Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 10

 

 


Уже знакомая схема односложного слова (в которой обозначено слово и слог) дополняется звуками, обозначенными фишками. Проводится ряд упражнений в составлении такой схемы. Внимание детей обращается на то, что в словах всегда столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Одновременно продолжаются начатые в конце первого периода упражнения в звуковом анализе слов и игры «живыми звуками».


Следует отметить, что слова с мягким звуком с (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по звуко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мягкого согласного идет гласный и. Анализ слов с остальными гласными после мягких согласных (сено, Вася, Сема, Люда) дается лишь при наличии знакомства с буквами е, я, ë, ю.


Приведем примерный план одного из занятий, во время которого отрабатываются звуки с и с’.


Тема занятия: звуки с и с’.


Цель занятия: закрепление правильного произношения и различение звуков с и с’; составление схемы слов, состоящих из двух слогов; составление предложений с предлогами на и под.


Примерный ход занятия


  1. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.


    Логопед задает вопрос: «Чем отличаются слоги ас и ас’?» (В слоге ас

    звук с – твердый, в слове ас’ – мягкий.)


    Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук с. Примерные картинки: сито, собака, сумка, гусята, васильки, песок, самокат, сено, спутник, письмо, стакан, апельсин, судак. Проговариваются названия оставшихся картинок. Устанавливается, что в их названиях есть твердый звук с.

  2. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.


    1. Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуком с (или с’), состоящие из двух слогов (лиса, косы, сено, весы, сито, бусы и др.).


      Выбрав слово, произношение которого не расходится с написанием, например бусы (или Сима), логопед напоминает детям, что слово можно зарисовать (можно использовать фланелеграф) или выложить из полосок бумаги. На доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги. Выясняется, что первая короткая черта – это слог бу, а вторая – слог сы. Дети выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов и в схему добавляются фишки, обозначающие звуки. Аналогично проводится анализ и выкладывание схемы еще одного-двух слов.


    2. Чтение слогов и слов.


  3. Составление из данных слов предложений с предлогами на

и под.


  1. Логопед объясняет детям значение предлогов (маленьких слов). С этой целью логопед, у которого в руках два кубика, производит действие и одновременно говорит детям: «Этот кубик я кладу на стол, а этот – под стол». Затем одному из детей предлагается взять кубик и положить его… стол, т.е. предлог пропускается. Ребенок недоумевает. Логопед поясняет, что он пропустил маленькое слово на или под, поэтому непонятно, куда надо положить кубик: на стол или под стол.


    Задание дается повторно. На этот раз с нужным предлогом. Предлог интонационно выделяется («Положи кубик на стол»). Аналогичное задание дается еще двум-трем детям. Внимание детей привлекается к значению предлогов на и под.


  2. Логопед кладет кубики на стол, под стол, на шкаф, под шкаф и т.п. и одновременно произносит предложения, опуская предлог («Я кладу кубик… шкаф»). Детям предлагается установить, какое «маленькое слово» пропущено.


  3. Дети составляют из данных слов предложения с предлогами на и под, например: спит, кот, стул, на; столик, на, стоит, миска; скамейка, стоит, под, коляска; кусты, под, ягоды, много; спать, собака, сосна, под.


Как видно, последнее занятие (звуки с и с’) значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова и они относительно легко различают мягкие и твердые звуки.


Закрепление правильного произношения производится на значительно более сложном материале. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться

приводимыми здесь планами занятий. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у детей группы. Здесь мало сказано о подгрупповой работе, а в реальных условиях обучения она занимает большое место.


Все индивидуальные затруднения детей преодолеваются преимущественно во время занятий с небольшими группами. Кроме того, полученные навыки закрепляются на занятиях, которые проводит воспитатель.


В связи с закреплением правильного произношения звуков с, с’ (л, йот и др.) на фронтальных или подгрупповых занятиях детям может быть предложено выполнять также и следующие упражнения.


  1. Упражнения в словообразовании.


    1. Образование новых слов способом словосложения.


      а) логопед обращает внимание детей на то, что есть слова, составленные из двух слов, приводятся примеры: первый класс – первоклассник, лес рубит – лесоруб и т.п.


