ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 1

 

 

Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В 2018 ГОДУ
Москва
2019
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
5
I. Общая характеристика Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
6
1.1. Задачи и основные направления деятельности
6
1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору
15
II. Регулирующая деятельность
21
2.1. Нормативно-правовое регулирование
21
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
39
2.2.1. Атомные станции
39
2.2.2. Объекты ядерного топливного цикла
56
2.2.3. Исследовательские ядерные установки
70
2.2.4. Ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспе-
чения
75
2.2.5. Радиационно опасные объекты
79
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов, ра-
диоактивных веществ и радиоактивных отходов
94
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов
94
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
99
2.2.7. Объекты ведения горных работ
104
2.2.7.1. Угольная промышленность
104
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность, объекты подзем-
ного строительства
119
2.2.8. Маркшейдерские работы и безопасность недропользования
136
2.2.9. Объекты нефтегазодобывающей промышленности
140
2.2.10. Объекты нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промыш-
ленности и объекты нефтепродуктообеспечения
148
2.2.11. Объекты магистрального трубопроводного транспорта и подземного
хранения газа
154
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства и объекты
161
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
169
2.2.14. Производства и объекты химического комплекса
176
2.2.15. Производства и объекты оборонно-промышленного комплекса
200
2.2.16. Объекты (участки) транспортирования опасных веществ
214
2.2.17. Взрывопожароопасные объекты хранения и переработки раститель-
ного сырья
223
2.2.18. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов про-
мышленного назначения
247
2.2.19. Объекты, на которых используется оборудование, работающее под
избыточным давлением
254
2.2.20. Объекты, на которых используются стационарно установленные гру-
зоподъемные механизмы и подъемные сооружения
261
4
2.2.21. Электрические станции, котельные, электрические и тепловые уста-
новки и сети
274
2.2.22. Гидротехнические сооружения
281
2.2.23. Государственный строительный надзор
283
2.2.23.1. Осуществление государственного строительного надзора
при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства
283
2.2.23.2. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в
области инженерных изысканий, архитектурно-строительно-
го проектирования, строительства, реконструкции, капиталь-
ного ремонта объектов капитального строительства, а также
ведение государственного реестра указанных организаций
295
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
302
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
302
2.3.2. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасно-
сти
316
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных производствен-
ных объектов
318
2.5. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности
320
2.6. Аттестация экспертов в области промышленной безопасности
321
2.7. Результаты деятельности функциональных подсистем контроля за ядерно
и радиационно опасными объектами и за химически опасными и взрыво-
пожароопасными объектами единой государственной системы предупре-
ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
324
2.8. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
328
2.8.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной и радиацион-
ной безопасности
328
2.8.2. Научно-исследовательские работы в области безопасности электри-
ческих и тепловых установок и сетей, гидротехнических сооружений
344
2.9. Информирование общественности
348
2.10. Работа с обращениями граждан
351
III. Международное сотрудничество
353
3.1. Международное сотрудничество по вопросам регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных
целях
353
3.2. Международное сотрудничество по вопросам оказания содействия зару-
бежным органам регулирования в развитии национальных систем регули-
рования ядерной и радиоционной безопасности
366
3.3. Международное сотрудничество по вопросам контроля и надзора за техно-
логической безопасностью
373
IV. Кадровая политика
381
V. Информационное и техническое обеспечение деятельности
392
VI. Финансирование деятельности
394
Заключение
400
5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем отчете представлена информация о деятельности Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростех-
надзор) в 2018 году, которая касается: сферы деятельности, основных задач и пол-
номочий Ростехнадзора; схемы управления и организационной структуры системы
Ростехнадзора; состояния и направлений совершенствования правовой основы дея-
тельности Ростехнадзора; состояния контрольной, надзорной, лицензионной и раз-
решительной деятельности Ростехнадзора; анализа (оценки) безопасности и проти-
воаварийной устойчивости поднадзорных Ростехнадзору производств и объектов;
результатов экспертной деятельности; состояния регистрации опасных производ-
ственных объектов и декларирования промышленной безопасности; основных ре-
зультатов научно-технической поддержки деятельности Ростехнадзора; информи-
рования общественности о деятельности Ростехнадзора; международного сотрудни-
чества Ростехнадзора с зарубежными странами и международными организациями;
кадровой политики Ростехнадзора; информационного и технического обеспечения
и финансирования деятельности Ростехнадзора.
