Гуси не видят лисы. Лиса хватает одного гусенка и убегает в лес. Несет лиса гусенка своим лисятам. СадВот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и сосны. В липовой аллее стоят скамейки. У скамеек васильки и маки. Люся и Соня гуляют в саду. Они сами поливают васильки и маки. Кот ВаськаСеня и Сема поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт. Потешки, скороговорки Во втором периоде обучения (13 – 17-я недели обучения) закрепляется произношение звуков б, б’, т’, д, д’, г, г’. Заканчивается дифференциация взрывных звуков, отличающихся глухостью- звонкостью. Особенно тщательно надо подготовить к этим занятиям тех детей, которые вовсе не произносили взрывных звонких звуков, произносили их с недостаточным окончанием или взаимозамещали звонкие и глухие звуки. Применительно к этим детям постановка звуков (или их уточнение) б, б’, т’, а затем д, д’, г, г’ происходит уже в начале обучения. Закреплению правильного произношения и особенно дифференциации звуков по звонкости-глухости много времени уделяется на подгрупповых занятиях с таким расчетом, чтобы к описываемому времени все дети овладели правильным произношением, различением и употреблением в речи всех пар взрывных звонких и глухих звуков как в твердом, так и в мягком звучании. Проводимые во втором периоде обучения фронтальные занятия по произношению являются итоговыми, они проводятся на усложненном речевом материале. За этот же период времени детьми усваиваются буквы б, в, д, э, г. Работа по овладению звуками и буквами строится, как и до сих пор, таким образом, чтобы одновременно с упражнениями в произношении того или иного звука детьми усваивался соответствующий графический знак. (Исключение составляют буквы в и э.) Так, например, если в понедельник проводится первое фронтальное занятие на звуки б и б’, то во вторник дети знакомятся с буквой б (буква п из упражнений временно исключается). Устанавливается и закрепляется связь между звуками б и б’ и буквой б. В среду – второе занятие по произношению на звуки б и б’ (напомним, что 4 – 5 минут отводится на чтение) и подгрупповое занятие по грамоте с детьми, испытывающими те или иные затруднения. В четверг – второе занятие по грамоте. В пятницу – подгрупповые занятия по усмотрению логопеда. Таким образом, всю неделю в той или иной форме дети усваивают, что звуки б и б’ обозначаются знаком б. Приведем примерный план фронтального занятия, во время которого дети упражняются в дифференциации звуков п и б.
содержание .. 8 9 10 11 ..
|
|