      б) на наборном полотне выставлены картинки с изображением самолета, самоката, сенокоса, листопада, снегопада, пылесоса. Детям задаются вопросы-загадки такого типа: «Машина, которая сама летает, - это…? Сено косят летом – это…?» И т.п. С помощью картинок дети подбирают нужные слова, их внимание каждый раз обращается на состав слов.


      в) логопед начинает предложения, которые дети должны закончить, а затем произнести целиком, например: Зимой бывает (снегопад.) Осенью падают листья, это… (листопад.) Васе купили новый синий… (самокат.) и др.


    2. Образование с помощью суффиксов относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.


      а) на примере прилагательного с ударным окончанием (меховой, -ая, - ое, -ые) внимание детей привлекается к смысловому и звуковому сходству между существительным мех и образованным от него прилагательным. Логопед показывает мех и спрашивает: «Это что?»


  2. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными (в основном с существительными мужского и женского рода) могут иметь различную форму.


    1. На наборном полотне выставлены картинки: синий – автобус, поднос, самокат, пояс, василек; синяя – косынка, сумка, беседка, скамейка, слива.


      Картинки называются отдельными детьми и хором.


      Логопед следит за четким произнесением слов, обращая особое внимание на звуки с, с’ и окончания прилагательных. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно. Назначается ведущий. Дети по очереди подходят к доске и просят дать им какую-либо картинку: «Дай мне синий самокат». Ведущий, давая картинку, произносит: «На синий самокат».


    2. Подобное упражнение может быть проведено в форме игры «Раз, два, три». В этом случае дети получают по одной картинке (картинки те же). На счет «раз» дети открывают свои картинки, на счет «два» - рассматривают их, на счет «три» - поднимают те картинки, про которые можно сказать синий, произносят словосочетания. Затем проверяется, какие картинки остались – про них можно сказать синяя.


    3. Упражнение проводится как игра в «Загадки». Каждому из детей логопед показывает две картинки (например, с изображением синего автобуса и синей косынки). Логопед произносит прилагательное или только его окончание (например: синий или –ий); ребенок должен отгадать, какая картинка задумана, и правильно произнести словосочетание. Можно выставить на наборном полотне все картинки. В этом случае дети по очереди подходят к доске. Логопед произносит прилагательное (или только окончание), ребенок выбирает подходящую картинку (-ий – синий василек) и произносит словосочетание.


      Вариант. Логопед называет предмет, а ребенок должен добавить соответствующее определение.

    4. Для закрепления полученных навыков может быть заучен рассказ: Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.


    5. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными можно сочетать с развитием произвольного внимания и памяти. В этом случае детям предлагается правильно произнести и запомнить ряд словосочетаний, например: вкусный апельсин, вкусная слива, вкусные ягоды, соленый суп, соленая селедка. Затем (в какой-либо игровой форме) логопед произносит одно из прилагательных (или существительных). Дети вспоминают, какой предмет (или качество предмета) задуман, и произносят нужное словосочетание.


      Одно из подобных упражнений включено в занятие на тему «Звук с».


  3. Работа над предложением.


    Работа над предложением может сочетаться с развитием произвольного внимания и памяти.


    1. Упражнения, направленные на воспитание навыка пользоваться полным ответом после произнесения предложений (см. занятие на с. 77, проводятся (постепенно усложняясь) и во втором периоде обучения.


    2. Не менее важно продолжать учить детей кратким ответам (одним словом или словом с предлогом). И в этом случае вначале дети вслед за логопедом (с помощью картинок) четко и правильно произносят ряд предложений, которые им предлагается запомнить, например: Соня поливает капусту. Саня пасет гусей (на поляне.) Ваня несет лейку (с водой.) Мама катает Люсю (в коляске.) (Слова, взятые в скобки, могут быть опущены.)


      Логопед задает вопросы, на которые дети должны отвечать одним словом: «Кто это?» (Соня.) «Что делает Соня?» (Поливает.) «Что поливает Соня?» (Капусту.) Затем логопед просит произнести все предложение.


    3. Воспроизведение предложений по первому (или любому) слову. Приведем примерный материал, который может быть при этом использован: У столика стоят два стулика. Сегодня мы гуляли в саду. Саня любит апельсиновый сок. Осенью поспевают сливы. Логопед произносит первое или любое из входящих в предложение слов. Дети должны точно воспроизвести все предложение.


    4. В целях воспитания навыка давать полный ответ на вопрос используется заучивание текстов.