6
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
1.1. Задачи и основные направления деятельности
Ростехнадзор в соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 401,
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому ре-
гулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического
и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения
работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопас-
ности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по раз-
работке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия
и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электри-
ческих и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопас-
ности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых ги-
дротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения
взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функ-
ции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру является:
уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора
в области использования атомной энергии);
уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом фе-
дерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
органом государственного горного надзора;
органом федерального государственного энергетического надзора;
органом федерального государственного строительного надзора;
регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и
Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом
и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным
органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физи-
ческой защите ядерного материала;
органом, уполномоченным осуществлять в установленном порядке сотрудниче-
ство с органами государственной власти государств, являющихся заказчиками со-
оружения по российским проектам объектов использования атомной энергии, по
вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной
7
безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, включая раз-
витие нормативной правовой базы, систем лицензирования и надзора в указанной
области, а также по вопросам организации подготовки персонала органов регули-
рования ядерной и радиационной безопасности этих государств.
Кроме того, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфе-
ре деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Рос-
сийской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые
меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств
Российской Федерации.
Основными целями Ростехнадзора на 2018 год являлись:
совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе
по экологическому, технологическому и атомному надзору (ключевой показатель
достижения цели — снижение на 92 % риска возникновения аварий на поднадзор-
ных Ростехнадзору опасных производственных объектах к среднему значению за
2011-2013 годы);
совершенствование системы государственного регулирования в установленной
сфере деятельности (ключевой показатель достижения цели — выполнение на 100 %
Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2018 год);
реализация международного сотрудничества, направленного на совершенствова-
ние государственного регулирования в сфере обеспечения технологической безопас-
ности и безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях (клю-
чевой показатель достижения цели — выполнение на 100 % Плана международно-
го сотрудничества Ростехнадзора на 2018 год, полнота исполнения международных
обязательств Российской Федерации в части, касающейся функций Ростехнадзора
в установленной сфере деятельности, обеспечение взаимодействия Ростехнадзора
с органами государственной власти иностранных государств и международных ор-
ганизаций в установленной сфере деятельности, в том числе по вопросам оказания
содействия в развитии национальных систем регулирования безопасности при ис-
пользовании атомной энергии в странах, планирующих или приступивших к соору-
жению объектов использования атомной энергии по российским проектам);
повышение открытости, качества и гражданского контроля функций Ростехнад-
зора.
В соответствии с указанными целями определены основные задачи Ростехнад-
зора на 2018 год:
1. Внедрение дистанционных методов мониторинга (контроля) в области про-
мышленной безопасности (основание: План нормотворческой деятельности Фе-
деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на
2018 год; законопроект внесен в Правительство Российской Федерации).
2. Выполнение мероприятий проекта «Совершенствование функции государ-
ственного надзора в Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору» в рамках реализации приоритетной программы «Реформа кон-
трольной и надзорной деятельности» (основание: сводный паспорт реализации
проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной дея-
тельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору», утвержденный протоколом заседания проектного комитета от 21 фев-
раля 2017 года № 13(2).
8
3. Разработка нормативного правового акта, совершенствующего порядок ат-
тестации по вопросам промышленной безопасности опасных производственных
объектов, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасно-
сти в сфере электроэнергетики (основание: План нормотворческой деятельнос-
ти Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору на 2018 год; проект постановления внесен в Правительство Российской Фе-
дерации).
4. Разработка требований промышленной безопасности, обеспечивающих совер-
шенствование многофункциональной системы безопасности на угольных шахтах
(основание: План нормотворческой деятельности Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору на 2018 год, подпрограмма «Раз-
витие системы обеспечения промышленной безопасности» государственной про-
граммы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.04.2014 года № 300).