      Как в подгрупповые, так и во фронтальные занятия включаются упражнения в составлении из данных слов предложений без предлогов или с предлогами на, в, у, над, под. Приведем примеры: Саня, у, совок.

  • У Сани совок. Пилить, сухая, Вася, сосна. – Вася пилит сухую сосну. Соня, в, спать, коляска. – Соня спит в коляске. Стакан, в, кисель, вкусный. – В стакане вкусный кисель.


  • Составленные предложения могут объединяться в рассказ. В этом случае вначале детям даются отдельные слова, из которых они должны составить предложения.


    Приведем примеры: 1) В, сосна, сад. 2) Под, скамейка, сосна, стоять. 3) Соня, скамейка, сидеть, на. 4) Скамейка, у, сидеть, собака. 5) Соня, давать, хлеб, кусок, собака.


    Затем логопед предлагает детям вспомнить все составленные предложения. Получается рассказ: В саду стоит сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У скамейки сидит собака. Соня дает собаке кусок хлеба. Рассказ заучивается.


    1. В различной форме проводятся упражнения в образовании множественного числа именительного и родительного падежей существительных. Особое внимание обращается на слова стаканы – стаканов, санки – санок, апельсины – апельсинов, письма – писем, колеса – колес, стулья – стульев, сыновья – сыновей, доски – досок.


    Аналогичные упражнения проводятся с целью образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (лесок, стулик, столик, спинка, свинка, носик, усики, ослик и т.п.).


    В процессе постановки звуков с и з дети узнают, что первый из них глухой, второй – звонкий. Планируя занятия на звук з, логопед включает в него сравнение звуков по звонкости-глухости. Пусть дети сами скажут, какая разница между этими звуками. (Звук с мы говорим тихо, без голоса, а звук з громко, звонко, с голосом).


    При сравнении звуков с и з детям можно предложить послушать собственное произнесение этих звуков. При этом им рекомендуется слегка прикрыть уши ладонями. Поочередно произнося то глухой звук с, то звонкий з, дети хорошо улавливают разницу между ними.


    Дети знакомятся с терминами «глухой звук», «звонкий звук».


    В процессе закрепления правильного произношения звуков з и з’ они сравниваются со звуками с, с’, ж. В то же время идет дальнейшее закрепление полученных навыков деления слов на слоги. Дети сами зарисовывают или выкладывают схемы, по готовым схемам подбирают слова.

    Проводятся различные упражнения с целью закрепления правильного произношения и различения звуков з и з’.


    В форме игры в мяч проводится упражнение в замене твердого звука мягким или наоборот. С этой целью логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком з или з’ (за, зе, зю, зо и т.п.). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем твердый звук на мягкий или наоборот, т.е. если логопед скажет зи, ребенок должен сказать зы и т.д.


    Включаются, постепенно усложняясь, упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Могут быть использованы следующие сочетания прилагательных с существительными мужского и женского рода: зимний день, зимняя обувь, зимние забавы, зеленый зонт, зеленая ваза, зеленые листья, забавный козленок, забавная обезьянка, забавные козлята и т.п.


    При образовании именительного и родительного падежей множественного числа обращается внимание на слова козлята – козлят, гнезда – гнезд, звезды – звезд.


    В различных формах продолжается работа над предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’. В составляемые детьми предложения вводится предлог за.


    По возможности быстрее следует переходить к дифференциации звуков

    с и з, с’ и з’.


    В связи с этим в занятия включаются различные упражнения. Это может быть повторение слоговых сочетаний или рядов слов типа са – за, за – за – са, спа – зба, ста – зда – зда, ся – зя, зе – зе – се, сани, зайка, зубы; зима, сено, изюм; отбор с помощью картинок слов с тем или иным звуком; замена в слоге звонкого звука глухим и наоборот; поочередное произнесение детьми слогов или слов то со звонким, то с глухим звуком.


    Продолжается работа над словосочетанием и предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’.


    Напомним, что в упражнения, связанные с обучением грамоте, включается только буква з (а не с), так как в это время происходит

    закрепление связи между звуком з и соответствующим графическим знаком.


    Приведем примерный план одного из занятий, посвященных дифференциации звуков с и з.


    Тема занятия: дифференциация звуков с и з.


    Цель занятия: различение и правильное произнесение звуков с и з; анализ слов типа зубы; согласование прилагательных с существительными.