5. Совершенствование регулирования безопасности при использовании атомной
энергии (основание: План нормотворческой деятельности Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору на 2018 год).
6. Исключение устаревших и избыточных требований федеральных норм и пра-
вил в области промышленной безопасности (основание: План нормотворческой де-
ятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору на 2018 год).
7. Утверждение федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии (основание: План нормотворческой деятельности Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору на 2018 год).
8. Утверждение порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энерго-
принимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по произ-
водству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов те-
плоснабжения и теплопотребляющих установок (основание: План нормотворческой
деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору на 2018 год).
9. Участие в заседании Межгосударственного совета по промышленной безопас-
ности (МСПБ) (основание: подпрограмма «Развитие системы обеспечения промыш-
ленной безопасности» государственной программы Российской Федерации «Защита
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопас-
ности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 300).
10. Проведение мероприятий, направленных на повышение информированно-
сти юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюде-
ния обязательных требований.
11. Актуализация перечня типовых нарушений обязательных требований в сфе-
ре компетенции Ростехнадзора.
12. Разработка руководств по безопасности, содержащих разъяснения требова-
ний и рекомендации по их применению, а также методологию анализа риска.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов,
9
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Прави-
тельства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфе-
ре деятельности, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показате-
ли деятельности Службы.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федераль-
ных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Россий-
ской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно прини-
мает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования
атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответ-
ствии с перечнем должностей, утвержденным постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации;
требования к составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение
безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов
и (или) безопасности осуществляемой деятельности в области использования атом-
ной энергии, необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а так-
же порядок проведения экспертизы указанных документов;
порядок представления эксплуатирующей организацией в уполномоченный ор-
ган государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии документов, содержащих результаты оценки безопасности ядерной уста-
новки, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункта хра-
нения, хранилища радиоактивных отходов и обосновывающих безопасность их экс-
плуатации, а также требования к составу и содержанию этих документов;
порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования без-
опасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в
области использования атомной энергии;
порядок организации и осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов;
требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных произ-
водственных объектов и к ведению этого реестра;
порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и
случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
форма декларации безопасности гидротехнических сооружений;
порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведе-
нию государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических со-
оружений;
порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного стро-
ительного надзора, требования, предъявляемые к включаемым в такие дела доку-
ментам;
форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
10
своды правил в соответствии с законодательством Российской Федерации о тех-
ническом регулировании;
методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбро-
сов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбро-
сов радиоактивных веществ в водные объекты;
порядок выдачи и форма разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных ве-
ществ;
федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;
порядок согласования границ охранных зон в отношении объектов электросе-
тевого хозяйства;
особенности оценки соответствия продукции, в отношении которой устанавли-
ваются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использова-
ния атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевоз-
ки, реализации, утилизации и захоронения;
требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере дея-
тельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответ-
ствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федераль-
ными конституционными законами, федеральными законами, нормативными пра-
вовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации.
Осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за
условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии;
за ядерной, радиационной, технической безопасностью (на объектах использо-
вания атомной энергии);
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого го-
сударственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, ра-
диоактивных отходов;
за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области
обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании,
строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производствен-
ных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте техниче-
ских устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспор-
тировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики
и потребителей электрической энергии требований к обеспечению безопасности в
сфере электроэнергетики;
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производст-
венных объектах ведения подземных горных работ и при ведении взрывных работ;
11
за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководи-
телями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплу-
атации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических со-
оружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Рос-
сийской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;
за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных ре-
акторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Россий-
ская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в
Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов
с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возвра-
та продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зда-
ний, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической
эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требо-
ваний об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля
(вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципаль-
ного образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых Рос-
сийская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование
имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количест-
ва голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные
капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными уни-
тарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями,
государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юри-
дическими лицами, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в
уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требо-
вания о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергети-
ческой эффективности;
за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере де-
ятельности;
за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организа-
циями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере тепло-
снабжения.
Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации ли-
цензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также ли-
цензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Выдает разрешения:
на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам
объектов использования атомной энергии;
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на веде-
ние работ с указанными материалами;
на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электри-
ческой энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объек-
12
тов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным ли-
цам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской
Федерации).
Устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных ве-
ществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных ве-
ществ в водные объекты.
Регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный ре-
естр таких объектов.
Проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими ли-
цами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых
актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Согласовывает:
квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов
(служащих), в которых определяются квалификационные требования к работни-
кам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования
атомной энергии;
перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;
правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Кроме того, Ростехнадзор:
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами
использования атомной энергии при возникновении на них аварий;
создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной си-
стемы информационно-аналитической службы;
руководит в составе единой государственной системы предупреждения и лик-
видации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем кон-
троля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и
радиационно опасными объектами;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и ины-
ми нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок това-
ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки
товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного объек-
та капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной
документации;
утверждает декларацию безопасности гидротехнического сооружения;
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в уста-
новленной сфере деятельности;
разрабатывает, утверждает и вводит в действие руководства по безопасности при
использовании атомной энергии (в пределах своей компетенции);
участвует в работе по аккредитации в области использования атомной энергии;
осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по
перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
ведет реестр деклараций промышленной безопасности;
проводит аттестацию экспертов в области промышленной безопасности;
13
ведет реестр заключений экспертизы промышленной безопасности;
рассматривает сведения о нарушении установленного порядка предоставления
обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощно-
сти), газа, тепловой энергии (мощности)и (или) теплоносителя;
рассматривает сведения о нарушении правил ограничения подачи (поставки) и
отбора газа;
ведет реестр экспертов в области промышленной безопасности;
формирует и ведет Российский регистр гидротехнических сооружений;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федераль-
ного бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложен-
ных на Службу функций;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направле-
ние ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федера-
ции срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих го-
сударственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и коор-
динацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной
подготовке;
осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе, а также
контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по выпол-
нению ими полномочий в области гражданской обороны;
организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;
устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность
руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руково-
дителей указанных организаций;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти
иностранных государств и международными организациями в установленной сфе-
ре деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рабо-
ту по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности Службы;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если та-
кие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными право-
выми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
В 2018 году ввиду принятия Правительством Российской Федерации норматив-
ных правовых актов внесены изменения в установленные полномочия Ростехнад-
зора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 февраля 2018 года № 205 государственный строительный надзор при строи-
тельстве объектов капитального строительства осуществляется в том числе, если
проектная документация на их строительство является модифицированной проект-
ной документацией. Также Ростехнадзор уполномочен исключать опасные произ-
водственные объекты из государственного реестра по результатам проведения меро-
14
приятий по контролю в случаях утраты объектом признаков опасности, указанных
в приложении к Закону о промышленной безопасности опасных производственных
объектов, а также предусмотренного нормативными правовыми актами изменения
критериев отнесения производственных объектов к категории опасных или требо-
ваний к идентификации опасных производственных объектов.
В число мероприятий постоянного государственного надзора на опасных произ-
водственных объектах и гидротехнических сооружениях включены:
проверки организации и функционирования системы управления промышлен-
ной безопасностью;
проведение учебных тревог и проверки готовности организации, владеющей объ-
ектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации послед-
ствий аварии.
Уточнено также, что предметом проверки в рамках федерального государствен-
ного надзора в области промышленной безопасности является в том числе соблю-
дение требований обоснования безопасности опасного производственного объек-
та, в случае если деятельность в области промышленной безопасности осуществ-
ляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением
такого обоснования.