    Примерный ход занятия


    1. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.


      Каждый раз устанавливается, что слово начинается на звук с (примерные картинки: сом, сок, суп, самолет, станок, самокат, спутник, сумка).


      Картинки выставляются на наборном полотне. Делается вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук с.


      Логопед спрашивает: «Какой это звук?» (Согласный, твердый, глухой.)

      «Почему звук называется глухим?» (Звук с произносится без голоса.)


    2. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку

      з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).


      Устанавливается, что звук з звонкий и произносится с голосом.


    3. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.


      Дети становятся в круг. В центре круга – логопед. Логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком с или з (со, са, зо, су, зо, су, зу, са, со, зу, зы). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем звонкий звук на глухой или наоборот, т.е. если логопед скажет зу, ребенок должен сказать су и т.п. Логопед бросает мяч всем детям по очереди. Ребенок, допустивший ошибку, выполняет какое-либо дополнительное задание – придумывает по одному слову на изучаемые звуки, анализирует предложенный логопедом слог и т.п.


      Упражнение в форме подвижной игры проходит очень живо. В то же время для правильного выполнения двойного задания (поймать мяч и правильно сказать слог) требуется максимальное напряжение внимания.

      После окончания игры дети садятся на свои места.


    4. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с

      и з проводится также в игровой форме.


      Каждый ребенок получает по две картинки. Названия изображенных на них предметов начинаются на звук с или з. Картинки кладутся перед детьми картинками вниз. По счету «раз» дети открывают картинки, по счету «два» они самостоятельно произносят слова и выделяют первый звук, по счету «три» к доске должны выйти все, у кого слова начинаются на звук з. Дети по очереди показывают свои картинки и произносят слова. Коллективно проверяется правильность ответов.


      Игра продолжается. На этот раз дети подбирают слова, содержащие звук с.


    5. Анализ слов типа зубы.


      1. Логопед спрашивает: «Какие гласные звуки вы знаете?» (А, у, э, о, ы, и.)


      2. Производится устный анализ слова зубы. Устанавливается, что в этом слове два слога. Логопед зарисовывает уже знакомую детям схему, в которой длинной чертой обозначается слово, короткими – слоги. Затем сосчитывается количество звуков в каждом из слогов и определяется, какие именно это звуки. В схему добавляются кружки, обозначающие звуки.


        Затем дети самостоятельно проводят анализ и выкладывают схемы слов: совы, козы, ваза.


        Внимание детей обращается на то, что в каждом слоге один гласный звук. Задается вопрос: «Какой из звуков есть в слове – глухой с или звонкий з


    6. Согласование прилагательных с существительными.


      1. Детям предлагается правильно произнести и запомнить следующие словосочетания: зеленый лист, забавная обезьянка, лесная земляника.


      2. Дети заканчивают предложения данными словосочетаниями, употребляя слова в нужной грамматической форме, затем произносят предложения полностью.


      Примерные предложения: В клетке сидели… (забавные обезьянки.) Весной на осине появились… (зеленые листья.) В июне поспевает… (лесная земляника.)


      Вопросы к тексту: «Какое время года наступает? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?» Вопросы задает логопед, а затем дети.


    7. Подведение итогов занятия.


    Логопед задает вопрос: «Какие звуки мы сегодня учили?» (С и з.)


    Дети самостоятельно придумывают по одному слову сначала с глухим звуком с, затем со звонким звуком з. При этом подбираемые детьми слова не должны повторяться.


    Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’


    Звук с


    Сани, сова, сок, сом, сук, суп, соль, сумка, совок, самолет, самокат, сливы, свиньи, стакан, свисток, станок, спутник, скамейка, усы, коса, мясо, весы, лиса, кусок, песок, фасоль, лес, нос, маска, миска, ослик, пастух, пояс, овес, компас, аист, киоск, куст, мост, соска, сосна, пылесос.


    Звук c'


    Сито, сено, сетка, семь, селедка, пасека, восемь, осень, лисенок, лисята, василек, письмо, сосиски.


    Слова собака, сундук, судак, сапоги, сандалии, стадо, посуда, стадион, поднос, автобус, гуси, беседка, наседка используются при закреплении правильного произношения звуков с и с’ применительно к тем детям, которые произносят звонкие звуки.