В решении о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения
должны быть определены результаты расчета вероятного вреда, который может быть
причинен гидротехническому сооружению, подлежащему консервации и (или) лик-
видации, в результате аварии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 июня 2018 года № 731 Ростехнадзор наделен полномочиями по выдаче
устанавливающих нормативы допустимых выбросов радиоактивных веществ в
атмосферный воздух и допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные
объекты разрешений на выбросы и разрешений на сбросы, по утверждению
методик и (или) методов разработки нормативов выбросов и нормативов сбро-
сов, по утверждению формы заявления об установлении нормативов выбросов
и (или) нормативов сбросов и по ведению реестра выданных разрешений на вы-
бросы и сбросы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 июля 2018 года № 793 Ростехнадзор наделен полномочием по установлению
порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных ма-
шин, используемых в целях построения расчетных моделей процессов, влияющих
на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятель-
ности в области использования атомной энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2018 года
№ 1023 предусмотрено направление юридическими лицами и индивидуальны-
ми предпринимателями в Ростехнадзор уведомлений о начале осуществления
деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживанию и ремонту)
лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (дви-
жущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в ме-
трополитенах, и приведение требований Правил представления уведомлений о
начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и
учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 584, в соответствие с положени-
15
ями статьи 4 Федерального закона от 5 декабря 2016 года № 412-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонару-
шениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно
которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляю-
щие деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому ди-
агностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования,
обязаны направлять соответствующие уведомления в органы государственного
жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года
№ 1445 в сферу государственного энергетического надзора внедрен риск-ориенти-
рованный подход. В целях применения при осуществлении государственного над-
зора риск-ориентированного подхода субъекты электроэнергетики, теплоснабжа-
ющие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энер-
гии подлежат отнесению к одной из категорий риска.
Проведение плановых проверок в отношении субъектов электроэнергетики, те-
плоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электри-
ческой энергии в зависимости от присвоенной им категории риска осуществляется
со следующей периодичностью: для категории высокого риска — один раз в 3 года,
для категории значительного риска — один раз в 4 года, для категории среднего ри-
ска — не чаще одного раза в 5 лет, для категории умеренного риска — не чаще од-
ного раза в 6 лет.
В качестве приоритетных направлений деятельности Ростехнадзора на 2018 год
определены следующие:
внедрение в контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора дистанцион-
ных методов контроля;
совершенствование нормативной правовой базы государственного регулирова-
ния промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энер-
гии, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электро-
энергетики;
надлежащая регламентация осуществления возложенных на Ростехнадзор функ-
ций, в том числе по вопросам аттестации работников поднадзорных объектов и до-
пуска к эксплуатации энергопринимающих установок;
дальнейшее развитие механизма обоснования безопасности опасного производ-
ственного объекта;
актуализация действующих и разработка новых требований в области промыш-
ленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии;
регламентация вопросов, связанных с осуществлением финансово-хозяйствен-
ной деятельности Службы;
своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для реали-
зации законодательных инициатив.
1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
В 2018 году в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору сохранена сформированная в 2009 году двухзвенная система управ-
ления деятельностью (центральный аппарат — территориальные органы федераль-
ного подчинения).
16
Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура терри-
ториальных органов и центрального аппарата Ростехнадзора создают условия для
обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности,
исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координа-
ции действий территориальных управлений в федеральных округах, приближения
контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзор-
ным объектам в регионах.
Организационная структура Ростехнадзора в 2018 году включала 16 структурных
подразделений центрального аппарата, 6 межрегиональных территориальных управ-
лений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, 23 территориальных
управления по технологическому и экологическому надзору межрегионального и
регионального уровня (рис. 1).
Рис. 1. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
С целью обеспечения реализации возложенных на Ростехнадзор полномочий
структурные подразделения центрального аппарата сформированы по отрасле-
вому признаку. В 2018 году структура центрального аппарата включала в себя 7
подразделений общей направленности (6 управлений и самостоятельный отдел),
3 управления по атомному надзору и 6 управлений по технологическому надзо-
ру (рис. 2).
Действовавшая в 2018 году схема размещения территориальных органов Фе-
деральной службы по экологическому, технологическому и атомному, утвержден-
ная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2012 года
№ 1846-р и дополненная распоряжением Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2014 года № 672-р, включала в себя межрегиональные территориальные
управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, а также терри-
ториальные управления Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору по технологическому и экологическому надзору межрегио-
нального и регионального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..