    Учитывая, что дети нередко неправильно образуют множественное число, например стаканы вместо стакáны, подбираются картинки с изображением одного предмета и группы предметов.


    Звук з и з’


    Зонт, закат, замок, завод, змей, змея, звонок, ваза, язык, коза, тазы, фазан, козлик; зима, земляника, изюм, обезьяна, вазелин, бузина.


    Звуки с, с’ и з, з’

    Для подбора существительных к прилагательным мужского и женского рода логопеду рекомендуется подобрать картинки с изображением предметов синего и зеленого цвета.


    Синий: автобус, пылесос, василек, станок, пояс, поезд. Синяя: беседка, коляска, скамейка, ваза, незабудка.

    Зеленый: лист, куст, самолет, зонт, змей. Зеленая: капуста, сосна, миска, звезда, занавеска.

    image

    Буквы с, с’ и з, з’ Зоя пускает змей. Вася везет сани. Под кустом змея.

    На небе сияют звезды. В лесу земляника.

    Звуки с и с’


    Потешки, загадки, стихи Са-са-са – летает оса, Су-су-су – поймали осу, Сы-сы-сы – у осы усы.

    У лисы усы. У осы усики.

    Воды не бойся.

    До пояса мойся. Усатый кот, Ленивый кот.

    Он спит весь день, Вставать ему лень, Вот и думает кот:

    - Ко мне миска подойдет. Загадка

    Кто на себе дом носит? (Улитка.)


    Сосна


    В саду стоит высокая сосна. Сосна сухая. Вася и Саня спилили сухую сосну.


    Собака


    Сима и Валя сидели в саду на скамейке. Они увидели собаку и испугались.


    Лиса и гусята


    Гуси и гусята спали на поляне. А тут лиса. Гуси не видят лисы. Лиса хватает одного гусенка и убегает в лес. Несет лиса гусенка своим лисятам.


    Сад


    Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и сосны. В липовой аллее стоят скамейки. У скамеек васильки и маки. Люся и Соня гуляют в саду. Они сами поливают васильки и маки.


    Кот Васька


    Сеня и Сема поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.


    Звуки с, с’ и з, з’


    Потешки, скороговорки


    image


    Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’


    Во втором периоде обучения (13 – 17-я недели обучения) закрепляется произношение звуков б, б’, т’, д, д’, г, г’. Заканчивается дифференциация взрывных звуков, отличающихся глухостью- звонкостью. Особенно тщательно надо подготовить к этим занятиям тех детей, которые вовсе не произносили взрывных звонких звуков, произносили их с недостаточным окончанием или взаимозамещали звонкие и глухие звуки. Применительно к этим детям постановка звуков (или их уточнение) б, б’, т’, а затем д, д’, г, г’ происходит уже в начале обучения.


    Закреплению правильного произношения и особенно дифференциации звуков по звонкости-глухости много времени уделяется на подгрупповых занятиях с таким расчетом, чтобы к описываемому времени все дети овладели правильным произношением, различением и употреблением в речи всех пар взрывных звонких и глухих звуков как в твердом, так и в мягком звучании. Проводимые во втором периоде обучения фронтальные занятия по произношению являются итоговыми, они проводятся на усложненном речевом материале.


    За этот же период времени детьми усваиваются буквы б, в, д, э, г. Работа по овладению звуками и буквами строится, как и до сих пор, таким образом, чтобы одновременно с упражнениями в произношении того или иного звука детьми усваивался соответствующий графический знак. (Исключение составляют буквы в и э.) Так, например, если в понедельник проводится первое фронтальное занятие на звуки б и б’, то во вторник дети знакомятся с буквой б (буква п из упражнений временно исключается). Устанавливается и закрепляется связь между звуками б и б’ и буквой б. В среду – второе занятие по произношению на звуки б и б’ (напомним, что 4 – 5 минут отводится на чтение) и подгрупповое занятие по грамоте с детьми, испытывающими те или иные затруднения. В четверг – второе занятие по грамоте. В пятницу – подгрупповые занятия по усмотрению логопеда. Таким образом, всю неделю в той или иной форме дети усваивают, что звуки б и б’ обозначаются знаком б.


    Приведем примерный план фронтального занятия, во время которого дети упражняются в дифференциации звуков п и б.

     

     

     

     

     

     

     

    содержание   ..  8  9  10  11   ..